Научная статья на тему 'ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СО¬ВРЕМЕН¬НЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СО¬ВРЕМЕН¬НЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
229
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД / УПРАВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕДПРИЯТИЕ / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бокарева Е.В., Бокарев С.К., Бахвалов А.А.

Развитие современных технологий ведёт к стремительному развитию общества и жизни человека. Одни передовые инновации сменяются другими. В таких условиях, развитие образовательной организации представляется как совокупность управляемых дискретных процессов, имеющих признаки: чёткие задачи, конечные цели, ограниченность ресурсов и времени. Большинство компаний пытаются организовать инновационную деятельность через создаваемые специально для этого инновационные центры. Одной из важных проблем является проблема организации данной деятельности. В инновационной сфере деятельности, как и в других сферах бизнеса, наблюдается значимый недостаток грамотных управленцев, который усугублен тем, что инновационный бизнес не способен пока нанять действительно грамотных менеджеров. Несмотря на многообразие исследовательских интерпретаций проблемы управления инновационной деятельностью, не до конца изученными остаются вопросы, связанные с комплексной интеграцией системы управления инновационной деятельностью в процессе формирования целей и стратегий развития российских компаний, функционирующих в конкурентной рыночной среде. Актуальность вопроса, на наш взгляд, состоит в том, что управление инновационной деятельностью организаций на тактическом уровне в большинстве случаев реализуется на основании системы проектного управления. Управление инновационными проектами обеспечивает конкретизацию выбранных инновационных стратегий и их непосредственное воплощение в производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бокарева Е.В., Бокарев С.К., Бахвалов А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СО¬ВРЕМЕН¬НЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

СЕРВИС

УДК 338.24.01

ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Бокарева Е.В.

Канд экон. наук, доцент Высшей школы бизнеса, менеджмента и права ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса» г. Москва, Российская Федерация id311@yandex.ru Бокарев С.К.

Аспирант Высшей школы бизнеса, менеджмента и права

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

г. Москва, Российская Федерация

bokarevs97@mail. ru

Бахвалов А.А.

Аспирант Высшей школы бизнеса, менеджмента и права

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

г. Москва, Российская Федерация

a. bahval@mail.ru

Аннотация. Развитие современных технологий ведёт к стремительному развитию общества и жизни человека. Одни передовые инновации сменяются другими. В таких условиях, развитие образовательной организации представляется как совокупность управляемых дискретных процессов, имеющих признаки: чёткие задачи, конечные цели, ограниченность ресурсов и времени. Большинство компаний пытаются организовать инновационную деятельность через создаваемые специально для этого инновационные центры. Одной из важных проблем является проблема организации данной деятельности. В инновационной сфере деятельности, как и в других сферах бизнеса, наблюдается значимый недостаток грамотных управленцев, который усугублен тем, что инновационный бизнес не способен пока нанять действительно грамотных менеджеров. Несмотря на многообразие исследовательских интерпретаций проблемы управления инновационной деятельностью, не до конца изученными остаются вопросы, связанные с комплексной интеграцией системы управления инновационной деятельностью в процессе формирования целей и стратегий развития российских компаний, функционирующих в конкурентной рыночной среде. Актуальность вопроса, на наш взгляд, состоит в том, что управление инновационной деятельностью организаций на тактическом уровне в большинстве случаев реализуется на основании системы проектного управления. Управление инновационными проектами обеспечивает конкретизацию выбранных инновационных стратегий и их непосредственное воплощение в производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Ключевые слова: проектный подход, управление, инновационная деятельность, предприятие, современные технологии.

Научно-технический прогресс определяет все стороны функционирования предприятия. Поэтому одной из главных задач является выработка научно-технической

политики, которая смогла бы обеспечить повышение эффективности производства за счет создания и выпуска продукции, отвечающей потребностям рынка.

В современном обществе темпы экономического роста и уровень развития стран во многом определяется ролью научно-технического прогресса в интеллектуализации производства. В глобальной экономической конкуренции выигрывают страны, которые обеспечивают благоприятные условия для эффективной инновационной деятельности. Инновационная деятельность сводиться к разработке инновационных проектов и программ [5].

