Научная статья на тему 'Профессиональная деятельность инженеров агропромышленного комплекса'

Профессиональная деятельность инженеров агропромышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
837
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беришвили О. Н.

В статье рассматривается проблема кадрового обеспечения агропромышленного комплекса; обосновывается необходимость подготовки инженеров, владеющих навыками построения математических моделей и готовых к профессиональной деятельности в условиях современной информационной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL ACTIVITY OF ENGINEERS OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

The article considers the problem of staffing of agro-industrial complex; substantiates the need for the training of engineers with the skills to building mathematical models and ready to professional activities in the context of modern information environment.

Текст научной работы на тему «Профессиональная деятельность инженеров агропромышленного комплекса»

ПЕДАГОГИКА

УДК 378

О.Н. Беришвили*

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНЖЕНЕРОВ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

В статье рассматривается проблема кадрового обеспечения агропромышленного комплекса; обосновывается необходимость подготовки инженеров, владеющих навыками построения математических моделей и готовых к профессиональной деятельности в условиях современной информационной среды.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, профессиональная деятельность, математическое моделирование.

Агропромышленный комплекс (АПК) — совокупность взаимосвязанных отраслей экономики, обеспечивающих производство сельскохозяйственной продукции, ее переработку, хранение и реализацию, а также специализирующихся на средствах производства для сельского хозяйства и его обслуживания. Сегодня модернизация АПК страны приобрела статус национального проекта. Перевод экономики на инновационный путь развития, предстоящий процесс обновления материально-технической базы и создания новых рабочих мест в системе АПК обусловливают необходимость профессиональной подготовки конкурентоспособных квалифицированных социально мобильных специалистов, способных обеспечить стратегическое развитие отрасли.

Проблема совершенствования профессиональной подготовки кадров АПК имеет экономическое обоснование в работах по управлению трудовыми ресурсами и кадровому обеспечению АПК (В.М. Баутин, А.И. Завражнов, Ю.Ф. Лачуга, А.В. Петриков и др.), развитию инновационных процессов в АПК (М.С. Бунин, А.Л. Эйдис).

В области педагогики исследователи обращаются к проблеме высшего профессионально-педагогического образования агроинженерного профиля (В.П. Косырев, П.Ф. Кубрушко). Ученые рассматривают вопросы проектирования содержания начального профессионального образования рабочих для сельскохозяйственного производства (А.А. Кива); научных знаний в системе профессионального обучения в аграрном университетском комплексе (А.В. Дружкин); системы подготовки специалистов АПК в условиях образовательного научно-производственного комплекса (Е.С. Симбирских); методические аспекты развития профессионального сельскохозяйственного интереса студентов аграрного вуза (В.П. Бубенцов); возможности курса высшей ма-

* © Беришвили О.Н., 2013

Беришвили Оксана Николаевна ([email protected]), кафедра теории и методики профессионального образования Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

тематики в формировании готовности студентов сельскохозяйственного вуза к развитию учебной деятельности (О.И. Коломок) и др. Вместе с тем в условиях формирования многоукладной экономики, развития рыночных отношений, становления новых форм хозяйствования, непрерывного совершенствования техники и технологических процессов вопросы проектирования системы профессиональной подготовки инженеров АПК требуют дальнейшей разработки.

Как показали исследования (А.Л. Денисовой, Н.В. Молотковой и др.), проектирование системы подготовки специалиста должно быть ориентировано на учет специфики его будущей профессиональной деятельности и условий, в которых она реализуется. С этой точки зрения необходимо дать характеристику процессам, происходящим в АПК; выявить особенности аграрного производства; определить круг профессиональных задач, методикой решения которых должен владеть выпускник сельскохозяйственного вуза.

