Научная статья на тему 'Профессионализм депутатов как фактор эффективности законодательства субъектов Российской Федерации (образовательный аспект)'

Профессионализм депутатов как фактор эффективности законодательства субъектов Российской Федерации (образовательный аспект) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
507
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Федякова Н. А.

В данной рубрике приводятся материалы круглого стола, проведенного редакцией журнала в рамках юбилейных мероприятий, посвященных 75-летию Мордовского государственного университета. Ключевой проблемой данного мероприятия стали интеграционные процессы в образовании. Основными участниками круглого стола явились молодые ученые представители вузов и научных учреждений Мордовии: МГУ им. Н.П. Огарева, МГПИ им. М.Е. Евсевьева, Саранского кооперативного института РУК, НИИ гуманитарных наук при Правительстве РМ. Заочное участие в развернувшейся дискуссии приняли ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Пензы, Кирова, Барнаула, Ельца, Еревана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professionalism of the Deputies as a Factor of Legislation Effectiveness of the Russian Federation subjects (educational aspect)

The given rubric gives the materials of the round-table discussion that was conducted by the journal editors in the framework of the events devoted to the 75th anniversary of Mordovia State University. Integrational processes in education have become a key problem of this event. The principal participants of the round table are young scholars representatives of institutions of higher education and scientific establishments of the Mordovia Republic: Mordovia N.P. Ogarev State University, Mordovia Pedagogic State Institute named after M.E. Yevsevyev, Saransk Cooperative Institute, Research Institute of Humanities under the patronage of the Government of the Mordovia Republic. Scholars from Moscow, St. Petersburg, Penza, Kirov, Barnaul, Yelets and Yerevan also participated in the discussion.

Текст научной работы на тему «Профессионализм депутатов как фактор эффективности законодательства субъектов Российской Федерации (образовательный аспект)»

МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ

В данной рубрике приводятся материалы круглого стола, проведенного редакцией журнала в рамках юбилейных мероприятий, посвященных 75-летию Мордовского государственного университета. Ключевой проблемой данного мероприятия стали интеграционные процессы в образовании. Основными участниками круглого стола явились молодые ученые — представители вузов и научных учреждений Мордовии: МГУ им. Н. П. Огарева, МГПИ им. М. Е. Евсевьева, Саранского кооперативного института РУК, НИИ гуманитарных наук при Правительстве РМ. Заочное участие в развернувшейся дискуссии приняли ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Пензы, Кирова, Барнаула, Ельца, Еревана.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ДЕПУТАТОВ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (образовательный аспект)

//. А. Федякоеа, преподаватель кафедры теории и истории государства и права МГУ им. 77. 77. Огарева

Создание субъектами Российской Федерации эффективного законодатель ства, адекватно отражающего интересы общества, государства и личности, предполагает наличие достаточно высокого уровня профессионализма депутатов в области законотворчества. Недостаточный уровень компетентности депутатов ведет к несовершенству законодательного процесса. Это проявляется в неправильном выявлении объекта правового регулирования, противоречивости законов, их неувязке со стратегическими задачами экономического и социального развития.

В научной литературе высказывается мнение о существовании нескольких путей обеспечения профессионализма деятельности депутатов: создание эффективного механизма «отбора» будущих парламентариев; повышение правовой и иной профессиональной подготовки депутатов путем специального обучения, использования навыков и опыта законотворчества; рациональное использование вспомогательного аппарата парламента, рабочих и экспертных групп из юристов и иных специалистов1.

Профессиональный уровень членов законодательного (представительного)

органа государственной власти субъектов Российской Федерации в значительной степени зависит от порядка его формирования.

Формирование депутатского корпуса в субъектах Российской Федерации осуществляется по принципу выборности. Избирательное право субъектов Российской Федерации (так же как и Российской Федерации) не содержит профессиональных требований к уровню правовых и иных профессиональных знаний и опыта кандидатов в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, поскольку они не могут быть облечены в законодательную и иную нормативную правовую форму (это будет идти вразрез с демократическими принципами избирательного права). Повышению профессионального уровня депутатского корпуса в субъектах Российской Федерации может способствовать решение двух задач: повышение правовой культуры избирателей, переориентация критериев их выбора, убеждение в важности для народных избранников обладания определенными профессиональными качествами и знаниями; оказание помощи избирателю в определении кандидатов, действительно @ Н. А. Федякова, 2006 199

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

обладающих необходимыми для деятельности в законодательном (представительном) органе качествами и знаниями, путем предоставления объективной информации (в том числе и негативно характеризующей кандидата).

Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации имеют сложную организационную систему особую структуру, которую каждый субъект устанавливает самостоятельно с учетом своих исторических, национальных и иных традиций.