Инновации представляют собой количественные и качественные изменения технической базы производства и механизма управления предприятием, направленные на производство новой или улучшенной продукции, на внедрение и использование новых видов оборудования, новых форм организации производства, сбыта и новых методов управления. Это не только технический, но и экономический и социальный термин.

Инновация в общем понимании - это нечто, что введено впервые, чего не было прежде. С глобальной точки зрения нечто является инновацией только в контексте конкуренции на глобальных рынках передовых технологий. То есть инновация является продуктом творческой деятельности, изобретением, открытием, которое воздействует на производительность конкурентоспособность предприятия, продукта [17].

Согласно Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике»» от 21.07.2011 N 254-ФЗ, инновация - «это введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях» [1].

Под проектом в экономическом контексте понимают пакет документов, содержащих формулирование цели предстоящей деятельности и определение комплекса действий, направленных на ее достижение. Отсюда проект можем определить, как совокупность и документов, и мероприятий, направленных на выполнение стадий проекта для достижения цели, поставленной перед проектом. Теперь перейдем к понятию «инновационный проект».

В ходе работы были использованы следующие методы: описательный, сравнительный, классификационный, синтеза, обобщения, аналогии.

Законодательно согласно Федеральному закону от 21.07.2011 N 254-ФЗ часть десятая, введено следующее определение: инновационный проект - это комплекс мероприятий, направленных на достижение экономического эффекта по осуществлению

инноваций, в том числе по коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов [2].

Инновационный процесс представляет собой комплексный процесс, проявляющийся через осуществление отдельных инновационных проектов. Поэтому следует различать такие понятия, как инновационный процесс и инновационный проект и инновационная программа. Необходимо учитывать, что термин "инновационный процесс" сравнительно новый не только для отечественной экономической науки, но и для зарубежной [13].

Инновационные проекты представляют собой организационные рамки реализации инновационного процесса на предприятии или группой предприятий - планомерного, систематического и построенного на методических правилах получения знаний, идей и результата. Инструмент проектной организации получает в современной экономике все более широкое применение, как для комплексных, так и для сравнительно простых специфических задач.

Инновационное развитие экономики стало в последнее время безальтернативным путем развития, как за рубежом, так и в России. И с этой точки зрения особенно интересным становится опыт, который накоплен в данном направлении, ибо от его осмысления и распространения во многом будет зависеть развитие конкретных сфер деятельности в целом.

Также важность инновационного пути развития для отраслей отечественного бизнеса трудно переоценить, с учетом их нынешней технологической отсталости, высокого морального и физического износа основных средств, значительной энергоемкости и низкой производительности труда.

Для преодоления отсталости российской экономике среди прочих условий необходима модернизация менеджмента инноваций, выработка комплексной системы принятия эффективных управленческих решений с целью получения новых конкурентных преимуществ, как на уровне создаваемой продукции, так и отраслей в целом.

В связи, с чем особую актуальность приобретают вопросы совершенствования моделей и механизмов по управлению инновационными проектами в отраслях, их рисками, привлекательностью и институциональным содержанием.

В основе инновационного проекта лежат инновации. Автор Ермасов, С. В. считает, что инновация - это не просто объект, внедренный в производство, а объект, успешно внедренный и приносящий прибыль в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога. При этом

инновация есть результат взаимодействия сфер НИОКР, маркетинга, производства и управления - рисунок 1 [11, с. 50].

Внешняя среда Внутренняя инновационная среда

Творчество

Проектное предложение Л_

Проектное предложение

Оценка:

-анализ

Проект

—ч

Менеджмент проекта:

НИОКР

Продукт

дукт

Служба НИОКР

Научн ) ✓технические знания

1ПАТ

Служ ба

нуж кетинговых д

Рисунок 1 - Инновация как результат взаимодействия сфер НИОКР, маркетинга,

производства и управления [11]

Для снижения риска инновационной деятельности предпринимательской фирме необходимо в первую очередь провести тщательную оценку предполагаемого к осуществлению инновационного проекта.

