Научная статья на тему 'Профессиональная этика: современные концепты'

Профессиональная этика: современные концепты Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
631
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬ / ETHICS / ПРОФЕССИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / PROFESSIONAL / НРАВСТВЕННЫЕ ИДЕАЛЫ / MORAL / КОДЕКСЫ ПОВЕДЕНИЯ / ETHICS IDEALS / BEHAVIORS RULES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мяготин Анатолий Валерьевич

В настоящее время для социальной практики все большее значение приобретают нравственные аспекты, затрагивая глубинные, мотивационные человеческие силы, актуализируя изучение соответствующей профессиональной этики. В настоящей статье автор исследует профессиональную этику, анализирует ее основные дефиниции и социальные характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Currently, social practices are becoming increasingly important moral aspects, affecting the underlying motivational human strength, actualizing the study of relevant professional ethics. In this article author describes the professional ethics, analyzing its most common definition and specifies features and social characteristics.

Текст научной работы на тему «Профессиональная этика: современные концепты»

Основы менеджмента и рынка ========================================

А.В. Мяготин кандидат философских наук,

доцент кафедры философии МГУУ Правительства Москвы*

Профессиональная этика: поиск теоретической идентификации

Отчуждение от нравственной практики, забвение своих истоков и жизненных сил - это самообман человечества. Ставка только на движущие силы науки, техники, технологий вряд ли способна вывести человечество на магистрали, пролонгирующие не только его преуспевание, но и само существование социума.

В настоящее время, поддаваясь общим тенденциям общественного развития, мораль движется в поисках форм и средств своего выражения и функционирования, определения ценностных интенций и ориентиров. Сегодня «бум» на исследования этического феномена явно прошёл, в большей степени внимание учёных обращено на проблемы духовных явлений и процессов, где моральное рассматривается как их аспект, срез, сторона. Это объясняется не только частным исследовательским интересом, но и особой ролью морали, её функциональностью в системе человеческих отношений, в процессах творчески преобразующей деятельности человека.

В отношении морали всегда существовала и существует определенная трудность сопряжения этических идеалов и деятельности по их достижению. Философско-этические доктрины, основанные на толстовской, гандийской или постмодернистской аргументации, выглядят теоретически безупречными, но оказываются нежизнеспособными в современных социокультурных условиях. Общие моральные универсалии остаются в рамках классических этических теорий, в то время как современные практики настоятельно требуют действенных, адекватных моделей. В этой связи особый интерес вызывают частные за-

* Мяготин Анатолий Валерьевич, e-mail: am-logic68@yandex.ru

дачи развития теории и практики этики в профессиональных сферах в рамках известных парадигм.

Что же представляет собой профессиональная этика? Чем обусловлена неоднозначная трактовка её сущности? Что вызывает трудности построения профессионально-этических систем? Эти и другие вопросы актуализируют внимание к ней.

Этическая наука (теория морали) аутентична по причине нередуцируе-мости морального измерения, невозможности его определения через внемо-ральные сущности, несводимости к достижению иных внеморальных благ. Общепринятым предметом этики в ее научном статусе является мораль, однако, достаточно своеобразно проявляясь в профессиональных сферах деятельности человека, она представляет собой не только и не столько абстрактную рефлексию, сколько социокультурное явление, становящееся объектом изучения широкого круга гуманитарных наук.

Профессиональная этика как социальный феномен имеет свою историю появления и развития. Предпосылки современных знаний, практик, этических кодексов возникли ещё в древности, однако систематизация сведений в этой сфере была осуществлена не так давно (по оценкам специалистов профессиональная этика в качестве предметной исследовательской области конституировалась около 15 лет назад). Но хорошо известны более древние деонтологии врачебной деятельности, воинского служения, юридической практики. Это подтверждается и серьёзными работами, где исследователи предлагают различные подходы к пониманию профессионально-этических основ, детализируя те или иные аспекты применительно к конкретному роду деятельности.

В настоящее время говорят о профессиональной этике журналиста, сотрудника правоохранительных органов, спортсмена, политика, бизнесмена и др. Имеется тенденция к росту профессиональных групп, в рамках которых складываются самостоятельные профессиональные кодексы поведения, в последующем конституируя в различных формах соответствующие этики. Чтобы

примерно представить себе масштабы этого процесса, можно ознакомиться с сайтом Центра изучения этики и профессий Иллинойского технологического института, где собрана англоязычная коллекция более 850 кодексов профессиональной этики1.

