Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ'

ПРОФЕССИОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
BORDER CONTROL CADETS / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES AND ABILITIES / PROFESSIOGRAM / APPLIED PROFESSIONAL PHYSICAL TRAINING / КУРСАНТЫ-ПОГРАНИЧНИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА И СПОСОБНОСТИ / ПРОФЕССИОГРАММА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коновалов И.Е., Елисеев С.А., Болтиков Ю.В., Соломахин О.Б.

Цель исследования - составление профессиограммы профессиональной деятельности военнослужащих пограничных органов для определения эффективного содержания профессионально-прикладной физической подготовки курсантов. Методика и организация исследования. В исследовании применяли следующие методы: анализ, обобщение научно-методической литературы и нормативно-правовой документации, профессиографирование, тестирование и математическая статистика. Исследование проводилось на базе ФГКОУ ВО «Курганский пограничный институт». В исследовании приняло участие 50 курсантов 3-го курса обучения, по 25 курсантов в экспериментальной группе и контрольной. Обе группы в штатном режиме занимались по программе учебной дисциплины «Физическая подготовка», но в экспериментальной группе профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) реализовывалась как отдельный раздел. Результаты исследования и выводы. На основании составленной профессиограммы было разработано содержание ППФП курсантов-пограничников, которое реализовывалось в рамках прохождения учебной дисциплины «Физическая подготовка» как отдельный раздел, которое включало в себя три основные группы средств. Для проверки эффективности реализации предложенного нами содержания ППФП курсантов-пограничников было проведено тестирование по шести показателям, прирост которых в исследуемых группах за период эксперимента составил в диапазоне от 0,23 до 58,94% с наибольшими значениями в экспериментальной группе. В процессе проведенного исследования были выявлены наиболее значимые в профессиональной деятельности военнослужащих пограничных органов качества и способности, которые послужили основой для построения профессиограммы. Структура построенной нами профессиограммы включала в себя три основных раздела, характеризующих особенности и специфику профессиональной деятельности военнослужащих пограничных органов. Анализ результатов, полученных нами за период исследования, показывает, что у курсантов экспериментальной группы были зарегистрированы более высокие значения прироста изучаемых показателей, чем у курсантов контрольной группы, что свидетельствует об эффективности предложенного нами содержания ППФП разработанного на основе составленной профессиограммы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коновалов И.Е., Елисеев С.А., Болтиков Ю.В., Соломахин О.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professiogram of professional activities of border control authorities to underlie their applied professional physical training

Objective of the study was to draw up a professiogram of professional activities of border control authorities to determine the effective content of the applied professional physical training of cadets. Methods and structure of the study. The following methods were applied for the study purposes: analysis, synthesis of scientific and methodological literature and regulatory documentation, professional profiling, testing, and mathematical statistics. The research was carried out on the basis of the Federal State-Owned Institution of Higher Education "Kurgan Border Troops Institute". Sampled for the study were 50 3rd-year cadets and 50 cadets from the Experimental and Control Groups, 25 people each. Both groups were trained under normal conditions according to the traditional physical training curriculum, but in the Experimental Group the applied professional physical training model was implemented as a separate unit. Results and conclusions. Based on the compiled professiogram, we developed the content of the applied professional physical training of border control cadets, which was realized within the framework of the Physical Education discipline as a separate unit that included three main groups of training means.The effectiveness of the proposed content of the applied professional physical training of border control cadets was tested in terms of 6 indicators, the increment of which in the study groups ranged from 0.23 to 58.94 %, with the highest values being registered in the Experimental Group. The study revealed the most professionally important qualities and abilities of border control authorities, which served as a basis for professional profiling. The structure of the compiled professiogram consisted of three main units characterizing the peculiarities and specificity of the professional activities of border control authorities. The analysis of the findings showed that the Experimental Group cadets had a higher increase in the indicators under study as opposed to the Control Group ones, which testifies to the effectiveness of implementation of the proposed content of the applied professional physical training based on the compiled professiogram.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ»

ПРОФЕССИОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

УДК/UDC 37.037:796

Поступила в редакцию 20.01.2020 г.

