Научная статья на тему 'Профессионализация как основа формирования базовой функциональной концепции современной системы образования'

Профессионализация как основа формирования базовой функциональной концепции современной системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СФЕРА (ОВС) / БАЗОВЫЕ ФУНКЦИИ / ЦЕЛЕВАЯ ФУНКЦИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / КАЧЕСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗАДАННАЯ ЦЕЛЬ / РЕЗУЛЬТАТ ЦЕЛЕОСУЩЕСТВЛЕНИЯ / АМБИЦИОЗНОСТЬ / ОПЫТ РАБОТЫ / ЭКОНОМИКА ВЫЖИВАНИЯ / НЕФОРМАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ДОМИНАНТА / ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / PROFESSIONALIZATION / EDUCATIONAL AND EDUCATIONAL SPHERE (OVS) / BASIC FUNCTIONS / OBJECTIVE FUNCTION / VOCATIONAL GUIDANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слоботчиков О.Н., Попков А.А.

Актуальность статьи обусловлена тем, что каждая мировая цивилизация для сохранения самой себя должна постоянно проходить тест на разнообразие, что равносильно тесту на зрелость. Таким значимым элементом, который фиксирует многообразие процессов цивилизационного строительства, является профессиональная ориентация. Цель статьи заключается в том, чтобы специалисты в области совершенствования профориентационной деятельности либо обратили (как минимум) внимание, либо начали использовать в своих исследованиях (как максимум) концептуальные положения того, что экономика выживания, является генератором профессионализации в контексте существующей системы образования. Авторами сформулировано предложение по использованию формулы для определения качества достижения цели деятельности человека, которая равняется разности между заданной целью и результатом целеосуществления. Раскрыта сущность формирования базовой функции «профессионализация». Показано, что современная система профессиональной ориентации в реальной практике не отслеживает качество реализации целевой функции. Классифицированы с выделением пяти смыслообразующих категорий относительно личности (обучающегося), осуществляющей трудовой процесс в системе профориентации и окружающей среды по оценке достигнутых результатов. Предложено на базе законов рискологии рассматривать шансы на выживание цивилизации. При этом показано, что эти шансы пропорциональны объему «внутреннего» разнообразия цивилизационных процессов. Статья предназначена для специалистов, занимающихся разработкой подходов к совершенствованию современной системы профессиональной ориентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Слоботчиков О.Н., Попков А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONALIZATION AS A BASIS FOR FORMING THE BASIC FUNCTIONAL CONCEPTS OF THE MODERN EDUCATIONAL SYSTEM

The civilizational problems that take place in the functioning of the vocational guidance system are considered. Attention is drawn to the formation of the basic function of "professionalization" in relation to the civilization of survival. It is shown that the modern system of vocational guidance in real practice does not track the quality of the implementation of the objective function. Five sense-forming categories are identified with respect to the individual (trainee) who carry out the labor process in the vocational guidance and environment system in order to assess the results achieved.

Текст научной работы на тему «Профессионализация как основа формирования базовой функциональной концепции современной системы образования»

УДК 331:378

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

О.Н. Слоботчиков, А.А. Попков1

'Статья подготовлена в рамках реализации Проекта «Совершенствование практики преподавания в системе высшего образования в России и Китае» Программы «ЭРАЗМУС+»

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена тем, что каждая мировая цивилизация для сохранения самой себя должна постоянно проходить тест на разнообразие, что равносильно тесту на зрелость. Таким значимым элементом, который фиксирует многообразие процессов цивилизационного строительства, является профессиональная ориентация. Цель статьи заключается в том, чтобы специалисты в области совершенствования профориентационной деятельности либо обратили (как минимум) внимание, либо начали использовать в своих исследованиях (как максимум) концептуальные положения того, что экономика выживания, является генератором профессионализации в контексте существующей системы образования. Авторами сформулировано предложение по использованию формулы для определения качества достижения цели деятельности человека, которая равняется разности между заданной целью и результатом целеосуществления. Раскрыта сущность формирования базовой функции «профессионализация». Показано, что современная система профессиональной ориентации в реальной практике не отслеживает качество реализации целевой функции. Классифицированы с выделением пяти смыслообразующих категорий относительно личности (обучающегося), осуществляющей трудовой процесс в системе профориентации и окружающей среды по оценке достигнутых результатов. Предложено на базе законов рискологии рассматривать шансы на выживание цивилизации. При этом показано, что эти шансы пропорциональны объему «внутреннего» разнообразия цивилизационных процессов. Статья предназначена для специалистов, занимающихся разработкой подходов к совершенствованию современной системы профессиональной ориентации.

