Мир Науки
научный интернет-журнал
Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. co m/ 2017, Том 5, номер 6 (ноябрь - декабрь) https://mir-nauki. com/vol5-6. html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/55PDMN617.pdf Статья опубликована 26.01.2018 Ссылка для цитирования этой статьи:
Жигалова О.П. Проектно-технологический подход обучения как основа подготовки учителя к реализации профессиональной деятельности в информационном обществе // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 6 https://mir-nauki.com/PDF/55PDMN617.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 378.14
Жигалова Ольга Павловна
ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», Россия, Уссурийск1
Школа педагогики
Доцент кафедры «Информатики, информационных технологий и методики обучения»
Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=425391
Проектно-технологический подход обучения как основа подготовки учителя к реализации профессиональной деятельности в информационном обществе
Аннотация. На современном этапе развития общества разрабатываются подходы, ориентированные на подготовку учителя к осуществлению профессиональной деятельности в условиях динамичной, информационно избыточной и технологичной сферы. Модели опережающего развития, ориентированные на подготовку учителя к работе в условиях информационного общества, опираются на следующие составляющие: гибкость учебного процесса, создание условий для личной заинтересованности студента, предоставление возможности для реализации реальных проектов в условиях построения индивидуальной образовательной траектории обучения. Автором обосновывается необходимость применения проектно-технологического подхода к организации профессиональной подготовки учителя в соответствии с выделенными составляющими. В статье представлен практический опыт организации учебного процесса в рамках педагогической магистратуры по программе «Дистанционные технологии в образовательной деятельности». Модель, предложенная для организации обучения на основе проектно-технологического подхода, ориентирована на организацию деятельности студента по трем направлениям: в рамках учебных дисциплин, предусмотренных учебным планом, в рамках индивидуальной научно-исследовательской работы магистранта, в рамках организации вне учебной деятельности. По каждому направлению деятельности определены ориентиры, описано содержание и примерный формат организации. В статье представлены результаты внедрения данной модели.
Ключевые слова: информационное общество; высшее образование; программа магистратуры; модель опережающего обучения; магистр педагогического образования; проектно-технологический подход; проектное обучение; проективное образование; проект
1 692500, Приморский край, г. Уссурийск, ул. Некрасова, д. 35
Современное общество: информационно, динамично и технологично. Избыточность информации, динамичность процессов и явлений, технологичность процедур и протоколов как характерные черты современного общества проникают во все сферы деятельности человека. Система образования не является исключением. Возникают предпосылки к переосмыслению деятельности современного учителя и формированию новых запросов к профессиональной подготовке учителя и условиям ее организации. Разрабатываются подходы, ориентированные на подготовку учителя к осуществлению профессиональной деятельности в условиях динамичного, информационного и технологичного общества.
Знание становится сферой существования общества, выступает основой для создания новых технологий и новых знаний, сетевая модель передачи информации способствует быстрому их распространению. Сфера деятельности современного учителя становится неопределенной: отсутствуют постоянные целевые установки обучения. [1]
Динамичность современного общества влияет на изменения, происходящие в мире труда. В условиях «динамичной профессиональности» утрачиваются критерии идентичности профессии «учитель», но формируется набор компетенций к выпускнику педагогического Вуза, необходимый для профессионального самоопределения в условиях организации взаимодействия в профессиональной сфере.
