Научная статья на тему 'Профессионализация общества и труда: исторический и теоретический аспекты'

Профессионализация общества и труда: исторический и теоретический аспекты Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1919
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Цвык В. А.

Одна из устойчивых тенденций мирового развития профессионализация общества и труда. Этот процесс был связан с изменением отношения к труду в различные общественные эпохи. Историческое развитие производства, возрастающая динамика профессиональной деятельности, усложнение и совершенствование социальных отношений в обществе привели к тому, что в современном обществе необходимым условием профессионализма стало считаться творческое отношение человека к профессии, способность реализовывать в профессиональной деятельности все свои сущностные силы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professionalization of the Society: Historical and Theoretical Aspects

One of the most stable trends of contemporary development is professionalization of the society and labour. The process was associated with the changing attitudes to labour in different historical periods. The production development throughout history, the professional activity dynamics growth, the social relations complication and improvement resulted in the fact that the creative attitude of an individual to his profession as well as his capability to realize all his potential in professional activity became an indispensable condition of professionalism in the modern society.

Текст научной работы на тему «Профессионализация общества и труда: исторический и теоретический аспекты»

Социология и мораль

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА И ТРУДА: ИСТОРИЧЕСКИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

В. А. Цвык

Кафедра социологии

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198, Москва, Россия

Одна из устойчивых тенденций мирового развития - профессионализация общества и труда. Этот процесс был связан с изменением отношения к труду в различные общественные эпохи. Историческое развитие производства, возрастающая динамика профессиональной деятельности, усложнение и совершенствование социальных отношений в обществе привели к тому, что в современном обществе необходимым условием профессионализма стало считаться творческое отношение человека к профессии, способность реализовывать в профессиональной деятельности все свои сущностные силы.

Профессионализм и эффективность в любом виде труда проявляются дважды: в теоретико-познавательной форме, как образ, проект желаемого результата, затем - как преобразующая и созидательная тенденция в социальном развитии человечества. Актуальность исследований проблемы профессионализма человека в любой сфере деятельности сегодня является очевидной. Она обусловлена объективными особенностями развития общества на современном этапе. Одной из важнейших движущих сил современной социальной динамики становится профессионализм как сложное, многоаспектное явление, предполагающее усиление социальной активности личности и увеличение степени ее ответственности как за собственную судьбу, так и за повышение эффективности экономических процессов в обществе.

Всестороннее комплексное исследование профессионализма как социального и культурного феномена является предпосылкой и необходимым условием практического решения проблем, непосредственно связанных с вопросами формирования программ развития российского общества и прогнозирования процессов его динамики. Подобное исследование должно начинаться с прояснения исторического контекста проблемы, выявления корней профессионализма, социально-исторических предпосылок профессионализации труда. Проблема профессионализма является одной из древнейших в истории человечества, она существует в обществе с первых этапов его развития. Основы будущей профессионализации закладывались уже с первых шагов сознательной деятельности человека. С момента возникновения человека и его объединения в сообщества с целью выживания, основной жизнедеятельностью человека и основным фактором его развития становится труд. Именно трудовая деятельность человека стала основой становления профессионализма.

Исследования роли трудовой деятельности в истории человечества показали, что труд как всеобщее условие развития общества сложно адекватно выразить в содержании одного понятия, это обусловило появление многочисленных определений труда как комплексного явления, развертывающегося в разнородных исторических условиях. В естественных науках понятие труда определяется весьма широко, начиная с его дефиниции как процесса преодоления сопротивления на определенном пути (в качестве его меры берется произведение силы на пройденное расстояние), и заканчивая констатацией взаимосвязи между физической конституцией тела рабочего и условиями рабочего места. Исследования в физиологии, медицинских науках и психологии подчеркивают, что любая трудовая активность требует физиологического и психологического напряжения участников трудового процесса, а также указывают на значение труда для человека как живого существа: своим творческим трудом человек изменяет структуру мира, однако при этом и сам подвергается изменениям.

Научный анализ труда в рамках гуманитарного знания был предпринят К. Марксом и Ф. Энгельсом, выдвинувшим актуальное и по сей день историкоматериалистическое понимание человеческого труда как существенного компонента человека, в котором он проявляет себя как родовое существо, создавая условия для своего материального и духовного существования. Рассматриваемый в общем виде труд есть, как писал К.Маркс, «... вечное естественное условие человеческой жизни, и потому он не зависим от какой бы то ни было формы этой жизни, а, напротив, одинаково общ всем ее общественным формам» [9, с.195].

Маркс понимал труд и в широком, и в узком смыслах слова: и как процесс обмена веществ между человеком и природой, и как производство орудий труда. Однако в обоих случаях он подчеркивал общественный характер труда, который представляет собой активное отношение человека к природе и одновременно взаимодействие участников этого процесса. В общем виде в работах Маркса и Энгельса труд понимается как деятельность, с помощью которой человек обеспечивает обмен веществ с природой, выступает по отношению к природе как естественная сила и вступает в отношения с другими людьми, развивает собственные сущностные силы, придает предметам природы облик, удовлетворяющий его потребности.

