Научная статья на тему 'ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА'

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

291
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ / АРХИВОВЕДЕНИЕ / СТУДЕНТЫ КОЛЛЕДЖА / РЕФЕРАТ / КУРСОВАЯ РАБОТА / ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркевич В. М.

Обоснована значимость применения проектного метода обучения в учебно-исследовательской деятельности студентов, получающих образование по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение. Дан краткий анализ термина «проект», рассмотрены виды проектов. Охарактеризованы основные виды учебно-исследовательских работ обучающихся (реферат, курсовая работа, выпускная квалификационная работа) с точки зрения поэтапного формирования элементов проектного обучения в ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», приведены критерии оценки учебно-исследовательской деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маркевич В. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT METHOD OF LEARNING IN STUDENTS’ TRAINING AND RESEARCH ACTIVITIES

The article substantiates the importance of using the project method of teaching in training and research working for students in the specialty “Management documentation and archiving services” (46.02.01). A brief analysis of the term “project” is given, the types of projects are analyzed. The main types of educational and research working are characterized: abstract, term paper, final qualifying work from the point of view of the phased formation of project-based learning elements for students of Sverdlovsk Regional Pedagogical College, the evaluation criteria for each of the types of educational and research working are given.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА»

Научная статья

УДК 377.131.46:377.138.55 DOI: 10.17853/2686-8970-2023-2-72-89

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Виктория Михайловна Маркевич

преподаватель

Свердловский областной педагогический колледж, Екатеринбург, Россия

his.topu@gmail.com, https://orcid.org/0009-0002-8442

Аннотация. Обоснована значимость применения проектного метода обучения в учебно-исследовательской деятельности студентов, получающих образование по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение. Дан краткий анализ термина «проект», рассмотрены виды проектов. Охарактеризованы основные виды учебно-исследовательских работ обучающихся (реферат, курсовая работа, выпускная квалификационная работа) с точки зрения поэтапного формирования элементов проектного обучения в ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», приведены критерии оценки учебно-исследовательской деятельности студентов.

Ключевые слова: проектный метод обучения, учебно-исследовательская деятельность, документационное обеспечение управления, архивоведение, студенты колледжа, реферат, курсовая работа, выпускная квалификационная работа, критерии оценки

Для цитирования: Маркевич В. М. Проектный метод обучения в учебно-исследовательской деятельности студентов колледжа // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАИТ). 2023. № 2 (14). С. 72-89. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2023-2-72-89.

Original article

PROJECT METHOD OF LEARNING IN STUDENTS' TRAINING AND RESEARCH ACTIVITIES

Victoria M. Markevich

Teacher

Sverdlovsk Regional Pedagogical College, Ekaterinburg, Russia his.topu@gmail.com, https://orcid.org/0009-0002-8442

© Маркевич В. М., 2023 72

ИНСАЙТ. 2023. № 2 (14)

Abstract. The article substantiates the importance of using the project method of teaching in training and research working for students in the specialty "Management documentation and archiving services" (46.02.01). A brief analysis of the term "project" is given, the types of projects are analyzed. The main types of educational and research working are characterized: abstract, term paper, final qualifying work from the point of view of the phased formation of project-based learning elements for students of Sverdlovsk Regional Pedagogical College, the evaluation criteria for each of the types of educational and research working are given.

Keywords: project method of teaching, training and research working, management documentation, archiving services, college students, abstract, term paper, final qualifying work, evaluation criteria

For citation: Markevich V. M. Project method of learning in students' training and research activities // INSIGHT. 2023. № 2 (14). P. 72-89. (In Russ.). https://doi.org/ 10.17853/ 2686-8970-2023-2-72-89.

Актуальность и постановка проблемы исследования. Применение метода проектного обучения в системе профессионального образования - явление далеко не новое, однако в настоящее время оно приобретает все большую популярность, становится очень востребованным. Этот факт подтверждается обновлением законодательной базы сферы образования, трансформацией системы среднего профессионального образования (СПО). Например, в «Стратегии развития национальной системы квалификаций Российской Федерации на период до 2030 года» одним из приоритетных направлений является «обновление структуры и содержания профессионального образования и профессионального обучения в целях ускоренного формирования кадровой основы прорывного технологического развития» [1]. В Указе Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» особо отмечено, что перед системой профессионального образования поставлена стратегическая задача кадрового обеспечения отраслей российской экономики в целях ускорения технологического развития, создания высокопроизводительных рабочих мест, повышения темпов роста национальной экономики [2]. Федеральные проекты «Молодые профессионалы», «Профессионалитет» направлены на повышение конкурентоспособности и модернизации российского профессионального образования, на обеспечение возможности обучающимся системы СПО получить образование, соответствующее требованиям современной экономики и запросам рынка труда, посредством внедрения

INSIGHT. 2023. № 2 (14)

73

адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ в короткие сроки [3].