Использование современных технологий максимально автоматизирует процесс проектирования и создания продукта в условиях производственного процесса. В обществе доминирует проектно-технологический тип культуры, информационно-технологический подход организации общества. Технологии, уже на современном этапе развития общества, выступают основой для появления нового знания, новой отрасли или производства. Достижения в области искусственного интеллекта, аддитивных технологий, дополненной и виртуальной реальности активно внедряются в социальную сферу. Появляются новые области для научного исследования, ориентированные на использование современных технологий в деятельности человека. Развитие технологий и их применение приводит к появлению нового знания, не существовавшего ранее, появлению новых направлений научного исследования. [3]
Проектно-технологический типа культуры становится значимым явлением современного общества. Проекты и технологии рассматриваются как основные способы трансляции деятельности человека. Проектирование рассматривается как стиль жизни и тип мышления ученых, педагогов, политиков и предпринимателей. «Все пронизывающая проектность» становится основой труда в информационном, высоко технологичном обществе. [8, 11]
На современном этапе более остро, чем когда-либо, возникает потребность в поиске моделей, ориентированных на подготовку учителя к работе в условиях опережающего развития. В современной системе профессиональной подготовки учителя отмечена тенденция, направленная на переход от адаптационной модели обучения, ориентированной на адаптацию специалиста к условиям будущей работы, к модели постоянного развития в профессиональной деятельности в условиях происходящих изменений. [2, 9]
Современные подходы, ориентированные на подготовку специалистов к реализации профессиональной деятельности в информационном и высоко технологичном обществе, предполагают решение ряда задач, связанных с концептуальным и содержательным проектированием учебных программ. Среди ключевых подходов к организации учебного процесса в системе высшего профессионального образования, следует отметить направленность на «разворачивание процесса в рамках логики профессиональной деятельности, уход от разворачивания программы в рамках логики учебных предметов». Гибкость учебного процесса, личная заинтересованность студента, возможность реализации
Мир Науки
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. com
реальных проектов в условиях построения индивидуальной траектории обучения студента -являются обязательными составляющими современного учебного процесса в системе высшего профессионального образования. [10]
Проектно-технологический подход в системе подготовки современного специалиста рассматривается как один из основных. Система проективного образования, предложенная Ильиным Г. Л., выступает основой данного подхода. В рамках этой системы: проект определяется, как замысел решения проблемы и должен иметь для обучающегося важное значение; поиск решения, отличного от существующих решений, и стремление найти свое лучшее решение определяет мотивацию обучения. Допустимым условием организации проекта по Ильину Г. Л. является использование случайной, несистематизированной и противоречивой информации. Систематизация информации, установление истинности и непротиворечивости выступает конечным результатом деятельности. [7]
К проблеме реализации проектно-технологического подхода в системе подготовки современного учителя обращены работы Ибрагимова Г. И. Содержание работ ориентировано на теоретическое обоснование и определение концептуальных составляющих данного подхода. Определены основные характеристики проектно-технологического подхода в системе подготовки современного учителя, которые описывают: деятельность студентов, проект и условия организации проектной деятельности. Выделены основные характерные черты деятельности (ориентация на получение конкретного результата, интегративный характер деятельности, личностно-ориентированная деятельность); характерные черты проекта (проект как решение реальной проблемы, конкретная значимость проекта для конкретных потребителей, реальная ценность проекта); характерные черты условий организации проектной деятельности (построение учебного процесса в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающегося, обеспечение для каждого студента индивидуального темпа работы над проектом, содействие развитию его творческих способностей, исследовательских компетенций, обеспечение личностного роста). Использование проектно-технологического подхода в системе обучения ориентировано на широкое использование информационных системы и ресурсов, современных технологий и средств обучения. [4, 5]
Использование проектно-технологического подхода в формировании профессиональных компетенций учителя в соответствии с обязательными составляющими современного учебного процесса в системе высшего педагогического образования требует дополнительного изучения.
В работе представлены результаты применения проектно-технологического подхода в условиях организации программы магистратуры «Дистанционные технологии в образовательной деятельности» по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование. В условиях организации образовательного процесса по программе педагогической магистратуры определены основные направления, ориентированные на применение проектно-технологического подхода:
• организация проектной деятельности студентов в рамках учебных дисциплин, предусмотренных учебным планом;
• организация проектной деятельности в рамках индивидуальной научно-исследовательской работы магистранта;
• организация проектной деятельности в рамках работы студенческого проектного бюро, во вне учебного времени магистранта, в сфере личных интересов.
Применение проектно-технологического подхода к организации деятельности учащихся в рамках учебных дисциплин направлено на решение локальных задач образовательной
практики с применением различных технологий. В рамках учебных дисциплин магистранты реализуют проекты в формате: электронный ресурс (курс, приложение), информационная система, электронный контент, педагогический проект. В процессе реализации проекта студенты определяют цели, планируют работу, осуществляют проектирование, оценивают результаты деятельности. Например, в рамках учебной дисциплины «Проектирование электронных учебных курсов» магистранты осваивают базовые приемы разработки учебных курсов с использованием технологий электронного обучения на платформе LMS MOODLE. В рамках проектной деятельности студенты составляют спецификацию, разрабатывают структуру, содержание и дизайн электронного курса в сфере личных интересов, осваивают приемы взаимного оценивания.
