Научная статья на тему 'Специфика практик на отделении юридического образования ОАТ ФГБОУ во Омский ГАУ'

Специфика практик на отделении юридического образования ОАТ ФГБОУ во Омский ГАУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ МОДУЛИ / EDUCATIONAL INTERNSHIP / WORK EXPERIENCE INTERNSHIP / PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONAL MODULES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булавко Ольга Владимировна

В данной статье показана специфика практического обучения на отделении юридического образования Омского агарного техникума ФГБОУ ВО Омский ГАУ. Компетентностный подход в профессиональном образовании рассматривается как адаптация содержания образования к новым условиям современного производства. Практическое обучение студентов ОАТ по новому Федеральному государственному стандарту состоит из учебной и производственной практик основанных на изучении профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булавко Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificity Of Internship At The Department Of Law Of Omsk Agrarian College of FSBEI HE Omsk SAU

The present article describes the specificity of internship at the department of law of Omsk Agrarian College of FSBEI HE Omsk SAU. Competence approach in professional education is considered to be an adaptation of the essence of education to the new conditions of present-day manufacturing. Practical training of Omsk Agrarian College students due to the new Federal State Educational Standard consists of both educational and work experience internships, based on the studying of professional competence.

Текст научной работы на тему «Специфика практик на отделении юридического образования ОАТ ФГБОУ во Омский ГАУ»

Булавко О.В. Специфика практик на отделении юридического образования ОАТ ФГБОУ ВО Омский ГАУ // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. - Спецвыпуск №1. - URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/spetsvypusk-1/28-spets01/263-00090. - ISSN 2413-4066

УДК 378.147.88

Булавко Ольга Владимировна

Преподаватель первой квалификационной категории ОА Т ФГБОУ ВО Омский ГА У, г. Омск [email protected]

Специфика практик на отделении юридического образования ОАТ ФГБОУ ВО Омский ГАУ

Аннотация: В данной статье показана специфика практического обучения на отделении юридического образования Омского агарного техникума ФГБОУ ВО Омский ГАУ. Компетентностный подход в профессиональном образовании рассматривается как адаптация содержания образования к новым условиям современного производства. Практическое обучение студентов ОАТ по новому Федеральному государственному стандарту состоит из учебной и производственной практик основанных на изучении профессиональных компетенций.

Ключевые слова: учебная практика, производственная практика, профессиональные компетенции, профессиональные модули.

Введение

Освоение профессии невозможно без получения первоначальных профессиональных навыков. Такие навыки обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам получают во время прохождения учебных и производственных практик.

Одной из основных задач обучения студентов является закрепление и совершенствование полученных знаний и навыков на практике, в реальных условиях, достижение профессионализма и мастерства. Практика студентов является обязательным разделом программы подготовки специалистов среднего звена.

Одним из важнейших требований к профессиональному образованию в Федеральных государственных образовательных стандартах выделяется требование к подготовке компетентного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Компетентностный подход в профессиональном образовании рассматривается как адаптация содержания образования к новым условиям современного производства. Одной их форм организации компетентностного подхода в условиях СПО является производственная практика.

Производственная практика выполняет важнейшие функции в системе профессиональной подготовки студентов:

-обучающую - актуализация, углубление и расширение теоретических знаний, их применение в решение конкретных ситуационных задач, формирование навыков, умений;

-развивающую - развитие познавательной, творческой активности будущих специалистов, развитие мышления, коммуникативные и психологические способности;

-воспитывающую - формирование социально активной личности будущего специалиста, устойчивого интереса, любви к профессии;

-диагностическую - проверка уровня профессиональной направленности будущих специалистов, степени профессиональной пригодности и подготовленности к профессиональной деятельности.

Целью производственной практики является приобретение, углубление первоначального практического опыта, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности.

Практическое обучение студентов ОАТ по новому Федеральному государственному стандарту состоит из учебной и производственной практик.

Первоначальным звеном в непрерывной системе практической подготовки студентов техникума является учебная практика, которая направлена на:

- приобретение первоначального практического опыта;

- формирование у студентов практических профессиональных умений;

- освоение общих и профессиональных компетенций по специальности.

