Научная статья на тему 'Профессиональная деформация сотрудников полиции в аспекте эмоционального выгорания: социально-психологические условия, механизмы, особенности, факторы'

Профессиональная деформация сотрудников полиции в аспекте эмоционального выгорания: социально-психологические условия, механизмы, особенности, факторы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5196
713
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕХАНИЗМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ / ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ / ФАКТОРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО (ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО) ВЫГОРАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Уразаева Г. И.

Статья посвящена синдрому «профессиональной деформации» как проявлению в личности сотрудников полиции под влиянием экстремальных условий профессиональной деятельности таких психологических изменений, которые начинают негативно влиять на осуществление этой деятельности и на психологическую структуру самой личности. Источником формирования синдрома как системного личностного изменения является неблагоприятное психическое состояние эмоционального выгорания, которое, повторяясь со временем и подкрепляясь, усиливается, обобщается и обусловливает деформацию личности в целом, то есть является и ее механизмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная деформация сотрудников полиции в аспекте эмоционального выгорания: социально-психологические условия, механизмы, особенности, факторы»

Г.И. Уразаева

профессиональная деформация сотрудников полиции в аспекте эмоционального выгорания: социально-психологические Условия, механизмы, особенности, факторы

Статья посвящена синдрому «профессиональной деформации» как проявлению в личности сотрудников полиции под влиянием экстремальных условий профессиональной деятельности таких психологических изменений, которые начинают негативно влиять на осуществление этой деятельности и на психологическую структуру самой личности. Источником формирования синдрома как системного личностного изменения является неблагоприятное психическое состояние эмоционального выгорания, которое, повторяясь со временем и подкрепляясь, усиливается, обобщается и обусловливает деформацию личности в целом, то есть является и ее механизмом.

Ключевые слова: профессиональная деформация, эмоциональное выгорание, сотрудник полиции, экстремальные условия профессиональной деятельности, механизмы профессиональной деформации, особенности профессиональной деформации сотрудников полиции, факторы эмоционального (профессионального) выгорания.

На современном этапе трансформирования социальной структуры российского общества происходящие в нем преобразовательные процессы характеризуются неоднозначными результатами: как улучшением условий жизни людей, так и усугублением тех эффектов, которые усложняют их жизнь, общение, деятельность. В условиях бурных революционно-политических процессов девальвируют идеологические и нравственные ориентиры, сохраняется экономическая нестабильность, конкуренция на рынке труда, социально-психологические стрессы становятся характерным явлением в жизни и на работе, проявляется на высоком уровне феноменология преступлений, совершаемых организованными преступными группами, в том числес участиемнесовершеннолетних. [1] В условиях эмоционально напряженной реальности неимоверно возрастают требования, предъявляемые к профессиональным и личностным качествам сотрудников полиции, чья деятельность непосредственно реализуется в системе отношений «человек-человек». Реформа системы Министерства внутренних дел России обнажила не только узковедомственные трудности в ее функционировании и управлении, но и проблемы

в развитии общества, которые обусловлены, прежде всего, человеческим фактором. Убийство человека в ситуации межэтнических столкновений и конфликтов нередко трактуется полицией как бытовое, поскольку общеизвестно, что этническое мироощущение - лишь составляющая в структуре личности в целом. Чем выше уровень развития общества, тем выше уровень развития субъектов, его составляющих, тем устойчивее благоприятные условия предупреждения и разрешения конфликтов, тем более толе-рантна личность к другим.

Вместе с тем любое действие может иметь обратное действие, предстает перед нами как светлой, так и теневой стороной. Попытка усовершенствовать тот или иной закон может обернуться развалом той системы, для восстановления которой он был задуман («хотели как лучше, а получилось как всегда»). Известно, что введение и законодательное оформление ряда уголовно-правовых норм вызывает их неоднозначное толкование и сложность применения на практике. [2]Преступность, которая предстает количественно в статистических данных и фактах, непосредственно наблюдаемых нами или отраженных СМИ, имеет также

качественную сторону, которая интересует, прежде всего, психологов и криминологов.

