Научная статья на тему 'Профессиональная адаптация выпускников средних специальных учебных заведений на современном рынке труда'

Профессиональная адаптация выпускников средних специальных учебных заведений на современном рынке труда Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
231
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ВЫПУСКНИКИ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Филимонова Е. Ю.

Изучаются проблемы профессиональной адаптации выпускников средних специальных учебных заведений на современном рынке. Социализация, профессиональная сфера, профессиональный опыт, карьерная перспектива, социальная идентификация являются предметом исследования данной статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная адаптация выпускников средних специальных учебных заведений на современном рынке труда»

УДК 377.5

Е.Ю. Филимонова

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ РЫНКЕ ТРУДА

Изучаются проблемы профессиональной адаптации выпускников средних специальных учебных заведений на современном рынке. Социализация, профессиональная сфера, профессиональный опыт, карьерная перспектива, социальная идентификация являются предметом исследования данной статьи.

Ключевые слова: профессиональная адаптация, выпускники среднего специального учебного заведения, современный рынок, социализация, профессиональная сфера, профессиональный опыт, карьерная перспектива, социальная идентификация.

ТЪ настоящий момент ничто так сильно не разграничивает

-Я-М людей, как профессиональные возможности и умения. По большому счёту, гармоничное и своевременное вступление человека во взрослую жизнь, становление его как полноправного члена общества, и прежде всего в профессиональном отношении, мыслится едва ли не высшим критерием успешности его жизненной программы. Качественное выполнение производственных задач, профессиональное и социальное восхождение человека, в сочетании с активной жизненной позицией - вот характерные признаки позитивной социализации и профессиональной адаптации молодых работников и молодежи в целом.

Несмотря на психофизиологические преимущества молодёжи, настоящая тенденция такова, что молодому человеку довольно сложно найти своё место в социуме. Это связано, прежде всего, с нехваткой нужных навыков и умений в профессиональной сфере, недостаточной или не полной социализации молодого поколения и пр. Надо учитывать и то, что возраст, когда молодой человек становится молодым работником, характеризуется тем, что он впервые попадает в такое социально-профессиональное поле, в котором он вынужден самостоятельно принимать решения, что не всегда получается удачно. В связи с этим возникает постоянная неуверенность молодого человека в завтрашней востребованности, сохранности его раз завоеванного социального положения, которое чаще

всего принимает форму рабочего места. Как показывает социологическое исследование, именно молодая часть опрошенных (около 20 лет) была наиболее тревожной.1

При утере социального положения или его снижении, в сознании как самого молодого работника, так и в общественном, обесценивается значимость образования и общественная полезность человека. Необходимо учитывать и то, что в настоящее время «возмужание» молодежи совершается в условиях резких социально-политических, экономических, национальных и многих других противоречий, которое характерно для переходного социальноэкономического периода развития страны. Кроме всего прочего, профессиональному мотивированному росту личности мешает всё большая популяризация среди молодёжи западных «образцов» поведения и жизненных стандартов, причем, по общему мнению, не самых лучших. Еще один весьма парадоксальный вывод, который был получен в ходе исследования: появившаяся свобода выбора (образа жизни, трудовой деятельности и пр.) волей неволей приводит к большим трудностям профессионального и социального выбора, а соответственно и выполнения своих и общественных социально-трудовых обязательств. Данный парадокс менее всего исследован отечественными социологами, хотя в западной социологии этому уделяется немало внимания.2

На данном этапе развития рыночных отношений в нашей стране структура профессиональных предпочтений молодежи имеет свои особенности. С одной стороны эти предпочтения выражают ориентацию молодых работников на передовые отрасли и профессии, а с другой стороны, они весьма сильно ориентированы на модные профессии, имеющие относительную жизненную перспективу. Как показывают исследования, респонденты разделились практически поровну по этим двум условным группам профессио-

1 Здесь и далее цифры приведены из социологического исследование, проведенное автором в течении 2008-2010гг. Опрошено около 550 молодых специалистов. Использовался метод Интернет-опроса, на базе РГИУ.

