Научная статья на тему 'Профессиональная деформация врачей разных специальностей как фактор формирования коммуникативных барьеров в общении с пациентом'

Профессиональная деформация врачей разных специальностей как фактор формирования коммуникативных барьеров в общении с пациентом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1661
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ / ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ / АППЕРЦЕПЦИЯ / АВТОРИТАРНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВРАЧИ / ТЕРАПЕВТЫ / ХИРУРГИ / ГИНЕКОЛОГИ / ПЕДИАТРЫ / PROFESSIONAL DEFORMATION / DEPERSONALIZATION / APPERCEPTION / AUTHORITARIANISM / ACTIVITY / DOCTORS / GENERAL PRACTITIONERS / SURGEONS / GYNECOLOGISTS / PEDIATRICIANS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Потапова Юлия Викторовна, Кузьмин Богдан Владимирович

Предлагается построенная на основе анализа теоретических данных типология симптомов профессиональной деформации, включающая апперцепцию, деперсонализацию, авторитарность. Приводятся примеры их проявления в общении с пациентами посредством анализа негативных отзывов о работе врачей разных специальностей (терапевты, хирурги, педиатры, гинекологи). Анализируются также положительные отзывы о работе врачей этих специальностей и качествах, которые особенно ценятся пациентами в общении с ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Потапова Юлия Викторовна, Кузьмин Богдан Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional Deformation of Doctors of Different Specialties as a Factor in the Formation of Communication Barriers in Communication With the Patient

The study suggests a typology based on the analysis of theoretical data of professional deformity symptoms, including apperception, depersonalization, and authoritarianism. Examples of their manifestation in communication with patients are given on the example of negative feedback on the work of doctors of different specialties (general practitioners, surgeons, pediatricians, gynecologists). Positive feedback on the work of doctors of these specialties and qualities, which are especially appreciated by patients in their communication with them, is also analyzed.

Текст научной работы на тему «Профессиональная деформация врачей разных специальностей как фактор формирования коммуникативных барьеров в общении с пациентом»

ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2019. № 1. С. 39-45. УДК 159.923

DOI: 10.25513/2410-6364.2019.1.39-45.

Ю. В. Потапова Б. В. Кузьмин

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ВРАЧЕЙ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ В ОБЩЕНИИ С ПАЦИЕНТОМ

Предлагается построенная на основе анализа теоретических данных типология симптомов профессиональной деформации, включающая апперцепцию, деперсонализацию, авторитарность. Приводятся примеры их проявления в общении с пациентами посредством анализа негативных отзывов о работе врачей разных специальностей (терапевты, хирурги, педиатры, гинекологи). Анализируются также положительные отзывы о работе врачей этих специальностей и качествах, которые особенно ценятся пациентами в общении с ними.

Ключевые слова: профессиональная деформация; деперсонализация; апперцепция; авторитарность; деятельность; врачи; терапевты; хирурги; гинекологи; педиатры.

Yu. V. Potapova B. V. Kuzmin

PROFESSIONAL DEFORMATION OF DOCTORS OF DIFFERENT SPECIALTIES AS A FACTOR IN THE FORMATION OF COMMUNICATION BARRIERS IN COMMUNICATION WITH THE PATIENT

The study suggests a typology based on the analysis of theoretical data of professional deformity symptoms, including apperception, depersonalization, and authoritarianism. Examples of their manifestation in communication with patients are given on the example of negative feedback on the work of doctors of different specialties (general practitioners, surgeons, pediatricians, gynecologists). Positive feedback on the work of doctors of these specialties and qualities, which are especially appreciated by patients in their communication with them, is also analyzed.

Keywords: professional deformation; depersonalization; apperception; authoritarianism; activity; doctors; general practitioners; surgeons; gynecologists; pediatricians.

