Научная статья на тему 'Проекты примерных Положений о Федеральной службе администрирования страховых взносов и о федеральном пенсионном агентстве'

Проекты примерных Положений о Федеральной службе администрирования страховых взносов и о федеральном пенсионном агентстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
97
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА АДМИНИСТРИРОВАНИЯ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ / ФЕДЕРАЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ АГЕНТСТВО / ПРОЕКТЫ ПРИМЕРНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соколов Роман Андреевич

Статья является продолжением авторских исследований, связанных с необходимостью реорганизации Пенсионного фонда Российской Федерации на основе разграничения его функций между федеральной службой, федеральным агентством и федеральным министерством, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Автором предложены варианты названий федеральной службы Федеральная служба администрирования страховых взносов и федерального агентства Федеральное пенсионное агентство, разработаны соответствующие проекты примерных Положений о Федеральной службе администрирования страховых взносов и о Федеральном пенсионном агентстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DRAFTS OF APPROXIMATE PROVISIONS ABOUT FEDERAL SERVICE OF ADMINISTRATION OF INSURANCE PREMIUMS AND ABOUT FEDERAL PENSION AGENCY

The article is a continuation of the author's studies on the need of reorganization of the Pension Fund of the Russian Federation on the basis of the differentiation of its functions between the Federal service, the Federal Agency and the Federal Ministry responsible for the formulation and implementation of state policy and normative-legal regulation in the sphere of pension provision. The author proposed variants of the names of the Federal service Federal administration service insurance premiums and Federal Agency the Federal pension Agency, developed the draft Regulations on the Federal service administration insurance premiums and Federal pension Agency.

Текст научной работы на тему «Проекты примерных Положений о Федеральной службе администрирования страховых взносов и о федеральном пенсионном агентстве»

6.12. ПРОЕКТЫ ПРИМЕРНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ И О ФЕДЕРАЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ АГЕНТСТВЕ

Соколов Роман Андреевич, соискатель ученой степени кандидата юридических наук Место учебы: Московская академия образования Натальи Нестеровой

R.A.Sokolov@mail.ru

Аннотация: Статья является продолжением авторских исследований, связанных с необходимостью реорганизации Пенсионного фонда Российской Федерации на основе разграничения его функций между федеральной службой, федеральным агентством и федеральным министерством, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Автором предложены варианты названий федеральной службы - Федеральная служба администрирования страховых взносов и федерального агентства - Федеральное пенсионное агентство, разработаны соответствующие проекты примерных Положений о Федеральной службе администрирования страховых взносов и о Федеральном пенсионном агентстве.

Ключевые слова: Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральная служба администрирования страховых взносов, Федеральное пенсионное агентство, проекты примерных Положений.

DRAFTS OF APPROXIMATE PROVISIONS ABOUT FEDERAL SERVICE OF ADMINISTRATION OF INSURANCE PREMIUMS AND ABOUT

FEDERAL PENSION AGENCY

Sokolov Roman A., the competitor of a scientific degree of candidate of legal Sciences Study place: Moscow education Academy of Natalia Nesterova

R.A.Sokolov@mail.ru

Abstract: The article is a continuation of the author's studies on the need of reorganization of the Pension Fund of the Russian Federation on the basis of the differentiation of its functions between the Federal service, the Federal Agency and the Federal Ministry responsible for the formulation and implementation of state policy and normative-legal regulation in the sphere of pension provision. The author proposed variants of the names of the Federal service - Federal administration service insurance premiums and Federal Agency - the Federal pension Agency, developed the draft Regulations on the Federal service administration insurance premiums and Federal pension Agency.

Keywords: Pension Fund of the Russian Federation, Federal service of the administration of insurance premiums to the Federal pension Agency, the draft provisions.

Данная работа является продолжением ранее опубликованного анализа целесообразности реорганизации Пенсионного фонда Российской Федерации (далее -ПФР) на основе разграничения его функций [1, с. 237240]. Напомним, что в указанной работе нами был сделан вывод о необходимости реорганизации ПФР посредством разграничения его функций между федеральной службой, федеральным агентством и федеральным министерством, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности [2].

В рамках настоящей работы предлагаются варианты названий федеральной службы - Федеральная служба администрирования страховых взносов и федерального агентства - Федеральное пенсионное агентство, а также прилагаются, разработанные нами проекты примерных Положений о Федеральной службе администрирования страховых взносов и о Федеральном пенсионном агентстве (далее - примерные Положения), являвшихся предметом активного обсуждения на заседании кафедры Московской академии образования Натальи Нестеровой, заседание которой состоялось 10 сентября 2013 г. [3]. Результатом обсуждения стала рекомендация к опубликованию названных проектов документов в рецензируемых научных журналах, рекомендованных Высшей атте-

стационной комиссией при Министерстве образования и науки Российской Федерации, с целью широкого публичного обсуждения научной юридической общественности на предмет предложений и критики.

Основная идея в разработанных примерных Положениях заключается в нормативно-правовом оформлении организационно-структурных форм, сферы деятельности, основных задач, функций, прав, обязанностей, структуры территориальных органов Федеральной службы администрирования страховых взносов и Федерального пенсионного агентства.

Цель разработанных примерных Положений состоит в предложении решения поставленных Правительством Российской Федерации задач перед уполномоченными органами, ответственными за реализацию Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. № 2524-р [4], в которой предусмотрены мероприятия, связанные с совершенствованием законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность и правовой статус ПФР.

Предметная сфера разработанных примерных Положений направлена на правовое регулирование деятельности Федеральной службы администрирования страховых взносов и Федерального пенсионного

агентства в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти.

В структурах примерных Положений нами выделены девять разделов.

Первый раздел примерных Положений посвящен общим положениям, в нем установлено правовое положение федеральной службы и федерального агентства, их организационно-структурные формы и сферы деятельности.

Второй раздел примерных Положений устанавливает основные задачи, возлагаемые на федеральную службу и федеральное агентство.

В третьем разделе примерных Положений содержатся основные функции федеральной службы и федерального агентства в соответствии с задачами, возлагаемыми на них.

В четвертом разделе примерных Положений предусмотрены основные права федеральной службы и федерального агентства необходимые для реализации своих функций.

В пятом разделе примерных Положений указаны основные обязанности федеральной службы и федерального агентства, вытекающие из возлагаемых на них задач.

Шестой раздел примерных Положений устанавливает взаимодействие федеральной службы и федерального агентства для выполнения стоящих перед ними задач с органами государственной власти Российской Федерации, органами власти субъектов Российской Федерации и должностными лицами, взаимодействие в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также организацию взаимодействия своих территориальных органов и подведомственных учреждений с органами местного самоуправления.