Ключевые слова: профессионализация, образовательно-воспитательная сфера (ОВС), базовые функции, целевая функция, профориентация, качество достижения цели, деятельность, заданная цель, результат целеосуществления, амбициозность, опыт работы, экономика выживания, неформальная экономика, доминанта, цивилизационный процесс.

PROFESSIONALIZATION AS A BASIS

FOR FORMING THE BASIC FUNCTIONAL

CONCEPTS OF THE MODERN EDUCATIONAL SYSTEM

O. Slobotchikov, A. Popkov1

'The article is written within the Capacity Building Project «Enhancing Teaching Practice in Higher Education in RUSSIA and CHINA» (ENTEP). ERASMUS+ Programme

Abstract. The civilizational problems that take place in the functioning of the vocational guidance system are considered. Attention is drawn to the formation of the basic function of "professionalization" in relation to the civilization of survival. It is shown that the modern system of vocational guidance in real practice does not track the quality of the implementation of the objective function. Five sense-forming categories are identified with respect to the individual (trainee) who carry out the labor process in the vocational guidance and environment system in order to assess the results achieved.

Keywords: professionalization, educational and educational sphere (OVS), basic functions, objective function, vocational guidance.

Обобщение существующих научных подходов к изучению концептуальных основ современной образовательно-воспитательной сферы как автономной системы показывает, что на текущий момент отсутствуют формализации,

позволяющие производить качественный анализ происходящих процессов.

Современная система образования или согласно базовым положениям теории интеллектуального труда - образовательно-

воспитательная сфера (ОВС) имеет две базовые функции. К ним обычно относят:

- профессионализацию;

- социализацию.

Классическое, упрощённое понимание профессионализации обычно представляется следующим образом: «Под профессионализацией понимается процесс становления работника профессионалом, то есть человеком, в совершенстве владеющим навыками, знаниями, умениями, необходимыми для определенного вида деятельности. Профессионализм отражается в авторитете человека, качестве и эффективности его труда, умении передать свой опыт другим людям, умении справляться с нестандартными рабочими ситуациями. Процесс становления работника как профессионала зависит от личностных способностей работника, условий труда, мотивации труда и интересов самого работника. Профессионализация зависит от опыта деятельности в данной отрасли, от образования человека и качественной отдачи работника» [5].

Таким образом, можно предложить схему функциональной взаимосвязи с целями деятельности ОВС:

(ЦШ)к = (профессионализация), (1)

где: (ЦЩ)к - цели деятельности ОВС;

{ - номер личности, попадающий в систему образования;

к - символ отношения системы образования к классическому в своих концептуальных построениях.

Чтобы разобраться с особенностями базовых концепций, которые формируют

фундаментальные понятия профессионализации, необходимо определиться с теми цивилизационными проблемами, которые имеют место в этом случае. Цивилизации по особенностям формирования жизненных процессов в самом простейшем виде разделяют на цивилизации выживания и цивилизации благоденствия. Естественно, что первоначально необходимо остановиться на проблематике формирования профессионализации как базовой функции образовательно-воспитательной сферы относительно цивилизаций выживания. Такие цивилизации сталкиваются с огромным количеством проблем катастрофического характера, и именно для них необходима чёткая система профессионализации и, как следствие, профессиональной ориентации

(профориентации).

Теоретические предпосылки для создания концепции цивилизации выживания исходят из закона многообразия Эшби (кибернетика), который в самом простейшем виде гласит: «Чем выше разнообразие управляющего органа (в случае человека это его интеллект, в случае киборга это внутренний алгоритм, заложенный опять-таки человеком) тем более разнообразные и не полностью определённые процессы могут подвергаться целевому (с определённой степенью эффективности) управлению» [12].