Применение проектно-технологического подхода к организации научно-исследовательской работы магистранта ориентировано на анализ региональной практики образования, выявление проблемы, обоснование необходимости ее решения, анализ существующих решений, поиск решения, разработка проекта, внедрение проекта, анализ результатов деятельности, получение внешней оценки. В рамках научно-исследовательской работы магистрант реализует индивидуальный проект в формате: научная статья, курсовая работа, курсовой проект, педагогическое исследование. Например, сетевой образовательный проект «Lego-LegKo» реализуется в рамках научно-исследовательской работы магистрантами 2 курса образовательной программы «Дистанционные технологии в образовательной деятельности». Проект ориентирован на вовлечение учителей и школьников в сферу интересов «Образовательная робототехника» и их сопровождение. В рамках проекта разработан набор учебных проектов по робототехнике, сетевой образовательный ресурс для организации взаимодействия, организованы и проведены образовательные мероприятия для учителей и школьников. Научное обоснование данного проекта представлено в формате курсовой работы за 1 семестр. Результаты проекта представлены в форме доклада на научной конференции. В условиях организации научно-исследовательской работы студенты приобщены к решению реальной проблемы в системе дополнительного образования в Приморском крае, причастны к созданию сетевого сообщества и организации краевых мероприятий по робототехнике, являются разработчиками сетевого ресурса www.lego-legko.ru.
Применение проектно-технологического подхода к организации вне учебной деятельности студентов в условиях работы Студенческого проектного бюро «Центр интерактивного обучения» направлено на реализацию проектов, ориентированных на реализацию уникальных образовательных решений. В рамках работы студенческого проектного бюро реализуются коллективные проекты, в которых принимают участие до 20 человек. Например, создание виртуального симулятора «Управляй классом». Проект является оригинальным и уникальным по своему значению. Не имеет аналогов в Российской образовательной практике. В проекте принимают участие 15 студентов. В рамках организации проектной деятельности определены основные этапы разработки проекта, программные инструменты и программные среды, правила и механизмы коммуникации, требования к результатам и срокам выполнения, проекта. Проект «Управляй классом» реализуется с применением технологий дополненной реальности. Преподаватели сопровождают деятельность на всех этапах работы над проектом. Технологии осваиваются студентами самостоятельно. Специалисты IT сферы (Кибер Россия) выступают кураторами проекта и оказывают профессиональные консультации студентам. В процессе реализации проекта студенты исследуют существующую реальность, выявляют типичные ситуации, с которыми сталкивается учитель в современном классе, определяют альтернативные решения, прогнозируют результаты их применения, анализируют заключения экспертов, моделируют ситуации и дают формальное описание, прописывают пользовательский сценарий, проектируют приложение. Отличительной особенностью является тот факт, что студенты
Мир Науки
самостоятельно открывают новую область знаний, связанную с применением 3D симуляторов в образовании, выявляют возможности использования 3D симулятора в системе подготовки учителя, пытаются оценить риски использования.
Эффективность использования проектно-технологического подхода в системе подготовки учителя подтверждается результатами опроса, организованного среди студентов 2 курса программы магистратуры «Дистанционные технологии в образовательной деятельности». Общее количество опрошенных 12 человек.
В результате опроса получены следующие данные: 50 % студентов указывают, что им всегда было интересно участвовать в проектах, остальные 50 % отмечают, что интерес зависит от ряда условий (тема, команда, ресурсы и т. д.). Следует заметить, что ни один из них не указал, что участвовать в разработке проектов не интересно. Замечено, что «успешным проектом» студенты считают проект, который уникален, реален, востребован, ориентирован на решение определенной проблемы, способствует профессиональному росту, формированию коммуникативных навыков, навыков командной работы, четкому пониманию своей роли в команде, приобретению лидерских качеств. Из опрошенных - 66,7 % считают свою деятельность целесообразной, 33,3 % указывают, что они не всегда понимали, что они делают и зачем. Среди основных причин они отмечали, что проект не актуален, не способствует профессиональной самореализации или останется нереализованным. Именно возможность участия в реальных проектах, по мнению студентов, помогает чувствовать себя более уверенно в различных ситуациях, способствует продуктивной работе в команде, формированию опыта самостоятельного проектирования и участия в составе крупных проектных групп. Отмечают тот факт, что в условиях реализации проектов получен хороший опыт в образовательной сфере, формируются коммуникативные навыки, устанавливаются профессиональные связи и взаимодействие с разными людьми.
