СОЦИОЛОГИЯ
80С10Ь0СУ
УДК 316.334.2:364-5 ао1:10.21685/2072-3016-2021-2-8
Профессиональная этика социально ориентированных некоммерческих организаций на рынке социальных услуг: к вопросу о внутриорганизационном и межорганизационном
сотрудничестве
Н. В. Дулина1, Я. И. Ситникова2, Н. А. Николенко3
1,2,3Волгоградский государственный университет, Волгоград, Россия 2 Автономная некоммерческая организация социального обслуживания населения «СОЦИУМ», Волгоград, Россия 1пу^и1ша@уоки.ги, 2]апа3194@таП.ги, [email protected], 3тко1епко@уо^и.ги
Аннотация. Актуальность и цели. Этические ценности, нормы, принципы, составляющие основу профессиональной этики социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО), действующих на рынке социального обслуживания населения, относятся к одной из малоизученных тем, которым в научной литературе уделяется внимание. В то же время актуальность данной темы не вызывает сомнения, так как в условиях взаимодействия СО НКО с партнерами (с государственными организациями, бизнес-структурами и др.), организациями-конкурентами, необходимости использования всех имеющихся в организации ресурсов для осуществления эффективной деятельности (в том числе и за счет создания благоприятной трудовой среды, нивелирующей предпосылки появления у сотрудников чувства неуверенности пребывания их в данном статусе, оказывающего существенное влияние на мотивацию) информационная открытость рассматривается уже как необходимый и обязательный атрибут деятельности организации. В статье приводится обзор концепций зарубежных и российских авторов, исследующих этические аспекты профессиональной деятельности. Материалы и методы. На основе анализа результатов проведенных авторами данной статьи социологических исследований (при помощи методов контент-анализа документов на сайтах СО НКО и экспертного интервью с руководителями данных организаций) обосновывается не только возможность, но и необходимость использования в качестве основополагающих императивов управленческой деятельности руководителей СО НКО этических норм и принципов, закрепленных в профессиональных этических кодексах. Результаты. Исследованы функциональные особенности этических документов СО НКО, действующих на рынке социального обслуживания населения Волгоградской области, их информационная открытость, выявлены практики выстраивания отношений СО НКО с организациями-партнерами, организациями-конкурентами, с сотрудниками. Проанализированы российские социологические и западные концепции профессиональной этики. Выводы. Наличие этических кодексов, раскрывающих принципы взаимоотношений организаций со своими сотрудниками и другими внешними субъектами социального взаимодействия, открытый доступ к ним будет способствовать развитию доверия к СО НКО со
© Дулина Н. В., Ситникова Я. И., Николенко Н. А., 2021. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License / This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.
стороны общества и сотрудников организации, в том числе и предпенсионеров -представителей группы риска (на примере которых в статье обосновывается данное утверждение).
Ключевые слова: социально ориентированные некоммерческие организации, пред-пенсионеры, региональный рынок социального обслуживания населения, этический кодекс, этические нормы, информационная открытость
Финансирование: исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и администрации Волгоградской области в рамках научного проекта № 19-411-340005 «Социальная поддержка предпенсионеров на региональном рынке труда в условиях цифровой экономики».
Для цитирования: Дулина Н. В., Ситникова Я. И., Николенко Н. А. Профессиональная этика социально ориентированных некоммерческих организаций на рынке социальных услуг: к вопросу о внутриорганизационном и межорганизационном сотрудничестве // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2021. № 2. С. 68-82. doi:10.21685/2072-3016-2021-2-8
Professional ethics of socially oriented non-profit organizations in the social services market: on the issue of intra- and inter-organizational cooperation
N.V. Dulina1, Ya.I. Sitnikova2, N.A. Nikolenko3
1,2,3Volgograd State University, Volgograd, Russia 2Autonomous non-profit organization of social services for the population "Socium", Volgograd, Russia
[email protected], [email protected], [email protected], [email protected]
Abstract. Background. Ethical values, norms, principles that form the basis of the professional ethics of socially oriented non-profit organizations (SO NPOs) operating in the market of social services for the population are one of the little-studied topics that receive attention in the scientific literature. At the same time, the relevance of this topic is beyond doubt, since in the context of interaction of SO NPOs with partners (with government organizations, business structures, etc.), competing organizations, the need to use all the resources available in the organization to carry out effective activities (including through the creation of a favorable working environment, leveling the prerequisites for the emergence employees have a feeling of insecurity about their stay in this status, which has a significant impact on motivation), information openness is considered already as a necessary and obligatory attribute of the organization's activities. The article provides an overview of the concepts of foreign and Russian authors exploring the ethical aspects of professional activity. Materials and methods. Based on the analysis of the results of sociological research carried out by the authors of this article (using methods: content analysis of documents on the websites of SO NPOs and expert interviews with the heads of these organizations), not only the possibility, but also the need to use the leaders of SO NPOs as fundamental imperatives is substantiated ethical standards and principles enshrined in professional ethical codes. Results. The functional features of the ethical documents of SO NPOs operating in the market of social services of the population of the Volgograd region, their information openness are investigated, the practices of building relations with NPOs with partner organizations, competitor organizations, and employees are revealed. Russian sociological and Western concepts of professional ethics are analyzed. Conclusions. The presence of ethical codes that disclose the principles of relationships between organizations with their employees and
other external subjects of social interaction, open access to them will contribute to the development of trust in SO NPOs on the part of society and organization employees, including pre-retirees - representatives of the risk group (for example, in the article substantiates this statement).