Производственная практика включает следующие этапы:

1. Практика по профилю специальности- направлена на:

- углубление студентом первоначального профессионального опыта;

- дальнейшее формирование общих и профессиональных компетенций реализуется в рамках профессиональных модулей СПО по каждому из видов профессиональной деятельности, предусмотренных ФГОС СПО по специальности.

2. Практика преддипломная направлена на:

- Дальнейшее углубление студентом приобретенного профессионального опыта;

- Развитие общих и профессиональных компетенций;

- Проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности;

- Подготовку к выполнению выпускной квалификационной работ (дипломной

работы) в различных учреждениях.

Социальное партнерство между организациями является необходимым и обязательным условием повышения качества практического обучения студентов, повышение уровня общей и профессиональной культуры специалиста, воспитание профессионально и личностно значимых качеств, развитие творческого потенциала в профессиональном обучении.

Производственная практика проводится в организациях на основе договоров, заключаемых между образовательной организацией и организациями.

В период прохождения производственной практики обучающиеся могут зачисляться на вакантные должности, если работа соответствует требованиям программы производственной практики.

Преддипломная практика проводится непрерывно после освоения учебной практики и практики по профилю специальности.

Студент при прохождении практики обязан:

- полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики;

- подчиняться действующим на предприятии правилам внутреннего трудового распорядка;

- изучить и строго соблюдать правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии;

- нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты наравне со штатными работниками;

- вести дневник практики, в котором в соответствии с индивидуальным заданием прохождения практики необходимо фиксировать рабочие задания и основные результаты выполнения этапов работы;

- при возникновении каких-либо препятствий или осложнений для нормального прохождения практики своевременно сообщать об этом руководителю практики или председателю цикловой комиссии.

Обучающимся предоставляется место для прохождения практики, так и предоставляется право самостоятельного подбора организации - базы практики по месту жительства, с целью дополнительного трудоустройства.

К практике допускаются студенты, успешно освоившие междисциплинарный курс и программы профессиональных модулей и прошедшие инструктаж по охране труда.

В период прохождения практики студентами ведется дневник практики. По результатам практики обучающимся составляется отчет, который утверждается организацией.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов ее прохождения, подтверждаемых документами соответствующих организаций.

Практика является завершающим этапом освоения профессионального модуля по виду профессиональной деятельности.

Руководители практики от образовательной организации на основании профессиональных модулей разрабатывают программы практик с учетом особенностей конкретной специальности.

Образовательная организация определяет специфику практик на основе особенностей реализации образовательной программы по каждой специальности.

С этой целью в ОАТ ФГБОУ ВО Омский ГАУ заключаются краткосрочные и долгосрочные договоры с организациями различных организационно-правовых форм.

Цели и задачи

Цель исследования: Изучить специфику практик на разных специальностях отделения экономического образования Омского аграрного техникума.

Задачи исследования:

- Изучить специфику практик на разных специальностях отделения .

- Выявить особенности прохождения производственных практик обучающимися на разных специальностях.

- Сделать выводы по результатам анализа.

Объект и методы

Объектом исследования является практическое обучение в ОАТ ФГБОУ ВО Омский

ГАУ.

Методом исследования является анализ специфики практик посредством обработки информации.

Результаты исследований

В зависимости от специфики каждой специальности выбираются соответствующие места практики.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» будущий специалист должен получить практический опыт в деятельности органов пенсионного обеспечения и социальной защиты РФ. При изучении профессиональных модулей студент осваивает следующие профессиональные компетенции:

- осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты;

- рассматривать пакет документов для назначения пенсий, пособий, компенсаций, других выплат, а также мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите;

-осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии. Составлять заявления, запросы, проекты ответов на них, процессуальные документы с использованием информационных справочно-правовых систем;

-формировать с использованием информационных справочно-правовых систем пакет документов, необходимых для принятия решения правомочным органом, должностным лицом;

Теоретическое освоение при изучении дисциплин и профессиональных модулей должно сочетаться с практической деятельностью в указанных органах. Особое место в практике занимает:

- анализ действующего законодательства в области пенсионного обеспечения и социальной защиты;

- приема граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты; -определение права, размера и сроков назначения трудовых пенсий, по

государственному пенсионному обеспечению, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат и материнского (семейного) капитала;