Психология исследует причины личностных и поведенческих девиаций, условия формирования преступного поведения. В их ряду - объективные и субъективные факторы, которые определенным образом соотносятся, но каждый из этих факторов оказывает свое действие неминуемо. Непреходящим ценностям противопоставляется индивидуалистическое (эгоистическое) существование. Сегодня публично разрушают сакральность жизни, мотивируя это просветительскими образовательными целями (убийство в феврале 2014 года жирафа Мариуса в Копенгагенском зоопарке Дании сопровождалось разделыванием его при посетителях, среди которых были маленькие дети). Подобные антипримеры извне неизбежно включаются в процесс формирования отдельной личности и находят отклик в ее сознании и чувствах, отзеркаливаясь в аналогичных по сути ответных реакциях. Внешнее переходит во внутреннее - основной механизм динамики психического - его развития или деформации. Вспоминается «окно возможностей» Овертона: та или иная проблема в обществе может иметь широкий спектр развития - от немыслимого и неприемлемого до стадии актуальной политики, когда идея проникает в массовое сознание и даже закрепляется законодательно. Нет никаких сакральных ценностей. Есть свобода слова, свобода толкования, свобода расчеловечивания. Подобная социальная позиция приносит как личности, так и обществу значительный ущерб, моральный, физический, экономический, которые системно взаимосвязаны.

Сотрудник полиции живет и действует в той же социальной среде, что и тот спецконтингент, с которым ему приходится взаимодействовать. Лица, нарушающие закон и нормы права в ежедневном общении, оказывают на сотрудника полиции постоянное фрустрирующее влияние. «Окно возможностей» отчасти может проявляться в том, что сотрудник начинает говорить и вести себя так, как тот преступник, с которым он общается по ходу расследования уголовного дела, начинает так же мыслить, и вскоре

приемлемыми для него становятся те способы воздействия, которые, по сути, являются неправомерными, преступными.

Функционально служебная деятельность сотрудника полиции предъявляет к его личности постоянно растущие требования, в том числе к ее нравственной устойчивости и надежности. Помимо этого, его деятельность выполняется в экстремальных условиях, характеризующихся ненормированным объемом решаемых задач, эмоционально напряженным характером содержания, организации, критериев оценки и условий деятельности и общения, а также особенностями социальной ситуации, в которой эта деятельность реализуется.

Однако далеко не каждый сотрудник может адаптироваться к постоянно растущим требованиям, эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность и социальную роль в сложных конфликтных ситуациях общения, а потому возрастает вероятность возникновения и развития неблагоприятных психических, в том числе эмоциональных, состояний. Одним из наиболее выраженных состояний, устойчивых и прогрессирующих со временем, но зачастую незаметных для самой личности, является эмоциональное выгорание.

В связи с этим возрастает актуальность исследования выраженности эмоционального выгорания сотрудников полиции, а также разработки программ по его предупреждению и коррекции. Проблема эмоционального выгорания, по нашему убеждению, является одной из главных для сотрудников полиции, работающих в экстремальных условиях психологически напряженной служебной деятельности в современной социальной ситуации реформирования Министерства внутренних дел и его подразделений. [3]

По современным представлениям, синдром «эмоционального выгорания» - это сложный психофизиологический феномен, который характеризуется как эмоциональное, умственное и физическое истощение, возникающее в условиях длительной эмоциональной перегрузки. Нам представляется, что источником формирования синдрома как системного личностного изменения яв-

ляется неблагоприятное психическое состояние эмоционального выгорания, которое, повторяясь со временем и подкрепляясь, усиливается, обобщается и обуславливает деформацию личности в целом. Важность глубокого изучения, своевременной диагностики, коррекции состояния эмоционального выгорания для профилактики профессиональной деформации личности сотрудников полиции очевидна.