В седьмом разделе примерных Положений устанавливаются положения о создании федеральной службой и федеральным агентством своих территориальных органов и подведомственных учреждений.

В восьмом разделе примерных Положений предусмотрены нормы устанавливающие порядок назначения на должность и освобождение от должности руководителя федеральной службы и федерального агентства, его полномочия и персональную ответственность.

Девятый раздел примерных Положений является заключительным и содержит положения, связанные с реорганизацией и упразднением федеральной службы и федерального агентства.

Утверждение Правительством Российской Федерации в установленном порядке разработанных примерных Положений, по нашему мнению, урегулирует ряд правовых проблем, которые в настоящее время имеют противоречивые подходы к их решению или не урегулированы вообще1.

Ниже прилагаются проекты примерных Положений о Федеральной службе администрирования страховых взносов и о Федеральном пенсионном агентстве.

Проект примерного Положения о Федеральной службе администрирования страховых взносов2

1 Например, при уплате или неуплате государственной пошлины, освобождении или не освобождении от взыскания судебных расходов, применении различных налоговых льгот, установленных законодательством Российской Федерации для федеральных органов исполнительной власти, и т. д.

2 Варианты названий федеральной службы: Федеральная служба страховых взносов, Федеральная служба по сбору страховых взносов, Федеральная служба по контролю и надзору за правильностью

исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов и Федераль-

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Федеральная служба администрирования страховых взносов (ФСАСВ России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением плательщиками страховых взносов, определяемыми в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также функции по контролю за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов для целей обязательного пенсионного страхования3

2. Федеральная служба администрирования страховых взносов является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию плательщиков страховых взносов, определяемых в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

3. Федеральная служба администрирования страховых взносов осуществляет полномочия собственника в отношении имущества, переданного для реализации задач, возложенных настоящим Положением.

4. Федеральная служба администрирования страховых взносов находится в ведении федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль его деятельности.

5. Федеральная служба администрирования страховых взносов в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, международными договорами Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы администрирования страховых взносов, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

6. Федеральная служба администрирования страховых взносов осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и подведомственные учреждения, а также во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и общественными объединениями.

7. Федеральная служба администрирования страховых взносов и ее территориальные органы - территориальные органы службы по субъектам Российской Федерации, территориальные органы службы в городах (районах) (далее - органы, администрирующие страховые взносы) составляют единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.

8. Федеральная служба администрирования страховых

ная служба по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

3 По нашему мнению, в дальнейшем данная служба может охватить задачи по администрированию обязательных платежей, уплачиваемых во все государственные внебюджетные фонды (обозначенное предложение является предметом отдельного исследования в этом направлении. См.: Соколов Р.А. Необходимость реорганизации Пенсионного фонда Российской Федерации на основе разграничения его функций // Пробелы в российском законодательстве 2014 г. № 3 -с. 237 - 240).

взносов и ее территориальные органы являются юридическими лицами, имеют полное и сокращенное наименование, эмблему, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, другие способы идентификации, такие, как электронная подпись, бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. Федеральная служба администрирования страховых взносов вправе иметь геральдический знак - эмблему, флаг и вымпел, учреждаемые федеральным министерством, осуществляющим координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы администрирования страховых взносов, по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.

10. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

11. Место нахождения Федеральной службы администрирования страховых взносов - г. Москва.

II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

12. Основными задачами Федеральной службы администрирования страховых взносов в установленной сфере деятельности являются:

12.1. контроль и надзор за соблюдением плательщиками страховых взносов и иных платежей4, определяемых в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов и иных платежей для целей осуществления обязательного пенсионного страхования;

12.2. контроль за правильностью начисления и уплатой дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений, установленных законодательством Российской Федерации;

12.3. контроль за правильностью начисления и уплатой взносов, уплачиваемых организациями, использующими труд членов летных экипажей, на выплату доплаты к пенсии, установленных законодательством Российской Федерации;

12.4. контроль за правильностью начисления и уплатой взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности на выплату доплаты к пенсии, установленных законодательством Российской Федерации;

12.5. обеспечение выполнения актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности находящегося в его ведении Федеральной службы администрирования страховых взносов.

III. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

13. В соответствии с возложенными задачами Федеральная служба администрирования страховых взносов

4 По нашему мнению, целесообразно объединить задачи по администрированию обязательных платежей, уплачиваемых во все государственные внебюджетные фонды в рамках данной службы (обозначенное предложение является предметом отдельного исследования в этом направлении).

осуществляет следующие функции:

13.1. осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регистрацию и снятие с регистрационного учета плательщиков страховых взносов, определяемых в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в качестве страхователей;

13.2. взаимодействует с налоговыми органами по вопросам соответствия информации в органах, администрирующих страховые взносы, о плательщиках страховых взносов данным, отраженным в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;

13.3. осуществляет учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, в том числе учет дополнительных страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, средств государственной поддержки и иных платежей в соответствии с законодательством Российский Федерации;

13.4. организует работу территориальных органов по осуществлению взыскания с плательщиков страховых взносов недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

13.5. организует работу территориальных органов по проведению камеральных и выездных проверок;

13.6. организует и координирует работу территориальных органов по процедурам зачета и возврата страховых взносов;

13.7. организует работу территориальных органов по списанию безнадежных долгов по страховым взносам;

13.8. организует работу территориальных органов по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

13.9. организует работу территориальных органов по обращению в суды судебной системы Российской Федерации с исками и в правоохранительные органы с заявлениями в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию Федеральной службы администрирования страховых взносов, а также в защиту интересов застрахованных лиц по вопросам, входящим в компетенцию Федеральной службы администрирования страховых взносов;

13.10. организует работу территориальных органов по обращению в установленном порядке в уполномоченный орган с заявлением о признании плательщика страховых взносов несостоятельным (банкротом) в связи с неисполнением им обязанности по уплате страховых взносов;

13.11. организует работу территориальных органов по вопросам предоставления плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам в порядке и случаях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации;

13.12. изучает и обобщает практику применения законодательства Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Федеральной службы администрирования страховых взносов, в том числе изучение и анализ зарубежного опыта;

13.13. осуществляет подготовку и проводит экспертизу проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Федеральной службы администрирования страховых взносов, и подго-

товку заключений по ним;

13.14. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств бюджета, предусмотренных на содержание Федеральной службы администрирования страховых взносов и реализацию возложенных на нее задач;

13.15. осуществляет контроль за соответствием решений территориальных органов законодательству Российской Федерации;

13.16. организует и проводит проверки деятельности территориальных органов и подведомственных учреждений;

13.17. организует и осуществляет информационное и правовое обеспечение территориальных органов и подведомственных учреждений;