Keywords: socially oriented non-profit organizations, pre-retirees, regional social service market, code of ethics, ethical standards, information transparency
Acknowledgments: the reported study was funded by RFBR and the government of Volgograd region according to the research project No. 19-411-340005 "Social support for pre-pensioners in the regional labor market in the digital economy".
For citation: Dulina N.V., Sitnikova Ya.I., Nikolenko N.A. Professional ethics of socially oriented non-profit organizations in the social services market: on the issue of intra- and inter-organizational cooperation. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki = University proceedings. Volga region. Social sciences. 2021;2:68-82. (In Russ.). doi:10.21685/2072-3016-2021-2-8
Введение
В Российской Федерации с введением ряда нормативных правовых документов (в том числе вступление в силу Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ) изменяется структура рынка социальных услуг, выражающаяся появлением «новых игроков», ростом потребности граждан в предоставляемых социальных услугах, влиянием комплекса внешних и внутренних факторов на современное состояние рынка, сложность и противоречивость становления которого определяет необходимость увеличения ресурсного потенциала СО НКО, внедрение новых технологий и практик. Возникновение подобной ситуации вызывает потребность в проведении исследований малоизученных, но важных аспектов, связанных с выстраиванием профессиональной этической коммуникации как внутри СО НКО, так и между организациями, действующими на рынке социальных услуг. Профессиональные этические коммуникации, по мнению авторов статьи, влияют на формирование позитивного имиджа СО НКО, создают профессиональную благоприятную атмосферу внутри организаций, что влияет на повышение качества предоставляемых социальных услуг субъектами рынка, так как четко регламентируют отношения с получателями социальных услуг.
1. Этический кодекс: институциональный подход западных социологов
Вопросы «профессионального этоса» затрагивались в трудах многих западных социологов. К примеру, Р. Мертоном было обращено внимание на необходимость разработки нравственного (этического) кодекса ученого на основе «этоса науки» как некоторого набора внутренних социальных норм, которыми бы руководствовались ученые в процессе воспроизводства научных знаний и которые способствовали бы развитию науки.
Р. Мертоном было предложено четыре императива, на которых, по его мнению, должны строиться «нормы науки» и должно быть основано поведение ученых: 1) «универсализм», т.е. интерсубъективность, оценка знания должна проводиться доказательно, с точки зрения научной значимости; 2) «коммунизм» - научное знание, производимое ученым, должно свободно
становиться общим достоянием; 3) «бескорыстность», означающая то, что первичным стимулом деятельности ученого является бескорыстный поиск истины, свободный от соображений личной выгоды, завоевания славы, получения денежного вознаграждения; 4) «организованный скептицизм» - каждый ученый несет ответственность за оценку доброкачественности того, что сделано его коллегами, и за то, чтобы эта оценка стала достоянием гласности.
Как полагает Р. Мертон, нарушение так называемого «этоса науки» должно сдерживаться внешними «интернализованными запретами» и неодобрительными эмоциональными реакциями ученых-коллег [1].
В то же время в предложенной Р. Мертоном методологии не раскрываются механизмы практической реализации данных императивов, в том числе закрепления их в базовых документах, одобряемого научным сообществом.
В свою очередь Н. Сторер считает, что предложенные Р. Мертоном императивы не являются специфичными для этических кодексов только ученых, а характеризуют практически любую интеллектуальную деятельность: «Они присутствуют в любой области, в которой доминирует культурный (т.е. относящийся преимущественно к знанию) компонент». В связи с этим Н. Сторе-ром предлагается внедрить еще один важный компонент при формировании этических кодексов, который учитывал бы специфику поведения индивидов в определенной сфере их деятельности и отражал бы взаимосвязь между общей целью профессии и личной мотивацией каждого ее представителя (т.е., по выражению Н. Сторера, прослеживался «функциональный обмен») [2]. На наш взгляд, важным в идее Н. Сторера является то, что основные положения этического кодекса можно выстроить на основе исследования шаблонов поведения индивидов и отбора социально одобряемых норм и ценностей, которыми они должны руководствоваться.
В свою очередь Т. Кун выдвигает принципиально иной подход в формировании этических кодексов через «парадигму», которая объединила бы всех членов научного сообщества. При этом под парадигмой ученый понимает «некоторые общепринятые примеры фактической практики научных исследований» [3]. А роль этических кодексов (неписанных правил), регулирующих социальные взаимодействия внутри научного сообщества и его отношения с социумом, по мнению ученого, - способствовать закреплению позитивных поведенческих стратегий и развитию научного знания на благо общества.
