Научная статья на тему 'ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНФОРМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНФОРМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
младший школьник / внеурочная деятельность / информатика / проект / исследование / junior high school student / extracurricular activities / computer science / project / research

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.С. Золина, А.Э. Шумакова, И.А. Погодина

В настоящей статье обосновывается проблема осуществления проектно-исследовательской работы на примере информатики во внеурочной деятельности у младших школьников. Современные учителя стремятся заинтересовать своих учеников, используя методики, которые соответствуют возрастным особенностям детей и близки им. Каждый педагог ставит целью находить эффективные методы и технологии для создания интересного урока. Каждый обучающийся начальной школы в перспективе представляет собой активного и конкурентоспособного специалиста, готового к внедрению инноваций и успешной работе в современном мире. Включение проектной деятельности во внеурочные занятия по информатике поможет учащимся приобрести навыки сбора и анализа информации, а также освоить технологии работы с данными и их применение на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е.С. Золина, А.Э. Шумакова, И.А. Погодина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN AND RESEARCH WORK IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN COMPUTER SCIENCE IN ELEMENTARY SCHOOL

This article substantiates the problem of carrying out design and research work on the example of computer science in extracurricular activities for younger schoolchildren. Modern teachers strive to interest their students using techniques that correspond to the age characteristics of children and are close to them. Each teacher aims to find effective methods and technologies to create an interesting lesson. In the long term, every primary school student represents an active and competitive specialist who is ready to introduce innovations and work successfully in the modern world. The inclusion of project activities in extracurricular computer science classes will help students acquire information collection and analysis skills, as well as master data processing technologies and their application in practice.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНФОРМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНФОРМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Е.С. Золина, студент А.Э. Шумакова, студент

Научный руководитель: И.А. Погодина, канд. пед. наук, старший преподаватель Ставропольский государственный педагогический институт (Россия, г. Ставрополь)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-5-2-98-101

Аннотация. В настоящей статье обосновывается проблема осуществления проект-но-исследовательской работы на примере информатики во внеурочной деятельности у младших школьников. Современные учителя стремятся заинтересовать своих учеников, используя методики, которые соответствуют возрастным особенностям детей и близки им. Каждый педагог ставит целью находить эффективные методы и технологии для создания интересного урока. Каждый обучающийся начальной школы в перспективе представляет собой активного и конкурентоспособного специалиста, готового к внедрению инноваций и успешной работе в современном мире. Включение проектной деятельности во внеурочные занятия по информатике поможет учащимся приобрести навыки сбора и анализа информации, а также освоить технологии работы с данными и их применение на практике.

Ключевые слова: младший школьник, внеурочная деятельность, информатика, проект, исследование.

Современная образование ставит перед собой важные образовательные и воспитательные задачи: разностороннее и своевременное развитие учеников, поддержка их творческого потенциала и самореализации в учебном процессе. Ориентация на развитие личности, успешную адаптацию в обществе и будущую карьеру становится важным требованием к современной школе. Получаемые в процессе обучения навыки имеют важное значение для долгосрочного успеха ученика.

Современный учитель стремится заинтересовать своих учеников, пытаясь пробудить интерес к учебе через применение методик, которые близки детям и соответствуют их возрастным потребностям.

В публикациях, посвященных начальному общему образованию, подчеркивается важность и практическая необходимость использования проектного метода обучения. Одним из наиболее интересных для детей способов использования проектной деятельности является внеурочные занятия по информатике, так как во время внеурочной деятельности дети могут использовать гораздо большее количество

разнообразного материала, включая компьютерные технологии. Стоит отметить, что по утверждению С.Н. Лосика, современные дети все больше полагаются на компьютер для развития своих способностей и личности. Изучение информатики в начальной школе, которая больше не входит в перечень обязательных для изучения на данном этапе обучения дисциплин, становится все более важным, так как дети начинают использовать компьютер как средство решения повседневных задач, а не просто как учебный инструмент. Раннее усвоение основных навыков работы с компьютером является очень важным [1].

Развитие информационных технологий происходит быстро, и это влияет на образовательный процесс, включая детей начальных классов. Педагогам важно активно поддерживать развитие всех учеников, включая тех, кто испытывает трудности в учебе [2]. Наиболее эффективным способом поддерживать данный процесс является метод проектов.

Современный ученик - это активный и конкурентоспособный специалист, готовый к внедрению инноваций и успешной

работе в современном мире. Внедрение проектной деятельности на внеурочных занятиях по информатике с поможет учащимся овладеть навыками сбора и анализа информации, а также позволит им освоить технологии работы с данными и их применения на практике.

Исходя из ранее изложенного, была сформирована следующая цель - разработать и обосновать внеурочную методическую систему проектного обучения информатике в начальной школе.

Проектная деятельность - это сотрудничество детей с целью достижения общего результата и создания конкретного продукта, при этом она способствует учебному и творческому процессу. Участники проектной деятельности стремятся к общей цели, используя согласованные методы и способы для ее достижения.

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе способствует развитию ключевых навыков младших школьников, включая работу в команде, аргументацию, инициативу, анализ информации, сотрудничество, и планирование. Этот метод помогает развить коммуникативные навыки учеников и их способность к самостоятельности, повышая эффективность взаимодействия с окружающим миром.

Применение проектного метода во внеурочной деятельности по информатике в начальной школе уникально тем, что акцент делается не на заучивании фактов, а на практическом применении полученных знаний. Таким образом происходит становление познавательной мотивации у младших школьников во внеурочной деятельности в процессе использования различных средств информационных и коммуникационных технологий, что способствует повышению обучаемости детей в целом [3].