Современный парламент отличается многофункциональностью, под которую трудно подвести образовательную базу, что является объективно тормозящим фактором на пути формирования профессионализма его членов. Затрудняет введение профессионального обучения депутатов также ограниченный сроком легислатуры период времени для овладения необходимыми знаниями и навыками в сфере парламентской деятельности2.

Росту профессионального уровня депутатов способствуют семинары, лекции, дискуссии, деловые игры, круглые столы, проводимые ведущими специалистами. Однако краткосрочные курсы обучения большой пользы принести не могут.

По нашему мнению, повысить уровень профессиональных знаний депутатов законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации способна организация целостной системы обучения. В ее рамках особое внимание следует уделить основам законодательного процесса, освоению процедур подготовки и принятия правовых актов, методике подготовки и оформления проектов законов и иных нормативных актов, составлению программ законотворчества, планированию законотворческой деятельности, разъяснению и толкованию актов и их норм, ознакомлению с опытом развития законодательства других стран. Данное обучение должно проводиться ведущими учеными, причем набор учебных дисциплин, сроки прохо-

ждения обучения, форма и порядок контроля результатов усвоения материала, вопросы оплаты труда преподавателей должны быть зафиксированы в специальном нормативно-правовом акте. Это будет гарантией получения депутатами определенного минимума знаний, необходимых для полноценной законотворческой деятельности.

Немаловажную роль в повышении профессионального уровня депутатов законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации играют опыт законодательной деятельности и приобретенные навыки. Депутаты приобретают опыт депутатской деятельности, исполняя ее на постоянной или непостоянной основе.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» субъекты Российской Федерации самостоятельно устанавливают количество депутатов законодательного (представительного) органа, а также число депутатов, работающих на постоянной основе. Депутатская работа на постоянной основе предполагает достаточную компетентность депутатов в области законодательной деятельности и рассмотрение их как профессионалов. Связано это с тем, что депутатская работа на постоянной основе обусловливает недопустимость ее совмещения с другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной^ преподавательской и иной творческой деятельности. Проблема в данном случае состоит в том, что законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации при этом не получают талантливых депутатов, не желающих на время осуществления депутатских полномочий прекратить занятия основного рода.

Особую роль в повышении депутатского профессионализма играет аппарат законодательного (представительного)

органа субъектов Российской Федерации.

Депутат в процессе осуществления законодательной деятельности нуждается в помощи профессионального аппарата, включающего в себя квалифицированных специалистов разного профиля, в доступе к точной информации и ее квалифицированном анализе. Для этого существует аппарат помощников, задача которых заключается в выполнении отдельных служебных поручений депутата, помощи при приеме избирателей, консультировании депутата в тех вопросах, где помощник является специалистом. Депутат сам подбирает своих штатных и общественных помощников, распределяет между ними обязанности и контролирует их работу. К сожалению, ряды помощников не всегда заполняются достойными людьми, поэтому была бы полезна нормативная регламентация критериев

набора и требований, предъявляемых к данным работникам.

Назначение аппарата состоит в том, чтобы информировать депутата. Принятие же окончательного решения — это прерогатива депутата. Для того чтобы оценить предлагаемые экспертами варианты, депутат должен обладать необходимым багажом знаний. Благодаря постоянному выполнению подготовительной работы и специализации помощники часто обладают более высокой квалификацией по сравнению с депутатом, поэтому особенно важно, чтобы недостаточная квалификация депутата не привела к его подмене помощником депутата.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии : науч.-практ. пособие / отв. ред. Р. Ф. Васильев. М., 2000.

2 Там же.

Поступила 20.11.06.

КОНЦЕПТ «ДУША» В АНГЛИИСКИХ, РУССКИХ И ЭРЗЯНСКИХ ФРАЗЕОЛОГИЗМАХ

Л. В. Варданян, аспирант 1 МГПИ им. М.

В соответствии с Национальной доктриной образования в Российской Федерации важной составляющей современного образования является его нацеленность на обучение и воспитание разносторонне развитой личности, способной к сохранению, распространению и развитию национальной культуры, для которой характерны уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, целостное миропонимание и культура межэтнических отношений. Достижение подобных результатов возможно в том случае, когда образовательные задачи включают в себя подготовку подрастающего поколения к условиям реальной действительности, т. е. к жизни в многонациональном обществе с поликультурными традициями. В свя-

:афедры английского языка Е. Еесевьева

зи с этим важно, чтобы дети и молодежь умели понимать, принимать и уважать достижения своей и другой (неродной) культуры* обладали терпимостью к этническим, расовым и прочим различиям.

Одним из эффективных путей решения данной проблемы может стать привлечение учащихся и студентов к анализу концептов, которые являются своеобразными звеньями культуры, отражающими самобытные черты и менталитет народа. Концепт находится в центре внимания многих исследователей и трактуется по-разному.

В нашем понимании концепт — это ментальное образование, имеющее высокую или предельную степень абстрактности, обладающее лингвокультурной © Л. В. Варданян, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.