- формирование пенсионных и личных дел получателей пенсий и пособий, других социальных выплат и их хранения;

- пользование компьютерными программами назначения пенсий и пособий, социальных выплат, учета и рассмотрения пенсионных обращений граждан;

- определение права на перерасчет, перевод с одного вида пенсий на другой, индексацию и корректировку трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, на индексацию пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат и материнского (семейного) капитала и других социальных выплат;

- определение права на предоставление услуг и мер социальной поддержки отдельным категориям граждан;

- информирование граждан и должностных лиц об изменениях в области пенсионного обеспечения и социальной защиты населения;

- общение с лицами пожилого возраста и инвалидами. [4] Основными местами практик на данной специальности являются:

- БУ Омской области « КЦСОН Вдохновение» КАО г. Омск;

- ООО «Специализированный пенсионный брокер».

Спецификой практики по специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение» является деятельность в секретариатах, службах документационного обеспечения, кадровых службах и архивах государственных органов и учреждений, в органах местного самоуправления, негосударственных организациях всех форм собственности, общественных организациях (учреждениях). В ходе изучения профессиональных модулей обучающиеся должны усвоить такие компетенции как:

-оформление и регистрация организационно-распорядительных документов, контроль сроков их исполнения;

-самостоятельная работа с документами, содержащими конфиденциальную информацию, в том числе с документами по личному составу;

-осуществление телефонного обслуживания, прием и передача факсов; -осуществление подготовки дел к передаче на архивное хранение;

-составление описи дел, осуществление подготовки дел к передаче в архив организации, государственные и муниципальные архивы. В ходе прохождения практик студенты должны:

- применять нормативные правовые акты в управленческой деятельности;

- подготавливать проекты управленческих решений;

- обрабатывать входящие и исходящие документы, систематизировать их, составлять номенклатуру дел и формировать документы в дела;

- готовить и проводить совещания, деловые встречи, приемы и презентации;

- организовывать деятельность архива с учетом статуса и профиля организации;

- работать в системах электронного документооборота;

- использовать в деятельности архива современные компьютерные технологии;

- применять современные методики консервации и реставрации архивных документов. [3]

Основными базами практик являются предприятия, с которыми заключены договора, на основании которых студенты принимаются на практику:

- КУ г.Омска « Муниципальный архив»;

- Кировский отдел Аппарата Мировых судей г.Омска;

- ОАТ ФГБОУ ВО Омский ГАУ, отдел кадров, архив, г. Омск.

Практика по специальности 20.02.01 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов» направлена на выполнение работ, связанных с технологическими аспектами охраны окружающей среды и обеспечением экологической безопасности, в экологических службах, службах системы мониторинга окружающей среды, службах очистных сооружений и водоподготовки, химико-аналитических лабораториях, в научно-исследовательских и производственных организациях. Обучающиеся в процессе изучения профессиональных модулей приобретают профессиональные компетенции такие как:

-организовывать работу функционального подразделения по наблюдению за загрязнением окружающей природной среды;

-организовывать деятельность по очистке и реабилитации загрязненных территорий; -осуществлять мониторинг и контроль входных и выходных потоков для технологических процессов в организациях;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-контролировать и обеспечивать эффективность использования малоотходных технологий в организациях;

-управлять процессами очистки и обработки сбросов и выбросов;

-реализовывать технологические процессы по переработке, утилизации и захоронению твердых и жидких отходов;

-проводить оценку экономического ущерба и рисков для природной среды, экономической эффективности природоохранных мероприятий, платы за пользование природными ресурсами;

-проводить сбор и систематизацию данных для экологической экспертизы и экологического аудита. [5]

На производственной практике студенты закрепляют полученные навыки:

- составляют итоговые отчеты о результатах экологического мониторинга в соответствии с нормативными документами;

- рассчитывают и оценивают экономический ущерб и риски для природной среды, связанных с антропогенной деятельностью или вызванных природными и техногенными катаклизмами;

- сбор и систематизация данных для экологической экспертизы и экологического аудита;

- применение природосберегающих технологий в организациях;

- проведение химических анализов в контрольных точках технологических процессов;

- участие в испытаниях природоохранного оборудования и введении его в эксплуатацию;

- осуществление производственного экологического контроля;

- оценка и поддержание работоспособности очистных установок и сооружений. Работы ведутся в составе группы под руководством специалистов организации.

