Научная статья на тему 'Проекты местного управления Я. П. Шаховского (начало 60-х гг. XVIII В. )'

Проекты местного управления Я. П. Шаховского (начало 60-х гг. XVIII В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
204
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМА / МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МЕСТНАЯ ВЛАСТЬ / ПРОЕКТЫ РЕФОРМ / ГУБЕРНИИ / ВЫБОРНЫЕ ОРГАНЫ / ДВОРЯНСТВО / ЧИНОВНИЧЕСТВО / ЕКАТЕРИНА II / КНЯЗЬ Я.П. ШАХОВСКИЙ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Коршунова Надежда Владимировна

Представлены проекты местного управления Я.П. Шаховского, составленные по поручению Екатерины II в первые годы ее правления. В данных проектах детально отражена подготовка преобразований в области местного управления, а также показано, что предложения автора основаны не только на теоретических замыслах, но и практических наблюдениях Шаховского. Представлен материал обсуждения проектов Шаховского и их значение для дальнейшего реформирования местного управления в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Projects of Local Government by Y.P. Shakhovskoy (Early 60th of 18 Century)

Projects of local government made by Y.P. Shakhovskoy on behalf of Ekaterina II in the first years of her government are described in this work. Preparation of transformations in local management is reflected in the given projects in details, and it is also shown, that author's proposals are made not only on the basis of theoretical plans, but also on Shakhovskoy's practical experience. The material on discussing Shakhovskoy's projects and their value to the further reforming of local government in Russia is presented.

Текст научной работы на тему «Проекты местного управления Я. П. Шаховского (начало 60-х гг. XVIII В. )»

Н.В. Коршунова

Проекты местного управления Я.П. Шаховского (начало 60-х гг. XVIII в.)

Ключевые слова: реформа, местное управление, местная власть, проекты реформ, губернии, выборные органы, дворянство, чиновничество, Екатерина II, князь Я.П. Шаховский.

Реформы местного управления, как правило, относятся к второстепенным. Однако именно руководители на местах были непосредственными исполнителями государственных преобразований, от них зависел успех внутренней политики государства.

Очередной этап в подготовке и проведении реформ местного управления пришелся на время правлении Екатерины II. Преобразования в этой сфере были крайне необходимыми, так как после петровских реформ и их корректировке 1727 г. никаких серьезных преобразований в этой сфере не проводилось.

Разработку первого проекта реформы местного управления Екатерина II поручила уже осенью 1762 г. сенатору князю Я.П. Шаховскому. Как писал сам Я.П. Шаховский, «во время бытности в Москве... соизволила Ее Императорское Величество собственноручным надписанием, данным Сенату, поручить мне дабы я коллежские, канцелярские, также губернских и воеводских канцелярий прежние штаты рассмотрел и вновь, по состоянию надобностей, с наилучшими успехами оные сочинения к апробации Ее Величеству представил» [1, с. 169]. Обращение Екатерины II именно к Шаховскому с предложением о составлении данного проекта было вполне логичным. Престарелый вельможа елизаветинских времен, противник Шуваловых, отстраненный от дел Петром III, он как никто другой подходил на роль «советника» молодой императрице в первые годы ее правления. К тому же кн. Шаховский действительно хорошо разбирался в вопросах местного управления, так как в свое время исполнял должность в Ярославской губернии, а также принимал участие в редактировании Уложения во время правления Елизаветы Петровны.

Я .П. Шаховский с готовностью приступил к делу и «менее года усчасливился всё то исполнить и к лучшему рассмотрению, согласию и исправлению быть могущих в том моих ошибок представил Правительствующему Сенату». 10 декабря 1762 г. Шаховский донес императрице о выполнении поручения и представлении в Сенат проекта о том, «где для лучших впредь полезных успехах, как в губернских, так и в провинциальных и в приписных городах, что

прибавить, убавить, соединить за потребно показать о числе назначенных персон, также о их жаловании табель, о должностях их сколько мне в рассудок пришло описание» [1, с. 170].