Информация для связи с автором: igko2006@mail.ru

Аннотация

Доктор педагогических наук, доцент И.Е. Коновалов1 Аспирант С.А. Елисеев1

Кандидат педагогических наук, профессор Ю.В. Болтиков1

Кандидат педагогических наук, профессор О.Б. Соломахин1

1 Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,Казань

PROFESSIOGRAM OF PROFESSIONAL ACTIVITIES OF BORDER CONTROL AUTHORITIES TO UNDERLIE THEIR APPLIED PROFESSIONAL PHYSICAL TRAINING

Dr.Hab., Associate Professor I.E. Konovalov1 Postgraduate student S.A. Eliseev1 PhD, Professor Yu.V. Boltikov1 PhD, Professor O.B. Solomakhin1

1 Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, Kazan

Цель исследования - составление профессиограммы профессиональной деятельности военнослужащих пограничных органов для определения эффективного содержания профессионально-прикладной физической подготовки курсантов.

Методика и организация исследования. В исследовании применяли следующие методы: анализ, обобщение научно-методической литературы и нормативно-правовой документации, профессиографирование, тестирование и математическая статистика. Исследование проводилось на базе ФГКОУ ВО «Курганский пограничный институт». В исследовании приняло участие 50 курсантов 3-го курса обучения, по 25 курсантов в экспериментальной группе и контрольной. Обе группы в штатном режиме занимались по программе учебной дисциплины «Физическая подготовка», но в экспериментальной группе профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) реализовывалась как отдельный раздел. Результаты исследования и выводы. На основании составленной профессиограммы было разработано содержание ППФП курсантов-пограничников, которое реализовывалось в рамках прохождения учебной дисциплины «Физическая подготовка» как отдельный раздел, которое включало в себя три основные группы средств. Для проверки эффективности реализации предложенного нами содержания ППФП курсантов-пограничников было проведено тестирование по шести показателям, прирост которых в исследуемых группах за период эксперимента составил в диапазоне от 0,23 до 58,94% с наибольшими значениями в экспериментальной группе. В процессе проведенного исследования были выявлены наиболее значимые в профессиональной деятельности военнослужащих пограничных органов качества и способности, которые послужили основой для построения профессиограммы. Структура построенной нами профессиограммы включала в себя три основных раздела, характеризующих особенности и специфику профессиональной деятельности военнослужащих пограничных органов. Анализ результатов, полученных нами за период исследования, показывает, что у курсантов экспериментальной группы были зарегистрированы более высокие значения прироста изучаемых показателей, чем у курсантов контрольной группы, что свидетельствует об эффективности предложенного нами содержания ППФП разработанного на основе составленной профессиограммы.

Ключевые слова: курсанты-пограничники, профессионально значимые качества и способности, профессиограмма, профессионально-прикладная физическая подготовка.

Annotation

Objective of the study was to draw up a professiogram of professional activities of border control authorities to determine the effective content of the applied professional physical training of cadets.

Methods and structure of the study. The following methods were applied for the study purposes: analysis, synthesis of scientific and methodological literature and regulatory documentation, professional profiling, testing, and mathematical statistics. The research was carried out on the basis of the Federal State-Owned Institution of Higher Education "Kurgan Border Troops Institute". Sampled for the study were 50 3rd-year cadets and 50 cadets from the Experimental and Control Groups, 25 people each. Both groups were trained under normal conditions according to the traditional physical training curriculum, but in the Experimental Group the applied professional physical training model was implemented as a separate unit.

Results and conclusions. Based on the compiled professiogram, we developed the content of the applied professional physical training of border control cadets, which was realized within the framework of the Physical Education discipline as a separate unit that included three main groups of training means. The effectiveness of the proposed content of the applied professional physical training of border control cadets was tested in terms of 6 indicators, the increment of which in the study groups ranged from 0.23 to 58.94 %, with the highest values being registered in the Experimental Group.