Что касается российского общества, то оно значительно дифференцировано по социально-классовому, культурному, профессиональному признакам, что обусловливает наличие разнообразия нравственных норм, оценок и требований, вызывающее значительные трудности в выработке универсальных подходов. Несмотря на большое число сфер, в которых изучается профессиональная этика, ее трактовка не имеет единого фокуса понимания, а теоретическая идентификация затруднена по причине многообразия точек зрения на природу данного явления.

Действительно, нравственность является культурным феноменом в том смысле, что не имеет строго ограниченного этического пространства: мораль присутствует во всех сферах социальной жизни - от индивидуального поведения до государственной политики и экономических отношений, от духовного творчества до познавательной деятельности, от отношения индивида к самому себе до общения с окружающими. Таким образом, явление приобретает массовый характер, синтезируя в себе свойства общего, претендуя на особый, философский статус исследования. По мнению автора, профессиональная этика слабо изучена именно в качестве социального феномена, что и не позволяет создать общей картины, широкого представления о ней.

В рассуждениях по поводу этики давно присутствует известное правило: перед построением логической композиции авторы определяются в понятиях. При наиболее известных подходах дифференциации этики, морали и нравственности в дискурсе рассуждений о профессионально-этическом феномене складывается традиция и утверждается позиция отождествления перечисленных понятий. Это имеет под собой веское основание, поскольку в них отража-

1 См.: http://www.iit.edu/departments/csep/PublicWWW/codes/

ется особый тип ценностно-нормативного регулирования поведения, отличного от других социальных механизмов нравственной регуляции.

Специфика этики в данном аспекте состоит в том, что указанные цели формулируются здесь в форме идей о должном, о добре и зле, в виде идеалов, моральных принципов, норм поведения, реализующихся затем в практической деятельности. Трудности в интерпретациях еще добавляет симбиоз рационального и эмоционального, психического и соматического, сознательного и бессознательного, индивидуального и коллективного, волевого и свободного и др.

Проявляясь в различных отношениях, мораль функционирует как общепринятая, исторически сложившаяся норма. Но в этом случае, в отличие от других регулятивов, она носит исходящий от самого человека характер, т.е. любое действие или поступок, несомненно, обусловлены внешними доминантами, но в большей степени все же мотивированы внутренними посылами и установками на основе убеждений и свободного выбора личности. Такая позиция широко известна в истории этических учений и подтверждается общественной практикой.

В последнее время выпущен целый цикл монографий и других публикаций под редакцией известных специалистов, развивающих и позиционирующих свои идеи1. На основе этого складывается своеобразная «монополия» на общепризнанное мнение в понимании профессиональной этики, однако она не является обязательной для широкого круга исследователей, что приводит к ситуации свободной интерпретации природы данного феномена.

Широко распространенное не только в отечественной, но и зарубежной науке сведение профессиональной этики к совокупности норм, правил, требований, предписаний отражает зауженный подход, поскольку в этом случае отмечен только нормативно-функциональный аспект. В то же время сложившаяся

1 См.: Этика и этос воспитания. Научно-публицистическая монография. Тюмень, 2002; Гражданское общество: новая этика. Тюмень, 2003; Этика профессии: миссия, кодекс, поступок. Монография. Тюмень, 2005; Введение в прикладную этику. Монография. Тюмень, 2006; и др.

в российском обществе ситуация, многообразие коллизий, происходящие изменения в социокультурной среде не позволяют полагаться на автоматическое «срабатывание» норм морали в процессе формирования духовности личности, построение должных отношений, нравственного оздоровления общества. В этой связи совершенно очевидно возникает необходимость дополнительных мер по их реализации.

Но в основе действий профессионала лежит сложный комплекс мотивов, принципов, побуждений, а сама общественная практика насыщена различными противоречиями, в которых этические антиномии не находят четких предписаний своего разрешения. Ярким примером этому служит Модельный этический кодекс государственного служащего Российской Федерации (проект), разработанный в РАГС (надо признать, что это своевременный, нужный, научно обоснованный документ)1. Но возникает сомнение в том, что все государственные служащие вдруг начнут следовать установленным правилам.

А проблема видится полиструктурной, где наличествуют и феноменологический, и гносеологический, и онтологический, и аксиологический, и другие аспекты. Соответственно, необходимы иные подходы к пониманию профессиональной этики, позволяющие охватить всю многогранность данного явления.

