Научная статья на тему 'Профессиональная идентичность преподавателей высшей школы в условиях стратификации вузов'

Профессиональная идентичность преподавателей высшей школы в условиях стратификации вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ / СТРАТИФИКАЦИЯ ВУЗОВ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PROFESSIONAL IDENTITY OF PROFESSORS OF UNIVERSITIES / STRATIFICATION OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS / RESEARCH ACTIVITY / PRODUCTIVITY OF PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шиняева Ольга Викторовна, Ахметшина Екатерина Рифовна

В статье рассматриваются особенности профессиональной идентичности преподавателей вузов в контексте изменений, происходящих в высшей школе. Основное внимание уделяется влиянию стратификации вузов на профессиональное самочувствие кадров высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шиняева Ольга Викторовна, Ахметшина Екатерина Рифовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional identity of professors of university in the conditions of stratification of higher education institutions

In article features of professional identity of teachers of higher education institutions in a context of the changes occurring at the higher school are considered. The main attention is given to influence of stratification of higher education institutions on professional health of professors of universities.

Текст научной работы на тему «Профессиональная идентичность преподавателей высшей школы в условиях стратификации вузов»

О.В. ШИНЯЕВА доктор социологических наук, профессор, зав. кафедрой политологии, социологии и связи с общественностью УГТУ

Е.Р. АХМЕТШИНА старший преподаватель кафедры политологии, социологии и связи с общественностью УГТУ*

Профессиональная идентичность преподавателей высшей школы в условиях стратификации вузов

За последнее десятилетие система российского высшего образования существенно усложнилась: дифференциация образовательных учреждений привела к многомерной стратификации высших учебных заведений. Данный процесс связан с изменением объективных условий труда преподавательского состава. Во-первых, формируются непересекающиеся группы вузов, выделяемые по определенным критериям. Во-вторых, высшие учебные заведения близкой группы имеют схожие условия развития; при этом, меры финансового, научного, учебного регулирования в разных категориях вузов существенно различаются.

Расслоение российских вузов с каждым годом идет все активнее и влияет на показатели конкурентоспособности каждого вуза, положение профессорско-преподавательского состава, его самочувствие и профессиональное поведение. На это влияют новые требования к преподавателям: к уровню информационной культуры, результатам научной и инновационной деятельности, развитию новых компетенций. Стратификация вузов в образовательном пространстве России является одним из факторов трансформации профессиональной идентичности преподавательских кадров.

Актуальность изучения идентификационного поведения профессиональной группы «преподаватели вузов» обусловлена тесной связью с результатами труда и качеством оказываемых образовательных услуг. Соответствие профессиональной идентичности преподавателей вузов требованиям к качеству высшего образования их воспитанников становится одной из острых проблем модернизации общества. Цель данной статьи - на основе результатов комплексного социологического исследования выявить характер влияния стратификации высших учебных заведений на профессиональное самочувствие преподавательских кадров. Актуальность и содержание проблемы определили исследовательскую задачу - изучить характер, уровень, содержание профессиональной идентичности преподавателей учебных заведений, имеющих разный статус в стратификационной структуре высшего образования («федеральный университет», «национальный исследовательский университет», «государственное бюджетное образовательное учреждение», «филиал государственного бюджетного образовательного учреждения»).

Эмпирической базой исследования являются результаты проведенного авторами анкетного опроса преподавателей высших учебных заведений Приволжского федерального округа (ПФО) «Профессиональная идентичность преподавателей региональных вузов» (2011-2012 гг.)1 и полуформализованные интервью с преподавателями - наиболее успешными в научной деятельности «Научное сообщество в высшей школе: опытные исследователи»2. В исследовании использованы и данные Федеральной службы государственной статистики3, вторичные результаты общероссийских исследований.

Методологическую основу исследования составили следующие положения. Определение понятия «профессиональная идентичность преподавателей вузов» является ключевым в контексте изучаемой темы. Социологические теории идентичности связаны с символическим интеракционизмом (идентичность как результат коммуникаций с себе подобными), феноменологической социологией (идентичность как результат текущих практик и переживаний),

* Шиняева Ольга Викторовна, e-mail: olses@rambler.ru; Ахметшина Екатерина Рифовна, e-mail: Katerina.akhmetshina@rambler.ru

1 Выборка межрегиональная, квотно-случайная, n = 1420. В выборку включены вузы разных категорий и отраслевой принадлежности Самарской, Ульяновской областей, республик Чувашия и Татарстан.

2 Выборка целевая; квоты преподавателей выделены по профилям специальности, должностному статусу. Общая численность выборочной совокупности: 100 преподавателей-исследователей высших учебных заведений в тех же регионах.