Проект Шаховского состоял из двух основных частей: предложения по перемене территориального деления губерний и меры по введению новых штатов. Прежде всего Я.П. Шаховский предложил усовершенствовать губернское и уездное деление империи. Для удобства управления автор проекта предложил трансформировать структуру губерний с учетом проживающих на их территории лиц [2, л. 3]. Я.П. Шаховский предлагал одним из первых упорядочить губернии по числу проживающих лиц (за исключением сибирских) и установить примерно от 200 до 450 тыс. жителей. Как известно, этот принцип в дальнейшем и будет заложен Екатериной II в губернской реформе. Однако эта часть проекта Я.П. Шаховского, даже с учетом сенаторской правки, осталась схематичной. Как сетовал сам Яков Петрович, он не мог детально разработать план деления империи из-за отсутствия четких данных о реальном положении дел: не было хороших географических карт, данных о количестве проживающего на территории губернии и уездов населения, и даже в некоторых случаях отсутствия данных и подчинении уездов и провинции к тем или иным губерниям.

Вопросы реформирования штатов губернии представлены в проекте Шаховского более детально. По его мнению, всю страну следовало разделить на 7 частей, и во главе каждой поставить генерал-губернатора, обязанность которого - «прилежно наблюдать, чтобы ведомства его в губерниях везде во всем порядочно поступали» [2, л. 34]. Именно генерал-губернатору следовало подчинить все губернские управы, городские магистраты и ратуши, а также все воинские команды, расквартированные на данной территории. Такие большие полномочия требовались генерал-губернатору, по мнению Шаховского, для того чтобы обеспечить спокойную и благополучную жизнь жителям губернии. Для лучшей же исправности генерал-губернаторской должности его помощниками должны были стать выборные от дворянства (что предлагал еще П.И. Шувалов) и от купечества - по одному от каждой губернии на срок один или два года. Круг прав и обязанностей выборных от дворянства и от купечества был различен. Выборных от дворянства следовало «наименовать земские советники», и они должны были постоянно присутствовать в генерал-

губернаторских канцеляриях. Избранные от купечества, напротив, допускались бы только тогда, «когда по купеческим делам рассмотрению быть надлежит, дабы они (купцы. - Н.К.) через свою тогдашнюю отлучку не могли лишиться тогров и промыслов своих» [2, л. 38]. Итак, Я.П. Шаховский, без сомнения, предлагал ввести местное самоуправление, выбирая при этом такую систему, которая не воспринималась бы местным населением как очередная повинность и не была для него обременительной.

В проекте Я.П. Шаховского генерал-губернатор также должен был стать высшей судебной инстанцией на губернском уровне. Выше его стоял бы только Сенат. Также Шаховский считал необходимым наделить генерал-губернатора широкими полномочиями в подборе и распределении кадров. На низшие должности секретарей, протоколистов, регистраторов генерал-губернатор (а не губернатор!) назначал сам. Кандидатов на должности губернаторов, воевод, товарищей губернатора и на другие высшие должности генерал-губернатор представлял кандидатуры для назначения в Сенат.

Таким образом, подводя итог предложениям Шаховского о введении должности генерал-губернатора, следует заметить, что автор проекта, с одной стороны, предлагал еще более усложнить территориальное деление, введя новую административную единицу; с другой стороны, частично власть генерал-губернатора была бы ограничена представителями местного дворянства и даже купечества, иначе говоря, органами местного самоуправления.

Как известно, одной из наиболее острых проблем местного управления была коррупция и волокита местных чиновников. Поэтому Шаховский, в чем-то повторяя проект Шувалова, также предложил учредить в губернии должность комиссара, которую замещать должны были выборные от местного дворянства. В должностные обязанности комиссаров следовало включить задачу смотреть, «чтобы во время марширования полков от тех воинских людей никаких жителям обид и убытков и приключений не было; чтоб в сборе с жителей фуража и в раздаче оного воинским людям всё порядочно и без оскорбления и убытков происходило... При всяких выемках, как то украденных пожитках или захваченного и загнанного скота, что от канцелярии учинить будет определено, ему быть пристойным числом понятых. От наносимых посылаемыми из города лицами обид жителей предохранять; смотреть за исправлением дорог и дворов, где оные есть; смотреть, чтобы кормчеств не было» [2, л. 33]. Введение данной меры, наверное, не искоренило бы взяточничества, но, безусловно, открыло бы дорогу местному самоуправлению. Как мы видим, в предлагаемых мерах много общего с должностными обязанностями земств второй половины XIX в.

