Научная статья на тему 'Профессиональная деятельность it инженера по обслуживанию большого крана'

Профессиональная деятельность it инженера по обслуживанию большого крана Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
58
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАШЕННЫЕ КРАНЫ / TOWER CRANES / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОПЕРАТОРОВ / PROFESSIONAL OPERATORS / БОЛЬШИЕ КРАНЫ / LARGE CRANES

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Малков Сергей Валентинович

В статье анализируется эффективность профессиональной деятельности операторов управления обслуживания больших кранов. Дается описание типовой модели профессиональной деятельности, рассмотрена структура образа профессиональной деятельности, определены влияния степени опытности персонала на структуру концептуальной модели и субъективное восприятие оперативных задач, выявлены типы концептуальной модели в зависимости от группировки профессиональных целей, выявлены типы структурированности образа профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная деятельность it инженера по обслуживанию большого крана»

вектором ускорения. Для тех же условий сглаживающий сплайн более «отзывчив» на смену траектории движения цели. Уже через два наблюдения с помощью ФСС существенным образом корректируется предсказание направления движения цели. Моделирование показало, что в случае априорно неизвестной модели движения цели предпочтительно использовать совокупность алгоритмов фильтрации, оптимизированных под различные динамические модели; при этом на каждой очередной итерации целесообразно принимать решение о применимости той или иной модели к наблюдаемому движению цели. Таким образом, предлагается одновременное применение нескольких ФСС, настроенных на разные модели движения с выбором той, которая имеет наименьшее СКО.

Список литературы / References

1. Васильев К.К., Павлыгин Э.Д., Гуторов А.С. Построение траекторий маневрирующих целей на основе сплайнов и фильтра Калмана // Автоматизация процессов управления: Ульяновск, 2016. №1 (43). С. 67-76.

2. Обнаружение и распознавание объектов радиолокации. Коллективная монография / Под ред. А.В. Соколова. М.: Радиотехника, 2006. 176 с.

3. Васильев К.К., Павлыгин Э.Д., Гуторов А.С. Многомодельные алгоритмы обработки данных системы мобильных РЛС // Автоматизация процессов управления, 2014. №4 (38). С. 6-13.

4. Алберг Дж. Теория сплайнов и ее приложения / Алберг Дж., Нильсон Э., Уолхы Дж. М.: Мир, 1972.

5. Гуторов А.С. Алгоритмы траекторной фильтрации сигналов многопозиционных радиолокационных комплексов: дис. ... канд. техн. наук: 05.12.14 / Гуторов Александр Сергеевич. Ульяновск, 2017. 143 с.

6. Гуторов А.С. Проблемы совмещения отождествленных объектов от РЛС в многопозиционных системах. // Современные проблемы проектирования, производства и эксплуатации радиотехнических систем: сборник научных трудов Восьмой Всероссийской научно-практической конференции (с участием стран СНГ): Ульяновск: УлГТУ, 2013. С. 18-21.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ IT ИНЖЕНЕРА ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ БОЛЬШОГО КРАНА Малков С.В. Email: Malkov643@scientifictext.ru

Мешков Сергей Валентинович — аспирант, кафедра автоматизированные системы обработки информации и управления Астраханский государственный технический университет, г. Астрахань.

Аннотация: в статье анализируется эффективность профессиональной деятельности операторов управления обслуживания больших кранов. Дается описание типовой модели профессиональной деятельности, рассмотрена структура образа профессиональной деятельности, определены влияния степени опытности персонала на структуру концептуальной модели и субъективное восприятие оперативных задач, выявлены типы концептуальной модели в зависимости от группировки профессиональных целей, выявлены типы структурированности образа профессиональной деятельности.

Ключевые слова: башенные краны, профессиональная деятельность операторов, большие краны.

PROFESSIONAL ACTIVITY IT ENGINEER FOR MAINTENANCE

OF LARGE CRANE Malkov S.V.

Malkov Sergey Valentinovich - Postgraduate Student, DEPARTMENT OF AUTOMATED INFORMATION PROCESSING AND CONTROL SYSTEMS, ASTRAKHAN STATE TECHNICAL UNIVERSITY, ASTRAKHAN

Abstract: the article analyzes the effectiveness of the professional activities of large cranes service management operators. Describes the model of professional activity, examines the structure of the image of professional activity, determines the impact of the degree of staff experience on the structure of the conceptual model and the subjective perception of operational problems, identifies the types of conceptual model depending on the grouping of professional goals , identifies the types of structured image of professional activity.

Keywords: tower cranes, professional operators, large cranes.