В современных общественных науках человеческая трудовая деятельность рассматривается с различных точек зрения, в зависимости от поставленной цели исследования. В целом можно выделить пять различных подходов к осмыслению трудового процесса, характерных для современной общественной мысли.

1. Технико-технологический - когда человеческий труд рассматривается и определяется в контексте присвоения человеком природы, но с учетом его способности к созданию и рациональному использованию средств труда.

2. Экономический - труд определяется как сознательная, планомерная человеческая деятельность с целью переработки данного природой для удовлетворения человеческих потребностей, «как деятельность, непосредственная или опосредованная с целью обеспечения средств существования» [20, с.18], как «инструментальная деятельность, осуществляемая людьми с целью сохранения и про-

должения жизни и направленная на планомерное изменение некоторых свойств человеческой среды» [19, с.34].

3. Философский - исходным пунктом анализа выступает цель и субъект труда. Труд определяется как любая целенаправленная человеческая деятельность, которая опосредованно или непосредственно направлена на созидание определенной ценности (материальной или духовной), и как совокупный человеческий труд содержит в себе трудовую деятельность «совокупного работника». В «Философском энциклопедическом словаре» труд трактуется как «целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях созидания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей» [18, с.667].

4. Юридический - труд определяется как правовая категория. Данный подход связан с развитием трудовых отношений и необходимостью их правового регулирования в сфере трудового права.

5. Социологический - выражает сущность труда как общественного явления, указывает на специфические связи, существующие между человеком и трудом, трудом и обществом. В рамках современной социологии труда труд определяется как «сознательная, универсальная и организованная человеческая деятельность, содержание и характер которой определяются степенью развития средств труда и особенностями общественных отношений, в рамках которых она осуществляется, человек самоутверждается в ней как генетическое существо, создавая материальные и духовные ценности, служащие удовлетворению его сущностных потребностей» [8, с.160].

Современный французский социолог, один из наиболее крупных представителей социологии труда А. Турен делает акцент на социальном и аксиологическом смысле труда. С его точки зрения, труд - это не только коллективная деятельность и отношение человека к произведенным предметам. Исторически труд предстает как инструмент смены представления общества о себе самом, позволяющий рассматривать общество как объективную реальность, и в то же время как систему ценностей, норм и организационных форм [16, с.110].

Подводя итоги анализу различных подходов к определению труда, можно сделать вывод, что наиболее общими характеристиками человеческой трудовой деятельности являются следующие:

- человеческий труд представляет собой сознательную и целенаправленную деятельность;

- это комплексная деятельность, которая развертывается в рамках определенных общественных групп;

- это деятельность, в процессе которой создаются определенные материальные и духовные ценности, имеющие общественное значение.

Историческое развитие трудовой деятельности было связано с изготовлением и совершенствованием орудий труда. Постепенно труд становился более разнообразным, совершенным, многосторонним и сложным. Развивающаяся трудовая деятельность человека заложила основы последующего профессионального становления. Однако первоначально трудовая деятельность не имела профессионального характера. Это было обусловлено как неподготовленностью самого

индивида, так и неразвитостью сферы его трудовой деятельности. Человек еще не стал самостоятельным субъектом деятельности. Основным фактором становления и развития профессиональной деятельности явилось общественное разделение труда.

Разделение труда складывается на основе разнообразия видов трудовой деятельности, возникающих в обществе в процессе исторического развития. Оно выступает в двух основных формах: как разделение труда внутри общества (общественное) и как разделение труда внутри отдельного предприятия или организации (техническое). Общественное разделение труда обозначает дифференциацию и сосуществование в обществе различных социальных функций, видов деятельности, выполняемых определенными группами людей, и выделение в связи с этим различных сфер труда - промышленности, сельского хозяйства, науки, культуры, управления и т.п. В общественном разделении труда находят отражение специфика и уровень развития цивилизованности данного общества. Кроме того, здесь отражается обособление социально неравноценных видов труда: умственного и физического, творческого и рутинного, управленческого и исполнительского, квалифицированного и неквалифицированного и т.д., а также закрепленность за определенными видами деятельности особых социальных групп с их отношением к труду и, соответственно, возникающими в связи с этим социальными различиями.

Техническое разделение труда определяется разложением технологического процесса на составные элементы, в соответствии с которыми происходит обособление функциональных особенностей трудовой деятельности, то есть это деление определенного вида труда на подвиды, операции, выполняемые различными людьми в одной организации.

Общественное разделение труда представляет собой сложный, комплексный процесс, протекающий на различных уровнях. В современной экономической литературе представлена трехчленная схема общественного разделения труда, при которой различают:

- общее разделение труда, под которым понимается выделение крупных родов деятельности (земледелие, промышленность и др.);

- частное - разделение этих родов на виды и подвиды (станкостроение, металлургия, животноводство, растениеводство и т.д.);

- единичное - разделение труда внутри отдельно взятого предприятия.