Основными организациями являются:

- Управление Росприроднадзора по Омской области;

- ОАО «ОмскВодоканал».

Во время прохождения практик на специальности 35.02.12. «Садово-парковое и ландшафтное строительство» используя освоенные профессиональные компетенции такие как: организация садово-парковых и ландшафтных работ, анализ и спрос на услуги садово-паркового и ландшафтного строительства, выполнение проектных чертежей объектов озеленения с использованием компьютерных программ.

Обучающиеся приобретают практические навыки и имеют возможность непосредственно принимать участие во всех видах работ:

- по организации цветоводства и декоративного древоводства;

- использованию способов семенного и вегетативного размножения цветочных культур;

- организации производственных площадей для выращивания цветочных культур и осуществлению ухода за цветочными культурами открытого и защищенного грунта;

- самостоятельному подбору ассортимента декоративных древесных растений и цветочных культур для оформления озеленения участков;

- организации территории и составлению технологической карты питомника для выращивания декоративных древесно-кустарниковых пород;

- организации и технологии селекционного процесса. [2]

Обучающие имеют возможность проходить практики (заключены долгосрочные договоры) в БУ Омской области: Природный парк «Птичья гавань»; Омская областная станция юных натуралистов; Управление по охране животного мира и другие организации.

Практика по специальности 35.02.06 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» направлена на организацию и выполнение работ по производству, хранению, переработке и предпродажной подготовке сельскохозяйственной продукции в организациях. Основными профессиональными компетенциями данной специальности являются: выбор и реализация технологии первичной обработки продукции растениеводства, выбор и использование различных методов оценки и контроля количества и качества сельскохозяйственного сырья и продукции растениеводства, контроль состояния сельскохозяйственной продукции и сырья в период хранения, управление работами по производству и переработке продукции растениеводства и животноводства. [1]

В результате освоения всех видов практик обучающийся приобретает следующие навыки:

- подготовки сельскохозяйственной техники к работе, подготовки семян и посадочного материала к посеву (посадке);

- реализации схем севооборотов, возделывания сельскохозяйственных культур;

- проведения агротехнических мероприятий по защите почв от эрозии и дефляции;

- первичной обработки и транспортировки урожая, производства продукции животноводства;

- первичной переработки продукции животноводства;

- приготовления кормов;

- подготовки сооружений и оборудования для хранения сельскохозяйственной продукции;

- выбора технологии хранения и переработки в соответствии с качеством поступающей продукции и сырья;

- анализа условий хранения и транспортировки продукции растениеводства и животноводства;

- определения качества продукции растениеводства и животноводства при хранении и транспортировке.

Таким образом, освоение профессии невозможно без получения первоначальных профессиональных навыков. Такие навыки, обучающиеся по специальности среднего

профессионального образования, получают во время прохождения учебных и производственных практик. Правильная организация практики является одним из самых важных путей подготовки студента к профессиональной деятельности в условиях постоянно и быстро меняющихся реалий нашей жизни, способствует углублению и расширению теоретических знаний, формированию умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию. Происходит формирование и развитие самостоятельной активности студентов, творческой инициативы, ответственности и организованности.

Ссылки на источники:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 35.02.06 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 7 мая 2014 г. N 455)

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство (утв.

приказом Министерства образования и науки РФ от 7 мая 2014 nN 461 )

3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2014 г. N 975)

4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. N 508)

5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 20.02.01 Рациональное использование природохозяйственных комплексов (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2014 г. N 351)

Olga Bulavko

Instructor of the first qualification grade

Omsk Agrarian College of FSBEI HE Omsk SAU, Omsk

Specificity Of Internship At The Department Of Law Of Omsk Agrarian College of

FSBEI HE Omsk SAU

Abstract: The present article describes the specificity of internship at the department of law of Omsk Agrarian College of FSBEI HE Omsk SAU. Competence approach in professional education is considered to be an adaptation of the essence of education to the new conditions of present-day manufacturing. Practical training of Omsk Agrarian College students due to the new Federal State Educational Standard consists of both educational and work experience internships, based on the studying of professional competence.

Keywords: educational internship, work experience internship, professional competence, professional modules.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.