Научная статья на тему 'Профессионализация студентов вуза посредством педагогического сопровождения образования'

Профессионализация студентов вуза посредством педагогического сопровождения образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / PROFESSIONALIZATION OF PERSONALITY / МОТИВИРОВАНИЕ СТУДЕНТОВ / MOTIVATION OF STUDENTS / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PEDAGOGICAL SUPPORT / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / EDUCATIONAL SPACE / ЛИЧНЫЕ РЕСУРСЫ / PERSONAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подповетная Ю.В.

Проблема профессионализации личности в постиндустриальном обществе достаточно актуальна в современных условиях. Решение проблемы профессионализации личности предложено посредством педагогического сопровождения образования студентов вуза. Педагогическое сопровождение образования студентов является решающим фактором влияния на процесс мотивации студентов вуза к профессионализации. Этот процесс направлен на становление профессионально образованных людей, соответствующих социально ценным потребностям общества. В рамках данной статьи выявлены условия образовательного пространства вуза, направленные на мотивирование студентов к профессионализации, представлена характеристика педагогического сопровождения образования студентов вуза, проведен анализ человеческого ресурса субъекта педагогического сопровождения образования студентов. Особое внимание уделено роли человеческого ресурса в аспекте исполнения субъектом педагогического сопровождения образовательной деятельности студентов своих профессиональных компетенций и влияния человеческого ресурса на процесс профессионализации личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONALIZATION STUDENTS THROUGH EDUCATION PEDAGOGICAL SUPPORT

Professionalization personality problem in the postindustrial society is rather important in the modern world. Solution proposed by the professionalization of the individual pedagogical support education of university students. Educational support for students education is a crucial factor influencing the process of motivation towards the professionalisation of university students. This process is aimed at becoming a professional educated people, relevant socio valuable needs of society. In this article the conditions identified educational environment of the university, aimed at motivating students to professionalization, the characteristic of pedagogical support education of university students, the analysis of human resource subject pedagogical support education students. Particular attention is paid to the role of human resources in terms of performance subject pedagogical support educational activities of students of their professional competence and the influence of human resource in the process of professionalizing personality.

Текст научной работы на тему «Профессионализация студентов вуза посредством педагогического сопровождения образования»

УДК 378. 046.4

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА ПОСРЕДСТВОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

ОБРАЗОВАНИЯ

Ю.В. Подповетная, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Экономика торговли», ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет), Челябинск

Аннотация. Проблема профессионализации личности в постиндустриальном обществе достаточно актуальна в современных условиях. Решение проблемы профессионализации личности предложено посредством педагогического сопровождения образования студентов вуза. Педагогическое сопровождение образования студентов является решающим фактором влияния на процесс мотивации студентов вуза к профессионализации. Этот процесс направлен на становление профессионально образованных людей, соответствующих социально ценным потребностям общества. В рамках данной статьи выявлены условия образовательного пространства вуза, направленные на мотивирование студентов к профессионализации, представлена характеристика педагогического сопровождения образования студентов вуза, проведен анализ человеческого ресурса субъекта педагогического сопровождения образования студентов. Особое внимание уделено роли человеческого ресурса в аспекте исполнения субъектом педагогического сопровождения образовательной деятельности студентов своих профессиональных компетенций и влияния человеческого ресурса на процесс профессионализации личности.

Ключевые слова: профессионализация личности, мотивирование студентов; педагогическое сопровождение; образовательное пространство; личные ресурсы.

PROFESSIONALIZATION STUDENTS THROUGH EDUCATION PEDAGOGICAL SUPPORT

U. V. Podpovetnaya,

Doctor ofPedagogical Sciences, professor of the South Ural State University,

Chelyabinsk

Abstract. Professionalization personality problem in the postindustrial society is rather important in the modern world. Solution proposed by the professionalization of the individual pedagogical support education of university students. Educational support for students education is a crucial factor influencing the process of motivation towards the professionalisation of

university students. This process is aimed at becoming a professional educated people, relevant socio valuable needs of society. In this article the conditions identified educational environment of the university, aimed at motivating students to professionalization, the characteristic of pedagogical support education of university students, the analysis of human resource subject pedagogical support education students. Particular attention is paid to the role of human resources in terms of performance subject pedagogical support educational activities of students of their professional competence and the influence of human resource in the process of professionalizing personality.