13.18. осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Федеральной службе администрирования страховых взносов, а также контроль и координацию деятельности по гражданской обороне территориальных органов и подведомственных учреждений;

13.19. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну, и иной информации, доступ к которой ограничен федеральными законами;

13.20. осуществляет полномочия по распоряжению сведениями, составляющими государственную тайну, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации;

13.21. осуществляет межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Федеральной службы администрирования страховых взносов;

13.22. обеспечивает в пределах своей компетенции выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам (соглашениям) и осуществление прав Российской Федерации, вытекающих из этих договоров (соглашений), в случае, если такие договоры (соглашения) регулируют вопросы, входящие в компетенцию Федеральной службы администрирования страховых взносов;

13.23. представляет в федеральное министерство, осуществляющее координацию и контроль деятельности находящегося в его ведении Федеральной службы администрирования страховых взносов, предложения о заключении, выполнении и прекращении международных договоров (соглашений) Российской Федерации;

13.24. заключает международные договоры (соглашения) межведомственного характера по вопросам, входящим в компетенцию Федеральной службы администрирования страховых взносов;

13.25. заключает межведомственные соглашения о сотрудничестве в установленной сфере деятельности;

13.26. взаимодействует в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями, включая представление в международных организациях по решению Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации интересов Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию Федеральной службы администрирования страховых взносов;

13.27. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Федеральной службы администрирования страховых взносов;

13.28. организует прием граждан, своевременное и

полное рассмотрение их обращений, принятие по ним решений и направление ответов в срок, установленный законодательством Российской Федерации;

13.29. проводит информационно-разъяснительную работу среди плательщиков страховых взносов, определяемых в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, и застрахованных лиц по вопросам, относящимся к компетенции Федеральной службы администрирования страховых взносов;

13.30. организует научно-исследовательскую работу по предметам своего ведения;

13.31. участвует в организации технического, правового, научного, информационного обеспечения в установленной сфере деятельности;

13.32. осуществляет подготовку кадров для обеспечения достижения возложенных на Федеральную службу администрирования страховых взносов задач;

13.33. устанавливает (утверждает) в установленной сфере деятельности формы и образцы документов, требования к их оформлению, перечень документов, порядки их заполнения, сроки представления, положения, форматы представления документов в электронной форме, в том числе порядок направления документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг»;

13.34. обеспечивает в установленной сфере деятельности оказание государственных услуг в электронной форме через официальный сайт Федеральной службы администрирования страховых взносов, федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг», а также с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в рамках реализации законодательства Российской Федерации об организации предоставления государственных услуг;

13.35. создает и обеспечивает эксплуатацию информационных подсистем Федеральной службы администрирования страховых взносов, обеспечивающих оказание государственных услуг Федеральной службой администрирования страховых взносов в электронной форме;

13.36. участвует в проектировании технологий информационного обмена с Федеральным пенсионным агентством, организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, и ведомствами по вопросу оказания государственных услуг в электронной форме;

13.37. ведет разработку форматов и протоколов информационного обмена для обеспечения взаимодействия автоматизированной информационной системы Федеральной службы администрирования страховых взносов с информационными системами Федерального пенсионного агентства, организаций, участвующих в предоставлении государственных услуг, и ведомств в рамках реализации законодательства Российской Федерации об организации предоставления государственных услуг;

13.38. осуществляет реализацию требований законодательства Российской Федерации в сфере противодействия коррупции;

13.39. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

IV. ОСНОВНЫЕ ПРАВА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

14. Федеральная служба администрирования страховых взносов для реализации своих функций имеет право:

14.1. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

14.2. требовать в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах от плательщиков страховых взносов документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов;

14.3. требовать от плательщиков страховых взносов, их уполномоченных представителей устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах и контролировать выполнение указанных требований;

14.4. получать доступ к информации, составляющей банковскую тайну, в пределах, необходимых для осуществления контроля за выполнением банками обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации;

14.5. возбуждать дела об административных правонарушениях в установленной сфере деятельности;

14.6. получать у налоговых органов сведения о регистрации и снятии с учета плательщиков страховых взносов в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, включая сведения, составляющие налоговую тайну, в целях выполнения возложенных задач;

14.7. предоставлять налоговым органам по их запросам информацию о плательщиках страховых взносов для осуществления деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

14.8. осуществлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, обмен информацией с государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, а также ведение документации в целях выполнения задач, возложенных на Федеральную службу администрирования страховых взносов в соответствии с законодательством Российской Федерации, на бумажном носителе и в электронной форме;

14.9. принимать участие в разработке планов, концепций, основных направлений развития в установленной сфере деятельности;

14.10. разрабатывать и вносить на рассмотрение федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы администрирования страховых взносов, предложения по вопросам деятельности Федеральной службы администрирования страховых взносов;

14.11. организовывать проведение необходимых экспертиз и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности;

14.12. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;

14.13. создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности;

14.14. разрабатывать и утверждать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, образцы форменной одежды, знаков различия, удостоверений, а также порядок ношения форменной одежды;

14.15. учреждать в установленном порядке ведомственные награды, утверждать положения об этих наградах и описание наград;

14.16. представлять в установленном порядке служащих центрального аппарата, территориальных органов и подведомственных учреждений к присвоению почетных званий Российской Федерации и награждению государственными наградами Российской Федерации;

14.17. создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном законодательством Российской Федерации порядке территориальные органы и подведомственные учреждения;

14.18. заключать с федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов Российской Федерации, многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг, общественными объединениями и организациями соглашения о взаимодействии по вопросам, отнесенным к компетенции Федеральной службы администрирования страховых взносов;

14.19. отменять решения территориальных органов и подведомственных учреждений, принятые ими с нарушением законодательства Российской Федерации, если иной порядок отмены решения не установлен законодательством Российской Федерации;

14.20. учреждать в установленном порядке печатные и электронные средства массовой информации для публикации нормативных правовых актов Российской Федерации в установленной сфере деятельности, официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, отнесенным к компетенции Федеральной службы администрирования страховых взносов;

14.21. размещать заказы и заключать государственные контракты в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Федеральной службы администрирования страховых взносов, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности.

