ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД КАК СОВРЕМЕННЫЙ МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ КУЛЬТУРЫ
© Грунистая О.С.*
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород
В статье представлен проектный подход как метод управления сферой культуры в современных условиях. Необходимость применения проектного подхода в управлении сферой культуры рассмотрена в контексте наблюдаемой тенденции современной культурной политики. Описаны преимущества проектного управления и его возможности в системе управления сферой культуры.
Ключевые слова: культура, культурная политика, проектный подход, децентрализация, некоммерческий сектор, частный сектор.
В настоящее время на фоне динамики и усложнения общественного устройства, перехода от индустриальных систем к системам, базирующимся на информации, формирования единого экономического и социокультурного пространства возникла потребность в переосмыслении роли и функций культуры в обществе. Культура предстает как важный ресурс социально-экономического развития и роста человеческого потенциала.
В условиях современной России, в ходе осуществления перехода к рыночной экономике устойчивость общественного развития, сохранение и приумножение культурного достояния возможно только посредством проведения продуманной культурной политики, в которой должны устанавливаться долгосрочные приоритеты и стратегические цели, основанные на осознании культуры как важного фактора духовно-нравственного развития, поддержания социально-экономической и общественно-политической стабильности.
В современной России культура переживает период, который можно охарактеризовать как переломный. С переходом страны к рыночной экономике традиционный способ функционирования сферы культуры, основанный на централизованной системе отношений государства и культуры, когда государство целиком отвечало за ее состояние, являлось единственным заказчиком и источником финансирования, полностью определяло политику в области культуры, показал в значительной мере свою неадекватность требованиям нового времени и нового отношения к роли культуры и культурной политике [2].
Для современной культурной политики принципиальное значение имеет тенденция к децентрализации управления сферой культуры, которая влечет за собой все большую дифференциацию культурной политики по уров-
* Магистрант кафедры Социальных технологий Института управления.
ням ее реализации, где все большую роль начинают играть органы власти субъектов Федерации и муниципальные органы. Именно на этих уровнях может и должна формироваться система приоритетов культурного развития, т.е. складываться культурная политика государства, которая органически сочетала бы в себе учет общенациональных тенденций и местной специфики [3].
Однако децентрализация управления сферой культуры приводит и к появлению иных самостоятельных субъектов - частного и некоммерческого секторов. Произошедшие изменения в институциональном поле культуры наряду с усложнением задач, стоящих перед субъектами сферы культуры (в связи с обновлением потребительской аудитории культурных продуктов и услуг и с учетом вызовов информационного общества), вызывают необходимость поиска инновационных методов управления, способных эффективно отвечать на новые вызовы и обеспечивать координацию деятельности разнообразных субъектов управления [4].
В новой модели культурной политики особую роль начинает играть проектный подход.
Под проектом понимается процесс осуществления комплекса целенаправленных мероприятий по созданию нового продукта или услуг в рамках установленных бюджета, времени и с требуемым качеством.
В последнее время проектное управление на государственном и муниципальном уровнях приобретает все большую популярность - и как практика организации конкурсов проектов, и как попытка внедрить элементы проектного подхода в работу самих органов власти и учреждений.
Это связано с тем, что проектное управление имеет целый ряд преимуществ перед традиционным управлением [5]. Отметим некоторые из них (табл. 1).
Таблица 1
Сравнительная характеристика типов управления
Традиционное управление Проектное управление
Ориентация на процесс функционирования, акцент на правовом, организационном, кадровом, материально-техническом обеспечении этого процесса Ориентация на результат деятельности, для достижения которого допустимы выход за пределы регламента работы, использование личных ресурсов и т.д.
Замыкание подразделения на своих функциях, что порождает ведомственную разобщенность; вертикальная структура организации деятельности Необходимость выполнения задачи в срок стимулирует сотрудничество между исполнителями, в т.ч. работающими в разных ведомствах и за пределами государственной структуры
Постоянные роли субъектов деятельности, определяемые должностной структурой Адаптация функциональных ролей под каждый конкретный проект позволяет обеспечивать максимальное соответствие между исполнителем и его способностями
Необходимо учесть, что в современных условиях функционирования государственных и муниципальных учреждений традиционное управление
и управление проектами не должны противоречить друг другу, а скорее -дополнять. Традиционная система управления отнюдь не всегда и не во всем эффективна, что заставляет искать новые пути, позволяющие решать перспективные задачи.
Вместе с тем, необходимо помнить, что традиционное управление призвано решать, прежде всего, текущие задачи сохранения и последовательной оптимизации деятельности, ориентируясь на сложившиеся успешные виды деятельности. Управление проектами осуществляется иначе - вместо задач сохранения на первый план выходят инновационные задачи, особое внимание уделяется не тому, что успешно, а тому, что осознается как залог будущих достижений.
В случае успешности реализации проекта, достижения запланированных результатов, инновационная технология теряет свою уникальность (первичность), приобретая черты традиционности - вписывается в повседневную жизнь учреждения, коллектива, управленческую циклограмму руководителя [1].