Keywords: professionalization of personality; motivation of students; pedagogical support; educational space; personal resources.

Введение. На сегодняшний день со сменой требований к субъекту деятельности меняются требования к процессу его профессионализации. Данное обстоятельство вызывает необходимость проектирования образовательного пространства и соответствующего обеспечения данного процесса. В современных исследованиях процесса профессионализации актуальным становится вопрос о роли самого человека в построении себя как профессионала, о человеке как субъекте своего профессионального развития. Однако знание закономерностей развития профессиональной деятельности, квалифицированное сопровождение образования студентов позволяет эффективнее решать проблемы, связанные с работой и карьерой.

Методы. В последние годы усилился интерес ученых к изучению различных аспектов мотивирования студентов вузов к профессионализации. Теоретико-методологический анализ научных трудов по данной проблеме свидетельствует о том, что к настоящему времени имеется достаточный объём научно-педагогического знания [5; 6 и др.]. Вместе с тем анализ источников показывает, что на сегодняшний день отсутствует целостное теоретическое обоснование потенциальных возможностей педагогического сопровождения образовательной деятельности студентов вуза как фактора их мотивации к профессионализации. Не определены условия образовательного пространства университета, отвечающие новым потребностям модернизации системы высшего профессионального образования в России. Также не нашел отражения вопрос о роли человеческого ресурса в аспекте исполнения субъектом педагогического сопровождения образовательной деятельности студентов своих профессиональных компетенций.

С целью рассмотрения указанных вопросов в рамках данной статьи остановимся на характеристике педагогического сопровождения образования студентов вуза, выявлении условий образовательного пространства университета, направленных на мотивирование студентов к профессионализации и анализе человеческого ресурса субъекта управления образованием студентов.

Результаты. Характерной особенностью образования студентов в университете является взаимодействие с педагогами. Профессорско-преподавательский состав университета организует извне образовательную

деятельность студентов инженерного вуза [2]. В этом состоят некоторые из основных профессиональных компетенций педагогов в образовательных учреждениях. Исполняя свои компетенции, педагоги принимают участие в процессе осуществления студентами образовательной деятельности. Они конкретизируют ее содержание, выбирают методы взаимодействия со студентами, а также контролируют процесс образовательной деятельности и ее результаты. Такого рода профессиональные компетенции педагогов в научной литературе принято называть педагогическим сопровождением образования студентов [10].

По сути, педагогическое сопровождение образования студентов вуза является особой формой внешнего управления образовательной деятельностью студентов университета и мотивацией студентов к профессионализации. Действительно, сопровождая образовательную деятельность студентов, педагоги руководствуются целью - добиться развития таких их свойств, которые соответствуют социально ценным признакам образованного человека. В образовательном процессе университета педагоги пользуются как собственными ресурсами, так и частью ресурсов образовательного учреждения. Осуществляя сопровождение образовательной деятельности студентов, педагоги оказывают влияние на нее. Таким образом, все признаки управления характерны для педагогического сопровождения образовательной деятельности студентов. Исходя из этого, профессорско-преподавательский состав университета является субъектом внешнего управления профессионализацией студентов.

Педагогическое сопровождение образования студентов вуза предполагает исполнение субъектом внешнего управления компетенций преподавания, воспитания, подготовки к самообразованию студентов в образовательном процессе, используя при этом социальный и личный опыт. Кроме этого, преподавание базируется на определенном методическом замысле, разработанном педагогами. Очевидно, что от качества соответствующего методического замысла, от того, как он реализуется в образовательном процессе университета, определенно зависят результаты образования студентов вуза. Также, от соответствующим образом организованного педагогического сопровождение образования студентов, зависит и успех вовлечения студентов в учебно-педагогическое взаимодействие, которое, в свою очередь, обусловливает мотивацию студентов к профессионализации и, как следствие, развитие образованности студентов и готовности их к профессионализации [1].

Педагогическое сопровождение образования студентов осуществляется в образовательном пространстве университета. Образовательное пространство университета характеризуется определенными условиями, которые влияют на мотивацию студентов вуза к профессионализации. Соответствующие условия разноаспектные. Это оборудование, средства образовательной деятельности (учебники, наглядные пособия, оснащение кабинетов и лабораторий, спортинвентарь) и др. Особый аспект условий образовательного пространства связан с отношением к студентам со стороны персонала универси-

тета (администрации, профессорско-преподавательского состава, учебно-вспомогательного персонала).