Общее разделение труда расчленяет общественное производство на большие

части, частное - делит эти части на виды и подвиды, единичное означает разделение внутри отдельных общественных групп, в рамках которых осуществляется трудовой процесс. Однако единичное разделение труда не следует отождествлять с техническим. Общественное разделение труда во всех своих формах выступает преимущественно как социальное и экономическое явление, в то время как техническое обозначает разделение функций между участниками трудового процесса, основывающееся на наиболее рациональном использовании средств производства. Между этими двумя видами разделения труда существует диалектическая взаимосвязь. Основа этой взаимосвязи состоит в обмене деятельностью между людьми в процессе труда. Необходимость данного обмена, основанного

на распределении производственных функций внутри первобытной общины, приводит к развитию профессиональной деятельности.

Первоначально трудовая деятельность осуществлялась как нераздельный жизненный процесс, человек занимался всеми существовавшими видами работ: охотой, рыболовством, приготовлением пищи, собиранием съедобных растений и т.п. Примитивный характер орудий труда не требовал длительного обучения и позволял легко переходить от одного вида деятельности к другому в зависимости от физических сил и возможностей. В первобытной общине, таким образом, складывалось лишь первоначальное, половозрастное разделение труда, возникшее естественным образом.

По мере расширения знаний об окружающей среде, в процессе совершенствования орудий труда ситуация существенным образом менялась. Изготовление орудий труда, оружия и предметов обихода перестало быть элементарным процессом, следовательно, деятельность человека стала неизбежно ограничиваться какой-то одной сферой: участие человека во всех видах труда становилось излишним, а иногда просто невозможным. Распределение функций между индивидами стало основываться на имеющихся у них профессиональных навыках и умениях. Формирование профессий произошло наряду с осуществлением общественного разделения труда - отделения земледелия от скотоводства, ремесла от земледелия, выделения в самостоятельную сферу торговли.

В результате общественного разделения труда произошло обособление различных видов хозяйственной деятельности, специализация работника на изготовлении какого-нибудь продукта или совершении определенной трудовой операции. Вследствие первых форм разделения труда работник перешел на уровень профессиональной специализации. Его участие в общественном труде основывалось на заранее и специальным образом выработанных знаниях, способностях и навыках применительно к конкретному виду трудовой деятельности. Прямым следствием общественного разделения труда явилась профессиональная дифференциация в обществе.

Итак, несмотря на то, что будущая профессионализация зарождалась еще при внутриродовом распределении производственных и других функций между членами первобытной кровно-родственной общины, профессиональная дифференциация человеческого труда, или профессиональное разделение труда, возникают позже, как следствие общественного разделения труда, с развитием специализации производства, в частности, в результате отделения животноводства от земледелия, а впоследствии и возникновения ремесел. В результате общественного разделения труда произошли серьезные изменения в содержании и структуре распределения производственных функций между членами общины. Если в кровно-родственной общине распределение обязанностей между членами общины осуществлялось с учетом природных задатков и интенсивности сил и возможностей, то с разделением труда для распределения функций между индивидами уже было недостаточно навыков, которые переходили по наследству. Возникла объективная необходимость в подготовке людей к производственной деятельности посредством специального обучения. Именно на этой ступени человеческой истории появились основания говорить о профессионализме работни-

ков, который зародился и утвердился вначале в материально-производственной сфере, а впоследствии, с расчленением первоначально целостной деятельности человека на умственный и физический труд, получил распространение и в духовной сфере.

Профессионализм зарождается, таким образом, с возникновением профессиональной деятельности, с выделением ее из любительской, с профессиональной дифференциацией собственно трудовой деятельности. Профессиональное разделение труда как составная часть исторического процесса общественного разделения труда не только порождает необходимость координации и кооперации профессиональной деятельности, но и приводит к изменениям в структуре личности работника. Главным признаком профессионализма на ранней стадии развития профессиональной деятельности выступает профессиональное мастерство как способность квалифицированно и творчески выполнять свои профессиональные обязанности, связанное в более общем плане с добросовестным отношением к труду в целом. Генезис и развитие профессионализма в обществе были связаны с изменением отношения к труду в различные исторические периоды.

Различные представления о труде, существовавшие на протяжении истории человеческого общества, в большей или меньшей степени давали понимание труда как общественного явления, подчеркивая как детерминирующую роль человека в трудовом процессе, так и значение труда для общества. Длительное время в истории человечества в силу неразвитости орудий труд требовал большого физического напряжения. Поэтому, как правило, люди считали труд наказанием и стремились избегать его или переложить на других. В новое время, с развитием машинного производства и утверждением норм протестантской морали капиталистического общества, на первый план выходит представление о профессиональном труде специалиста, о профессиональном призвании человека как необходимости наилучшего овладения своей профессией и развития профессионального мастерства. Но лишь в новейшей истории человеческого общества возникает представление, в соответствии с которым человек благодаря профессиональному труду становится цельной личностью, поэтому профессиональная деятельность не только положительно влияет на человека, но может делать его счастливым.