УДК 331.225.3

В статье представлены результаты исследования профессиональной деятельности специалистов управления большими кранами. Сделано описание типовой модели профессиональной деятельности, которая включает в себя плановые, оперативные и специальные задачи. Рассмотрена структура образа профессиональной деятельности -подчинение и взаимосвязь знаний и сведений о техническом комплексе, номенклатуре и специфике технологических операций. Определены влияния степени опытности персонала на структуру концептуальной модели и субъективное восприятие оперативных задач. Выявлены типы концептуальной модели в зависимости от группировки профессиональных целей, а также структурированности образа профессиональной деятельности.

Эффективность профессиональной деятельности операторов управления обслуживания больших кранов часто выступает, наряду с техническими параметрами, ведущим фактором эффективности и безопасности всей технической системы.

Главной функцией концептуальной модели в психической регуляции такой деятельности является обеспечение для специалиста сознательной ориентации в процессах, протекающих в техническом комплексе и рабочей среде, понимание прошлых и предстоящих изменений в этих процессах, в том числе в результате собственных действий оператора. Особое значение в этом случае приобретает структура образа профессиональной деятельности - подчинение и взаимосвязь знаний и сведений о системе комплексного управления большими кранами, технологические операции. На формирование представлений о техническом процессе влияет ряд факторов; структура знаний, представления о связи разных систем технического комплекса приобретаются и развиваются в процессе профессиональной деятельности специалиста, они в значительной степени отличаются у операторов различной квалификации. Кроме того, на структуру представлений о причинно-следственных связях разных элементов комплекса, в том числе расстановку приоритетов, оказания субъективной значимости профессиональной деятельности существенное влияние оказывает специфика деятельности персонала, круг профессиональных задач, сфера личной ответственности.

В рамках системного подхода по изучению концептуальной модели деятельности важным оказывается исследование психологической структуры личных представлений, а также критериев объединения разных технологических и функциональных элементов, которые придают им субъективную значимость. В модифицированный вариант входят самые распространенные типичные задачи, которые выполняют специалисты управления большими кранами, которые осуществляют общий контроль и управление большими техническими комплексами в повседневной профессиональной деятельности. Можно составить перечень из наиболее типичных операций:

1. Подготовка и введение оборудования в работу.

2. Выявление и контроль нарушений нормальной эксплуатации большого крана.

3. Регулировка параметров комплексных систем после их автоматического включения.

4. Резервирование комплексных систем управления в случае их нарушения.

5. Оперативное устранение нарушений в работе оборудования.

6. Вывод оборудования в резервный состояние или ремонт.

7. Осмотр и апробирование оборудования согласно регламенту технического обслуживания.

8. Ремонт оборудования.

9. Ввод оборудования в штатное состояние после техобслуживания.

10. Контроль систем безопасности.

11. Резервирование систем безопасности в случае их нарушения.

12. Оперативное устранение нарушений систем безопасности.

13. Подготовка и введение в работу систем нормальной эксплуатации.

14. Регулирование параметров систем безопасности при их автоматическом включении.

15. Ведение документации.

Этот перечень может быть распределен на такие содержательные блоки, которые выступают своеобразными критериями субъективного сравнения профессиональных операций:

1. Блок физических условий трудовой деятельности (в него вошли, например, такие показатели: «автоматизированная работа», «работа выполняется вручную», «технически сложная работа», «физически напряженная работа»).

2. Блок когнитивной сложности трудовой деятельности (характеризует сложность принятия профессиональных решений, требования к определенных психических функций).

3. Блок организации трудовой деятельности (описывает необходимость объединения разнонаправленных операций при выполнении профессиональных задач, подчинения выполнению задач определенному алгоритму).

4. Блок социальных условий трудовой деятельности (координация работы нескольких специалистов прямого и косвенного подчинения, особенности межличностного взаимодействия, потребность в организаторских функциях, отношение к труду и сотрудников).

5. Блок профессиональной подготовки (самостоятельность, степень готовности к различным профессиональным ситуациям).

6. Блок мотивации (представление человека о месте и роли выполняемых операций в общей структуре управления большими кранами).

Среди типичных профессиональных задач наиболее важными, приоритетными являются: «оперативное устранение нарушений систем безопасности или оборудования», «корректировка и стабилизация параметров большого крана», «остановку систем в случае их нарушения», «выявление и контроль нарушений нормальной эксплуатации большого крана», «регулировку параметров комплексной системы при их автоматическом включении», «контроль включения систем безопасности» [4, с. 44].

Примерно половина профессиональных задач выполняется операторами в тяжелых условиях, которые нередко затрудняют их выполнения, прежде всего, в условиях дефицита времени и одновременного выполнения нескольких действий. Исследованием выявлено, что несмотря на то, что автоматизирована лишь незначительная часть операций, наибольшие трудности и нагрузки оператор чувствует не вследствие действий организационных, профессиональных факторов, а вследствие повышенной персональной ответственности.