С 11 октября 2022 г. начал действовать новый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 46.02.01 Докумен-тационное обеспечение управления и архивоведение, в нем сформулированы общие компетенции, которыми должны овладеть будущие специалисты по документационному обеспечению управления (ДОУ) и архивному делу. Эти компетенции могут быть реализованы посредством применения проектного метода обучения [4]:

• способность и готовность выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам (ОК 01);

• способность и готовность использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности (ОК 02).

Как известно, успешная реализация общих компетенций является важнейшим условием достижения уровня сформированности профессиональных компетенций в рамках дисциплин и модулей. Компе-тентностный портрет современного исследователя, представленный в работе А. И. Лыжина и А. А. Коновалова, также помимо собственно исследовательских компетенций включает коммуникационные, цифровые и социальные [5].

Также стоит отметить, что государственная итоговая аттестация выпускников проводится в форме защиты дипломного проекта (работы).

Таким образом, для успешного применения обновленного ФГОС СПО по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение в образовательном процессе необходимо выявить и поэтапно описать элементы проектного обучения, применяемые в ходе учебно-исследовательской деятельности (УИД) обучающихся, и определить критерии их оценки.

Обзор литературы. Метод проектирования в профессиональном обучении достаточно широко освещен в учебных пособиях, монографиях и научных публикациях.

74

ИНСАЙТ. 2023. № 2 (14)

В статье американского ученого R. T. Howell подчеркивается важность применения проектного метода обучения в технологическом образовании, описывается развитие данного метода в зарубежной историографии [6].

Е. М. Каргина рассматривает предпосылки и историю развития проектного метода обучения в отечественной педагогике, дает терминологический анализ и современную оценку определения «проект». В монографии исследовательницы обобщены различные варианты классификаций проектов, представлен опыт работы образовательных организаций различного уровня, применяющих метод педагогического проектирования на практике. Особое внимание уделяется особенностям создания и реализации научного проекта в вузах [7].

Н. Г. Суровцева исследует вопросы рациональной организации работы с документами с помощью проектного метода, рассматривает основные этапы оргпроектирования, правовое, нормативно-методическое и документационное обеспечение данного процесса. Методы оргпроектирования (сбор и анализ данных, в том числе изучение документации и информационных материалов, социологические, эмпирические методы) могут быть использованы при оценке документа-ционного обеспечения управления и архивного дела конкретного предприятия, при изучении профессиональных модулей (ПМ), дисциплин и междисциплинарных курсов (МДК) («Методика рационализации до-кументационного обеспечения управления и архивного дела», «Организация работы с электронными документами», «Методика и практика архивоведения» и др.), а также в ходе написания выпускной квалификационной работы проектного характера [8].

По мнению М. М. Вороновой, использование в образовательном процессе метода проектов способствует развитию у обучающихся творческого и критического мышления, самостоятельности (способности реализовывать свои знания при решении разнообразных задач), грамотности в работе с информацией. Исследовательница проводит детальный анализ практического применения проектного метода в обучении при формировании общих компетенций по разным направлениям деятельности: учебно-исследовательская деятельность, волонтерское движение, экологическое направление (компетенция «сохранение окру-

INSIGHT. 2023. № 2 (14)

75

жающей среды») и т. д. М. М. Воронова отмечает, что использование метода проектов на всех этапах обучения является обязательным условием перехода на следующий уровень сформированности общих компетенций в рамках дисциплин и модулей общепрофессионального и профессионального циклов [9].