15. Для достижения поставленных задач и выполнения возложенных на Федеральную службу администрирования страховых взносов функций ей могут быть предоставлены иные права, установленные федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

V. ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

16. Федеральная служба администрирования страховых взносов обязана:

16.1. обрабатывать персональные данные, и информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами;

16.2. осуществлять контроль за соблюдением плательщиками страховых взносов законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации;

16.3. вести государственный банк данных по всем категориям плательщиков страховых взносов, в том числе физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;

16.4. организовывать работу территориальных органов по информированию плательщиков страховых взносов о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также доведению до плательщиков страховых взносов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для перечисления страховых взносов;

16.5. обеспечивать слаженную и эффективную работу структурных подразделений, территориальных органов и подведомственных учреждений;

16.6. разрабатывать по поручению Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального министерства, осуществляющего контроль и координацию деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы администрирования страховых взносов, или совместно с ними проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

16.7. готовить проекты нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

16.8. издавать нормативные правовые акты в форме приказов по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

16.9. вести в пределах своей компетенции соответствующие реестры, регистры и классификаторы;

16.10. организовывать работу территориальных органов по приему плательщиков страховых взносов, обеспечению своевременного и полного рассмотрения их обращений, принимать по ним решения и направлять плательщикам страховых взносов ответы в срок, установленный законодательством Российской Федерации;

16.11. организовывать работу территориальных органов по оказанию содействия застрахованным лицам при рассмотрении в судах судебной системы Российской Федерации исков, предметом которых являются возложение на плательщика страховых взносов обязательств по уплате страховых взносов в пользу обратившегося в суд застрахованного лица;

16.12. обеспечивать сохранность государственного имущества, переданного в рамках осуществления задач в установленной сфере деятельности;

16.13. создать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащий информацию о своей деятельности;

16.14. совершенствовать организацию деятельности структурных подразделений, территориальных органов и подведомственных учреждений в сфере противодействия коррупции;

16.15. соблюдать принципы открытости, установленные законодательством Российской Федерации, для федеральных органов исполнительной власти и основные задачи по их реализации;

16.16. внедрять, установленные законодательством Российской Федерации, системы оценки гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов по результатам предоставления ими государственных услуг;

16.17. разрабатывать и принимать меры по предупреждению и противодействию коррупции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

17. Федеральная служба администрирования страховых взносов осуществляет также и другие обязанности в установленной сфере деятельности, если такие обязанности предусмотрены федеральными законами, актами

Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федерального министерства, осуществляющего контроль и координацию деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы администрирования страховых взносов.

VI. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ С

ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

18. Федеральная служба администрирования страховых взносов:

18.1. выполняет поручения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального министерства, осуществляющего контроль и координацию деятельности Федеральной службы администрирования страховых взносов;

18.2. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти Российской Федерации, органами власти субъектов Российской Федерации и должностными лицами.

19. В пределах своей компетенции Федеральная служба администрирования страховых взносов взаимодействует с контрольно-надзорными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации непосредственно, либо через свои территориальные органы, в том числе посредством:

19.1. заключения соглашений о сотрудничестве;

19.2. проведения совместно контрольных и надзорных мероприятий;

19.3. проведения совместных научно-исследовательских работ в установленной сфере деятельности;

19.4. оказания методической и консультативной помощи в организации и проведении контрольных и надзорных мероприятий.

20. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов Федеральная служба администрирования страховых взносов взаимодействует с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленной сфере деятельности.

21. Федеральная служба администрирования страховых взносов организует взаимодействие своих территориальных органов и подведомственных учреждений с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

22. В пределах своей компетенции Федеральная служба администрирования страховых взносов взаимодействует в установленном порядке с Федеральным пенсионным агентством.

VII. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

23. Федеральная служба администрирования страховых взносов для осуществления своих функций создает свои территориальные органы в субъектах Российской Федерации, в городах (районах).

24. Для обеспечения взаимодействия с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах Федеральная служба администрирования страховых взносов создает свои структурные подразделения центрального аппарата в федеральных округах.

25. Порядок создания подведомственных учреждений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

26. Федеральная служба администрирования страховых взносов организует, направляет работу и контролирует подведомственные ему учреждения.

27. Федеральная служба администрирования страхо-

вых взносов утверждает положения о своих территориальных органах и уставы подведомственных учреждений, заключает, изменяет или расторгает контракты с их руководителями.

VIII. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

28. Федеральную службу администрирования страховых взносов возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению министра федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы администрирования страховых взносов.

29. Руководитель Федеральной службы администрирования страховых взносов несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Федеральную службы администрирования страховых взносов задач и функций.

30. Руководитель Федеральной службы администрирования страховых взносов, его заместители, руководители структурных подразделений и иные должностные лица Федеральной службы администрирования страховых взносов, а также руководители территориальных органов, их заместители, руководители структурных подразделений и иные должностные лица территориальных органов несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

31. Руководитель Федеральной службы администрирования страховых взносов несет персональную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, за организацию деятельности Федеральной службы администрирования страховых взносов в сфере противодействия коррупции.

32. Руководитель Федеральной службы администрирования страховых взносов действует от имени Федеральной службы администрирования страховых взносов и представляет без доверенности интересы Федеральной службы администрирования страховых взносов в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, российскими и иностранными организациями, международными организациями.

33. Руководитель Федеральной службы администрирования страховых взносов имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности министром федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы администрирования страховых взносов, по представлению руководителя Федеральной службы администрирования страховых взносов.

34. Количество заместителей руководителя Федеральной службы администрирования страховых взносов, устанавливается Правительством Российской Федерации.

35. Руководитель Федеральной службы администрирования страховых взносов:

35.1. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы администрирования страховых взносов, издает приказы, име-

ющие нормативный характер, по вопросам, отнесенным к компетенции Федеральной службы администрирования страховых взносов, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Федеральной службы администрирования страховых взносов - приказы ненормативного характера;

35.2. выдает доверенности, открывает счета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

35.3. принимает меры по обеспечению выполнения служащими Федеральной службы администрирования страховых взносов федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, актов и поручений федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы администрирования страховых взносов;

35.4. распределяет обязанности между своими заместителями;

35.5. утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Федеральной службы администрирования страховых взносов в пределах фонда оплаты труда и штатной численности служащих;

35.6. утверждает положения о структурных подразделениях Федеральной службы администрирования страховых взносов и сметы расходов на их содержание в пределах средств федерального бюджета, выделенных на содержание Федеральной службы администрирования страховых взносов;

35.7. утверждает численность и фонд оплаты труда служащих территориальных органов в пределах, установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности служащих, а также смету расходов на содержание территориальных органов в пределах, утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

35.8. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации вопросы, связанные с прохождением государственной службы в Федеральной службе администрирования страховых взносов;

35.9. назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке служащих центрального аппарата Федеральной службы администрирования страховых взносов;

35.10. назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке руководителей территориальных органов и подведомственных учреждений;

35.11. принимает меры, направленные на обеспечение соблюдения служащими центрального аппарата Федеральной службы администрирования страховых взносов запретов, ограничений и требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере противодействия коррупции, а также осуществляет иные полномочия в сфере противодействия коррупции в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

35.12. награждает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, ведомственными наградами служащих центрального аппарата, территориальных органов и подведомственных учреждений.