3 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011. Стат. сб. / Росстат. М., 2012; Научный потенциал вузов Приволжского федерального округа (2010) Стат. сб. / СПб.,2010; Образование в Российской Федерации: 2007. Стат. ежегодник. М., 2007; Индикаторы науки. Стат. сб. М., 2006.

структурно-функциональной парадигмой (идентичность как результат адаптации к новым требованиям структуры).

При формулировании собственного определения «профессиональной идентичности преподавателей вузов» мы опирались на теорию В.А. Ядова о трехкомпонентной структуре самочувствия индивида в профессии: когнитивный, аффективный, поведенческий1. Профессиональная идентичность преподавателя вуза рассматривается нами как результат самоотождествления субъекта со своей профессиональной группой, формирования представлений о значимых ценностях и целях профессии, определения собственного места и модели профессионального поведения. Эти характеристики взяты нами за основу при выделении типологических групп преподавателей вузов, что позволит предложить пути повышения эффективности данной профессиональной группы и более полного использования ее потенциала в контексте модернизации высшей школы.

Вопросы, связанные с трансформацией института высшего образования в результате присоединения России к Болонскому процессу и осуществлением внутренних социальных реформ, являются актуальными в контексте факторного анализа проблемы. В 90-е гг. - начале 2000-х гг. профессиональное самоопределение преподавателей складывалось в условиях ухудшения материального положения вузов, активного развертывания рыночных отношений и «разрыва поколений профессорско-преподавательского состава»2.

Условия, в которых формируется профессиональная идентичность преподавателей вузов в настоящий момент, очень нестабильны. Мы рассматриваем высшее образование как процесс развивающей деятельности (на индивидуально-групповом и социетальном уровнях), а также как результат изменения личности и социума под влиянием этого процесса в конкретных образах. Среди факторов, влияющих на профессиональную идентичность преподавателей вузов, мы выделили объективные (институциональные, социально-экономические) и субъективные (социально-демографические, индивидуальные практики и потребности).

С 2008 г. в российской системе высшего образования происходит выделение отдельных категорий вузов - федеральных и научно-исследовательских университетов, которые должны играть роль «форпоста реформирования системы высшего профессионального образования в соответствии с потребностями экономики и социальной сферы»3. Преимущества этих вузов: отдельное финансирование за счет бюджета (в 2009 г. объем федерального финансирования составил 2,9 млрд. руб., в 2011 г. - 10,7 млрд.), возможность устанавливать собственные образовательные стандарты и индивидуальные учебные программы и программы развития. Функциональность этих университетов заключается в том, чтобы развивать науку в целях модернизации российской экономики, обеспечивать прорыв в международное образовательное сообщество. В соответствии с идеологией Министерства образования и науки РФ, каждый университет особой категории должен являться интегрированным научно-образовательным центром, осуществлять исследования по приоритетным научным направлениям и подготовку кадров в соответствии с мировыми стандартами. В то же время потребности региональных экономик в квалифицированных кадрах обеспечиваются более массовой категорией вузов, строящих свою работу на основе единых государственных образовательных стандартов и типовых образовательных программ.

Несмотря на рост бюджетного финансирования науки и обновления материально-технической базы вузов особых категорий наблюдается обратный эффект с кадровым потенциалом. Наш анализ данных статистики за период 2001-2010 гг. подтверждает сохранение тенденций старения кадрового состава и феминизации высшей школы (см. табл.), интенсификации труда и роста вторичной занятости преподавателей, увеличения нагрузки штатного преподавательского состава за счет появления новых функций. Эти тенденции не совместимы с требованиями реформирования высшей школы и в совокупности негативно влияют на самочувствие изучаемой профессиональной группы.

Число государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования в РФ4

Показатель 2001г. 2004г. 2005г. 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г. 2011г.

Число вузов в РФ 667 662 655 660 658 660 662 653 634

Численность штатного ППС в РФ, тыс.человек 265,2 313,6 322,1 334 340,4 341,1 342,7 324,8 319,0

Из них женщины, тыс. человек 130,3 164,5 171,7 179,2 184,4 187,3 189,2 181,5 нд

1 См.: Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности (программа проекта) // Социальная идентификация личности. М., 1993, с. 7-23.

2

См.: Круглый стол «Педагогический персонал вузов сегодня: тенденции изменений» // Социс, 2005, №5.

3

Булаев Н.И. Об итогах и задачах развития профессионального образования // Высшее образование сегодня. 2010, №3, с.11-21.

