Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛИЗМ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В ГОРОДСКОЙ И СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ (НА МАТЕРИАЛАХ ИССЛЕДОВАНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ)'

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В ГОРОДСКОЙ И СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ (НА МАТЕРИАЛАХ ИССЛЕДОВАНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY-NC-ND
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессионализм / социальная работа / социальный работник / сельская местность / городская местность / социальная политика / социальное обслуживание на дому / professionalism / social work / social worker / rural area / urban area / social policy / social services

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Юлия Александровна Петровская, Юлия Алексеевна Славашевич

Социальная работа как профессиональная деятельность играет ключевую роль в обеспечении благополучия наиболее уязвимых слоев населения. Социальные работники принимают на себя различные роли и выполняют множество задач в зависимости от потребностей клиентов. Особенности и разнообразие клиентских групп требуют от социальных работников соответствия ряду профессиональных и этических стандартов, что необходимо для предоставления качественных социальных услуг и обеспечения достойного качества жизни населения ‒ одной из главных целей социальной политики государства. Эти требования формально закреплены в должностных инструкциях, профессиональных стандартах и кодексах, однако также определяются особенностями местности, где осуществляется социальная работа. Наше исследование направлено на анализ профессионализма социальных работников в Республике Карелия и фокусируется на различиях городских и сельских районов. Основой исследования стали данные, собранные с помощью опросов, интервью и наблюдений в Петрозаводске и Прионежском районе. В ходе исследования выявлены значительные различия в условиях труда между городскими и сельскими социальными работниками, в том числе в плане образовательной подготовки, стажа работы, спектра оказываемых услуг и уровня физической нагрузки. На основании полученных данных мы делаем выводы о необходимости разработки целевых программ профессионального развития для социальных работников, учитывающих специфику городской и сельской среды, и рекомендуем расширять образовательные возможности социальных работников, создавать условия для их саморазвития и исследовательской деятельности, уделять особое внимание профилактике выгорания и развитию сотрудничества государственных учреждений и администраций сельских поселений для повышения информированности населения о социальных услугах. Пересмотр взглядов на профессионализм, создание новых обучающих программ и курсов и условий для профессионального роста с учетом специфики местности будут способствовать повышению качества социального обслуживания и лучшему удовлетворению потребностей населения в Республике Карелия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONALISM OF SOCIAL WORKERS IN URBAN AND RURAL AREAS (BASED ON RESEARCH MATERIALS IN THE REPUBLIC OF KARELIA)

Social work is a specific professional activity aimed at helping people in need who are unable to cope with their difficult life situation on their own. Social work agents are social workers who take on different roles and perform different social functions. Due to the specificity and diversity of client groups, a number of requirements are placed on social workers in order to ensure the provision of quality social services. These requirements are not only formally laid down in job descriptions and the professional codes of ethics, but are often dictated by the particularities of the area in which social work is carried out. The subject of the study is the professional characteristics of social workers in urban and rural areas (using the case of the Republic of Karelia as an example). The article analyzes the main approaches to understanding professionalism and its components, describes professional and ethical requirements for the profession, personal qualities of a social worker, and also presents the results of an empirical study of the professional characteristics of social workers in urban and rural areas.Our research is aimed at analyzing the professionalism of social workers in the Republic of Karelia, especially in the context of differences between urban and rural areas. The research is based on data collected through surveys, interviews and observations in Petrozavodsk and Prionezhsky district. The study revealed significant differences in working conditions between urban and rural social workers, including in terms of educational training, work experience, range of services provided and levels of physical activity. Having analyzed the data obtained, we emphasize the need to develop targeted professional development programs for social workers, taking into account the specificities of urban and rural environment, and recommend expanding the educational opportunities for social workers, creating conditions for their self-development and research activities, paying special attention to the prevention of burnout, and developing cooperation between government agencies and rural administrations to raise public awareness of social issues.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛИЗМ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В ГОРОДСКОЙ И СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ (НА МАТЕРИАЛАХ ИССЛЕДОВАНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ)»

оо

THE JOURNAL OF SOCIAL POLICY STUDIES_

ЖУРНАЛ

ИССЛЕДОВАНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ

ПОЛИТИКИ •••

Юлия Петровская, Юлия Славашевич

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В ГОРОДСКОЙ И СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ (НА МАТЕРИАЛАХ ИССЛЕДОВАНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ)

Социальная работа как профессиональная деятельность играет ключевую роль в обеспечении благополучия наиболее уязвимых слоев населения. Социальные работники принимают на себя различные роли и выполняют множество задач в зависимости от потребностей клиентов. Особенности и разнообразие клиентских групп требуют от социальных работников соответствия ряду профессиональных и этических стандартов, что необходимо для предоставления качественных социальных услуг и обеспечения достойного качества жизни населения - одной из главных целей социальной политики государства. Эти требования формально закреплены в должностных инструкциях, профессиональных стандартах и кодексах, однако также определяются особенностями местности, где осуществляется социальная работа. Наше исследование направлено на анализ профессионализма социальных работников в Республике Карелия и фокусируется на различиях городских и сельских районов. Основой исследования стали данные, собранные с помощью опросов, интервью и наблюдений в Петрозаводске и Прионежском районе. В ходе исследования выявлены значительные различия в условиях труда между городскими и сельскими социальными работниками, в том числе в плане образовательной подготовки, стажа работы, спектра оказываемых услуг и уровня физической нагрузки. На основании полученных данных мы делаем выводы о необходимости разработки целевых программ профессионального развития для социальных

Юлия Александровна Петровская - к.социол.н., доцент, заведующий кафедрой политических и социальных наук, ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет», Петрозаводск, Россия. Электронная почта: julia_petrovskaya85@mail.ru

Юлия Алексеевна Славашевич - преподаватель, кафедра политических и социальных наук, ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет», Петрозаводск, Россия. Электронная почта: slavayuliya@yandex.ru

© Журнал исследований социальной политики. Том 22. № 1

работников, учитывающих специфику городской и сельской среды, и рекомендуем расширять образовательные возможности социальных работников, создавать условия для их саморазвития и исследовательской деятельности, уделять особое внимание профилактике выгорания и развитию сотрудничества государственных учреждений и администраций сельских поселений для повышения информированности населения о социальных услугах. Пересмотр взглядов на профессионализм, создание новых обучающих программ и курсов и условий для профессионального роста с учетом специфики местности будут способствовать повышению качества социального обслуживания и лучшему удовлетворению потребностей населения в Республике Карелия.