Под проектной деятельностью в сфере культуры понимается организационно-управленческая активность субъектов культурной политики, направленная на разработку комплекса мероприятий, способствующих эффективному решению актуальных проблем культуры в условиях определенных временных рамок.
В зависимости от направленности проекты в сфере культуры можно подразделить на три типа:
1) внутриведомственные - предполагают совершенствование работы управленческих структур либо учреждений культуры;
2) «внутрисферные» - предполагают внедрение новшеств в организацию культурных мероприятий, уставную деятельность учреждений культуры, поддержку творческих деятелей;
3) социокультурные - направлены на изменение социальной среды, т.е. улучшение социальных показателей: снижение уровня преступности, наркомании, социальной напряженности методами и средствами культуры.
Назначение проектов в сфере культуры состоит в следующем:
- повышение уровня культуры населения, предотвращение распространения социальных пороков;
- осуществление влияния в художественной форме как на поверхностные, так и на глубинные свойства личности - соответственно, на настроение и мировоззрение, отношение к современным процессам и явлениям;
- формирование подготовленного потребителя культурного продукта;
- обеспечение визуального обогащения и разнообразия городской среды;
- формирование узнаваемого позитивного имиджа территории среди жителей и во внешней среде [5].
Возможности проектного подхода в системе управления сферой культуры, заключаются в том, что проектная деятельность закрепляет практику партнерства государственного, частного и некоммерческих секторов, способствует привлечению дополнительных ресурсов в сферу культуры, ускоряет адаптацию организаций и учреждений культуры к современным условиям.
Необходимость привлечения коммерческих организаций для реализации важных социокультурных проектов обусловлена выполнением ими ведущей роли в созданий условий реализации таких проектов. Это позволяет добиться сокращения нерыночных, неконкурентных элементов функционирования социокультурного процесса, обеспечить формирование новых моделей управления и способов привлечения частных инвестиций и, как следствие, повысить эффективность социокультурных институтов, объем и качество культурных услуг.
Привлечение некоммерческого сектора для реализации социокультурных проектов важно в силу обладания им специфическими чертами хозяйствования, соединяющими рыночные и нерыночные механизмы, в том числе его ориентированность на дифференцированный спрос, адресность при предоставлении услуг, гибкость управления и др. [2].
Развивающееся устойчивое партнерство обеспечивает не только высокую результативность проектов, но и развитие каждой партнерской организации. Установлены следующие положительные эффекты от участия организации в реализации совместных проектов:
- повышение профессионального уровня управляющего звена и специалистов, участвующих в реализации партнерских проектов;
- развитие профессиональной и социальной коммуникации;
- увеличение доступа к ресурсам;
- повышение эффективности деятельности;
- развитие управленческих и производственных инноваций;
- повышение доверия к другим секторам общества [4].
Результатом внедрения проектной деятельности в социокультурную
практику являются:
- поддержка локальной (но исключительно необходимой) культурной активности;
- привлечение внимания к актуальным проблемам социокультурного развития;
- согласование коммуникативных потоков и адресного обращения к различным социальным, возрастным, профессиональным, этническим целевым группам;
- создание благоприятных условий для саморазвития культурной жизни посредством активизации саморегуляции и креативной среды [2].
Таким образом, в современной России в условиях децентрализации управления сферой культуры были созданы предпосылки для появления новых подходов, одним из которых выступает проектный подход, который закрепляет практику партнерства государственных структур и неправительственных организаций, способствует увеличению ресурсного потенциала сферы культуры, ускоряет адаптацию организаций и учреждений культуры к современным условиям.
Список литературы:
1. Антропова Ю.Ю. Проектное управление как инструмент развития системы социального обслуживания населения в современных условиях / Ю.Ю. Антропова // Вестник Челябинского государственного университета. Сер. Философия. Социология. Культурология. - 2009. - Вып. 11 (149). -С. 164-168.
2. Булавина Д.М. Проектная деятельность в сфере культуры как механизм реализации культурной политики: автореф. дис. ... канд. культурол. наук: 24.00.01 / Д.М. Булавина. - М., 2007. - 24 с.
3. Ветрова Н.К. Государственное управление сферой культуры региона: функциональный анализ: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.08 / Н.К. Ветрова. - Екатеринбург, 2004. - 22 с.
4. Кизилова И.Н. Формирование инновационных методов управления в сфере культуры: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / И.Н. Кизилова. -СПб., 2011. - 24 с.
5. Харченко К.В. Управление проектами в сфере культуры / К.В. Хар-ченко // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2014. - № 6. -С. 18-27.
ПРИМЕНЕНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИЙ
© Павлова Н.Ю.*
Академия социального управления, г. Москва
Приоритетной задачей территориального маркетинга является создание конкурентного преимущества конкретной территории и эффективное продвижение ее в различных сферах общественной жизни в условиях рыночной экономике.
Целью территориального маркетинга является повышение притягательности, привлекательности территории в целом.
* Магистрант 2 курса.