Научная статья
УДК 377.131.46:377.138.55 DOI: 10.17853/2686-8970-2023-2-72-89
ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
Виктория Михайловна Маркевич
преподаватель
Свердловский областной педагогический колледж, Екатеринбург, Россия
his.topu@gmail.com, https://orcid.org/0009-0002-8442
Аннотация. Обоснована значимость применения проектного метода обучения в учебно-исследовательской деятельности студентов, получающих образование по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение. Дан краткий анализ термина «проект», рассмотрены виды проектов. Охарактеризованы основные виды учебно-исследовательских работ обучающихся (реферат, курсовая работа, выпускная квалификационная работа) с точки зрения поэтапного формирования элементов проектного обучения в ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», приведены критерии оценки учебно-исследовательской деятельности студентов.
Ключевые слова: проектный метод обучения, учебно-исследовательская деятельность, документационное обеспечение управления, архивоведение, студенты колледжа, реферат, курсовая работа, выпускная квалификационная работа, критерии оценки
Для цитирования: Маркевич В. М. Проектный метод обучения в учебно-исследовательской деятельности студентов колледжа // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАИТ). 2023. № 2 (14). С. 72-89. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2023-2-72-89.
Original article
PROJECT METHOD OF LEARNING IN STUDENTS' TRAINING AND RESEARCH ACTIVITIES
Victoria M. Markevich
Teacher
Sverdlovsk Regional Pedagogical College, Ekaterinburg, Russia his.topu@gmail.com, https://orcid.org/0009-0002-8442
© Маркевич В. М., 2023 72
ИНСАЙТ. 2023. № 2 (14)
Abstract. The article substantiates the importance of using the project method of teaching in training and research working for students in the specialty "Management documentation and archiving services" (46.02.01). A brief analysis of the term "project" is given, the types of projects are analyzed. The main types of educational and research working are characterized: abstract, term paper, final qualifying work from the point of view of the phased formation of project-based learning elements for students of Sverdlovsk Regional Pedagogical College, the evaluation criteria for each of the types of educational and research working are given.
Keywords: project method of teaching, training and research working, management documentation, archiving services, college students, abstract, term paper, final qualifying work, evaluation criteria
For citation: Markevich V. M. Project method of learning in students' training and research activities // INSIGHT. 2023. № 2 (14). P. 72-89. (In Russ.). https://doi.org/ 10.17853/ 2686-8970-2023-2-72-89.
Актуальность и постановка проблемы исследования. Применение метода проектного обучения в системе профессионального образования - явление далеко не новое, однако в настоящее время оно приобретает все большую популярность, становится очень востребованным. Этот факт подтверждается обновлением законодательной базы сферы образования, трансформацией системы среднего профессионального образования (СПО). Например, в «Стратегии развития национальной системы квалификаций Российской Федерации на период до 2030 года» одним из приоритетных направлений является «обновление структуры и содержания профессионального образования и профессионального обучения в целях ускоренного формирования кадровой основы прорывного технологического развития» [1]. В Указе Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» особо отмечено, что перед системой профессионального образования поставлена стратегическая задача кадрового обеспечения отраслей российской экономики в целях ускорения технологического развития, создания высокопроизводительных рабочих мест, повышения темпов роста национальной экономики [2]. Федеральные проекты «Молодые профессионалы», «Профессионалитет» направлены на повышение конкурентоспособности и модернизации российского профессионального образования, на обеспечение возможности обучающимся системы СПО получить образование, соответствующее требованиям современной экономики и запросам рынка труда, посредством внедрения
INSIGHT. 2023. № 2 (14)
73
адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ в короткие сроки [3].
С 11 октября 2022 г. начал действовать новый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 46.02.01 Докумен-тационное обеспечение управления и архивоведение, в нем сформулированы общие компетенции, которыми должны овладеть будущие специалисты по документационному обеспечению управления (ДОУ) и архивному делу. Эти компетенции могут быть реализованы посредством применения проектного метода обучения [4]:
• способность и готовность выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам (ОК 01);
• способность и готовность использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности (ОК 02).