36. Руководитель Федеральной службы администрирования страховых вправе:

36.1. приостановить исполнение решения территориальных органов, подведомственных учреждений или

отменить эти решения, если иной порядок отмены решений не установлен законодательством Российской Федерации;

36.2. давать поручения и указания территориальным органам и подведомственным учреждениям, обязательные для исполнения, проверять их исполнение.

37. Руководитель Федеральной службы администрирования страховых взносов вносит в федеральное министерство, осуществляющее координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы администрирования страховых взносов:

37.1. проект изменений в положение о федеральной службе;

37.2. предложения о предельной штатной численности Федеральной службы администрирования страховых взносов и фонде оплаты труда ее служащих;

37.3. предложения по формированию федерального бюджета в части финансирования Федеральной службы администрирования страховых взносов, а также по формированию бюджета государственного внебюджетного фонда;

37.4. проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы администрирования страховых взносов;

37.5. проект ежегодного плана работы Федеральной службы администрирования страховых взносов, а также отчет об его исполнении;

37.6. кандидатуры заместителей руководителя Федеральной службы администрирования страховых взносов;

37.7. предложения о присвоении почетных званий и представлении к награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, к поощрению в виде объявления благодарности Президента Российской Федерации служащих центрального аппарата, территориальных органов и подведомственных учреждений.

38. Руководитель Федеральной службы администрирования страховых взносов осуществляет другие полномочия, установленные федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

IX. РЕОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАЗДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

39. Федеральная служба администрирования страховых взносов реорганизуется и (или) упраздняется в порядке, установленном актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

40. В случае реорганизации и (или) упразднения Федеральной службы администрирования страховых взносов порядок передачи и выполнения возложенных на нее функций определяется Правительством Российской Федерации.

41. Правопреемство и порядок его осуществления при реорганизации и (или) упразднении Федеральной службы администрирования страховых взносов осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Примерный проект Положения о Федеральном пенсионном агентстве5 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5 Варианты наименований федерального агентства: Федеральное агентство по пенсионному и социальному обеспечению, Федеральное агентство государственного пенсионного страхования, Федеральное агентство по управлению средствами обязательного пенсионного страхования и пенсионному обеспечению, Федеральное агентство по обязательному пенсионному страхованию.

1. Федеральное пенсионное агентство (ФПА России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, по оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности а также функции страховщика по обязательному пенсионному страхованию .

2. Федеральное пенсионное агентство осуществляет полномочия собственника в отношении средств обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, а также имущества, переданного для реализации задач, возложенных настоящим Положением.

3. Федеральное пенсионное агентство находится в ведении федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль его деятельности.

4. Федеральное пенсионное агентство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, международными договорами Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности находящегося в его ведении Федерального пенсионного агентства, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

5. Федеральное пенсионное агентство осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и подведомственные учреждения, а также во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и общественными объединениями.

6. Федеральное пенсионное агентство и его территориальные органы - территориальные органы агентства по субъектам Российской Федерации, территориальные органы агентства в городах (районах) (далее - органы, осуществляющие пенсионное обеспечение) составляют единую централизованную систему с вертикальной структурой управления органов, осуществляющих пенсионное обеспечение.

7. Федеральное пенсионное агентство и его территориальные органы являются юридическими лицами, имеют полное и сокращенное наименование, эмблему, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, другие способы идентификации, такие, как электронная подпись, бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Федеральное пенсионное агентство вправе иметь геральдический знак - эмблему, флаг и вымпел, учреждаемые федеральным министерством, осуществляющим координацию и контроль деятельности находящегося в его ведении Федерального пенсионного агентства, по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.

9. Финансирование расходов на содержание централь-

6 По нашему мнению, в дальнейшем объединив все пенсии и социальные пособия, установленные законодательством Российской Федерации, полномочия по назначению и их выплате могут быть возложены на данное агентство (обозначенное предложение является предметом отдельного исследования в этом направлении).

ного аппарата Федерального пенсионного агентства и его территориальных органов осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

10. Место нахождения Федерального пенсионного агентства - г. Москва.

II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА

11. Основными задачами Федерального пенсионного агентства в установленной сфере деятельности являются:

11.1. управление и распоряжение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средствами обязательного пенсионного страхования на территории Российской Федерации;

11.2. инвестирование средств пенсионных накоплений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

11.3. осуществление актуарной деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, по основным направлениям развития пенсионного обеспечения на долгосрочную перспективу;

11.4. осуществление деятельности по государственному пенсионному обеспечению граждан, в том числе по дополнительному материальному обеспечению отдельных категорий граждан, а также по дополнительному социальному обеспечению и иных видов обеспечения, устанавливаемых дополнительно к трудовым пенсиям и к пенсиям по государственному пенсионному обеспечению;

11.5. оказание в установленной сфере деятельности государственных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации;

11.6. обеспечение выполнения актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности находящегося в его ведении Федерального пенсионного агентства.

III. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА

12. В соответствии с возложенными задачами Федеральное пенсионное агентство осуществляет следующие функции:

12.1. осуществляет управление средствами обязательного пенсионного страхования и контроль за их расходованием в соответствии с законодательством Российской Федерации;

12.2. осуществляет мониторинг конъюнктуры финансового рынка;

12.3. осуществляет сбор, анализ, систематизацию и обобщение информации, получаемой от субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений;

12.4. организует заключение договоров с управляющими компаниями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

12.5. организует заключение договоров со специализированным депозитарием в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

12.6. обеспечивает процесс передачи средств пенсионных накоплений в доверительное управление управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

12.7. осуществляет учет движения средств пенсионных накоплений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

12.8. осуществляет сбор, обработку и анализ отчетов специализированного депозитария и управляющих компаний;

12.9. организует работу территориальных органов по выплате средств правопреемникам умерших застрахованных лиц, единовременных выплат средств пенсионных накоплений, срочных пенсионных выплат, социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти;

12.10. организует работу территориальных органов по осуществлению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регистрации граждан в системе обязательного пенсионного страхования в качестве застрахованных лиц;

12.11. организует работу территориальных органов по ведению индивидуального (персонифицированного) учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации;

12.12. организует работу территориальных органов по применению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, финансовых санкции за непредставление в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к плательщикам страховых взносов;

12.13. организует информирование застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

12.14. организует работу территориальных органов по назначению, перерасчету размера, выплате и организации доставки пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и о государственном пенсионном обеспечении, а также иных выплат, установление и выплата которых возложены на Федеральное пенсионное агентство;