Наиболее сложными считаются задачи, связанные с ремонтом систем, а также подготовкой и вводом оборудования в эксплуатацию. Этот класс задач, связанных с поддержкой штатного режима работы оборудования, отличается повышенной технической сложностью. Однако наиболее сложной считается все же задача «оперативного устранения нарушений оборудования», которая предусматривает как разнообразие причины, так и большую ответственность, психологическое напряжение оператора при ее решении. Имеет место высокий уровень когнитивной сложности задачи, проявление дополнительных факторов, которые еще больше ее усложняют: необходимость действовать согласно обстановке, наличие опасности для жизни и здоровья, трудность при принятии правильных решений. Таким образом, можно предположить, что эта задача является основной в профессиональной деятельности операторов система комплексного управления большими кранами. Анализируя полученные данные, можно сделать вывод о существовании общего концептуального представления сущности профессиональной деятельности и наличие двух классов (типов) профессиональных задач:

1. Плановые задачи, связанные с ремонтом и обслуживанием системы, представляются специалистам рутинными, повседневными, выполняются по четкому алгоритму, несмотря на то, что эти операции могут быть физически или технически сложными, они все же оцениваются экспертами такими, что являются усвоенными и привычными);

2. Оперативные задачи, которые включают группу экстренных задач (связанные с выявлением и устранением нарушений в технических системах, регулированием и корректировкой систем в случаях нарушений, контролем показателей систем безопасности, предполагающих действия в условиях оперативной ситуации, постоянно меняющихся обстоятельствах, отличаются сложностью исполнения, высокой ответственностью за результат, требуют большой точности при дефиците времени и умение быстро принимать решения, действовать по ситуации; эти операции являются ключевыми; они считаются специалистами нестандартными, несмотря на то, что они также выполняются по четкому алгоритму и специалисты являются подготовленными к ним, все же эти операции считаются сложными и напряженными. В группе оперативных задач выделяется отдельная подгруппа задач, которые имеют название «экстренные». Именно эти задачи кроме физической, технической, когнитивной сложности, а также дефицита времени имеют потенциальную опасность для

жизни и здоровья, все это приводит к их повышенному психологическому напряжению, связанному с трудностью принятия правильного решения, большой вероятности ошибки, персональной ответственностью за результат, необходимостью контроля качества и проверки результата [3, с. 508]. Эти операции требуют формирование устойчивой психологической готовности к ним. Именно эти операции предъявляют самые большие требования не только к квалификации специалистов, но и их личностных качеств и индивидуальных свойств.

На основе приведенной группировки профессиональных задач разработана обобщенная концептуальная модель профессиональной деятельности 1Т инженера по обслуживанию большого крана. Наиболее важными, срочными, первоочередными являются экстренные задачи, направленные на ликвидацию нештатных ситуаций, оперативное устранение нарушений в системах безопасности и оборудования [2, с. 152]. Обеспечение безопасности большого крана является основной составляющей всей профессиональной деятельности специалиста, является главным ведущим фактором для субъективного восприятия профессиональных задач; другим ведущим фактором является обеспечение результативности работы большого крана, работоспособность системы комплексного управления, вокруг этих 2-х факторов сосредоточено выполнение всех других профессиональных задач. С помощью факторного анализа определены три оценочные факторы, которые описывают субъективное восприятие степени значимости профессиональных задач:

1. Сложность и ответственность (включает в себя нешаблонный, нестандартный характер работы, отсутствие устойчивых алгоритмов действий, необходимость действовать по ситуации, самостоятельность принятия решений, действия в условиях дефицита времени, ключевой характер работы, трудности в принятии решений, новую и малоизвестную работу);

2. Техническая сложность (объединяет автоматизированные виды работы, технически легкую работу, отсутствие физической нагрузки при выполнении работы, самостоятельность ее выполнения, развитые исполнительские навыки, отсутствие необходимости проверки работы) [1, с. 212];

3. Безопасность (включает в себя потенциальную опасность выполняемой работы для жизни и здоровья, распределение ответственности за результаты работы). Анализируя субъективные представления экспертов в распределении и оценке профессиональных задач с содержательными блоками, классификацией и критериями оценки выявлено, что концептуальная модель профессиональной деятельности 1Т инженера по управлению и обслуживанию систем управления большими кранами имеет основные типы:

1. Недифференцированная концептуальная модель «молодые специалисты» (профессиональные задачи представляются как самостоятельные, независимые, группировка профессиональных задач в содержательные блоки осуществляется либо слишком обобщенно, либо слишком обособленно. Слабая взаимосвязь задач в группах и логика, объединение задач в группы);

2. Слабодифференцированная концептуальная модель (профессиональные задачи объединены в два значительные содержательные блоки, причем элементы внутри блоков не сгруппированы, имеют равнозначное выражение).