Как известно, успешная реализация общих компетенций является важнейшим условием достижения уровня сформированности профессиональных компетенций в рамках дисциплин и модулей. Компе-тентностный портрет современного исследователя, представленный в работе А. И. Лыжина и А. А. Коновалова, также помимо собственно исследовательских компетенций включает коммуникационные, цифровые и социальные [5].
Также стоит отметить, что государственная итоговая аттестация выпускников проводится в форме защиты дипломного проекта (работы).
Таким образом, для успешного применения обновленного ФГОС СПО по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение в образовательном процессе необходимо выявить и поэтапно описать элементы проектного обучения, применяемые в ходе учебно-исследовательской деятельности (УИД) обучающихся, и определить критерии их оценки.
Обзор литературы. Метод проектирования в профессиональном обучении достаточно широко освещен в учебных пособиях, монографиях и научных публикациях.
74
ИНСАЙТ. 2023. № 2 (14)
В статье американского ученого R. T. Howell подчеркивается важность применения проектного метода обучения в технологическом образовании, описывается развитие данного метода в зарубежной историографии [6].
Е. М. Каргина рассматривает предпосылки и историю развития проектного метода обучения в отечественной педагогике, дает терминологический анализ и современную оценку определения «проект». В монографии исследовательницы обобщены различные варианты классификаций проектов, представлен опыт работы образовательных организаций различного уровня, применяющих метод педагогического проектирования на практике. Особое внимание уделяется особенностям создания и реализации научного проекта в вузах [7].
Н. Г. Суровцева исследует вопросы рациональной организации работы с документами с помощью проектного метода, рассматривает основные этапы оргпроектирования, правовое, нормативно-методическое и документационное обеспечение данного процесса. Методы оргпроектирования (сбор и анализ данных, в том числе изучение документации и информационных материалов, социологические, эмпирические методы) могут быть использованы при оценке документа-ционного обеспечения управления и архивного дела конкретного предприятия, при изучении профессиональных модулей (ПМ), дисциплин и междисциплинарных курсов (МДК) («Методика рационализации до-кументационного обеспечения управления и архивного дела», «Организация работы с электронными документами», «Методика и практика архивоведения» и др.), а также в ходе написания выпускной квалификационной работы проектного характера [8].
По мнению М. М. Вороновой, использование в образовательном процессе метода проектов способствует развитию у обучающихся творческого и критического мышления, самостоятельности (способности реализовывать свои знания при решении разнообразных задач), грамотности в работе с информацией. Исследовательница проводит детальный анализ практического применения проектного метода в обучении при формировании общих компетенций по разным направлениям деятельности: учебно-исследовательская деятельность, волонтерское движение, экологическое направление (компетенция «сохранение окру-
INSIGHT. 2023. № 2 (14)
75
жающей среды») и т. д. М. М. Воронова отмечает, что использование метода проектов на всех этапах обучения является обязательным условием перехода на следующий уровень сформированности общих компетенций в рамках дисциплин и модулей общепрофессионального и профессионального циклов [9].
Немаловажным аспектом применения метода проектного обучения является мотивация обучающихся и педагогов. В своем исследовании Д. А. Трищенко выделяет следующие проблемы, с которыми сталкиваются как преподаватели, так и студенты в рамках проектного обучения: «сложности интеграции проекта по нескольким курсам, затруднения с оцениванием результатов, недостаточный интерес обучающихся и пропуски занятий, невыполнение графика проекта, недооценка или отрицательное отношение студентов к некоторым важным разделам проекта, проблемы с интегрированием знаний и умений для решения задач проекта, необходимость корректировки образовательной программы, игнорирование использования проектного метода преподавателями..., предпочтение традиционных форм в образовательном процессе, неготовность. к активному внедрению проектно-ориентированного подхода, отсутствие достаточных умений и навыков проектирования, недостаточная мотивация сотрудников, включенных в разработку, ограниченность временных ресурсов в силу увеличения индивидуальной учебной нагрузки, отсутствие у преподавателей опыта руководства проектными группами» [10, с. 350]. Решение данных проблем Д. А. Трищенко видит в активизации мотивации к данному методу обучения через разработку государством мер по стимулированию вузов, преподавателей, студентов.