Таким образом, исходя из законов рискологии [1], шансы на выживание цивилизации (или её значимой части) пропорциональны объему «внутреннего» разнообразия. Следовательно, каждая мировая цивилизация для сохранения самой себя или в рамках теории чрезвычайных ситуаций - выживания должна постоянно проходить тест на разнообразие, что считается многими исследователями равносильно тесту на зрелость. Эти концептуальные положения строились в прошлом веке, исходя из представлений о человеко-машинных системах (ЧМС) и превалировании разумной деятельности. Появление теории интеллектуальных

организаций [2], теории ущерба [9], теории труда [4] значительным образом расширили данную проблематику. Прежде всего, вопросы с широко философского рассмотрения переместились в область прагматики и перешли в плоскость экономики выживания (самостоятельной области неформальной экономики) как доминанты всех цивилизационных процессов, см. рисунок 1. Экономика выживания диктует свои требования к решению проблем профессионализации, которые должны решаться на базе своих подходов к профессионализации. Профессионализация -главный компенсанаторный механизм по предотвращению возможных ущербов. Профориентация в экономике выживания -важнейшая направляющая сила, создающая предпосылки для предотвращения будущих кризисов, катастроф и т.д.

В первую очередь встаёт вопрос о базовых знаниях, умениях и навыках (ЗУНах) и, соответственно, требованиям к ним. Именно экономика выживания предъявляет жёсткие требования к базовым знаниям. В связи с этим целесообразно ввести представления о жёсткости требований к базовым знаниям, умениям и навыкам (ЗУНам). Все представления с позиции профессионализации в таком ракурсе разделятся на категории.

Рисунок 1. - К вопросу об экономике выживания как генератора процессов профессионализации системы образования

Примем следующую иерархию:

- Первая категория: абсолютные требования к ЗУНам (обозначим эти ЗУНЫ через АТ). В этом случае говорится об автоматизме выполнения действий в определённых (предписанных) ситуациях, все (или почти все, но базовые обязательно) действия должны быть отработаны в процессе обучения. Применительно к определённым специальностям вводятся представления о нормативах. Например, для пожарных перечень нормативов (документ обязательный к исполнению) утвержден Министерством чрезвычайных ситуаций Российской Федерации и содержит описание обязательных действий личного состава, качественное выполнение которых ограничено временем.

- Вторая категория: большие требования к ЗУНам (обозначим эти ЗУНЫ через БТ/). В этом случае говорится о частичных автоматизмах выполнения действий в определённых (предписанных) ситуациях, однако многие действия должны быть доведены до автоматизма и отработаны в процессе обучения. Именно к данным требованиям по большому количеству изучаемых предметов стремится современная система образования. В этой связи говорится о том, что вся история развитии демократических институтов и, в первую очередь, социализма

Российского образца и раннего капитализма строится на мифе обязательности большого багажа знаний. Человечество выработало систему отношения к человеку, строящуюся на доктрине многознания, более того, знающий - образец для подражания и образ нравственного идеала. Многознающие в то же время (так называемые ходячие энциклопедии), как показывает практика, никогда не были глубокими творцами. В этой связи необходимо провести сравнение с теми, кто знает множество анекдотов и хохмачек. Такой человек считается весёлым, но не умным, более того даже нередко о нём говорят «пустой». В этой связи необходимо обратить внимание на высказывания типа: «Знания необычайно вредны, если являются самоцелью. То есть стремление знать как можно больше - оно ошибочно и губительно» [11].

- Третья категория: средние требования к ЗУНам (обозначим эти ЗУНЫ через СТ/). В этом случае говорится о частичных автоматизмах выполнения действий в определённых (предписанных) ситуациях, при этом часть действий не регламентируется и не контролируется в процессе обучения. Например, для операторов предлагается следующий краткий список требований [8]:

- коммуникабельность;

- доброжелательность;

- четкая дикция;

- правильная речь;

- компьютерная грамотность;

- письменная грамотность;

- ответственность;

- адаптируемость.

При этом составляется список качеств, которые не нужны в данной специальности, например для оператора, в первую очередь, это:

1) амбициозность - в то же время в отдельных инструкциях это качество считается обязательным. Но на практике там, где присутствует значительный объём (разнохарактерных по номенклатуре) продаж, действительно амбициозные люди плохо справляются со своими обязанностями;

2) опыт работы - (не в том случае, когда требуется оператор-специалист) не нужен опыт работы соискателя в каком-либо офисе или в другом контакт центре. Если даже у соискателя и был опыт, то он не используется из-за специфики работы специфического саП-центра.