12.15. осуществляет установление и выплату (перевод за пределы Российской Федерации) пенсий и дополнительных выплат (перерасчитывает их размер, переводит с одного вида пенсии на другой) лицам, проживающим за границей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами (соглашениями) Российской Федерации;

12.16. осуществляет выплаты пенсий, установленные компетентными учреждениями иностранных государств лицам, проживающим на территории Российской Федерации, в рамках реализации международных договоров (соглашений) Российской Федерации;

12.17. обеспечивает единообразное применение законодательства Российской Федерации и международных договоров (соглашений) Российской Федерации в части установления и выплаты пенсий и дополнительных выплат лицам, проживающим за границей;

12.18. осуществляет взаимодействие с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации за границей по вопросам пенсионного обеспечения граждан, проживающих за границей;

12.19. организует работу территориальных органов по осуществлению федеральной социальной доплаты

к пенсии, дополнительного пенсионного обеспечения, установленного законодательством Российской Федерации;

12.20. организует работу территориальных органов по осуществлению ежемесячных денежных выплат и дополнительного ежемесячного материального обеспечения, установленного законодательством Российской Федерации;

12.21. обеспечивает в установленной сфере деятельности оказание государственных услуг в электронной форме через официальный сайт Федерального пенсионного агентства, федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг», а также с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в рамках реализации законодательства Российской Федерации об организации предоставления государственных услуг;

12.22. обеспечивает эксплуатацию информационных подсистем Федерального пенсионного агентства, обеспечивающих оказание государственных услуг Федеральным пенсионным агентством в электронной форме;

12.23. участвует в проектировании технологий информационного обмена с организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, и ведомствами по вопросу оказания государственных услуг Федеральным пенсионным агентством в электронной форме;

12.24. ведет разработку форматов и протоколов информационного обмена для обеспечения взаимодействия автоматизированной информационной системы Федерального пенсионного агентства с информационными системами Федеральной службы администрирования страховых взносов, организаций, участвующих в предоставлении государственных услуг, и ведомств в рамках реализации законодательства Российской Федерации об организации предоставления государственных услуг;

12.25. изучает и обобщает практику применения законодательства Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Федерального пенсионного агентства, в том числе изучение и анализ зарубежного опыта;

12.26. осуществляет подготовку и экспертизу проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Федерального пенсионного агентства, и подготовку заключений по ним;

12.27. осуществляет подготовку кадров для обеспечения достижения возложенных на Федеральное пенсионное агентство задач;

12.28. создает и эксплуатирует государственные информационные системы, используемые при установлении и выплате пенсий, иных выплат, установление и выплата которых отнесены к компетенции Федерального пенсионного агентства, а также других программных комплексов, использование которых направлено на совершенствование процесса установления и выплаты пенсий;

12.29. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств бюджета, предусмотренных на содержание Федерального пенсионного агентства и реализацию возложенных на него задач, в том числе в части публичных обязательств, а также функции главного распорядителя средств бюджета государственного внебюджетного фонда;

12.30. осуществляет контроль за соответствием решений территориальных органов законодательству Российской Федерации;

12.31. отменяет противоречащие законодательству Российской Федерации решения территориальных органов и подведомственных учреждений, если иной порядок отмены решения не установлен законодательством Российской Федерации;

12.32. организует и проводит проверки деятельности территориальных органов и подведомственных учреждений;

12.33. организует и осуществляет информационное и правовое обеспечение территориальных органов и подведомственных учреждений;

12.34. организует прием граждан, своевременное и полное рассмотрение их обращений, принятие по ним решений и направление ответов в срок, установленный законодательством Российской Федерации;

12.35. проводит информационно-разъяснительную работу среди застрахованных лиц и плательщиков страховых взносов, определяемых в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, по вопросам, относящимся к компетенции Федерального пенсионного агентства;

12.36. осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Федеральном пенсионном агентстве, а также контроль и координацию деятельности по гражданской обороне территориальных органов и подведомственных учреждений;

12.37. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну, и иной информации, доступ к которой ограничен федеральными законами;

12.38. осуществляет полномочия по распоряжению сведениями, составляющими государственную тайну, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации;

12.39. обеспечивает в пределах своей компетенции государственную защиту сведений в отношении лиц, подлежащих государственной защите в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации;

12.40. осуществляет межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Федерального пенсионного агентства;

12.41. обеспечивает в пределах своей компетенции выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам (соглашениям) и осуществление прав Российской Федерации, вытекающих из этих договоров (соглашений), в случае, если такие договоры (соглашения) регулируют вопросы, входящие в компетенцию Федерального пенсионного агентства;

12.42. представляет в федеральное министерство, осуществляющее координацию и контроль деятельности находящегося в его ведении Федерального пенсионного агентства предложения о заключении, выполнении и прекращении международных договоров (соглашений) Российской Федерации;

12.43. заключает международные договоры (соглашения) межведомственного характера по вопросам, входящим в компетенцию Федерального пенсионного агентства;

12.44. взаимодействует в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями, включая представление в международных организациях по поручению Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации интересов Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию Федерального пенсионно-

го агентства;

12.45. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Федерального пенсионного агентства;

12.46. проводит информационно-разъяснительную работу среди граждан и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Федерального пенсионного агентства;

12.47. организует и проводит научно-исследовательскую работу по предметам своего ведения;

12.48. осуществляет проведение актуарного оценивания пенсионной системы на долгосрочную перспективу;

12.49. осуществляет выработку рекомендаций по основным направлениям развития обязательного пенсионного страхования в долгосрочной перспективе;

12.50. формирует информационные базы данных демографических и социально-экономических показателей для актуарных расчетов, стратегического планирования и долгосрочного прогнозирования (базы данных актуарных расчетов);

12.51. управляет государственным имуществом, переданным в рамках осуществления задач в установленной сфере деятельности;

12.52. устанавливает (утверждает) в установленной сфере деятельности формы и образцы документов, требования к их оформлению, перечень документов, порядки их заполнения, сроки представления, положения, форматы представления документов в электронном форме, в том числе порядок направления документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг»;

12.53. разрабатывает и вносит в федеральное министерство, осуществляющее координацию и контроль деятельности находящегося в его ведении Федерального пенсионного агентства, предложения по повышению эффективности управления средствами обязательного пенсионного страхования и качества оказания государственных услуг в установленной сфере деятельности, а также предложения с экономическим обоснованием перспективных направлений государственной политики по совершенствованию пенсионной системы и формированию финансовой устойчивости пенсионной системы при различных сценариях экономического развития Российской Федерации;

12.54. осуществляет реализацию требований законодательства Российской Федерации в сфере противодействия коррупции;