The study revealed the most professionally important qualities and abilities of border control authorities, which served as a basis for professional profiling. The structure of the compiled professiogram consisted of three main units characterizing the peculiarities and specificity of the professional activities of border control authorities. The analysis of the findings showed that the Experimental Group cadets had a higher increase in the indicators under study as opposed to the Control Group ones, which testifies to the effectiveness of implementation of the proposed content of the applied professional physical training based on the compiled professiogram.

Keywords: border control cadets, professionally important qualities and abilities, professiogram, applied professional physical training.

Введение. Любая профессиональная деятельность в силовых структурах требует от военнослужащих проявления физических качеств и способностей, необходимых для выполнения трудовых обязанностей, в том числе для решения оперативно-служебных задач [1].

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) как вид физической подготовки является основополагающей в обеспечении готовности военнослужащих к будущей профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность военнослужащих пограничных органов имеет определенные особенности и специфику [2].

Первой особенностью службы в пограничных органах является то, что она проходит в различных географических и климатических условиях. Это предполагает умение военнослужащего адаптироваться к различным условиям несения службы по географическому признаку (средняя полоса, степь, горная местность, на воде, в воздухе, в регионах со сложной оперативной обстановкой и пр.), а также в различных климатических зонах (Крайний Север, умеренный или жаркий климат и пр.). Другой особенностью деятельности военнослужащих пограничных органов являются виды их профессиональной деятельности: ориентировочно-поисковая; аналитико-прогностическая; технологическая; защитная; коллективная [3].

Специфика службы в пограничных войсках связана с тем, что по роду своей службы при решении оперативных задач военнослужащим пограничных органов приходится сталкиваться: с отдельным человеком или группой людей, имеющих особый социальный статус и принадлежащих к спецслужбам или преступным группировкам криминальной или экстремистской направленности; с технологическими процессами, географическими или социальными явлениями и предметами, в том числе обладающими особой материальной ценностью; с транспортным средством, механизмом или техническим устройством [5].

Таким образом, для качественного выполнения своих трудовых функций военнослужащий должен иметь необходимый уровень развития и сформированности важных в профессии качеств и способностей, чего с наибольшей эффективностью можно добиться в процессе ППФП курсантов, целенаправленно подобрав наиболее актуальные средства и методы посредством составления профессиограммы.

Цель исследования - составление профессиограммы профессиональной деятельности военнослужащих пограничных органов для определения эффективного содержания профессионально-прикладной физической подготовки курсантов.

Обобщенная профессиограмма профессиональной деятельности военнослужащих пограничных органов

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

2 а

с

га

^

О (и .с Н

Типы и виды деятельности Характеристика проявления качеств и способностей в профессиональной деятельности

Степень тяжести и напряженности профессиональной деятельности Очень тяжелый и напряженный труд: большие физические нагрузки, вынужденные наклоны; продолжительное время пребывания в вынужденной позе

Режим труда и отдыха Ненормированное время

Эмоциональное напряжение Личный риск, опасность, ответственность за безопасность других

Интеллектуальная напряженность Решение сложных задач, необходимость фиксировать и быстро перерабатывать информацию

Объем памяти Помнить более пяти элементов на протяжении продолжительного времени

Работа зрительных анализаторов Точная работа зрительного анализатора во всех диапазонах видимости

Работа слуховых анализаторов Работа при наличии помех

Степень вредности и опасности профессиональной деятельности Особо неблагоприятные климатические условия и периодическая смена температурных режимов

Развитие физических качеств и двигательных способностей: быстрота Мобильное передвижение в одиночку или в составе подразделения; экстренное реагирование при задержании и/или преследовании в ситуациях, требующих срочных двигательных реакций

Развитие физических качеств и двигательных способностей: сила Переноска различного снаряжения, преодоление препятствий, в том числе в горных условиях в полном боевом обмундировании; выполнение приемов рукопашного боя при противоборстве с нарушителем

Развитие физических качеств и двигательных способностей: выносливость Преследование нарушителя, совершение марш-бросков, одиночное передвижение, многочасовое нахождение в засаде в статическом положении