Инновационный проект, эффективный для одного предприятия, может оказаться неэффективным для другого в силу объективных и субъективных причин, таких как территориальная расположенность предприятия, уровень компетенции персонала по основным направлениям инновационного проекта, состояние основных фондов.

Все эти факторы оказывают влияние па результативность инновационного проекта, но оценить их количественно очень трудно, а в некоторых случаях и невозможно, поэтому их необходимо учитывать на стадии отбора проектов.

Поскольку на каждом конкретном предприятии существуют свои факторы, влияющие на эффективность инновационных проектов, то универсальной системы оценки проектов нет, но ряд факторов имеет отношение к большинству инновационных предприятий.

На основе этих факторов выделяют определенные критерии для оценки инновационных проектов. При реализации инновационных проектов приоритетными и поддерживаемыми со стороны государства должны быть те проекты, которые ориентированы на конечные социально-экономические результаты. В табл. 1 приведен рекомендуемый перечень критериев оценки инновационных проектов [9].

Таблица 1 - Перечень критериев инновационных проектов

Социально-экономические характеристики Описание

Социальные (качество жизни): Благосостояние, здоровье, личная безопасность, культура, образование, бытовые условия, уровень занятости, вклад в решение важнейших проблем развития РФ, обеспечение населения теплом и энергией, продовольствием, медицинскими услугами и медикаментами, транспортом и связью.

Экономические: Повышение экономической эффективности, повышение эффективности использования ресурсов: трудовых, материальных, финансовых, создание новых экономически эффективных продуктов, вклад в крупные структурные сдвиги в экономике.

Рыночные параметры: Конкурентоспособность продукции на внутреннем рынке: спрос, замещение импорта, рентабельность продукции, экономическая эффективность инвестиций, позиция в конкурентной борьбе, коммерческий риск. Конкурентоспособность продукции на внешнем рынке: спрос, повышение экспортного потенциала (объем валютных поступлений), экономическая эффективность инвестиций, позиция в конкурентной борьбе, коммерческий риск.

Обеспечение национальной безопасности: Вклад в обороноспособность РФ, в экологическую безопасность, в снижение выбросов вредных веществ в атмосферу, воду, землю, в природ-восстановительную деятельность.

Научно- технические характеристики: Соответствие мировому уровню (конкурентоспособность ноу-хау,) вклад в поддержку лидирующего положения российской науки и промышленности, в развитие других научно-технических направлений, в крупные технологические сдвиги, в развитие научно-технического потенциала, степень новизны, сроки разработки, степень (вероятность) реализуемости проекта, наличие кадров исследователей высшей квалификации, наличие экспериментальной и производственной базы, технический и организационный риск реализации проекта в срок.

Экономические характеристики инвестиций: Затраты на проект, на НИР, на ОКР, на опытный образец, капиталовложения в создание производства, в процесс производства (оборотный капитал), срок окупаемости затрат, ожидаемая прибыль, потенциальный размер общей прибыли, ожидаемый размер валютной прибыли, время начала получения прибыли, рентабельность капиталовложений (инвестиций).

Важно отметить, что показатели верхнего уровня, приоритетные направления — это показатели, важные для национального хозяйства в целом. Они являются обязательными для оценки и контроля на всех последующих, более низких по иерархии уровнях, решающих частные задачи.

Критерии, необходимые для оценки инвестиционных проектов, могут различаться в зависимости от конкретных особенностей организации, ее отраслевой принадлежности и стратегической направленности. При составлении перечня критериев необходимо

использовать лишь те из них, которые вытекают непосредственно из целей, стратегии и задач организации, ее ориентации, долгосрочных планов.

Управление инновационной деятельностью предприятий на тактическом уровне в большинстве случаев реализуется на основании системы проектного управления. Управление инновационными проектами обеспечивает конкретизацию выбранных инновационных стратегий и их непосредственное воплощение в производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Ключевыми элементами системы проектного управления инновационной деятельностью предприятия являются отдельные инновационные проекты. Управление инновационным проектом является сложной задачей. Рабочая группа, созданная для реализации проекта, решает новые задачи, отличающиеся от задач, решаемых существующими функциональными подразделениями [7].

