Научная статья на тему 'Проектный метод как направление совершенствования подготовки студентов экономико-правовых программ ВПО'

Проектный метод как направление совершенствования подготовки студентов экономико-правовых программ ВПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПРОЕКТ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / СМЕШАННАЯ ГРУППА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чкалова О. В., Назарова Н. Е., Цветкова И. Ю.

Показаны особенности проектного метода. Определен алгоритм реализации проектного обучения в программах ВПО. Представлен обобщенный опыт применения проектного метода и выделены особенности его организации для междисциплинарных проектов обучения студентов выпускных курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROJECT-BASED METHOD AS A WAY TO IMPROVE THE TRAINING OF STUDENTS IN ECONOMICS AND LAW PROGRAMS OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

In this paper, specific features of the project-based method are discussed. The algorithm for implementation of project-based learning in the programs of higher professional education is identified. The experience of the project-based method application is summarized. Some peculiarities of organizing interdisciplinary projects for students in their final year of studies are highlighted.

Текст научной работы на тему «Проектный метод как направление совершенствования подготовки студентов экономико-правовых программ ВПО»

Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 3 (4), с. 232-234

УДК 37.02

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫХ ПРОГРАММ ВПО

© 2014 г. О.В. Чкалова, Н.Е. Назарова, И.Ю. Цветкова

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

ochkalova@fup.unn.ru

Поступила в редакцию 19.11.2014

Показаны особенности проектного метода. Определен алгоритм реализации проектного обучения в программах ВПО. Представлен обобщенный опыт применения проектного метода и выделены особенности его организации для междисциплинарных проектов обучения студентов выпускных курсов.

Ключевые слова: проектный метод, междисциплинарный проект, компетентностный подход, смешанная группа.

Курс на кардинальную технологическую модернизацию российской экономики, принятый российским правительством, требует подготовки кадров с новыми компетенциями, ориентированных на работу с технологиями завтрашнего дня и востребованных предприятиями - лидерами модернизации. Перед вузами, в соответствии с Концепцией развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации на период до 2015 года, поставлены новые задачи [1], которые направлены как на организацию научных исследований на новом уровне, так и на применение в образовательном процессе инновационных методов. Приоритетным направлением совершенствования образовательного процесса является проектный метод.

Проектный метод - это метод преподавания, посредством которого студенты получают знания и умения, исследуя на протяжении определенного времени сложные оригинальные вопросы и тщательно разработанные задачи и программы [2].

Основателем проектного метода считается американский педагог Джон Дьюи (1900 год), который изучал преимущества метода «учиться на деле». В России проектный метод стал широко известен после издания работы В.Х. Килпатрика «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1925 г.) [3].

Проектный метод ориентирован на решение определенной проблемы с использованием разнообразных средств обучения, знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии,

творческих областей. К основным его особенностям можно отнести реальность поставленных проблем, междисциплинарность и инте-гральность деятельности, изменение роли студента в ходе учебного процесса, необходимость командной работы в ходе применения данного метода [4].

Следует отметить, что важной характеристикой проектного метода является его конкретность, то есть направленность на результат, который может быть использован в практической деятельности, тогда как, например, проблемный метод направлен скорее на процесс получения знаний в ходе решения заданной проблемы.

В настоящее время в литературе активно обсуждается вопрос организации процесса проектного обучения в образовательной деятельности. Так, например, Н.Ф. Маслова и А.Д. Аба-шина выделяют следующие этапы организации проектной деятельности: определение сферы проектного обучения, теоретическая подготовка студентов к проектной работе и собственно проектная деятельность, включающая в себя три аспекта: образовательный, воспитательный и развивающий [5].

Особенно актуальным в условиях реализации компетентностного подхода является использование метода проектов при реализации требований ФГОС в части применения активных и интерактивных форм занятий. В этой связи считаем необходимым конкретизировать и развить положения работы [5] о позиций опыта организации проектного обучения в ходе образовательного процесса на выпускных курсах программ ВПО, который более подробно описан в работе [6].

Проектный метод как направление совершенствования подготовки студентов

233

Следует выделить следующие особенно значимые организационные аспекты:

1) Выбор комплексной проблемы для решения задач реального бизнеса, что придает проекту междисциплинарный характер. В условиях адаптации российского образования к кардинальной технологической модернизации экономики проектный метод позволяет добиваться синергии разных курсов и учебных программ в ходе достижения поставленной цели и решения задач. Современный бизнес требует от каждого специалиста с высшим образованием способности к быстрым действиям в изменяющейся внешней и внутренней среде организации, работе в команде.