В структуре АПК России основной составляющей является аграрное (сельскохозяйственное) производство — совокупность отраслей (земледелие, животноводство, рыболовство, лесное хозяйство, промыслы), связанных с разработкой природных ресурсов. На его долю приходится 68 % основных фондов комплекса, свыше 48 % объема продукции, 67 % работающих в производственных отраслях АПК [1]. Анализ специальной литературы показал, что аграрное производство обусловлено: технологией производства, размещением трудовых, производственных и земельных ресурсов; многоукладностью производства, включающего сельскохозяйственные предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства; множественностью видов сельскохозяйственной продукции, существенной разницей в технологии их производства и переработки; значительной дифференциацией регионов страны по климатическим условиям. Существуют контрастирующие различия в уровне развития и экономического положения среди сельхозтоваропроизводителей и условиях производства; высокая степень территориальной разобщенности сельскохозяйственных предприятий; сильная зависимость используемых в сельском хозяйстве технологий от погодных условий. Наблюдается существенное отставание отрасли по освоению инновационных технологий в сельскохозяйственном производстве; слабое оснащение современными средствами связи и низкое использование информационных технологий. Таким образом, аграрное производство по целому ряду элементов существенно отличается от других видов производств, что требует учета при проектировании системы профессиональной подготовки инженеров в сельскохозяйственном вузе.

Анализ современного состояния и динамики изменения кадрового потенциала сельскохозяйственной отрасли выявил увеличение диспропорции между профессиональным уровнем специалистов и изменяющимися потребностями рынка труда. За последнее десятилетие в сельскохозяйственных организациях сократилось вдвое число специалистов с высшим образованием; лишь 53,4 % специалистов и 67,5 % руководителей имеют высшее профессиональное образование, среди них удельный вес лиц в возрасте до 30 лет не превышает 10%. Общий дефицит кадров руководителей и специалистов в целом по АПК составляет более 77 тысяч человек, причем на таких ключевых позициях, как главные инженеры, зоотехники, агрономы, ветеринарные врачи [2]. По обеспеченности высококвалифицированными специалистами сельское хозяйство отстает от промышленности на 24 %. Выражают желание работать в АПК лишь около 36 % от общего числа выпускников сельскохозяйственных вузов, из них 14%, не проработав и года, уходят из этой сферы [3]. Чрезвычайно низкая закрепля-емость молодых кадров в сельских хозяйствах имеет много причин микро- и макро-социального уровня, прежде всего экономического характера: низкий уровень доходов в сельской местности; финансовая неустойчивость сельского хозяйства; узкий спектр вакансий для специалистов на селе; низкий уровень бытового обслуживания и

развития социокультурной инфраструктуры и другие. Существенным следует считать фактор профессиональной адаптации выпускников сельскохозяйственных вузов, усугубляемый разрывом между существующей практикой подготовки инженеров в сельскохозяйственном вузе и потребностью рынка труда в специалистах, соответствующих запросам современного производства. Согласно данным опроса, проведенного нами в соответствии с задачами исследования (выборку представили студенты пятого курса инженерного факультета Самарской государственной сельскохозяйственной академии), лишь 31 % будущих специалистов АПК уверены в своей полной готовности к работе; 16 % совершенно не испытывают готовности к трудовой деятельности; 22 % студентов не удовлетворены знаниями, полученными в вузе; 19 % высказывают невысокое мнение о своих практических навыках по получаемой специальности.

Анализ профессиональной деятельности инженеров АПК показал, что в своей практической деятельности они постоянно сталкиваются с необходимостью принятия управленческих решений, от эффективности которых зависят результаты финансовой, производственной, технологической деятельности предприятия. Управление в сельском хозяйстве в значительной степени предполагает принятие решений в условиях неопределенности, обусловленной зависимостью от погодных условий, вызывающих неустойчивость развития отрасли; ограниченностью ресурсов, необходимых для нормального функционирования; постоянным ростом цен на сельскохозяйственную технику, энергоносители, удобрения. В настоящее время наиболее надежным способом «снятия неопределенности» является технология математического моделирования, позволяющая прогнозировать поведение системы в целом. Навыки моделирования способствуют адаптации инженеров в непрофессиональной среде, в различных социальных ситуациях, поскольку моделирование является не только технической деятельностью, но и видом интеллектуального труда.