Ключевые слова: профессионализм, социальная работа, социальный работник, сельская местность, городская местность, социальная политика, социальное обслуживание на дому

DOI: 10.17323/727-0634-2024-22-1-135-152 Профессионализм социальной работы и его критерии

Социальные работники - представители особой профессии, одни из ключевых исполнителей социальной политики, обеспечивающие функционирование сферы социальной защиты и социального обслуживания населения. Современная социальная работа предъявляет высокие требования к профессиональным знаниям, умениям и навыкам специалистов, а также к наличию у них развитых «надпрофессиональных» компетенций (soft skills). Этика в работе с получателями социальных услуг и соблюдение общечеловеческих норм взаимоотношений в обществе также являются неотъемлемыми характеристиками данной профессии. Сложность и многообразие клиентских групп и жизненных ситуаций, с которыми сталкиваются социальные работники, делает их роль все более вариативной и требующей глубокого понимания различных аспектов человеческого бытия и социальных процессов.

Ситуация с дефицитом квалифицированных социальных работников в России обостряется на фоне непрерывного роста числа получателей социальных услуг. Особенно актуальным это становится при рассмотрении крупных категорий получателей, таких как пожилые люди и инвалиды. По данным государственной статистики на 1 января 2023 г. численность инвалидов в России достигла 10,932 млн чел., что составляет 7,4 % от общей численности населения страны (Федеральная служба... 2023 a). В Республике Карелия доля инвалидов составила 11 % от общей численности населения Республики (Там же). Число лиц старше трудоспособного возраста в России на тот же период равнялось 35,846 млн чел., или 25 % населения (Федеральная служба. 2023b), в Республике Карелия эта доля достигла 28 % (Федеральная служба <.> по Республике Карелия 2023). Кроме того, значительная часть

пожилых граждан (9,3 млн) проживает в сельской местности, что влечет за собой дополнительные трудности в оказании им социальных услуг из-за особенностей инфраструктуры и удаленности от крупных медицинских и социальных центров. Эти данные говорят о том, что потребность в профессиональных социальных работниках, способных обеспечивать качественное обслуживание населения, включая жителей отдаленных сельских районов, с каждым годом будет расти.

В отечественной и зарубежной литературе представлено множество определений социальной работы, однако более подробно остановимся на отечественной практике, которая отражает специфику реализации социальной работы в России (Абашина, Бондарева 2013). При зарождении профессии социальная работа определялась как профессиональная деятельность, направленная на помощь отдельным людям, группам или сообществам в восстановлении их способности к нормальному функционированию, а также на создание необходимых для этого условий (Бистяйкина и др. 2016). Евдокия Холостова (2016: 673) видит в социальной работе профессиональную деятельность, осуществляемую квалифицированными специалистами и их добровольными помощниками. Эта деятельность направлена на оказание индивидуальной помощи людям, семьям или группам, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях. Такая помощь включает информирование, диагностику, консультирование, прямую материальную и финансовую поддержку, уход и обслуживание больных и одиноких, а также педагогическую и психологическую поддержку, нацеленную на активизацию самих нуждающихся в преодолении трудностей. Соотношение приведенных определений позволяет наглядно отследить трансформацию социальной работы как профессии от истоков к действующей реальности; какой путь был пройден от оказания социальной помощи ограниченному перечню категорий нуждающихся к организации системной и комплексной поддержки, затрагивающей не только удовлетворение базовых потребностей человека, но и полный путь адаптации и реабилитации, расширению не только категорий, нуждающихся в помощи, но и предоставляемых социальных услуг. На наш взгляд, определение Холостовой наиболее полно отражает суть современной социальной работы как профессии и подчеркивает важность профессиональной подготовки специалистов.

Интерпретация понятия «профессия» в контексте социальной работы подразумевает рассмотрение этого термина как типа профессиональной деятельности. Этимологически слово «профессия» происходит от латинского выражения, означающего «объявляю своим делом». В русском языке данный термин используется в широком значении и описывает деятельность человека, которая не только обеспечивает его доходом для удовлетворения основных потребностей, но и служит важной составляющей его социального статуса, предоставляет возможности для самореализации и предполагает наличие и развитие определенного уровня компетенций.

В рамках современной социологии профессий сформировались различные теоретические подходы к пониманию соотношения между понятиями «профессия» и «профессионализм» (Краснов 2019).