Польские исследователи М. РгеуЬу82-2агетЬа, М. Ко1оё21е]вк1 выделяют следующие преимущества применения проектного метода обучения: «развитие вопросительного (склада) мышления, творческих, концептуальных, аналитических навыков, овладение способностями к групповой работе, сотрудничеству и ответственности за собственную работу, выходя за пределы своих возможностей, развивая трансгрессивное мышление, принятие решения в отношении прав большинства и меньшинства и др.» [11].
76
ИНСАЙТ. 2023. № 2 (14)
Т. И. Загороднюк, анализируя опыт реализации проектного обучения в школах США, Франции и России, отмечает недостатки российского подхода и называет следующие варианты преодоления образовательных барьеров с учетом практики зарубежных стран [12]:
• ориентация на продукт или результат, что предполагает развитый процесс целеполагания и формирования гибких навыков, таких как навыки решения проблем, тайм-менеджмента, стратегического мышления и т. д.;
• интеграция проектной технологии в иные формы обучения и создание гибридных технологий обучения;
• учет психологических особенностей участников при реализации проектной деятельности и его воспитательное значение для них;
• усиление роли педагога как участника проекта, мотивирующего команду и выступающего в роли эксперта, не включенного полноценно в проектную деятельность.
Терминологический анализ понятия «проект». В русском языке термин «проект» имеет множество значений. В монографии И. З. Ко-готковой, Г. Я. Сороко, М. Н. Гусевой обобщен опыт этимологии данного понятия, приводится две основные версии его происхождения.
Согласно первой версии, слово «проект» происходит от латинского projectus - брошенный (projicere - бросать, выбрасывать вперед). Латинский глагол jicere имеет значение «класть, кидать». В русский язык он был заимствован из немецкого языка (projekt), упоминается в документах барона П. П. Шафирова, вице-канцлера, второго по рангу дипломата времени Петра I.
По другой версии, термин «проект» также происходит от немецкого projekt, но предполагается, что он восходит к латинскому projectum -предложение, расчет, смета (от глагола projicere, имеющего также значение «предлагать») [13].
В настоящее время как в отечественных, так и зарубежных нормативных актах сосуществуют различные толкования понятия «проект». Например, согласно ГОСТ Р 54869-2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом», это «комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленный на создание уникального продукта или услуги в условиях временных и ресурсных ограничений» [14].
В седьмом выпуске стандартов серии PMIPMBoK, разработанной американским Институтом управления проектами, под проектом
INSIGHT. 2023. № 2 (14)
77
понимается «временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата»; здесь же конкретизируется понятие уникального продукта, услуги или результата: «. любой уникальный и поддающийся проверке продукт, результат или способность оказать услугу, которые необходимо получить для завершения процесса, фазы или проекта. Поставляемые результаты могут быть материальными и нематериальными» [15].
В учебно-методическом пособии И. М. Дудиной дается следующее определение: «проект - уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированных и управляемых видов с начальной и конечной датами, предпринятый для достижения соответствующей конкретным требованиям цели, включающий ограничения по срокам, стоимости и ресурсам» [16].
М. М. Цогоев выделяет два основных подхода к определению рассматриваемого понятия. Согласно системному подходу проект представляет собой систему временных действий, направленных на достижение уникального, но одновременно определенного результата. Деятель-ностный подход предполагает «идею и действия по ее реализации с целью создания продукта, услуги или другого полезного результата» [17].
Таким образом, различные источники трактуют понятие «проект» по-своему, однако они не противоречат, а, скорее, дополняют друг друга.
Классификация проектов. Систематизации видов проектов посвящено немало исследовательских работ. Наиболее детальный анализ классификаций проектов, которые выделяют отечественные ученые, приводится в статье А. Ю. Коньшуной. Результаты представлены в таблице [18].