12.55. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

IV. ОСНОВНЫЕ ПРАВА ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА

13. Федеральное пенсионное агентство для реализации своих функций имеет право:

13.1. запрашивать и получать необходимые документы, справки и сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

13.2. проводить проверки документов, связанных с

назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц;

13.3. обращаться в суды судебной системы Российской Федерации с исками и в правоохранительные органы с заявлениями в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию Федерального пенсионного агентства;

13.4. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;

13.5. осуществлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, обмен информацией с государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, а также ведение документации в целях выполнения задач, возложенных на Федеральное пенсионное агентство в соответствии с законодательством Российской Федерации, на бумажном носителе и в электронной форме;

13.6. требовать и получать у государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» информацию о порядке, размерах и об условиях получения гарантийного возмещения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

13.7. получать у государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» гарантийное возмещение в интересах застрахованных лиц в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

13.8. заключать с федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов Российской Федерации, многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг, общественными объединениями и организациями соглашения о взаимодействии по вопросам, отнесенным к компетенции Федерального пенсионного агентства;

13.9. создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности;

13.10. учреждать в установленном порядке печатные и электронные средства массовой информации для публикации нормативных правовых актов Российской Федерации в установленной сфере деятельности, официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, отнесенным к компетенции Федерального пенсионного агентства;

13.11. разрабатывать и вносить на рассмотрение федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности находящегося в его ведении Федерального пенсионного агентства, предложения по вопросам своей деятельности;

13.12. участвовать в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13.13. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Федерального пенсионного агентства и подведомственных учреждений;

13.14. учреждать в установленном порядке ведомственные награды, утверждать положения об этих наградах и описание наград;

13.15. представлять в установленном порядке служащих центрального аппарата, территориальных органов и

подведомственных учреждений к присвоению почетных званий Российской Федерации и награждению государственными наградами Российской Федерации;

13.16. создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном законодательством Российской Федерации порядке территориальные органы и подведомственные учреждения;

13.17. размещать заказы и заключать государственные контракты в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Федерального пенсионного агентства, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности.

14. Для достижения поставленных задач и выполнения возложенных на Федеральное пенсионное агентство функций ему могут быть предоставлены иные права, установленные федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

V. ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА

15. Федеральное пенсионное агентство обязано:

15.1. обрабатывать персональные данные, и информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами;

15.2. назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать страховые и накопительные пенсии, а также предусмотренные законодательством Российской Федерации другие виды пенсий, доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим, гражданам из числа работников летно-испытательного состава, фиксированные выплаты к страховой пенсии, единовременные выплаты средств пенсионных накоплений, срочные пенсионные выплаты, выплаты средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица, социальные пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и иные выплаты, осуществление которых возложено законодательством Российской Федерации;

15.3. вести в пределах своей компетенции соответствующие реестры, регистры и классификаторы, в том числе индивидуальный (персонифицированный) учет сведений всех застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации;

15.4. осуществлять контроль за обоснованностью представления документов для назначения (перерасчета) сумм обязательного страхового обеспечения;

15.5. уплачивать гарантийные взносы в фонд гарантирования пенсионных накоплений в соответствии с законодательством Российской Федерации;

15.6. предоставлять государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» информацию, установленную законодательством Российской Федерации;

15.7. давать застрахованным лицам и страхователям разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

15.8. организовывать прием застрахованных лиц, обеспечивать своевременное и полное рассмотрение их обращений по вопросам, отнесенным к компетенции Федерального пенсионного агентства, принимать по ним решения и направлять застрахованным лицам ответы в срок, установленный законодательством Российской

Федерации;

15.9. исполнять поручения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности находящегося в его ведении Федерального пенсионного агентства;

15.10. обеспечивать слаженную и эффективную работу своих структурных подразделений, территориальных органов и подведомственных учреждений;

15.11. информировать федеральное министерство, осуществляющее координацию и контроль деятельности находящегося в его ведении Федерального пенсионного агентства, о состоянии дел в установленной сфере деятельности;

15.12. обеспечивать целевое использование средств обязательного пенсионного страхования, а также осуществлять контроль за их использованием, в том числе сохранность государственного имущества, переданного в рамках осуществления задач в установленной сфере деятельности;

15.13. создать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащий информацию о своей деятельности;

15.14. совершенствовать организацию деятельности структурных подразделений, территориальных органов и подведомственных учреждений в сфере противодействия коррупции;

15.15. соблюдать принципы открытости, установленные законодательством Российской Федерации, для федеральных органов исполнительной власти и основные задачи по их реализации;

15.16. внедрять, установленные законодательством Российской Федерации, системы оценки гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов по результатам предоставления ими государственных услуг;

15.17. разрабатывать и принимать меры по предупреждению и противодействию коррупции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

16. Федеральное пенсионное агентство осуществляет также и другие обязанности в установленной сфере деятельности, если такие обязанности предусмотрены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

VI. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

17. Федеральное пенсионное агентство:

17.1. выполняет поручения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федерального министерства, осуществляющего контроль и координацию Федерального пенсионного агентства;

17.2. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти Российской Федерации, органами власти субъектов Российской Федерации и должностными лицами.

18. В пределах своей компетенции Федеральное пенсионное агентство взаимодействует с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации непосредственно, либо через свои территориальные органы, в том числе посредством:

18.1. заключения соглашений о сотрудничестве;

18.2. проведения совместных научно-исследовательских работ в установленной сфере дея-

тельности.

19. Федеральное пенсионное агентство организует взаимодействие своих территориальных органов, подведомственных учреждений с органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

20. В пределах своей компетенции Федеральное пенсионное агентство взаимодействует в установленном порядке с Федеральной службой администрирования страховых взносов.

VII. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА

21. Федеральное пенсионное агентство для осуществления своих функций создает свои территориальные органы в субъектах Российской Федерации, в городах (районах).

22. Для обеспечения взаимодействия с полномочными представителями Президента Российской Федерации Федеральное пенсионное агентство создает свои структурные подразделения центрального аппарата в федеральных округах.

23. Создание подведомственных учреждений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

24. Федеральное пенсионное агентство организует, направляет работу и контролирует подведомственные учреждения.

25. Федеральное пенсионное агентство утверждает положения о территориальных органах и уставы подведомственных учреждений, заключает, изменяет или расторгает контракты с их руководителями.

VIII. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА

26. Федеральное пенсионное агентство возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению министра федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности находящегося в его ведении Федерального пенсионного агентства.

27. Руководитель Федерального пенсионного агентства несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Федеральное пенсионное агентство задач и функций.

