Научная статья на тему 'Проектный подход как современный метод управления сферой культуры'

Проектный подход как современный метод управления сферой культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
751
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД / ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ / НЕКОММЕРЧЕСКИЙ СЕКТОР / ЧАСТНЫЙ СЕКТОР

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Грунистая О.С.

В статье представлен проектный подход как метод управления сферой культуры в современных условиях. Необходимость применения проектного подхода в управлении сферой культуры рассмотрена в контексте наблюдаемой тенденции современной культурной политики. Описаны преимущества проектного управления и его возможности в системе управления сферой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектный подход как современный метод управления сферой культуры»

ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД КАК СОВРЕМЕННЫЙ МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ КУЛЬТУРЫ

© Грунистая О.С.*

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород

В статье представлен проектный подход как метод управления сферой культуры в современных условиях. Необходимость применения проектного подхода в управлении сферой культуры рассмотрена в контексте наблюдаемой тенденции современной культурной политики. Описаны преимущества проектного управления и его возможности в системе управления сферой культуры.

Ключевые слова: культура, культурная политика, проектный подход, децентрализация, некоммерческий сектор, частный сектор.

В настоящее время на фоне динамики и усложнения общественного устройства, перехода от индустриальных систем к системам, базирующимся на информации, формирования единого экономического и социокультурного пространства возникла потребность в переосмыслении роли и функций культуры в обществе. Культура предстает как важный ресурс социально-экономического развития и роста человеческого потенциала.

В условиях современной России, в ходе осуществления перехода к рыночной экономике устойчивость общественного развития, сохранение и приумножение культурного достояния возможно только посредством проведения продуманной культурной политики, в которой должны устанавливаться долгосрочные приоритеты и стратегические цели, основанные на осознании культуры как важного фактора духовно-нравственного развития, поддержания социально-экономической и общественно-политической стабильности.

В современной России культура переживает период, который можно охарактеризовать как переломный. С переходом страны к рыночной экономике традиционный способ функционирования сферы культуры, основанный на централизованной системе отношений государства и культуры, когда государство целиком отвечало за ее состояние, являлось единственным заказчиком и источником финансирования, полностью определяло политику в области культуры, показал в значительной мере свою неадекватность требованиям нового времени и нового отношения к роли культуры и культурной политике [2].

Для современной культурной политики принципиальное значение имеет тенденция к децентрализации управления сферой культуры, которая влечет за собой все большую дифференциацию культурной политики по уров-

* Магистрант кафедры Социальных технологий Института управления.

ням ее реализации, где все большую роль начинают играть органы власти субъектов Федерации и муниципальные органы. Именно на этих уровнях может и должна формироваться система приоритетов культурного развития, т.е. складываться культурная политика государства, которая органически сочетала бы в себе учет общенациональных тенденций и местной специфики [3].

Однако децентрализация управления сферой культуры приводит и к появлению иных самостоятельных субъектов - частного и некоммерческого секторов. Произошедшие изменения в институциональном поле культуры наряду с усложнением задач, стоящих перед субъектами сферы культуры (в связи с обновлением потребительской аудитории культурных продуктов и услуг и с учетом вызовов информационного общества), вызывают необходимость поиска инновационных методов управления, способных эффективно отвечать на новые вызовы и обеспечивать координацию деятельности разнообразных субъектов управления [4].

В новой модели культурной политики особую роль начинает играть проектный подход.

Под проектом понимается процесс осуществления комплекса целенаправленных мероприятий по созданию нового продукта или услуг в рамках установленных бюджета, времени и с требуемым качеством.

В последнее время проектное управление на государственном и муниципальном уровнях приобретает все большую популярность - и как практика организации конкурсов проектов, и как попытка внедрить элементы проектного подхода в работу самих органов власти и учреждений.

Это связано с тем, что проектное управление имеет целый ряд преимуществ перед традиционным управлением [5]. Отметим некоторые из них (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика типов управления

Традиционное управление Проектное управление

Ориентация на процесс функционирования, акцент на правовом, организационном, кадровом, материально-техническом обеспечении этого процесса Ориентация на результат деятельности, для достижения которого допустимы выход за пределы регламента работы, использование личных ресурсов и т.д.

Замыкание подразделения на своих функциях, что порождает ведомственную разобщенность; вертикальная структура организации деятельности Необходимость выполнения задачи в срок стимулирует сотрудничество между исполнителями, в т.ч. работающими в разных ведомствах и за пределами государственной структуры

Постоянные роли субъектов деятельности, определяемые должностной структурой Адаптация функциональных ролей под каждый конкретный проект позволяет обеспечивать максимальное соответствие между исполнителем и его способностями

Необходимо учесть, что в современных условиях функционирования государственных и муниципальных учреждений традиционное управление

и управление проектами не должны противоречить друг другу, а скорее -дополнять. Традиционная система управления отнюдь не всегда и не во всем эффективна, что заставляет искать новые пути, позволяющие решать перспективные задачи.

Вместе с тем, необходимо помнить, что традиционное управление призвано решать, прежде всего, текущие задачи сохранения и последовательной оптимизации деятельности, ориентируясь на сложившиеся успешные виды деятельности. Управление проектами осуществляется иначе - вместо задач сохранения на первый план выходят инновационные задачи, особое внимание уделяется не тому, что успешно, а тому, что осознается как залог будущих достижений.