По мнению психолога А.В. Буданова, профессиональная деформация начинается с того, что сотрудник ОВД «утрачивает истинное представление о нравственном смысле своей профессии». [4] Самое главное здесь, на наш взгляд, в том, что явление профессиональной деформации оказывает негативное влияние на мотивацию поведения сотрудников ОВД как механизм регуляции поведения и деятельности, означает изменение отношения к объекту деятельности. Однако опасность данного явления и в том, что оно распространяется в профессиональном коллективе в целом, [5] и, наконец, являясь формой девиантного поведения, выступает угрозой правовому порядку в современном российском обществе. [6]

Опасность профессиональной деформации не только в том, что она может, в конечном счете, привести сотрудника полиции к уголовной ответственности. Опасность еще и в том, что даже малая степень профессиональной деформации серьезно влияет на эффективность профессиональной деятельности и на человеческие качества, постепенно размывая сложившиеся устойчивые личностные позиции. Основная проблема, по нашему мнению, здесь состоит в том, что профессиональная деформация личности сотрудника объективно и социально обусловлена. Сотрудник, вставший на защиту за-кона и прав человека, находясь в экстремальных условиях деятельности и общения, провоцируется всей социальной ситуацией на правонарушение и даже преступление. Однако далеко не каждый сотрудник однозначно «ломается» в неблагоприятных условиях его жизненной и профессиональной ситуации. С чего начинается профессиональная деформация и как она происходит - это вопрос о ее социально-психологических ус-

ловиях, личностных факторах и механизмах.

Один из механизмов был назван выше: внешняя нестабильность и социальная аномия воспринимаются личностью и становятся ее внутренними характеристиками.

Другой механизм личностной динамики можно назвать «от простого к сложному, от ситуативного эмоционального - к устойчивому личностному». Анализируя интеграцию как закономерность психического развития, можно понять, что эмоциональное выгорание как устойчивое личностное новообразование складывается из отдельных психологически неблагоприятных психических состояний, приобретается в жизнедеятельности человека, причем, прежде всего, в его профессиональной деятельности как ведущей на данном этапе развития личности. Поэтому когда говорят о «синдроме сгорания», имеют в виду конкретные изменения отношения специалиста к предмету профессиональной деятельности, ее содержанию и формам, к самому себе (изменения мотивации, самопринятия, смыс-лообразования, осмысленности нравственной составляющей профессиональной роли и стремления к самореализации в ней).

Проблема изучения «выгорания» как феномена отрицательного влияния профессиональной деятельности на личность вызвала активный интерес и устойчивое внимание отечественных психологов в последние годы. Мы не будем в данной статье вдаваться в подробный анализ исследований деформации личности у представителей других профессий, эта задача решается в других научных обзорах.

Необходимо выделить характерную особенность профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел, которую мы могли бы назвать «иррадиацией»: по мере усиления «выгорание» и деформация личности отдельных сотрудников по эффекту заразительности негативно влияют на коллектив в целом. Подобная тенденция существует в массовом восприятии сотрудников полиции (в социальной перцепции, в том числе в СМИ, отдельные факты нарушения сотрудниками полиции профессиональных нравственно-правовых норм генерализуются на всю профессиональную группу). Здесь же

мы констатируем факт реальной динамики этого явления в профессиональной группе. «Профессиональная деформация первоначально начинает проявляться в самой личности, затем через поведение отражается на профессиональной деятельности и ближайшем окружении. Во всяком случае, любому преступлению предшествует нравственная деформация личности, образование у нее на мировоззренческом уровне аморальных нравственных установок». [7]

Другой особенностью профессиональной деформации личности сотрудника полиции, по нашему мнению, является ее псевдофункциональность: профессиональная деформация развивается как механизм психологической защиты личности от травмирующих обстоятельств ее деятельности и окружения.

Третьей особенностью профессиональной деформации личности мы бы назвали многозначность изменений в личности как сложном структурном системном образовании. Профессиональная деформация может усиливать как негативные, так и позитивные тенденции личности. В контексте данной особенности приведем результаты исследования психолога Н.Г. Осуховой. Она выделяет два случая развития эмоционального выгорания. Первый случай: если человек совсем отказывается от собственных интересов и установок и полностью растворяется в другом, направлен на его убеждения и ценности, проникается его заботами и событиями, изменяет себе. [8] Второй случай: человек настолько консервативен и непроницаем по своему складу, что просто не подпускает других к себе, общается с ними формально на уровне шаблонов, стереотипов, масок ролей. Можно обозначить это субъективное явление следующим образом: если раньше этот человек не любил людей, то теперь он начинает их ненавидеть.

