Научная статья на тему 'Проектное управление как способ реализации инновационной политики государства'

Проектное управление как способ реализации инновационной политики государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
917
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ОПТИМИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ / МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / PROJECT MANAGEMENT / IMPROVING THE EFFICIENCY OF GOVERNMENT POLICY / METHODS OF GOVERNMENT ADMINISTRATION / EDUCATIONAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плохова Виктория Владимировна

В статье описывается политическое значение оптимизации и рационализации сферы государственной службы в ретроспективе, настоящем времени и перспективе развития нашего государства, даются рекомендации по переходу учреждений государственных и муниципальных органов власти на проектную модель управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Плохова Виктория Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Project management as a way of innovative state policy implementation

The article describes political significance of improving the efficiency of public service sphere viewed in retrospective, its current stage and perspective of this nation’s development. It gives recommendations on switching state agencies and institutions and local administrative bodies to the project management model.

Текст научной работы на тему «Проектное управление как способ реализации инновационной политики государства»

представления об особенностях формирования существующей гендерной асимметрии в политической сфере и механизмах ее преодоления.

Литература

1. Hanley S. Engendering the State: Family Formation and State Building in early Modem France // French Historical Studies, 1989. Vol. 16. 1. P. 4-27.

2. Faure С. Democracy Without Women: Feminism and the Rise of Liberal Individualism in France. Bloomington, 1991.

3. Репина Л.П. Пол, власть и концепция «разделенных сфер»: от истории женщин к гендерной истории // http://articles.excelion.ru/science/filosofy/12417395.html

4. Huber J., “Comparative Gender Stratification” in Janet Saltzman Chafetz ed., Handbook of Sociology of Gender (New York: Kluwer Academic/Plenum, 1999).

5. Enloe C., Does Khaki Become You? The Militarization of Women’s Lives. London: Pluto Press, 1983. Р. 17.

6. Гидденс Э. Гендер и стратификация // Гидденс Э. Социология // http://society.polbu.ru/giddens_sociology/ch72_i.html

7. Соловьева Г. Гендер и деконструкция территории политики // Гендерные исследования, гендерная политика и женское движение в странах Центральной Азии: попытка диагноза: Мат. науч.-практ конф. / Под. ред. С.М. Шакировой, Н.У. Шеде-новой, М.А. Ускембаевой. Алматы, 2005.

8. Миллет К. Теория сексуальной политики // Феминизм и гендерные исследования. Тверь, 1999. С. 126.

9. Попкова Л. Теория и практика современного феминизма: женское движение в США // http://www.owl.rU/win/books/articles/popkova.htm#11

10. Ильин И.П. Постмодернизм: от истоков до конца столетия. М., 1998.

С. 107.

11. Firestone S. The Dialectic of Sex: The Case for Feminist Revolution (New York: William Morrow, 1970).

12. Политическая наука. Новые направления/ Под ред. Е.Б.Шестопал. М., 1999. С. 431.

13. Алёхина Е.А., Горбачёв М.И., Колесникова Т.И.и др.. Ключ к власти. М., 1999. С.87-126.

14. Психология и психоанализ власти / Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара, 1999.

15. Политическая энциклопедия / Под ред. Г.Ю. Семигина М., 1999. Т.2. С. 553.

УДК 351:321

Плохова В.В., асп.

Проектное управление как способ реализации инновационной политики государства

В статье описывается политическое значение оптимизации и рационализации сферы государственной службы в ретроспективе, настоящем времени и перспективе развития нашего государства, даются рекомендации по переходу учреждений государственных и муниципальных органов власти на проектную модель управления.

Ключевые слова: проектное управление, оптимизация государственной политики, методы управления, система образования.

Процесс оптимизации государственного управления приобретает все большую актуальность в связи со становлением и развитием российской государственности. Сегодня много говорится об оптимизации непосредственно численности гражданских и муниципальных служащих, однако на наш взгляд в оптимизации нуждается не только численность, но и вся система государственной службы, так как она является целостным живым организмом, в котором все элементы взаимосвязаны, и ее эффективность зависит от многих факторов, в том числе - рационализации процесса управления. Политическое значение повышения эффективности государственного управления состоит в совершенствовании системы государственной службы, что, в свою очередь, способствует выполнению задач построения российской государственности, стабильного развития России, обеспечения национальной безопасности страны.