Интересна, на наш взгляд, и позиция К. Поланьи, который вводит понятие «республика ученых», интерпретируемое как «система сложных коммуникативных связей и механизма самоорганизации ученых», т.е. данная «республика» рассматривается им не как простое механическое объединение научных работников, заинтересованных в защите автономии знания, а как сообщество ученых - производителей идей личностного знания, страстности, без которой невозможна научная деятельность [4].
Анализируя мнение вышеназванных ученых, на наш взгляд, можно выявить некоторые положения, которые могут быть использованы в организации профессиональной деятельности не только научного, но и других сообществ, в том числе СО НКО.
Это касается прежде всего необходимости разработки этических норм и правил поведения сотрудников, регулирующих их деятельность и взаимоотношения. Данные этические нормы и правила должны отражать специфику
деятельности сообществ, взаимосвязь миссии организации и целей сотрудников.
Сами этические нормы и правила должны быть разработаны на основе отбора позитивных практик (шаблонов поведения Н. Сторера), отражать коммуникативные связи (К. Поланьи), содержательно соответствовать вышеприведенным императивам Р. Мертона, закреплять сформированные основополагающие парадигмы (Т. Кун).
Рассматривая СО НКО в проекции данных выводов, следует подчеркнуть, что все указанные положения могут быть применимы при изучении практик данных организаций.
Например, если в научном сообществе, по мнению Т. Куна, в качестве парадигмы предлагается рассматривать практики научных исследований, то в профессиональном сообществе СО НКО, работающем на рынке социального обслуживания населения, такой парадигмой, по нашему мнению, являются разрабатываемые и реализуемые практики социальных технологий, обеспечивающих качество предоставляемых социальных услуг.
Применимые императивы Р. Мертона, выступающие эталоном поведения ученых, могут быть использованы для формирования этических норм и правил поведения сотрудников СО НКО. Они должны быть универсальными и применяться представителями СО НКО как одобряемые (по Р. Мертону -«универсализм»), позитивные проверенные практики. Должны закреплять положения о распространении багажа накопленных знаний и опыта (разрабатываемых методик, социальных технологий, практик бережного отношения к получателям социальных услуг и ко всем сотрудникам, в первую очередь входящим в группу риска - инвалидам, предпенсионерам и т.д.) (по Р. Мер-тону - «коммунизм»). Должны формировать у сотрудников ответственное отношение к труду и мотивировать их к качественному предоставлению своих обязанностей (по Р. Мертону - «бескорыстность», «организованный скептицизм»). Они также должны отражать весь спектр коммуникативных (К. Поланьи) и организационных связей внутри организации, а также с партнерами и конкурентами. Но самое главное, на наш взгляд, - этические нормы и правила поведения должны быть отражены в официально закрепленных документах.
В то же время справедливости ради отметим, что имеет место быть и иная позиция. К примеру, ряд ученых считают, что профессиональная этика -«пустое означающее» и идеологическое орудие, уловки, с помощью которых профессионалы утверждают свою социальную позицию и создают их только в корыстных или ритуальных целях [5-7].
Высказываются также точки зрения, что бюрократизация морали не является эффективным барьером для недобросовестного поведения сотрудников на внешнем рынке и внутри организации.
Другими словами, представители научного сообщества предлагают разные подходы к пониманию необходимости внедрения этических документов и официального их закрепления.
Но все же, на наш взгляд (еще раз подчеркнем свою позицию), в современном обществе коммуникаций этические кодексы способствуют формированию корпоративной культуры и социальной ответственности перед обществом, партнерами, сотрудниками организации.
2. Профессиональная этика в призме советской и современной российской социологической традиции
Следует подчеркнуть, что профессиональная этика организаций в советское время мало исследовалась. В основном работы советских социологов были посвящены вопросам, касающимся отношения к труду (преимущественно муляжей), описания и анализа их социально-психологических портретов, выявления диспозиционных систем личности, предлагающих объяснение причин адаптации индивида к социальным ситуациям [8].
Профессиональная практическая этика была рассмотрена учеными, считающими, что она представляет собой нормативно-ценностную подсистему, конкретизирующую мораль [9]. По их мнению, совокупность ценностей и норм поведения, отражающих специфику организаций, «образует ту или иную профессиональную этику». При этом часто возникают своеобразные синтезы моральных, правовых, политико-административных, общекультурных норм и соответствующих смешанных видов ответственности отдельных профессионалов, целых организаций, профессиональных сообществ. Такого рода ценности и нормы преобладают в кодексах профессиональной деятельности. Этические нормы поведения рассматриваются и в исследованиях современных ученых-социологов, изучающих повседневную жизнь профессий и профессиональных групп, латентные социальные взаимодействия, неформальные отношения, культурные практики, которые обычно скрыты от внешнего наблюдателя [10].
