Научная статья на тему 'Формирование инновационных методов управления в сфере культуры'

Формирование инновационных методов управления в сфере культуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1307
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ / ТВОРЧЕСКИЕ ИНДУСТРИИ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / СФЕРА КУЛЬТУРЫ / INNOVATIVE METHODS / THE CREATIVE INDUSTRIES / PROGRAM TARGET METHOD / THE COMPLEX APPROACH / CULTURE SPHERE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боярская И. В.

Произошедшие изменения в институциональном поле культуры, обусловленные появлением новых участников культурной деятельности, таких как негосударственные некоммерческие и коммерческие организации, вызывают необходимость развития существующих методов управления, не способных в настоящее время обеспечивать эффективную координацию деятельности разнообразных субъектов управления. Недостаточное развитие инструментов и моделей управления, таких как, например, система проектного мониторинга и технология социально-культурного партнерства, препятствуют внедрению инновационных методов в практику управления. Таким образом, выявление недостающих инструментов, их изучение и включение в практику управления обеспечит формирование системы управленческих инноваций в сфере культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of innovative management methods in culture sphere

The occurred changes in an institutional field the cultures caused by occurrence of new participants of cultural activity, such as the nonstate noncommercial and commercial organizations, cause of development of the existing management methods not capable now to provide effective coordination of activity of various subjects of management. Insufficient development of tools and models of management, such as, for example, system of design monitoring and technology of welfare partnership, interfere with introduction of innovative methods in management practice. Thus, revealing of missing tools, their studying and inclusion in management practice will provide formation of system of administrative innovations in culture sphere

Текст научной работы на тему «Формирование инновационных методов управления в сфере культуры»

объективном мире, так и в ментальном. Туристские дестинации формируют культуру современного общества, предоставляя и развивая комплекс особых и значимых материальных возможностей для отдыха и туризма, а также развивая систему ценностей людей, благодаря туризму на объектах культурного и природного наследия.

Таким образом, два главных аспекта дестина-ции должны быть выделены в качестве основных: менеджмент дестинации; аксиология дестинаций.

В соответствии с первым аспектом, дестинация как культурная константа рассматривается нами в качестве инварианта материальной культуры, формируя ее совместно с другими константами — город, ландшафт, музей, транспорт, этносы и др.. Второй аспект дестинации формирует современную духовную культуру совместно с такими константами как праздник, семья, музыка, искусство, образование, туризм, путешествие, рекреация, наследие, вера, память и др.

Менеджмент дестинации — направление в подготовке технологов и концептологов туризма для управления (планирование, регулирование, контроль), руководства, организации туриской деятельности, а также совокупности методов, форм и средств управления развитием дестинаций. Будущий менеджер готовится стать предпринимателем, эффективно действующим в рыночных условиях, рационально использующим материальные и трудовые ресурсы и конкурентные преимущества дестинаций для их дальнейшего развития с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента. Большинство позиций менеджмента раскрываются в общем курсе «Менеджмент».

Особые позиции менеджмента дестинаций раскрывают концепты при константе «Дестинация», которые положены нами в качестве учебных модулей в основу концептуального дидактического проектирования учебной программы магистерского уровня «Менеджмент дестинаций».

ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

И.в. БОЯРСКАЯ,

старший преподаватель Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, тверской филиал Научная специальность: 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством

Аннотация. Произошедшие изменения в институциональном поле культуры, обусловленные появлением новых участников культурной деятельности, таких как негосударственные некоммерческие и коммерческие организации, вызывают необходимость развития существующих методов управления, не способных в настоящее время обеспечивать эффективную координацию деятельности разнообразных субъектов управления. Недостаточное развитие инструментов и моделей управления, таких как, например, система проектного мониторинга и технология социально-культурного партнерства, препятствуют внедрению инновационных методов в практику управления. Таким образом, выявление недостающих инструментов, их изучение и включение в практику управления обеспечит формирование системы управленческих инноваций в сфере культуры.