В целом все указанные изменения в личности свидетельствуют о ее внутренней нестабильности, сензитивности к любым внешним воздействиям. Поэтому к настоящему времени в отечественной психологии распространяется подход рассмотрения «выгорания» как дезадаптационного феномена. Психолог В.Е. Орел указывает на возможность развития синдрома психического вы-

горания как своеобразной интегративной реакции на дезадаптацию субъекта к профессиональной среде. Обобщив исследования по проблеме в зарубежной психологии, он справедливо, на наш взгляд, представил факторы выгорания двумя группами: индивидуальные (личностные) и организационные (ролевые и организационные). [9] В отечественной психологии достаточно полное представление о факторах выгорания дает и классификация В.В. Бойко, которая тоже включает две группы: внутренние и внешние факторы. [10]

Итак, причины или факторы эмоционального выгорания можно разделить на две группы:

I. Индивидуальные (внутренние) факторы - обусловлены индивидуальными, социально-демографическими и личностными характеристиками человека. Так, В.В. Бойко отмечает наличие зависимости эмоционального выгорания от характеризующей человека эмоциональной ригидности. [10] Естественно, эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан. Психолог В.Е. Орел обнаружил в зарубежных исследованиях данные о тесной связи выгорания и личностной выносливости, которая понимается как способность личности быть высокоактивной каждый день, гибко реагировать на различного рода изменения, осуществлять контроль за жизненными ситуациями. [9]

В работе В.Е. Орла показано, что из всех социально-демографических характеристик наиболее тесную связь с выгоранием имеет возраст. Стаж работы специалиста, гендерные различия также являются значимыми параметрами возникновения эмоционального выгорания, но данные об их влиянии в исследованиях противоречивые, поэтому отдельно останавливаться на них не будем.

Исследователь В.В. Бойко называет фактором «выгорания» интенсивную интерио-ризацию (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности, характерную для людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль. По нашему мнению, здесь

изменяются не только характерологические особенности специалиста, но и главная составляющая личности - направленность как система мотивации, самопринятия, смыслоо-бразования, осмысленности профессиональной роли и стремления к самореализации в ней. По нашему мнению, ее роль в динамике выгорания является определяющей.

II. Организационные (внешние) факторы - обусловлены особенностями профессиональной деятельности: условия работы, содержание труда, социально-психологические показатели. Среди организационных факторов можно выделить следующие причины «выгорания»: чрезмерный уровень напряжения и объём работы, особенно при нереальных сроках её выполнения; физическое изнеможение, недостаточный отдых и отсутствие нормального сна; эмоциональная насыщенность и когнитивная сложность коммуникации, психологически трудный контингент, с которым имеет дело сотрудник в общении.

Как видим, выгорание является результатом сложного взаимодействия личностных особенностей человека, отношений в профессиональной среде и семейной жизни, а также переживаний успеха и неудач. Таким образом, синдром возникает в результате кумулятивного системного влияния множества внешних и внутренних стресс-факторов, обусловливающих дезадаптивность личности в профессиональных и жизненных ситуациях. Научная проблема, на наш взгляд, заключается в том, что эмоциональное выгорание формируется как закономерное явление в своем социально-психологическом значении: обусловлено объективно социально-неблагоприятными влияниями неадекватности содержания деятельности, критериев ее оценки и условий ее организации и реализации, которые провоцируют у сотрудника состояние острой или хронической неудовлетворенности собой, выполняемой деятельностью, другими людьми. Это состояние переживается как очевидный факт собственной дезадаптивности, которую сотрудник пытается компенсировать отклоняющимися действиями, направленными на других либо на себя. Формы подобной компенсации могут быть чрезвычайно разнообразны, но выбираются те, которые при-

емлемы в обществе и привычны для самого человека (алкоголизм, наркомания, игровая зависимость, нарушения служебного долга и этики поведения, нарушения правовых норм).