- Четвёртая категория: малые требования к ЗУНам (обозначим эти ЗУНЫ через МЛ). В этом случае говорится о целесообразности качественного овладения ЗУНами, но при этом очень часто регламентирующие требования сформулированы в самом общем виде. Наиболее значимо этот феномен проявляется в современной философии, которая оперирует крайне сложным методическим аппаратом. При этом часть методов (например, метод эклектики) скорее принадлежит теории решения творческих задач, нежели философии, см. рисунок 2. Это привело к тому, что ранее поступающие в аспирантуру сдавали экзамен «Философия», а в настоящее время обозначается качественно иная дисциплина «История философии». Отдельные экзаменаторы даже выделяют философию в принципиально иную категорию. Данная категория не принадлежит ни обыденной жизни, ни науке, например, в отдельных программах имеется раздел предназначенный для изучения звучащий: «Отличие языка философии от обыденного языка и языка науки» [10].

Диалектика • вещи и явления рассматриваются в развитии и связи

Метафизика • вещи и явления рассматриваются без развития и обособленно

Эклектика —:

Догматика

Софистика • выведение новых понятий из ложных, но искусно поданых

Герменевтика • прочтение и объяснение смысла текстов

Рисунок 2. - К вопросу о проблематике качественного овладения ЗУНами в философии (разработано авторами)

- Пятая категория: отсутствие или сверхмалые требования к ЗУНам (обозначим эти ЗУНЫ через ВТ). В этом случае говорится об отсутствии или намётках к требованиям о знаниях, умениях и навыках. В такой постановке необходимо остановиться на проблематике так называемой «Свободной школы». В этом случае утверждается: «Главное в воспитании и обучении - опыт, то есть усилия самого человека,

что действительно дарит ему знание и ловкость. Свободная школа даёт возможность детям приобрести этот опыт. Современное (раньше эта закономерность была ещё более значительной) образование - не столько результат взаимодействия ученика с учителем, сколько естественный процесс развития детей. Он есть результат накопления ими практического опыта, самостоятельных открытий, материал для

которых обучающийся («взращиваемый») берёт в окружающей среде. Учителя - помощники в радостном труде детей по открытию свойств мира. Свобода и самостоятельность развивают внутреннюю дисциплину и таланты. Награды и наказания отменены, так как добровольная активность носит награду в себе - это интерес к эксперименту и эмоции роста» [6]. Но в реальности все эти благие намерения натыкаются на массу проблем, которые заставляют педагогов, занимающихся конкретной практикой, переходить к более высоким категориям по величине требований к базовым ЗУНам.

Большая часть концепций, рассматривающих данную проблематику, имеют либо слабую степень формализации, либо вообще построены на декларативных постулатах. В настоящее время между «чистыми математиками» и «концептуальщиками» ведутся жаркие дебаты по вопросу возможности формализации и построения качественных моделей сверхсложных систем. В этом плане можно привести пример, который осуществил интернет-журнал «Мир науки». В данном журнале была представлена дискуссия между экспертом и профессором, доктором экономических наук и одновременно кандидатом технических наук Кирсановым Константином Александровичем и доцентом кафедры технологических и естественнонаучных дисциплин, кандидатом педагогических наук Слепцовой Мариной Викторовной. Дискуссия развернулась по поводу публикации Слепцовой М.В. статьи в журнале под названием: «Универсальная модель педагогического процесса».

В частности, данный исследователь пишет «Математизация педагогики несет в себе огромный гносеологический потенциал. Дополняя качественные представления о своем предмете формализованными обобщениями, педагогическая теория приобретает необходимую строгость и устойчивость. Для построения формализованных моделей педагогического процесса сегодня используются новейшие разделы математики: матричный и факторный анализ, теория игр, массового обслуживания, управления сложными системами, динамического программирования, микроанализ, среди которых особо выделяется теория «нечеткого» ситуационного моделирования. Здесь моделируемый процесс представляется в виде определенной последовательности

взаимосвязанных между собой ситуаций, описываемых специалистами-экспертами на

одном из формальных языков, в состав которых входят лингвистические и нечеткие переменные, а система управления процессом построена в виде продукционных правил» [7].

Но «чистые математики» зачастую «грешат» тем, что пользуются упрощёнными подходами к качественному выделению объекта анализа. Погоня за «простотой» обычно приводит к результатам, далёким от реальности. Именно на это обращает внимание Кирсанов К.А. «В последние десятилетия много и с различных точек зрения говорится о математизации как глобальной тенденции научного развития. Естественно, что в связи с этим имеются попытки математического описания «твердыни сверхсложных систем», т.е. социальных, педагогических, научных и т.д. технологий, которые оперирует как раз такими объектами. Особенностью математического описания какого-либо объекта, существующего в реальности, является то, что исследователь не берет объект таковым, какой он имеется натурально, а создаёт его на базе своих умозаключений. Математик абстрагируется от своего объекта, вычленяет на базе интеллектуальных поисков какие-то его стороны и конструирует свой объект. Если для простой и малой сложности объектов интеллектуальной мощи человеческого гения хватает, то для сложных и сверхсложных систем (объектов интереса исследователя), как показывает практика, существующей мощи недостаточно» [3].

