PEDAGOGICS
УДК 378
Р. Ф. Лопатина, Н. А. Лопатин
ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД И ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ У МОЛОДЕЖИ
В статье описаны теоретические аспекты системы формирования мотивации у молодежи к занятию предпринимательством с помощью проектного метода. Представлены модель профильной смены «предпринимательство» молодежного лагеря с применением здоровьесберегающих технологий и результаты ее проведения.
Ключевые слова: предпринимательство, проектный подход, молодежь, студенты, мотивация, инновации.
R. F. Lopatina, N. A. Lopatin
PROJECT APPROACH AND BUILDING UP THE YOUTH MOTIVATION TO STARTING THE ENTERPRENEURSHIP
In this article theoretical aspects of the system of building up the motivation of the youth to starting the entrepreneurship with project’s approach are described. The model of thematic term of “entrepreneurship” at the youth camp with healthcare technologies is displayed .
Keywords: entrepreneurship, project approach, youth, students, motivation, innovations.
Создание благоприятных условий, стимулирующих молодежь заниматься предпринимательской деятельностью, рассматривается главным приоритетом в различных программах общегосударственного и регионального уровня, объединенных едиными целями и задачами, организационно-правовыми отношениями, законодательно-нормативной базой, и действующих на основании единых методических и функциональных подходов. Обращение особого внимания на молодежь связано с тем, что она обладает таким уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который является отличным от других категорий населения. Это позволяет минимизировать издержки и
потери, связанные с решением проблем социализации молодых людей и интеграции их в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство. Несовершенство системы формирования мотивации к занятию предпринимательской деятельностью у студенческой молодежи обусловливает ее недостаточное развитие, низкий уровень правовой и социальной культуры молодых предпринимателей.
Следует отметить, что именно вузы являются своеобразными «проводниками» федеральной и региональной политики, направленной на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность [5] (рис. 1).
Рис. 1. Схема уровневой системы поддержки молодежного предпринимательства в РФ
Вуз, как социальный и образовательный институт, в ряду своих целей должен ставить повышение мотивации студентов к занятию предпринимательской деятельностью, позиционирование бизнеса, как альтернативы работы в муниципальном, государственном или частном учреждении в качестве наемного работника. А также создавать необходимые условия для информирования студентов о современных условиях развития бизнеса, обучения их теоретическим основам, а также практическим знаниям и умениям.
Мотивация к занятию предпринимательской деятельностью формируется в вузе и в связи с этим большую роль играет комплекс обучающих, информационных и воспитательных мероприятий, направленный на ее повышение. Социальное оздоровление молодежного предпринимательства возможно посредством придания ей качества целостной системы с эффективно действующим мотивирующим механизмом внутри вуза.
Университет культуры и искусств имеет дело с особого рода контингентом - креативно мыслящими студентами, открытыми разного рода инновациям. Предпринимательство в культуре - специфическая область человеческой деятельности, возникшая в результате интеграции двух сфер - культуры и бизнеса [6].
В настоящее время предпринимательство все больше проникает в сферу культуры. С экономической точки зрения рынок культуры и искусств состоит из художников, создателей творческих услуг, продуктов и изделий, потребителей и посредников (распространителей) [8]. В данном случае определением предпринимательства можно считать «вид рискованной профессиональной деятельности, которая представляет собой, с одной стороны, инициативную самостоятельную деятельность специалистов и их объедине-
ний, направленную на достижение лучшего хозяйственного результата и получение прибыли, с другой - служит удовлетворению социокультурных потребностей человека и решению социальных проблем общества». Предпринимательство в социокультурной деятельности - особая самоорганизующаяся форма экономической активности, позволяющая эффективно соединять факторы производства услуг, продуктов и изделий, обеспечивать развитие экономики СКД с использованием достижений науки и практики, направленная на решение экономических, социальных, культурологических, педагогических и художественно-эстетических задач общества, опирающаяся на конкурентные преимущества [8, с. 213].
Важными для молодого креативного поколения, имеющего незначительный социальный и трудовой опыт, являются проблемы практической неподготовленности будущих и начинающих предпринимателей к занятию новым непривычным делом и недостаточность знаний и деловой информации в области самостоятельной предпринимательской деятельности. Именно индивидуальная проектная и управленческая деятельность на университетском уровне формирует у студентов необходимые умения и навыки для дальнейшей самореализации в современных экономических условиях.