Развитие физических качеств и двигательных способностей: ловкость (координационные способности) Передвижение в горной местности, преодоление препятствий разной сложности, выполнение приемов ближнего боя, выполнение различных оперативных действий в засаде

Развитие физических качеств и двигательных способностей:гибкость Преодоление препятствий различной сложности, выполнение приемов ближнего боя; выполнение различных оперативных действий в засаде

Психические качества Сильная нервная система, психоэмоциональная и профессиональная стрессоустойчивость; память; быстрота реакции; чувство темпа, времени и пространства; оперативное мышление

Личностные качества Смелость, решительность, ответственность, инициативность, настойчивость, исполнительность, самообладание, терпение, бдительность, коммуникабельность, способность к индивидуальным и коллективным действиям и взаимодействиям

48

http://www.teoriya.ru

№ 6 • 2020 Июнь | Juпe

Методика и организация исследования. Работа проводилась на базе ФГКОУ ВО «Курганский пограничный институт». В исследовании приняло участие 50 курсантов 3-го курса обучения, по 25 курсантов в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах. Обе группы в штатном режиме занимались по программе учебной дисциплины «Физическая подготовка», но в ЭГ профессионально-прикладная физическая подготовка реализовывалась как отдельный раздел.

Результаты исследования и их обсуждение. Составленная нами профессиограмма включала в себя три основных раздела: 1. Характеристика производственного процесса и приемов работы с их описанием, особенности организации и режим труда. 2. Специфика требований к условиям труда и профессиональные вредности. 3. Требования к уровню развития физических качеств и двигательных способностей, психических и личностных качеств [4].

Основные позиции разработанной нами обобщенной профессиограммы профессиональной деятельности военнослужащих пограничных органов представлены в таблице.

На основании составленной профессиограммы было разработано содержание ППФП курсантов-пограничников, которое реализовывалось в рамках прохождения учебной дисциплины «Физическая подготовка» как отдельный раздел.

Средства, используемые в разделе «Профессионально-прикладная физическая подготовка», условно можно разделить на три группы: 1-я группа - образовательные и развивающие средства, направленные на освоение двигательных умений и навыков через освоение элементов техники видов спорта, предусмотренных в разделах физической подготовки, и развитие профессионально значимых физических качеств и двигательных способностей; 2-я группа - тренировочные средства (по схеме: постоянная интенсивность - контрольная работа - переменная интенсивность - максимально возможный результат); 3-я группа - средства, связанные непосредственно с будущей профессиональной деятельностью (решение различных оперативно-служебных задач).

Для проверки эффективности реализации предложенного нами содержания ППФП курсантов-пограничников было проведено тестирование по шести показателям. Тестирование проводилось в начале и в конце исследования. Прирост исследуемых показателей в КГ и ЭГ за период эксперимента составил: «Подъем переворотом на высокой перекладине»: КГ - 8,78 %, ЭГ - 58,94 %; «Бег на 400 м»: КГ - 2,94 %, ЭГ -8,78 %; «Марш-бросок 5 км»: КГ - 0,23 %, ЭГ - 1,71 %; «Общее контрольное упражнение на единой полосе препятствий»: КГ -1,85 %, ЭГ - 6,51 %; «Бег с преодолением полосы препятствий в составе подразделения»: КГ - 0,74 %, ЭГ - 2,59 %; «Плавание в обмундировании с оружием»: КГ - 24,18 %, ЭГ - 44,69 %.

Вывод. В процессе проведенного нами исследования были выявлены наиболее значимые в профессиональной деятельности военнослужащих пограничных органов качества и способности, которые послужили основой для построения профессиограммы. Структура построенной нами профессиограммы включала в себя три основных раздела, характеризующих особенности и специфику профессиональной деятельности военнослужащих пограничных органов. Анализ результатов, полученных нами за период исследования, показывает, что у курсантов ЭГ были зарегистрированы более высокие значения прироста изучаемых показателей, чем у курсантов КГ, что свидетельствует об эф-

фективности предложенного нами содержания ППФП, разработанного на основе составленной профессиограммы.