В ходе полемики К.А. Кирсановым предложена формула по определению качества достижения цели деятельности ьго человека (И), которая равняется разности между заданной целью и результатом целеосуществления

и/ = 2/Ы - ПК (2)

Именно такой подход должен быть использован для профессионализации. Учитывая введённые обозначения, можно в общем виде представить зависимость (1) в следующим образом:

(ЦП1)к = £к (профессионализация) =

=/1К(АТ1, БТ1 СТ1, МТ1, ВТ1), (3)

Но для использования концептуальных представлений, согласно зависимости, (2) введём обозначения для заданных целевых установок (через символ <^») и достигнутых результатов (через символ <т»). Тогда зависимость (2) с учётом зависимости (3) перепишется и будет

иметь вид:

и^-м) = (ЦП)к^ - (ЦЩш = /гк(АЩ, БЩ, СЩ, МТig, ВТг§) - Акм(АТп>, БШ СШ, МТгм, ВШ)

(4)

Предложенная формализация позволяет предложить целевую функцию профориентации. Целевую функцию профориентации представим символом - «Цро». Тогда будем иметь:

Цро ^ тгп[иг^-м>)] (5)

Современная система профессиональной ориентации в реальной практике не отслеживает качество реализации данной целевой функции. Личность (обучающийся), осуществляющая трудовой процесс в системе профориентации, оценивает собственные действия и полученные результаты с позиций положительности / отрицательности, исходя из своих аксиологических критериев. Это требуется фиксировать тем или иным образом. В то же время анализ функционирования современных систем профориентации показывает, что имеют место различные ситуации, в частности:

1) Полученный результат близок или полностью совпадает с заданными параметрами. Это базовый вариант, который математики считают должен иметь место. Но в отечественной и зарубежной литературе по данному вопросу статистически достоверные сведения отсутствуют.

2) Полученный результат не совпадает по многим параметрам, однако с точки зрения достижений его можно оценить как положительный. При этом уровень положительности может изменяться. Естественно, что для точных математических моделей данный вариант, исходя из состояния текущего концептуального аппарата, не проработан даже в общем плане.

3) Полученный результат не совпадает с планируемым и одновременно имеет величину, которую либо трудно, либо вообще не возможно оценить с точки зрения положительности / отрицательности. Результат по ощущению другой, но эмоционально он не позиционируется и не определяется. Естественно, что для точных математических моделей данный вариант, исходя из состояния текущего концептуального аппарата, не проработан даже в общем плане.

4) Полученный результат имеет явно выраженную отрицательную величину. Результат воспринимается как негативный, но величина негативности не определяется (она либо плавающая, либо вспыхивающая). Естественно, что для точных математических моделей данный

вариант, исходя из состояния текущего концептуального аппарата, не проработан даже в общем плане.

5) Полученный результат не объясним (непонятен) даже в деталях. Он не просто плохо поддается оценке, а обладает значительной неопределённостью. Реальная практика постоянно сталкивается с данной ситуацией. Именно такая ситуация - камень преткновения и проблема всей системы профориентации.

Результат деятельности личности

(обучающегося) человека оценивается не только им самим человеком, но и окружающей средой Целесообразно выделить различные варианты этих оценок:

1) Полученный результат окружающей среде безразличен. Естественно, что для точных математических моделей данный вариант, исходя из состояния текущего концептуального аппарата, не проработан даже в общем плане.

2) Полученный результат оценивается положительно. Именно эта ситуация и берётся в качестве базовой для построения формализационных процедур.

3) Полученный результат не совпадает с планируемым и имеет величину, которую трудно оценить с точки зрения положительности / отрицательности. Естественно, что для точных математических моделей данный вариант, исходя из состояния текущего концептуального аппарата, не проработан даже в общем плане.

4) Полученный результат имеет отрицательную величину, т.е. воспринимается негативным образом. При этом величина негативности (общая по обществу в целом) не определена. Естественно, что для точных математических моделей данный вариант, исходя из состояния текущего концептуального аппарата, не проработан даже в общем плане.