Приступая к выяснению сути профессиональной этики, исследователи сразу сталкиваются с проблемной ситуацией полисемии, что не может удовлетворять принципам конкретности научного исследования. Это обусловлено:

-- полифункциональностью профессиональной этики, отражающей различные механизмы её проявления (известны различные подходы к классификации функций морали, которые проецируясь в профессиональную среду, могут быть особым образом иерархизированы);

-- разноуровневостью проявлений профессиональной этики, что влечёт за собой различия в содержательном аспекте, даёт смысловые оттенки по сути.

1 Проект подготовлен в Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Руководитель творческого коллектива проф. Академии, д-р филос.наук В.М. Соколов.

Например, на коллективном (общественном) уровне профессиональная этика может рассматриваться как ценностно-нормативная система, тип регуляции отношений, в основании которых лежат исторически складывающиеся представления о должных рекомендациях в той или иной сфере деятельности. На личностном (индивидуальном) уровне профессиональная этика может представляться как мировоззренческая позиция, отражающая знания и убеждения человека, совокупность его моральных качеств, принципы поведения, имеющие проявление не только в профессиональной деятельности, но и в жизненных ситуациях;

-- системным характером образования, не позволяющем суммативно, а значит, в этом случае упрощённо понимать профессиональную этику как обычный набор нравственных знаний, требований, убеждений, норм, оценок. Целостность профессиональной этики образуется на основе сложного синтеза предпочтений исторически сложившихся идеалов, целесообразности действий, убеждений и принципов личности, мотивов свободы выбора, её волевых усилий;

-- определённой креацией (преобразованием) морали в профессиональной среде. Нет, изменению не подлежат механизмы, например, совести, морального выбора, моральной оценки и др., а по мнению В.И. Бакштановского и Ю.В. Со-гомонова в различных сферах профессиональной деятельности формируется особый тип доразвитой морали. И в этом случае беспокоить должны не столько проблемы соотношения морали и экономики, морали и политики и т.п., сколько проблема преобразования морали в тех случаях, когда она прилагается к этим сферам1. Речь идёт о сферах деятельности, где образуются моральные коллизии, носящие трудно разрешимый характер.

Однако здесь ещё не все выяснено до конца в плане теории, а на практике профессиональная этика продолжает осваиваться и развиваться, предлагая все новые и новые грани своих проявлений. Так, например, совершенно очевидна сложность в аспекте единства общего и особенного, диалектическое противо-

1 См.: Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Профессиональная этика: социологические ракурсы // СОЦИС, 2005, № 5, с. 9, 10.

речие которых заключается в том, что последнее объединяет ряд отличий, в некоторых случаях отрицающих в прямой постановке первое. Ведь общие моральные нормы - это этические универсалии, имеющие равнозначную ценность для всех. В свою очередь особенные, т.е. профессионально-этические императивы претендуют на самостоятельность в иных, изменённых социальных условиях. Особость в этом случае задают критерии ценности и их иерархия в той или иной профессиональной среде, значимость действий специалиста в системе общественных отношений (В.М. Соколов).

Отсюда необходим поиск аксиологических оснований профессии, имеющих общественную значимость и ценность. Определение сути профессиональной этики, по мнению автора, должно осуществляться через изучение и понимание феномена профессии и профессионализма, в которых присутствует си-нергетический эффект систем особой природы и структуры. Проявление морали в профессии - сложнодетерминированное явление, где в единое целое объединяются личностные убеждения и принципы, общественные требования и нормы, этические ценности профессиональной группы.

Может возникнуть вопрос: возможна ли этика, т.е. рациональное нормирование и регулирование «предметно определённой деятельности» вне профессии? Для ответа на него надо определиться с пониманием профессии, её местом и ролью в жизнедеятельности человека.

Общеизвестное понимание профессии (лат. professio) означает род деятельности, требующий конкретной специальной подготовки, соответствующих знаний, навыков, умений, качеств. Однако приведенное описание, на взгляд автора, не отражает одну важную характеристику профессии - это ее общественно полезный, социально ориентированный и в целом нравственный характер. Именно здесь заложен её сущностной признак, ведь по формальным основаниям действия и вора, и киллера, и боевика подпадают под определение профессии, приведенное выше.