Основы будущего профессионального мастерства закладывались еще в первобытном обществе, они выражались в чувстве удовлетворения результатом своей деятельности. При этом сложность поставленной задачи усиливала радость от ее мастерского исполнения. Можно привести много высказываний этнографов, историков культуры, свидетельствующих о том, как счастлив был первобытный человек после удачной охоты, построения приводящего в восторг соплеменников судна и т.д. М.О. Косвена в «Очерках истории первобытной культуры» отмечала, что «замечательную черту всех этих первобытных изделий составляет исключительная тщательность исполнения и отделки. Видно, что каждый предмет - орудие или оружие - сделан не только с максимальной целесообразностью и практичностью, но и с любовью» [7, с.62].

В древнем мире существовали определенные представления о труде и профессиональных обязанностях, об этом свидетельствуют некоторые сохранившиеся документы. Так, в древнеегипетском манускрипте «Наставления начальника города и визиря Птаххеттепа», датируемом III тысячелетием до нашей эры, в числе прочих требований к работнику указывается на необходимость добросовестного и качественного выполнения своих обязанностей, поскольку такое отношение к труду рассматривается как залог будущей высокой должности и богатства [12, с.21].

В древнеиндийской и древнекитайской философии нет каких-либо целостных концепций труда и профессиональной деятельности. Трудовая деятельность отождествлялась с физическим трудом - ей занимались представители низших классов. Выделение умственного труда, которым занимались высшие социальные слои, не сопровождалось быстрой профессиональной специализацией этой сферы. Поэтому накопление элементов профессионализма происходило в материальной сфере быстрее, чем в духовной. В Древнем Китае, стране земледелия, представления о профессионализме и труде связаны с выделением двух различных типов профессиональной деятельности - земледелия и торговли. В социальных и экономических исследованиях китайских философов проводится различие между тем, что называется «ветвью» и относится к торговле, и тем, что называется «корнем» (земледелием). Большое значение придается «корню» - земледелию, - поэтому на протяжении всей древней истории Китая общественные, экономические и политические теории подчеркивали значение «корня» и отводили менее значимую роль «ветви».

В древнеиндийском обществе в середине первого тысячелетия до н.э. происходят важные изменения. Первоначально кочевые и пастушеские племенные общества ариев превращаются в классово и профессионально дифференцированное общество с развитым земледелием, ремеслами и торговлей. Четыре главные варны, или касты, отражали не только социальные, но и профессиональные различия древнеиндийского общества. Брахманы (священнослужители и монахи) профессионально занимались умственным трудом - философскими размышлениями и научными изысканиями. Физический труд не занимал значительного места в их сочинениях, поскольку практическая деятельность человека считалась уделом низших каст. Кшатрии (воины и представители прежней племенной знати) наиболее достойным профессиональным занятием человека считали, соответственно, военное дело, приносящее им славу, и материальный доход. Вайшьи и шудры (земледельцы, ремесленники, торговцы, как непосредственные производители, так и мелкие собственники) воспринимали физический труд преимущественно как тяжкую обязанность, вызванную необходимостью добывать средства к существованию.

В древнегерманском обществе, как и в раннем античном, физический труд не считался значимым, ценным. «Свободный соплеменник, участник народного собрания был вместе с тем и домохозяином, скотоводом и земледельцем. Лишь владевшие значительным количеством рабов были вовсе избавлены от труда и могли вести праздную жизнь, какую описывал Тацит, повествуя о древнегерманских дружинниках и их вождях. Однако вряд ли оценка труда свободным

дружинником была высокой» [4, с.37]. Развивая эту мысль, А.Я. Гуревич подчеркивает, что в обществе, которое в немалой степени жило войной, захватами и грабежами, вырабатывались соответствующие героические идеалы поведения, и наиболее достойным свободного человека занятием, приносящим ему славу и доход, считалось военное дело. Однако воинская служба не имела еще профессионального статуса в полном смысле этого слова, поскольку к ней так или иначе были причастны все соплеменники, причем рядовым свободным людям приходилось делить свое время между походами и обработкой полей. Тем не менее, эти занятия никогда не ставились одинаково высоко: «свободный труд в собственном владении никого не унижал, но мог ли он идти в сравнение с дружинными подвигами?» Профессиональная и организационная ориентация так называемого варварского общества на войну, отмеченная английским историком А. Тойнби, позволяет говорить о том, что в данном типе общества сложилось особое представление о военном профессионализме как умении успешно вести военные действия и получать военное преимущество [14, с.546].

Греко-римская цивилизация средиземноморского региона зрелого периода в своих социальных и экономических исследованиях содержит важные положения о труде. Античные представления о труде в определенной степени нашли свое отражение в греческом мифе о золотом и железном веке. «Железное поколение», по словам Гесиода, никогда, даже ночью, не отдыхает от трудностей и страданий [2, с.44]. Несмотря на то, что труд в античном обществе не был неотъемлемым атрибутом жизни, а физический труд в общем-то считался «низким» занятием, уделом рабов, в античных государствах существовали мелкие свободные ремесленники, которые трудились физически, и для них высокую ценность имело усердие в работе и мастерство. На наш взгляд, одно из первых понятий о профессионализме можно найти у Цицерона, который писал, что «всякий выдающийся мастер своего дела направляет все свои думы, помыслы и заботы на то, чтобы лучше овладеть им» [17].