Ключевые слова: инновационные методы, творческие индустрии, программно-целевой метод, комплексный подход, сфера культуры.

FORMATION OF INNOVATIVE MANAGEMENT METHODS IN CULTURE SPHERE

I.v. BOYARSKAYA,

senior lecturer Moscow state university of economy, statistics and computer science, the Tver branch

Annotation. The occurred changes in an institutional field the cultures caused by occurrence of new participants of cultural activity, such as the nonstate noncommercial and commercial organizations, cause of development of the existing management methods not capable now to provide effective coordination of activity of various subjects of management. Insufficient development of tools and models of management, such as, for example, system of design monitoring and technology of welfare partnership, interfere with introduction of innovative methods in management practice. Thus, revealing of missing tools, their studying and inclusion in management practice will provide formation of system of administrative innovations in culture sphere.

Key words: innovative methods, the creative industries, program target method, the complex approach, culture sphere.

Существующие механизмы управления, такие как планирование и программирование развития сферы культуры, несмотря на свое повсеместное распространение в практике управления социокультурной сферой, не обеспечивают устойчивых результатов развития сферы культуры в контексте реформы бюджетной сферы и внедрения программно-целевого финансирования культуры. Необходимо адаптировать зарекомендовавшие себя механизмы управления, а также разрабатывать и внедрять инновационные технологии в управление, принимая во внимание усложнение задач, стоящих перед субъектами сферы культуры в связи с обновлением потребительской аудитории культурных продуктов и услуг, и с учетом потребностей постиндустриального (информационного) общества. Применение комплексного подхода к формированию инновационных механизмов управления обеспечит развитие инновационных процессов как в отдельных субъектах, так и, в сфере культуры в целом.

Управление сферой культуры осуществляется на разных уровнях: федеральном, региональном, городском и муниципальном, что неизбежно приводит к проблемам координации управленческих действий и к вопросам со-финансирования объектов сферы культуры разных форм собственности.

Государственный сектор культуры находится в состоянии реорганизации в связи с реформой бюджетной сферы, направленной на уточнение статуса учреждений и внедрение новых организационно-правовых форм бюджетных организаций, способных наиболее эффективно предоставлять государственные (муниципальные) услуги, оплачиваемые за счет бюджетных средств.

Организации негосударственного некоммерческого и коммерческого секторов не входят в сферу интересов и приоритеты государственной политики в сфере культуры. Среди существующих инструментов культурной политики, учитывающих интересы негосударственных организаций, назовем конкурсы субсидий, предназначенные для поддержки проектной деятельности в области культуры. Мы рассматриваем модернизацию в сфере культуры с точки зрения совершенствования управленческих процессов, что выражается в определении приоритетов модернизации, разработке стратегических планов и формировании среды, необходимой для внедрения инновацион-

ных методов и моделей управления сферой культуры.

Особенности инновационных процессов в сфере культуры демонстрируют возрастающую роль культуры как ключевого фактора постиндустриального общества. Присущие культуре творческий характер деятельности и определяющая роль индивидуума (творца) в творческом процессе созвучны мировым тенденциям глобализации. С целью развития высокого инновационного потенциала культуры необходимо разработать модели управления в сфере культуры, основанные на специфике применения инноваций в культуре. Подчеркнем, что обновление сферы культуры, приложение консолидированных усилий в развитие и поддержку инновационных процессов в сфере культуры, будет способствовать формированию инновационного конкурентоспособного общества.