В отечественной психологии существует идея о том, что деятельность человека, достаточно долго занимающая его внимание, со временем начинает изменять его личность. Так бывает в ситуации с возрастным развитием и ведущей деятельностью, в рамках которой ребенок постигает новые ступени роста, такое происходит и в профессиональном становлении. Разница заключается лишь в том, что возрастные изменения более универсальны и схожим образом воздействуют на разных людей, тогда как изменения личности, связанные с характером его труда, более специфичны, зависят от объекта, задач, контингента, с которыми сталкивается специалист.

© Потапова Ю. В., Кузьмин Б. В., 2019

Начиная работать в области медицины, врач, адаптируясь к новым, зачастую тяжелым условиям труда, претерпевает личностные трансформации, которые затем укореняются и формируют устойчивые черты, характерные для той или иной профессии. Очевидно, что чем глубже врач погружен в свою деятельность, вовлечен в нее эмоционально, тем сильнее она встраивается в его жизнь и тем больше меняется его личность. Мы часто встречаемся с врачами, обладающими набором качеств, которые объединяют их в некую отдельную «касту», делают их характеры, взгляды на жизнь, способы реагирования на стресс в чем-то схожими. В таком случае

можно говорить о формировании профессиональной деформации личности.

Некоторые авторы считают, что профессиональная деформация может рассматриваться амбивалентно: в ней существуют как положительные, способствующие адаптации, так и отрицательные стороны, деструктивно воздействующие на эффективность деятельности [1]. Существует точка зрения, что определенная степень деформации присуща любому врачу, так как ее корни уходят в процесс профессиональной адаптации [2]. Другими исследователями профессиональная деформация рассматривается как исключительно негативное явление, симптомы которого ведут к ухудшению результатов деятельности и нарушению контакта врача с пациентом [3]. Компромиссной в данном случае является идея о том, что профессиональная деформация проявляется с разной силой и глубиной у каждой конкретной личности. Так, в своей работе, подводя итог анализу явления, А. В. Нестеров упоминает о должностной и адаптивной деформации, которые являются более слабыми уровнями искажения личностных свойств, а также приводит примеры глубокой и крайней степени профессиональной деформации, переходящей в профессиональную деградацию [4]. Н. Г. Осипова и Т. В. Семина, анализируя подходы к определению профессиональной деформации, предлагают следующую его дефиницию: «это существенные изменения психической (стереотипов восприятия, мышления, способов общения) и социальной (характера, ценностных ориентаций, мировоззрения) структур личности под влиянием выполнения профессиональных обязанностей, которые продуцируют конфликтующее с общепринятыми профессиональными нормами и ценностями социальное поведение» [5, с. 34].

Таким образом, согласимся с тем, что профессиональная деформация связана с изменением психических свойств под воздействием основной деятельности и, проявляясь в выраженной степени, негативно сказывается на процессе труда и его результатах. Многочисленные описания отдельных симптомов профессиональной деформации врачей можно объединить в три основные группы, для которых мы сформулировали образные названия: апперцепция, деперсонализация, авторитарность.