Таким образом, уже на ранней стадии развития профессиональной деятельности профессионализм работника был тесно связан с его отношением к самому процессу работы: неотъемлемым признаком профессионального мастерства выступала удовлетворенность результатом своего труда, любовь к своему профессиональному делу.

В античной философии констатируется наличие общественного разделения труда и отмечается его значение, состоящее в профессиональной дифференциации общества, появлении ряда профессий. Так, Платон в «Государстве» упоминает 54, в «Протагоре» - 29, в «Горгии» - 28 родов занятий. При этом Платон подчеркивает, что каждый человек должен заниматься только одним видом труда: «В нашем государстве сапожник - сапожник, а кормчий в одно и то же время не может быть сапожником; земледелец - земледелец, но не хлебопашец и судья, воин - воин, а не ремесленник, то же самое и с остальными родами занятий» [13, с.225]. Платон считал недопустимым, чтобы кто-то занимался сразу двумя или более родами занятий, так как, по его мнению, «хозяйничество во многих сферах» и «вмешательство... в чужие дела» для государства с полным правом может считаться преступлением. Таким образом, уже в античной фило-

софии выдвигается идея, которая получит свое дальнейшее развитие в эпоху индустриального общества: о связи профессионализма со специализацией работника. Профессиональное разделение труда, по мнению Платона, является залогом успешного выполнения своих профессиональных обязанностей.

Негативное отношение к физическому труду, но в то же время уважительное отношение к мастерству работника в любой сфере - вот основные составляющие представления о профессионализме античного общества. Позднеантичная цивилизация не изменила свое отношение к физическому труду. Термин «negotium» («дело», «занятие», «труд») имел также значение «досада», «неприятность», причем это слово было производным от «ойит» - «досуг», «покой», «спокойная жизнь» - и выражало отрицание этого покоя. Позднее, в христианстве произошла переоценка рабовладельческого отношения к труду. «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (II Послание Павла к фессалоникийцам, III: 10) - этот принцип раннего христианства переиначивал сложившиеся приоритеты, отныне тягчайшим грехом объявлялась праздность.

«Христианское учение оценивало земные установления с точки зрения их пригодности как средства приближения к богу, и в этом смысле определялось и отношение к труду. Трактовка труда, собственности, бедности, богатства в раннехристианской литературе - а эти сюжеты занимали в ней немалое место - может быть правильно понята, только если принять во внимание, что все эти вопросы ставились в плане религиозно-этическом, неизменно спиритуализирова-лись, отнюдь не составляли некой системы «экономических взглядов». Собственно экономическая проблематика чужда сознанию евангелистов и отцов церкви, как равно и средневековых теоретиков, - она поставлена здесь в совершенно иные понятийные связи и приобретает значение лишь в более широких мировоззренческих рамках» [4, с.36]. Христианское понимание труда, согласно которому труд - наказание божие, основывалось на том, что человек сам по себе не способен к жизни. Своим трудом человек, в соответствии с этим пониманием, может обеспечить себе только биологическое существование, но не может достигнуть конечной цели, так как трудом только искупается грех.

В поздней средневековой христианской этике, в трудах Фомы Аквинского не только представлено христианское отношение к труду, но и рассматриваются вопросы профессиональной дифференциации в обществе. По мнению Аквинского, деление людей на сословия и профессии есть результат божественного провидения. Но при этом способность людей к определенной профессиональной деятельности, или профессиональное призвание, обусловлено и естественными причинами, то есть природными склонностями людей. «Деление людей по различным профессиям обусловлено, во-первых, божественным провидением, которое распределило людей по сословиям... Во-вторых, естественными причинами, которые определили то, что различные люди склонны к различным профессиям» [1, с.129].

Интересные идеи, связанные с отношением к труду и профессии, можно найти и в других средневековых источниках. Так, византийский полководец Ке-кавмен, живший в середине XI в. и принадлежавший к среднему слою провинциальной знати, в своих «Советах и рассказах» утверждал, что в трудовой дея-

тельности важен не только эффект труда, усердие и прилежание, но и самочувствие и удовлетворенность работающего, субъективное отношение к своей деятельности [5, с.176]. Обращаясь, по-видимому, к представителям высших классов, Кекавмен призывает их свободно избирать свою профессию, сообразно собственным предпочтениям, поскольку только в любимом деле человек может проявить себя. В работе Кекавмена заложены основы представления о профессионализме того времени: необходимыми условиями достойной жизни считается хорошее знание своего ремесла и добросовестный труд. Человек, избрав тот или иной род занятий для себя, должен совершенствоваться в профессии и добросовестно относиться к своему труду. Только тогда он может получить высокие результаты, которые удовлетворят не только окружающих, но и его самого.

