Научная статья на тему 'Профессиограмма «Спортивный агент» предпосылка к реализации компетентностного подхода в подготовке специалистов'

Профессиограмма «Спортивный агент» предпосылка к реализации компетентностного подхода в подготовке специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
472
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АГЕНТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПОРТИВНЫЙ АГЕНТ / SPORTS AGENT (ADVISER) / ПРОФЕССИОГРАММА / PROFESSIOGRAM / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / AGENTS ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубов А.М.

В статье сформулированы требования к результатам освоения образовательной программы «Агентская деятельность в спорте» на основе компетентностного подхода к образованию. Предметом рассмотрения и анализа автора является профессиограмма «Спортивный агент», лежащая в основе образовательной программы «Агентская деятельность в спорте».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the requirements for the results of the development of the educational program Agents activity in sport on the basis of competence approach to education. It also analysis a professional diagram Sports agent, which lies in the basis of educational program The agents activity in sports.

Текст научной работы на тему «Профессиограмма «Спортивный агент» предпосылка к реализации компетентностного подхода в подготовке специалистов»

ПРОФЕССИОГРАММА «СПОРТИВНЫЙ АГЕНТ» -ПРЕДПОСЫЛКА К РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ

■ А.М. Дубов

Аннотация. В статье сформулированы требования к результатам освоения образовательной программы «Агентская деятельность в спорте» на основе компе-тентностного подхода к образованию. Предметом рассмотрения и анализа автора является профессиограмма «Спортивный агент», лежащая в основе образовательной программы «Агентская деятельность в спорте».

Ключевые слова: агентская деятельность, спортивный агент, профессиограмма, компетенции, профессиональная деятельность.

Summary. The article deals with the requirements for the results of the development of the educational program 'Agents activity in sport" on the basis of competence approach to education. It also analysis a professional diagram "Sports agent", which lies in the basis of educational program "The agents activity in sports".

Keywords: agents activity, sports agent (adviser), professiogram, competence, professional activity.

Реформирование российского общества предъявило новые требования к системе образования. При современном экономическом устройстве важное место занимает реализация компетентностного подхода, обеспечение взаимосвязи академических знаний и практических умений. Одна из самых важных особенностей федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения состоит в том, что требования к результатам освоения образовательной программы формулируются в терминах «компетенций», в основе которых лежат доминирующие виды деятельности.

Одним из документов, в которых формируются требования к деятельности специалиста, является профессиограмма (от лат. Professio - специальность + Gramma - запись) - система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику [1]. Она необходима для поиска профессии, соответствующей личным качествам и интересам человека. На данный момент разработано более ста разных профессиограмм [2].

Профессия спортивного агента появилась в России сравнительно не-

97

98

давно, но современное развитие системы физической культуры и спорта позволяет утверждать, что эта деятельность станет востребованной на протяжении ближайших десятилетий. Данный запрос связан с тенденциями социально-экономического развития сферы спорта, сопровождающейся возрастающей конкуренцией на рынке услуг, предоставляемых спортивными агентами. Наличие профессионального запроса актуализирует необходимость разработки требований к профессиональной готовности спортивного агента.

Анализ содержания профессиональной деятельности спортивных агентов, проведенный по итогам изучения теоретической литературы, анкетного опроса, интервьюирования специалистов в области физической культуры и спорта, педагогического наблюдения и педагогического эксперимента позволил нам составить про-фессиограмму «Спортивный агент».

Профессиограмма «Спортивный агент»

• Доминирующие виды деятельности:

- планирование работы организации;

- проведение переговоров;

- постоянное взаимодействие с подопечными;

- заключение договоров, как с клиентом, так и от имени клиента;

- профессиональный отбор и подбор клиентов и своих сотрудников;

- осуществление юридического, психологического, научно-методического, медико-биологического, экономического, консалтингового, рекламного и иного сопровождения карьеры спортсмена;

- представительство от имени клиента в дисциплинарных и иных государственных и общественных ин-стан циях;

- привлечение внимания потенциального работодателя к своему клиенту;

- создание благоприятного образа (имиджа) спортсмена;

- подготовка непосредственных обращений от имени клиента в различные организации (государственные, общественные, учебные и др.) по необходимым вопросам;

- изучение и учет деятельности конкурентов;

- сбор и анализ значимой информации, оценка, сравнение и ее усвоение;

- постановка целей и задач, планирование, подготовка и принятие решений.

• Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

- высокий уровень развития организаторских способностей;

- способности к лидерству и руководству субъектами взаимодействия;

- высокий уровень развития аналитических способностей;

- способность принимать адекватные решения в условиях дефицита времени и информации;

- высокий уровень психоэмоциональной устойчивости;

- наличие развитых качеств коммуникативной группы:

- умение устанавливать психологический контакт со своим подопечным;

- умение устанавливать психологический контакт со всеми участниками процесса сопровождения спортсмена;

- умение вести переговоры, способность убеждения;

ЕК

- наличие развитых вербальных способностей (умение правильно и понятно изъясняться);

- высокий уровень развития концентрации, в т.ч. во время ведения переговоров;

- умение слушать.