2) Разработка проекта, в котором дисциплины могут быть выстроены исходя из достижения его цели и решения задач, что, в свою очередь, позволило бы повысить мотивацию студентов. Последняя достигается, в том числе, в связи с четким пониманием обучаемыми «применимости» изучаемых методов и подходов, что связано с развитием компетенций.

3) Создание проектной команды, которое, с одной стороны, должно строиться исходя из постановки проблемы, а с другой - исходя из результатов психологических тренингов, социологических обследований и др. Важно отметить, что команда (смешанная группа) должна формироваться из студентов, обучаемых по различным направлениям подготовки, что позволило бы развить навыки совместной работы в ходе решения вопросов текущей деятельности предприятия. В ходе работы при необходимости вся команда может делиться на микрогруппы для выполнения более узкой задачи в рамках проекта. Однако здесь следует обратить внимание на необходимость обмена мнениями и результатами между членами разных микрогрупп, чтобы сохранить комплексный характер исследования.

4) Работа над проектом.

Студенты учатся анализировать комплексные ситуации в команде, распределять обязанности и в итоге принимать управленческие решения, направленные на повышение стоимости бизнеса. В ходе работы над проектом создается интеллектуальный бизнес-продукт. Студенты разрабатывают программы по совершенствованию деятельности предприятий, получая при этом неоценимый практический опыт, в том числе опыт совместной работы.

Решение практически каждой проблемы в организации связано с целым рядом функциональных направлений бизнеса, что обусловливает необходимость объединения комплексных знаний и умений из областей разных специаль-

ностей (направлений подготовки): экономики и финансов, коммерции, менеджмента, юриспруденции. Такая установка необходима, поскольку реализация любого направления развития требует анализа организационно-правовой базы (направление подготовки «Юриспруденция»), диагностики системы управления, маркетингового анализа и исследования технологических бизнес-процессов предприятия (направления подготовки «Менеджмент», «Коммерция»), мониторинга финансовой и экономической деятельности (направление подготовки «Экономика», специальности «Антикризисное управление», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»), внедрения информационных систем (направление подготовки «Прикладная информатика»).

Спецификой проектного обучения является также осознанное развитие у студентов собственных навыков посредством их применения для обучения других. Реализация проекта основывается на принципе «учение через обучение», при этом обучающими и обучаемыми являются сами студенты. Как показывает практический опыт, студенты становятся более мотивированными к получению и передаче навыков, когда непосредственно обучающим является сокурсник.

Таким образом, названные обстоятельства обусловливают организацию обучения студентов в смешанных группах, так как только такая форма организации работы в проекте позволит совместными усилиями студентов создать уникальный бизнес-продукт.

5) Защита проектов.

На заключительном этапе проводится защита проектов. Причем это не защита возможностей и того, что «можно было бы сделать», а защита результатов проекта. На защите должны присутствовать топ-менеджеры предприятия, на базе которого выполняется проект. Бизнес является стороной, которая осуществляет приемку проектов. Вместе со студентами представители бизнеса проводят грамотный анализ полученных результатов, формируют новые цели и принимают кадровые решения. Рассматриваемая методика проектного обучения успешно решает и вопросы трудоустройства студентов. Наивысшим оценочным критерием студентов выпускных групп в ходе защиты проектов является приглашение на работу. Между вузом и бизнес-партнерами могут быть заключены долгосрочные договоры о сотрудничестве, на площадях вуза создан бизнес-инкубатор, организованы базовые кафедры, предполагающие дальнейшую работу по подготовке высококвалифицированных специали-

234

О.В. Чкалова, Н.Е. Назарова, И.Ю. Цветкова

стов. Результаты проектного обучения докладываются на встрече координационного совета по трудоустройству выпускников вузов Нижегородской области и представителей нижегородского бизнеса. Технология проектного обучения может успешно использоваться и в ходе проведения производственной (преддипломной) практики студентов.