Между рабочей группой и всей организацией существует устойчивая связь, так как реализация проекта должна осуществляться в сотрудничестве с существующими подразделениями и результат должен быть интегрирован в имеющуюся структуру.

Для управления проектом может быть выделен руководитель. Структура группы по проекту зависит от сложившейся ситуации. Если, например, проект не является сложным - модификация продукта, то создается ограниченная рабочая группа, в состав которой входят отделы разработки новой продукции, производства, маркетинга и обслуживания. Такая группа подчиняется руководителю соответствующего отдела [4].

Если же речь идет о радикальных нововведениях, в составе группы могут быть выделены:

- технический руководитель, решающий, что и когда должны делать сотрудники;

- научный руководитель, отвечающий за качество выполнения работы;

-руководитель-организатор, обеспечивающий личные интересы сотрудников.

Руководители образуют координационную группу, в задачи которой входит:

определение цели проекта, назначение руководителей рабочих групп, создание рабочих групп, постановка задачи, контроль за реализацией проекта (качество, время, расходы), принятие решения о продолжении, роспуск рабочих групп. Рабочие группы отвечают за выполнение своей части проекта; планирование и контроль, составление отчетов для координирующей группы и всей организации.

Содержание основных работ по управлению инновационными проектами отражено в таблице 2 [15].

Таблица 2 -Управление инновационными проектами

Инициация Планирование Выполнение Контроль Закрытие

Инициация проекта или его фаза Планирование предметной области Организация и координация выполнения плана Представление отчетов о ходе выполнения Администр ативное завершение проекта

Разработка концепции проекта Структурная декомпозиция проекта Развитие команды проекта Управление изменениями Закрытие контрактов

Технико- экономическое обоснование Определение работ и их взаимосвязей Распределение информации Контроль качества

Оценка и утверждение проекта Планирование ресурсов Подтверждение предметной области Контроль выполнения

Оценка продолжительности работ

Развитие инновационного потенциала представляет собой один из видов управления проектами. Необходимыми условиями обеспечения этого процесса является определение характеристик исходного состояния инновационного потенциала, его взаимосвязи с другими частями совокупного индустриального потенциала. Перевод инновационного потенциала в проектируемое состояние обеспечивается системой инновационного менеджмента.

Для успешной деятельности организации большое значение имеет инновационный настрой менеджмента различных уровней управления всех уровней экономики, нейтрализация сопротивления изменениям, стимулирование различных инициатив. То есть суть современного управления (менеджмента) — в его инновационности и как следствие, любой менеджмент (инвестиционный, риск- менеджмент, кризис-менеджмент, финансовый и т.д.) для успешного достижения поставленных целей в современных условиях должен быть инновационным [24].

Основная ставка в инновационном развитии экономики делается на государственную поддержку, которая должна вестись по разным направлениям для более эффективного и быстрого преодоления кризисных явлений в экономике.

Таблица 3 - Регулирование инновационной деятельности [16, с.67]

Виды регулирования Способы регулирования

Организационное регулирование инновационной деятельности - Развитие инновационной инфраструктуры; - Обеспечение приоритета инновационной деятельности; - Моральное поощрение авторов инноваций; - Содействие модернизации; - Развитие интеграционных процессов; - Развитие международных связей.

Экономическое и финансовое реагирование инновационной деятельности - Развитие предложения инноваций; - Расширение спроса на инновации; - Содействие конкуренции в инновационной сфере; - Развитие предпринимательства; - Обеспечение занятости в инновационной сфере; - Развитие лизинга наукоемкой продукции; - Инвестиции в инновации, повышение их эффективности; - Создание благоприятного инвестиционного климата.

Нормативно-правовое реагирование инновационной деятельности - Охрана прав и интересов субъектов инновационной деятельности; - Охрана прав владения, пользования и распоряжения инновациями; - Защита промышленной, интеллектуальной собственности; -Развитие договорных отношений.

Инновационные процессы, протекающие в современных компаниях, затрагивают различные сферы: маркетинг, проектно-конструкторскую и технологическую подготовку освоения новой продукции, организацию мало серийного производства, управление производством и т. д.