В современном словаре по политологии дается два следующих определения данного понятия. Рационализация (лат. гайопа^ -разумный) - 1) исторический процесс утверждения в различных сферах форм организации и правил деятельности людей, исходящих из абстрактных принципов и ведущих к повышению эффективности этой деятельности; 2) процесс повышения эффективности функционирования организаций, процедур деятельности людей путем их продуманной перестройки [5, а 461].

Понятие «рационализация», обозначавшее множество взаимосвязанных процессов, посредством которых каждый аспект человеческого действия становится предметом расчета, измерения и контроля, было ключевым в веберовском анализе современного капитализма. М. Вебер выделил несколько сфер применения понятия рационализации.

Согласно М. Веберу, рационализация в политике предполагает следующее — упадок традиционных норм легитимности и замену харизматического лидерства партийной машиной; в науке — упадок индивидуального новаторства и развитие практики коллективных исследований, координируемых экспериментов и государственной политики в отношении науки; в обществе в целом — распространение бюрократии, государственного контроля и администрирования. [1, а 128].

В трудах Вебера основу социального порядка в обществе составляют только социально ориентированные и рациональные действия, а задачей членов организации следует считать понимание ими собственных целей и последующую оптимизацию собственной деятельности. Таким образом, рациональность является высшим смыслом и идеалом любого предприятия или учреждения, в том числе учреждений государственной службы, а идеальная организация характеризуется предельно рациональными технологиями, коммуникациями и управлением.

Предметом нашего исследования является рационализация государственного управления. В целом, рационализация, представленная как рациональность, - основная стратегия исполнения власти. Так же, как политическая

наука, следуя Макиавелли и Людвигу фон Рохау, различает формальную политику и реальную политику (Realpolitik), данные по Альборгу указывают на необходимость изучать политику, управление, планирование и современность (modernity), различая формальную рациональность и рациональность реальную. Свобода использования «рациональности» и «рационализации» в интересах власти - критически важный элемент обеспечения для власти возможности определять реальность и сущностная черта рациональности власти [13, с. 64].

На наш взгляд, следует рассмотреть понятие и процесс рационализации в контексте активно развивающейся инновационной проблематики. Она, в свою очередь, озвучена во всех посланиях Президента РФ Федеральному Собранию с 2006 по 2012 гг., а также практически во всех программных выступлениях политического руководства государства, посвященных различным сферам жизни граждан, однако результативность государственной политики в инновационной сфере крайне низка. Несмотря на имеющиеся результаты, сложно утверждать, что Россия полностью встала на путь инновационного развития. В первую очередь потому, что эффективное государственное управление инновационными процессами практически отсутствует.

В настоящее время в основе государственного и муниципального управления большинства развитых стран лежат теория и методология управления проектами и проектного управления, которые в нашей стране могут способствовать инновационному развитию политики государственного управления. Необходимо отметить, что в отечественной литературе термин «проектное управление» зачастую ошибочно отождествляется с термином «управление проектами». Основное различие между этими понятиями в объекте управления: объектом проектного управления являются организации, перешедшие на идеологию управления проектами в целом, а объектом управления проектами являются конкретные проекты (программы) [3, с. 58].

В рамках направления развития проектного управления утверждены национальные и международные стандарты, сформирована определенная соответствующая законодательная база. Поэтому в данной статье автором предлагается рассмотреть проектное управление в качестве одного из возможных перспективных направлений рационализации политики государственного управления в России.

Поскольку принципы и особенности менеджмента распространяются не только на предприятиях и в бизнес-среде, а и на все виды социального управления - от управления семьей до государственного управления, то здесь необходимо упомянуть о некоторой имеющейся специфике.

Наряду с общим менеджментом, принципы, методы и функции которого приемлемы для любого предприятия в целом, выделяют разновидности менеджмента, которые базируются на использовании специфических форм и методов управления разными функциональными сферами или видами деятельности предприятия: производственный, финансовый, проектный, инновационный, менеджмент качества, риск-менеджмент и другие [2, с. 41].

Остановимся на определении проектного менеджмента. Генеральный директор Евразийского Центра Управления Проектами Плагин В.С. даёт ему следующее определение. Проектный менеджмент - это средство решения стратегических задач, это будущее предприятия, региона, страны.

Нельзя не согласиться с тем, что перспективу существования всякой организации определяет ее развитие. Ввиду этого в современной практике управления развитием наиболее широкое распространение получили нормативный и проектный методы.