Творческие индустрии (ТИ) постепенно получают признание как основные участники инновационных процессов. Изучаются взаимосвязи и взаимовлияние творчества, культуры и инноваций, рассматриваются способы внедрения управленческих инноваций, направленных на поддержку творцов и организаций сектора творческих индустрий. Важной особенностью, отличающей продукты и услуги творческих индустрий, является создание добавленной стоимости продукта благодаря наличию в нем культурного компонента. Анализ состава творческих индустрий позволяет сделать вывод о том, что новые направления творческой деятельности опираются и взаимосвязаны с традиционными культурными институтами, являющимися необходимой платформой для формирования контента инновационной творческой продукции. Задача по стимулированию создания, производства, распространения и потребления инновационных продуктов и услуг творческих индустрий, объединяет не только все заинтересованные стороны в сфере культуры, но также представителей государственной власти и бизнеса. Для принятия согласованных мер по развитию творческих индустрий необходимо изучение этого сектора экономики, состоящего из государственных учреждений культуры, негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, а также индивидуальных предпринимателей.

Недостаточное понимание со стороны государственных и общественных институтов экономического значения творчества, его роли в ускорении иннова-

ционного развития, увеличении производительности и экономического роста свойственно странам, в которых становление рыночной экономики произошло сравнительно недавно. Это присуще России в целом, и Твери, в частности, несмотря на существование в городе культурных традиций. Важно подчеркнуть, что и сам сектор творческих индустрий в Твери не позиционирует себя как целое, как сложившееся единое профессиональное сообщество творческих новаторов, представляющее одно из важнейших направлений культурного развития в современной экономике. В регионе, как и в целом по России, отсутствует программа развития и поддержки творческих индустрий, не существует специальных фондов целевого и начального кредитования, а также статистических данных, позволяющих судить о деятельности сектора.

Проектная деятельность, обладающая характеристиками сроков реализации, масштаба деятельности, многоканальности разнородных ресурсов, стратегии продвижения и построения социокультурных партнерств, становится рыночным продуктом, связывающим творчество с экономически детерминированным результатом. Проектная деятельность, таким образом, становится катализатором внедрения рыночных механизмов в сфере культуры, развивая и дополняя продукт творчества, каким являются художественные произведения разных жанров, системой менеджмента, маркетинга и распространения. Мы рассматриваем проектные направления развития творческих индустрий как инновационные формы существования сферы культуры в рыночных условиях.

Основываясь на изучении существующего опыта организации деятельности по поддержке ТИ и сложившейся ситуации в г.Тверь, представляется необходимым разработать механизм, обеспечивающий создание условий для развития сектора ТИ в экономике города и включающий в себя задачи и роль каждой из заинтересованной сторон, а именно: государственной власти, сектора негосударственных творческих индустрий и государственных учреждений культуры, а также алгоритм формирования социокультурного партнерства, основанного на принципах построения межсекторального взаимодействия.

Мы предлагаем принципиально новый подход к программно-целевому методу при его применении в сфере культуры, учитывая текущую ситуацию в социокультурной сфере и многофункциональность сферы культуры, являющуюся основой комплексного подхода к программно-проектной деятельности.

Программно-целевой метод (ПЦМ) - это инновационная технология управления в сфере культуры, представляющая собой сочетание рамочной программы, создаваемой для выполнения общественных задач, набор проектов, входящих в программу и многомерный мониторинг реализации отдельных проектов, программы в целом и обозначенные цели, на решение которых направлена

программа. Для обеспечения устойчивого развития и результативности программно-целевая деятельность должна осуществляться на основе создания социально-культурного партнерства, представляющего все заинтересованные общественные группы и придающего легитимность, а также экономическую и организационную устойчивость программе.

На рис. 1 представлена схема взаимосвязей каждого из подходов с используемым инструментарием. Анализ построенных взаимосвязей дает основание сделать вывод о том, что маркетинговый подход в планировании и управлении в полной мере использует инструменты проектного подхода, а проектное - инструменты маркетинга. Следовательно, интеграция обеих методологий является объективным процессом, который по мере развития современных методов управления в сфере культуры и искусства будет усиливаться.