Таким образом, оптимальная модель организации мероприятия по вовлечению студентов к занятию молодежным предпринимательством должна сочетать образовательные мероприятия, участие в практических тренингах и мастер-классах. Важным условием является осуществление самостоятельной проектной работы.
Проектная деятельность - форма активности, направленная на достижение социально значимой цели по созданию творческого проекта. Под творческим проектом понимается самостоятельно разработанный и реализованный в практической деятельности продукт, причем в проект входят все
этапы создания продукта - от идеи до его конечного воплощения [3].
Проектный метод возник в 20-е годы XX века в США, теоретическое обоснование получил в работах Дж. Дьюи, В. Х. Килпатрика, как метод проблем, «обучение деланием» [9].
Психологическими условиями, которые необходимо обеспечить для эффективного использования метода проектов являются:
- эмоциональная вовлеченность в проектную работу;
- переживание участниками полной добровольности деятельности;
- обеспечение баланса самоорганизации и спонтанности, рациональных и интуитивных компонентов интеллектуальной активности [7].
Проектность - фундаментальное имманентное свойство культуры, выражающееся в формировании, трансляции, реализации замыслов, идей, целей, присущих как отдельным историческим формам, или типам культуры, так и культуре в целом, в способности опережать наличную культурную деятельность. Оно однопорядково с такими фундаментальными свойствами культуры, как искусственность, непрерывность, динамичность, креативность, аритмичность, асинхронность [2]. К основным характеристикам, присущим проектам в сфере культуры относят ориентацию на достижение определенной цели; систему взаимосвязанных действий, уникальность и специфичность каждого проекта; сочетание важности процесса и результата, придание равного значения результативности и экономичности в качестве основного итога [1].
В целом, проектная форма работы со студентами в короткий срок представляется наиболее оптимальной.
С целью вовлечения студентов в предпринимательскую и инновационную деятельность был организован и проведен пятидневный выездной студенческий лагерь с тематической сменой «Молодежное пред-
принимательство». Задачи лагеря: обеспечить включение студенческой молодежи в предпринимательскую среду, создать условия для формирования базовых знаний у студентов для организации собственного дела, оказать консультативную помощь при создании собственного дела, создать единое информационное пространство среди участников смены, обеспечить условия для полноценного отдыха студентов, их оздоровления.
В работе смены приняло участие 40 студентов КемГУКИ. Отбор участников лагеря проводился в процессе устного собеседования с желающими. В ходе собеседования выявлялись общие знания студентов в сфере менеджмента и бизнеса, их готовность заниматься предпринимательской деятельностью, а также ожидания от участия в тематической смене. В результате было отобрано 40 человек, студентов 2-4 курсов: 20 человек, планирующих заниматься предпринимательской деятельностью, 20 - желающих определиться с выбором дальнейшей деятельности и получить необходимые умения и навыки.
Распорядок дня предусматривал 5-разовое питание, большое количество обучающих мероприятий, мастер-классов, спортивные и творческие мероприятия, просмотр фильмов и др. Большое внимание было уделено вопросам оздоровления студентов, разработана специальная программа физкультурнооздоровительной деятельности и сбалансированного здорового питания в рамках проведения лагеря.
В первый день во время организационного сбора студенты поделились своими бизнес-идеями друг с другом и им было дано время сформировать проектные команды. Стоит отметить, что уже во время первого обсуждения студенты активно анализировали чужие проекты, предлагали собственные усовершенствования, давали советы по их оптимизации. Во время презентации идей выяснилось, что две группы имеют схожие проекты в сфере рекламных услуг. Их представители решили объединить усилия и разграничить функции
в процессе реализации проекта. Также участники одного из проектов «Корпорация идей Смокинг» предложили оказать брендинговые услуги проекту магазина авторских изделий.
Программа занятий была рассчитана на то, чтобы каждое занятие представляло собой своеобразный этап и их логическая последовательность обеспечила знакомство студентов с основами создания и ведения бизнеса в короткий срок.