4 Россия в цифрах. 2012. Стат. сб. / Росстат. М., 2012, с. 156

Реструктуризация сети учреждений высшего образования означает, что перед всеми университетами без особого статуса стоит задача: без целевой финансовой поддержки со стороны государства изыскать средства, ресурсы и иные возможности для поднятия уровня образовательных услуг и статуса их исполнителей. В данной ситуации каждый вуз борется за свое существование; успех будет обеспечен том в случае, если качество оказываемых образовательных и иных услуг соответствует ожиданиям студентов и работодателей. Как следствие, подобные факторы вызывают у профессорско-преподавательского состава данных вузов чувство неудовлетворенности профессиональной деятельностью, материальным и общественным признанием и тем самым формируют черты негативной идентификации с профессией1.

Численность остепененных преподавателей вузов неуклонно растет (59,7% в 2000 г., 64,5% в 2010 г.): с 2000-2010 учебные годы число докторов наук увеличилось в 2,9 раз, кандидатов наук -почти в полтора раза. В 2010 учебном году тренд изменился: из высшего образования ушли более 3000 докторов и 7000 кандидатов наук.

Важно отметить, что вводимые аккредитационные показатели при оценке преподавательского состава вузов во многом основаны на важности научного, инновационного, исследовательского компонента в профессиональной деятельности. Противоречие заключается в том, что, с одной стороны, преподаватели должны «обслуживать» общество, предлагая ему качественное образование. С другой стороны, «массовизация» образования ведет к тому, что преподаватель вынужден снижать качество образования, ориентируясь на уровень подготовки студентов. Эта проблема обостряется из-за наличия большого количества вузов «без категории».

Преподаватели вузов, смысл профессиональной деятельности которых состоит в содействии ценностно-смысловому самоопределению молодежи, сами встают перед проблемой самоопределения. На основе проведенного анкетного опроса преподавателей государственных университетов, имеющих разный статус, мы выделили наиболее важные и часто противоречивые характеристики профессиональной идентичности опрошенных.

Во-первых, среди преподавателей вузов нет однозначного понимания предназначения профессии. Общая тенденция во всех типах университетов связана с преобладанием утилитарно-рыночной роли профессии на фоне принятия просветительско-воспитательного предназначения: она является вынужденной и определяется в первую очередь экономическими причинами. У новых поколений преподавателей (до 30 лет) ослабевают ценности, присущие вузовской интеллигенции, но растут ценности рыночных «интеллектуалов»: молодые преподаватели современного государственного вуза превращаются в «организаторов процесса производства образовательных услуг».

Во-вторых, у большинства преподавателей вузов разных типов преобладает внутренняя мотивация к профессиональной деятельности (труд ценится за возможности созидания, творчества, самосовершенствования), которая создает условия для включения в инновационные образовательные процессы. В то же время интенсификация работы в вузе, необходимость дополнительного заработка, сложности профессионального и карьерного роста в целом понижают эту внутреннюю мотивацию: в среднем лишь 30% преподавателей видят смысл своего труда в науке и творчестве и 28% - в качественной подготовке будущих специалистов.

В-третьих, распространена невысокая оценка престижности своей профессии у преподавателей всех вузов (5,4 балла из 10-ти); чуть выше оценка у преподавателей обычных бюджетных университетов и их филиалов (от 6 до 6,3 баллов). Это свидетельствует об углублении дискомфорта в профессиональной группе: высокий уровень образования и интеллектуального потенциала, важная социокультурная роль профессии в обществе, с одной стороны, и невысокие материальное положение и социальный статус - с другой. Рассогласованность статусных характеристик преподавателей российских вузов приводит к повышению интенсивности труда: почти 60% представителей профессии практикуют вторичную занятость; в вузах без категории (массовых) это работа в нескольких вузах; в федеральных и исследовательских университетах -внутреннее совместительство, участие в государственных научных программах и проектах.

В-четвертых, необходимым условием обеспечения высокого качества высшего профессионального образования является развитие университетской науки, реальное участие профессорско-преподавательского состава в фундаментальных и прикладных исследованиях. В системе профессиональной идентичности современных преподавателей пока слабо выражено понимание неотъемлемости исследовательской практики в профессиональной деятельности: несмотря на то, что более половины преподавателей вузов отмечают научные достижения (в федеральных и исследовательских университетах - три четверти, 75-78%), реально участвуют в исследовательских работах по грантам и инновационной деятельности 20-23% преподавателей.

Показатели активности в научно-исследовательской деятельности заметно выше у типа преподавателей, которых мы назвали «академики» (те, для кого главным смыслом является

1 См.: Зотова И.Г. Основные черты социальной идентичности преподавателей вузов // Социология образования, 2011, №

3, с 73-81.