Наконец, в завершение предложений по организации местного управления Я.П. Шаховский представил проект инструкции для производства выбора дворянских депутатов при генерал-губернаторе и на другие выборные должности. Он писал, что «для выбора во всем означенным в рассмотрении должностями съезжаться дворянам заблаговременно каждого года в ноябре месяце в губернском городе и выбирать из живущих в той губернии в городах, селах и деревнях, каждой из своей провинции и уезда, людей знающих и совести доброй, неподозрительных и честных поведением». Более того, Шаховский предлагал установить некий количественный ценз, определить минимальное количество дворян, которые могли бы избирать депутатов, т.е. создать нечто подобное «спискам избирателей»: «при тех выборах дворянам, по крайней мере, не менее как по сорок человек быть надлежит». Автор проекта считал, что участие в выборах должно быть для дворян обязательным. Шаховский так комментировал эту мысль, что они «о назначенном для выборов дворян съезде были известны (извещены. - Н.К.) и неведением не отговаривались». Поэтому информации о проводимых выборах следует распространять заблаговременно: «пристойным образом публиковать».

Не забыл Я.П. Шаховский и об этической стороне «избирательной кампании». В своем проекте он пояснял, что и депутаты, и избиратели должны вести себя корректно по отношению друг к другу, а «ежели кто на выборах по какой-либо злобе кого опорочит и обиднеческим и подозрительным в выборе делать будут, или кто сам не хочет для общего благополучия в удостоенной должности послужить, неправо составленными резоны освобождаться будут и в том доказан окажется». За это следует налагать пени по рекомендации самих дворян и «доводиться о их (нарушителях. -

Н.К.) поступков до сведения генерал-губернаторов, и выбранные уже в какую-либо должность подлежат отрешению» [2, л. 48-49]. Дворяне же, состоящие на службе, в выборах принимать участия не должны, но могут быть избирателями, если временно живут в своих имениях.

Императрица Екатерина оценила старания князя Я.П. Шаховского и пригласила его с собой в первую поездку по России в 1763 г. В сопровождении доверенных лиц, в том числе кн. Шаховского, Екатерина II посетила Переяславль, Ростов, Ярославль и другие города. Она везде проявляла живой интерес к организации управления на местах. Я.П. Шаховский в дальнейшем писал в своих воспоминаниях, что он подробно рассказывал молодой императрице об этом: «Между прочим, мне пришлось уведомить Е.И.В., как государь Петр Великий узаконил, дабы в каждый год по одному из господ сенаторов ездили по всему государству для расследования в губернских, воеводских и прочих канцеляриях производимых ими дел

и для восстановления доброго порядка. . Будучи в молодых летах, слышал, что первый из господ сенаторов в силу того (указа. - Н.К.) был по государству объездчик граф Андрей Артамонович Матвеев, муж в разуме и делах достохвальный, который приехав в город Переславль-Залесский и осматривая воеводской канцелярии дела, когда нашел секретаря по делам его смерти достойным, то оный немедленно в том же городе на публичном месте и (был. - Н.К.) повешен» [1, с. 168-169].