В этой связи профессия должна пониматься как исторически складывающаяся, организованная, общественно полезная форма активности, вид деятельности, ценность, составляющая основу жизни человека, служащая показателем полнокровного участия индивида в развитии культуры, а значит и соотноситься с нравственными основами. Здесь возникают и моральные коллизии, связанные с трансформацией нравственности, включенностью ее в различные сферы. Так, например, говорят о воровской этике, где она сводится к очень своеобразному регламенту, жестким правилам, часто неадекватным ценностям. В этом случае на взгляд автора происходит «жонглирование», спекуляция этическими смыслами, в то время как речь идет скорее о наборе норм и правил поведения, т.е. об этикете.

Вместе с тем, в тех видах труда (профессиональной деятельности), в которых сам процесс требует согласованности и ответственных перед обществом действий всех его участников существует не только своя логика социального поведения, но и складывается своя этика служебного поведения. В этой связи профессиональная деятельность (профессия) представляет собой сложное явление, во многом детерминирующее духовные образования личности, определяющее её общественный статус, образ жизни, поведение, что приводит к отождествлению, идентификации человека с его профессией.

Совершенно очевидно, что основным субъектом деятельности является человек, по ряду приведённых признаков могущий быть причисленным к профессионалу. Самое интересное, что предъявляемые требования к мастеру своего дела, как правило, содержат именно прикладные, опытные показатели (умения делать что-либо, знаток в какой-либо области, имеет достижения и пр.), а вот духовные компоненты как бы подразумеваются. Но каким образом тогда можно объяснить эффективность деятельности (действий, работы) профессионала, где в совокупности со знаниями, навыками, умениями присутствует ещё и моральная сторона, наличие или отсутствие которой зачастую определяет успех дела в целом? И в этом случае только настоящий профессионал выступает

нравственно цельной личностью, в полной мере претендуя на выбор достаточных средств для решения той или иной задачи как морально оправданных и допустимых. Он не просто следует поведенческим нормам, а реализует соответствующий образ жизни на практике своим мастерством и компетентностью подтверждая право на это.

В этом как раз и кроется проблемно-сущностная тонкость. Например, блестящий хирург вдруг по каким-то соображениям отказываясь делать операцию, оставаясь при своих знаниях, опыте и заслугах, изменяя лишь каким-либо убеждениям или мировоззренческим принципам, уже не может признаваться и не признаётся своими коллегами профессионалом. Значит помимо теоретических знаний, практических навыков у профессионала должны присутствовать такие духовные черты и образования, которые в совокупности с первыми и дают эффект профессионализма.

Возможно, в этом случае речь должна идти о целостном образовании, где синтезируются убеждения, вера в гуманистическую миссию профессии, чувство приверженности и гордости за принадлежность к ней, личностные качества человека, его мировоззренческие позиции, мотивационные установки, приобретающие значимый характер в конкретной сфере деятельности. Общность, историчность, массовость, надиндивидуальность позволяют квалифицировать профессиональную этику как социокультурное явление, соотнося её не только и не столько с отдельной личностью, сколько с образом профессионала.

Современный концепт профессиональной этики должен уходить от схематично-линейного кодифицирования ценностей, норм, правил, переориентируясь на понимание её как социального явления, формы духовно-практического освоения действительности в рамках профессиональной деятельности. Природа профессиональной этики кроется в совокупном целом моральной рефлексии и её объективации в условиях профессиональной деятельности, предстающем в виде специфической формы духовного бытия, включающей всё многообразие нравственных проявлений, приобретающих со временем системный характер.

Именно такой контекст выстраивает отчётливую композицию, устраняет гносеологическую неопределённость, сводит к единому основанию духовно-практические, ценностно-нормативные, мотивационно-регулирующие аспекты профессиональной этики.

Мяготин А.В. Профессиональная этика: современные концепты. В настоящее время для социальной практики все большее значение приобретают нравственные аспекты, затрагивая глубинные, мотивационные человеческие силы, актуализируя изучение соответствующей профессиональной этики. В настоящей статье автор исследует профессиональную этику, анализирует ее основные дефиниции и социальные характеристики.

Ключевые слова: мораль, профессия, профессиональная этика, нравственные идеалы, кодексы поведения.

Myagotin A.V. Professional ethics: the modern concepts. Currently, social practices are becoming increasingly important moral aspects, affecting the underlying motivational human strength, actualizing the study of relevant professional ethics. In this article author describes the professional ethics, analyzing its most common definition and specifies features and social characteristics.

Key words: moral, ethics, professional, ethics ideals, behaviors rules.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.