Безусловно, профессиональные сообщества руководствуются этическими нормами и применяют их на практике. Однако лишь закрепленные в этических кодексах нормы профессиональной этики рассматриваются рядом ученых как «атрибуты профессии, способствующие преобразованию атомизированных групп в автономную профессиональную корпорацию, являющуюся одним из инструментов ее саморегулирования» [11]. Другими словами, одной из функций этического кодекса является формирование целостности группы профессионалов для достижения общих целей компании и предписания сотруднику необходимого исполнения социальной роли, принципов взаимодействия во внутреннем и внешнем мире, способствуя моральному оздоровлению профессиональной среды.
Однако бывают и «перегибы». К примеру, фиксируются случаи, когда руководители «прописывают» нормы поведения сотрудников, связанные с соблюдением «некорректных» запретов по отношению к ним и к имиджу компании: не допускается критика организации, исключается возможность внесения предложений по формированию этических кодексов и др. Подобные действия дискредитируют принципы этических стандартов и негативным образом сказываются на деятельности организации, что должно стать предметом специального научного исследования.
Ряд ученых [12-13] рассматривают этический кодекс СО НКО как стандарт корпоративного поведения, обеспечивающий высокий уровень деловой этики между членами коллектива (к примеру, не допускается дискриминация по религиозной принадлежности, полу, возрасту, что имеет особое значение для сотрудников, перешагнувших рубеж предпенсионного и пенсионного возрастов), а также между участниками рынка социального обслуживания
населения (так как способствует формированию позитивных отношений между всеми «игроками» на рынке и достижению ситуации «выгодного» для всех распределения ресурсов). Основанием, подчеркивающим необходимость внедрения в практику этических кодексов, является постулат, что отношения между участниками рынка имеют не только экономический характер. Чаще всего они построены на этических принципах и нормах поведения. Поэтому в ряду важных функций этического кодекса следует выделить еще одну -репутационную, которая заключается в следовании нормам и правилам поведения по отношению к внешним референтным группам (заказчикам и получателям услуг, конкурентам и др.) и в формировании определенного «профессионального кредо» среди участников рынка.
Обобщение вышеизложенного дает основание отстаивать точку зрения, что практика внедрения этических кодексов СО НКО продиктована потребностью, связанной, как это ни парадоксально, с возникновением рыночных отношений и усилением конкурентной борьбы между организациями.
3. Этический кодекс как механизм профессиональной и социальной поддержки сотрудников предпенсионного возраста на рынке труда
В рамках научного дискурса обсуждаются вопросы, касающиеся особенностей статусного положения представителей данной группы [14], аспектов социальной и профессиональной поддержки со стороны государства в рамках реализации национальных проектов [15], проблем занятости и мер поддержки [16], особенностей трудоустройства людей предпенсионного возраста [17], самооценки их трудоспособности [18] и оценки шансов на занятость [19], в том числе и самозанятость предпенсионеров в условиях цифрового общества [20], недопущения эйджизма [21] и др.
В то же время в научной литературе остаются малоизученными аспекты, связанные с закреплением в официальных документах этических норм, регулирующих отношения в трудовом коллективе. На наш взгляд, в этические кодексы организаций должны быть включены, в том числе, пункты, регламентирующие отношения с сотрудниками предпенсионного возраста: не допускающие дискриминацию по полу и возрасту, необоснованное причисление их к «неэффективным» и «бесперспективным» членам коллектива, оформление на работу на минимальные ставки, принуждение к увольнению, но и оставляющие за ними обязательства эффективно выполнять должностные обязанности и повышать уровень своей профессиональной квалификации (что особенно важно в условиях цифровизации и компьютеризации общества). В то же время, как показала практика, пока, к сожалению, данные аспекты отсутствуют в документах некоммерческий организаций, в том числе и тех, в которых этические кодексы имеются.
4. Методология исследования
В 2020 г. Центром оценки общественных инициатив, Институтом прикладных политических исследований НИУ ВШЭ было проведено исследование, посвященное изучению проблем этики в работе СО НКО. Анализ результатов 27 глубинных интервью с руководителями организаций выявил, что в повседневной работе НКО практически не используется термин «этика»,
а понятие «этика» размыто и интуитивно, хотя некоторые руководители СО НКО все же отметили необходимость существования ценностно-репута-ционных оснований, определяющих деятельность организаций [22].
С целью изучения этических документов СО НКО, действующих на рынке социального обслуживания населения Волгоградской области, авторами статьи был проведен контент-анализ представленных на сайте организаций документов (октябрь-декабрь 2020 г.).
Единицы анализа:
1. Официальные сайты СО НКО, а также документы и информация, размещенная на официальном портале комитета социальной защиты населения Волгоградской области в разделе «Реестр поставщиков социальных услуг». Критерии анализа: доступность и открытость информации (полная информация об организации, наличие-отсутствие этических документов (этического кодекса и др.), финансовая открытость, учредительные документы организации).