Итак, как видно из вышесказанного, отдельные элементы понятия о профессионализме существовали еще в древнем и средневековом обществе и были связаны с представлением о добросовестном и творческом выполнении различных видов профессионального труда. В новое время наиболее существенную роль в развитии профессионального сознания сыграла этика протестантизма, утвердившая представление о профессиональном призвании человека как средстве его спасения. В XVI в. понятие «профессиональное призвание», носящее нравственный оттенок, прочно укоренилось как в церковной, так и в светской литературе. Этому способствовали два фактора: во-первых, реальное развитие и дифференциация профессиональной деятельности в результате ремесленного разделения труда; во-вторых, теоретическая деятельность Лютера, который ввел в оборот понятие «ВегиБ> - «профессия», имеющее чисто мирское значение. М. Вебер в своем исследовании, посвященном развитию протестантской этики, отмечал, что Лютер даже переводил соответствующие слова Иисуса, сына Сира-хова как «пребывай в профессии своей» и «оставайся в профессии своей», вместо «пребывай в работе своей», как было в ранних католических переводах.

Важнейшим следствием Реформации в странах Западной Европы Вебер считал появление идеи высокой нравственной квалификации мирской профессиональной деятельности. В противовес католической точке зрения, в протестантской этике существенно возросло значение мирского профессионального труда: профессионализм и добросовестное выполнение профессиональных обязанностей рассматривались Лютером как единственное средство быть угодным Богу: профессиональное разделение в обществе диктуется Божественной волей, следовательно, все дозволенные профессии равны перед Богом.

Неизбежным следствием этого было представление о религиозном значении мирского будничного профессионального труда и создание понятия «ВегиБ> в вышеуказанном смысле. Именно в этом понятии нашел свое выражение тот центральный догмат всех протестантских исповеданий, который отвергает католическое разделение нравственных заветов христианства на «заповеди» и «советы», - догмат, который единственным средством стать угодным Богу считает не пренебрежение мирской нравственностью в рамках монашеской аскезы, а исключительно выполнение мирских профессиональных обязанностей так, как они определяются для каждого человека его местом в жизни. Тем самым эти обязанности становятся для человека его «призванием». Профессиональное призвание

есть то, что человек должен принять как веление Господне: конкретная профессия каждого человека становится для него непосредственным выражением Божественной воли.

Еще большее значение проблема нравственной оценки профессиональной деятельности имела в кальвинизме. По Кальвину, профессиональная деятельность осуществляется христианином в рамках посюсторонней жизни во имя общего блага. Причем профессиональная деятельность, основанная на разделении труда, выводится в кальвинистской этике из общехристианского морального принципа любви к ближнему. «Любовь к ближнему, мыслимая только как служение Богу, находит свое выражение в первую очередь в выполнении профессионального долга...» [1, с.146].

Крайне важным для изменения системы этических категорий и развития профессионального сознания в период становления и развития капиталистического общества оказалось и то, что связь профессионального призвания и индивидуального спасения определяла самосознание представителей всех классов и сословий - и капиталиста, и наемного рабочего. Рассмотрение профессионального успеха в качестве знака Божественного предопределения позволило повысить статус профессии и профессионализма в обществе. Свойственные протестантизму представление о труде как профессиональном долге, об обязательствах, которые каждый человек должен ощущать и ощущает по отношению к своей профессиональной деятельности, стали идеологической основой развивающегося в странах Западной Европы капиталистического способа производства.

Проведенный выше исторический обзор и анализ представлений о профессионализме позволяет, с нашей точки зрения, сделать вывод о том, что генезис профессионализма в обществе связан с развитием и специализацией профессиональной деятельности. Человечество прошло длительный путь совершенствования трудовой активности от непрофессиональной дифференциации в первобытной общине до профессиональной специализации цивилизованного общества, когда участие человека в общественном труде основано на заранее и специальным образом выработанных знаниях, способностях, умениях и навыках.

Развитие профессионализма осуществлялось в ходе исторического развития человечества. Основываясь на цивилизационном подходе к общественному развитию, можно проследить становление и развитие профессионализма в различных типах общественных систем: доиндустриальных (традиционных) обществах, индустриальных, постиндустриальных.

По мнению А. Турена, в общественном и культурном развитии человечества можно выделить следующие стадии:

- аграрное общество, в котором труд носит нерасчлененный характер, организация труда опирается на традиции, а производимые продукты полностью потребляются; в таком обществе весьма слабо выражена профессиональная дифференциация, профессионализм понимается, главным образом, как индивидуальное мастерство;

- рыночное общество - организация труда принципиально не меняется, в то же время профессиональная принадлежность оценивается как социальный ста-

тус, хотя наследование статуса основано по-прежнему на праве рождения или богатстве;

- индустриальное общество, характеризуется машинным производством, профессионализм понимается как узкая специализированность: чем точнее и конкретнее специализация, тем выше мастерство;

- постиндустриальное общество: профессионализм становится ведущим фактором общественного развития, определяющим социальный статус, при этом практически исчезает наследование социального статуса, основанное на праве рождения или богатстве; в отличие от индустриального общества, в котором основными противоборствующими силами выступали рабочие и капиталисты, центральным противоречием постиндустриального («технократического», «программированного») общества становится конфликт между «профессионалами» и «технократами», контролирующими институты власти [16, с.130].

