В целом проведенный анализ показывает актуальность исследования вопросов конкурентоспособности региональной экономики. С одной стороны, возможности развития территории в современных условиях сместились на уровень регионов. С другой стороны, каждый регион, обладая набором определенных преимуществ и недостатков, вынужден конкурировать с другими субъектами РФ за мобильный капитал, мобильную рабочую силу, федеральные ресурсы и т. п. В то же время существующие методики оценки возможностей регионального развития
несовершенны, требуют изменения (дополнения и расширения) в силу целого комплекса причин: они слабо используют возможности «внутренней» предпринимательской активности региона, весьма ограничены в период экономической нестабильности, не ориентированы на потребности малого бизнеса и перспективы развития сельских муниципальных округов. Вопросы совершенствования методических подходов к исследованию конкурентоспособности региональной экономики являются предметом последующих научных изысканий.
Алещенко Виталий Викторович - кандидат экономических наук, стар- Статья поступила в редакцию
ший научный сотрудник Омской экономической лаборатории Института 10 декабря 2012 г.
экономики и организации промышленного производства СО РАН
©В. В. Алещенко, 2012
УДК 65.012
ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОМСКОМ РЕГИОНЕ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
С. Н. Апенько
ФГБОУВПО «Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского»
Представлена сущность проектно-ориентированного управления, основные условия его применения. Проведен анализ особенностей, тенденций и проблем внедрения управления проектами в Омском регионе. Изложены результаты анкетного опроса на омских предприятиях, применяющих проектное управление.
Ключевые слова: проект, проектно-ориентированное управление, менеджер проектов.
Подавляющее большинство зарубежных и российских предприятий, организаций и учреждений разрабатывают и внедряют различные проекты. Гораздо меньше организаций эффективно управляют проектами, еще меньше - перешли к проектно-ориентированному управлению.
Проектно-ориентированное управление - это особая форма менеджмента и практика использования специализированных управленческих структур, технологий, методов для успешной реализации деятельности, организованной в виде монопроектов, программ, портфелей проектов, мультипроектов.
Основные условия для обращения предприятия к проектно-ориентированному управлению:
- организация деятельности в виде проектов;
- использование инструментов управления проектами;
- использования особой структуры и особых механизмов управления множеством проектов.
Для развития практики использования проектного менеджмента необходимо осознать, что наличие проектов не тождественно управлению проектами, а управление проектами не тождественно проектно-ориентированному управлению.
Представим состояние проектно-ориентиро-ванного управления в Омске с помощью выделения положительных достижений, к которым можно отнести следующие.
1. Широкое использование термина «проект» в школах, организациях и учреждениях, на предприятиях разных отраслей, в системе государственного и муниципального управления.
2. Увеличение доли предприятий, убедившихся на своем опыте, что проектами надо уметь управлять.
3. Осознание (хотя и медленное) того, что управление проектами - это особая профессия, требующая не только знаний общего менеджмента, а серьезной профессиональной подготовки, профилирования в области управления проектами.
4. Рост потребности со стороны предприятий в специализированных программах подготовки специалистов по управлению проектами.
Обратимся к анализу состояния проектно-ориентированного управления в Омске через описание актуальных проблем.
1. Разноплановая трактовка термина «проект», что ведет к противоречиям, рассогласованию позиций разных субъектов. Наиболее распространенные ложные стереотипы трактовки проекта следующие. В школах и вузах проект рассматривается как, в лучшем случае, бизнес-план, новая идея, комплекс предложений с небольшим технико-экономическим обоснованием, в худшем - презентация, письменное и слайдовое оформление предложений. Во многих организациях под проектом понимаются новые идеи в виде предложений, бизнес-план, комплекс мероприятий, выделенное направление деятельности, набор проектной документации, особое программное обеспечение деятельности.
2. Большинство субъектов не знает сущности управления проектами и не понимает, для чего надо управлять проектами. Это является следствием неверной трактовки сущности проекта и проявляется в вопросах: «Как можно управлять документами, слайдами, программным обеспечением, бизнес-планом? Разве нельзя управлять комплексом мероприятий, инновациями, выделенным направлением деятельности с помощью традиционного менеджмента или инновационного менеджмента?»