В основе нормативного метода управления лежат нормативные правовые акты, регулирующие отношения между субъектами территориального развития. Развитие в этом случае осуществляется посредством применения законодательства активной частью субъектов территориального развития. Этот метод управления рассчитан на заинтересованность субъектов и их активность.

Проектный метод управления развитием основан на принятии специальных планов, проектов и программ развития. Указанные документы, как правило, принимаются (утверждаются) нормативными актами. Поэтому проектный метод по существу является разновидностью нормативного с той лишь особенностью, что действие нормативного акта (программы) в этом случае ограничено во времени. Проектный метод в части достижения конечных результатов является более эффективным, так как при его применении создаются благоприятные условия для более активного и направленного участия субъектов территориального развития в процессе достижения поставленных целей [4, с. 27].

Однако область менеджмента, получившая название «Управление проектами» и «Проектное управление», в условиях перехода к инновационной модели развития становится предметом пристального внимания российских ученых, специалистов и руководителей как коммерческих организаций, так и органов исполнительной власти всех уровней государственного и муниципального управления. Причина тому - мировое признание управления проектами как современной философии эффективного и результативного менеджмента. Управление проектами охватывает те сферы общественной, государственной и производственной деятельности, в которых создание продукта или услуги реализуется как уникальный комплекс взаимосвязанных целенаправленных мероприятий при определенных требованиях к срокам, бюджету и качеству ожидаемого результата. Стремительно развиваясь на протяжении нескольких десятилетий, проектное управление сегодня является синтетической дисциплиной, объединяющей методы, средства и лучшие практики нескольких различных областей знаний экономики и менеджмента. В то же время она имеет собственные методологии, инструментарий и стандарты [3, с. 58].

Анализ литературы и существующей практики показывает, что реализация перехода государственной или муниципальной организации на проектную модель управления может осуществляться путем:

1) передачи отдельным функциональным подразделениям организации особых полномочий (или функций) и ответственности за реализацию различных частей проекта или программы;

2) создания специальных комитетов или комиссий, целевых рабочих групп, координационных центров (центров управления проектами);

3) выделения руководителя (менеджера) проекта с полной властью и, соответственно, ответственностью за результаты и создания команды управления проектом из специалистов функциональных и производственных подразделений организации.

На текущий момент для государственных и муниципальных структур, организованных по функциональному принципу, наиболее эффективным, на наш взгляд, является третий подход, согласно которому менеджеры проектов отвечают в целом за интеграцию всех видов деятельности и ресурсов, относящихся к данному проекту (программе) [3, с. 59].

Сегодня много говорят об эффективности проектов, рассматривая их как варианты мягких реформ в управлении [10, с. 27-32], однако существующий опыт вскрывает и типичные проблемы, требующие определенной осторожности и взвешенности, дозирования в их применении. Как отдельный элемент управления проект может остаться непонятым и непризнанными эпизодом, чрезмерное же увлечение проектными методами несет реальную угрозу стихийности в системе управления. Поэтому внедрение и использование данного метода в практику государственного и муниципального управления требует системности подхода.

Если рассматривать советский период истории нашего государства сквозь призму современной терминологии, то существовавшую тогда систему управления можно назвать проектно-ориентированной, что в то время было феноменальным явлением. Однако из-за отсутствия гибкости, наличия строгой ограниченности идеологическими рамками, система не смогла долго просуществовать и реализоваться в полной мере, что, в свою очередь, не позволило продолжить государственную политику в русле проектного управления.

На данный момент в Российской Федерации проектное управление, в современном его понимании, получило большее развитие и зарекомендовало себя в качестве одной из основных форм эффективного менеджмента в коммерческих структурах, однако в государственных структурах проектное управление широкого применения не получило до сих пор. На наш взгляд методам и принципам проектного управления незаслуженно не уделяется должного внимания, поскольку, как показала практика, на сегодняшний день такой механизм позволяет получить наибольшие политические и управленческие результаты, максимально оптимизируя при этом расходование ресурсов.

Не так давно в Российской Федерации был принят ряд приоритетных национальных проектов - «Доступное и комфортное жилье», «Здоровье», «Качественное образование», «Развитие агропромышленного комплекса», которые «пронизывали» все уровни государственного и муниципального

управления. Однако, в целом, говорить об успешности их реализации сложно. Это обусловлено рядом причин.

