УДК 378.6
ПРОЕКТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
А.А. Илиджев
Аннотация. Статья посвящена исследованию содержания и сущности проектно-технологической методологии формирования профессиональных компетенций. Обобщается и анализируется научная литература, посвященная вопросам проектного подхода, раскрываются понятия «проект» и «технология». В работе аргументируется ключевое значение данного подхода как ведущей методологической основы исследования, и конкретизируется его роль применительно к дидактической системе профессиональной подготовки курсантов в вузах МВД России.
Ключевые слова: проект, технология, рефлексия, завершенность, профессиональные компетенции, проектирование, методология.
DESIGN AND TECHNOLOGICAL APPROACH TO THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA: METHODOLOGICAL ASPECTS
A. Ilidzhev
Abstract. The article investigates the content and spirit of the design and methodology of the process of formation of professional competence. Compile and analyze scientific literature on the project approach, disclosed the concept of "project" and "technology". The paper argues the key of this approaches as major methodological basis of the study, and specifies its role in relation to the didactic system of vocational training of cadets in high schools of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Keywords: design, technology, reflection, completeness, professional competence, design, methodology.
разработке этого подхода, который
В педагогике широко рассматриваются вопросы о сущности и содержании понятия «профессиональные компетенции», состоянии теории и практики формирования профессиональных компетенций в системе высшего образования в целом и в вузах МВД России, в частности. Анализ показал, что в целях формирования профессиональных компетенций исследователи опираются на большое число различных методологических подходов, которое требует определенной систематизации (ситуационно-
деятельностный, проблемный, развивающий, личностно-ориентированный, информационно-потребностный, компетентностный, знаниевый и др.). В нашем исследовании мы опираемся на идеи большинства подходов, представленных на каждом уровне. При этом ключевое значение имеет проектно-технологический подход как методология, адекватная цели и задачам нашего исследования.
Проектно-технологический подход
является методологией, отвечающей требованиям постиндустриального общества, в котором доминирует проектно-
технологический тип культуры. В педагогике уже наработан определенный задел в
представлен в работах В.С. Безруковой, Г.Л. Ильина, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, Д.А. Новикова, В.В. Серикова, Е.С. Полат и других исследователей [1; 3; 4; 5; 6].
Наиболее убедительно, на наш взгляд, идея проектного подхода представлена в работах А.М. Новикова. Он, в частности, показал, что логика общественно-исторического развития привела к формированию на современном этапе нового типа организационной культуры - проектно-технологического, в котором ключевыми являются понятия: проект,
технологии и рефлексия [4].
Проект - это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией.
Важно отметить, что деятельность обучающегося можно рассматривать как совокупность (иерархию) учебных проектов: любая образовательная программа с позиций обучающегося - это учебный проект, изучение отдельных учебных курсов - тоже учебные
279
проекты (подпроекты по отношению к основному проекту - образовательной программе) и т.д. Точно также и деятельность педагога можно рассматривать как выполнение педагогических проектов.
Иными словами, можно сказать, что мы имеем дело в процессе образования с системой проектов разного уровня, разной иерархии. Например, применительно к подготовке офицера полиции в системе высшего образования МВД России можно выделить такую иерархию профессионального образования: ФГОС или образовательная
программа (по направлению или специальности); примерный учебный план; учебная программа по предмету; учебный модуль по предмету; учебная тема. Если провести определенное укрупнение, то можно говорить о трех уровнях учебных проектов для обучающегося: образовательная программа;
учебная программа по дисциплине; учебная тема.
Сущность проектно-технологического подхода в обучении раскрывается в следующих основных характеристиках: ориентация на получение конкретного результата; интегративный и
исследовательский характер - проект, по определению, предполагает использование знаний и умений из различных областей науки, техники, технологии.
Основная цель использования проектнотехнологического подхода в дидактической системе формирования профессиональных компетенций курсантов состоит в формировании у будущих офицеров полиции готовности к использованию приобретенных знаний, умений и навыков в том или ином виде профессиональной деятельности. Эта готовность предполагает наличие у будущего офицера полиции четырех групп способностей: проектировочных,
конструктивных, исполнительских и рефлексивных.
Реализация проектно-технологического подхода предполагает опору наряду с общедидактическими принципами
(наглядности, доступности, научности,
систематичности, проблемности,
профессиональной направленности и др.) и на специфические принципы обучения (продуктивности; интеграции обучения, науки и производства; рефлексии; субъектности, континуальности).
Теперь сопоставим признаки проектнотехнологического подхода и
профессиональной деятельности выпускников
вуза МВД России. Современное понимание проекта (как ключевого понятия анализируемого подхода) состоит в том, что это есть завершенная деятельность, результатом которого является реальный продукт.