Основными результатами использования проектного метода в ходе обучения студентов является формирование и развитие навыков командной работы, умение взаимодействовать с представителями других профессий (менеджеров, экономистов, юристов и др.), умение выделять особенности функционирования предприятий различных отраслей, умение разрабатывать и обосновывать бизнес-идеи, повышение мотивации студентов к обучению и др.

Таким образом, проекты являются эффективными обучающими мероприятиями. Выполнение проектов в смешанных группах позволяет расширять социальное партнерство вуза и бизнеса и совершенствовать профессиональную подготовку будущих специалистов.

Список литературы

1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2011 г. № 3-91 «О концепции раз-

вития научно-исследовательской и инновационной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования РФ на период до 2015 г.» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/6751980/ (дата обращения: 25.01.2014).

2. Вим Ван Петегем, Хелен Каменски. Образование для инноваций. Применение передовой методики обучения и преподавания в ЮФУ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// http://sfedu.ru/docs/obrazov/kamenski.pdf (дата обращения 01.11.2013) - официальный сайт Южного федерального университета.

3. Килпатрик В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. Л.: Брокгауз-Эфрон, 1925.

4. Решетняк Е.В., Тарелин А.А. Проектные студии в университетском образовании // Высшее образование в России. Науч.-пед. журн. 2013. № 1. С. 93-98.

5. Маслова Н.Ф., Абашина А.Д. Профессиональная подготовка студентов в ходе проектного обучения // Высшее образование в России. Науч.-пед. журн. 2009. № 1. С. 170-173.

6. Оценку ставит бизнес: 5 примеров инновационного обучения: Учебно-практическое пособие. М.: ФГУ ИОЦ «Новый город», 2010. 213 с.

7. Реутова Е.А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза (методические рекомендации для преподавателей Новосибирского ГАУ. Новосибирск: Изд-во НГАУ, 2012. 258 с.).

THE PROJECT-BASED METHOD AS A WAY TO IMPROVE THE TRAINING OF STUDENTS IN ECONOMICS AND LAW PROGRAMS OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

O.V. Chkalova, N.E. Nazarova, I. Yu. Tsvetkova

In this paper, specific features of the project-based method are discussed. The algorithm for implementation of project-based learning in the programs of higher professional education is identified. The experience of the project-based method application is summarized. Some peculiarities of organizing interdisciplinary projects for students in their final year of studies are highlighted.

Keywords: project-based method, interdisciplinary project, competence-based approach, mixed group.

References

1. Pis'mo Ministerstva obrazovaniia i nauki RF ot 22 fevralia 2011 g. № 3-91 «O kontseptsii razvitiia nauchno-issledovatel'skoi i innovatsionnoi deiatel'nosti v uchrezhdeniiakh vysshego professional'nogo obrazovaniia RF na period do 2015 g.» [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/6751980/ (data obrashcheniia: 25.01.2014).

2. Vim Van Petegem, Khelen Kamenski. Obrazo-vanie dlia innovatsii. Primenenie peredovoi metodiki obucheniia i prepodavaniia v IuFU. [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http:// http://sfedu.ru/docs/obrazov/ kamenski.pdf (data obrashcheniia 01.11.2013) - ofitsi-al'nyi sait Iuzhnogo federal'nogo universiteta.

3. Kilpatrik V.Kh. Metod proektov. Primenenie tselevoi ustanovki v pedagogicheskom protsesse. L.: Brokgauz-Efron, 1925.

4. Reshetniak E.V., Tarelin A.A. Proektnye studii v universitetskom obrazovanii // Vysshee obrazovanie v Rossii. Nauch.-ped. zhum. 2013. № 1. S. 93-98.

5. Maslova N.F., Abashina A.D. Professional'naia podgotovka studentov v khode proektnogo obucheniia // Vysshee obrazovanie v Rossii. Nauch.-ped. zhurn. 2009. № 1. S. 170-173.

6. Otsenku stavit biznes: 5 primerov innovatsion-nogo obucheniia: Uchebno-prakticheskoe posobie. M.: FGU IOTs «Novyi gorod», 2010. 213 s.

7. Reutova E.A. Primenenie aktivnykh i inter-aktivnykh metodov obucheniia v obrazovatel'nom protsesse vuza (metodicheskie rekomendatsii dlia prepo-davatelei Novosibirskogo GAU. Novosibirsk: Izd-vo NGAU, 2012. 258 s.).

Проектный метод как направление совершенствования подготовки студентов 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.