Однако стержень инновационной деятельности предприятий составляют разработка, освоение и использование технологических инноваций, включающих в себя продуктивные, процессные, организационные, управленческие, ресурсные и маркетинговые инновации. Таким образом, у предприятий возникает необходимость создания инновационной стратегии, которая обеспечивает достижения стратегических целей предприятий в конкурентной среде [6].

Целью инновационного преобразования предприятия является повышение эффективной деятельности на основе разработки, освоения и использования совокупности инноваций, включая новые продукты, технологические процессы, продвижение продукции к потребителям, оказание сервисных услуг.

В современных условиях инвестиционный проект, связанный с инновационными изменениями, можно рассматривать, во-первых, как форму целевого управления инновационной деятельностью предприятия, а во-вторых, как процесс формирования на предприятии совокупности инноваций [18].

Целью инновационного изменения конкурентной стратегии предприятия является повышение эффективности деятельности предприятия на основе разработки, освоения и использования совокупности инноваций, включая новые продукты, технологические процессы, организацию производства продукции, продвижение продукции к потребителю, оказание услуг. Управление инновационным проектом реализуется через следующие функции [21]:

- функция управления качеством проекта пронизывает весь жизненный цикл и включает: проектные, организационные и управленческие решения; используемые материалы, оборудование, сырье; и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- функция управления временем тесно связана с функцией управления предметной областью и включает определение работ и их продолжительности, сроков начала и завершения проекта, его частей, важнейших событий и каждой из выполняемых работ и др.

- функция управления стоимостью включает планирование ресурсов, предварительную оценку расходов, связанных с проектом, определение сметы расходов, денежных потоков, прогнозирование доходов и прибылей, контроль расходования и поступления денежных средств и принятие решений в случае превышения расходов и других отклонений от финансовых планов

- функции управления контрактами и поставками включают процессы выбора стратегии контрактной деятельности, подготовку контрактных предложений, подготовку документации на заключение контрактов.

Риск в контексте проекта (риск проекта) рассматривается как воздействие на проект и его элементы непредвиденных событий, которые могут нанести определенный ущерб и препятствовать достижению целей проекта. Управление риском применяется в тех случаях, когда степень риска в проекте достаточно высока.

Главной особенностью управления инновационным процессом в организации является процесс оптимизации выбора инновационного проекта из существующих альтернатив, который будет отвечать не только стратегическим целям модернизации, по и учитывать весь ресурсный потенциал, позволяющий реализовать инновации на потребительском рынке.

Поэтому большое внимание уделяется процессу прогнозирования инноваций и планированию инновационных программ. Выбор инновационной программы необходимо осуществлять исходя их тех критериев, которые будут коррелироваться со стратегическими целями организации и оптимизацией ресурсного обеспечения инновационного процесса.

Важнейшей функцией оперативного управления финансовыми ресурсами, является оценка дальнейшего развития производственной ситуации по выполнению объемов работ. Они не обходимы для реализации инновационных проектов, связанная с определением условий и предпосылок, уменьшающих энтропию рассматриваемого процесса и его системы управления при получении минимального количества информации, необходимой для достижения целей оперативного регулирования на основе использования минимального количества дополнительных финансовых ресурсов.

Особо важное значение при этом имеет предварительная оценка самого состояния хода работ по проекту и эффективность оценок, положенных в основу принимаемых решений по оперативному управлению финансовыми ресурсами. При этом понимается, что состояние заключает в себе предысторию процесса, причем, степень детализации его такова, что позволяет провести оценку имеющихся альтернативных решений [ 10]

Очевидно, что эффективность оперативного управления финансовыми ресурсами для регулирования процесса выполнения работ в значительной мере зависит от степени точности этой оценки в соответствующий момент времени, определяемый контролем, поскольку такая оценка позволяет предопределить содержание, характер и минимальный объем информации, необходимой для дальнейшего эффективного использования финансовых ресурсов и заблаговременно создать соответствующие практические предпосылки для успешной реализации стоящих перед исполнителями задач по реализации инновационного проекта.