3. Предприятия, осознающие необходимость в управлении проектами:
• во-первых, не знают, как это делать, интуитивно нарабатывают свой собственный опыт, используют сокращенные форматы обучения (краткосрочные семинары, тренинги), не дающие комплексных и эффективных знаний;
• во-вторых, применяют только «золотой треугольник» - управление содержанием работ и результатами, сроками, ресурсами; не применяют иные функциональные области, что значительно снижает возможности управления проектами;
• в-третьих, не выделяют должности специалистов по управлению проектами, ошибочно считая, что эти функции должен и может выполнять любой менеджер;
• в-четвертых, следствие трех обозначенных проблем - отсутствуют сформированные компетенции и мотивация к квалифицированному управлению проектами.
4. Предприятия, внедрившие проектно-ори-ентированное управление, сталкиваются с проблемами:
• привлечения высококвалифицированных менеджеров проектов (ограниченное количество программ подготовки, эксклюзивность уже подготовленных опытных менеджеров);
• неразвитости методик и практических инструментов реализации таких новых направлений, как маркетинг проектов, управление проектными рисками (не только финансовыми), управление изменениями в проекте, управление интересами стейкхолдеров, управление сложными программами и портфелями и пр.
Рассмотрим перспективы, в частности, опыт и потребности в проектно-ориентированном управлении передовых предприятий Омска. Тенденция такова, что всё больше российских и увеличивающаяся, но пока небольшая, доля омских компаний обучают и сертифицируют своих специалистов по управлению проектами; выстраивают систему управления предприятием в проектном формате. В качестве подтверждения приведем результаты исследования, проведенного кафедрой «Инновационное и проектное управление» ОмГУ им. Ф. М. Достоевского.
В исследовании с помощью метода анкетного опроса приняли участие 26 экспертов предприятий и организаций города Омска, применяющих на разном уровне методологию разработки и реализации проектов. При анализе следует понимать, что это наиболее прогрессивные с позиций практики управления проектами предприятия. Распределение предприятий по сферам деятельности следующее:
- промышленность - 19 %;
- торговля - 19 %;
- строительство - 19 %;
- образование - 8 %;
- финансовые услуги - 11 %;
- государственное и муниципальное управление - 8 %;
- консалтинг - 16 %.
В связи с тем что исследование носит разведывательный характер, направлено на изучение опыта управления проектами и формирования запроса на обучение специалистов в соответствии с требуемыми компетенциями, а также в связи с отсутствием первичной информации о генеральной совокупности, по полученной выборке сложно делать выводы об уровне ее репрезентативности. Вместе с тем, при выборе предприятий для опроса учитывалась общая тенденция обращения предприятий к проектной форме организации деятельности и управления, существующая в российской практике. Действительно, проектной деятельностью занимаются крупные промышленные предприятия, передовые организации сфер торговли и финансовых услуг, традиционно проекты реализуют предприятия строительства и, в частности, проектные институты, а также консалтинговые фирмы. В деятельности государственных и муниципальных органов власти проекты являются также распространенной формой.
В число обследованных попали предприятия и организации с разным опытом проектной деятельности:
менее 1 года - 18 %; от 1 года до 3-х лет - 50 %; от 3-х до 5-ти лет - 16 %; свыше 5-ти лет - 16 %.
В большинстве случаев опыт управления проектами составляет до трех лет.
Предприятия реализуют проекты разные по размеру с преобладанием средних проектов, преимущественно смешанные по содержанию, включающие в себя организационные, экономические и технические направления, преобладают инвестиционные проекты, достаточно много инновационных проектов (табл. 1).
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос: «какие виды проектов реализуются на Вашем предприятии?»
Виды реализуемых проектов количество предприятий
единиц (шт.) | %
Первая классификация проектов
Социальные 1 4
Экономические 4 16
Организационные 2 8
Технические 5 19
Смешанные 14 53
Вторая классификация проектов
Учебно-образовательные 1 4
Научно-исследовательские 1 4
Инвестиционные 9 35
Инновационные 5 19
Смешанные 10 38
Третья классификация проектов
Мелкие 6 24
Средние 11 42
Крупные 4 16
Разные 5 19
По мнению самих представителей предприятий и организаций, деятельность по управлению проектами находится на недостаточно высоком уровне (табл. 2). Эксперты примерно половины предприятий осознают, что управление проектами реализуется не всегда эффективно и системно. Каждое третье предприятие понимает, что управление проектной деятельностью стихийное и ситуативное. Порой такого управления вообще нет, проекты реализуются с помощью текущего управления традиционной функциональной (не проектной) деятельностью.