Один из таких подходов - позитивистский или функционалистский, акцентирует внимание на функции профессии в обществе в контексте дифференциации труда, основанием которой служат социальные потребности, удовлетворяемые деятельностью конкретных профессий. Этот подход тесно связан с теорией социального неравенства, развиваемой Эмилем Дюркгеймом (Dürkheim 1957), Толкоттом Парсонсом (Parsons 1939), Уильямом Муром (Davis, Moore 1945). Парсонс интерпретирует профессию как структурную составляющую общества. В его представлении профессионал - это идеальный гражданин, стремящийся к достижению общего благосостояния (Parsons 1939). Он выделяет следующие критерии профессионализма: наличие соответствующего образования и профессиональное мировоззрение, включающее ценности, представления, мнения и идеалы человека (Ibid). Парсонс подчеркивает, что профессионалы действуют во благо клиента и общества в целом. В критическом подходе, базирующемся на социологической теории конфликта Карла Маркса (Freidson 1970), подчеркивается борьба профессий за контроль рынка товаров и услуг. Этот марксистский взгляд на профессию описывает ее как динамический процесс, в котором специалисты стремятся повысить свой статус и социальную мобильность, пытаясь доминировать на рынке труда. Профессионалы каждой отрасли борются за власть и ресурсы, что ведет к конкуренции между ними. Атрибутивный подход, или теория черт, акцентирует внимание на характеристиках (атрибутах) идеального типа профессии, уделяя особое внимание профессиональным компетенциям. Этот подход, разработанный Абрахамом Флекснером (Краснов 2019), Эрнстом Гринвудом (Greenwood 1965), Джефри Миллерсоном (Millerson 1964), рассматривает профессионализацию как процесс, превращающий определенный вид трудовой деятельности в профессию. Флекснер выделил целый ряд атрибутов, характеризующих идеального профессионала. К таким атрибутам он относил интеллектуальную деятельность, ответственность за свою работу, обучение и использование научных знаний, самоорганизацию, профессиональное самосознание, а также альтруистическую мотивацию. Его последователь Дж. Миллерсон расширил этот список, добавив к нему компетентность, подтверждаемую экзаменами, правила поведения, установленные и поддерживаемые профессиональным сообществом, а также участие в профессиональной ассоциации (Millerson 1964).

Для глубокого понимания особенностей профессии социального работника и критериев ее профессионализма мы выбрали атрибутивный подход как теоретико-методологическую основу нашего исследования, но с некоторыми уточнениями. Жесткая ассоциированность профессии с определенными видами деятельности, квалификационными признаками

и статусно-ролевыми позициями более характерна для индустриальной модели экономики и анализируется в рамках классического научного мировоззрения. Однако в условиях современных социокультурных изменений, отмеченных высокой степенью нелинейности, неопределенности и непредсказуемости, а также на фоне перехода к новому технологическому укладу на основе NBICS-технологий (Петровская 2021), необходимо учитывать многомерную систему факторов, влияющих на трансформацию профессии и представления о ней. Говоря об атрибутах профессионализма, стоит уделить особое внимание соответствию квалификационным требованиям, этическим принципам профессии и анализу личностных характеристик социального работника.

Квалификационные требования к профессии «социальный работник» зафиксированы в соответствующем профессиональном стандарте (Приказ... 2020). Этот документ устанавливает требования к образовательному уровню, квалификации, а также конкретизирует рабочие функции и перечень необходимых знаний, умений и навыков. В отношении образования, профессиональный стандарт предусматривает наличие среднего профессионального образования (программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих), среднего общего образования с профессиональным обучением, а также среднего общего образования с краткосрочным обучением или инструктажем на рабочем месте. Такая градация позволяет лицам с разным уровнем образования работать в данной сфере. Хотя профессиональный стандарт не требует опыта практической работы в социальной сфере, он содержит особые условия для допуска к данной работе. К ним относятся прохождение медицинских курсов по оказанию первой доврачебной помощи, отсутствие судимости у соискателей должности «социальный работник», а также прохождение предварительных и периодических медицинских осмотров в целях обеспечения безопасности, поскольку работа предусматривает прямой контакт с получателями социальных услуг. Как было сказано выше, в профессиональном стандарте определены трудовые функции социальных работников, охватывающие разнообразные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания. К ним относятся социально-бытовые, медицинские, психологические, педагогические, правовые, трудовые, срочные социальные услуги, а также услуги по повышению коммуникативного потенциала у лиц с ограниченными возможностями.

Этический кодекс социального работника обеспечивает основу профессионального поведения в социальной сфере. Он формирует набор правил и стандартов, регулирующих взаимодействия социального работника с клиентами. Согласно данному документу, работники социальной сферы несут обязательства перед своими клиентами, работодателями, коллегами, профессией и обществом в целом. Деятельность профессиональных сообществ в этом контексте направлена на контроль за соблюдением норм

и стандартов, обеспечением высокого качества оказываемых услуг и поддержанием доверия общества к профессии (Приказ. 2013). Социальные работники должны стремиться к пониманию и уважению уникальных особенностей каждого клиента, активному применению своих знаний, умений и навыков для анализа и решения социальных проблем. Кроме того, профессионалы в этой области должны быть способны ясно и четко формулировать свои решения и намерения, а также использовать свой профессиональный опыт для разработки инновационных методов и программ социальной работы и выявления социальных потребностей населения.

Как уже было отмечено, социальная работа представляет собой специализированную область, ориентированную на помощь людям, столкнувшимся с трудностями, проблемами или переживающим горести. В этой сфере особенно важны личностные качества специалиста и его ценностная система, основанная на гуманизме и уважении личности каждого человека. Для успешной профессиональной реализации социального работника важно осознавать соответствие выбранной профессии способностям, интересам, возможностям, жизненным целям начинающего социального работника. В процессе профессиональной ориентации важную роль играют как влияние внешнего окружения, такого как мнение семьи, родственников, сверстников, школы, так и личные представления -интересы, ценности, установки и мировоззрение. Неотъемлемыми качествами социального работника являются чувство такта, вежливость, чуткость, внимательность и доброжелательность, а также способность сопереживать клиентам. Эмоциональное вовлечение и активное участие в жизни клиента, помогают создать благоприятную атмосферу для совместной работы и достижения целей. Также стоит отметить важность нравственно-духовных ценностей, таких как милосердие, выражающееся в сострадании и готовности помогать другим.