Таким образом, вопрос о соотношении факторов, обусловливающих либо определяющих эмоциональное выгорание личности специалиста, мы решаем вслед за классиком отечественной психологии С.Л. Рубинштейном следующим образом: «внешнее действует через внутреннее» (методологический принцип детерминизма). Внешние неблагоприятные воздействия экстремальных условий профессиональной деятельности будут иметь эффект, лишь преломляясь через неустойчивые или не сложившиеся личностные образования. По нашему мнению, сформировавшаяся личность специалиста-профессионала (обладающая устойчивой нравственной направленностью, разумной интеллектуальной оценкой происходящих событий и, самое главное, развитой рефлексией и потребностью в саморазвитии), не подвержена эмоциональному выгоранию и профессиональной деформации личности в целом. Социальная направленность личности сотрудников полиции (их сердечность, позитивная эмоциональность, стремление к справедливости) является положительным примером для других, обеспечивает сохранение жизни и эффективного функционирования органов внутренних дел как системы.

Хочется подчеркнуть, что в современных условиях реформирования органов внутренних дел необходимо создавать благоприятные условия для качественной социализации личности сотрудника полиции и предупреждения явления профессиональной деформации. [11, 12, 13] Так, например, сегодня каждый сотрудник полиции получает реальные возможности для профессионального роста и развития мастерства, в том числе на этапе профессионального обучения в вузе МВД России. [14] Реализуется его законное право на бесплатное высшее образование в процессе профессионального обучения и дополнительное образование в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и образовательные программы высшего образования.

В целях укомплектования органов внутренних дел высококвалифицированными

специалистами Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет профессиональную подготовку сотрудников органов внутренних дел, которая включает в себя специальное первоначальное обучение, периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, подготовку специалистов в учебных заведениях, повышение квалификации и переподготовку. [15] По нашему мнению, уровень и качество организации вышеупомянутых условий формирования и развития личности сотрудника будут в значительной мере определять его стремление «соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, уважать и соблюдать права и свободы человека и гражданина, добросовестно выполнять приказы начальников и возложенные на него служебные обязанности». [16]

Подытоживая наше исследование, сформулируем основные выводы.

1. Профессиональная деформация сотрудника ОВД представляет собой изменение профессиональных возможностей и личности сотрудника в асоциальную сторону, возникающее в экстремальных условиях его деятельности, характеризующихся эмоционально напряженным характером содержания, организации, критериев оценки и условий деятельности и общения, а также особенностями социальной ситуации, в которой эта деятельность реализуется.

2. Основная проблема состоит в том, что профессиональная деформация личности сотрудника объективно и социально обусловлена. Сотрудник находится в условиях противоречивой требовательности: профессиональная система заинтересована в максимальной его надежности и устойчивости, однако объективно требуемое содержание деятельности лежит за порогом его психофизических возможностей.

3. Эмоциональное выгорание формируется как закономерное системное явление в своем социально-психологическом значении. Условиями его возникновения являются объективно и социально-неблагоприятные влияния ненормированного объема и содержания деятельности, условий ее организации и реализации. Ведущим фактором возникновения

эмоционального выгорания личности является состояние острой или хронической неудовлетворенности собой, выполняемой деятельностью, другими людьми. Это состояние переживается как очевидный факт собственной дезадаптивности, которую сотрудник пытается компенсировать отклоняющимися действиями, направленными на других либо на себя. Формы подобной компенсации могут быть чрезвычайно разнообразны, но выбираются те, которые приемлемы в обществе и привычны для самого человека (алкоголизм, наркомания, игровая зависимость, нарушения служебного долга и этики поведения, нарушения правовых норм).

4. Эмоциональное выгорание как личностное состояние - явление неоднозначное: с одной стороны, показатель профессиональной деформации, которая негативно отражается на служебной деятельности; с другой -механизм психологической защиты, который позволяет регулировать психику и защищать ее от негативных эмоциональных воздействий, психофизических перегрузок.