2. Документы СО НКО, содержащие элементы этических положений: а) этические кодексы профессиональной этики; б) правила внутреннего распорядка. Критерик анализа: вид документа, отражение положений, позволяющих выстраивать профессиональные отношения с клиентами, конкурентами, «донорами», сотрудниками внутри организации.
В целях изучения практик выстраивания отношений с организациями-партнерами, организациями-конкурентами, с подчиненными (в том числе с предпенсионерами, представителями групп риска) были проведены экспертные интервью с руководителями СО НКО в рамках социологического исследования «Профессиональная этика: взгляды руководителей СО НКО Волгоградской области» (декабрь 2020 г. - январь 2021 г.).
Критерии отбора:
1. Направление деятельности СО НКО - предоставление социальных
услуг.
2. Руководители СО НКО, имеющие один из представленных служебных статусов (директор, исполнительный, генеральный директор, президент), предоставляющих социальные услуги, входящие в Реестр поставщиков социальных услуг Волгоградской области.
3. Опыт работы в должности руководителя СО НКО не менее одного
года.
5. Выводы по результатам проведенных исследований
Результат контент-анализа документов:
1. Сведения об организациях не носят публичный открытый характер: у большинства организаций информация либо полностью отсутствует, либо устаревшая (редко обновляется):
- двадцать из тридцати трех организаций не имеют никакой социальной активности в социальных сетях. Последнее обновление новостей у подавляющего большинства организаций было в 2019 г.;
- пять из двадцати восьми организаций не имеют официальных сайтов;
- годовые отчеты о деятельности публикуют семь организаций из тридцати трех.
2. Полноценных документов, имеющих отношение к этическим кодексам и раскрывающих специфику организации, обнаружено не было:
- у двух организаций из тридцати трех обнаружены на сайте документы, в названиях которых содержится слово «кодекс»;
- только у двух организаций имеются документы, регулирующие поведение сотрудников внутри организации и не отражающие правил поведения с другими организациями;
- не обнаружено ни одной организации, имеющей этический кодекс, отражающий специфику организации («индивидуальный» кодекс); не указана миссия и идеи организации, ее принципы, которыми руководствуются в своей деятельности СО НКО, другими словами, документы носят общий декларативный характер и не отражают конкретных этических норм поведения;
- у шести из тридцати трех организаций в правилах внутреннего трудового распорядка работников имеются этические элементы, раскрывающие требования, касающиеся характера выполнения функциональных обязанностей (типичные примеры: «работать честно, добросовестно, творчески, с чувством высокой ответственности», «строго выполнять обязанности, возложенные на работника», «проявлять инициативу» и др.), выстраивания отношений внутри коллектива и частично вне его («способствовать созданию деловой обстановки», «поддерживать благоприятный психологический климат в коллективе, проявлять корректное и вежливое отношение к получателям социальных услуг и коллегам» и др.);
- ни одно из представленных правил трудового распорядка (так же как и упомянутые выше этические кодексы) не регламентирует отношение работника к организации в целом и не раскрывает политику по отношению к другим организациям;
- частично вопросы этико-профессиональных отношений работника с получателями социальных услуг и между сотрудниками внутри организации были отражены в правилах внутреннего распорядка шести организаций. Однако по сравнению с другими вопросами им было уделено слишком мало внимания (от общего объема представленных положений в указанных документах всех шести организаций их вариативная составляющая укладывалась в границах менее 10 %, что отразилось и на разносторонности их аспектной направленности).
Обобщая результаты контент-анализа, можно сделать следующие выводы:
1. Фиксируется непрозрачность информационной открытости у четырех организаций в финансовой отчетности (у двух полностью отсутствуют финансовые отчеты, у двух присутствует только расходная часть).
2. Информационная открытость, не касающаяся финансовой документации, у всех организаций носит ограниченный характер. Например, не размещена информация об опыте работы организации на рынке социальных услуг, о результатах проведенных проверок, о доступности организации маломобильным группам населения и инвалидам (наличие пандусов, поручней, пакета организационно-распорядительных документов (приказа о назначении сотрудника, ответственного за обеспечение доступной среды в организации), наличие места доступа собаки-поводыря, наличие тифло- и сурдопереводчиков и др.).
3. Ограниченная информационная открытость освещения деятельности СО НКО не способствует формированию положительного имиджа организации, доверия населения, представителей бизнеса и органов исполнительной власти к ним.
4. Не закреплены положения социальной поддержки сотрудников предпенсионного возраста в документах, отражающих этические нормы и правила поведения работников: нет положений, исключающих дискриминацию по полу и возрасту; не прописаны положения социально-психологической поддержки: оказания наставнической помощи для освоения новых социальных технологий, в том числе и компьютерных; а также при необходимости моральной поддержки в случае возникновения трудных жизненных ситуаций и др.