Рассказ этот о масштабных злоупотреблениях местных властей вызвал большой интерес Екатерины II, и она предложила Шаховскому провести сенатскую ревизию Ярославской губернии, что и было сделано. Как это описывал сам Я.П. Шаховский, «того же дня призвал я себе воеводу и магистратного главного судью и объявил, что я по высочайшему повелению буду в следующий день рано в их канцелярии для ревизования производства и исполнения их должности, и для того было б у них в готовности все то, что им и без понуждения моего в готовности всегда в канцеляриях иметь должно. ... : 1) именной список присутствующим членам и всем канцелярским служителям соозначением их служб и достоинств, как уже о том давно учрежденная форма гласит; 2) настольный реестр о находящихся в их канцеляриях нерешенных делах с показанием о каждом, отчего те без решения продолжаются; 3) реестр о полученных из Сената, из Юстиц-коллегии и из губернии указах, кои поныне в неисполнении находятся, также с показанием, какие тому препятствующие причины; 4) ведомости о наличной денежной казне, о недоимках и содержащихся в оной колодниках с изъяснением же, буде есть по тем к производству и решению какие препятствия» [1, с. 170-171]. В течение первой половины следующего дня Шаховский, как и объявлял, провел ревизию. Уже к обеду, завершив основные дела, он доложил о проделанной работе Екатерине II, немало удивив молодую императрицу своей расторопностью. На обратном пути Шаховский провел аналогичные ревизии в Ростове и Переславле-Залесском.

Свой проект, а также все замечания, полученные по результатам ревизий, Я.П. Шаховский представил в Сенат, где проект был незначительно доработан и передан Екатерине II. Императрица выразила удовольствие работой князя Шаховского, но дальнейшей реализации проект не получил. Более того, 15 декабря 1763 г. был издан указ о регулировании вопросов местного управления, в рамках которого была усилена чисто бюрократическая власть генерал-губернаторов. По нашему мнению, в то время Екатерина II и не собиралась заниматься реформой местного самоуправления. Ей было необходимо занять наиболее влиятельных государственных деятелей, государственные учреждения обсуждением важных, но не политических вопросов.

В то же время бросаются в глаза некоторые параллели проекта Шаховского в части «о генерал-губернаторах» и екатерининского «наставления генерал-губернаторам», и инструкции генерал-губернаторам». Черновики этих документов содержат рукописные правки Екатерины II [3, л. 1-10, 11-25]. Проект «инструкции» был составлен, вероятно, ранее «наставления» - в декабре 1762 г. - августе 1763 г. -время работы над проектом Я.П. Шаховского. Проведенное Ю.В. Готье палеографическое сличение документов (инструкции и проекта Шаховского) показывает, что они были составлены одним автором [4, с. 175]. Правда, есть также вероятность, что оба документа переписаны одним человеком, но в любом случае, автор «инструкции» явно знакомился с проектом Шаховского. В Инструкции подробно перечислялись функции генерал-прокурора в сельском и ином хозяйстве, а также указывались правила контроля за состоянием дорог и мостов, рассматривались вопросы организации полиции, содержания школ и др.

Екатерина II внесла в инструкцию незначительные поправки и отложила ее. Правда, в дальнейшем некоторые размышления о должности генерал-губернатора вошли в «Наставления», написанные самой императрицей, которые сами по себе не меняли ничего в системе местного управления.

Таким образом, проект Я.П. Шаховского оказался нереализованным, и причин здесь можно назвать несколько. Данный проект был явно несвоевременным. Екатерина II в первые годы своего правления еще не могла проводить в полной мере самостоятельной политики и решаться на какие-либо серьезные реформы, даже если они в какой-то мере удовлетворяли интересы дворянства. Кроме того, проект Шаховского был недоработан. Для его совершенствования требовалось выяснения истинного положения дел на местах, чем, собственно, и занялась Екатерина II. Стоит также учесть, что проект шел «через Сенат», влияние которого не устраивало молодую императрицу. Наконец, проект Шаховского был небесспорен и требовал серьезной доработки.