По результатам опроса определен показатель сформированных профессиональных компетенций: готовность самостоятельно определить проблему (66,7 %), готовность самостоятельно определить цель (58,3 %), поставить перед собой задачи (58,3 %), готовность самостоятельно планировать свою работу (50 %), готовность самостоятельно определить ресурсы для реализации проекта (50 %), готовность самостоятельно выбрать инструментарий (66,7 %), готовность самостоятельно проектировать и реализовывать свой проект (50 %), готовность самостоятельно оценить результаты проекта (16,7 %), готовность самостоятельно оформить и представить результаты проекта (41,7%).
Использование проектно-технологического подхода в системе профессиональной подготовки учителя ориентировано на формирование набора профессиональных компетенций учителя, востребованных в условиях информационного общества, и организацию предпрофессионального вхождение студента в профессию через разработку и реализацию образовательных проектов. Студент формирует профессиональное портфолио как набор различных проектов, в разработке и реализации которых он участвовал. Процесс формирования профессионального портфолио студента рассматривается как предпрофессиональное вхождение в профессию. Портфолио образовательных проектов позволяет получить представление об уровне профессиональных компетенций, сфере профессиональных интересов и степени владения данной областью знания. Это возможно при условии организации деятельности студента по трем направлениям: в рамках учебной программы, научно -исследовательской работы, во вне учебной работы.
Мир Науки
ЛИТЕРАТУРА
1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 2004. 956 с.
2. Дроботенко Юлия Борисовна Исследование изменений в вузовской профессиональной подготовке учителей в условиях информационного общества // ЧиО. 2012. №3 (32). С. 138-143.
3. Жилкин В. В. Безальтернативность информационно-коммуникационного тренда в современном обществе // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2011. №4. С. 194-200.
4. Ибрагимов Г. И. Дидактическая подготовка современного учителя; проектно-технологический подход. Педагогика, №6, Июль 2012, C. 61-69 - [Электронный ресурс] - Режим доступа https://dlib.eastview.com/browse/doc/27792923.
5. Ибрагимов Г. И. Содержание и процесс дидактической подготовки учителя на основе проектно-технологического подхода // КПЖ. 2012. №5-6.
6. Илиджев А. А. Проектно-технологический подход к формированию профессиональных компетенций курсантов вузов МВД России: методологический аспект // КПЖ. 2015. №5-2. С. 279-281.
7. Ильин Г. Л. Основные положения проективного образования личности // Наука и школа. 2014. №6. С. 92-97.
8. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2000. С. 17.
9. Комашинская Т. С., Горностаева Т. Н., Бажина П. С., Жигалова О. П. Информационные технологии в системе высшего педагогического образования // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 6 https://mir-nauki.com/PDF/12PDangMN617.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
10. Махотин Д. А. Проектный подход к технологии обучения в системе высшего профессионального образования // Качество. Инновации. Образование., №51, 2005. С. 11-31.
11. Новиков А. М. Методологические особенности и принципы учебной деятельности. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.anovikov.ru/artikle/met.pdf.
Мир Науки
Zhigalova Olga Pavlovna
Far eastern federal university, Russia, Ussuriysk E-mail: [email protected]
Design-technological approach of training as a basis for teacher training for the realization of professional activity in the information society
Abstract. At the present stage of the development of society, approaches are being developed that are aimed at training the teacher to carry out professional activities in a dynamic, informationredundant and technological sphere. Models of advanced development, aimed at preparing a teacher for work in the information society, are based on the following components: the flexibility of the educational process, the creation of conditions for the student's personal interest, the provision of opportunities for realizing projects in the context of building an individual educational trajectory. The author substantiates the necessity of applying the design-technological approach to the organization of teacher training in accordance with the selected components. The article presents practical experience of organizing the educational process within the framework of a pedagogical magistracy under the program "Distance technologies in educational activities". The model proposed for the organization of training on the basis of the design-technological approach is focused on the organization of student activities in three areas: within the framework of the academic disciplines provided for by the curriculum, within the individual research work of the undergraduate, within the organization outside the educational activity. For each area of activity, benchmarks are defined, the content and the approximate format of the organization are described. The article presents the results of the implementation of this model.
Keywords: information society; higher education; master's degree program; advance learning model; Master of Teacher Education; design-technological approach; project training; projective education; project
Мир Науки