В первый день со студентами было проведено занятие «10 шагов от теории к бизнесу», которое в интерактивной форме провел маркетолог Муниципального некоммерческого фонда поддержки малого предпринимательства. В рамках занятия студентам были представлены основные принципы организации бизнеса. Пошагово разбирались этапы действий начинающего предпринимателя. Таким образом, уже в первом занятии, студентам были раскрыты основные вопросы, а именно поиск и разработка бизнес-идеи, поиск стартового капитала, бизнес-планирование.
Важно, что на данном занятии приводились примеры организации бизнеса и взглядов на его развитие разных успешных предпринимателей, что сделало общение студентов с тренером не безликим, оставляло возможности для дискуссий и обсуждений.
Вторым занятием был семинар «Networking. Коммуникации в бизнес-пространстве». В рамках занятия студенты получили возможность узнать о налаживании связей, установлении партнерских и социальных отношений, позиционировании себя в бизнес-пространстве. Тренинг проводила директор маркетингового агентства.
Затем со студентами провела занятие управляющая Городским бизнес-инкубатором, в рамках которого провела минитренинг по разработке бизнес-плана, а также рассказала о системах социальной поддержки молодежного предпринимательства, представила форму инвестиционной презентации.
Также студентов познакомили с основными разделами бизнес-плана: резюме (об-
зорный раздел); общее описание компании; продукция и услуги; маркетинг-план; производственный план; управление и организация; капитал и юридическая форма компании; финансовый план; оценка рисков; приложение.
Вечером, во второй день, состоялся просмотр мотивационного фильма «Социальная сеть», повествующая о развитии бизнеса известного во всем мире молодого миллиардера, создателя сети facebook, Марка Цукерберга.
Четвертым было теоретическое занятие «Финансовые аспекты в бизнесе», во время которого были освещены экономические вопросы ведения предпринимательской деятельности. Также с участниками смены был проведен тренинг по time management.
Важной частью образовательной программы стал модуль «Основы правовой грамотности при открытии и осуществлении предпринимательской деятельности. Минимизация правовых исков». Данное занятие было одним из последних, поскольку студенты уже определились со своими бизнес-идеями и могли задавать более конкретные вопросы относительно правовой формы их реализации.
Завершающим занятием стал практический тренинг «Как сделать презентацию проекта». В ходе тренинга студенты с экспертом разбирали уже созданные презентации проектов.
Отдельным блоком в программе было уникальное ежедневное мероприятие «Бизнес-ланч с гостем». Каждый день студенты встречались с молодыми предпринимателями региона и могли задать им любые интересующие вопросы. Традиционно гость вкратце рассказывал о себе и своем бизнесе, а затем отвечал на вопросы. Стоит отметить, что студентов в первую очередь интересовало время становления бизнеса, которое у каждого гостя приходилось как раз на 20-25 лет, что примерно соответствует возрасту нынешних студентов и выпускников. Таким
образом, участники лагеря «примеряли» на себя модели поведения этих предпринимателей в указанном возрасте, запоминали озвученные ошибки, обсуждали проблемные вопросы. Также студентов интересовали правовые аспекты ведения бизнеса и поиск стартового капитала, что свидетельствует о зрелости их рассуждений и понимании важнейших аспектов открытия собственного бизнеса. После каждой встречи участники лагеря на вечернем обсуждении делились впечатлениями о гостях и отмечали, что пример каждого из них оказал высокое мотивационное воздействие.
Завершающим этапом проведения тематической смены было итоговое мероприятие - презентация студенческих проектов, подготовленных за время проведения смены. Всего было представлено 8 проектов.
Три проекта в сфере социального предпринимательства: проект молодежного лагеря «Звездный дом», частного детского сада «Мечта», а также интернет-ресурс «Гид интересных занятий». Все вышеуказанные проекты несомненно будут иметь положительный социальный эффект. Два из них, «Звездный дом» и «Гид интересных занятий» осуществимы в краткосрочной перспективе с минимальными финансовыми затратами.
Пять проектов были представлены в сфере СКД. Проект «Лавка мастеров» - магазин по продаже авторских вещей, Школа журналистики «Харизма», ролевая игра «Заговор», игра «Cmema-quest», корпорация идей «Смокинг».