Немаловажным аспектом применения метода проектного обучения является мотивация обучающихся и педагогов. В своем исследовании Д. А. Трищенко выделяет следующие проблемы, с которыми сталкиваются как преподаватели, так и студенты в рамках проектного обучения: «сложности интеграции проекта по нескольким курсам, затруднения с оцениванием результатов, недостаточный интерес обучающихся и пропуски занятий, невыполнение графика проекта, недооценка или отрицательное отношение студентов к некоторым важным разделам проекта, проблемы с интегрированием знаний и умений для решения задач проекта, необходимость корректировки образовательной программы, игнорирование использования проектного метода преподавателями..., предпочтение традиционных форм в образовательном процессе, неготовность. к активному внедрению проектно-ориентированного подхода, отсутствие достаточных умений и навыков проектирования, недостаточная мотивация сотрудников, включенных в разработку, ограниченность временных ресурсов в силу увеличения индивидуальной учебной нагрузки, отсутствие у преподавателей опыта руководства проектными группами» [10, с. 350]. Решение данных проблем Д. А. Трищенко видит в активизации мотивации к данному методу обучения через разработку государством мер по стимулированию вузов, преподавателей, студентов.

Польские исследователи М. РгеуЬу82-2агетЬа, М. Ко1оё21е]вк1 выделяют следующие преимущества применения проектного метода обучения: «развитие вопросительного (склада) мышления, творческих, концептуальных, аналитических навыков, овладение способностями к групповой работе, сотрудничеству и ответственности за собственную работу, выходя за пределы своих возможностей, развивая трансгрессивное мышление, принятие решения в отношении прав большинства и меньшинства и др.» [11].

76

ИНСАЙТ. 2023. № 2 (14)

Т. И. Загороднюк, анализируя опыт реализации проектного обучения в школах США, Франции и России, отмечает недостатки российского подхода и называет следующие варианты преодоления образовательных барьеров с учетом практики зарубежных стран [12]:

• ориентация на продукт или результат, что предполагает развитый процесс целеполагания и формирования гибких навыков, таких как навыки решения проблем, тайм-менеджмента, стратегического мышления и т. д.;

• интеграция проектной технологии в иные формы обучения и создание гибридных технологий обучения;

• учет психологических особенностей участников при реализации проектной деятельности и его воспитательное значение для них;

• усиление роли педагога как участника проекта, мотивирующего команду и выступающего в роли эксперта, не включенного полноценно в проектную деятельность.

Терминологический анализ понятия «проект». В русском языке термин «проект» имеет множество значений. В монографии И. З. Ко-готковой, Г. Я. Сороко, М. Н. Гусевой обобщен опыт этимологии данного понятия, приводится две основные версии его происхождения.

Согласно первой версии, слово «проект» происходит от латинского projectus - брошенный (projicere - бросать, выбрасывать вперед). Латинский глагол jicere имеет значение «класть, кидать». В русский язык он был заимствован из немецкого языка (projekt), упоминается в документах барона П. П. Шафирова, вице-канцлера, второго по рангу дипломата времени Петра I.

По другой версии, термин «проект» также происходит от немецкого projekt, но предполагается, что он восходит к латинскому projectum -предложение, расчет, смета (от глагола projicere, имеющего также значение «предлагать») [13].

В настоящее время как в отечественных, так и зарубежных нормативных актах сосуществуют различные толкования понятия «проект». Например, согласно ГОСТ Р 54869-2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом», это «комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленный на создание уникального продукта или услуги в условиях временных и ресурсных ограничений» [14].

В седьмом выпуске стандартов серии PMIPMBoK, разработанной американским Институтом управления проектами, под проектом

INSIGHT. 2023. № 2 (14)

77

понимается «временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата»; здесь же конкретизируется понятие уникального продукта, услуги или результата: «. любой уникальный и поддающийся проверке продукт, результат или способность оказать услугу, которые необходимо получить для завершения процесса, фазы или проекта. Поставляемые результаты могут быть материальными и нематериальными» [15].

В учебно-методическом пособии И. М. Дудиной дается следующее определение: «проект - уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированных и управляемых видов с начальной и конечной датами, предпринятый для достижения соответствующей конкретным требованиям цели, включающий ограничения по срокам, стоимости и ресурсам» [16].

М. М. Цогоев выделяет два основных подхода к определению рассматриваемого понятия. Согласно системному подходу проект представляет собой систему временных действий, направленных на достижение уникального, но одновременно определенного результата. Деятель-ностный подход предполагает «идею и действия по ее реализации с целью создания продукта, услуги или другого полезного результата» [17].