• Личностные качества:

- честность и порядочность;

- организованность;

- гибкость, наличие развитой интуиции;

- высокий уровень проявления делового статуса личности, настойчивость, объективность;

- высокий уровень развития моральных качеств;

- умение быстро восстанавливать работоспособность, особенно во время переговоров;

- стремление к самосовершенство ванию;

- целеустремленность, потребность к самореализации, амбициозность;

- готовность к автономной деятельности (умение полагаться на себя);

- интуиция, умение прогнозировать, предвидеть ситуацию;

- энергичность.

• Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

- неуверенность в себе, нерешительность, боязнь неудачи;

- неуравновешенность, бестактность;

- неспособность сопоставлять и анализировать факты;

- неспособность принимать решения;

- неумение противостоять внешним факторам;

- отсутствие склонности к работе с людьми;

- склонность перекладывать ответственность на других;

- беспринципность, отсутствие чувства долга.

• Области применения профессиональных знаний:

- частное или индивидуальное предпринимательство в сфере физической культуры и спорта;

- физкультурно-спортивные организации;

- преподавательская деятельность в образовательных учреждениях;

- научная деятельность.

• Профессии, которые могут подойти человеку:

- страховое агентство;

- торговое агентство;

- рекламное агентство;

- продюсер.

Профессиограмма включает в себя требования к профессиональной деятельности со стороны сферы труда. Высшее учебное заведение, по нашему мнению, должно учитывать эти требования при формировании перечня профессиональных компетенций будущих специалистов.

В перечень компетенций, формируемых дисциплиной «Агентская деятельность в спорте», входят компетенции из различных циклов основных образовательных программ. Изучив и проанализировав требования к результатам освоения ООП, реализуемых на факультете физической культуры МПГУ, мы выявили ряд компетенций, которые, по нашему мнению, наиболее полно влияют на формирование профессиональной компетентности спортивного агента.

Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование, Профиль подготовки: Физическая культура

ОК - 1. Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, по-

99

100

становке цели и выбору путей ее до-сти же ния.

ОК - 5. Готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья.

ОК - 6. Умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.

ОК - 7. Готов к кооперации с коллегами, к работе в коллективе.

ОК - 8. Владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией.

ОК - 9. Способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.

ОК - 10. Владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного.

ОК - 13. Умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности.

ОК - 16. Способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики.

ОПК - 1. Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.

ОПК - 2. Способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.

ОПК - 4. Способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности.

ОПК - 5. Владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения.

ПК - 3. Способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии.

ПК - 5. Готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса

ПК - 7. Готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности.

СК - 1. Владеет психолого-педагогическими, медико-биологи че ски-ми, организационно-управленческими знаниями и навыками, необходимыми для обучения двигательным действиям и совершенствования физических и психических качеств обучающихся.

СК - 2. Использует ценностный потенциал физической культуры для формирования основ здорового образа жизни, интереса и потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом.

СК - 3. Готов к реализации физ-культурно-рекреационных, оздоро ви-тель но-реабилитационных, спортивных, профессионально-прикладных и гигиенических задач.

СК - 4. Способен оценить физическое и функциональное состояние обучающихся с целью разработки и внедрения индивидуальных программ оздоровления и развития, обеспечивающих полноценную реализацию их двигательных способностей.

Направление подготовки: 080200.68 «Менеджмент», Магистерская программа: Спортивный менеджмент

ОК-1. Способен развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОК-2. Способен к изменению профиля своей профессиональной деятельности;

ОК-3. Способен самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения;

ОК-4. Способен принимать орга-ни зационно-управленческие решения и оценивать их последствия;

ОК-5. Свободно владееет иностранным языком как средством профессионального общения;

ОК-6. Обладает навыками публичных деловых и научных коммуникаций;

ПК-1. Способен управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями;

ПК-2. Способен разрабатывать кор поративную стратегию;

ПК-3. Умеет использовать современные методы управления корпоративными финансами для решения стратегических задач;

ПК-5. Способен использовать количественные и качественные методы для проведения научных исследований и управления бизнес-процессами;

ПК-6. Владеет методами экономического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде;

ПК-7. Владеет методами стратегического анализа;

ПК-8. Способен готовить аналитические материалы для управления бизнес-процессами и оценки их эффективности;

ПК-9. Способен обобщать и критически оценивать результаты, полу-

ченные отечественными и зарубежными исследователями; выявлять и формулировать актуальные научные проблемы.

На наш взгляд, данная группа профессиональных компетенций не в полной мере отражает комплексную готовность к видам профессиональной деятельности, связанным с управлением в сфере спорта и комплексным сопровождением спортивной подготовки юных и квалифицированных спортсменов, раскрывающих профессиональную компетентность спортивного агента. Представим наиболее значимые виды профессиональных способностей:

• понимает роль коммерческих структур в спорте, владеет знаниями экономики спорта;

• умеет составлять контракты спортсменов, готов представлять интересы в судебных инстанциях.

• способен обеспечить комплексное сопровождение спортсмена.

• использует знание истории отечественного и зарубежного спорта, в том числе коммерческого.