5) Полученный результат обладает большой степенью неопределённости, другими словами он не объясним (непонятен), плохо поддается оценке. Естественно, что для точных математических моделей данный вариант, исходя из состояния текущего концептуального аппарата, не проработан даже в общем плане.

Таким образом, необходимо констатировать, что на текущий момент проблематика профессионализации в образовательно-воспитательной сфере находится с точки зрения построения формализационных процедур в постановочном плане и предложенные новые концептуальные положения современного периода развития объекта исследования позволяют решать (на уровне общих формализаций) следующие задачи:

А) Целесообразно выделить группы вариантов оценок (положительности/

отрицательности) результатов деятельности личности (обучающегося) человека не только с позиций понимания ситуации им самим человеком, но и окружающей средой.

Б) Современная система профессиональной ориентации в реальной практике не отслеживает качество реализации предложенной целевой функции, которая предлагает качество достижения цели деятельности человека вычислять через разность между заданной целью и результатом целеосуществления.

В) Предложена иерархия, исходящая из того, что экономика выживания предъявляет жёсткие требования к базовым знаниям, умениям и навыкам (ЗУНам) и все представления с позиции профессионализации в таком ракурсе разделятся на категории (выделено пять категорий).

Г) Показано - теоретические предпосылки для создания концепции цивилизации выживания исходят из закона многообразия Эшби (кибернетика) и должны включать важнейший элемент в позиционируемое разнообразие системы профессиональной ориентации.

Литература:

1. Буянов В.П. Рискология: управление рисками: учебное пособие. - 2-е изд., испр. и доп. / В.П. Буянов, К.А. Кирсанов, Л.М. Михайлов. - М.: Экзамен, 2003. -384 с.

2. Зябриков В.В. Концепция интеллектуальной организации [Электронный ресурс] / В.В. Зябриков // Проблемы современной экономики. - 2007. - № 3(23). -Режим доступа: http://www.m-economy.ru/find.php

3. Кирсанов К.А. Математизация: трудный путь к практике [Электронный ресурс] / К.А. Кирсанов // Интернет-журнал «Мир науки» №3, 2014. Идентификационный номер статьи в журнале: 28PMN314. - Режим доступа: https://mir-nauki.com/issue-3-2014.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Кирсанов К.А. Теория труда: учебное пособие / К.А. Кирсанов, В.П. Буянов, Л.М. Михайлов. - М.: Экзамен, 2003. - 416 с.

5. Прусова Н.В. Психология труда. Конспект лекций / Г.Х. Боронова, Н.В. Прусова. - М.: 2008. - 160 с.

6. Свободная школа [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.domrebenok. ru/blog/svobodnaya-shkola/

7. Слепцова М.В. Универсальная модель педагогического процесса [Электронный ресурс] / М.В. Слепцова // Интернет-журнал «Мир науки», №3, 2014. Идентификационный номер статьи в журнале: 27PMN314. - Режим доступа: ht:tps://mir-nauki.com/issue-3-2014.html

8. Требования к операторам: Глава 1: Найм [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.callcenter.telecontact.ru/glava1_najm_1_1.html

9. Тулупов А.С. Теория ущерба: общие подходы и вопросы создания методического обеспечения / А.С. Тулупов; Ин-т проблем рынка РАН. - М.: Наука, 2009. - 284 с.

10. Философия, её проблемы и роль в обществе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=42733

11. Что важнее: количество знаний или их качество? / [Электронный ресурс] / Znanija.com. -Режим доступа: https://znanija.com/task/8438893 #readmore

12. Эшби У.Р. Введение в кибернетику / У.Р. Эшби. - М.: КомКнига. - 2006. - С. 21.

Сведения об авторах:

Слоботчиков Олег Николаевич (г. Москва, Россия), кандидат политических наук, профессор, ректор, НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», e-mail: rektor@imc-i.ru

Попков Алексей Александрович (г. Москва, Россия), кандидат экономических наук, проректор по научной работе, НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», e-mail: a.popkov@list.ru

Data about the authors:

O. Slobotchikov (Moscow, Russia), Candidate of Political Sciences, professor, rector, «Institute of World Civilizations», e-mail: rektor@imc-i.ru

A. Popkov (Moscow, Russia), Candidate of Economic Sciences, vice-rector for scientific affairs, «Institute of World Civilizations», e-mail: e-mail: a.popkov@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.