Апперцепция - группа симптомов профессиональной деформации, связанная с из-

менением восприятия под влиянием профессии. Так, врач замечает при знакомстве не черты лица человека, а характерные признаки заболеваний. Стоматолог неосознанно оценивает прикус и цвет зубной эмали, психиатр стремится выявить признаки определенных ментальных расстройств в поведении знакомых людей. Е. А. Глазырин и В. Ф. Таланова приводят пример, в котором описывают изменение даже эстетических чувств хирурга, восхищающегося «красивой культей» [1]. Такой симптом характеризует абсолютное вовлечение врача в свою профессию, однако, становясь навязчивой, эта черта может негативно сказываться на межличностных отношениях и даже деловой сфере. Известны примеры, когда узкие специалисты наблюдают симптомы именно «своих» заболеваний, путая их с другими, не связанными с его специальностью, и ошибочно ставя диагноз. Подобное поведение, в котором один и тот же симптом (кровь в моче) трактуется урологом как признак рака почки, тогда как нефролог увидит в нем проявление гломерулонефрита, было описано врачом, специалистом в области когнитивных искажений и врачебных ошибок Д. Редельмайером [6]. В таком случае поведению врача может сопутствовать ригидность, жесткость в установках, консерватизм, стереотипизация поведения, обусловленная многолетним стажем и выполнением им стандартных схем лечения. А. В. Нестеров утверждает, что этому в немалой степени способствует все усиливающаяся специализация медицины, уводящая специалиста от общей картины событий, взамен синтетического предлагающая аналитический взгляд на организм, что в целом противоречит его природе [4]. Данный поведенческий симптом может объясняться тем, что постепенно у врача угасает интерес к деятельности, многообразие и энергозатратность задач, стоящих перед ним, в конечном итоге приводят его к сужению репертуара рабочих действий [2]. Астения приводит к экономии ресурсов психики и организма, развитию устойчивых форм реагирования и вместо поиска различных вариантов взаимодействия с пациентом и тщательного анализа даже редко встречающихся клинических вариантов заболеваний в рамках своей специальности уставший от длительной хронической нагрузки врач использует сформировавшийся в его сознании интеллектуальный стереотип, так называемый

ключ от всех дверей, который специалист получил благодаря своему клиническому опыту. Иногда медицинский работник доходит в своем неэффективном стремлении до крайности, которую можно обозначить как «профессиональный кретинизм» [5].

Деперсонализация - признак профессиональной деформации, заключающийся в обезличивании пациента, циничном отношении к нему. Данный симптом находит свое отражение в речи врача («в палате лежит

2 а ??

желудка и один непроход » - такой пример приводится в отношении деформации личности хирурга, который начинает относиться к телу человека как к материалу, неодушевленному предмету [1]). Развитие психической устойчивости необходимо для врача, поскольку излишняя чувствительность зачастую приводит его к опустошению, эмоциональному выгоранию. В этом смысле профессиональную деформацию можно считать психологической защитой, с помощью которой медицинский работник спасается от «сострадательной усталости» [7], однако, заходя далеко в таком поведении, врач может нарушать принципы деонтологии, затруднять процесс установления контакта с пациентом [2; 8]. С точки зрения В. В. Шевчука и его соавторов, деперсонализация может развиваться у врача, потому что он в своем труде имеет дело как с одушевленной (люди, собственная жизнь), так и с неодушевленной реальностью (оформление документации, выполнение инструкций) [2]. И в случае переутомления фокус внимания смещается ко второй реальности, поскольку она более предсказуема, стабильна, легче поддается контролю. Исходя из этого, партнер по общению объективируется, его образ низводится до уровня неодушевленного предмета, сломанного механизма, который нужно починить.

Авторитарность - покровительственное отношение к пациенту, которое может переходить в крайних случаях в высокомерное превознесение своей личности над ним, раздражение от незнания пациентом фактов, которые кажутся очевидными для врача. С точки зрения типологии видов профессиональных деформаций Э. Ф. Зеера авторитарность можно отнести к профессионально-типологической деформации способностей [7]. Н. Г. Осипова описывает данную черту как превосходство над больным, нарциссические наклонности