Способность социального работника распознавать и понимать трудную жизненную ситуацию клиента, исходя не только из его слов, но и из подтекста фраз и невербальных сигналов, является одной из самых важных. Она позволяет проникнуть в суть переживаний клиента. Редко упоминаемые, но также важные в профессии - чувство юмора и харизматичность, позитивное отношение к жизни. Эти качества, проявляемые социальным работником, не только способствуют преодолению трудностей клиентом, но и служит для самого специалиста защитой от профессионального и эмоционального выгорания. Способность социального работника осознанно относиться к своим переживаниям и эмоциям может укреплять защитные механизмы в сложных профессиональных ситуациях.

Профессиональные знания, умения, навыки и личностные качества социального работника в различных сочетаниях и соотношениях проявляются и требуются в условиях работы, по-разному оцениваются и воспринимаются клиентами, проживающими в конкретных социальных

и инфраструктурных средах (Боссонг 2014). На основе авторского исследования, проведенного нами в 2020 г., выделены особенности социальной работы в сельской местности (Славашевич 2020), связанные с определенными ограничениями, такими как ограниченность ресурсов, проблемы с мобильной связью и неразвитость социальной инфраструктуры. Однако в сельской местности присутствуют и позитивные социальные явления, дающие дополнительные ресурсы, например, взаимоподдержка и взаимовыручка. Тесные социальные контакты - одна из ключевых особенностей сельской местности.

Различные условия работы в городе и на селе способствуют формированию различных моделей заботы - «теплой» и «холодной», осуществляемых социальными институтами самостоятельно или разделяемых с семьей (Парфенова, Петухова 2019). «Теплая» забота характеризуется искренностью, любовью и состраданием по отношению к клиентам, восприятие их как близких людей. Именно в сельской местности преобладает такой тип заботы, в то время как для города характерна «холодная» модель. «Холодная» забота характеризуется стремлением контролировать ситуацию и принимать решения за подопечного. Такая модель способствует формированию зависимости клиента и неспособности самостоятельно решать свои проблемы.

Таким образом, сельская социальная работа предлагает больше внимания к индивидуальности и потребностям клиента, в то время как в городе социальные работники сталкиваются с большей загруженностью и необходимостью работать в более формальных условиях, что может приводить к менее лич-ностно ориентированному подходу в заботе о клиентах. Опираясь на данные исследований, рассмотренных в этой главе, мы решили проанализировать профессиональные особенности социальных работников в городской и сельской местности, с целью разработки раздельных критериев профессионализма, адаптированных к специфике работы в каждой из этих сред.

Методология исследования

В 2021 г. мы провели эмпирическое исследование с целью изучения профессиональной деятельности социальных работников в городской и сельской местности. В качестве базы для исследования выбраны ГБУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения Республики Карелия», отделения социального обслуживания граждан на дому в г. Петрозаводск (как пример социальной работы в городской среде), а также в Прионежском муниципальном районе для исследования деятельности социальных работников на селе. В круг обязанностей всех респондентов входило предоставление социальных услуг с посещением клиентов на дому.

Основным методом исследования выступило проведение формального интервью с 45 социальными работниками (использовалась целенаправленная выборка). Дополнительными методами выступили: полуструктурированное

интервью с двумя заведующими отделений социального обслуживания граждан на дому в Петрозаводске и Прионежском муниципальном районе; включенное наблюдение за деятельностью социальных работников, оказывающих услуги на дому в городской и сельской местности (по одному наблюдению в каждой из локаций).

Участники опроса, занимающиеся социальным обслуживанием на дому как в городской, так и в сельской местности выполняли схожие трудовые функции, список их задач также был похожим: покупка и доставка на дом продуктов питания, средств первой необходимости и лекарств получателю социальных услуг; сухая и влажная уборка квартиры; оплата счетов получателя жилищно-коммунальных услуг и услуг связи; помощь в приготовлении пищи; сопровождение в медицинские учреждения и др. Это обеспечило равные условия отбора респондентов и полученные данные были релевантны для сравнения. Анкета для социальных работников включала 19 вопросов, нацеленных на выявление основных критериев профессионализма социальных работников: уровень образования, стаж работы, причины выбора профессии, пройденные курсы повышения квалификации, трудности, возникающие в процессе оказания услуг, взаимоотношения с получателями социальных услуг, выявление профессиональных и личностных характеристик, необходимых для представителей профессии «социальный работник» и др.

Критерии профессионализма социальных работников в условиях сельской и городской среды

Исследование показывает, что большинство социальных работников в Карелии - женщины (44 из 45 опрошенных). Эти цифры демонстрируют типичную для Карелии ситуацию и дают понять, что значительная физическая и эмоциональная нагрузка в профессии ложится на плечи женщин, не зависимо от местности. Возраст работников в сельской местности варьируется от 37 до 54 лет, в то время как в городе возрастной диапазон шире - от 28 до 68 лет. Это говорит о том, что в городе люди приходят в профессию в более молодом возрасте и часто продолжают работать после выхода на пенсию. В сельской местности же специалисты в основном находятся в возрасте зрелости, что может быть связано с демографическими процессами в регионе, для которых характерны депопуляция и миграционный отток молодежи. Средний стаж работы в сельской местности значительно выше - 18 лет по сравнению с девятью годами в городе. Если на селе стаж колеблется от восьми до 28 лет, то в городе колебания составляют от нескольких недель до 25,5 лет. Такая разница в стаже в городской и сельской местностях может быть объяснена особенностями социальной среды. Согласно мнениям респондентов и заведующей отделением социального обслуживания в Прионежском районе, социальные работники в сельской

местности часто оказываются более привязанными к своей работе и получателям услуг. Это связано с разными причинами, в том числе с наличием тесных контактов между жителями в небольшом населенном пункте и получением более престижного социального статуса в обществе. В такой обстановке социальные работники, начав свою карьеру в сфере социального обслуживания, склонны в ней оставаться на длительный срок: «У нас вообще нет текучки. Вот по штатному расписанию до реорганизации кто был принят на работу, те и остались» (Зав. отделением социального обслуживания на дому в Прионежском муниципальном районе).