Можно проследить становление и развитие профессионализма в обществе в соответствии с историческими типами труда, проанализированными К. Марксом. Первый тип труда, выделяемый немецким мыслителем, характерен для традиционного общества и связан с ручным производством. Этот этап подразделяется на три периода. На первых двух орудия труда выполняли только механические функции, ведущие к усилению физического воздействия человека на предмет труда, его обработке ручными инструментами. Профессионализм здесь определялся тем, что индивид функционировал как целостный работник, в одном лице он совмещал все основные производственные функции. Та же ситуация сохраняется и в третьем периоде, связанном с началом использования металла в конструкциях орудий. Ручное производство было характерно для античной и средневековой западноевропейской цивилизации. Как мы уже отмечали выше профессионализм в этот период проявлялся в виде индивидуального мастерства и добросовестного отношения к труду.

Второй тип труда связан с созданием машин, то есть с машинным производством. В этом случае основные функции (энергетические и технологические) переходят к машинам. Широкое внедрение машин осуществлялось в условиях перехода к индустриальной цивилизации. «Начало индустриальной цивилизации было положено промышленной революцией, зародившейся, как известно, в Англии (конец XVIII в.), затем перекинувшейся на Францию (начало XIX в.), далее - в Германию (с 40-х гг. XIX в.) и другие страны. Это был переход от ручного труда к машинному производству, от мануфактуры - к капиталистической фабрике» [3, с. 144]. В условиях индустриализации человек превращается в «частичного работника»: происходит отчуждение сущностных сил и труда человека, и они превращаются в противоположную ему враждебную силу. Это серьезно меняет представление о профессионализации, которая в условиях «маши-нообразности» индустриальной цивилизации превращается в специализацию -ограничение человека узким кругом профессиональной деятельности (например, пожизненное закрепление индивида за отдельной операцией или какой-то одной функцией). Индустриальное общество, основанное на машинном производстве, главной ценностью объявляет не профессионала, а специалиста, готового к доб-

росовестному и качественному выполнению монотонных, стандартизированных операций, своеобразного заменителя тех или иных элементов машин.

Американский исследователь Тоффлер выделял шесть основных принципов индустриальной цивилизации: концентрация, централизация, синхронизация, стандартизация, специализация, максимизация [15, с.320]. Стандартизация и специализация приводят к тому, что в машинно-серийном производстве до неузнаваемости изменяются рукотворность и неповторимость исходных оригиналов и образцов, от них остается лишь товарный вид, унифицированное качество, полезный эффект. Интенсивность и массовость производства требовала специализации, то есть способности человека наиболее успешно, быстро и качественно выполнять какой-либо один вид деятельности, операции, функции. Повышение качества профессиональной деятельности осуществлялось за счет значительного сужения ее сферы. Потребность во всеобщей унификации усилила отчуждение личности от ее экзистенциальной сущности, превратив человека в «деталь социальной машины» и сформировав общество, единицей которого стал homo faber -«человек делающий», узкий профессионал. В конечном счете это привело к узкому пониманию профессионализма и существенным издержкам в нравственном развитии личности. Примечательно в этой связи, что Ортега-и-Гассет в своей известной работе выделил специальный раздел с примечательным названием «Варварство «специализма», в котором обосновал следующий тезис: «Цивилизация XIX в. автоматически произвела массового человека» [11, с.105].

Таким образом, в индустриальном обществе профессионализация приобретает вид специализации, которая, став всеобщей установкой, приводит к формированию «частичной» личности. Массовое, стандартизированное воспроизводство рабочей силы в индустриальном обществе не может обеспечить формирование творческой индивидуальности и личностного своеобразия человека, поэтому профессионалом в данной системе ценностных предпочтений считается специалист, то есть человек, способный к качественному выполнению конкретной задачи, которая, как правило, мало модифицируется в течение всей профессиональной деятельности. На воспитание специалиста ориентирована вся система образования индустриального общества, для которой характерны специальный характер (акцент делается на получение специальных профессиональных знаний в ущерб формированию целостной картины мира) и тесная связь с производством. «Профессионализм» индустриального общества по сути является «специа-лизмом» и носит ограниченный технологический характер.

В конце XX в. развитые индустриальные страны начали переход к постиндустриальной цивилизации, часто называемой в исследовательской литературе также информационным обществом. Символом постиндустриальной цивилизации становится всеобщая компьютеризация и автоматизация. Уже в переходный период от индустриализма к постиндустриализму начинает преобладать третий тип труда, который определяется использованием в производстве автоматических устройств. В автоматически действующих системах все три основные функции труда (исполнительная, энергетическая и управленческая) объективированы, то есть рабочий механизм в них является полностью техническим. Профессиональная деятельность человека, занятого в таких производственных сис-

темах, обогащается новыми, более творческими функциями. Особенно зримо это проявляется при создании и развитии автоматизированных систем, когда на человека возлагаются наиболее творческие и ответственные задачи. И хотя сама машина способна осуществлять те или иные творческие функции, совершенствующиеся по мере развития техники, ведущим в творчестве всегда остается человек-профессионал.

