Научная статья на тему 'ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗРЕШЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КОНФЛИКТОВ В РОССИЙСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ'

ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗРЕШЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КОНФЛИКТОВ В РОССИЙСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
19
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОНФЛИКТ / ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Новосельцев А.Г.

В работе рассматриваются социальные и организационные факторы конфликтов в системе здравоохранения в условиях модернизации. Проанализированы традиционные практики их разрешения, показаны их ограничения. Организационно-управленческое проектирование рассматривается как эффективный инструмент управления конфликтами в медицинских организациях, их предупреждения и оперативного урегулирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗРЕШЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КОНФЛИКТОВ В РОССИЙСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

экономикой. Это является следствием действия многих причин, так как развитие экономики складывается из большого количества различных ситуаций, требующих своего разрешения.

Важнейшее место среди причин принятия и внедрения малоэффективных управленческих решений занимает незнание или несоблюдение технологии их разработки и организации их выполнения.

Важную роль призван играть кибернетический подход к разработке управленческих решений, который получил известность в качестве теории принятия решений. Он основывается на широком использовании математического аппарата и современной вычислительной техники.

Использованные источники:

1. Арбузова Н. К. «Построение и внедрение системы управленческого учета», Журнал: "Управленческий учет и финансы", №1, 2013 г.

2. Юдина Л.Н. «Управленческий учет и контроллинг», Журнал: «Финансовый менеджмент», №1, 2011

Новосельцев А.Г. магистрант Поволжский институт управления имени П.А.Столыпина филиал РАНХиГС Россия, г. Саратов ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗРЕШЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КОНФЛИКТОВ В РОССИЙСКИХ

МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Аннотация. В работе рассматриваются социальные и организационные факторы конфликтов в системе здравоохранения в условиях модернизации. Проанализированы традиционные практики их разрешения, показаны их ограничения. Организационно-управленческое проектирование рассматривается как эффективный инструмент управления конфликтами в медицинских организациях, их предупреждения и оперативного урегулирования.

Ключевые слова: модернизация здравоохранения, организационный конфликт, организационно-управленческое проектирование

Мощные процессы модернизации, охватившие социальную сферу России, к сожалению, не принесли ожидаемых результатов. В рамках здравоохранения основная направленность реформ была связана с улучшением качества и доступности медицинской помощи, что должно было сказаться на уровне удовлетворенности медициной в целом. Однако, опросы Левада-центра, проводимые с 2002 года, показали расхождение ожидаемых и реальных показателей. Исследование проводилось по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1600 человек в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45

регионов страны. В представленных таблицах даны ответы в процентном соотношении от общего числа опрошенных за последние восемь лет (статистическая погрешность не превышает 3,4% , табл.1) [2].

Таблица 1

Удовлетворены ли вы системой здравоохранения в России?

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Определенно да/скорее да 17 15 18 15 15 16 15 20

Ни да, ни нет 21 20 23 22 22 22 22 4

Скорее нет/определенно нет 59 64 58 60 59 57 61 77

Затруднились ответить 3 2 1 4 4 5 2 4

Из таблицы видно, что число ответов, показывающих удовлетворенность населения меняется от 15% (2007,2009, 2010, 2012 г.г.) до 20% в 2013 году, в то время как число негативных ответов растет от 57% в 2011 году до 77 % в 2013 году, с ежегодным приростом недовольства от 4%-14%. Таким образом, население скорее отрицательно реагирует на реформенные изменения в сфере здравоохранения. Несколько иная картина наблюдается при оценке качества медицинских услуг, где мы видим снижение позитивных оценок от 23% (2006-2008г.г.) до 13% и рост негативных оценок от 24% в 2008 году до 42% в 2013(табл. 2)[2].

Таблица 2

Как изменилось качество медицинских услуг в России за последний

год?

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Определенно да/скорее да 23 23 23 11 13 14 13 13

Не изменилось 44 45 48 45 43 42 46 39

Скорее нет/определенно нет 32 27 24 30 34 37 36 42

Затруднились ответить 5 6 4 14 9 8 4 6

Из таблицы следует, что уровень недовольства возрастает, а вместе с ним возрастает потенциал конфликтности. В рамках института здравоохранения сложились различные практики разрешения конфликтных ситуаций. Среди них - подача жалоб в вышестоящие органы: в министерства, комитеты, непосредственно должностным лицам. Мы проанализировали статистику обращений на сайт Минздрава РФ.