Существуют следующие приемы и методы, которыми может пользоваться менеджер при осуществлении изменений, они представлены в таблице 4 [20].

Правовые отношения, возникающие в инновационной сфере, позволяют установить основных участников этого процесса — субъектов инновационных правоотношений, которые являются обладателями прав и носителями обязанностей. Субъектом инновационной деятельности может стать любое лицо. Главным условием является принятие участия в создании новшеств.

В первую очередь имеет отношение к субъектам инновационной деятельности предпринимательство. Это проявляется в том, что предприниматели занимаются совершенствованием своего товара или услуги, а также разработкой методов продвижения своего продукта на рынке [8].

Таблица 4 - Приемы и методы к разработке инновационного проекта

Приемы и методы Описание

1. Управление изменениям Менеджеру надо не только спланировать изменение, но и убедить исполнителей в целесообразности нововведения, в том, что оно принесет пользу, а также нейтрализовать действия противников изменения. При этом следует выделять факторы, вызывающие те или иные изменения, вызывающие или сдерживающие изменения. Для этого, прежде всего, полезно выявить потенциал для изменения, то есть потенциальные ресурсы, особенности их использования, которые способны изменяться под действием различных факторов, но в настоящее время еще остаются на прежнем уровне.

2. Разработка плана управления влияющими факторами. У менеджера всегда должен быть разработан «план экстренного реагирования», то есть комплекс мероприятий по управлению непредвиденными ситуациями. Один из наиболее естественных способов - владение информацией, которая будет способствовать выявлению негативных предпосылок в будущем. Конечно, при этом следует не забывать о профессионализме менеджера, который играет не последнюю роль в управлении инвестициями.

3. Вовлечение сотрудников в проектирование и осуществление инновации. В этом случае необходимо определить только основные позиции, направления деятельности, оставляя детали сотрудникам. Люди, которые принимают участие в проектировании инновации, будут испытывать чувство ответственности за осуществление изменения. Важной задачей при этом является донесение до сотрудников инновационных намерений менеджера.

Совершенствование инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства - это значимая часть коммерциализации новаторских идей в любом предприятии. Особенно это касается тех, кто стремится стать лидером на рынке. Субъекты инновационного деятельности представлены в таблице 5.

Принадлежность пользователя к той или иной группе определяет уровень его доступа к источникам информации об инновационной деятельности предприятия, что безусловно, сказывается на возможностях и качественных характеристиках проводимого анализа.

Представленная группировка субъектов инновационного анализа позволяет разделить данный вид аналитического исследования на внешний и внутренний. На практике внутренний и внешний анализ зачастую осуществляются параллельно и пересекаются [8].

Таблица 5 - Субъекты инновационного деятельности

Субъект инновационного анализа Основные интересующие моменты

Инвесторы, предоставляющие средства для реализации инновационных проектов Степень выгодности вложений в предприятие (проект), а также потенциальный риск потери инвестиций.

Менеджеры и руководители предприятия Информация об эффективности инновационной деятельности, ее основных результатах и тенденциях их изменения, состоянии инновационного потенциала предприятия. Анализ этой информации позволяет им разрабатывать управленческие решения по дальнейшему повышению эффективности инновационной деятельности и устойчивости функционирования предприятия в целом.

Покупатели и заказчики результатов инновационной деятельности Информация, свидетельствующая о надежности существующих деловых связей с предприятием и определяющая перспективы их дальнейшего развития.

Работники предприятия Сведения об основных результатах и перспективах инновационной деятельности предприятия, гарантии его прибыльности и стабильности, наличия рабочих мест и соответствующего уровня оплаты труда.

Акционеры и собственники Результативность инновационной деятельности предприятия, его стабильность в будущем, поскольку с этим связаны наличие и размер дивидендов, а также степень риска при покупке акций.

Органы государственной власти Информация для осуществления возложенных на них управленческих функций, ведения статистического наблюдения.

Общественность (пресса, различные общественные организации) Сведения для оценки вклада предприятия в инновационную деятельность региона и страны в целом.