Как отмечают социальные работники сельской местности, выбор профессии обоснован разными причинами: отсутствием альтернативы, привлекательностью гибкого графика работы и достойной оплатой труда, желанием помочь близким, нежеланием быть безработным и др. Главной причиной, по которой социальные работники остаются в рамках данной профессии, называют желание помогать людям, осознание собственной нужности и значимости. «Мы главные звездочки поселка! Тесно сотрудничаем с центром досуга и администрацией, нас все любят и уважают» -отозвалась социальный работник при личной беседе».

В Петрозаводске мы наблюдаем обратную ситуацию: хотя список потенциальных кандидатов на должность социального работника велик, многие из них не задерживаются в профессии. Это обусловлено трудностями и спецификой профессии, с которыми сталкиваются социальные работники в городской среде:

Желающие есть. С высшим образованием - юрист, думаешь, она будет готова к такой работе? Но из-за безработицы подают резюме. Некоторые переоценивают свои силы просто. И не все справляются с этим, просто чисто физически и эмоционально (Зав. отделением социального обслуживания на дому в Петрозаводске).

Низкий престиж профессии порождает снисходительное отношение к ее представителям. Кандидаты, приходящие на эту должность, ожидают посильную работу, гибкий график и социальный пакет. Однако в реальности они сталкиваются с нагрузкой в 11-15 получателей социальных услуг, маломобильных или психически нездоровых; существованием специфичных потребностей - в городской местности большой запрос на гигиенические услуги, сопровождение в учреждения медицинской или социальной сферы; осознанием своей психической неготовности; порой неадекватным поведением получателей социальных услуг или их родственников; необходимостью ведения большого объема документации (как в письменном, так и в электронном виде). Стоит отметить, что Центр социального обслуживания систематически организует курсы повышения квалификации, оказывает поддержку соискателям на должность, но не каждый может выдержать такой объем физической и психической нагрузок.

Анализ уровня образования социальных работников показывает, что в основном они обладают средним профессиональным образованием, часто не связанным с социальной работой. В сельской местности, например, только двое из восьми имеют образование в области социальной работы, остальные пришли из других специальностей (швея, медицинская сестра, агроном). Ситуация в Петрозаводске несколько отличается: хотя большинство социальных работников также имеют непрофильное среднее профессиональное образование (товаровед, технолог деревообработки, режиссер эстрадно-массовых мероприятий, учитель начальных классов, бухгалтер), среди них чаще встречаются специалисты с высшим образованием, в том числе имеющие диплом специалиста по социальной работе и социального педагога, что можно объяснить доступностью профильных учреждений образования в городе. Предыдущее исследование (Славашевич 2020) также указывает на взаимосвязь между расположением населенного пункта и уровнем образования социальных работников: чем дальше населенный пункт от районного центра или города, тем меньше вероятность того, что сотрудники будут иметь профильное образование.

Социальные работники указывают, что причиной выбора профессии стало желание помогать людям. Кроме этого, среди причин выбора профессии отмечают удобный график работы и «достойную» оплату труда. Ни один из социальных работников в сельской местности не отметил нехватку других вакансий как основную причину выбора этой профессии, хотя такой ответ мог бы быть ожидаемым, учитывая сложности с трудоустройством в сельской местности. Возможно, респонденты предпочли дать ответ, который будет социально одобряем, поэтому в следующих исследованиях необходимо изучить данный вопрос глубже.

На вопрос о необходимых личностных качествах для социального работника обе группы респондентов выразили схожие мнения, выделяя такие качества, как доброта, терпение, сострадание, ответственность, вежливость, справедливость, стрессоустойчивость, способность к конструктивному восприятию, эмпатия, чувство юмора, спокойствие и милосердие. Эти качества помогают социальным работникам преодолевать различные трудности на профессиональном пути. Однако в описании профессиональных знаний, умений и навыков присутствуют отличия в ответах респондентов в сельской и городской местности. Социальные работники в сельской местности подчеркивают важность понимания психологии пожилых людей, способность слушать и сохранять молчание, умение создавать благоприятную атмосферу для клиентов. В то же время городские социальные работники акцентируют внимание на навыках ухода, в частности медицинских знаниях и умениях по уходу за лежачими больными и людьми с психическими заболеваниями. Это различие обусловлено содержанием работы на селе и в городе. Социальный работник в городе чаще сталкивается с необходимостью ухода за клиентами, находящимися в тяжелом состоянии,

лежачими больными и лицами с психическими расстройствами, что требует специализированных знаний и навыков.

Проблема востребованности различных профессиональных знаний для городских и сельских социальных работников отмечена ранее и учитывается образовательными учреждениями при разработке программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Социальные работники из сельской местности указали на прохождение курсов оказания первой медицинской помощи и аттестации, подтверждающей соответствие требованиям к профессии, в то время как городские социальные работники акцентировали свое внимание на специализированных курсах: уход за людьми с дефицитом самообслуживания, социальная реабилитация в ситуации дезадаптации, уход за лежачими больными, а также обучение в рамках долговременного ухода. Такое разнообразие образовательных курсов для социальных работников города объясняется необходимостью получения знаний и навыков работы с маломобильными получателями для оказания качественных услуг.