врача, завышенные притязания [5]. Вероятно, такая реакция может также считаться своего рода защитой от переутомления и необходимости находиться в «угождающей» позиции -с одной стороны, удовлетворять требования руководства и ориентироваться на многочисленные инструкции, регламентирующие поведение, а с другой - держать во внимании мнение пациента, поскольку последний может угрожать жалобами в вышестоящие инстанции, вести себя требовательно и не всегда адекватно ситуации. Таким образом, авторитарностью врач утверждает свою личность, обороняясь психологически от постоянных повышенных требований, предваряя многочисленные споры несогласных с его лечением пациентов. Другой крайностью этого симптома считается «профессиональный пермис-сивизм» - тактика поведения, при которой врач бездумно выполняет любую волю пациента, даже если она находится за гранью нравственных норм и принципов, в ситуации, когда за это он получает материальное вознаграждение [5]. Развитию авторитарности во многом сопутствует и устоявшаяся в нашей стране модель взаимодействия врача с пациентом, где именно доктор считается ведущим, главным, знающим, тогда как пациент нуждается в помощи, он ведомый, зависимый. Однако в настоящее время всё больше врачей стремятся отойти от патерналистской модели поведения [9], приближая пациента к себе по статусу и разделяя с ним ответственность за его здоровье. В большей степени это является следствием активного развития частного сектора медицины, а значит и превращения «медицинской помощи» в «медицинскую услугу» в представлении пациентов. Становясь заказчиком услуги, человек, как обладатель материальных ресурсов, необходимых для существования частного медицинского учреждения, определяет стандарты качества услуги, в рамках которых руководство частной клиники и впоследствии врач выстраивают стратегию взаимодействия с пациентом таким образом, чтобы последний оказался удовлетворен оказанием услуги и вернулся обратно в эту клинику. В данном случае пациент помимо обычной консультации и назначения лечения хочет получить от врача уважительное отношение, а от медицинского учреждения - высокий уровень организации обслуживания.

Таким образом, все три симптома на разных стадиях формирования профессиональ-

ной деформации и в совокупности отражаются на коммуникативном взаимодействии врача и пациента. В зависимости от специфики медицинской специальности подобная «нарушенная» коммуникация проявляется по-разному. Для этого мы поставили цель исследовать проявления профессиональной деформации врача в общении с пациентом на примере отзывов пациентов о врачах разных специальностей (терапевты, педиатры, хирурги и гинекологи). Данные профессиональные группы были выбраны ввиду того, что характер их труда и контингент пациентов существенно отличается и соответственно можно увидеть, какие именно личностные характеристики врачей являются ценными для пациентов (законных представителей) разных типов, что не устраивает их в общении и насколько профессиональная деформация врача отражается на качестве оказания медицинских услуг.

Таким образом, объектом нашего исследования являлось общение врача и пациента, предметом - барьеры их общения, целью -изучение коммуникативных барьеров, обусловленных профессиональной деформацией врача.

Задачи исследования:

1. Изучить положительные и отрицательные отзывы пациентов о работе различных врачей (на примере терапевтов, хирургов, педиатров, гинекологов).

2. Выявить поведенческие проявления врача, оцениваемые пациентами как отрицательные, и оценить их связь с явлением профессиональной деформации медицинского работника.

3. Выявить поведенческие проявления, положительно оцениваемые пациентами в отзывах на работу врачей различных специальностей.

Методом исследования выступал контент-анализ интернет-сервиса отзывов о медицинских специалистах Prodoctorov.ru. Выборкой исследования являлись авторы отзывов о 80 врачах четырех специальностей: гинекология, терапия, педиатрия, хирургия. Было выбрано 10 первых и последних по рейтингу врачей в каждой специальности.

Результаты исследования

Средний балл рейтинга «лучших» врачей составляет 6,77; «худших» врачей - 4,57. Вариация рейтинга происходит в пределах от 10 до -10 баллов. Среднее количество положительных отзывов на работу врача - 7,1, отрицательных - 4,2.