Целью инновационного анализа является определение целесообразности осуществления инновационных внедрений в деятельность хозяйствующего субъекта. По результатам анализа обосновывается целесообразность разработки и реализации управленческих решений, направленных на повышение эффективности инновационной деятельности и устойчивости функционирования предприятия. Разрабатывая план инноваций, финансовый менеджер должен учитывать возможные проблемы инноваций, они представлены в таблице 6 [25].

Следует отметить, что предприятия, в том числе малые, не обязательно должны самостоятельно вести научные исследования и разработки, они могут заниматься непосредственно внедрением в производство уже выполненных проектов. Таким образом, предприятия являются не только важным источником инноваций, но и необходимым звеном в процессе воспроизводства инноваций.

Таблица 6 - Проблемы инноваций в разработке проекта

Проблемы инноваций Пояснение

1.Неопределенност ь и риски будущего развития. Фактор риска является весьма существенным, он присущ любой деятельности, связанной с планированием. При это организация должна определить способы оценки вероятности наступления рискового события, использовать их и разрабатывать профилактические меры по минимизации их негативных последствий. На сегодняшний день разработаны различные способы уменьшения экономических рисков, связанные с выбором стратегий поведения, в частности, диверсификацией, страхованием и др.

2.Технико-экономические обоснования проектов и бизнес-планы. Инновационные и инвестиционные проекты начинаются с планирования. Разрабатывается технико-экономическое обоснование проекта, которое в современной традиции называется бизнес-планом. В нем рассматриваются, в частности, и те вопросы, которые обсуждались выше. Главная проблема при этом - обоснованность планов.

З.Проблема подбора персонала Поскольку инновации предполагают в большинстве случаев использование кадров с другим уровнем профессиональной подготовки, что вынуждает предприятие либо нанимать новых работников, либо направлять на повышение квалификации «старый» персонал.

4.Проблемы рынка сбыта продукции и прочие. Применение инноваций в деятельности хозяйствующего субъекта предполагает производство новых видов продукции и, следовательно, освоение новых рынков сбыта.

В итоге, для управления инновационными проектами руководителям следует придерживаться ряда необходимых принципов. А именно, принципа выбора приоритетных направлений, нацеливание проекта на достижение конечных результатов, придерживаться системности и иерархичности организации инновационных процессов.

Литература

1. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (с изменениями и дополнениями)

2. Постановлением Правительства Российской Федерации № 1515 от 21.09.2020 «Правила оказания услуг общественного питания".

3. Абаджиди А.Г., Морозов В.Ю., Шестакова С.В., Шестаков В.А. Мониторинг в системе оказания государственных и муниципальных услуг / монография / под научной редакцией В. Ю. Морозова. Москва, 2010.

4. Аверин А. Н., Бабич А. М., Берестова Л. И. Социальная политика: Энциклопедия (под ред. Волгина Н. А., Сулимовой Т. С.) - М:, Альфа-пресс, 2016 - 416 с.

5. Бобылева А.З. К разработке концепции перехода государственных организаций на «управление по результатам». // Государственное управление. Электронный вестник ФГУ МГУ. 2016. №9. http://www.e-journal.spa.msu.ru/9_2006Bobyleva.html

6. Бокарева Е.В. Управление инновационной деятельностью предприятия / В сборнике: Современные проблемы туризма и сервиса Сборник статей научных докладов по итогам Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией О.Е. Афанасьева, Е В. Юдиной. 2019. С. 44-48.

7. Верховец, О. А. Инновации и их роль в экономическом росте России:

монографии / О. А. Верховец; М-во образования и науки РФ, Ом. гос. ун-т им. Ф. М. Достоевского. - Омск : Изд-во ОмГУ, 2019. -134 с.

8. Гагарина Г.Ю., Ливанский М.В., Липина С.А., Лочан С.А., Петросян Д.С., Смирнова О.О., Титов В.Н., Безпалов В.В., Зотов В.В., Кириллов В.П., Коршунов А.М., Мореева Е.В., Попел А.Е., Сорокина Н.Ю., Горский А.А., Липина А.В., Чугунов А.Е. Управление национальной экономикой: теория и практика / Энциклопедический словарь для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений / Москва, 2019.