Сотрудники МВД России и, в частности, выпускники профильных вузов по специальности «Юриспруденция» должны быть готовы к выполнению нескольких видов профессиональной деятельности. Для каждого из этих видов профессиональной деятельности важнейшим признаком является
завершенность. Особенно в этом плане наглядно можно продемонстрировать данную мысль на деятельности следователя, в работе которого завершенность в установленные уголовно-процессуальным законом сроки, является одним из ключевых и основополагающих критериев оценки его деятельности.
Следующее ключевое понятие проектнотехнологического подхода - технология. Технология - это совокупность действий, последовательное совершение которых приводит к гарантированному получению результата, то есть к достижению цели. Сотрудники правоохранительных органов в своей деятельности руководствуются требованиями закона, ведомственными приказами и инструкциями, которые определяют однозначно порядок действий специалиста при решении той или иной задачи. То есть деятельность работников правоохранительных органов насквозь технологична. Поэтому с этой точки зрения проектно-технологический подход также актуален при формировании
профессиональных компетенций курсантов вузов МВД России.
Вместе с тем правовая сфера имеет отличительные черты в сравнении с чисто научным содержанием. Право есть самостоятельная форма общественного сознания. Поэтому и правовое сознание (правовое мышление) имеет свои особенности, связанные, прежде всего, с практической направленностью его применения.
К.Н. Поливанова отмечает, что проект как форма самоорганизации настоятельно требует практики. Проект возникает как форма работы с практической ситуацией, способ понимания (интерпретации) практики. Именно социальногуманитарная сфера задает пространство для проектирования в наибольшей мере [6, с. 15]. Здесь обратим внимание на тезис о том, что «проект возникает как форма работы с
280
практической ситуацией, как способ понимания (интерпретации) практики».
Важным представляется то, что проект возникает как форма работы с практической ситуацией. Другими словами, проект является основной формой работы с практической ситуацией. В этой связи совершенно обоснованной представляется позиция В.Г. Любана в той части, что в новых образовательных стандартах третьего поколения, ярко прослеживается задача по усилению практической направленности обучения [2].
Обратим внимание на слово «практическая» ситуация, которое означает, что речь идет о реальных ситуациях, возникающих в практике. Кроме того, практическая ситуация отличается тем, что она требует конкретного решения и получения
Литература:
1. Ибрагимов Г.И. Концепция дидактической
подготовки учителя: проектно-технологический
подход. - Казань: ИПП ПО РАО, 2012. - 36с.
2. Любан В.Г. Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2015. - № 1(60). - С. 91.
3. Мухаметзянова Г.В. Проектно-целевой подход - императив формирования профессиональной компетентности // Высшее образование в России. - 2008. - № 8. - С. 104-110.
4. Новиков А.М. Методология образования / А.М. Новиков. - М.: Эгвес, 2002. - 320 с.
5. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе. - М.: Эгвес, 2000.
6. Поливанова К.Н. Проектная деятельность
школьников: пособие для учителя / К.Н.
Поливанова. - М.: Просвещение, 2008. - 156 с.
конкретного результата. Проект отличается от традиционно известных ситуаций, в том числе и практических ситуаций, тем, что к обычной ситуации не предъявляются такие требования, как к проекту (в частности, нет требования о том, что ситуация обязательно должна разрешиться получением продукта и др.).
Итак мы выделили некоторые особенности профессиональной деятельности выпускников вузов МВД России и сравнили их с сущностными характеристиками проектнотехнологического подхода. Результаты сравнения позволяют сделать вывод о том, что применение проектно-технологического
подхода может быть адекватной методологией формирования профессиональных
компетенций курсантов и слушателей вузов МВД России.
References:
1. Ibragimov G.I. Koncepcija didakticheskoj
podgotovki uchitelja: proektno-tehnologicheskij
podhod. - Kazan': IPP PO RAO, 2012. - 36s.
2. Ljuban V.G. Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. - 2015. - № 1(60). - S. 91.
3. Muhametzjanova G.V. Proektno-celevoj podhod - imperativ formirovanija professional'noj kompetentnosti // Vysshee obrazovanie v Rossii. -2008. - № 8. - S. 104-110.
4. Novikov A.M. Metodologija obrazovanija / A.M. Novikov. - M.: Jegves, 2002. - 320 s.
5. Novikov A.M. Rossijskoe obrazovanie v novoj jepohe. - M.: Jegves, 2000.
6. Polivanova K.N. Proektnaja dejatel'nost' shkol'nikov: posobie dlja uchitelja / K.N. Polivanova. -M.: Prosveshhenie, 2008. - 156 s.
Сведения об авторе:
Илиджев Александр Алексеевич (г. Ростов-на-Дону, Россия), Ростовский юридический институт МВД России (РЮИ МВД России), старший преподаватель кафедры криминалистики, кандидат юридических наук, доцент, e-mail: ilidsasha@yandex.ru
Data about the author:
A Ilidzhev (Rostov-on-Don, Russia), Rostov Law Institute of the Interior Ministry of the Russian Federation, senior lecturer at Department of Criminalistics, candidate of legal sciences, docent, e-mail: ilidsasha@yandex.ru
281