Таким образом, различные источники трактуют понятие «проект» по-своему, однако они не противоречат, а, скорее, дополняют друг друга.

Классификация проектов. Систематизации видов проектов посвящено немало исследовательских работ. Наиболее детальный анализ классификаций проектов, которые выделяют отечественные ученые, приводится в статье А. Ю. Коньшуной. Результаты представлены в таблице [18].

Классификации проектов

Классификационный признак Виды проектов Авторы

1 2 3

Масштаб Малый, средний (крупный), мегапроект (очень крупный / большой) Н. М. Абдикеев, В. Н. Бурков, В. В. Володин, В. И. Воропаев, П. С. Гейзлер, Г. Дит-хелм, Т. А. Куправа, И. И. Ма -зур, Д. А. Новиков, А. В. Полковников, В. Н. Фунтов

78

ИНСАЙТ. 2023. № 2 (14)

Окончание таблицы

1 2 3

Срок реализации Краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный (мегапроект) Н. М. Абдикеев, В. Н. Бурков, В. В. Володин, В. И. Воропаев, Т. А. Куправа, И. И. Ма-зур, Д. А. Новиков, А. В. Полковников

Степень сложности Простой, сложный (организационно сложный, технически сложный, ресурсно сложный, комплексно сложный), очень сложный Н. М. Абдикеев, В. Н. Бурков, В. В. Володин, И. И. Ма-зур, Д. А. Новиков, А. В. Полковников, А. С. Товб, В. Н. Фунтов, Г. Л. Ципес

Структура Монопроект, мультипро-ект (мегапроект) В. Н. Бурков, В. В. Володин, В. И. Воропаев, П. С. Гейз-лер, И. И. Мазур, А. А. Матвеев, Д. А. Новиков, А. В. Полковников, А. В. Цветков

Характер предметной области Инвестиционный, инновационный, научно-исследовательский, учебно-образовательный, смешанный / комбинированный Н. М. Абдикеев, В. Н. Бурков, В. В. Володин, Т. А. Куп-рава, Д. А. Новиков

Функциональная направленность Технический (научно-технический), организационный, экономический (маркетинговый, юридический, экологический), социальный, смешанный В. Н. Бурков, В. В. Володин, В. И. Воропаев, П. С. Гейз-лер, Д А. Новиков, А. В. Полковников, В. Н. Фунтов

Уровень участников Международный, отечественный / национальный (региональный, городской, межотраслевой, отраслевой, корпоративный, ведомственный, проект одного предприятия) Н. М. Абдикеев, В. Н. Бурков, В. И. Воропаев, Г. Дит-хелм, И. И. Мазур, Д. А. Новиков

Примечание. Виды проектов, указанные в скобках, выделяют не все исследователи.

INSIGHT. 2023. № 2 (14) 79

Характеристика основных видов учебно-исследовательской деятельности студентов и критерии их оценки. Проектная деятельность в ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж» реализуется в учебной, учебно-исследовательской, внеурочной, воспитательной деятельности. Именно проектный метод позволяет сформировать у обучающихся конкретные общие и профессиональные компетенции в рамках реализации любой основной профессиональной образовательной программы (ОПОП). Как было уже отмечено, вследствие принятия нового ФГОС СПО по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение стоит обратить особое внимание на применение проектного метода обучения в учебно-исследовательской деятельности студентов. Еще раз подчеркнем, одним из этапов государственной итоговой аттестации обучающихся является защита дипломного проекта.

В ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж» различные формы УИД являются обязательной частью ОПОП по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение, реализуются на всех этапах обучения (аттестационные испытания) и проводятся в соответствии с Положением о промежуточной аттестации. В результате выпускники должны достичь определенного уровня сформированности исследовательских умений, в том числе умения сопоставлять знания, полученные из разных источников, критически анализировать их и защищать свою точку зрения на изучаемую проблему, применять теоретические знания на практике.

УИД студентов осуществляется в различных формах: написание доклада, реферата, курсовой работы, выпускной квалификационной работы (ВКР), творческие виды деятельности (участие в конкурсах, выставках, олимпиадах, научно-практических конференциях и семинарах).

