ПРОФЕССИОЛОГИЯ В СТРУКТУРЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ
В.А. Цвык
Кафедра социологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10, Москва, Россия, 117198
Возросшие значение профетеионализации личности привело к формированию новой социально-гуманитарной дисциплины, — утверждает автор статьи и анализирует ее предмет, метод, функции.
Углубленный интерес современных российских исследователей к проблемам профессионального развития личности обусловлен вполне конкретными причинами. Анализ хода российских реформ выявляет множество проблем, затрагивающих основные сферы жизнедеятельности человека: образование, труд, свободное время. Большинство этих проблем связано с поиском новых механизмов, повышающих эффективность регулирования социальных процессов. Формируются качественно иные принципы организации жизни и деятельности людей, на первый план выходят вопросы социальной активности, гибкости, способности адаптироваться к быстро меняющимся условиям социальной среды. Структурные и функциональные общественные изменения предполагают реальное расширение индивидуальных свобод личности, увеличение ответственности человека в определении собственной судьбы. В последние годы на фоне экономической и политической стабилизации российского общества, постепенно восполняется «вакуум» в области трудовой мотивации, который, как отмечали многие исследователи, был характерен для состояния экономической и хозяйственной жизни российского общества начала 1990-х гг. На первое место в трудовой мотивации личности в современной России выходит стремление к профессиональному совершенствованию и профессиональному росту. Для современного российского общества характерны процессы усложнения и дифференциации социально-профессиональной структуры общества, ускорение динамики профессиональных явлений в непроизводственной сфере, возрастание количества социально-профессиональных групп с усложненной структурой, высокой степенью интеллектуализации профессиональной деятельности и т.д.
Актуальность научного исследования проблем профессионализации, становления и развития профессионализма человека в любой сфере деятельности сегодня является очевидной. Она обусловлена объективными особенностями развития общества на современном этапе. Созидательное и прогрессирующее развитие общества базируется на двух главных основаниях: профессиональном совершенстве личности и нравственности.
Оказывая огромное влияние на социальные характеристики личности и качество человеческой трудовой деятельности, профессиональные явления в об-
ществе представляют собой многоаспектную проблему, которая исследовалась разнообразными науками: психологией, социологией, экономикой, социальной философией, этикой и т.д. Профессиональная деятельность как один из важнейших видов человеческой деятельности неоднократно становилась предметом анализа в трудах ведущих представителей социальной философии и социологии. Различные подходы к выявлению оснований и сущности профессиональной деятельности, обусловленной развитием процессов общественного разделения труда, развиваются в традициях, идущих от К. Маркса, Э. Дюркгейма и М. Вебера. Исторически сложившиеся формы общественного разделения труда обусловливают социальную потребность в специалистах, способных выполнять определенные виды профессиональной деятельности.
Существенный исследовательский опыт в области изучения проблем профессионализма как свойства личности накоплен в психологических науках — психологии профессий и активно развивающейся в последние годы акмеологии как науке об условиях и факторах, обеспечивающих высший уровень достижений в какой-либо деятельности [1]. В психологии профессий профессиональная реальность рассматривается прежде всего сквозь призму функционально-психологических качеств субъекта деятельности [3]. Профессионализм определяется как высший уровень знаний и умений человека, подразумевающий наличие сложной организации сознания. Несмотря на важность разработки личностной модели профессионального, необходимо отметить, что вне этого подхода остается социальная сущность профессиональных явлений, специфика профессионала как работника, принадлежащего к определенной социальной группе и включенного в систему социальных связей.
Макроуровень изучения проблем профессионального в обществе, анализ социальной обусловленности профессиональной деятельности работника как социального субъекта, его социально-профессионального статуса отражен в серьезных теоретических и прикладных социологических исследованиях. Особое место принадлежит трудам П. Сорокина о социальной и культурной мобильности, профессиональной стратификации в обществе. Многие социологи касались отдельных аспектов профессиональной деятельности, социально-профессионального статуса и социальной обусловленности профессии в современной социальной структуре с позиций социокультурного анализа; стратификационного анализа; социологии труда; промышленной и экономической социологии, социологии управления [4]. В рамках социологии и культурологии профессий анализировались важные культурологические и социологические аспекты профессионального становления личности, профессионального воспитания и образования.
Значительное место в изучении профессиональных явлений в обществе принадлежит профессионально-этическим исследованиям в определенных сферах трудовой и профессиональной деятельности [2]. Являясь, по сути, одним из направлений этической теории, профессиональная этика до недавнего времени развивалась большей частью в виде особого направления в рамках различных видов профессиональной деятельности. Поэтому в исследовательской литературе под
профессиональной этикой понимается не столько теоретическая дисциплина, сколько общее собирательное понятие, отражающее специфику этических воззрений, характерных для разных видов профессиональной деятельности. В то же время в современных профессионально-этических теоретических исследованиях анализируются проблемы самореализации личности работника в различных сферах профессиональной деятельности, раскрывается специфика профессиональной морали, исследуется нравственная мотивация трудовой деятельности.