Классификации проектов
Классификационный признак Виды проектов Авторы
1 2 3
Масштаб Малый, средний (крупный), мегапроект (очень крупный / большой) Н. М. Абдикеев, В. Н. Бурков, В. В. Володин, В. И. Воропаев, П. С. Гейзлер, Г. Дит-хелм, Т. А. Куправа, И. И. Ма -зур, Д. А. Новиков, А. В. Полковников, В. Н. Фунтов
78
ИНСАЙТ. 2023. № 2 (14)
Окончание таблицы
1 2 3
Срок реализации Краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный (мегапроект) Н. М. Абдикеев, В. Н. Бурков, В. В. Володин, В. И. Воропаев, Т. А. Куправа, И. И. Ма-зур, Д. А. Новиков, А. В. Полковников
Степень сложности Простой, сложный (организационно сложный, технически сложный, ресурсно сложный, комплексно сложный), очень сложный Н. М. Абдикеев, В. Н. Бурков, В. В. Володин, И. И. Ма-зур, Д. А. Новиков, А. В. Полковников, А. С. Товб, В. Н. Фунтов, Г. Л. Ципес
Структура Монопроект, мультипро-ект (мегапроект) В. Н. Бурков, В. В. Володин, В. И. Воропаев, П. С. Гейз-лер, И. И. Мазур, А. А. Матвеев, Д. А. Новиков, А. В. Полковников, А. В. Цветков
Характер предметной области Инвестиционный, инновационный, научно-исследовательский, учебно-образовательный, смешанный / комбинированный Н. М. Абдикеев, В. Н. Бурков, В. В. Володин, Т. А. Куп-рава, Д. А. Новиков
Функциональная направленность Технический (научно-технический), организационный, экономический (маркетинговый, юридический, экологический), социальный, смешанный В. Н. Бурков, В. В. Володин, В. И. Воропаев, П. С. Гейз-лер, Д А. Новиков, А. В. Полковников, В. Н. Фунтов
Уровень участников Международный, отечественный / национальный (региональный, городской, межотраслевой, отраслевой, корпоративный, ведомственный, проект одного предприятия) Н. М. Абдикеев, В. Н. Бурков, В. И. Воропаев, Г. Дит-хелм, И. И. Мазур, Д. А. Новиков
Примечание. Виды проектов, указанные в скобках, выделяют не все исследователи.
INSIGHT. 2023. № 2 (14) 79
Характеристика основных видов учебно-исследовательской деятельности студентов и критерии их оценки. Проектная деятельность в ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж» реализуется в учебной, учебно-исследовательской, внеурочной, воспитательной деятельности. Именно проектный метод позволяет сформировать у обучающихся конкретные общие и профессиональные компетенции в рамках реализации любой основной профессиональной образовательной программы (ОПОП). Как было уже отмечено, вследствие принятия нового ФГОС СПО по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение стоит обратить особое внимание на применение проектного метода обучения в учебно-исследовательской деятельности студентов. Еще раз подчеркнем, одним из этапов государственной итоговой аттестации обучающихся является защита дипломного проекта.
В ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж» различные формы УИД являются обязательной частью ОПОП по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение, реализуются на всех этапах обучения (аттестационные испытания) и проводятся в соответствии с Положением о промежуточной аттестации. В результате выпускники должны достичь определенного уровня сформированности исследовательских умений, в том числе умения сопоставлять знания, полученные из разных источников, критически анализировать их и защищать свою точку зрения на изучаемую проблему, применять теоретические знания на практике.
УИД студентов осуществляется в различных формах: написание доклада, реферата, курсовой работы, выпускной квалификационной работы (ВКР), творческие виды деятельности (участие в конкурсах, выставках, олимпиадах, научно-практических конференциях и семинарах).
Обязательными для обучающихся по специальности 46.02.01 До-кументационное обеспечение управления и архивоведение являются следующие виды учебно-исследовательских работ: реферат, курсовая работа и выпускная квалификационная работа. Реферативная и курсовая работы пишутся в рамках изучения учебной или общепрофессиональной дисциплины либо междисциплинарного курса; выпускная
80
ИНСАЙТ. 2023. № 2 (14)
квалификационная работа является одним из оснований присвоения выпускнику квалификации и выполняется по одному или нескольким профессиональным модулям.