получение нового знания). Доля их невелика (16%), но именно они имеют склонность к научно-исследовательской деятельности. Наиболее многочисленная группа - преподаватели типа «многостаночники» (38%, активно участвующие в разных сферах профессиональной деятельности): у большинства из них есть стабильные результаты в преподавании, внеучебной работе со студентами и написании необходимого количества научных статей. Для повышения их профессиональной активности необходимо разрабатывать действенные инструменты материальной мотивации, оптимизировать учебную нагрузку, предоставлять возможности повышения квалификации.

В-пятых, более гармоничная картина профессиональной идентификации наблюдается среди профессорско-преподавательского состава федеральных и национально-исследовательских университетов, что выражается в более ярко выраженном желании к достижению авторитетности в своей области знаний (60-67%), применению новых знаний в преподавании (60-63%), стремлении опубликовать научные разработки (в среднем 5 научных публикаций в год). Однако рассогласованность профессионального самочувствия наблюдается и в этом, «относительно благополучном» сегменте профессорско-преподавательского состава высшей школы: здесь самая невысокая оценка престижности профессии «преподаватель вуза» (от 4,8 до 5 баллов из 10-ти). Дополнительное интервьюирование показало, что внутри «статусных университетов» наблюдается более сильная дифференциация профессорско-преподавательского состава по критерию причастности к приоритетным направлениям. Преподаватели, не связанные из-за специализации с приоритетным направлениями университета, попадают в категорию второстепенных сотрудников с более низкими статусом и оплатой труда.

Таким образом, анализ результатов исследования показал, что профессиональная идентичность преподавателей российской высшей школы является неустойчивой, противоречивой, носит преимущественно адаптивный характер, усугубляется региональными и институциональными различиями. К усиливающемуся неравенству регионов добавилась стратификация вузов, внутри которых идет расслоение кадров преподавателей и сотрудников. Это не способствует сохранению целостности образовательного пространства и повышению в нем статуса преподавательских кадров.

Среди характеристик образа «идеального преподавателя», соответствующего требованиям совершенствования института высшей школы, мы выделяем следующие качества: внутренняя мотивация на профессиональную деятельность, осознанность высокой роли и социальной ответственности профессии, стремление к саморазвитию, концентрация усилий на инновационном характере профессии, результативность научно-исследовательской работы, ориентация на студента в процессе обучения. Воплощение этой модели в деятельность большей части преподавателей требует развитой системы мотивирования собственно преподавательских усилий и достижений. По этой причине важным представляется разработка программы соотнесения оплаты и результатов труда, создание условий для дифференцированной занятости и разделения профессиональных ролей преподавателей, появления новых направлений приложения их активности.

С целью гармонизации профессиональной идентификации и повышения уровня сплоченности преподавателей вуза вокруг задач модернизации высшего образования необходима комплексная программа развития научно-педагогических кадров высших учебных заведений в округах, которая может стать одной из важных составляющих управления качеством высшего профессионального образования. Основные ее направления должны включать совершенствование критериев и принципов оплаты труда, повышение престижности профессии, корректировку ценностей профессии, наделение профессиональной группы властными ресурсами через ассоциации и объединения преподавателей, пересмотр процедуры оценивания профессорско-преподавательского состава, модернизацию системы повышения квалификации, создание института наставничества в вузах в рамках педагогической и научно-исследовательской деятельности.

Только объединение институциональных и корпоративных ресурсов (целевого финансирования, кадрового, организационного и материально-технического обеспечения) с личной заинтересованностью преподавателей вузов в деле подготовки специалистов с новым типом мышления выведет на новый уровень образовательный потенциал молодых специалистов.

Шиняева О.В., Ахметшина Е.Р. Профессиональная идентичность преподавателей высшей школы в условиях стратификации вузов. В статье рассматриваются особенности профессиональной идентичности преподавателей вузов в контексте изменений, происходящих в высшей школе. Основное внимание уделяется влиянию стратификации вузов на профессиональное самочувствие кадров высшей школы.

Ключевые слова: профессиональная идентичность преподавателей вузов, стратификация вузов, научно-исследовательская деятельность, результативность профессиональной деятельности.

Shinyaeva O.V., Akhmetshina E.R. Professional identity of professors of university in the conditions of stratification of higher education institutions. In article features of professional identity of teachers of higher education institutions in a context of the changes occurring at the higher school are considered. The main attention is given to influence of stratification of higher education institutions on professional health of professors of universities.

Key words: professional identity of professors of universities, stratification of higher education institutions, research activity, productivity of professional activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.