Условия образовательного пространства университета специально создаются для того, чтобы мотивировать студентов к профессионализации и способствовать развитию образованных людей, специалистов, граждан. При создании педагогических условий образовательного учреждения, направленных на сопровождение образования студентов вуза, считаем целесообразным, ориентироваться на представление об образовательном пространстве, которое характеризуется четырьмя основными координатами:

• нормативно-регламентирующая координата;

• перспективно-ориентирующая координата;

• деятельностно-стимулирующая координата;

• коммуникативно-информационная координата [5; 6].

Во-первых, субъект педагогического сопровождения образования студентов выстраивает нормативно-регламентирующие условия образовательного пространства университета. Это означает, что субъект педагогического сопровождения образования студентов руководствуется нормативами, xapaктеризующими гocударственно-общественные установки на образование, которые включают требования к образованности человека и требования к безопасности его пребывания в пределах образовательного учреждения.

Во-вторых, государство ориентирует образовательные учреждения на перспективу развития. С этой целью разрабатываются и принимаются документы, в которых выражены намерения государства и общества относительно перспектив развития системы образования в стране. Опираясь на соответствующие государственно-общественные установки, субъект педагогического сопровождения образования студентов создает перспективно-ориентирующие условия образовательного пространства университета. Одной из форм выстраивания данной группы условий является программа развития образовательного учреждения, которая является ведущим ориентиром в мотивации студентов вуза к профессионализации.

В-третьих, значимой характеристикой условий образовательного учреждения, направленных на мотивацию студентов к обучению является дея-телъностно-стимулирующие условия образовательного пространства университета. Стимулами образовательной деятельности студентов является весь спектр условий, существующих в образовательном учреждении. Они сказываются на мотивах образовательной деятельности студентов университета. Тем не менее, деятельностно-стимулирующие условия создаются непосредственно в образовательном пространстве университета и влияют на активность студентов в разных аспектах их жизнедеятельности и, в первую очередь, активизируют образовательную деятельность студентов в социально приемлемых направлениях.

В-четвертых, субъект педагогического сопровождения образования студентов выстраивает коммуникативно-информационные условия образова-

тельного пространства университета. Информация, циркулирующая в образовательном учреждении, является главным источником мотивации профессионализации студентов вуза. Усваивая ее и применяя в образовательной деятельности, студенты способствуют развитию собственной образованности - важного элемента, характеризующего образованного человека. Очевидно, что коммуникативно-информационные условия мотивации профессионализации студентов характеризуются не только обеспечением доступности к источникам информации. Они должны быть непосредственно связаны и с содержанием образования, и с методами осуществления образовательного процесса университета (рис.1).

Мотивация студентов вуза к профессионализации осуществляется посредством педагогического сопровождения. В процессе педагогического сопровождения образования студентов каждый педагог пользуется не только личными ресурсами, но и объединенным ресурсом педагогов-партнеров. От того насколько согласованно используются эти ресурсы, зависит потенциал влияния человеческого ресурса группы на процесс мотивации студентов к профессионализации [3; 8 и др.].

Рис. 1. Условия образовательного пространства вуза, способствующие мотивации студентов к профессионализации

В связи с этим, проанализируем роль человеческого ресурса группы в педагогическом сопровождении образования студентов вуза.

С позиции гуманно ориентированной системно-синергетической методологии [4; 7; 11] педагогическое сопровождение образования студентов яв-

ляется проявлением синергизма в профессионально-педагогическом взаимодействии. Согласно этой методологии, человек выдвигается на передний план в отношениях со своим окружением. Конечно, каждый человек имеет специфический ресурс своего существования в социальной действительности. Это обусловлено особенностями человека, личным опытом, различиями в условиях жизнедеятельности и т.д. Все это образует некоторый совокупный запас средств, которым человек может пользоваться в своей жизнедеятельности.

Следовательно, субъект педагогического сопровождения образования студентов имеет свой личный (собственный) ресурс средств. Этот ресурс зарождается вследствие природоопределенных задатков, а развивается в социальной среде (в том числе и в научно-образовательном процессе вуза) (рис. 2).