9. Гарнов, А.П. Анализ и диагностика деятельности предприятия: Учебник /

A.П. Гарнов, В.Я. Поздняков, В.Ю. Гарнова и др. - М.: Инфра-М, 2018. - 96 c

10. Гарнова, В.Ю. Экономический анализ: Учебное пособие / Н.Б. Акуленко,

B.Ю. Гарнова, В.А. Колоколов; Под ред. Н.Б. Акуленко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 157 c

11. Гончар, Л.А., Григашкин М.В. К вопросу о сущности стратегии управления персоналом / Россия молодая Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых с международным участием. 2019. С. 414.

12. Григоренко, О.В. Учет, анализ и диагностика деятельности предприятия / О.В. Григоренко, Т.Ю. Гавриленко, Е.К. Ткаченко. - М.: Русайнс, 2018. - 636 c.

13. Дорф Р.К., Бишоп Р.Х. Современные системы управления инновациями Изд.: Лаборатория Базовых Знаний, 2017, 832 с.

14. Дуборкина И.А., Бокарева Е.В., Юдина Е.В., Панова А.Г., Соколова А.П., Левшенкова А.А. Практическое применение маркетинга на предприятии жилищно-коммунального хозяйства / Экономика и предпринимательство. 2018. № 12 (101). С. 716719.

15. Ермасов, С. В. Инновации, инновационный менеджмент / С.В. Ермасов, Н.Б. Ермасова. - М.: Высшее образование, 2018. - 50 c.

16. Ларионова А.А., Новикова Н.Г. Концептуальные основы формирования стратегий развития предприятий гостиничного бизнеса /Общественные науки. 2012. № 2.

C. 286-289.

17. Ливанский М.В., Зотов В.В., Попел А.Е., Титов В.Н., Петросян Д.С. Управление институциональными инновациями / Москва, 2017.

18. Панова А.Г. Совершенствование организации предоставления муниципальных услуг бюджетными учреждениями / автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Российский государственный университет туризма и сервиса. Москва, 2012

19. Потемкин А.И., Потемкин П.И., Новикова Н.Г. Антикризисное управление неплатежеспособным предприятием (экономико-правовые основы) / учеб. для студентов вузов, обучающихся по спец. "Антикризис. упр. " / А. И. Потемкин, П. И. Потемкин, Н. Г. Новикова ; М-во образованияи науки Рос. Федерации, Моск. гос. ун-т сервиса, Ин-т систем упр. экономикой. Новосибирск, 2004.

20. Романович В.К. Лояльность потребителей как фактор рыночного развития торговых предприятий / В сборнике: Инновации и современные технологии в кооперативном секторе экономики / Материалы международной научно-практической конференции в рамках ежегодных Чаяновских чтений. Российский университет кооперации. 2014. С. 346-350.

21. Bokareva E.V., Danilova V.A., Romanovich V.K., Boboshko V.I., Boboshko N.M., Silaeva A.A. Development of a business strategy based on project management / International Journal of Engineering and Advanced Technology. 2019. Т. 8. № 5. С. 1020-1024.

22. Bokareva E.V., Duborkina I.A., Sokolova A.P., Doronkina I.G., Konovalova E.E. Dependence of the russian economy on oil prices in the context of volatility of the global oil market: articulation of issue / International Journal of Energy Economics and Policy. 2017. Т. 7. № 3. С. 225-230.

23. Bokareva E.V., Silaeva A.A., Borisova O.N., Doronkina I.G., Sokolova A.P. Analysis of the world and Russian e-commerce market: development trends and challenges / International Journal of Engineering and Technology(UAE). 2018. T. 7. № 4.38. C. 387-392.

24. Morozova L.S., Morozov V.Y., Khavanova N.V., Lustina T.N., Panova A.G. Approach to evaluating personnel loyalty in the context of streamlining the company's human resources policy / Indian Journal of Science and Technology. 2016. T. 9. № 12. C. 89526.

25. Novikova N.G., Sakharchuk E.S., Ilkevich S.V. The factors of russia's low competitiveness as a medical tourism destination / World Applied Sciences Journal. 2013. T. 27. № 13 A. C. 251-255.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.