Социальные работники как в сельской местности, так и в городе, по их собственным оценкам, редко сталкиваются с трудностями в работе. Однако наличие текучки кадров в городе явно противоречит этому выводу, что вызывает необходимость более детального изучения вопроса. В обеих группах основной нагрузкой выступают физические и психологические аспекты работы. Физическую нагрузку социальных работников в сельской местности большинство респондентов считают более трудоемкой по сравнению с нагрузкой городских специалистов. При этом говоря о психологическом аспекте работы, городские социальные работники отмечают, что одним из преимуществ социальной работы на селе является открытость в общении с получателями социальных услуг. В городе, как показали наблюдения, пожилые люди более замкнуты и подозрительны, в том числе и к социальным работникам, и это затрудняет общение и взаимодействие, препятствует созданию доверительных отношений.

Различия в трудоемкости и физических нагрузках социальных работников могут быть обусловлены разным содержанием работы в городской и сельской местности. Сельские социальные работники чаще выполняют задачи, связанные с повседневной жизнью и бытом, такие как покупка и доставка продуктов, лекарств, обеспечение водой, топка печей, уборка снега, оплата коммунальных услуг. Эти услуги формируют основу их каждодневной работы. В городской среде социальные работники предлагают более широкий спектр услуг, включающий влажную и сухую уборку, помощь в приготовлении пищи, гигиенические услуги, выполнение медицинских процедур, помощь в оформлении документов и сопровождение в медицинские учреждения. Также на различия влияет и то, что городские получатели социальных услуг более мобильны и активно пользуются информационно-коммуникативными технологиями.

Здесь уровень социальных работников и наших подопечных выше. У нас некоторые люди разбираются в компьютере, сами заказывают себе продукты онлайн, то есть они продвинутые. То есть уровень людей на обслуживании выше, и соцработников тоже (Зав. отделением социального обслуживания на дому в Петрозаводске).

Еще одной причиной различной трудоемкости является количество клиентов, с которыми работают социальные работники в городе и на селе. В сельской местности социальный работник обслуживает от четырех до десяти чел., в среднем шестерых, тогда как в городе нагрузка увеличивается до семи-16 чел., в среднем 12. Такая разница обусловлена тем, что на селе, на оказание услуг уходит больше времени, что связано с неразвитостью социальной инфраструктуры местности, графиками работы учреждений и организаций, а также климатическими и другими особенностями местности, на которые социальный работник не может повлиять.

Не во всех населенных пунктах есть почтовые отделения. Вот в Ялгубе, как раз-таки, нет. Социальному работнику приходится ехать в город, чтобы оплатить квитанции ЖКХ, купить необходимые медикаменты. Опять же Ялгуба, там нет колодца, там нужно прорубь прорубать. То есть социальный работник вскрывает прорубь, хотя он не должен (Зав. отделением социального обслуживания на дому в Прионежском муниципальном районе).

Социальные работники в сельской местности ежедневно обслуживают всех прикрепленных к ним клиентов, в то время как их коллеги в городе только половину, что примерно одинаково в количественном соотношении. Однако, по оценкам самих респондентов, на оказание услуг у сельских социальных работников уходит больше времени. Половина рабочего времени сельских социальных работников тратится на перемещение между домами обслуживаемых, очереди в магазинах, перемещение между домом клиента и учреждениями, на физическую работу на улице. В городе социальные работники тратят на подобные задачи только треть своего времени.

Количество клиентов в сельской местности часто зависит от общественного мнения. Пожилые люди иногда избегают социального обслуживания из-за страха быть воспринятыми как «старые» и «беспомощные», и желая доказать себе и окружающим, что способны обслуживать себя самостоятельно, несмотря на плохое самочувствие, болезнь или инвалидность.

В рамках предыдущего исследования (Славашевич 2020) выявлена проблема в отношениях социальных работников с родственниками клиентов в сельских районах. Информанты Муезерского района рассказали, что родственники клиентов часто оставляют тяжелую работу социальному работнику. Эту информацию подтверждают и социальные работники Прионежского района, что указывает на распространенность проблемы в сельской местности. Ситуация в городе отличается. Если к клиенту, обслуживаемому в городе, приезжают родственники, то работа социального работника часто приостанавливается по инициативе родственников,

так как они могут выполнять необходимые задачи. В городе родственники иногда обращаются к социальному работнику за помощью и просят научить их ухаживать за своими близкими или предлагают свою посильную помощь. Ситуации подобные тем, что происходят в сельской местности, в городах встречаются редко.

Согласно интервью с заведующей отделения социального обслуживания на дому в Петрозаводске, для предотвращения профессионального выгорания городских социальных работников используются различные методы. У них есть доступ к психологической поддержке и образовательным курсам. В сельской местности социальные работники лишены таких возможностей. Несмотря на поддержку со стороны местного сообщества, социальные работники на селе находятся в группе риска профессионального выгорания. Им также необходимо обсуждать проблемные ситуации со специалистами и находить защитные механизмы, помогающие предотвратить даже незначительные симптомы выгорания.

Следует отметить, что, несмотря на трудности, с которыми сталкиваются социальные работники, большинство респондентов выразили удовлетворение от своей работы. Это подтверждает, что многие работники социальный сферы обладают уникальными чертами характера и ценностными установками, что частично подтверждает их профессионализм и соответствие профессии.

Заключение

В ходе проведенного исследования выявлено наличие двух подходов к пониманию профессионализма социальных работников в контексте различий городских и сельских условий работы - функционалистского и атрибутивного. Различия социальной работы в городе и сельской местности обусловлены спецификой условий оказания социальных услуг, а также характеристиками получателей социальных услуг и их сложными жизненными обстоятельствами. В связи с этим рекомендуется применять интегрированный подход при анализе социальных практик в сфере социальной работы и не делать резких выводов о профессионализме или непрофессионализме социальных работников в сельской местности.