28. Руководитель Федерального пенсионного агентства, его заместители, руководители структурных подразделений и иные должностные лица Федерального пенсионного агентства, а также руководители территориальных органов, их заместители, руководители структурных подразделений и иные должностные лица территориальных органов несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

29. Руководитель Федерального пенсионного агентства несет персональную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, за организацию деятельности Федерального пенсионного агентства в сфере противодействия коррупции.

30. Руководитель Федерального пенсионного агентства действует от имени Федерального пенсионного агентства и представляет без доверенности интересы Федерального пенсионного агентства в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, российскими и иностранными организациями, международными организациями;

31. Руководитель Федерального пенсионного агентства имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности министром федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности находящегося в его ведении Федерального пенсионного агентства, по представлению руководителя Федерального пенсионного агентства.

32. Количество заместителей руководителя Федерального пенсионного агентства, устанавливается Правительством Российской Федерации.

33. Руководитель Федерального пенсионного агентства:

33.1. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности находящегося в его ведении Федерального пенсионного агентства, издает приказы, имеющие нормативный характер, по вопросам, отнесенным к компетенции Федерального пенсионного агентства, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Федерального пенсионного агентства - приказы ненормативного характера;

33.2. выдает доверенности, открывает счета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

33.3. принимает меры по обеспечению выполнения служащими Федерального пенсионного агентства федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, актов и поручений федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федерального пенсионного агентства;

33.4. распределяет обязанности между своими заместителями;

34.5. утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Федерального пенсионного агентства в пределах фонда оплаты труда и штатной численности служащих;

33.6. утверждает положения о структурных подразделениях Федерального пенсионного агентства и сметы расходов на их содержание в пределах средств федерального бюджета, выделенных на содержание Федерального пенсионного агентства;

33.7. утверждает численность и фонд оплаты труда служащих территориальных органов в пределах, установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности служащих, а также смету расходов на содержание территориальных органов в пределах, утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

33.8. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации вопросы, связанные с прохождением государственной службы в Федеральном пенсионном агентстве;

33.9. назначает на должность и освобождает от должности служащих центрального аппарата Федерального пенсионного агентства;

33.10. назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке руководителей территориальных органов и подведомственных учреждений;

33.11. принимает меры, направленные на обеспечение соблюдения служащими центрального аппарата Феде-

рального пенсионного агентства запретов, ограничений и требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере противодействия коррупции, а также осуществляет иные полномочия в сфере противодействия коррупции в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

33.12. награждает в установленном законодательством Российской Федерации порядке ведомственными наградами служащих центрального аппарата Федерального пенсионного агентства, территориальных органов и подведомственных учреждений.

34. Руководитель Федерального пенсионного агентства вправе:

34.1 приостанавливать исполнение решения территориальных органов, подведомственных учреждений или отменять эти решения, если иной порядок отмены решений не установлен законодательством Российской Федерации;

34.2. давать поручения и указания территориальным органам и подведомственным учреждениям, обязательные для исполнения, проверять их исполнение.

35. Руководитель Федерального пенсионного агентства вносит в федеральное министерство, осуществляющее координацию и контроль деятельности находящегося в его ведении Федерального пенсионного агентства:

35.1. проект изменений в положение о федеральном агентстве;

35.2. предложения о предельной штатной численности Федерального пенсионного агентства и фонде оплаты труда ее служащих;

35.3. предложения по формированию федерального бюджета в части финансирования Федерального пенсионного агентства;

35.4. проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, относящихся к сфере деятельности Федерального пенсионного агентства;

35.5. проект ежегодного плана работы Федерального пенсионного агентства, а также отчет об его исполнении;

35.6. кандидатуры заместителей руководителя Федерального пенсионного агентства;

35.7. предложения о присвоении почетных званий и представлении к награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, к поощрению в виде объявления благодарности Президента Российской Федерации служащих центрального аппарата Федерального пенсионного агентства, территориальных органов и подведомственных учреждений.

36. Руководитель Федерального пенсионного агентства осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

IX. РЕОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАЗДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА

37. Федеральное пенсионное агентство реорганизуется и (или) упраздняется в порядке, установленном актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

38. В случае реорганизации и (или) ликвидации Федерального пенсионного агентства порядок передачи и выполнения возложенных функций определяется Правительством Российской Федерации.

39. Правопреемство и порядок его осуществления при реорганизации или ликвидации Федерального пенсионного агентства осуществляется в порядке, устанавлива-

емом Правительством Российской Федерации.

Список литературы:

1. Соколов Р.А. Необходимость реорганизации Пенсионного фонда Российской Федерации на основе разграничения его функций // Пробелы в российском законодательстве 2014 г. № 3 - с. 237 - 240.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 25 июня 2012 г. № 26. Ст. 3528.

3. Материалы к заседанию размещены на официальном сайте Московской академии образования Натальи Нестеровой // URL: http://www.nesterova.ru/ (дата обращения -15 сентября 2013 г.).

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. № 2524-р «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 31 декабря 2012 г. № 53 (Ч. 2). Ст. 8029.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Проекты примерных Положений о Федеральной службе администрирования страховых взносов и о Федеральном пенсионном агентстве» соискателя Соколова Р.А. Статья Соколова Р.А. является продолжением авторских исследований, связанных с необходимостью реорганизации Пенсионного фонда Российской Федерации на основе разграничения его функций между федеральной службой, федеральным агентством и федеральным министерством, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности (см., например, Соколов Р.А. Необходимость реорганизации Пенсионного фонда Российской Федерации на основе разграничения его функций // Пробелы в российском законодательстве 2014 г. № 3 - с. 237 - 240.).

Автор поднимает в своей статье весьма актуальную тему, так как она вписывается в проводимые в настоящее время реформы в области обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

В частности, разделом III Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. № 2524-р (далее - Стратегия), предусмотрены мероприятия, связанные с совершенствованием законодательства, регулирующего деятельность и правовой статус Пенсионного фонда Российской Федерации.

Новизна рецензируемой работы заключается в том, что ее автор впервые предложил разграничить функции Пенсионного фонда Российской Федерации в рамках трехзвенной системы федеральных органов исполнительной власти по компетенции вопросов, определенных Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», разработал проекты примерных Положений о федеральной службе и федеральном агентстве, предложил варианты названий федеральной службы - Федеральная служба администрирования страховых взносов и федерального агентства - Федеральное пенсионное агентство.

Статья Соколова Р.А. выполнена на высоком научном уровне, представляет практическую значимость, в частности, описываются предложения относительно совершенствования законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность и правовой статус Пенсионного фонда Российской Федерации.

Данная статья рекомендуется для публикации в открытой печати и ранее не публиковалась.

канд. юрид. наук, доцент,

Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московской области «Академии социального управления»,

Мак-Мак Василий Петрович

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.