В случае успешности реализации проекта, достижения запланированных результатов, инновационная технология теряет свою уникальность (первичность), приобретая черты традиционности - вписывается в повседневную жизнь учреждения, коллектива, управленческую циклограмму руководителя [1].

Под проектной деятельностью в сфере культуры понимается организационно-управленческая активность субъектов культурной политики, направленная на разработку комплекса мероприятий, способствующих эффективному решению актуальных проблем культуры в условиях определенных временных рамок.

В зависимости от направленности проекты в сфере культуры можно подразделить на три типа:

1) внутриведомственные - предполагают совершенствование работы управленческих структур либо учреждений культуры;

2) «внутрисферные» - предполагают внедрение новшеств в организацию культурных мероприятий, уставную деятельность учреждений культуры, поддержку творческих деятелей;

3) социокультурные - направлены на изменение социальной среды, т.е. улучшение социальных показателей: снижение уровня преступности, наркомании, социальной напряженности методами и средствами культуры.

Назначение проектов в сфере культуры состоит в следующем:

- повышение уровня культуры населения, предотвращение распространения социальных пороков;

- осуществление влияния в художественной форме как на поверхностные, так и на глубинные свойства личности - соответственно, на настроение и мировоззрение, отношение к современным процессам и явлениям;

- формирование подготовленного потребителя культурного продукта;

- обеспечение визуального обогащения и разнообразия городской среды;

- формирование узнаваемого позитивного имиджа территории среди жителей и во внешней среде [5].

Возможности проектного подхода в системе управления сферой культуры, заключаются в том, что проектная деятельность закрепляет практику партнерства государственного, частного и некоммерческих секторов, способствует привлечению дополнительных ресурсов в сферу культуры, ускоряет адаптацию организаций и учреждений культуры к современным условиям.

Необходимость привлечения коммерческих организаций для реализации важных социокультурных проектов обусловлена выполнением ими ведущей роли в созданий условий реализации таких проектов. Это позволяет добиться сокращения нерыночных, неконкурентных элементов функционирования социокультурного процесса, обеспечить формирование новых моделей управления и способов привлечения частных инвестиций и, как следствие, повысить эффективность социокультурных институтов, объем и качество культурных услуг.

Привлечение некоммерческого сектора для реализации социокультурных проектов важно в силу обладания им специфическими чертами хозяйствования, соединяющими рыночные и нерыночные механизмы, в том числе его ориентированность на дифференцированный спрос, адресность при предоставлении услуг, гибкость управления и др. [2].

Развивающееся устойчивое партнерство обеспечивает не только высокую результативность проектов, но и развитие каждой партнерской организации. Установлены следующие положительные эффекты от участия организации в реализации совместных проектов:

- повышение профессионального уровня управляющего звена и специалистов, участвующих в реализации партнерских проектов;

- развитие профессиональной и социальной коммуникации;

- увеличение доступа к ресурсам;

- повышение эффективности деятельности;

- развитие управленческих и производственных инноваций;

- повышение доверия к другим секторам общества [4].

Результатом внедрения проектной деятельности в социокультурную

практику являются:

- поддержка локальной (но исключительно необходимой) культурной активности;

- привлечение внимания к актуальным проблемам социокультурного развития;

- согласование коммуникативных потоков и адресного обращения к различным социальным, возрастным, профессиональным, этническим целевым группам;

- создание благоприятных условий для саморазвития культурной жизни посредством активизации саморегуляции и креативной среды [2].

Таким образом, в современной России в условиях децентрализации управления сферой культуры были созданы предпосылки для появления новых подходов, одним из которых выступает проектный подход, который закрепляет практику партнерства государственных структур и неправительственных организаций, способствует увеличению ресурсного потенциала сферы культуры, ускоряет адаптацию организаций и учреждений культуры к современным условиям.

Список литературы:

1. Антропова Ю.Ю. Проектное управление как инструмент развития системы социального обслуживания населения в современных условиях / Ю.Ю. Антропова // Вестник Челябинского государственного университета. Сер. Философия. Социология. Культурология. - 2009. - Вып. 11 (149). -С. 164-168.

2. Булавина Д.М. Проектная деятельность в сфере культуры как механизм реализации культурной политики: автореф. дис. ... канд. культурол. наук: 24.00.01 / Д.М. Булавина. - М., 2007. - 24 с.

3. Ветрова Н.К. Государственное управление сферой культуры региона: функциональный анализ: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.08 / Н.К. Ветрова. - Екатеринбург, 2004. - 22 с.

4. Кизилова И.Н. Формирование инновационных методов управления в сфере культуры: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / И.Н. Кизилова. -СПб., 2011. - 24 с.

5. Харченко К.В. Управление проектами в сфере культуры / К.В. Хар-ченко // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2014. - № 6. -С. 18-27.

ПРИМЕНЕНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИЙ

© Павлова Н.Ю.*

Академия социального управления, г. Москва

Приоритетной задачей территориального маркетинга является создание конкурентного преимущества конкретной территории и эффективное продвижение ее в различных сферах общественной жизни в условиях рыночной экономике.

Целью территориального маркетинга является повышение притягательности, привлекательности территории в целом.

* Магистрант 2 курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.