Учебно-исследовательская деятельность обучающихся 2-го курса специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение реализуется в процессе написания и защиты реферативной работы (развернутый обзор первоисточников по проблеме исследования). Реферат является зачетной работой по предмету. Наиболее распространенными дисциплинами общепрофессионального цикла, в рамках которых обучающиеся выбирают тему исследования являются следующие: ОП 04 Государственная и муниципальная служба, ОП 08 Правовое обеспечение профессиональной деятельности, ОП В.16 Основы документной лингвистики. Среди междисциплинарных курсов можно выделить МДК 01.01 Документационное обеспечение управления, МДК 02.01 Организация и нормативно-правовые основы архивного дела, МДК 02.03 Методика и практика архивоведения, МДК 04.02 Выполнение работ по должности служащих «Делопроизводитель» (Делопроизводство в кадровой службе).
В ходе написания реферативной работы студенты в рамках получаемой профессии изучают и обобщают теоретический материал, выявляют «проблемные участки» по выбранной теме в области делопроизводства и архивного дела (отечественные научные труды), делают выводы. Реферат можно рассматривать как информационный проект обучающегося. Студенту нужно освоить необходимые навыки и практические умения, которые им понадобятся в дальнейшем и позволят уже в рамках написания курсовой работы изучить выбранную тему подробнее, на примере конкретной организации. Обучающимся необходимо анализировать профессиональные стандарты по профессии: «Специалист по организационному и документационно-му обеспечению управления организацией»: приказ Минтруда России от 15.06.2020 г. № 333н; «Специалист по управлению персоналом»: приказ Минтруда России от 09.03.2022 г. № 109н; «Специалист архива»: приказ Минтруда России от 18.03.2021 г. № 140н; «Специалист по формированию электронного архива»: приказ Минтруда России от 19.04.2018 г. № 266н и др.
МЭЮНГ. 2023. № 2 (14)
81
Реферативные работы обязательно представляются комиссии к защите и оцениваются по следующим критериям: актуальность темы (наличие и целесообразность применения нормативных документов, выделение основных исследователей, которые занимаются проблемой), цели и задачи работы (правильность формулировки проблемы, соответствие цели теме и проблеме исследования, а задач -цели), степень разработанности проблемы (соответствие содержания задачам работы, требованиям к объему и оформлению, полнота списка литературы - нормативные документы, книги по проблеме исследования, словари, научные статьи), анализ и выводы (заключение как представление основных выводов по решению проблемы, достижение цели и задач работы, перспектива исследования), защита работы (логичная, уверенная защита, обоснованные ответы на вопросы), культура оформления работы (форматирование текста в соответствии с требованиями, оформление списка литературы по ГОСТу, создание презентаций по правилам - дизайн, программное обеспечение), профессиональная направленность (соответствие темы работы содержанию общепрофессиональных и междисциплинарных курсов, правильное использование профессиональной терминологии, список литературы, адекватный области исследования и профессии).
Учебно-исследовательская деятельность обучающихся 3-го курса специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение реализуется в процессе написания и защиты курсовой работы. Это следующий уровень учебно-исследовательского опыта, который помимо критического анализа, обзора и осмысления литературы по выбранной теме предполагает наличие плана поисковой деятельности, определение и констатацию (фиксацию) проблем в практической профессиональной деятельности. Курсовая работа может стать подготовительным этапом в процессе написания выпускной квалификационной работы.
Основные задачи УИД студентов в ходе выполнения ими курсовой работы по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение: анализ технологии работы с документацией на конкретном предприятии или его отдельном участке (например, регистрация документов, контроль сроков их исполнения, оформление организационно-распорядительной документации учреж-
82
ИНСАЙТ. 2023. № 2 (14)
дения, ее соответствие требованиям нормативно-методических актов в сфере делопроизводства, подготовка дел к передаче на архивное хранение и др.), выявление особенностей функционирования архива организации (например, хранение документов как на бумажных, так и на электронных носителях информации, организация научно-справочного аппарата по делам, хранящимся в архиве организации, особенности исполнения социально-правовых запросов граждан и т. д.), выявление «проблемных участков», связанных непосредственно с объектом исследования, а также формулировка рекомендаций по совершенствованию работы с документами или деятельности архива организации.