Таблица 2
Распределение ответов на вопрос: «В какой степени используется управление проектами на Вашем предприятии?»
качественный уровень управления проектами количество предприятий
единиц (шт.) %
Реализуются проекты, но специального управления ими нет или оно осуществляется стихийно, ситуативно 8 31
Управление проектами осуществляется, но оно не всегда эффективно и системно 14 53
Управление проектами осуществляется комплексно, системно, эффективно 4 16
Всего 26 100
Обратимся к ответам на вопросы о требуемых компетенциях менеджеров проектов. На данный момент существует устоявшийся подход к тому, что должны делать менеджеры проектов - это функциональные области. Соответственно им определяются компетенции. На омских предприятиях реализуется управление содержанием работ, сроками и стоимостью проектов. Немного меньше, но также уделяют предприятия внимание управлению персоналом, качеством, в половине предприятий - управлению поставками. Остальные функциональные области развиты слабо. Проведенное дополнительное неформализованное интервью с представителями предприятий с целью выяснения применяемых методов и методик по данным областям показало, что самооценка уровня применения управления этими областями гораздо выше реального состояния дел.
Позитивную тенденцию к расширению используемых функциональных областей управления проектами демонстрируют ответы представителей предприятий на вопрос о том, какие функциональные области их предприятия хотели бы применять (табл. 3). Слабо востребованной пока остается область управления изменениями, что можно объяснить низкой осведомленностью предприятий о содержании и инструментах реализации этой функции. Остальные функциональные области привлекают внимание предприятий. Особенно отчетливо проявляется потребность
в управлении рисками в проекте, хотя на данный момент этим занимаются далеко не все. Объяснение этому факту предприятия видят в отсутствии четких схем и инструментов реализации данной функции.
Таблица 3
Распределение ответов на вопрос: «Еакие функциональные области реализуются на Вашем предприятии, какие Вы бы хотели внедрить?»
функциональные применяем хотели бы применять
области управления единиц % единиц %
(шт.) (шт.)
содержанием работ проекта 26 100 26 100
сроками 24 92 26 100
стоимостью 24 92 26 100
качеством 18 69 24 92
персоналом 20 77 24 92
рисками 8 31 22 85
коммуникациями 10 38 15 57
поставками 12 46 13 50
интеграцией проектов 5 19 13 50
изменениями в проектах 4 16 8 31
Тяжелой по своим последствиям ошибкой является практика, при которой предприятия сосредотачивают внимание на развитии тех компетенций, которые актуальны только для них и только на данный момент. В этом случае также нередки дискуссии о том, что пришедший из вуза на предприятие специалист обладает ненужными компетенциями, он не имеет требуемых именно для этого предприятия качеств. Это ведет к тому, что при возникновении на предприятии принципиально новых проектов, при развитии проектной деятельности предприятие может столкнуться с отсутствием потенциально значимых компетенций своего персонала. Необходимо будет в авральном режиме обучать своих специалистов или искать новых. С точки зрения личности сотрудника наличие у него набора всех значимых компетенций, а не только тех, которые востребованы «здесь и сейчас», позволяет быть конкурентоспособным, мобильным, быть уверенным в том, что у него есть возможность переходить на другие предприятия, в другие проекты с более развитой и продвинутой проектной методологией. Это также существенно определяет миграционный потенциал сотрудника, его трудоустройство в иных регионах и странах с востребованными компетенциями в области проектного менеджмента.
Потребность в развитых компетенциях в области управления проектами определяется еще и тем, какие субъекты занимаются проектной деятельностью. Результаты опроса показали, что специализированных субъектов управления проектами на омских предприятиях немного (табл. 5). Лишь пять предприятий из всех вошедших в выборку имеют специально созданную службу, как правило, это
проектный отдел или проектный офис. Но учитывая, что в опросе участвовали самые прогрессивные в данной области предприятия, то в целом в Омске таких коллективных субъектов крайне мало. О том, что постепенно деятельность по управлению проектами приобретает черты профессиональной, говорит то, что почти половина организаций назначает на проект менеджера. Чаще проектами управляет высшее руководство и руководители, специалисты подразделений, которые совмещают текущую деятельность и работу в проекте.