Негативные оценки образа гинеколога содержали упоминания о следующих фактах: грубость, хамство (27,8 %); оскорбления, насмешки (13,4 %, вплоть до уничижительных замечаний о внешности женщины); доведение до слез (8,2 %); равнодушие, невнимательность (8,2 %); демонстрация неуравновешенности самого врача (6,2 %); пренебрежительное отношение, брезгливость (5,2 %). Женщины также жалуются на тот факт, что на приеме врач редко отвечает на вопросы, объясняет причину выполненных назначений, не рассказывает о сущности заболевания (14 %), даже в ситуации, когда пациентке ставится неутешительный диагноз, сильно воздействующий на ее эмоциональное состояние в течение приема. «Никто не стал ничего объяснять, уточнять, видя мое состояние, после оглашения "приговора"» - так описывает свое состояние женщина, у которой было диагностировано бесплодие. В такой ситуации мы имеем дело с деперсонализацией и ее последствиями для состояния пациента - в момент, когда врач сообщает подобные новости, растерянный человек ждет какого-то участия, помощи, жаждет получить информацию о том, обратимо ли данное состояние. Профессиональная деформация в данном случае ограждает врача от лишних с его точки зрения волнений, но рушит контакт с пациентом. Также в отзывах пациенток звучит идея об авторитарном, зачастую высокомерном отношении к ним врачей, получивших негативные отзывы. «При любых уточняющих вопросах начинает нервничать и кричит о своей компетентности», - такой отзыв характеризует стремление врача навязать свой авторитет пациенту, а не заслужить его, спокойно выполняя свои обязанности. Также нередки негативные отзывы, содержащие намек на такой симптом профессиональной деформации, как апперцепция, в данном случае обретающий вид патоцентризма. Речь идет о гипердиагностике (чаще всего у беременных женщин), которую допускает порядка 33 % врачей, получивших негативные отзывы. Стремление врача избежать возможных негативных последствий для здоровья пациентки вполне понятно, если бы оно не сопровождалось запугиванием и невротизацией женщины, жесткими комментариями в ее адрес. Такая тактика поведения вызывает повышенную тревогу, а также заставляет женщину сомневаться в последующих назначениях врача.

При описании поведения терапевтов также часто отмечалось проявление грубости, хамства (30,6 %); агрессии (24,5 %); равнодушия, невнимательности (22,4 %). В данном случае можно привести несколько ярких образов деперсонализации, которые содержатся в исследованных нами отзывах: «не обращая на меня внимания, разговаривает то по телефону, то с медсестрой», «заглянула в рот мне, ничего не спрашивая, черкнула рецепт, бросила и продолжила свои разговоры», «ей главное записать в карточке и всё, работа сделана», «не выслушала до конца, выставила за дверь». Равнодушие к пациентам также проявляется в плохой организации приема: опозданиях, частых отлучениях из кабинета по личным делам (30 % врачей с негативными отзывами поступали именно так). Авторитарность терапевтов наблюдается в весьма ярких проявлениях: «такое ощущение, что ты на экзамене, а врач отчитывает тебя, как школьницу», «ведет себя высокомерно».

У педиатров негативные оценки эмоционального плана довольно редки, и если уж врач имеет отрицательные отзывы, то именно по причине некомпетентности, некорректного поведения, ошибок. В плане общения больше всего родителей раздражают грубость (22,7 %); невнимательность и равнодушие (22,7 %), а также плохое отношение к ребенку (18,2 %) и неуравновешенность (18,2 %). В их поведении отмечаются черты апперцепции как симптома профессиональной деформации. Она проявляется в патоцентризме, который, как и в случае с обследованием беременных женщин, приводит к гипердиагностике и возможно не столь необходимому приему лекарственных средств. В данном случае мы не подвергаем сомнению назначения конкретных врачей, а лишь следуем за рассказами самих пациентов, которые, проконсультировавшись с иными врачами, пришли к выводу об излишних назначениях. Очень частыми жалобами родителей является постоянное назначение врачом антибиотиков, часто без проведения тщательного обследования (40 % врачей с негативными отзывами прибегали к такой стратегии).

В отзывах на работу хирургов первое место уверенно держит грубость (доведенная до использования ненормативной лексики в общении с пациентом) - 37,5 %, и равнодушие, невнимательность к пациенту - 31,3 %. В целом так же, как и в случае с педиатрами, па-

циенты предпочитали оценивать непонра-вившихся им врачей скорее со стороны их поведения, эмоциональный компонент служил дополнительным раздражающим фактором. Приведем несколько ярких фраз для иллюстрации поведения хирурга, напоминающего в своей сути профессиональную деформацию: «пациент для него - букашка», «отношение к пациентам халатное», «особое внимание пациентам только за деньги», «осмотр начался со слов: "А вы не хотите с ногой попрощаться?"». В данном случае в общении с пациентом можно наблюдать такие симптомы, как авторитарность и деперсонализация.