Проектная деятельность обучающихся по специальности 46.02.01 До-кументационное обеспечение управления и архивоведение при выполнении курсовой работы заключается в разработке рекомендаций по проблеме исследования, в планировании создания конкретного «продукта» с целью оптимизации участка работы делопроизводственного или архивного отделов организации. Под «продуктом» в данном случае понимается подготовка и внедрение какого-либо документа, базы данных или специализированного программного обеспечения (инструкция пользователя). В курсовой работе может быть представлено основное содержание документа или план разработки прикладной программы, а также сформулированы необходимые навыки, которыми необходимо овладеть в ходе дальнейшего обучения.
Курсовые работы представляются комиссии к защите и оцениваются по тем же критериям, что и реферативная работа. Дополнительно учитываются следующие показатели: методологический аппарат исследования (соответствие противоречия и проблемы, объекта и предмета работы ее теме, цели и задачам, выделение и применение теоретических и прикладных методов исследования), степень разработанности проблемы (наличие двух глав - теоретической и практической), практическая часть работы (ее обоснование - социологический опрос, анализ локальных актов организации, касающихся организации делопроизводства или архивного дела, беседа, наблюдение и др., исследование на базе конкретного предприятия, определение проблем и путей их решения).
Учебно-исследовательская деятельность обучающихся 4-го курса специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение реализуется в процессе написания и защиты выпускной ква-
INSIGHT. 2023. № 2 (14)
83
лификационной работы. ВКР - это итоговая аттестационная учебно-исследовательская работа студента, оформленная в печатном виде с соблюдением необходимых требований и представленная по окончании обучения к защите перед государственной аттестационной комиссией.
Согласно Положению об учебно-исследовательской деятельности студентов ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж» выпускная квалификационная работа может носить опытно-практический, опытно-экспериментальный или проектный характер (до 2021 г. по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение ВКР обучающихся носили только опытно-практический характер).
Выпускная квалификационная работа опытно-практического характера имеет следующую структуру:
• введение;
• теоретическая часть;
• практическая часть (продукт для решения профессиональной проблемы - сборники, брошюры, локальные документы и т. д., описание результатов его применения);
• заключение;
• список литературы (не менее 20 источников);
• приложения.
С 11 октября 2022 г. вступил в силу новый ФГОС СПО по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение, поэтому ВКР может быть представлена в виде проекта.
Выпускная квалификационная работа проектного характера имеет следующую структуру:
• пояснительная записка (теоретическое, а в некоторых случаях расчетное обоснование продукта творческой деятельности);
• развернутые методические рекомендации по использованию разработки, обобщающий вывод (объем - 10-15 страниц);
• практическая часть (электронные издания, видеоматериалы, серии наглядных пособий, компьютерные обучающие программы и презентации, разработка сайта и др.);
• список документов.
В отличие от ВКР опытно-практического характера для реализации исследования в виде проекта необходимо соблюдать следую-
84
ИНСАЙТ. 2023. № 2 (14)
щие условия: нормативные, организационные, содержательные, методические, финансовые (при необходимости), кадровые, материально-технические.
Под нормативными условиями понимается анализ и характеристика нормативно-правовых актов в области делопроизводства и архивного дела, непосредственно связанных с темой исследования.
Организационные условия включают полное описание и характеристику организации (наименование, юридический адрес, направления деятельности, организационная структура, временные рамки реализации проекта и др.).
Содержательные условия предполагают анализ научно-методической литературы и характеристику базовых положений по заявленной теме исследования.
Методические условия предусматривают описание методов исследования, с помощью которых будет реализован проект. К теоретическим методам исследования при написании ВКР проектного характера по рассматриваемой специальности можно отнести следующие: поиск информации в сети Интернет, анализ нормативно-правовых актов и методических документов в области делопроизводства и архивного дела, работа с периодическими изданиями, обобщение, систематизация, классификация найденного материала. Среди практических методов можно выделить следующие: изучение документации и информационных материалов организации (локальные акты организации, например, инструкция по делопроизводству, положения о службе ДОУ, об архиве организации, должностные инструкции сотрудников службы ДОУ, архива организации, штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка и др.); социологические (опрос, интервью, беседа, анкетирование); эмпирические методы (фотография рабочего дня, хронометраж); методы моделирования (графики, блок-схемы, оперограммы и др.).