Результаты анализа глубинных интервью с руководителями:
1. Глубинные интервью с руководителями СО НКО выявили, что многие из них не слышали об этических кодексах и в своих действиях ими не руководствуются. А большинство из них считают, что наличие этических кодексов - простое формальное условие для дополнительной отчетности перед органами власти. «Мы и так работаем по совести, не нарушаем законы. А закрепление этических правил поведения на бумаге разве может быть гарантией того, что люди будут им следовать? Все зависит от человека, его нравственности...» (исполнительный директор СО НКО, жен., 64 года). Это позволяет заключить: культура этического регулирования со стороны руководства НКО на данный момент отсутствует у значительной доли некоммерческих организаций Волгоградской области, работающих в сфере социальной поддержки населения.
2. Однако после заострения внимания руководителей на вопросах этических кодексов некоторые из руководителей отмечали необходимость внедрения этических стандартов в профессиональную деятельность СО НКО. «Конечно, этический кодекс в организации нужен. Наши партнеры и получатели услуг должны убедиться, что мы не только декларируем те или иные нормы, на основе которых выстраиваем с ними отношения, но и официально закрепляем их в наших документах» (директор СО НКО, жен., 60 лет).
3. Идею прописать отношение к сотрудникам предпенсионного возраста в виде этических положений поддержали все руководители СО НКО. Приведенная выдержка из интервью отражает общее мнение. «Считаю, что в коллективе должна быть создана благоприятная психологическая обстановка для работы. И если документальное закрепление норм, которыми мы и так руководствуемся в своей деятельности, приведет к снижению уровня тревожности у определенной части сотрудников, это обязательно надо будет сделать» (генеральный директор, муж., 52 года).
Обобщая анализ результатов проведенных интервью, следует подчеркнуть, что наличие грамотно составленных этических кодексов, отражающих специфику организаций, соблюдение этических норм, среди которых поддержка сотрудников (прежде всего наиболее «уязвимых», какими являются представители предпенсионного возраста) и воплощение принципа информационной открытости организаций, на наш взгляд, должны найти свое отражение в практической деятельности СО НКО.
Заключение
Несмотря на имеющиеся нормативно-правовые документы, юридически закрепляющие обязанности поставщика социальных услуг (в том числе и СО НКО) быть информационно открытым в своей деятельности, руководители некоммерческих организаций реализуют это требование частично (Постановление Правительства РФ от 24.11.2014 № 1239 «Об утверждении Правил размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 17.11.2014 № 886н «Об утверждении Порядка размещения на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об этом поставщике, в том числе содержания указанной информации и формы ее предоставления»; ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»; п. 22 Приказа Минтруда России от 24.11.2014 № 940н «Об утверждении правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений»).
Это дает основание настаивать на необходимости внедрения этических кодексов, закрепляющих нормы поведения, которые следует рассматривать в качестве важного компонента культуры морально-правового регулирования отношений СО НКО с государством, другими организациями, действующими на рынке социального обслуживания населения, получателями социальных услуг.
Авторы статьи считают, что информационная открытость поставщика призвана создать условия и возможности получения необходимого и достаточного объема сведений о структуре, целях, задачах, финансовых и иных условиях деятельности организации. Условием реализации принципа открытости поставщиков социальных услуг как раз и является своевременность обновления и полнота информации в Реестре и на сайтах; понимание принципа реализации открытости; повышение уровня доверия населения к системе социального обслуживания и соблюдение права граждан на получение информации.
Более того, информационная открытость может служить «социальной рекламой» деятельности СО НКО. В частности, появляется возможность привлечения получателей социальных услуг обслуживаться в данной организации, доводится до сведения граждан объективная и достоверная информация о деятельности поставщика социальных услуг, иная публичная информация, которой обладает организация; обеспечивается прозрачность деятельности поставщика социальных услуг, удовлетворяется информационные потребности граждан.
Кроме того, фиксация четко прописанных этических норм поведения сотрудников и их взаимоотношений друг с другом и руководством будет способствовать созданию благоприятной профессиональной атмосферы, предотвращению создания ситуации психологической напряженности, особенно у сотрудников, относящихся к группам риска (в том числе и предпенсионе-ров). В то же время выявление роли влияния этических кодексов (в случае их
разработки и принятия) на поведение сотрудников и возможные изменения отношений СО НКО с субъектами внешней среды требует дальнейшего исследования, результаты которого, на наш взгляд, будут полезны с точки зрения как теоретического, так и практического осмысления.
Список литературы
1. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура // Социологические исследования. 1992. № 3. С. 118-124.
2. Storer N. W. The social system of science. N. Y. : Holt, Rinehart and Winston, 1966. P. 180.
3. Кун Т. Структура научных революций. М. : Прогресс, 1977. 344 с.
4. Polanyi K. The Great Transformation: The Political and Economic Origins of Our Time. Massachusetts : Beacon Press Boston, 1944. P. 297.
5. Coleman J. The Adolescent Society: The Social Life of the Teenager and its Impact on Education. Virginia : Free Press of Glencoe, 1961. P. 368.