Литература

1. Елисеев С.А. Анализ потенциальных возможностей совершенствования процесса профессионально-прикладной физической подготовки курсантов военных учебных заведений / С.А. Елисеев, И.Е. Коновалов // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма: материалы V Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов. - Казань: Поволжская ГАФКСиТ,

2017. - Т. 2. - С. 432-434.

2. Елисеев С.А. Оптимизация содержания профессионально-прикладной физической подготовки военнослужащих, используя комплекс упражнений «Strenflex» / С.А. Елисеев, И.Е. Коновалов // Проблемы и перспективы физического воспитания, спортивной тренировки и адаптивной физической культуры: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Казань: Поволжская ГАФКСиТ, 2018. - С. 479-483.

3. Елисеев С.А. Изучение показателей физической подготовленности курсантов высших учебных заведений пограничного профиля как условие эффективной оптимизации их профессионально-прикладной физической подготовки / С.А. Елисеев, И.Е. Коновалов // Наука и спорт: современные тенденции. - 2018. - Т. 19. - № 2 (19). - С. 96-101.

4. Коновалов И.Е. Структура и программно-содержательное обеспечение системы современного физического воспитания студентов музыкальных средних специальных учебных заведений: монография / И.Е. Коновалов. - М.: Флинта, 2011. - 360 с.

5. Коновалов И.Е. Модель профессионально-прикладной физической подготовки курсантов военных учебных заведений пограничного профиля / И.Е. Коновалов, С.А. Елисеев // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 3. - С. 66-68.

References

1. Eliseev S.A., Konovalov I.E. Analiz potentsialnykh vozmozhnostey sovershenstvovaniya protsessa professionalno-prikladnoy fizicheskoy podgotovki kursantov voennykh uchebnykh zavedeniy [Analysis of the potential for improving the process of vocational and applied physical training of cadets of military schools]. Aktualnye problemy teorii i praktiki fizicheskoy kultury, sporta i turizma [Actual problems of theory and practice of physical education, sports and tourism]. Proc. V nat. res.-pract. conf. young scientists, postgraduate students, undergraduates and students. Kazan: VRSAPCST publ., 2017, vol. 2, pp. 432-434.

2. Eliseev S.A., Konovalov I.E. Optimizatsiya soderzhaniya professional-no-prikladnoy fizicheskoy podgotovki voennosluzhashchikh, ispolzuya kompleks uprazhneniy «Strenflex» [Optimization of content of applied professional physical training of military personnel using Strenflex exercise complex]. Problemy i perspektivy fizicheskogo vospitaniya, sportivnoy trenirovki i adaptivnoy fizicheskoy kultury [Problems and prospects of physical education, sports training and adaptive physical education]. Proc. V nat. res.-pract. conf.. Kazan: VRSAPEST pul.,

2018. pp. 479-483.

3. Eliseev S.A., Konovalov I.E. Izuchenie pokazateley fizicheskoy podgo-tovlennosti kursantov vysshikh uchebnykh zavedeniy pogranichnogo profilya kak uslovie effektivnoy optimizatsii ikh professionalno-priklad-noy fizicheskoy podgotovki [Study of physical fitness indicators of cadets of higher education institutions of border profile as condition for effective optimization of their professional physical training practices]. Nauka i sport: sovremennye tendentsii. 2018. v. 19. no. 2 (19). pp. 96-101.

4. Konovalov I.E. Konovalov I.E. Struktura i programmno-soderzhatel-noe obespechenie sistemy sovremennogo fizicheskogo vospitaniya studentov srednikh spetsialnykh uchebnykh zavedeniy [Structure and characteristics of educational disciplines of higher education]. Moscow: Flinta publ., 2011. 360 p.

5. Konovalov I.E., Eliseev S.A. Model professionalno-prikladnoy fizicheskoy podgotovki kursantov voennykh uchebnykh zavedeniy pogranichnogo profilya [Applied combat physical training model for national frontier service academies] Teoriya i praktika fiz. kultury.

2019. no. 3. pp. 66-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.