В 1762 или 1763 г. Екатериной II была получена анонимная записка с его критикой [5, л. 66-69]. В деле оговорено: «Проект Никиты Ивановича об учреждении Императорского совета и о разделении Сената на департаменты». Однако в деле есть еще несколько документов, в том числе «О генерал-губернаторах». Она открывается словами: «В губерниях полагаются генерал-губернаторы с их депутатами, главными правителями и изъемляются от подчинения коллегиями, и коем кроме Сената ни откуда ни уроков не посылать, на решения ж их бить челом Сенату. В чем находя сомнения, приемлю смелость объявить: когда Сенат будет разделен на департаменты... то трудно будет исполнить» [5, л. 66]. Перед нами явно критические замечания на проект Я.П. Шаховского (другого в то

время не было), написанные до 15 декабря 1763 г. -реформы Сената). Установить авторство, к сожалению, не представляется возможным, так как текст документа является писарской копией, но автор явно входил в ближайшее окружение Екатерины II. Основным элементом критики является излишняя самостоятельность генерал-губернатора и подчинение его только Сенату. Это, по мнению автора записки, увеличит и без того большую загруженность Сената материалами, куда прибавятся текущие дела губерний, например, назначения на должности, а также жалобы на самого генерал-губернатора.

Для усовершенствования данного института автор записки предложил подчинить генерал-губернаторов юстиц-коллегии, круг полномочий которой в связи с этим следует расширить. Но особое сомнение у автора данного документа вызвало предложение об организации элементов самоуправления: «.депутатов таких не только во всей губернии, но едва ль самого малого числа сыскать можно, потому, во-первых, что российское дворянство не все еще достигло до той степени, чтобы всякий знал благосостояние империи и закона сохранение, и имел бы такой дар разума, чтобы мог, будучи малого перед губернатором чина, и не считая, что он определен в депутаты на время, ему, генерал-губернатору, противу поступка его несправедливого доказать законом и натуральным правом, и не имел бы опасения: таких людей еще самая большая редкость. Во-вторых, те депутаты, хотя бы и могли иметь сопротивление против несправедливости генерал-губернаторской (воли. - Н.К.), не допустит их то, что они имеют в той губернии свои деревни и, если сменятся из депутатов, могут от генерал-губернатора

получить притеснения, напротив того и они, депутаты, по ссорам соседям причинять будут обиды» [5, л. 67]. Очевидно, что автор записки действительно хорошо был знаком с российскими порядками и рисует их без прикрас.

Своего рода продолжением проекта Я.П. Шаховского является анонимная записка «О воеводах» [5, л. 70-71]. Автор данного документа указывает, что и провинциальные, и городские воеводы должны определяться «не иначе, как по рекомендациям» за заслуги. Так как «честные люди за не искание в тех знатных персон, а другие за их бедностью оных мест получить не могут». Автор данной записки предложил назначать воевод из «знатных дворян» на три года, дабы другие чиновники научились у них благородству. Надо заметить, что это был абсолютно утопичный проект и, судя по документам, какой-либо реакции на него не последовало.

Результатом данных разноплановых проектов стал указ от 15 декабря 1763 г., суть которого сводилась к упорядочиванию назначения штатов в губерниях. На всех уровнях территориального управления устанавливался четкий штат чиновников, были детально расписаны их полномочия с указанием жалования в зависимости от должности, а не от чина. Чиновникам, прослужившим «беспорочно» 35 лет, устанавливалась пенсия (6, №11988). Названные преобразования носили чисто административный характер и явно шли в разрез с разрабатываемыми Я.П. Шаховским и другими проектами. Следовательно, Екатерина II в это же время имела собственное представление о необходимых преобразованиях и воплощала их в жизнь.

Библиографический список

1. Шаховский, Я.П. Воспоминания / Я.П. Шаховский // Империя после Петра. - М., 1998.

2. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). - Ф. 342. - Д. 92.

3. РГАДА. - Ф. 10. - Д. 21 (Бумаги из кабинета Екатерины II).

4. Готье, Ю.В. История областного управления в России / Ю.В. Готье. - М. ; Л., 1941. - Т. II.

5. РГАДА. - Ф. 10. - Д. 4 (Бумаги из кабинета Екатерины II).

6. Полное собрание законов Российской империи. - СПб., 1830. - Т. XVI. - №11988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.