5. Явление эмоционального выгорания рассматривается нами как психологический механизм профессиональной деформации личности. механизмы развития профессиональной деформации: 1) интериоризация - от внешнего к внутреннему (внешняя нестабильность и социальная аномия воспринимаются личностью и становятся ее внутренними характеристиками); 2) интеграция психики - «от простого к сложному, от ситуативного эмоционального - к устойчивому личностному».

6. Профессиональная деформация имеет специфические особенности в своем развитии, такие как: иррадиация профессиональной деформации от отдельных сотрудников на профессиональную группу, псевдофункциональность как защита личности (не самая оптимальная) от психотравмирующих обстоятельств, многозначность изменений в личности и др.

7. Существует множество факторов, способствующих развитию или торможению выгорания, которые по своей природе могут быть индивидуальными (внутренними) и организационными (внешними).

литература

1. Калашников И.В. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых организованными преступными группами с участием несовершеннолетних: дис. ... канд. юрид. наук (12.00.08). М., 2011. 183 с.

2. Баранчикова М.В. К вопросу о квалификации розничной продажи несовершеннолетним алкогольной продукции // Вестник КЮИ МВД России. 2014. № 1 (15). С.41-45.

3. Рожков Олег Анатольевич. Мотивационные детерминанты профессиональной деформации сотрудников уголовно-исполнительной системы: автореферат дис. ... канд. психолог. наук: 19.00.06. Рязань, 2013.

4. Буданов А.В. Работа с сотрудниками ОВД по профилактике профессиональной деформации. М., 1992.

5. Китаев-Смык Л.А. Выгорание персонала. Выгорание личности. Выгорание души // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2008. № 2 (33). С.41-50.

6. Уразаева Г.И. Мотивация преступлений, совершенных сотрудниками полиции // Преступность в регионах Российской Федерации: общее и особенное: материалы международной научно-практической конференции // Вестник Казанского юридического института МВД России. Спецвыпуск. 2013. С.266-270.

7. Марьин М.И. и др. Профилактика профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел: методическое пособие; под общей ред. В.М. Бурыкина. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. С.4-50

8. Осухова Н.Г. Профессиональное выгорание, или Как сохранить здоровье и не «сгореть». М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2011. 56 с.

9. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1. С.90-101.

10. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.,1996. 256 с.

11. Уразаева Г.И. Проблемно-ориентированный анализ обучения психологии в вузах МВД России // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2011. № 3 (5). С.77-81.

12. Уразаева Г.И. Стратегия психологической подготовки сотрудников полиции в процессе профессионального обучения // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2012. № 2 (8). С.98-102.

13. Мальцева Т.В. Влияние реформирования системы органов внутренних дел на психологические особенности будущих полицейских // Психолого-педагогические технологии в правоохранительной деятельности (Васильевские чтения - 2013): материалы всероссийской научно-практической конференции: В 2-х частях. Часть II. Санкт-Петербург, 30-31 мая 2013 года / сост. В.М. Статный. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2013. С.45-50.

14. Зиннуров Ф.К. Основные направления совершенствования подготовки кадров в Казанском юридическом институте МВД России в условиях реформирования органов внутренних дел // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2012. № 2 (8). С.16-19.

15. Постановление ВС РФ от 23.12.92 № 4202-I (ред. от 25.11.2013 с изменениями, вступившими в силу с 25.11.2013) "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.93 № 2288, Федеральных законов от 30.06.2002 № 78-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005), от 01.04.2005 № 27-ФЗ, от 02.03.2007 № 24-ФЗ, от 25.12.2008 № 280-ФЗ, от 22.07.2010 № 156-ФЗ, от 22.07.2010 № 157-ФЗ, от 22.07.2010 № 159-ФЗ, от 07.02.2011 № 4-ФЗ, от 21.11.2011 № 329-ФЗ). Ст. 7. Профессиональная подготовка сотрудников органов внутренних дел: http://www.referent.ru/1 /67383.

16. Присяга сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. Утверждена Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1: http: //www.referent.ru/1/67383

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.