Зачастую внедряемые проекты становятся лишь дополнительной нагрузкой и «приложением» к уже существующему функционалу руководителей, у которых он обычно и без того не бывает маленьким. Поэтому такая иерархия распределения ответственности не всегда может быть правильной и оправданной.

На наш взгляд, проект становится эффективным управленческим средством в том случае, если он является клиенто-ориентированным (то есть ориентированным на интересы граждан) и все текущие процессы осуществляются посредством эффективных коммуникаций в проектной команде. Это означает, что в ходе проектной деятельности и сопутствующих ей коммуникативных процессов есть закономерности, которые необходимо учитывать. Все это и определяет успешность и результативность проектного замысла.

Повышение мотивации субъектов территориального развития для участия в программе, в частности, связано с тем, что принятию (утверждению) программы предшествует период ее разработки, в течение которого может быть проведена процедура согласования интересов всех ее потенциальных участников с приоритетными целями социального развития данной территории. Проектный метод позволяет концентрировать публичные ресурсы на стратегических направлениях развития. Доля ресурсов, выделяемых органами публичной власти на решение задач территориального развития, в конечном счете определяется исходя из соотношения приоритетов внутренней и внешней политики государства [4, с.22-31].

Мотивационный фактор очень важен в работе государственных и муниципальных служащих. Для повышения их интереса к участию в том или ином проекте, необходимо при его разработке учитывать мотивационную составляющую. Мотивацией для участников может стать возможность повышения своей квалификации, профессиональная самореализация, экономические стимулы. Посему в проектную команду необходимо включать специалистов различного уровня, а также оптимальной численности, для которых участие в проекте не будет дополнительной «нагрузкой», а станет дополнительной возможностью проявить свои профессиональные знания, навыки и умения, с учетом имеющегося опыта.

Сегодня в число квалификационных требований, необходимых для исполнения должностных обязанностей государственными гражданскими служащими включается такой пункт, как знание основ проектного управления. К числу органов, уже утвердивших такие требования в 2012 году, можно отнести:

^ Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки [6];

^ Федеральную службу по интеллектуальной собственности [7];

^ Федеральную службу исполнения наказаний [8];

^ Федеральную антимонопольную службу [9];

^ другие.

Эффективность применения проектного метода в государственном управлении во многом зависит от знаний, умений и навыков людей, реализующих его. Главными характеристиками современных государственных служащих можно признать: профессионализм; вектор и силу мотивационной направленности личности; стремление к освоению новых высот профессионализма деятельности и личности, саморазвитию и достижению вершин -акме; развитое инновационное мышление направленное на повышение эффективности деятельности, достижение оптимальным образом запланированных результатов и, что немаловажно, и уже неоднократно подчеркивалось в данной статье - осуществление эффективного проектного управления.

10 марта 2009 года Д.А. Медведевым был подписан Указ №261 «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)» [12], вводящий требования внедрения на государственной службе эффективных технологий и современных методов кадровой работы с целью формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики. В числе важнейших задач названы внедрение эффективных управленческих, информационных, кадровых технологий, обеспечивающих результативность профессиональной служебной деятельности, формирование современного кадрового резерва, создание системы мотивации карьерного роста и многие другие задачи, направленные на повышение эффективности государственной службы.

Поэтому в настоящее время соответствующие требования предъявляются и к выпускникам ВУЗов, стремящимся в будущем работать в области государственного и политического управления, что отражено уже в законодательных актах на федеральном уровне. Будущий бакалавр должен уметь выявлять и оценивать проектные возможности в профессиональной деятельности и формулировать проектные цели; использовать современные методы управления проектом, направленные на своевременное получение качественных результатов; уметь определять уровень рисков и управление бюджетом проекта; принимать участие в реализации программ организационных изменений и разрабатывать проекты социальных изменений; уметь работать с проектной документацией, а также оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия осуществления государственных программ и проектов.

При квалификации «магистр» функции государственного и муниципального служащего усложняются, меняются виды профессиональной деятельности. К ним относятся организационно-управленческая, административно-технологическая, консультационная, информационно-аналитическая, научно-исследовательская и педагогическая деятельность. Но, как и у бакалавра, среди видов профессиональной деятельности остается и проектная. Речь идёт, в том числе, о стратегических и междисциплинарных проектах, проектах в различных отраслях бюджетного сектора и в отдельных организа-

циях. Магистр в области государственного и муниципального управления должен уметь составлять прогнозы развития организаций и учреждений, отдельных отраслей и предприятий, прогнозировать развитие регионов; разрабатывать программы социально-экономического развития федерального, регионального и местного уровня; обосновывать результаты исполнения социально-экономических программ с использованием методов проектного анализа; разрабатывать технико-экономическое обоснование и определять вероятность эффективности инвестиционных проектов, прежде всего в социальной сфере [11].

