Научная статья на тему 'Профессиональная художественная культура как один из механизмов актуализации традиционного фольклора'

Профессиональная художественная культура как один из механизмов актуализации традиционного фольклора Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
573
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
традиционный фольклор / актуализация / художественная культура / traditional folklore / actualization / art and culture.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Каминская Елена Альбертовна

Статья посвящена основным вопросам взаимодействия профессиональной художественнойкультуры и традиционного фольклора в современной социокультурной ситуации. Автор доказывает, чтопрофессиональная художественная культура, будучи одним из слоев культуры, может выступить своеобразнымсоциокультурным механизмом актуализации традиционного фольклора. В статье приводятся основныеситуации, в которых профессиональная художественная культура обращается к традиционному фольклору, иделается вывод о недостаточном и нецеленаправленном использовании ее потенциальных ресурсов в процессеего актуализации, что, по мнению автора, должно стать важнейшей задачей современной культурной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL ARTISTIC CULTURE AS ONE OF THE MECHANISMS OF ACTUALIZATION OF TRADITIONAL FOLKLORE

The article is devoted to the main issues of interaction of professional culture and traditional folklore in the contemporary socio-cultural situation. The author argues that professional culture, as one of the layers of culture, can serve as a socio-cultural mechanism of actualization of traditional folklore. The article presents the basic situations, where professional culture refers to traditional folklore, and draws a conclusion about insufficient and poorly focused using its potential resources in the process of its actualization, that is, in the author's opinion, should be an essential task of modern cultural policies.

Текст научной работы на тему «Профессиональная художественная культура как один из механизмов актуализации традиционного фольклора»

УДК 008.001

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КАК ОДИН

ИЗ МЕХАНИЗМОВ АКТУАЛИЗАЦИИ ТРАДИЦИОННОГО ФОЛЬКЛОРА

Е.А. Каминская

Аннотация. Статья посвящена основным вопросам взаимодействия профессиональной художественной культуры и традиционного фольклора в современной социокультурной ситуации. Автор доказывает, что профессиональная художественная культура, будучи одним из слоев культуры, может выступить своеобразным социокультурным механизмом актуализации традиционного фольклора. В статье приводятся основные ситуации, в которых профессиональная художественная культура обращается к традиционному фольклору, и делается вывод о недостаточном и нецеленаправленном использовании ее потенциальных ресурсов в процессе его актуализации, что, по мнению автора, должно стать важнейшей задачей современной культурной политики.

Ключевые слова: традиционный фольклор, актуализация, художественная культура.

PROFESSIONAL ARTISTIC CULTURE AS ONE OF THE

MECHANISMS OF ACTUALIZATION OF TRADITIONAL FOLKLORE

E. Kaminskaya

Abstract. The article is devoted to the main issues of interaction of professional culture and traditional folklore in the contemporary socio-cultural situation. The author argues that professional culture, as one of the layers of culture, can serve as a socio-cultural mechanism of actualization of traditional folklore. The article presents the basic situations, where professional culture refers to traditional folklore, and draws a conclusion about insufficient and poorly focused using its potential resources in the process of its actualization, that is, in the author's opinion, should be an essential task of modern cultural policies.

Keywords: traditional folklore, actualization, art and culture.

Говоря об актуализации традиционного фольклора, мы выдвинули идею применения для этого нескольких регулируемых сфер культуры, которые могут быть использованы как ее (актуализации) механизмы. Одной из этих сфер выступает профессиональная художественная культура, под которой мы будем понимать «слой культуры,

кристаллизующийся вокруг искусства для обеспечения максимально эффективного, с точки зрения общества и каждого конкретного социума, протекания художественной деятельности» [3, с. 166]. Как правило, принято выделять специализированный (профессиональный) и бытовой (обыденный) уровни художественной культуры.