Современный этап профессионализации тесно связан с бурным развитием научно-технического прогресса, происходят процессы, которые ведут к возрастанию интеллектуального и творческого потенциала работников сферы материального и духовного производства, что обусловливает тенденцию сокращения разрыва в содержании и характере умственного и физического труда, теоретической и практической деятельности, материального производства и науки. «Профессиональная деятельность все больше продвигается в направлении сочетания таких сущностных сторон, как созидательная, познавательная, воспитательная, регулятивная, управленческая, потребительная и эстетическая. А это уже подтверждает наличие тенденции к усилению целостности в реализации через профессиональную деятельность сущностных сил человека» [1, 6, 8].

Современное общество, по мнению многих исследователей, находится в стадии перехода от индустриального типа к информационному, в связи с чем актуализируются следующие процессы:

- существенно возрастает роль информации и информационных технологий как стратегического фактора развития производительной силы общества;

- глобализация процессов и явлений, формирующая единый мир, единое информационное пространство и способствующая взаимопроникновению культур;

- использование системно-информационного и синергетического подходов во всех областях человеческой деятельности;

- изменение роли личности как главного источника обновления мира, понимание человека как «микрокосма», как целостной личности, реализующей свой творческий потенциал во взаимодействии с природой, обществом и другими людьми.

Информатизация общества, свойственная постиндустриальной цивилизации, наполняет новым содержанием профессиональную деятельность человека: на первое место в профессионализации современного общества выходят информационные технологии и интеллектуальный труд. В наши дни информация пронизывает все сферы человеческого бытия: массовое индустриальное производство вещей уходит в прошлое, на смену ему приходит массовое производство знаний. Главной ценностью постиндустриального общества становится не специализм, а профессионализм в современном понимании этого слова - комплексное явление, выражающееся в способности человека не только к творческому выполнению профессиональных обязанностей, но и к самореализации в профессиональной деятельности, к гармоничному сочетанию высокопрофессиональных умений и навыков с широким мировоззренческим подходом к анализу и решению проблем.

Современная профессиональная специализация уже не так тесно связана с прежним разделением труда. Поэтому в содержании профессии все в большей

мере реализуется творческий потенциал человека. Это ставит новые требования к профессиональной подготовке людей, которая в условиях постиндустриального общества должна сочетать в себе специальные и общеобразовательные компоненты. Только комплексное образование, включающее в себя как специальные знания, так и общечеловеческие культурные ценности, может стать главным фактором формирования профессионализма на современном этапе развития общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990.

2. Гесиод. Работы и дни. - М., 1927.

3. Гречко П.К. Обществознание. - М., 2001.

4. Гуревич А.Я. Средневековый мир. - М., 1990.

5. Иванов Б.Г. История этики средних веков. - М., 1984.

6. Капто А.С. Профессиональная этика. - Ч. 1-2. - М., 1997.

7. КосвенаМ.О. Очерки истории первобытной культуры. - М., 1957.

8. Маркович Д.Ж. Социология труда. - М., 1997.

9. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - Т. 23.

10. Моисеев Н.Н. Цивилизация на переломе. Пути России. - М., 1996.

11. Ортега-и-Гассет X Избранные труды. - М., 1997.

12. Очерк истории этики / Под ред. Б.А.Чагина. - М., 1969.

13. Платон. Государство // Платон. Сочинения. - Т.111. - М., 1979.

14. Тойнби А. Постижение истории. - М., 1991.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. ТоффлерА. Футурошок. - СПб., 1990.

16. Турен А. Возвращение человека действующего. Очерки социологии. - М., 1998.

17. Цицерон. О государстве. I, XXVII, 35 // Цицерон. Диалоги: о государстве, о законах. - М., 1960.

18. Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. - М., 1989.

19. Neff W.S. Work and Human Behavior. - N.Y., 1968.

20. Saiz A. Occupation. Enciklopedia of Social Sciences. - The Macmillan Company, 1953.

PROFESSIONALIZATION OF THE SOCIETY: HISTORICAL AND THEORETICAL ASPECTS

V.A. Tsvyk

The Department of Sociology

Peoples’ Friendship University of Russia Miklukho-Maklay str., 6, 117198, Moscow, Russia

One of the most stable trends of contemporary development is professionalization of the society and labour. The process was associated with the changing attitudes to labour in different historical periods. The production development throughout history, the professional activity dynamics growth, the social relations complication and improvement resulted in the fact that the creative attitude of an individual to his profession as well as his capability to realize all his potential in professional activity became an indispensable condition of professionalism in the modern society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.