Таким образом, подготовка служащего в области проектноинновационной деятельности становится важнейшей составной частью профессиональной деятельности, которая должна идти в ногу с существующими требованиями, одновременно ориентируясь как на мировые тенденции, так и на возникающие в нашем государстве. При этом, конечно, не следует забывать о том, что квалификацию специалистов необходимо постоянно повышать, используя при этом современные методы и технологии.

Таким образом, как показывает все выше изложенное, проектное управление действительно может стать одним из возможных перспективных направлений рационализации государственного управления, но при условии его грамотного внедрения и организации мотивации коллектива. На наш взгляд, такая технологизация работы государственных органов позволит значительно повысить эффективность их деятельности.

Литература

1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь. — М.: Экономика, 2008.

2. Гуринов В. Задачи инновационного социального менеджмента на предприятии. // Власть. 2007. № 7. С. 41-45.

3. Давыдов А. Структурные механизмы реализации проектного управления в органах власти. // Власть. 2009. № 5. С. 58-60.

4. Лапин В. Актуальные вопросы устойчивого и комплексного социальноэкономического развития муниципальных образований. // Муниципальная власть. 2009. № 1. С. 22-31.

5. Мельник В.А. Современный словарь по политологии. - Мн.: Книжный Дом, 2004.

6. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 5 июня 2012 г. № 709 «Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки». / Российская газета №150 (5823) от 4.07.2012 г.

7. Приказ Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 18 мая 2012 г. № 64 «Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими Федеральной службы по интеллектуальной собственности». / Российская газета №156 (5829) от 11.07.2012 г.

8. Приказ Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) от 5 июня 2012 г. № 305 «О квалификационных требованиях к профессиональным зна-

ниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими Федеральной службы исполнения наказаний». / Российская газета №156 (5829) от 11.07.2012 г.

9. Приказ Федеральной антимонопольной службы от 3 июля 2012 г. № 456 «Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими Федеральной антимонопольной службы». / Российская газета №186 (5859) от 15.08.2012 г.

10. Родни Тернер Дж. Руководство по проектно-ориентированному управлению / Пер. с англ. под общ. ред. Воропаева В.И. - М.: Издательский дом Гребенникова, 2007. С. 27-32.

11. Саркисян Ю. Проектная компетентность государственных и муниципальных служащих как объект социологического анализа. // Власть. 2011. № 5. С. 123127.

12. Указ Президента РФ от 10 марта 2009 г. № 261 «О федеральной про-

грамме «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)» (с изменениями и дополнениями) // Информационносправочная система Консультант-Плюс [Электронный ресурс:

http://base.consultantm/cons/cgi^nlme.cgi?req=doc;base=LAW;n=133921]

13. Фливберг Б. Рациональность и власть: еще раз о кейс-стади. // Социс -социологические исследования. 2007. №1. С. 62-70.

УДК 338.1

Куликова Ю.П., соиск.

Направления и формы совершенствования инновационной деятельности

в высшей школе РФ

В статье представлена авторская модель взаимодействии инновационной системы национального образования и рыночной экономики в период модернизации, приведено описание одного из условий инновационного развития высшей школы в субъектах РФ -системной региональной политики в области образовательной, научной и инновационной деятельности.

Ключевые слова: инновации, инновационная политика, инновационное развитие, модернизация экономики, управление инновационным развитием.

В программных документах и заявлениях Правительства РФ высшим учебным заведениям отводится ключевая роль при переходе на инновационный путь развития. Это объясняется необходимостью подготовки высококвалифицированного человеческого капитала для обеспечения задачи модернизации страны, что может быть обеспечено качественным функционированием системы высшего образования. Высшие учебные заведения представляют собой наиболее благоприятную среду для интеграции науки и образования. При этом, как отмечалось ранее, развитие высшего образования должно быть согласовано с общими задачами социально-экономического развития, а деятельность высших учебных заведений интегрирована в инновационные процессы на уровне национальной и региональных инновационных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.