Исследование показывает, что, хотя личностные качества социальных работников, такие как доброта, терпение, сострадание и ответственность являются универсальными для профессии в целом, подходы и практики в городских и сельских условиях различаются, особенно с точки зрения атрибутивного подхода к профессионализму. В сельской местности социальные работники вовлечены в широкий спектр деятельности, их работа тесно связана с особенностями местной жизни и требует понимания социальных и культурных особенностей сельской среды. Таким образом, профессионализм в сельской местности заключается не только в выполнении

прописанных услуг, но и в умении адаптироваться к многообразию задач и потребностей сельского населения. В городе, напротив, социальная работа часто имеет более формализованный и специализированный характер. Городские социальные работники обычно имеют дело с более сложными и разнообразными случаями, требующими узкоспециализированных знаний и навыков. Их работа в большей степени сосредоточена на удовлетворении конкретных потребностей в рамках более структурированных и регламентированных услуг.

Городские социальные работники в большей степени соответствуют критериям профессионализма, что особенно заметно при отборе кандидатов на должность и оценке профессиональной подготовки. Городская среда предоставляет больше возможностей для обучения и повышения квалификации, что улучшает качество предоставляемых услуг. Однако в сельской местности, несмотря на отсутствие широкого спектра образовательных возможностей, условия для реализации личностных качеств более благоприятные. Тесные социальные связи и ориентация на широкий спектр задач и потребностей позволяют социальным работникам на селе создавать более глубокие и значимые отношения с клиентом, по-иному раскрывая особенности профессионализма.

Кроме того, границы профессионализма и непрофессионализма в современной социальной работе становятся все более размытыми из-за отсутствия четких критериев, расширения требований к компетенциям специалистов, а также наличия разнообразных моделей социальной работы. Такое многообразие предполагает существование различных оснований для сравнения и понимания феномена профессионализма в социальной работе.

В рамках реализации государственной программы Республики Карелия «Совершенствование социальной защиты граждан» предусмотрены мероприятия, направленные на повышение квалификации работников организаций социального обслуживания. Мы предлагаем обратить внимание на то, что эти мероприятия должны быть направлены не только на улучшение профессиональной подготовки и переподготовки, но и на создание условий для саморазвития и исследовательской деятельности, а также на профилактику профессионального выгорания. Вопрос профилактики профессионального выгорания особенно важен для социальных работников на селе, так как именно они не имеют доступа к таким программам, а их эмоциональные компетенции востребованы больше и являются одним из важных критериев профессионализма. Мы также рекомендуем укреплять взаимодействие между государственными учреждениями, такими как ГБУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения Республики Карелия» с администрациями сельских поселений для повышения информированности сельских жителей о возможностях социальной сферы.

Таким образом, интегрированный подход к пониманию и развитию профессионализма социальных работников в разных средах может способствовать

повышению качества социальных услуг и улучшению жизни целевых групп населения в республике Карелия.

Материалы для анализа

Приказ Минтруда России (2013) Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания, № 792 от 31.12.2013.

Приказ Минтруда России (2020) Об утверждении профессионального стандарта «Социальный работник», № 354н от 18.06.2020.

Федеральная служба государственной статистики (2023 а) Общая численность инвалидов по группам инвалидности. Доступно по ссылке: https://rosstat.gov.ru/ &Ыег/13964 (дата обращения: 30 ноября 2023).

Федеральная служба государственной статистики (2023 Ь) Распределение населения по возрастным группам. Доступно по ссылке: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения: 30 ноября 2023).

Федеральная служба государственной статистики по Республике Карелия (2023) Распределение численности населения Республики Карелия по возрастным группам. Доступно по ссылке: https://krl.gks.ru/folder/31905 (дата обращения: 30 ноября 2023).

Выражение признательности

Редакция благодарит программу «Университетское партнерство» за поддержку и возможность опубликовать данную статью.

Список источников

Абашина А. Д., Бондарева Т. В. (2013) Осмысление социальной работы в контексте современного научного знания. Вестник ТОГИРРО, 2 (26): 86-92.

Бистяйкина Д. А., Касаркина Е. Н., Соловьева Т. В. (2016) Профессионализм в социальной работе как предмет социологического анализа. Казанский педагогический журнал, 2 (2): 433-437.

Боссонг Х. (2014) Зачем нужен профессионализм в социальной работе (размышления в контексте текущих исследований). Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 33 (1): 14-17.

Краснов А. Ю. (2019) Подходы к изучению профессионализма в концепциях западных социологов. Теория и практика общественного развития, 2 (132). Доступно по ссылке: https://cyberlemnka.ra/artide/n/podhody-k-izuchemyu-professюnaHzma-v-kontseptsiyah-zapadnyh-sotsiologov (дата обращения: 10 марта 2021).

Парфенова О. А., Петухова И. С. (2019) Конкуренция за заботу о пожилых: тактики социальных сервисов в новых условиях. Мониторинг общественного мнения, (4): 173-186.

Петровская Ю. А. (2021) Трансформация института социальной работы в инновационном обществе. Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология, 73 (7): 19-29.

Славашевич Ю. А. (2020) Социальная работа с пожилыми людьми в сельской местности. StudArctic Forum, 20 (4): https://saf.petrsu.ru/journal/artide.php?id=5541.

Холостова Е. И. (ред.) (2016) Российская энциклопедия социальной работы. М.: Дашков и К0

Davis K., Moore W. E. (1945) Some Principles of Stratification. American Sociological Review, 10 (2): 242-249.

Dürkheim E. (1957) Professional Ethics and Civic Morals. New York.

Freidson Е. (ed.) (1970) Professional Dominance. The Social Structure of Medical Care. Chicago: Routledge.

Greenwood E. (1965) Attributes of a Profession. London: Social Welfare Institutions.

Millerson G. L. (1964) The Qualifying Association. London: Routledge.