Для успешного освоения основных видов профессиональной деятельности в рамках реализации учебной дисциплины «Агентская деятельность в спорте» нами разработаны комплексы заданий для практических занятий и самостоятельной работы студентов.

1. Юридическое сопровождение: заключение договоров как с клиентом, так и от имени клиента.

Практическое задание: из различных частей контракта спортсмена, предложенных студенту на выбор, выявить необходимые фрагменты договора и составить их в смысловой последовательности.

101

102

Задание для самостоятельной подготовки: изучить требования к оформлению контракта спортсмена, в том числе несовершеннолетнего.

2. Медико-биологическое сопровождение.

Практическое задание: оценить особенности врабатывания спортсмена, характер влияния спортивной нагрузки различной направленности, динамику восстановительных процессов. Выявить особенности динамики рабо-то способности.

Задание для самостоятельной подготовки: изучить основные виды восстановительных средств, комплексное использование которых позволит спроектировать индивидуальную систему восстановления спортивной работоспособности.

3. Научно-методическое сопровождение.

Практическое задание: определить специфику измерения и оценки спортивного результата в избранном виде спорта по объективным, субъективным, процессуальным и результативным критериям, которые могут повлиять на изменение контракта в части финансовых характеристик.

Задание для самостоятельной подготовки: освоить основы спортивной подготовки юных и квалифицированных спортсменов (выделен вид и этап подготовки).

4. Психологическое сопровождение.

Практическое задание: Составить психологический портрет личности спортсмена. Выявить особенности мо-тивационной, волевой, когнитивной сферы, охарактеризовать личностные смыслы, специфику регулятивных способностей, выделить помеховлия-ния и сбивающие факторы.

Задание для самостоятельной подготовки: изучить средства и методы диагностики развития спортивно значимых качеств и способностей спортсмена, обеспечивающих готовность к соревновательной деятельности.

5. Рекламное сопровождение. Привлечение внимания потенциального работодателя к своему клиенту; создание благоприятного образа (имиджа) спортсмена.

Практическое задание: выберите известного спортсмена и, основываясь на его имидже, разработайте 3-4 этапа PR-продвижения спортсмена.

Задание для самостоятельной подготовки: изучить основные этапы PR-продвижения.

6. Экономическое сопровождение.

Практическое задание: на основе

условной суммы, находящейся на счету спортсмена, и с привлечением Интернета предложите 2-3 реальных объекта инвестирования средств.

Задание для самостоятельной подготовки: изучить структуру и основополагающие положения бизнес-плана.

7. Проведение переговоров.

Практическое задание: в формате

«руководитель физкультурно-спортив-ной организации - агент» заинтересуйте руководителя в необходимости заключения сотрудничества с опекаемым спортсменом, опираясь на заданные качественные характеристики (приложение).

Задание для самостоятельной подготовки: изучите основные правила проведения переговоров в формате «продавец - покупатель».

8. Планирование работы организации: сбор и анализ значимой информации, оценка, сравнение и ее усвоение; постановка целей и задач, планирование, подготовка и принятие решений.

ЕК

Практическое задание: распланируйте свою рабочую неделю с учетом определенных вводных и доминирующих видов деятельности.

Задание для самостоятельной подготовки: изучите сущность и содержание планирования и принятия решений.

9. Профессиональный отбор кли-ен тов.

Практическое задание: на основе анализа видеозаписей спортивной деятельности и межличностного общения выявить сильные и слабые стороны спортсмена.

Задание для самостоятельной подготовки: изучить смысловые поля понятий: «спортивное соревнование», «конкуренция», «отбор», «субъективные и объективные составляющие спортивного отбора», «психолого-педагогическая характеристика вида спорта».

10. Изучение и учет деятельности конкурентов.

Практическое задание: на основе изучения электронных ресурсов составьте список действующих агентов в избранном виде спорта. Выберите одного из агентов и охарактеризуйте специфику его профессиональной деятельности, применяя критерии результативности и перспективности профессиональных выборов.

Задание для самостоятельной подготовки: постройте профессиональный портрет деятельности определенного агента. Выявите факторы, обеспечивающие его профессиональную информационную компетентность.

Таким образом, профессиограмма «Спортивный агент» позволяет проектировать структуру и содержание образовательной программы «Агент-

ская деятельность в спорте». Применение профессиограммы создает условия для структурирования образовательного материала учебной дисциплины с учетом профессиональных требований к деятельности спортивного агента и способствует организации процесса освоения отдельного профессионального модуля педагогами по физической культуре, магистрантами «спортивного менеджмента», слушателями программы повышения квалификации, специалистами в области агентской деятельности в спорте.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Профессиограмма. - URL: http://ru. wikipedia.org/wiki/

2. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003.

3. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое IUd образование (квалификация (степень) "бакалавр")» от 22 декабря 2009 г. № 788

(с изменениями от 31 мая 2011 г.). - URL: http://www.fgosvpo.ru/uploadfiles/fgos/5/ 20111207163943.pdf

4. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (Степень) "Магистр")» от 18 ноября 2009 г. № 636. - URL: http:// www.fgosvpo.ru/uploadfiles/fgos/36/201 10326211205.pdf ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.