Таким образом, очевидно, что разнообразные аспекты профессиональных явлений в обществе подвергались анализу в рамках социально-гуманитарного знания. Однако в современном обществе значимость профессиональных явлений существенно возрастает. Практическое решение вопросов становления профессионализма и профессионального развития человека во многом зависит от возможностей теоретического осмысления этих проблем, изучение которых для отечественной науки приобретает, таким образом, особую значимость. Этим объясняется тот факт, что, несмотря на многочисленные исследования профессиональных явлений в обществе другими науками, возрастает необходимость целенаправленного их изучения специальной, конкретной научной дисциплиной. Исходя из сказанного, можно уверенно констатировать, что в настоящее время созрели все необходимые условия для разработки общей интегративной теории профессиональной реальности в рамках новой социально-гуманитарной отрасли научного знания — профессиологии.
Многоаспектность исследуемых профессиологией явлений предопределяет системный, междисциплинарный характер ее методологии. Современная профес-сиология представляет собой науку о закономерностях, отражающих развитие профессиональных явлений в обществе. Таким образом, объектом ее изучения, как и других социальных наук, выступает общество в целом как социальная система и человек как существенный элемент этой системы. Однако выделение понятия «общество» в качестве исходного для определения предмета профессиоло-гии недостаточно. Ключ к обоснованию научного статуса профессиологии лежит в различении ее объекта и предмета. Объект познания — это все то, на что направлена деятельность исследования, что противостоит ему в качестве объективной реальности или ее части. Предметом профессиологии является профессиональная реальность в своем широком значении: профессиональная сфера общественной жизни, социально-профессиональная структура общества, процессы профессионализации личности и общества.
Предмет профессиологии — закономерности, отражающие развитие профессиональных видов деятельности, развитие социальных институтов, выполняющих функции включения человека в профессиональную деятельность, накопления, сохранения, передачи и рационального использования профессионального опыта человека. Получаемые профессиологией знания создают целостное представление о процессах, происходящих в сфере профессионального труда.
Таким образом, профессиология — это наука о профессиональных явлениях в обществе, о профессионализации как социальном процессе профессионального
становления и развития личности; о социальной сущности профессиональной деятельности и путях формирования профессионального сознания и профессионализма личности [7. С. 10—13].
Профессиология изучает следующие явления:
— профессию как социальный институт и социальную группу;
— профессиональную деятельность как систему формирования и управления профессиональным опытом человека;
— историческое становление профессиональной деятельности;
— социальную сущность и структуру профессионального сознания;
— профессионализацию как социальный процесс включения личности в профессиональную деятельность, профессиональное воспитание и профессиональное образование;
— профессиональную стратификацию и профессиональную мобильность;
— профессионализм личности и профессионализм общества, роль этикопсихологических факторов и социально-гуманитарного знания в становлении и развитии профессионализма.
Основной категорией профессиологии является понятие «профессиональное», широкое предметное поле которой получает конкретизацию в понятиях «профессия», «профессиональное сознание», «профессиональная деятельность», «профессионализация», «профессионализм», «профессиональные отношения», «профессиональный статус» и т.д.
К категориям профессиологии относятся также следующие понятия:
— профессиональная адаптация — адаптация работающих к условиям профессиональной среды;
— профессиональная готовность — субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению определенной профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнять;
— профессиональная консультация — форма профессиональной ориентации как непосредственная помощь человеку в выборе дальнейшего профессионального пути с учетом интересов, способностей, призвания и уточнения отсутствия противопоказаний;
— профессиональная подготовка — система организационных и педагогических мероприятий, обеспечивающая формирование у личности профессиональной направленности, знаний, навыков, умений и профессиональной готовности;
— профессиональная подготовленность — оптимальный результат профессиональной подготовки и обучения личности;
— профессиональная пригодность — совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, обеспечивающая наибольшую эффективность его профессиональной деятельности и удовлетворенность своим трудом;
— профессиональная пропаганда — форма профессионального просвещения, цель которой состоит в привлечении индивидов к нужным обществу профессиям;
— профессионально важные качества — свойства личности, совокупность которых является потенциальными или актуальными способностями к данной
деятельности, ослабление их приводит к стойким ошибочным действиям при профессиональном обучении, а в дальнейшем — снижению эффективности определенной профессиональной деятельности;
— профессиональное развитие личности — процесс развития личности как субъекта профессионального труда и становления профессионального самоопределения; результат профессионально-технического образования;
— профессиональное самоопределение — активный и длительный процесс и результат выбора профессий; начальный этап профессионального и существенная сторона общего развития личности; психологический критерий и фактор успешности первого этапа профессионального и общего развития; способ самореализации и составная часть жизненного самоопределения;
— профессиональный отбор — система средств, обеспечивающих прогностическую оценку взаимосоответствия человека и профессии в тех видах деятельности, которые осуществляются в нормативно заданных опасных условиях, требующих от человека повышенной ответственности, здоровья, высокой работоспособности и точности исполнения задания, устойчивой эмоционально-волевой регуляции.