В лагере также был проведен уникальный эксперимент. За 5 дней один проект смог презентовать себя за счет другого. Корпорация идей «Смокинг» полностью разработала маркетинговое решение для проекта «Лавка мастеров» - придумала название, логотип, слоган «Нашими руками Ваши мечты».
В целом, модель проведения лагеря с планируемыми и достигнутыми результатами можно представить в следующем виде (табл. 1):
Таблица 1
Модель проведения молодежного лагеря КемГУКИ
День Мероприятие Результат для студента
1-й Презентация идей проектов Формулирование идей, перспективы формирования проектных команд, оценка идей внутри студенческого коллектива
Занятие «10 шагов от теории к бизнесу» Формулирование основных этапов открытия бизнеса, знакомство с основными компетенциями, необходимыми для открытия бизнеса
Бизнес-ланч с гостями Ответы на интересующие вопросы. Мотивирующий пример
2-й Занятие «Networking. Коммуникации в бизнес-пространстве» Обучение путям установления социальных и деловых связей в бизнес-пространстве
Занятие «Разработка бизнес-плана» Знакомство с основами бизнес-планирования
Бизнес-ланч с гостями Ответы на интересующие вопросы. Мотивирующий пример
Просмотр фильма Мотивирующий пример. Побуждение студентов к обсуждению конкретного примера
3-й Занятие «Финансовые аспекты в бизнесе» Понимание основных экономических аспектов ведения бизнеса
Занятие «Основы правовой грамотности при открытии и осуществлении предпринимательской деятельности. Минимизация правовых исков» Бизнес-ланч с гостем Обеспечение возможности выбора организационно-правовой формы ведения бизнеса. Восполнение пробелов в знаниях правового характера Ответы на интересующие вопросы. Мотивирующий пример
4-й Занятие «Time management» Понимание важности правильного распределения времени. Формулирование собственного мнения в процессе дискуссии
Тренинг «Презентация проекта» Формирование навыков для успешной презентации проекта. Оценка имеющихся презентаций
Бизнес-ланч с гостем Ответы на интересующие вопросы. Мотивирующий пример
5-й Презентация проектов Формулирование бизнес-идеи. Возможность оценки проекта экспертами. Перспектива установления деловых отношений с экспертами
Каждый день студенты обсуждали свои ожидания и настроения, которые в целом можно представить в виде чек-листа ожиданий и настроений, в котором значение «1» соответствовало самому низ-
шему уровню ожиданий и настроений, значение «5» - самому высшему. В итоге график ожиданий и настроений участников студенческого лагеря выглядит следующим образом (рис. 2).
...---------------------------!1------------1
день 1 день 2 деньЗ день 4 день 5 Рис. 2. График «ожиданий и настроений» участников лагеря КемГУКИ
Из графика видно, что в первый день настроение и ожидания студентов были на самом высоком уровне. Во второй день, когда началась работа над проектами, занятия, не всегда легкие, первые споры в проектных командах, настроение и ожидания чуть понизились. Третий день предполагал самые сложные занятия - экономического и правового характера, усиленную работу над проектами, и, соответственно, уровень ожиданий и настроений еще более понизился. На четвертый день все конфликты были улажены, проекты практически готовы, что также отразилось на повышении уровня ожиданий и настроений. В пятый день, после презентации проектов, оценки их экспертами, полученных советов, уровень настроений и ожиданий оптимизировался и достиг наивысших значений. В целом, это косвенно может свидетельствовать о достижении положительного резуль-
тата, повышения уровня мотивации к занятию предпринимательской деятельностью у студентов.
Таким образом, значимость студенческой среды для становления молодежного предпринимательства определяется процессами, происходящими внутри вуза: взаимодействие с государственными органами, осуществляющими поддержку малого и среднего бизнеса, участие в реализации федеральных программ, направленных на развитие молодежного предпринимательства, формирование в вузе личностных качеств специалиста, способствующих его интеграции в бизнес-сообщество. Вуз в данном случае осуществил не только воспитательную и обучающую функцию, но и на высоком уровне обеспечил оздоровление студентов. Данный опыт является положительным и может использоваться другими вузами.