Обязательными для обучающихся по специальности 46.02.01 До-кументационное обеспечение управления и архивоведение являются следующие виды учебно-исследовательских работ: реферат, курсовая работа и выпускная квалификационная работа. Реферативная и курсовая работы пишутся в рамках изучения учебной или общепрофессиональной дисциплины либо междисциплинарного курса; выпускная

80

ИНСАЙТ. 2023. № 2 (14)

квалификационная работа является одним из оснований присвоения выпускнику квалификации и выполняется по одному или нескольким профессиональным модулям.

Учебно-исследовательская деятельность обучающихся 2-го курса специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение реализуется в процессе написания и защиты реферативной работы (развернутый обзор первоисточников по проблеме исследования). Реферат является зачетной работой по предмету. Наиболее распространенными дисциплинами общепрофессионального цикла, в рамках которых обучающиеся выбирают тему исследования являются следующие: ОП 04 Государственная и муниципальная служба, ОП 08 Правовое обеспечение профессиональной деятельности, ОП В.16 Основы документной лингвистики. Среди междисциплинарных курсов можно выделить МДК 01.01 Документационное обеспечение управления, МДК 02.01 Организация и нормативно-правовые основы архивного дела, МДК 02.03 Методика и практика архивоведения, МДК 04.02 Выполнение работ по должности служащих «Делопроизводитель» (Делопроизводство в кадровой службе).

В ходе написания реферативной работы студенты в рамках получаемой профессии изучают и обобщают теоретический материал, выявляют «проблемные участки» по выбранной теме в области делопроизводства и архивного дела (отечественные научные труды), делают выводы. Реферат можно рассматривать как информационный проект обучающегося. Студенту нужно освоить необходимые навыки и практические умения, которые им понадобятся в дальнейшем и позволят уже в рамках написания курсовой работы изучить выбранную тему подробнее, на примере конкретной организации. Обучающимся необходимо анализировать профессиональные стандарты по профессии: «Специалист по организационному и документационно-му обеспечению управления организацией»: приказ Минтруда России от 15.06.2020 г. № 333н; «Специалист по управлению персоналом»: приказ Минтруда России от 09.03.2022 г. № 109н; «Специалист архива»: приказ Минтруда России от 18.03.2021 г. № 140н; «Специалист по формированию электронного архива»: приказ Минтруда России от 19.04.2018 г. № 266н и др.

МЭЮНГ. 2023. № 2 (14)

81

Реферативные работы обязательно представляются комиссии к защите и оцениваются по следующим критериям: актуальность темы (наличие и целесообразность применения нормативных документов, выделение основных исследователей, которые занимаются проблемой), цели и задачи работы (правильность формулировки проблемы, соответствие цели теме и проблеме исследования, а задач -цели), степень разработанности проблемы (соответствие содержания задачам работы, требованиям к объему и оформлению, полнота списка литературы - нормативные документы, книги по проблеме исследования, словари, научные статьи), анализ и выводы (заключение как представление основных выводов по решению проблемы, достижение цели и задач работы, перспектива исследования), защита работы (логичная, уверенная защита, обоснованные ответы на вопросы), культура оформления работы (форматирование текста в соответствии с требованиями, оформление списка литературы по ГОСТу, создание презентаций по правилам - дизайн, программное обеспечение), профессиональная направленность (соответствие темы работы содержанию общепрофессиональных и междисциплинарных курсов, правильное использование профессиональной терминологии, список литературы, адекватный области исследования и профессии).

Учебно-исследовательская деятельность обучающихся 3-го курса специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение реализуется в процессе написания и защиты курсовой работы. Это следующий уровень учебно-исследовательского опыта, который помимо критического анализа, обзора и осмысления литературы по выбранной теме предполагает наличие плана поисковой деятельности, определение и констатацию (фиксацию) проблем в практической профессиональной деятельности. Курсовая работа может стать подготовительным этапом в процессе написания выпускной квалификационной работы.