Методология профессиологии определяется междисциплинарным характером ее исследований. В профессиологических исследованиях широко используются:
— философские методы, выработанные философской мыслью применительно к исследованию социокультурных процессов, прежде всего явлений духовной жизни, например, принцип системного изучения личности и деятельности, принцип единства сознания и деятельности, принцип целостного изучения личности в единстве ее проявлений и т.д.;
— общенаучные методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, структурно-функциональный анализ, систематизация, сравнение.
Многообразие связей профессиологии с жизнью общества, ее общественное предназначение определяется в первую очередь функциями, которые она выполняет. Как общественная наука профессиология выполняет в первую очередь теоретико-познавательную функцию. Эта функция направлена на выяснение сущности, природы профессионального сознания и профессиональной деятельности человека в определенных социальных условиях. Профессиология обеспечивает прирост нового знания о профессиональной сфере жизнедеятельности общества и отдельных его членов, раскрывает закономерности и перспективы социальнопрофессионального развития общества.
Характерной чертой профессиологии является неразрывное единство теории и практики. Большая часть профессиологических исследований является прикладными, т.е. ориентирована на решение конкретных, реальных жизненных проблем. В этом заключается прикладная, или практическая, функция профессиологии. Непосредственной задачей профессиологии является рационализация и проектирование с целью улучшения трудовой экспертизы, профессиональной подготовки, оздоровления условий и режима труда, повышения его производительности и рост удовлетворенности трудом у личности.
Теоретико-познавательная и исследовательская деятельность профессиологов имеет своей целью изучение и выработку рекомендаций по решению проблем, возникающих в профессиональной сфере общественной жизни, относящихся к различным социально-профессиональным группам и общностям. Поэтому про-фессиологические исследования дают конкретную информацию для осуществления действенного социального контроля над процессами динамики профессиональной структуры общества. В этом проявляется функция социального контроля, или управленческая функция профессиологии.
Практическая направленность профессиологии выражается также в том, что она способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития профессиональных процессов в будущем. Теоретические основы и концептуальный аппарат профессиологии позволяют детально анализировать социально-профессиональные процессы и прогнозировать возможное их развитие в будущем с учетом многообразных специфических условий. В этом проявляется прогностическая функция профессиологии.
Кроме указанных функций профессиологии, можно говорить также об идеологической функции (результаты исследований профессиологов могут использоваться в интересах каких-либо социальных групп для достижения определенных целей); гуманистической (улучшение взаимопонимания людей, формирование определенного психологического комфорта через общение в рамках конкретной профессиональной общности, формирование направленности личности на профессиональное развитие) и ряд других. В связи с неуклонным ростом значимости профессиональных явлений в обществе на современном этапе, повышается роль, которую играет профессиология в современном социально-гуманитарном знании.
Иногда профессиологию рассматривают как отрасль социологической науки, изучающую профессионализацию как социальное явление, как процесс включения человека в профессиональную деятельность, как систему формирования и управления профессиональным опытом человека. Бесспорно, предмет профес-сиологии составляют закономерности, отражающие развитие профессиональных видов деятельности, главным образом развитие социальных институтов, выполняющих функции включения человека в профессиональную деятельность, накопления, сохранения, передачи и рационального использования профессионального опыта человека. Поэтому социологическая методология, несомненно, является приоритетной в профессиологических исследованиях. Но в то же время, получаемые профессиологией знания призваны создавать целостное представление о процессах, происходящих в сфере профессионального труда. Поэтому современная профессиология не является лишь частью социологического знания, а представляет собой междисциплинарную концепцию, интегрирующую комплекс наук о профессиональной деятельности, профессиональном образовании, профессиональной ориентации, закономерностях возникновения различных профессий. Именно такое понимание профессиологии определяет широкие перспективы ее дальнейшего развития.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Акмеологические проблемы профессионализма. — М., 1993.
[2] Капто А.С. Профессиональная этика. — Ростов на Дону, 2006.
[3] Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. — М., 1995.
[4] Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. — М., 1995.
[5] Реформы образования: Аналитический обзор / Под ред. В.М. Филиппова. — М., 2003.
[6] Социология. Основы общей теории / Под ред. Г.В. Осипова. — М., 1996.
[7] Цвык В.А. Профессиология: конспект лекций. — М., 2006.
OCCUPATIONAL STUDIES AMONG OTHER SOCIAL AND HUMANITARIAN DISCIPLINES
V.A. Tsvyk
Sociology Chair Peoples’ Friendship University of Russia
Miklukho-Maklay str., 10/2, Moscow, Russia, 117198
The author maintains that growing importance of the occupational bias of a personality has led to shaping a new academic discipline pertaining to humanities. The article analyzes its subject-matter, method and functions.