Разработка проекта для учеников младших классов обычно включает в себя несколько этапов:

1. Мотивационный этап. На этом этапе учитель представляет общий замысел проекта, создает положительную мотивацию, а ученики обсуждают и предлагают собственные идеи.

2. Проектировочный этап. Здесь определяется тема и цели проекта, формулируются задачи, разрабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса. Учитываются способы совместной деятельности как с поддержкой учителя, так и самостоятельно.

3. Информационно-операционный этап. На этой стадии ученики активно собирают материал, работают с различными источниками информации, а также приступают к выполнению проекта. Учитель следит, координирует и выступает в качестве источника информации.

4. Моделирующий этап. В этом этапе учащиеся приступают к практической реализации проекта или его моделированию.

5. Контрольно-коррекционный этап. Самооценка и коррекция проекта перед его защитой.

6. Презентация проекта. Ученики представляют результаты своего проекта.

7. Рефлексивно-оценочный этап. На этом этапе дети участвуют в обсуждении и оценке результатов и процесса работы, делают самооценку, а учитель активно участвует в процессе оценки проекта.

Со стороны младших школьников этапы работы над проектом можно представить как «пять П»: Проблема - Проектирование - Поиск информации - Продукт -Презентация.

Для мотивации обучающихся в целях участия в проектной работе и развития у них необходимых навыков, важно, чтобы тема проекта была интересной, доступной и близкой. Для этого необходимо помочь детям уметь заинтересоваться проблемой, формулировать вопросы, предполагать гипотезы, искать подтверждения для них, систематизировать полученные знания, проводить наблюдения и эксперименты, делать умозаключения, структурировать материал.

Далее представлены рекомендации по организации проектно-исследовательской работы во внеурочной деятельности:

1. Необходимо выбирать темы для проектов таким образом, чтобы они соответствовали интересам детей. Важно заинтересовать обучающихся новыми темами,

чтобы они начали работу над проектом с энтузиазмом и увлечением.

2. На первых этапах обучения необходимо помогать детям осваивать навыки работы с дополнительной литературой и научиться эффективно использовать информацию из интернета.

3. Для помощи в исследовательской деятельности педагог может помочь создать список вопросов для проведения опроса, при необходимости.

По мере развития умений у детей степень самостоятельности возрастает, и педагог становится наблюдателем и наставником. Только в случае, если ребенок не понимает, как нужно действовать и какие следующие шаги предпринять, педагогу необходимо помочь обучающемуся.

При проведении занятий с детьми начальной школы важно учитывать их особенности мышления, отличающиеся от более старших школьников. На данном этапе развития дети интересуются конкретными явлениями, и у них меньше вопросов о фундаментальных законах природы или устройстве компьютера. Учеников не занимает, как работает ПК или ка-

кие процессы происходят в природе. Внеурочная проектная деятельность позволит сформировать у младших школьников первоначальные представления, соответствующие курсу изучаемого материала [4].

Самостоятельность, ответственность, настойчивость и целеустремленность -лишь некоторые из качеств, которые может развить ребенок, участвующий в про-ектно-исследовательской деятельности. Это не только увлекательное занятие, способствующее формированию разносторонне развитой личности, но также развивающее уважение к труду и окружающему миру во всем его многообразии.

Проектно-исследовательская деятельность среди учеников начальной школы представляет собой новый подход в отечественной педагогике, крайне важный в современном развитии российского общества.

Внедрение такого подхода в педагогическую практику учителей начальных классов является необходимым условием для достижения современного уровня образования, особенно в рамках реализации ФГОС второго поколения.

Библиографический список

1. Лосик С.Н. Поиск путей реализации непрерывного курса информатики: подходы к обучению учащихся в начальной школе // Интерактивное образование. - 2018. - № 1. -С. 40-43.

2. Пузанкова Л.В. Особенности преподавания информатики в начальной школе // Общество: социология, психология, педагогика. - 2021. - №5 (85).

3. Чибисова, А.Е. Использование информационных и коммуникационных технологий в начальной образовательной школе / А.Е. Чибисова, И.А. Погодина // Педагогика и психология в XXI веке: современное состояние и тенденции исследования: Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов, молодых педагогов, Киров, 26-27 апреля 2019 года. - Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2019. - С. 434-436. - ББК ZKSD.ro.

4. Хайдарова О.У. Преподавание информатики в начальных классах // Научный журнал. - 2020. - №2 (47).

DESIGN AND RESEARCH WORK IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN COMPUTER SCIENCE IN ELEMENTARY SCHOOL

E.S. Zolina, Student A.E. Shumakova, Student

Supervisor: I.A. Pogodina, Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer Stavropol State Pedagogical Institute (Russia, Stavropol)

Abstract. This article substantiates the problem of carrying out design and research work on the example of computer science in extracurricular activities for younger schoolchildren. Modern teachers strive to interest their students using techniques that correspond to the age characteristics of children and are close to them. Each teacher aims to find effective methods and technologies to create an interesting lesson. In the long term, every primary school student represents an active and competitive specialist who is ready to introduce innovations and work successfully in the modern world. The inclusion of project activities in extracurricular computer science classes will help students acquire information collection and analysis skills, as well as master data processing technologies and their application in practice.

Keywords: junior high school student, extracurricular activities, computer science, project, research.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.