В полной мере осознавая сложность работы врача, всю ответственность, которую он принимает на себя, весь груз, который он несет каждый день, нельзя не отметить, что такие поведенческие проявления разрушают комплаенс, подрывают доверие пациента к врачу, заставляют его чувствовать себя униженным, растерянным в ситуации, когда и без того он испытывает физическую боль и тревогу. К счастью, помимо таких неутешительных примеров, имеются многочисленные подтверждения того, что, несмотря на встречающиеся трудности, врачи разных специальностей остаются человечными, понимающими, поддерживают своих пациентов.

При оценке положительного образа гинеколога использовались многообразные характеристики, которые условно можно разделить на три группы: это моральные (доброта, отзывчивость) - 21 %, коммуникативные (умение внимательно выслушать) - 14,8 %, этические (вежливость, тактичность) - 10 %. Характерными именно для гинекологов были упоминания о чувстве юмора (3 %), оптимизме (6,6 %). При оценке образа идеального терапевта также среди первых упоминались моральные характеристики (доброта, отзывчивость, неравнодушие) - 37,5 %, внимательность - 27 %, вежливость и тактичность -16,67 %.

В отзывах о хороших педиатрах также присутствовали упоминания о моральных качествах врача (доброта, чуткость, отзывчивость - 30,7 %), внимательности (27 %) и специфическом для данной профессии качестве - умении найти подход к ребенку (14,5 %). Среди хирургов также ценится доброта и отзывчивость (часто сопровождающиеся подчеркиванием «человечности» отноше-

ния - вероятно, из-за ожидания механистического подхода к себе, и при этом приятного несоответствия поведения хирурга этому стереотипу; 27,8 %), внимательность (18,51 %), заинтересованность и неравнодушие подчеркивается также отдельно и неоднократно (11 %) - врач узнает, как чувствует себя пациент после операции, иногда дает свои контакты для поддержания связи в экстренных случаях. В описании коммуникативных качеств хирургам приписывается специфическая черта - доступность, которая не упоминается в описаниях иных врачей. Вероятно, пациент предполагает, что хирург должен лишь выполнить свою техническую задачу и очень радуется, когда врач оказывается еще и хорошим собеседником. Именно для хирургов употреблялись характеристики «хороший психолог», вероятно, потому что в трудной ситуации ожидания операции человек как никогда нуждается в ободряющем слове, вселяющем оптимизм прогнозе врача.

Подводя итог, следует отметить, что в образах врачей, коммуникация с которыми была для пациента неудовлетворительной, одни и те же характеристики - грубость, хамство, неуравновешенность, агрессивность, равнодушие к пациенту. Тяжелые условия труда, неудовлетворенность материальным положением, контакт с социопатическим контингентом, несовершенство механизмов саморегуляции приводит к формированию стрессового состояния, длительное переживание которого реализуется в агрессивных реакциях или наоборот - избегании контакта с пациентами. Врач пытается эмоционально защитить себя, определяя пациентов как «причину всех проблем», вымещает на них агрессию, направленную, к примеру, против руководителя, использующего неадекватный стиль управления (по сути, пользуясь психологической защитой замещения). Со временем данная стратегия закрепляется в поведенческий стереотип, формирующий определенные личностные черты. Таким образом, речь в негативных отзывах идет чаще всего о врачах, подверженных глубокой степени профессиональной деформации личности, которая негативно сказывается на коммуникативном взаимодействии врача и пациента и, как следствие, отражается на качестве оказания медицинских услуг. Из чего можно заключить, что актуальным становится поиск эффективных методов, способствующих предупреждению профессиональной деформации.