Литература
Андреева С. В. Проектирование как творческий метод // Вестник КемГУКИ. - 2011. - № 17/2. -С. 19-22.
Джонм Дж. К. Методы проектирования: пер. с англ. - 2-е изд., доп. - М.: Мир, 1986.
Зыбина Л. Н. Проектный метод в активном социально-психологическом обучении [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fp.nspu.ru/sites/fp.nspu.ru/files/docs/zybina_prov.pdf
4. Лопатина Р. Ф. Проведение конкурсов молодежных проектов в вузе культуры и искусств как один из стимулов развития молодежного предпринимательства в студенческой среде // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. - 2011. - № 17-2. - С. 134-140.
5. Лопатина Р. Ф. Уровневая система формирования у молодежи мотивации к занятию предпринимательством // Мир науки, культуры, образования. - Апрель 2012. - № 2 (33). - С. 69-70.
6. Раздорожный А. А. Управление организацией (предприятием). - М.: Экзамен, 2006. - 637 с.
7. Рубцов В. В. Коммуникативно-ориентированные образовательные среды. Психология проектирования. - М., 1996. - 157 с.
8. Рудич Л. И. Экономическая сущность инновационной и предпринимательской деятельности в социально-культурной сфере // Вестник КемГУКИ. - 2011. - № 17/2. - С. 210-211.
9. Чепель Т. Л. Методика преподавания психологии. - Новосибирск. - 2008. - 480 с.
Literatura
1. Andreeva S. V Proektirovanie kak tvorcheskij metod // Vestnik KemGUKI. - 2011. - № 17/2. - S. 19-22.
2. Dzhonm Dzh. K. Metody proektirovanija: per. s angl. - 2-e izd., dop. - M.: Mir, 1986.
3. Zybina L. N. Proektnyj metod v aktivnom social’no-psihologicheskom obuchenii [Jelektronnyj resurs]. -
Rezhim dostupa: http://fp. nspu. ru/sites/fp. nspu. ru/files/docs/zybina_prov. pdf
4. Lopatina R. F. Provedenie konkursov molodezhnyh proektov v vuze kul'tury i iskusstv kak odin iz stim-
ulov razvitija molodezhnogo predprinimatel'stva v studencheskoj srede // Vestnik Kemerovskogo gosu-darstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv: zhurnal teoreticheskih i prikladnyh issledovanij. - 2011. -№ 17-2. - S. 134-140.
5. Lopatina R. F. Urovnevaja sistema formirovanija u molodezhi motivacii k zanjatiju predprinimatel'stvom //
Mir nauki, kul'tury, obrazovanija.- Aprel' 2012. - № 2 (33). - S. 69-70.
6. Razdorozhnyj A. A. Upravlenie organizaciej (predprijatiem). - M.: Jekzamen, 2006. - 637 s.
7. Rubcov V V. Kommunikativno-orientirovochnye obrazovatel'nye sred. Psihologija proektirovanija. - M., 1996. - 157 s.
8. Rudich L. I. Jekonomicheskaja suwnost' innovacionnoj i predprinimatel'skoj dejatel'nosti v social'no-kul'turnoj sfere // Vestnik KemGUKI. - 2011. - № 17/2. - S. 210-211.
9. Chepel' T. L. Metodika prepodavanija psihologii. - Novosibirsk, 2008. - 480 s.
УДК 378 14:78. 071. 2
Л. Э. Муртазина
ИЗМЕНЕНИЯ В МОТИВАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКОГО ВУЗА
В работе рассмотрены уровни мотивации к музыкальной деятельности студентов вуза и их изменение в процессе музыкального обучения. Для экспериментальных исследований была сформирована анкета, применены статистические методы оценки весовых коэффициентов вопросов, их ранжирование с помощью коллективных экспертных оценок. На основе статистического анализа даны качественные характеристики студентов творческого вуза с разными уровнями мотивации к музыкальной деятельности. Выявлено увеличение студентов с высоким и низким уровнями мотивации на последних курсах обучения, дано этому объяснение.
Ключевые слова: мотивация, музыкальная деятельность, мотив, потребность, уровни мотивации, художественно-творческая деятельность.