3. Концептуальная модель «осторожные специалисты» (профессиональная деятельность направлена на безопасность: концептуальная модель сосредоточена вокруг задач, которые связанны с опасностью и которые требуют экстренных действий);

4. Концептуальная модель «исполнители» (специалисты, в структуре профессиональных представлений которых основное место занимают повседневные задачи, связанные с техобслуживанием, освидетельствованием, ремонтом оборудования);

5. Концептуальная модель «безопасная повседневная работа» (в структуре равное значение имеют две главные задачи, связанные с обеспечением безопасности работы и поддержки повседневной работы башенного крана. Представление о значимости других функций подчинено выполнению главных).

6. Сложности дифференцированная концептуальная модель (представляет собой сложную субъективную картину профессиональной деятельности, которая отличается дифференцированностью и согласованностью элементов, объединение профессиональных задач показывает их упорядоченность, взаимообусловленность в сложной структуре профессиональной деятельности).

Приведены типы концептуальных моделей профессиональной деятельности присущие определенным категориям специалистов. Первый тип присущ 16% специалистов общей выборки и отвечает только новичкам со стажем работы 1-2 года. Второй тип концептуальной модели присущ 9 % специалистам с опытом работы не более двух лет и можно предположить,

что это переходный тип концептуальной модели в молодых специалистов. Третий тип встречается в 16% специалистов со стажем работы от 1 до 5 лет. Четвертый тип присущ лишь 1% специалистов со стажем работы не более 1,5 года. Можно предположить, что такая картина профессиональной деятельности обусловлена недостаточным опытом работы. Пятый тип является наиболее распространенным среди специалистов, он присущ 31 % исследуемым, средний стаж работы которых больше 5 лет, можно предположить, что это основной тип профессиональной модели опытных специалистов. Шестой тип присущ 25% специалистов, однако не выявлено зависимости этого типа профессиональной модели от рабочего стажа, он встречается как у начинающих, так и у более опытных специалистов. Вероятно, что этот тип концептуальной модели профессиональной деятельности обусловлен личностными особенностями и высокой рефлексией таких специалистов. Исследование личностных свойств этого типа специалистов является перспективным направлением дальнейшего исследования.

Вывод. Влияние опыта специалистов на их субъективные представления о профессиональной деятельности, которые отражаются в концептуальной модели, проявляется в дифференциации определенных типов специалистов, которые отличаются определенной стратегией и тактикой профессиональной деятельности, выбору ее ключевых звеньев, направленностью на осуществление деятельности в определенном комплексе в большей или меньшей степени согласованности и внутренней логики. Можно утверждать, что субъективные концептуальные модели выступают в качестве основ формирования индивидуального стиля деятельности специалистов. Также исследование позволило сделать вывод, что расхождения индивидуальных представлений о профессиональные задачи в значительной степени определяются опытностью специалистов, степенью усвоения деятельности. Это подтверждается тем фактом, что наибольшее различие в репрезентации профессиональных задач оказалась именно в оценках степени потенциальной опасности для жизни и здоровья, вероятности совершения ошибок, технической сложности выполнения профессиональной задачи, в том числе и сложности принятия правильных решений. Также в исследовании выявлены эффекты влияния опыта, которые подтверждают уже известные данные о динамике становления профессионала по обслуживанию систем комплексного управления большими кранами и может описываться классической U-образной кривой обучения.

Список литературы / References

1. Васяева И.Е. Применение информационных технологий при диагностировании психологических состояний персонала и безопасность труда / И.Е. Васяева, А.В. Федосов, Н.В. Вадулина // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 2016. С. 212-213.

2. Назаров Н.К. Анализ состояния кадровой безопасности и лояльности персонала промышленных предприятий / Н.К. Назаров, Х.Ю. Чжан // Проблемы экономики, 2015. № 3. С. 149-155.

3. Смирнов С.В. Состояние и перспективы совершенствования планирования производства в условиях неопределенности состояния надежности персонала / С.В. Смирнов, А.А. Кузькин // Труды Северо-Кавказского филиала Московского технического университета связи и информатики, 2013. № 1. С. 507-509.

4. Труханов В.М. Система вывешивания и горизонтирования платформы большой грузоподъемности с использованием лазерной технологии / В.М. Труханов, Н.В. Максимов // Справочник. Инженерный журнал с приложением, 2018.№ 3 (252). С. 43-47.

5. Цыганкова Т.В. Состояние и проблемы развития профессиональной подготовки и переподготовки производственного персонала / Т.В. Цыганкова // Инновации в жизнь, 2013. № 4 (6). С. 5-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.