образованность профессиональная личностный здоровье

квалификация ресурс

Виды личного ресурса в педагогическом сопровождении образования

студентов

Развитие совокупного личного ресурса

Совокупный личный ресурс субъекта педагогического сопровождения

образования студентов

_/ ~Г \

телесный душевный интеллекту аль духовный

ресурс ресурс ный ресурс ресурс

человека человека человека человека

Рис. 2. Личный ресурс субъекта педагогического сопровождения образования студентов

Элементами состава личного ресурса человека являются [11]:

• телесный ресурс человека, который необходим для жизнедеятельности субъекта педагогического сопровождения образования студентов не только в биологическом плане, но и для его самореализации в образовательном пространстве университета;

• душевный ресурс человека, благодаря которому субъект педагогического сопровождения образования студентов выражает свое отношение к себе и к партнерам. Душевный ресурс предопределяет возможности субъекта

педагогического сопровождения в самоорегуляции отношений с партнерами и в управлении мотивацией студентов к профессионализации;

• интеллектуальный ресурс человека, который усиливает возможности субъекта педагогического сопровождения образования студентов в самоуправлении собой и в управлении образовательной деятельностью студентов. Благодаря интеллектуальному ресурсу, субъект педагогического сопровождения образования студентов способен к продуктивным проявлениям себя в процессе мотивации студентов к профессионализации;

• духовный ресурс человека, пользуясь которым субъект педагогического сопровождения образования студентов выражает и проявляет свое отношение, как к себе, так и к партнерам. Тем самым, он выстраивает процесс педагогического сопровождения образования, руководствуясь паритетом личных и социально значимых ценностей.

Учитывая, что совокупный личный ресурс человека развивается в процессе его жизнедеятельности, необходимо отметить, что субъект педагогического сопровождения образования студентов обладает такими видами личного ресурса, как образованность, профессиональная квалификация, личностный ресурс и здоровье [11]. Названные виды личного ресурса человека проявляются в педагогическом сопровождении образования студентов в образовательном пространстве университета и находятся в определенной зависимости, т.е. пользуясь одним видом личного ресурса, субъект педагогического сопровождения образования студентов явно или неявно пользуются и другими его.

Заключение. Резюмируя сказанное, отметим, что субъекту педагогического сопровождения образования студентов следует постоянно пользоваться личным ресурсом как рычагом мотивации студентов вуза к профессионализации. Используя личный ресурс, субъект педагогического сопровождения образования студентов учитывает компетенции обучающихся и создает условия для мотивации студентов к профессионализации. С позиции гуманно ориентированной системно-синергетической методологии необходимо, чтобы мотивация студентов к профессионализации осуществлялось в гармонии с процессом становления антропосинергетической общности администрации, профессорско-преподавательского состава и студентов вуза [9; 10; 11]. Данная общность является основанием для исполнения профессиональных компетенций педагогов-партнеров, а ее деятельность направлена на обеспечение качества процесса мотивации студентов вуза к профессионализации.

Согласованность педагогов в осуществлении влияния на образовательную деятельность студентов университета является предпосылкой его (влияния) усиления. Другими словами, педагогическое сопровождение образования студентов определенно зависит от меры согласованности педагогов в процессе исполнения ими профессиональных компетенций.

Таким образом, педагогическое сопровождение образования студентов можно отнести к решающим факторам влияния на процесс мотивации студентов вуза к профессионализации. Этот процесс направлен на становление

образованных людей, соответствующих социально ценным потребностям общества. Интегративным показателем педагогического сопровождения образования студентов является их вовлеченность в научно-образовательный процесс вуза. Это означает, и объем компетенций, которые исполняют студенты в научно-образовательном процессе, и пользование каждым из них усвоенных знаний и приобретенных умений.

Библиографический список

1. Агеев, В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы / В.С. Агеев - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 236 с.

2. Беликов, В.А. Философия образования личности: Монография / В.А. Беликов. - М.: Гуманитарный издат. центр ВЛАДОС, 2004. - 357с.

3. Джой-Меттьюз, Д. Развитие человеческих ресурсов / Д. Джой-Меттьюз. - М.: Эксмо, 2006 - 432 с.

4. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие / В.И Загвязинский, Р. Атаханов. - М.: Издат. центр «Академия», 2001. - 248 с.

5. Ильясов, Д.Ф. Теория управления образованием: учеб. пособие по спец. курсу для студ. пед. специальностей и рук-ей образоват. чреждений / Д.Ф. Ильясов, Г.Н. Сериков. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 344 с.

6. Куган, Б.А. Управление образовательной системой: взаимодействие субъектов регионального и муниципального уровней / Б.А. Куган, Г.Н. Сериков - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 357 с.

7. Рузавин, И.Г. Синергетика и системный подход / И.Г. Рузавин // Философские науки. -1985. - № 5. - С. 48-55.

8. Подповетная, Ю.В. Управление научно-образовательным процессом университета / Ю.В. Подповетная // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 5. - С. 355-363.

9. Подповетная, Ю.В. Педагогическое партнерство как вид человеческого ресурса группы в управлении научно-образовательным процессом университета / Ю.В. Подповетная // Вестник ЮУрГУ. - 2010. - № 36 (212). - С. 42-46.

10. Сериков, Г.Н. Управленческое сопровождение образования учащихся / Г.Н. Сериков, С.Г Сериков // Вестник ЮУрГУ. - 2010. - № 12 (188). - С. 49-58.

11. Сериков, Г.Н. Гуманно ориентированная системно-синергетическая интерпретация человеческого ресурса / Г.Н. Сериков // Вестник ЮУрГУ. - 2010. - № 16 (201). - С. 29-38.

12. Фурсов А.Л. Системный подход к профессиональной ориентации в регионе / Н.С. Землянухина, А.Л. Фурсов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2013. Т. 13. № 3-2. С. 372-378.

References

1. Ageev, V.S. Intergroup interaction: the socio-psychological problems / V.S. Ageev. - M.: Moscow State University Press, 1990. - 236 p. (in Russian)

2. Belikov, V.A. Philosophy of Education personality: Monograph / V.A. Belikov. - M.: Humanities izdat. œntre VLADOS. - 2004. - 357 p. (in Russian)

3. Joy-Mettyuz, D. Human Resource Development / D. Joy-Mettyuz. - M.: Penguin Books, 2006. -432 p. (in Russian)

4. Zagvyazinsky, V.I. Methodology and methods of psycho- pedagogical research: studies. manual / V.I. Zagvyazinsky, R. Atakhanov. - M.: izdat. center «Academy», 2001. - 248 p. (in Russian)

5. Il'yasov, D.F. Theory of management education: studies. special allowance. rate for stud. ped. specialties and hand obrazovat. her. chrezhdeny / D.F. Il'yasov, G.N. Serikov. - M.: humanity. ed. œntre VLADOS. - 2004. - 344 р. (in Russian)

6. Coogan, B.A. Management of the educational system: interaction of subjects of regional and municipal levels / B.A. Coogan, G.N. Serikov. - M.: humanity. ed. œntre VLADOS, 2000. - 357 p. (in Russian)

7. Ruzavin, I.G. Synergetics and systematic approach / I.G. Ruzavin // Philosophy. - 1985. - № 5. -P. 48-55. (in Russian)

8. Podpovetnaya, U.V. Management of Science and educational process of the university university educational process / U.V. Podpovetnaya // Siberian pedagogical magazine. - 2010. - № 5. - S. 355-363. (in Russian)

9. Podpovetnaya, U.V. Pedagogical partnership as a form of human resource management group in scientific and educational process of the University / U.V. Podpovetnaya // Herald SUSU. - 2010. - № 36(212). - P. 42-46. (in Russian)

10. Serikov, G.N. Administrative support for education students / G.N. Serikov, S.G Serikov // Herald SUSU. - 2010. - № 12(188). - P. 49-58. (in Russian)

11. Serikov, G.N. Humanely oriented system-synergetic interpretation of human resource / G.N. Serikov // Herald SUSU. - 2010. - № 16(201). - P. 29-38. (in Russian)

12. Fursov A.L. Sistemnyj podhod k professional'noj orientacii v regione / N.S. Zemljanuhina, A.L. Fursov // Izvestija Saratovskogo universiteta. Novaja serija. Serija: Jekonomika. Upravlenie. Pravo. 2013. V. 13. № 3-2. P. 372-378. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.