6. Larson M. The Rise of Professionalism: a Sociological Analysis. London : University of California Press, 1977. P. 309.
7. Де Джордж Ричард Т. Деловая этика / пер. с англ. Р. И. Столпера. М. : Прогресс, 2001. P. 752.
8. Заславская Т. И., Ядов В. А. Социальные трансформации в России в эпоху глобальных изменений // Социологический журнал. 2008. № 4. С. 8-22.
9. Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Профессиональная этика: социологические ракурсы // Социологические исследования. 2005. № 1. С. 3-13.
10. Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Мир профессий: пересмотр аналитических перспектив // Социологические исследования. 2009. № 8. С. 25-35.
11. Евченко О. С. Корпоративный кодекс как инструмент нравственно-этического регулирования // Вестник Адыгейского государственного университета. 2010. № 4. С. 34-44.
12. Азарова Л. В. Этика профессиональных коммуникаторов: миссия выполнима? // Российская школа связей с общественностью. 2015. № 7. С. 13-22.
13. Соколовская Е. А. Этические кодексы как форма институтов социальной ответственности бизнеса // Вестник института Российской академии наук. 2008. № 2. С. 81-91.
14. Васильева Е. Г., Николенко Н. А. Кто такие предпенсионеры? К вопросу о социальном статусе группы // LOGOS ET PRAXIS. Сер. 7, Философия. Социология и социальные технологии. 2020. Т. 19, № 1. С. 147-159.
15. Николенко Н. А., Ситникова Я. И. Предпенсионеры на региональном рынке труда: социальные зарисовки о влиянии национальных проектов // XXII Уральские социологические чтения. Национальные проекты и социально-экономическое развитие уральского региона : материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Ю. Р. Вишневского, М. В. Певной. Екатеринбург, 2020. С. 327-332.
16. Черных Н. А., Тарасова А. Н., Сырчин А. Е. Предпенсионеры на рынке труда: проблемы занятости и меры поддержки // Экономика региона. 2020. № 16. С. 1179-1190.
17. Садкова И. В. Особенности трудоустройства людей предпенсионного возраста // Human Progress. 2019. № 2. С. 1-3.
18. Тимаков И. В. Самооценка трудоспособности возрастных работников в условиях российского региона // Экономика труда. 2019. Т. 6, № 4. С. 1423-1436.
19. Агранович М. Л. Оценка шансов на занятость работников пенсионного и предпенсионного возрастов // Экономическая политика. 2019. Т. 14, № 2. С. 90-109.
20. Николенко Н. А. Самозанятость граждан предпенсионного возраста в условиях формирования цифрового общества // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2020. Т. 4, № 1. С. 35-42.
21. Николенко Н. А., Ситникова Я. И. Развитие информационных компетенций у граждан предпенсионного и пенсионного возраста: анализ российских и зарубежных практик в условиях цифровой реальности // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов. М. : РОС ; ФНИСЦ РАН, 2020. С. 2100-2111.
22. Скокова Ю., Краснопольская И., Корнеева И. Этика в работе СО НКО: итоговые результаты исследования (Центр оценки общественных инициатив Институт прикладных политических исследований НИУ ВШЭ). URL: https://www.hse.ru/data/ 2020/10/21/1374058889/этика%20в%20нк0.%20итоговый%20отчет%2021-10.pdf (дата обращения: 02.04.2021).
References
1. Merton R. Social theory and social structure. Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological research. 1992;3:118-124. (In Russ.)
2. Storer N.W. The social system of science. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1966:180.
3. Kun T. Struktura nauchnykh revolyutsiy = The structure of scientific revolutions. Moscow: Progress, 1977:344. (In Russ.)
4. Polanyi K. The Great Transformation: The Political and Economic Origins of Our Time. Massachusetts: Beacon Press Boston, 1944:297.
5. Coleman J. The Adolescent Society: The Social Life of the Teenager and its Impact on Education. Virginia: Free Press of Glencoe, 1961:368.
6. Larson M. The Rise of Professionalism: a Sociological Analysis. London: University of California Press, 1977:309.
7. De Dzhordzh Richard T. Delovaya etika = Business ethics. Transl. from Engl. by R.I. Stol-per. Moscow: Progress, 2001:752. (In Russ.)
8. Zaslavskaya T.I., Yadov V.A. Social transformations in Russia in the era of global changes. Sotsiologicheskiy zhurnal = Sociological journal. 2008;4:8-22. (In Russ.)
9. Bakshtanovskiy V.I., Sogomonov Yu.V. Professional ethics: sociological perspectives. Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological researches. 2005;1:3-13. (In Russ.)
10. Romanov P.V., Yarskaya-Smirnova E.R. The world of professions: redefining analytic perspectives. Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological researches. 2009;8:25-35. (In Russ.)
11. Evchenko O.S. The Corporate Code as a tool of moral and ethical regulation. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Adygei State University. 2010;4:34-44. (In Russ.)