При необходимости могут быть описаны финансовые условия реализации проекта. Например, проекты, связанные с внедрением специализированного программного обеспечения по оптимизации делопроизводства или архивного дела на предприятии (система электронного документооборота, электронный архив, материально-техническое оснащение архивохранилища предприятия и др.).
МЭЮНГ. 2023. № 2 (14)
85
Кадровые ресурсы предполагают характеристику пользователя данного продукта (определение кадрового персонала, с помощью которого можно достичь реализации проекта).
Материально-технические условия включают описание необходимого программного обеспечения и оборудования.
По специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение в ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж» тематика выпускных квалификационных работ может быть связана с двумя профессиональными модулями. Если тема ВКР посвящена оптимизации делопроизводства на предприятии, то она выполняется в рамках ПМ 01 Организация документационного обеспечения управления и функционирования организации и ПМ 03 Осуществление документационного обеспечения управления и архивного дела с использованием программных средств учета, хранения, обработки и поиска документов; работа по оптимизации деятельности архива организации выполняется в рамках ПМ 02 Организация архивной и справочно-информационной работы по документам организации и ПМ 03 Осуществление документационного обеспечения управления и архивного дела с использованием программных средств учета, хранения, обработки и поиска документов.
Качество выполнения выпускной квалификационной работы проектного характера оценивают по следующим критериям:
1. Проектирование теоретической и практической части исследования (обоснование актуальности работы, формулирование противоречия и выявление «проблемного звена» в выбранной теме, определение объекта, предмета, цели, задач, методов исследования, обоснование новизны проекта, его практической значимости, раскрытие условий реализации, полное содержание разработанных документов или их проектов, ориентированных на решение профессиональных задач, с учетом современных тенденций развития делопроизводства и архивного дела в РФ).
2. Защита результатов учебно-исследовательской деятельности (логичное выстраивание защиты, аргументированность в изложении материала, сопровождающееся качественной электронной презентацией, соответствующей структуре и содержанию, обоснованные ответы на вопросы, выражение собственной профессиональной позиции).
3. Оформление и анализ организационно-распорядительной документации (владение навыками оформления документации).
86
ИНСАЙТ. 2023. № 2 (14)
4. Знание нормативно-правовых основ по разработке документации (решение профессиональных проблем в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими делопроизводство и архивное дело).
5. Проектирование документов, направленных на решение профессиональных проблем в области делопроизводства и архивного дела (образцы или примеры документов согласно теме ВКР, технологии и алгоритмы разработки и/или создания документации, способы оптимизации и/или методы совершенствования работы с документами, образцы локальных нормативных актов организации по вопросам ДОУ и архивного дела).
Заключение. Применение проектного метода обучения в учебно-исследовательской деятельности позволит обучающимся овладеть исследовательскими навыками, научно подойти к решению проблемы, сформировать общие и профессиональные компетенции, что является одним из ключевых условий профессионального становления будущих востребованных и грамотных современных специалистов.
Обязательными компонентами УИД студентов по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение в ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж» являются написание и защита реферата, курсовой работы и ВКР проектного характера. Учебно-исследовательская деятельность реализуется поэтапно на протяжении всего обучения. В ходе ее выполнения активно используются методы проектного обучения и планируется определенный результат: при написании реферата - умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; курсовой работы - умение проектировать и моделировать практическую работу, использовать практические методы исследования, обрабатывать и интерпретировать полученные в ходе исследования данные, делать выводы, публично защищать результаты исследовательской работы; выпускной квалификационной работы -умение разрабатывать оптимальные способы решения проблемы исследования, апробировать в профессиональной деятельности предложенные пути их решения, доказывать практическую значимость работы, вести профессиональный диалог в ходе ее защиты.
INSIGHT. 2023. № 2 (14)
87
Список источников
1. Стратегия развития национальной системы квалификаций Российской Федерации на период до 2030 года от 12.03.2021 г. № 51. URL: garant.ru/products/ipo/prime/doc/400621537.
2. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/.
3. Мастер производственного обучения 2.0: кадровый потенциал проекта «Профессионалитет» / В. В. Дубицкий [и др.] // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 1. С. 67-100. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-1-67-100.
4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение: приказ Минпросвещения России от 26.08.2022 г. № 778. URL: https://base.garant.ru/405365701/.
5. Лыжин А. И., Коновалов А. А. Компетентностный портрет современного исследователя в VUCA-мире // Высшее образование сегодня. 2021. № 4. С. 14-19. https://doi.org/10.25586/RNU.HET.21.04.P.14.
6. Howell R. T. At Issue: The Importance of the Project Method in Technology Education // Journal of STEM Teacher Education. 2003. Vol. 40, iss. 3. Art. 6. URL: https://scholar.lib.vt.edu/ejournals/JITE/v40n3/howell.html.
7. Каргина Е. М. Метод педагогического проектирования: история и современность. Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та архитектуры и строительства, 2014. 212 с. URL: pluginfile.php?file=/498073/mod_folder/ content/0/КаргинаМетод педпроектирИстор и совр. (yandex.ru).
8. Суровцева Н. Г. Организационное проектирование: учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2011. 165 с. URL: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/13965?ysclid=lh0byggnat122728828.
9. Воронова М. М. Опыт применения в учебном процессе СПО-технологий проектной деятельности при формировании общих компетенций // Журнал педагогических исследований. 2021. Т. 6, № 4. С. 52-62. URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/45525/view.
10. Трищенко Д. А. О мотивации использования метода проектного обучения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 3. С. 349-353. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2021- 21-3-349-353.
88
ИНСАЙТ. 2023. № 2 (14)
11. Przybysz-Zaremba M., Kolodziejski M. Project method in educational practice // University Review. 2017. Vol. 11, № 4. P. 26-32. URL: https://www.researchgate.net/publication/321747866_Project_method_in_ educational_practice.
12. Загороднюк Т. И. Проектное обучение в школах США, Франции и России // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2022. № 1 (9). С. 124-135. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-1-124-135.
13. Коготкова И. З., Сороко Г. Я., Гусева М. Н. Генезис и развитие проектного управления. М.: Изд-во Междунар. ин-та стратегических исслед., 2019. 46 с. URL: http://conference-nicmisi.ru/wp-content/ uploads/2018/09/elibrary_39231877_58419167.pdf?ysclid=lh0cds3cdc578277085.
14. ГОСТ Р 54869-2011. Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом: национальный стандарт РФ: утв. и введен в действие 22.12.2011 г. М.: Стандартинформ, 2011. 13 с. URL: https:// www.isopm.ru/download/gost-54869.pdf?ysclid=lh0dsbqs5526491123.
15. A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK Guide): Seventh Edition and The Standard for Project Management. Project Management Institute, Inc. (PMI), 2021. 368 p. URL: https://ibimone.com/PMB0K%207th%20Edition%20(iBIM0ne.com).pdf.
16. Основы проектной деятельности: учебно-методическое пособие / сост. И. М. Дудина. Ярославль: Изд-во Яросл. гос. ун-та им. П. Г. Демидова, 2019. 28 с. URL: www.lib.uniyar.ac.ru.
17. Цогоев М. М. Современные подходы к определению понятия «управление проектами» // Инновационная наука. 2016. № 4. С. 94-98. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-opredeleniyu-ponyatiya-upravlenie-proektami/viewer.
18. Коньшунова А. Ю. К вопросу о классификации проектов в проектном управлении // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2013. № 12 (32). С. 171-178. URL: https://sibac.info/sites/de-fault/files/archive/2013/ekonomika_04.12.2013_pravka.pdf?ysclid=lh0dgn x1hw643047010.
Статья поступила в редакцию 24.03.2023; одобрена после рецензирования 26.04.2023; принята к публикации 28.04.2023.
The article was submitted 24.03.2023; approved after reviewing 26.04.2023; accepted for publication 28.04.2023.
INSIGHT. 2023. № 2 (14)
89