В положительных отзывах о работе врачей всех специальностей очень ценятся проявление высоких нравственных качеств врача (доброта, отзывчивость, чуткость), внимание, уделенное пациенту, а также этичное, вежливое обращение. Специфичными для хороших гинекологов были чувство юмора и оптимизм, который, вероятно, позволяет найти контакт с женщиной, для педиатров - любовь к детям, для хирургов - доступность, умение поддержать и успокоить в трудной ситуации. Все эти характеристики в общении отвечают профессиональным требованиям, их проявление не требует больших временных затрат, но у многих пациентов дополняют благоприятное впечатление о враче.

Полученные данные позволяют определить некоторые специфические паттерны поведения, отражающие удовлетворенность пациентов. Мы полагаем, что использование этих данных может быть практически полезным для разработки профильных программ консультативной поддержки для врачей разных специальностей в рамках лечебных учреждений государственного и частного сектора, а также при подготовке студентов медицинского вуза, у которых формирование профессиональной деформации можно отследить и предотвратить с помощью программ, направленных на обучение навыкам успешной коммуникации с пациентами, способам восстановления эмоциональных ресурсов и эффективным методам саморегуляции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Глазырин Е. А., Таланова В. Ф. Профессиональная деформация личности врача-хирурга // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. -2016. - № 1 (12). - С. 23-25.

2. Синдром хронической усталости и профессиональная деформация врача / В. В. Шевчук и др. // Международный студенческий научный вестник. - 2018. - № 5. - С. 36.

3. Силуянова И. В. Избранные. О призвании врача. - М. : Форма т, 2008. - 256 с.

4. Нестеров А. В. Деформация личности в профессиональной деятельности врача судебно-медицинского эксперта, как ведущая проблема в комплексной оценке качества судебно-медицинской деятельности // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. - 2007.- № 81. - С. 28-33.

5. Осипова Н. Г., Семина Т. В. Идеальный тип и профессиональные деформации личности врача в условиях современного этапа глоба-

лизации // Общество: социология, психология, педагогика. - 2017 . - № 5. - С. 32-36.

6. Брекенрид Д. Врачи и их когнитивные искажения. - URL: https://cmtscience.ru/article/ vrachi_i_ih_kognitivnie_iskajeniya (дата обращения: 08.02.2019).

7. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Психология профессиональных деструкций. - М. : Акаде-

Информация о статье Дата поступления 15 ноября 2018 Дата принятия в печать 17 февраля 2019

Сведения об авторах

Потапова Юлия Викторовна - кандидат психологических наук, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук Омского государственного медицинского университета (Омск, Россия). E-mail: kardova.jv@gmail.com.

Кузьмин Богдан Владимирович - студент Омского государственного медицинского университета (Омск, Россия). E-mail: bog-dankuzmin23@gmail.com.

Для цитирования

Потапова Ю. В., Кузьмин Б. В. Профессиональная деформация врачей разных специальностей как фактор формирования коммуникативных барьеров в общении с пациентом // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2019. № 1. С. 39-45. DOI: 10.25513/2410-6364.2019.1.39-45.

мический Проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2005. - 240 с.

8. Абрамова Г. С., Юдчиц Ю. А. Психология в медицине. - М. : Кафедра-М, 1998. - 272 с.

9. Витч Р. Модели моральной медицины в эпоху революционных изменений // Вопросы философии. - 1994. - № 3. - С. 67-72.

Article info

Received

November 15, 2018 Accepted February 17, 2019

About authors

Potapova Yulia Viktorovna - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy and Social and Humanitarian Sciences, Omsk State Medical University (Omsk, Russia). E-mail: kardo-va.jv@gmail.com.

Kuzmin Bogdan Vladimirovich - Student of the Omsk State Medical University (Omsk, Russia). E-mail: bogdankuzmin23@gmail.com.

For citations

Potapova Yu. V., Kuzmin B. V. Professional Deformation of Doctors of Different Specialties as a Factor in the Formation of Communication Barriers in Communication with the Patient. Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2019, no. 1, pp. 39-45. DOI: 10.25513/2410-6364. 2019.1.39-45. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.