Проект, как и сам будущий интеллектуальный продукт, моделируемый в этом проекте, имеет жизненный цикл. Фазами (этапами) жизненного цикла проекта являются:

1) разработка замысла проекта;

2) постановка цели (целей) проекта;

3) подготовка (разработка) проекта;

4) реализация (осуществление) проекта;

5) достижение (завершение) поставленных целей проектом. Реализация метода проектного управления основана на методологии, использование которой требует от персонала, ее реализующего, не только общих профессиональных знаний в области менеджмента, но и специфических знаний инновационных технологий в сфере культуры и искусства. Это вытекает из того, что управление проектами и программами включает:

1) определение цели проектов и программы и обоснование их;

2) структурирование цели (редуцирование цели) и установление рациональной структуры программы;

3) оценку необходимых объемов и источников финансовых, материальных и нематериальных инвестиций;

4) осуществление подбора исполнителей, подготовку и осуществление контактов с ними;

5) определение сроков выполнения проектов и программы;

6) определение затрат ресурсов по подцелям проекта и видам предусмотренных в них работ;

7) оценку рисков и разработку системы мер понижения рисков;

8) организацию эффективной системы управления реализацией проектов и программы;

9) обеспечение контроля, учета и анализа выполнения проекта. Принципиальная блок-схема разработки проектов и программы представлена на рис. 2. При этом имеется в виду, что проект разраба-

Рис. 1. Взаимосвязь управления маркетингом и программно-целевого управления

Рис. 2. Принципиальная блок-схема разработки и реализации проекта в сфере культуры и искусства

тывается для творческого коллектива г-го уровня, а программа — для системы (организации) более высокого уровня г + п.

По своей сути проектный подход представляет методологию реализации системного подхода к созданию интеллектуальной продукции в сфере культуры и искусства, дает возможность решать задачи синтеза механизмов достижения целей, которые могут возникнуть в рамках действующих организаций в будущем. Инструментом управления являются целевые комплексные программы, позволяющие управлять системой по конечным результатам, по так называемой программной продукции.

На основе данной программы возможно обеспечить:

• эффективную координацию деятельности хозяйствующих субъектов культуры и искусства как по вертикали (отраслевые), так и по горизонтали (региональные, межотраслевые и межрегиональные);

• создание при необходимости новых организационных структур, видов деятельности в суще-

ствующей организации;

• максимально возможное эффективное использование ресурсов, выбирая для этого наиболее прогрессивные направления деятельности;

• интеграцию инновационных и инвестиционных процессов;

• использование свободного финансового капитала.

Литература:

1. Кизилова И.Н., Зонин А.С. Инвестиции в культуру: бюджетные ресурсы// Только уникальное глобально. Личность и менеджмент. Культура и образование: сборник статей в честь 60-летия проф. Г.Л. Тульчинского / Санкт-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. — СПб.: СПбГУКИ, 2011. — С 143 — 158.

2. Переверзев М.П., Косцов Т.В. Менеджмент в сфере культуры и искусства: учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 216 с.

К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ФИЛОСОФСКОГО И НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

А.М. БУШУЕВ,

профессор, доктор философских наук, профессор кафедры теории и социологии управления Академии управления МВД России Научная специальность: 09.00.11 — социальная философия

e-mail: [email protected]

Аннотация. Статья посвящена исследованию вопросов научного и ненаучного знания, значению ценностей в процессе познания и роли философии в этом процессе.

Ключевые слова: наука, философия, ценность, система знаний, эмпирический уровень, теоретический уровень.

TO A QUESTION ON A PARITY OF PHILOSOPHICAL AND SCIENTIFIC KNOWLEDGE

A.M. BUSHUEV,

professor, Doctor of Philosophy, professor of the department of the management theory and sociology of the Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. Article is devoted research of questions of scientific and unscientific knowledge, value of values in the course of knowledge and a philosophy role in this process.

Keywords: a science, philosophy, value, system of knowledge, empirical level, theoretical level.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.