За три квартала 2013 года на сайт было подано 58799 обращений. Наиболее распространенная форма - письменные или электронные сообщения (в среднем 74%) при резком увеличении числа телефонных обращений на горячую линию по вопросам оказания бесплатной медицинской помощи. В первом квартале такие обращения не зафиксированы, во втором было 859 , а в третьем уже 2522 обращения такого

4Вариант ответа в 2013 году не предлагался

рода. Обращения разделены на категории, репрезентирующие предметную составляющую конфликтов и отражающие институциальный дискурс в их систематизации: качество медицинской помощи -36,06%; работа учреждений здравоохранения - 22,63%; лекарственное обеспечение -10,33%; заработная плата медицинских работников, кадровое обеспечение учреждений здравоохранения, профессиональная подготовка медицинских и фармацевтических работников и т.д. - 10,14%; другие вопросы- 20,83% всех поданных обращений. Отметим, что более половины обращений связаны с качеством предоставляемой медицинской помощи и работой медицинских организаций.

Решение обозначенных конфликтов предполагает изменение системы управления в медицинских организациях. С нашей точки зрения в основе таких изменений должен лежать проектный подход, который позволяет не только приспособиться к изменениям, но и идти впереди, управлять изменениями, изменять изменения в соответствии со своим замыслом, в том числе с предупреждением конфликтов структурными или межличностными способами [1,с. 6]. Организационно-управленческий проект выстраивается как способ решения проблемы, которая не имеет однозначного выхода. Проект включают в себя конкретную и оригинальную цель, которая должна быть осмыслена и присвоена всеми, от кого зависит достижение желаемого результата. Реализация цели определяется во времени и соотносится с материально-техническими, финансовыми, управленческими, кадровыми и информационными ресурсами. Проектный подход означает не только построение процедурно-ориентированных стратегий, но и согласование их с интересами и возможностями ключевых стейкхолдеров. Для медицинских организаций такими стейкхолдерами являются пациенты/ потребители услуг, учредители, владельцы (акционеры), инвесторы, местные жители, органы социальной защиты, вузы и СПО, местные власти, конкуренты, профессиональные и иные сообщества, поставщики, работники учреждения, ОМС, страховые компании, фармацевтические компании.

Смена управленческого дискурса с внутриорганизационного на внешнесредовой представляет значительную трудность для главных врачей и их заместителей, как и сама идея проектирования в целом. Это хорошо понимало Правительство Российской Федерации, которое с 2011 года инициировало Президентскую программу подготовки управленческих кадров в социальной сфере. Распоряжением Правительства РФ от 27.09.2011 г. № 1665-р Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, ее филиалам и партнерам предписано реализовать крупномасштабный проект по повышению квалификации руководителей медицинских и образовательных учреждений в регионах России. Разработка уникальных групповых проектов резко отличает данную программу от привычных курсов повышения квалификации. Работа в проектных группах ориентирована на реальные изменения существующей

ситуации, она тренирует лидерские качества и навыки командной работы руководителей учреждений. В связи с этим проектирование приобретает не только инструментальный характер, но и становится организующей основой всего процесса переподготовки, его идеологией и методологическим основанием.

Помимо традиционного управления и управления проектами, организационно-управленческое проектирование активно использует технологии файндрайзинга (поиска необходимых ресурсов) и краудсорсинга (привлечение социальных агентов для решения задач проекта в конкурсной форме) , взятые из социального проектирования; инструментарий бизнес-планирования, работающий в предпринимательстве; элементы технико-экономического проектирования организационных структур и процессов; наработки риск-менеджмента, исследования систем управления, управления персоналом, принятия управленческих решений, управления качеством, управления государственными и муниципальными заказами. Создание благоприятного имиджа проекта требует знаний и использования технологий связей с общественностью (РЯ), внутрикорпоративных связей (ИЯ) и связей с властными структурами (ОЯ) . И, конечно же, залогом успеха становятся управленческие знания и компетенции, которыми владеют руководители медицинских организаций, связанные с той организационной ситуацией, на изменение которой направлен проект. В заключение отметим, что наиболее востребованными компетенциями становятся навыки и умения управления конфликтными ситуациями, их профилактики и оперативного урегулирования.

Использованные источники:

1.Аяцков Д.Ф., Лабазнова Е.В., Черняева Т.И., Герасимова Е.Ю., Фокина Т.П., Корсаков Ю.А. Организационно-управленческое проектирование: рабочая тетрадь: учебно-методическое пособие / кол. авторов. - Саратов: Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина, 2013. - 64 с.

2. Общественное мнение - 2013. Раздел 7.1 Здравоохранение. ЦЕЬ: http://www.levada.ru/books/obshchestvennoe-mnenie-2013. Доступ к ресурсу 10.01.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.