Оговоримся, что термин «бытовая

художественная культура» - условный, лишь очерчивающий грань между

профессиональной и непрофессиональной художественной сферой. Грань эта очень тонка, а подчас и неуловима. Ведь не секрет, что есть участники художественной культуры, которые, не являясь профессионалами по образованию и типу деятельности (т.е. любители, а значит формально непрофессионалы), создают образцы (произведения, тексты) художественной культуры, которые могут приравниваться (и

даже быть выше) по художественным характеристикам к профессиональным произведениям (образцам, текстам). И профессиональная художественная культура, и непрофессиональная (бытовая, обыденная) -это сферы единой художественной культуры, вступающие в своеобразное взаимодействие друг с другом.

В силу того, что профессиональная художественная культура более организована, более управляема, мы будем рассматривать именно ее как один из своеобразных социокультурных механизмов актуализации традиционного фольклора. Поскольку традиционный фольклор - это процесс и результат простонародного переживания наиболее значимых и устойчивых коллизий социокультурного бытия и воплощения этого в художественно-эстетических образах,

содержащих ценностно-нормативные

доминанты [4], то он объективно входит в пространство художественной культуры. И поэтому его рассмотрение, как ее части -вполне органично и закономерно. Традиционный фольклор выступает для профессиональной художественной культуры как плодоносный источник сюжетов, образов, стилистики и проч., к которому обращаются ее самые различные деятели.

412

Нам представляется целесообразным описание основных ситуаций обращения профессиональной художественной культуры к традиционному фольклору, т.е. своего рода рабочая типология, для показа достаточно широкого спектра из взаимодействия. Кардинально важным при этом выступает критерий степени удаленности-

приближенности к аутентичному источнику, поскольку именно это обстоятельство существенно важно в контексте нашей темы.

Наиболее близкими к традиционному фольклору выступают фрагменты его цитирования, которые транслируются с максимальным соблюдением ситуационного контекста исполнения (обрядовые песни - в обрядовых сценах, считалки - в игровых ситуациях и т.п.), с выдерживанием стилистики языка, первоначального художественного образа и смысла. Обработки, аранжировки, инструментовки традиционного фольклора - еще один из способов использования его материалов в профессиональной деятельности. При этом указанные обработки, аранжировки, инструментовки опять-таки, могут быть как максимально близкими к первоисточнику (переложения на другой исполнительский состав, как один из примеров), так и достаточно далекими от него (например, фолк-рок).

«Переинтонирование» традиционного фольклора уже отходит от исконных аутентичных источников именно за счет его изменения (варьирования, трансформации, изменения символического ряда,

художественно-образного содержания и пр.). В зависимости от художественно-образной системы профессионального деятеля, его творческой установки, замысла произведения такое переинтонирование может касаться различных граней традиционного фольклора -изменения контекста исполнения, элементов языка, символики, образного строя, наделение новыми функциями, персонажами и т.д.

Использование образов, сюжетов, символов, видо-родо-жанровой структуры, текстов традиционного фольклора в авторских произведениях также может представлять большой спектр возможностей: от соблюдения стилистики жанра, сохранения сюжетной канвы, «наполнения» символов, до их переосмысления в достаточно «удаленных» от первоисточника формах. А стилизация под фольклор (вплоть до пародий на фольклорные формы и жанры) - воспроизведение в общих, но узнаваемых чертах, стиля, традиции,

устоявшегося канона выступает, по нашему мнению, как авторский метаприем, основанный на специфической «игре» собственным уникальным стилем и стилем фольклорного произведения.

Таким образом, мы очертили краткий, но достаточно представительный обзор ситуаций обращения художественной культуры к традиционному фольклору. Следовательно, актуализация традиционного фольклора с участием профессиональной художественной культуры фактически осуществляется процессуально, но происходит это спонтанно, ситуативно, спорадически. И тому есть причины. Художники - свободные мастера. Они творят по собственным законам, потребностям, установкам, и не обязаны целенаправленно заботиться о технологиях сохранения, возрождения, использования, актуализации традиционного фольклора, как общекультурной задаче. Им достаточно использования его потенциала, причем в той мере, в какой они сами считают необходимым в конкретной творческой ситуации.