Основные задачи УИД студентов в ходе выполнения ими курсовой работы по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение: анализ технологии работы с документацией на конкретном предприятии или его отдельном участке (например, регистрация документов, контроль сроков их исполнения, оформление организационно-распорядительной документации учреж-

82

ИНСАЙТ. 2023. № 2 (14)

дения, ее соответствие требованиям нормативно-методических актов в сфере делопроизводства, подготовка дел к передаче на архивное хранение и др.), выявление особенностей функционирования архива организации (например, хранение документов как на бумажных, так и на электронных носителях информации, организация научно-справочного аппарата по делам, хранящимся в архиве организации, особенности исполнения социально-правовых запросов граждан и т. д.), выявление «проблемных участков», связанных непосредственно с объектом исследования, а также формулировка рекомендаций по совершенствованию работы с документами или деятельности архива организации.

Проектная деятельность обучающихся по специальности 46.02.01 До-кументационное обеспечение управления и архивоведение при выполнении курсовой работы заключается в разработке рекомендаций по проблеме исследования, в планировании создания конкретного «продукта» с целью оптимизации участка работы делопроизводственного или архивного отделов организации. Под «продуктом» в данном случае понимается подготовка и внедрение какого-либо документа, базы данных или специализированного программного обеспечения (инструкция пользователя). В курсовой работе может быть представлено основное содержание документа или план разработки прикладной программы, а также сформулированы необходимые навыки, которыми необходимо овладеть в ходе дальнейшего обучения.

Курсовые работы представляются комиссии к защите и оцениваются по тем же критериям, что и реферативная работа. Дополнительно учитываются следующие показатели: методологический аппарат исследования (соответствие противоречия и проблемы, объекта и предмета работы ее теме, цели и задачам, выделение и применение теоретических и прикладных методов исследования), степень разработанности проблемы (наличие двух глав - теоретической и практической), практическая часть работы (ее обоснование - социологический опрос, анализ локальных актов организации, касающихся организации делопроизводства или архивного дела, беседа, наблюдение и др., исследование на базе конкретного предприятия, определение проблем и путей их решения).

Учебно-исследовательская деятельность обучающихся 4-го курса специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение реализуется в процессе написания и защиты выпускной ква-

INSIGHT. 2023. № 2 (14)

83

лификационной работы. ВКР - это итоговая аттестационная учебно-исследовательская работа студента, оформленная в печатном виде с соблюдением необходимых требований и представленная по окончании обучения к защите перед государственной аттестационной комиссией.

Согласно Положению об учебно-исследовательской деятельности студентов ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж» выпускная квалификационная работа может носить опытно-практический, опытно-экспериментальный или проектный характер (до 2021 г. по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение ВКР обучающихся носили только опытно-практический характер).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выпускная квалификационная работа опытно-практического характера имеет следующую структуру:

• введение;

• теоретическая часть;

• практическая часть (продукт для решения профессиональной проблемы - сборники, брошюры, локальные документы и т. д., описание результатов его применения);

• заключение;

• список литературы (не менее 20 источников);

• приложения.

С 11 октября 2022 г. вступил в силу новый ФГОС СПО по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение, поэтому ВКР может быть представлена в виде проекта.

Выпускная квалификационная работа проектного характера имеет следующую структуру:

• пояснительная записка (теоретическое, а в некоторых случаях расчетное обоснование продукта творческой деятельности);

• развернутые методические рекомендации по использованию разработки, обобщающий вывод (объем - 10-15 страниц);

• практическая часть (электронные издания, видеоматериалы, серии наглядных пособий, компьютерные обучающие программы и презентации, разработка сайта и др.);

• список документов.

В отличие от ВКР опытно-практического характера для реализации исследования в виде проекта необходимо соблюдать следую-

84

ИНСАЙТ. 2023. № 2 (14)

щие условия: нормативные, организационные, содержательные, методические, финансовые (при необходимости), кадровые, материально-технические.

Под нормативными условиями понимается анализ и характеристика нормативно-правовых актов в области делопроизводства и архивного дела, непосредственно связанных с темой исследования.

Организационные условия включают полное описание и характеристику организации (наименование, юридический адрес, направления деятельности, организационная структура, временные рамки реализации проекта и др.).

Содержательные условия предполагают анализ научно-методической литературы и характеристику базовых положений по заявленной теме исследования.