Таблица 5
Распределение ответов на вопрос: «Ето занимается управлением проектами на Вашем предприятии?»
Субъекты управления проектами Еоличество предприятий
единиц (шт.) %
Специально созданная служба 5 19
Специалист, занимающий выделенную в штатном расписании должность по управлению проектами и (или) организационному, стратегическому развитию и т. п. 4 16
Высшее руководство предприятия 24 92
Функциональные и линейные руководители, а также специалисты, осуществляющие наряду со своей основной деятельностью управление проектами 22 84
Другие (специально назначенные менеджеры проектов) 11 42
При этом омские предприятия ощущают потребность в высококвалифицированных специалистах по управлению проектами. Об этом сказали представители 16 из 26 опрошенных предприятий, представители еще 5 предприятий считают, что такая потребность возникнет в перспективе. Лишь два предприятия уверены, что их потребность в данных специалистах удовлетворена полностью.
Предпочтительные формы подготовки и развития персонала в области проектного управления представлены в табл. 6. Как видно, в группу предпочитаемых форм вошли многие, начиная от вузовской подготовки, и заканчивая, получением практического опыта проектной деятельности. Но реально предприятия применяют на данный момент такие формы подготовки, как: разовые семинары, тренинги, мастер-классы (58 %); собственный проектный опыт (100 %); краткосрочное повышение квалификации (16 %), консультации со специалистами (19 %).
Большая часть предприятий (72 %) предпочитает целевую форму подготовки, при которой обучение осуществляется с учетом особенностей предприятия, выполняются проекты по актуальной тематике предприятия. Отрицают необходимость в такой подготовке только 12 % предприятий, еще 16 % затрудняются точно определить
Таблица 6
Распределение ответов на вопрос: «какие формы подготовки и развития специалистов по управлению проектами Вы предпочитаете и считаете эффективными?»
предпочтительные формы подготовки и развития специалистов по управлению проектами количество предприятий
единиц (шт.) %
Углубленная подготовка в вузе с получением диплома (очная форма бакалавриата, магистратуры) 18 61
Ускоренные формы подготовки в вузе с получением диплома (сокращенные программы) 12 46
Краткосрочное повышение квалификации с выдачей сертификата 11 42
Разовые учебные мероприятия (семинары, тренинги, вебинары, мастер-классы и т. п.) 13 50
Стажировки на другие предприятия, использующие проектное управление 14 53
Индивидуальные консультации со специалистами по управлению проектами 5 19
Собственный проектный опыт специалиста 15 57
свое мнение. Эти данные еще раз подчеркивают важность адаптации формируемых компетенций к специфике предприятия, но с сохранением условия обязательного наличия и иных компетенций, которые могут быть востребованы на других предприятиях или в другие периоды развития данного предприятия.
Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что омские предприятия и организации, использующие в своей практике управление проектами, развиваются в соответствии с общемировыми тенденциями. Осознание важности развития различных функциональных областей, развития компе-
тенций, подготовки специалистов по управлению проектами имеется. Вместе с тем, необходимо признать, что, применяя слово «проект», лишь немногие предприятия полностью осознают потребность в профессиональном управлении проектами. Большинство предприятий пока не владеют информацией о возможности использования проверенного на практике проектного инструментария. В этой связи актуальной является задача объединения специалистов по проектному управлению в профессиональные сообщества, расширение коммуникационных каналов и активное информационно-обучающее продвижение методологии проектно-ориентированного управления.
Дата поступления статьи в редакцию: 12 декабря 2012 г.
Апенько Светлана Николаевна - доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой «Инновационное и проектное управление» Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского», сертифицированный специалист по управлению проектами (1РМА).
© С. Н. Апенько, 2012
УДК 332.142
ИННОВАЦИОННЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ОМСКОГО РЕГИОНА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Г. Е. Покровский
ФГОБУВПО «Государственный университет Министерства финансов России», Омский филиал
В статье приводятся проблемы создания государственной инновационной системы развития экономики. Особое внимание обращается на создание региональных зон роста для ее модернизации. Предлагается в целях установления обратной связи и взаимодействия власти и субъектов инновационной деятельности проводить постоянный мониторинг по особому набору показателей.
Ключевые слова: национальная инновационная система, системная оценка, инновационное развитие регионов, стратегический выбор, модернизация экономики.