Но при таком подходе к традиционному фольклору неизбежны потери, ошибки, неполное использование его потенциала, а то и забвение фольклорных явлений. При такой неизбежной «частичности» невозможно представить и весь спектр самого традиционного фольклора, который мог бы быть использован в профессиональной деятельности. Только при целенаправленном подходе в культурной политике возможна разработка и внедрение технологий его актуализации. На сегодняшний момент отсутствует или слабо выражено звено, которое бы занималось взаимодействием между собственно профессиональной художественной культурой и традиционным фольклором на обоюдополезных для них условиях. Для этого нужны специалисты особого рода, со специфической социокультурной направленностью, в профессиограмму которых в обязательном порядке включено знание типологии взаимодействия профессиональной

художественной культуры и традиционного фольклора, умение ее технологически использовать.

Таким образом, мы видим, что диапазон обращения профессиональной

художественной культуры к традиционному фольклору достаточно широк. Их взаимодействие взаимовыгодно обоим. «Профессионалы» черпают для себя образы, стилистику, символику, закономерности

413

развития и т.п. Традиционный фольклор проникает в специализированную

художественную культуру и закрепляется в ней в виде запоминаемых и узнаваемых, опять-таки, образов, символов, сюжетов, жанров и т.д. Следовательно, художественная культура выступает как один из мощнейших по силе воздействия механизмов его актуализации. В

Литература:

1. Головинский Г. Композитор и фольклор: Из опыта мастеров XIX - XX веков. Очерки. -Москва: Музыка, 1981. - 279 с., нот.

2. Земцовский И. Фольклор и композитор. Теоретические этюды. - Ленинград: Советский композитор, 1977. - 176 с.

3. Искусство в системе культуры: сб. ст. / АН СССР. Науч. совет по истории мировой культуры. Секция по теорет. пробл. культуры // Сост. и отв. ред. М.С. Каган. - Ленинград: Наука, 1987. - 272 с.

4. Каминская Е.А. К спорам об определении

термина «фольклор» // Шестые Лазаревские чтения «Лики традиционной культуры начала XXI столетия: материалы международной научной

конференции. - Челябинск, 26-27.02.2013. - С. 282285.

5. Конен В. Рождение джаза. - 2 изд. -Москва: Сов. Композитор, 1990. - 320 с.

6. Рыжинский А.С. Понятие «единство» как концептуальная основа композиции «Coro» Л. Берио // Музыковедение. - № 8. - 2012. - С. 10-18.

то же время этот механизм в последнее время недостаточно и нецеленаправленно

используется. Такое целенаправленное грамотное профессиональное обращение к художественной культуре как своеобразному социокультурному механизму актуализации традиционного фольклора должно стать одной из важнейших задач культурной политики.

References:

1. Golovinskij G. Kompozitor i fol'klor: Iz opyta masterov XIX - XX vekov. Ocherki. - Moskva: Muzyka, 1981. - 279 s., not.

2. Zemcovskij I. Fol'klor i kompozitor.

Teoreticheskie jetjudy. - Leningrad: Sovetskij

kompozitor, 1977. - 176 s.

3. Iskusstvo v sisteme kul'tury: sb. st. / AN SSSR. Nauch. sovet po istorii mirovoj kul'tury. Sekcija po teoret. probl. kul'tury // Sost. i otv. red. M.S. Kagan. - Leningrad: Nauka, 1987. - 272 s.

4. Kaminskaja E.A. K sporam ob opredelenii termina «fol'klor» // Shestye Lazarevskie chtenija «Liki tradicionnoj kul'tury nachala XXI stoletija: materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. - Cheljabinsk, 26-27.02.2013. - S. 282-285.

5. Konen V. Rozhdenie dzhaza. - 2 izd. -Moskva: Sov. Kompozitor, 1990. - 320 s.

6. Ryzhinskij A.S. Ponjatie «edinstvo» kak konceptual'naja osnova kompozicii «Coro» L. Berio // Muzykovedenie. - № 8. - 2012. - S. 10-18.

Сведения об авторе:

Каминская Елена Альбертовна (г. Челябинск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой музыкального образования Челябинской государственной академии культуры и искусств, e-mail: [email protected]

Data about the author:

E. Kaminskaya (Chelyabinsk, Russia), candidate of pedagogic sciences, docent, head of Department of Music Education of Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts, e-mail: [email protected]

414

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.