Методические условия предусматривают описание методов исследования, с помощью которых будет реализован проект. К теоретическим методам исследования при написании ВКР проектного характера по рассматриваемой специальности можно отнести следующие: поиск информации в сети Интернет, анализ нормативно-правовых актов и методических документов в области делопроизводства и архивного дела, работа с периодическими изданиями, обобщение, систематизация, классификация найденного материала. Среди практических методов можно выделить следующие: изучение документации и информационных материалов организации (локальные акты организации, например, инструкция по делопроизводству, положения о службе ДОУ, об архиве организации, должностные инструкции сотрудников службы ДОУ, архива организации, штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка и др.); социологические (опрос, интервью, беседа, анкетирование); эмпирические методы (фотография рабочего дня, хронометраж); методы моделирования (графики, блок-схемы, оперограммы и др.).

При необходимости могут быть описаны финансовые условия реализации проекта. Например, проекты, связанные с внедрением специализированного программного обеспечения по оптимизации делопроизводства или архивного дела на предприятии (система электронного документооборота, электронный архив, материально-техническое оснащение архивохранилища предприятия и др.).

МЭЮНГ. 2023. № 2 (14)

85

Кадровые ресурсы предполагают характеристику пользователя данного продукта (определение кадрового персонала, с помощью которого можно достичь реализации проекта).

Материально-технические условия включают описание необходимого программного обеспечения и оборудования.

По специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение в ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж» тематика выпускных квалификационных работ может быть связана с двумя профессиональными модулями. Если тема ВКР посвящена оптимизации делопроизводства на предприятии, то она выполняется в рамках ПМ 01 Организация документационного обеспечения управления и функционирования организации и ПМ 03 Осуществление документационного обеспечения управления и архивного дела с использованием программных средств учета, хранения, обработки и поиска документов; работа по оптимизации деятельности архива организации выполняется в рамках ПМ 02 Организация архивной и справочно-информационной работы по документам организации и ПМ 03 Осуществление документационного обеспечения управления и архивного дела с использованием программных средств учета, хранения, обработки и поиска документов.

Качество выполнения выпускной квалификационной работы проектного характера оценивают по следующим критериям:

1. Проектирование теоретической и практической части исследования (обоснование актуальности работы, формулирование противоречия и выявление «проблемного звена» в выбранной теме, определение объекта, предмета, цели, задач, методов исследования, обоснование новизны проекта, его практической значимости, раскрытие условий реализации, полное содержание разработанных документов или их проектов, ориентированных на решение профессиональных задач, с учетом современных тенденций развития делопроизводства и архивного дела в РФ).

2. Защита результатов учебно-исследовательской деятельности (логичное выстраивание защиты, аргументированность в изложении материала, сопровождающееся качественной электронной презентацией, соответствующей структуре и содержанию, обоснованные ответы на вопросы, выражение собственной профессиональной позиции).

3. Оформление и анализ организационно-распорядительной документации (владение навыками оформления документации).

86

ИНСАЙТ. 2023. № 2 (14)

4. Знание нормативно-правовых основ по разработке документации (решение профессиональных проблем в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими делопроизводство и архивное дело).

5. Проектирование документов, направленных на решение профессиональных проблем в области делопроизводства и архивного дела (образцы или примеры документов согласно теме ВКР, технологии и алгоритмы разработки и/или создания документации, способы оптимизации и/или методы совершенствования работы с документами, образцы локальных нормативных актов организации по вопросам ДОУ и архивного дела).

Заключение. Применение проектного метода обучения в учебно-исследовательской деятельности позволит обучающимся овладеть исследовательскими навыками, научно подойти к решению проблемы, сформировать общие и профессиональные компетенции, что является одним из ключевых условий профессионального становления будущих востребованных и грамотных современных специалистов.

Обязательными компонентами УИД студентов по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение в ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж» являются написание и защита реферата, курсовой работы и ВКР проектного характера. Учебно-исследовательская деятельность реализуется поэтапно на протяжении всего обучения. В ходе ее выполнения активно используются методы проектного обучения и планируется определенный результат: при написании реферата - умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; курсовой работы - умение проектировать и моделировать практическую работу, использовать практические методы исследования, обрабатывать и интерпретировать полученные в ходе исследования данные, делать выводы, публично защищать результаты исследовательской работы; выпускной квалификационной работы -умение разрабатывать оптимальные способы решения проблемы исследования, апробировать в профессиональной деятельности предложенные пути их решения, доказывать практическую значимость работы, вести профессиональный диалог в ходе ее защиты.