Parsons T. (1939) The Professions and Social Structure. Social Forces, 17 (4): 457-467.

Yuliya Petrovskaya, Yuliya Slavashevich

PROFESSIONALISM OF SOCIAL WORKERS

IN URBAN AND RURAL AREAS (BASED ON

RESEARCH MATERIALS IN THE REPUBLIC OF KARELIA)

Social work is a specific professional activity aimed at helping people in need who are unable to cope with their difficult life situation on their own. Social work agents are social workers who take on different roles and perform different social functions. Due to the specificity and diversity of client groups, a number of requirements are placed on social workers in order to ensure the provision of quality social services. These requirements are not only formally laid down in job descriptions and the professional codes of ethics, but are often dictated by the particularities of the area in which social work is carried out. The subject of the study is the professional characteristics of social workers in urban and rural areas (using the case of the Republic of Karelia as an example). The article analyzes the main approaches to understanding professionalism and its components, describes professional and ethical requirements for the profession, personal qualities of a social worker, and also presents the results of an empirical study of the professional characteristics of social workers in urban and rural areas.Our research is aimed at analyzing the professionalism of social workers in the Republic of Karelia, especially in the context of differences between urban and rural areas. The research is based on data collected through surveys, interviews and observations in Petrozavodsk and Prionezhsky district. The study revealed significant differences in working conditions between urban and rural social workers, including in terms of educational training, work experience, range of services provided and levels of physical activity. Having analyzed the data obtained, we emphasize the need to develop targeted professional development programs for social workers, taking into account the specificities of urban and rural environment, and recommend expanding the educational opportunities for social workers, creating conditions for their self-development and research activities, paying special attention to the prevention of burnout, and developing cooperation between government agencies and rural administrations to raise public awareness of social issues.

Keywords: professionalism, social work, social worker, rural area, urban area, social policy, social services

DOI: 10.17323/727-0634-2024-22-1-135-152

Yuliya Petrovskaya - Cand. Sci. (Sociol.), assistant professor, Head of Department of Political and Social Sciences, Petrozavodsk State University, Petrozavodsk, Russian Federation. Email: julia_petrovskaya85@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Yuliya Slavashevich - lecturer of Department of Political and Social Sciences, Petrozavodsk State University, Petrozavodsk, Russian Federation. Email: slavayuliya@yandex.ru

References

Abashina A. D. (2013) Osmysleniye sotsialnoy raboty v kontekste sovremennogo nauchnogo znaniya [Understanding Social Work in the Context of Modern Scientific Knowledge]. Vest-nik TOGIRRO [Bulletin of TOGIRRO], 2 (26): 86-92.

Bistyaykina D. A., Kasarkina E. N., Solov'eva T.V. (2016) Professionalizm v sotsialnoy rabote kak predmet sotsiologicheskogo analiza [Professionalism in Social Work as a Subject of Sociological Analysis]. Kazanskiipedagogicheskii zhurnal [Kazan Pedagogical Journal], 2 (2): 433-437.

Bossong Kh. (2014) Zachem nuzhen professionalizm v sotsialnoy rabote (razmyshleniya v kon-tekste tekushchikh issledovaniy) [Why Professionalism is Needed in Social Work (Reflections in the Context of Current Research)]. VestnikNizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo [Bulletin of the Nizhny Novgorod University named after N. I. Lobachevsky], 33 (1): 14-17.

Freidson E. (ed.) (1970) Professional Dominance. The Social Structure of Medical Care. Chicago: Routledge.

Kholostova E. I. (ed.) (2016) Rossiyskaya entsiklopediya sotsial'noy raboty [Russian Encyclopedia of Social Work]. Moscow: Dashkov & Co.

Krasnov A. Yu. (2019) Podkhody k izucheniyu professionalizma v kontseptsiyakh zapadnykh sot-siologov [Approaches to the Study of Professionalism in the Concepts of Western Sociologists]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and Practice of Social Development], 2 (132). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7podhody-k-izucheniyu-professionalizma-v-kontseptsiyah-zapadnyh-sotsiologov (accessed 10 March 2021).

Millerson G. L. (1964) The Qualifying Association. London: Routledge.

Parfenova O. A., Petukhova I. S. (2019) Konkurentsiya za zabotu o pozhilykh: taktiki sotsial'nykh servisov v novykh usloviyakh [Competition for the Care of the Elderly: Tactics of Social Services in New Conditions]. Monitoring obshchestvennogo mneniya [Monitoring of Public Opinion], (4): 173-186.

Parsons T. (1939) The Professions and Social Structure. Social Forces, 17 (4): 457-467.

Petrovskaya Yu.A. (2021) Transformatsiya instituta sotsial'noy raboty v innovatsionnom obsh-chestve [Transformation of the Institute of Social Work in an Innovative Society]. Uchenye za-piski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Sotsiologiya. Pedagogika. Psikhologiya [Scientific Notes of the V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Sociology. Pedagogy. Psychology], 7 (73): 19-29.

Slavashevich Yu.A. (2020) Sotsialnaya rabota s pozhilymi lyudmi v selskoi mestnosti [Social Work with the Elderly in Rural Areas], StudArcticForum, 20 (4): https://saf.petrsu.ru/journal/ article.php?id=5541.

Davis K., Moore W. E. (1945) Some Principles of Stratification. American Sociological Review, 10 (2): 242-249.

Durkheim E. (1957) Professional Ethics and Civic Morals. New York.

Freidson E. (ed.) (1970) Professional Dominance. The Social Structure of Medical Care. Chicago: Routledge.

Greenwood E. (1965) Attributes of a Profession. London: Social Welfare Institutions.

Millerson G. L. (1964) The Qualifying Association. London: Routledge.

Parsons T. (1939) The Professions and Social Structure. Social Forces, 17 (4): 457-467.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.