2 Валлерстайн И. Конец знакомого мира: Социология XXI века. http://www.i-u.ru/biblio/archive/vallerstayn_konec/06.aspx Мен Т., Кенэ Ф., Бем-Баверк О. и др. Хрестоматия по истории экономических учений, 2001г. http://www.i-u.ru/biblio/archive/noname_hrestistekteor Гиддингс Ф., Основания социологии. 1898 год. http://www.i-u.ru/biblio/archive/ giddmgs_osnovamja/default.

нальных предпочтений. Так, большую популярность среди молодых граждан имеют специальности, связанные с экономикой, юриспруденцией и управлением персоналом на предприятии. На другом полюсе стоят доступные, но не «модные» сейчас профессии инженера, учителя, врача. В целом, на первых местах по занятости (и, соответственно, обучению) лидируют консультанты по продажам, рекламные менеджеры, пиар-специалисты, бухгалтера, программисты, специалисты по телекоммуникациям и помощники руководителей.

При этом бурное развитие коммерческих структур в постсоветское время было весьма притягательно и с позиции занятости, и с позиции материального обеспечения и пр. Однако сегодня основным работодателем для молодых работников уже выступает государство. Так, около 70 процентов выпускников учебных заведений устраиваются на работу в госструктурах. Почему они это делают? Ответ прост: гарантия высокой и стабильной заработной платы, нормированный рабочий день и уверенность в завтрашней «нужности» перевешивают чашу весов в «поединке» интересов. Респонденты говорят, что там все спокойно, стабильно и можно быть уверенным в завтрашнем дне. Однако и в госструктурах примерно треть молодых работники так же не особенно выкладываются на производстве, чаще всего формально отрабатывают рабочее время. Одна из причин заключается в том, что и в госструктурах молодые работники не самореализуются.

Ни для кого не секрет, что величина заработка в нашей стране не отражает напрямую результаты труда, образовательный ценз или квалификационный статус человека, но связана с «характером» работы. Многие популярные в настоящее время сферы занятости вследствие сложившейся в нашей стране экономической ситуации и общественной тенденции просто пренебрегают квалификацией, качеством рабочей силы. Как показало исследование около 18 % молодых работников, даже при желании не могут набраться профессионального опыта, улучшить свою квалификацию. Одна треть сетует на отсутствие шансов повышения оплаты труда; примерно столько же работников не имеют каких-либо карьерных перспектив; наконец, до 50 % молодёжи трудиться не в той отрасли, в которой получили образование. При опросе 40 % молодых работников выразили желание изменить профессию, не дающую им духов-

ного и материального роста. В связи с этим встаёт вопрос обретения дополнительного образования.

При всех видимых трудностях с занятостью и раскрытием потенциала на российском рынке молодое поколение «ценнее», чем лица старшего возраста. Молодые люди в подавляющем большинстве обладают навыками работы на компьютере, в той или иной степени знают английский (или другой европейский язык) и, что самое главное, могут совершенствовать свои умения. Довольно часто, как показывают исследования, именно стремление реализовать себя подталкивает молодых людей к глубокому изучению предмета, приобретению дополнительных навыков и умений. В целом, молодое поколение отличается большей верой (и это естественно) в себя и в успешность проводимых реформ в экономике. Приходится только сожалеть, что перекрытие путей «наверх» по профессиональной и социальной лестнице для большой части молодёжи - являются основной социальной характеристикой сегодняшней России.

Таким образом, от восприятия молодежи, которую необходимо воспитывать и контролировать, направлять и поучать, российская научная мысль «доросла» до признания молодежи как особой социальной группы, которой не надо командовать, а необходимо только создать условия для самореализации, причем без назойливой подсказки старших товарищей. Изменились сама точка зрения на социальный феномен молодости: молодых, наконец, «наделили правом» иметь свои прерогативы и желания. В социологии стали разграничивать (на методологическом и содержательном уровне) возрастные группы как объекты изучения, постепенно пришло осознание не только биологической, но и социальной идентификации отдельных категорий внутри поколения. 1Д?Щ

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ ----------------------------------------

Филимонова Е.Ю. - соискатель кафедры «Социология и культура» ГОУ ВПО «МГУПИ» г. Москва, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.