INSIGHT. 2023. № 2 (14)

87

Список источников

1. Стратегия развития национальной системы квалификаций Российской Федерации на период до 2030 года от 12.03.2021 г. № 51. URL: garant.ru/products/ipo/prime/doc/400621537.

2. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/.

3. Мастер производственного обучения 2.0: кадровый потенциал проекта «Профессионалитет» / В. В. Дубицкий [и др.] // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 1. С. 67-100. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-1-67-100.

4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение: приказ Минпросвещения России от 26.08.2022 г. № 778. URL: https://base.garant.ru/405365701/.

5. Лыжин А. И., Коновалов А. А. Компетентностный портрет современного исследователя в VUCA-мире // Высшее образование сегодня. 2021. № 4. С. 14-19. https://doi.org/10.25586/RNU.HET.21.04.P.14.

6. Howell R. T. At Issue: The Importance of the Project Method in Technology Education // Journal of STEM Teacher Education. 2003. Vol. 40, iss. 3. Art. 6. URL: https://scholar.lib.vt.edu/ejournals/JITE/v40n3/howell.html.

7. Каргина Е. М. Метод педагогического проектирования: история и современность. Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та архитектуры и строительства, 2014. 212 с. URL: pluginfile.php?file=/498073/mod_folder/ content/0/КаргинаМетод педпроектирИстор и совр. (yandex.ru).

8. Суровцева Н. Г. Организационное проектирование: учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2011. 165 с. URL: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/13965?ysclid=lh0byggnat122728828.

9. Воронова М. М. Опыт применения в учебном процессе СПО-технологий проектной деятельности при формировании общих компетенций // Журнал педагогических исследований. 2021. Т. 6, № 4. С. 52-62. URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/45525/view.

10. Трищенко Д. А. О мотивации использования метода проектного обучения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 3. С. 349-353. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2021- 21-3-349-353.

88

ИНСАЙТ. 2023. № 2 (14)

11. Przybysz-Zaremba M., Kolodziejski M. Project method in educational practice // University Review. 2017. Vol. 11, № 4. P. 26-32. URL: https://www.researchgate.net/publication/321747866_Project_method_in_ educational_practice.

12. Загороднюк Т. И. Проектное обучение в школах США, Франции и России // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2022. № 1 (9). С. 124-135. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-1-124-135.

13. Коготкова И. З., Сороко Г. Я., Гусева М. Н. Генезис и развитие проектного управления. М.: Изд-во Междунар. ин-та стратегических исслед., 2019. 46 с. URL: http://conference-nicmisi.ru/wp-content/ uploads/2018/09/elibrary_39231877_58419167.pdf?ysclid=lh0cds3cdc578277085.

14. ГОСТ Р 54869-2011. Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом: национальный стандарт РФ: утв. и введен в действие 22.12.2011 г. М.: Стандартинформ, 2011. 13 с. URL: https:// www.isopm.ru/download/gost-54869.pdf?ysclid=lh0dsbqs5526491123.

15. A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK Guide): Seventh Edition and The Standard for Project Management. Project Management Institute, Inc. (PMI), 2021. 368 p. URL: https://ibimone.com/PMB0K%207th%20Edition%20(iBIM0ne.com).pdf.

16. Основы проектной деятельности: учебно-методическое пособие / сост. И. М. Дудина. Ярославль: Изд-во Яросл. гос. ун-та им. П. Г. Демидова, 2019. 28 с. URL: www.lib.uniyar.ac.ru.

17. Цогоев М. М. Современные подходы к определению понятия «управление проектами» // Инновационная наука. 2016. № 4. С. 94-98. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-opredeleniyu-ponyatiya-upravlenie-proektami/viewer.

18. Коньшунова А. Ю. К вопросу о классификации проектов в проектном управлении // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2013. № 12 (32). С. 171-178. URL: https://sibac.info/sites/de-fault/files/archive/2013/ekonomika_04.12.2013_pravka.pdf?ysclid=lh0dgn x1hw643047010.

Статья поступила в редакцию 24.03.2023; одобрена после рецензирования 26.04.2023; принята к публикации 28.04.2023.

The article was submitted 24.03.2023; approved after reviewing 26.04.2023; accepted for publication 28.04.2023.

INSIGHT. 2023. № 2 (14)

89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.