12. Azarova L.V. Ethics of professional communicators: mission possible? Rossiyskaya shkola svyazey s obshchestvennost'yu = Russian school of public relations. 2015;7: 13-22. (In Russ.)
13. Sokolovskaya E.A. Codes of ethics as a form of institutions of business social responsibility. Vestnik instituta Rossiyskoy akademii nauk = Bulletin of Institute of the Russian Academy of Sciences. 2008;2:81-91. (In Russ.)
14. Vasil'eva E.G., Nikolenko N.A. Who are pre-retirees? To the question of the social status of the group. LOGOS ET PRAXIS. Ser. 7, Filosofiya. Sotsiologiya i sotsial'nye tekhnologii = LOGOS ET PRAXIS. Series 7, Philosophy. Sociology and sociological technologies. 2020;19(1):147-159. (In Russ.)
15. Nikolenko N.A., Sitnikova Ya.I. Pre-retirees in the regional labor market: social sketches on the impact of national projects. XXII Ural'skie sotsiologicheskie chteniya. Natsional'nye proekty i sotsial'no-ekonomicheskoe razvitie ural'skogo regiona: materia-ly Vseros. nauch.-prakt. konf. = The 22nd Ural sociological readings. National projects
and socio-economic development of the Ural region: proceedings of the All-Russian scientific and practical conference. Ekaterinburg, 2020:327-332. (In Russ.)
16. Chernykh N.A., Tarasova A.N., Syrchin A.E. Pre-retirees in the labor market: employment problems and support measures. Ekonomika regiona = Economy of the region. 2020;16:1179-1190. (In Russ.)
17. Sadkova I.V. Features of employment of people of pre-retirement age. Human Progress. 2019;2:1-3. (In Russ.)
18. Timakov I.V. Features of employment of people of pre-retirement age. Ekonomika tru-da = Labor economics. 2019;6(4):1423-1436. (In Russ.)
19. Agranovich M.L. Assessment of the employment chances of workers of retirement and pre-retirement ages. Ekonomicheskaya politika = Economic policy. 2019;14(2):90-109. (In Russ.)
20. Nikolenko N.A. Self-employment of citizens of pre-retirement age in the context of the formation of a digital society. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Sotsiologiya. Politolo-giya. Mezhdunarodnye otnosheniya = Bulletin of Udmurtia University. Sociology. Poli-tology. International relations. 2020;4(1):35-42. (In Russ.)
21. Nikolenko N.A., Sitnikova Ya.I. Development of information competencies among citizens of pre-retirement and retirement age: analysis of Russian and foreign practices in the context of digital reality. Sotsiologiya i obshchestvo: traditsii i innovatsii v sotsi-al'nom razvitii regionov = Sociology and society: traditions and innovations in the social development of regions. Moscow: ROS; FNISTs RAN, 2020:2100-2111. (In Russ.)
22. Skokova Yu., Krasnopol'skaya I., Korneeva I. Etika v rabote SO NKO: itogovye re-zul'taty issledovaniya (Tsentr otsenki obshchestvennykh initsiativ Institut prikladnykh politicheskikh issledovaniy NIU VShE) = Ethics in the work of SO NPOs: the final results of the study (Center for Evaluation of Public Initiatives, Institute for Applied Poli tical Research, National Research University Higher School of Economics). (In Russ.). Available at: https://www.hse.ru/data/2020/10/21/1374058889/Etika%20v%20NK0.% 20Itogovyy%20otchet%2021-10.pdf (accessed 02.04.2021).
Информация об авторах / Information about the authors
Надежда Васильевна Дулина доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и социальных технологий, Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград, Университетский проспект, 100)
E-mail: [email protected]
Nadezhda V. Dulina Doctor of sociological sciences, professor of the sub-department of sociology and social technologies, Volgograd State University (100 Universitetsky avenue, Volgograd, Russia)
Яна Игоревна Ситникова соискатель, Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград, Университетский проспект, 100); заместитель директора, Автономная некоммерческая организация социального обслуживания населения «СОЦИУМ» (Россия, г. Волгоград, ул. имени Землячки, 72, пом. 1)
Yana I. Sitnikova
Applicant, Volgograd State University (100 Universitetsky avenue, Volgograd, Russia); deputy director, Autonomous non-profit organization of social services for the population "Socium" (building 1, 72 imeni Zemlyachki street, Volgograd, Russia)
E-mail: [email protected], [email protected]
Наталия Александровна Николенко кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и социальных технологий, Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград, Университетский проспект, 100)
E-mail: [email protected]
Nataliya A. Nikolenko Candidate of sociological sciences, associate professor of the sub-department of sociology and social technologies, Volgograd State University (100 Universitetsky avenue, Volgograd, Russia)
Поступила в редакцию / Received 18.03.2021
Поступила после рецензирования и доработки / Revised 22.04.2021 Принята к публикации / Accepted 25.04.2021