Большинство принимаемых управленческих решений на уровне сельскохозяйственных предприятий имеет комплексный характер, требует системного анализа условий аграрного производства и связано с решением экстремальных задач: требуется поиск оптимальных способов распределения имеющихся ресурсов; эффективных методов организации производства; рационального сочетания отраслей; оптимальных вариантов перевозок. В соответствии с поставленной целью из множества альтернативных вариантов развития хозяйствующего субъекта инженер выбирает оптимальный, обеспечивающий достижение максимальных результатов. Современная технология принятия оптимальных решений в сложных недетерминированных ситуациях реализуется на основе применения математических методов и моделей с использованием информационных технологий, позволяющих оперативно и качественно обработать поступающую информацию.

В процессе перехода к рыночным принципам и по мере развития АПК возрастает значение информационного обеспечения инфраструктуры аграрного производства, уровень которого прямым образом влияет на активизацию инновационных процессов и ускорение научно-технического прогресса в отрасли. Самарская область с точки зрения информатизации — динамично развивающийся регион, имеющий хорошие инновационные перспективы. За последнее десятилетие существенно выросли значения практически всех индикаторов информатизации. Среди производственных факторов, сдерживающих применение компьютерных технологий, значимым является несоответствие возможностей программных и технических средств специфическим потребностям предприятия (указывают 47 % респондентов) и нехватка квалифицированных специалистов (34,9% респондентов) [4].

Результаты интегральной оценки уровня информатизации экономики Самарской области показывают низкий темп наращивания уровня информатизации в отрасли «Сельском хозяйство, охота и лесоводство». При этом наиболее важную роль в форми-

ровании отраслевых различий уровня информатизации играет фактор образовательного уровня работников (первое место). Отрасли, относящиеся к кластеру со слабой коммерческой направленностью (государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение; рыболовство, рыбоводство; сельское хозяйство; здравоохранение), не являются активными пользователями сети Интернет (а также Экстранет и Интранет), практически не занимаются интернет-торговлей, слабо используют защиту информации, но вместе с тем участвуют в переподготовке своих сотрудников в сфере высоких технологий и высказывают потребность в специалистах и пользователях информационных технологий. Так, организации сельского и лесного хозяйства лидируют по числу проводящих обучение специалистов и пользователей информационных и коммуникационных технологий (28,6 %), 78,6 % организаций высказывают потребность в данных специалистах [4].

Инженер АПК, выполняя свои функциональные обязанности, постоянно сталкивается с необходимостью поиска и переработки информации (в области финансово-кредитной политики, организации производства, инновационных разработок, рыночной конъюнктуры), позволяющей выбрать наиболее рациональную организацию производства. Следовательно, информационная компетентность становится важным качеством личности будущих инженеров, повышающим качество, результативность работы, обеспечивающим профессиональный рост и конкурентоспособность.

Таким образом, в период развития АПК существует объективная необходимость подготовки инженеров, владеющих навыками построения и исследования математических моделей, готовых к активной профессиональной деятельности в условиях современной информационной среды, владеющих навыками построения и исследования математических моделей.

Библиографический список

1. Новиков В.И., Калашников И.Б. Аграрная политика: учебное пособие. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2008. 288 с.

2. Скороходова Н.В. Заочное аграрное образование: проблемы и перспективы // Ректор вуза. 2011. № 9. С. 52-53.

3. Бондаренко Л.В. Сельская Россия в начале XXI века: социологический анализ // Социологические исследования. 2010. № 11. С. 71-72.

4. Фомин А. В. Статистический анализ использования информационных технологий на предприятиях Самарской области // Вестник СамГУ. 2009. № 7. С. 65-68.

O.N. Berishvili*

PROFESSIONAL ACTIVITY OF ENGINEERS OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

The article considers the problem of staffing of agro-industrial complex; substantiates the need for the training of engineers with the skills to building mathematical models and ready to professional activities in the context of modern information environment.

Key words: agro-industrial complex, professional activity, mathematical modeling.

* Berishvili Oksana Nikolaevna ([email protected]), the Dept. of Theory and Methods of Professional Education, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.