несколько языков программирования, включая объектно-ориентированные языки (Delphi, Visual C или Visual Basic). Изучение данных языков необходимо для формирования знаний, умений и навыков программирования, а также для формирования абстрактного, логического и алгоритмического мышления у учащихся.
Литература
1. Аркадьев, А.Г. Информатика и ИКТ: сб. нормативных док. / сост.: А.Г. Аркадьев, Э.Д. Днепров. - М.: Дрофа, 2007.
2. Лапчик, М.П. Методика преподавания информатики: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / М.П. Лапчик, И.Г. Сема-кин, Е.К. Хеннер - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
3. Окулов, С.М. Задачи по программированию / С.М. Окулов, Т.В. Ашихмина, Н.А. Бушмелева и др. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
4. Угринович, Н.Д. Информатика и информационные технологии: учеб. для 10-11 классов / Н.Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
5. Угринович, Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс: учеб. для 9 класса / Н.Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках информатики
К.М. Романов ([email protected])
МОУ «Красногорская средняя общеобразовательная школа № 2»
В Стратегии модернизации образования отмечается, что важными целями образования стали
- развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
- формирование высокого уровня правовой культуры;
- развитие способности к созидательной деятельности, сотрудничеству;
- толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
В новой образовательной парадигме учащийся становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Результатом работы учителя становится активная, творческая деятельность обучающегося, далекая от простой репродукции. Ориентируясь на глобальные цели системы образования и учитывая специфику преподаваемого предмета «Информатика и ИКТ», определяем цель: подготовить выпускников, владеющих современными технологиями и в силу этого способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру. Исходя из этой цели, ставим задачи:
- помочь ученикам освоить такие приемы, которые позволят расширять полученные знания самостоятель -но, т.е. научить оперативно осуществлять поиск информации, производить ее структурирование, находить оптимальный алгоритм обработки;
- способствовать развитию творческого потенциала учащихся;
- создавать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки;
- способствовать формированию коммуникабельности, умению работать в команде.
Поставленные задачи реализуются на всех ступенях образовательного процесса, выстраивая свою деятельность в рамках образовательных программ, в которых определены цели, задачи, содержание обучения, программное, методическое и техническое обеспечение, принципы использования программ и критерии оценки их эффективности. Реализация этих программ невозможна без использования эффективных педагогических технологий. Для нас такими технологиями стали проектно-исследовательская технология, технология разноуровневого обучения и технология коллективных способов обучения. Их сочетание позволяет сформировать следующие компетенции:
- информационную - способность грамотно выполнять действия с информацией;
- коммуникативную - способность вступать в общение с целью быть понятым;
- социальную - способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;
- предметную - способность применять полученные знания на практике.
В нашей деятельности ведущая роль отводится проектно-исследовательской технологии. Предполагая что, если данную технологию применять спланированной и постоянной составляющей частью образовательного процесса, то будут созданы условия для:
Теория и методика обучения информатике
203
- формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью;
- повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью;
- речевого развития учащихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом;
- развития индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании;
- изменения роли учителя в образовательной среде;
- более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося.
Сущность проектно-исследовательской технологии
Е.С. Полат дает такое определение методу проектов в современном понимании: «...метод, <предполагающий> определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов». Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.
Проектно-исследовательская технология на уроках базового курса информатики
Этот курс ориентирован на обеспечение обязательного общеобразовательного минимума подготовки школьников по информатике. Он направлен на овладение учащимися методами и средствами информационной технологии решения задач, формирование навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем профессиональной деятельности. Содержание базового курса сочетает в себе следующие аспекты общеобразовательной значимости:
- мировоззренческий аспект, связанный в основном с формированием представлений о роли информации в управлении, специфике самоуправляемых систем, общих закономерностях информационных процессов в системах различной природы;
- алгоритмический (программистский) аспект, связанный с развитием мышления школьников;
- «пользовательский» аспект, связанный с формированием компьютерной грамотности, подготовкой школьников к практической деятельности в условиях широкого использования информационных технологий.
Однако при обучении информатике возникает целый ряд проблем:
- недостаточность и неравномерность общей подготовки учащихся;
- низкий уровень мотивации обучения (не только в области информатики, но и во всех других дисциплинах);
Учителю необходимо выбрать один или несколько методов и форм обучения, позволяющих максимально решить эти проблемы. И вот здесь, как отмечалось ранее, на помощь может прийти использование метода проектов. Проектно-исследовательская деятельность учащегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний, и перед началом работы он должен эти знания получить. Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося. Но каждый урок не может быть свободным, учитывать только интересы учащегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. «Уместить» метод проектов в классно-урочную систему является трудной задачей для преподавателя.
Мы пошли по пути разумного совмещения традиционной и личностно-ориентированной систем обучения путем включения элементов проектной деятельности в обычный урок. Эта форма работы обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для возникновения групповой, познавательной деятельности. При этом в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей.
Где взять необходимые для этого часы? Источников, на наш взгляд, два: интенсификация учебного процесса и проведение в форме проектов повторения или обобщения пройденного материала. Проекты при этом могут быть небольшие (на один урок) и более длительные, часто рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома или в школе. Мы организовали следующую систему. Сначала даются базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем мы переходим к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по базовому курсу «Информатика». После этого приступаем к выполнению проектов, на-
правленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое значение. Приведем один из примеров рекомендуемых для учащихся проектов.
Проект «Влияние компьютерных игр на здоровье школьников»
Название проекта выбрано не случайно. Мир игр является культурой для нынешнего поколения. Большинство домашних компьютеров используется не только для работы и обучения, но и для компьютерных игр разных жанров. Мы часто задавали такой вопрос: Сколько существует жанров компьютерных игр, и в какие игры играют больше всего в младшем и среднем звене? Нас заинтересовало, насколько полезны те или иные жанровые игры в младшем и среднем возрасте. Отсюда и возник данный проблемный вопрос: как направить компьютерные игры в нужное русло?
Тип проекта: практико-ориентированный.
Планируемый результат: проведение классных часов по данной теме, с целью ознакомления учащихся младшего и среднего звена с видами компьютерных игр и их полезностью.
Цель: изучение влияния компьютерных игр на здоровье учащихся.
Предметно-содержательная область: информатика и любой образовательный предмет.
Задачи исследования:
— определение видов игр, в которые играют школьники в соответствии с их возрастом и полом;
— соблюдение санитарно-гигиенических правил учащихся при работе с ПК дома;
— определение состояния здоровья;
— выявление категории учащихся, которые используют ПК для обучения по школьным предметам;
— формирование советов для учащихся.
В ходе выполнения проекта роль учителя состоит в организации самостоятельной познавательной, творче-ско-практической деятельности учащихся. Они могут обратиться за помощью и к своим товарищам. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем обратившийся к нему, поскольку его знания закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Такие проекты позволяют получить оценки сразу по нескольким предметам. Они наглядно показывают учащимся практическую ценность приобретенных ими знаний.
Анализ уровня выполнения проектов позволяет сделать следующие выводы:
— проектная деятельность позволяет решить проблему разноуровневой компьютерной подготовки учащихся. Каждый трудится в своем темпе, осваивая посильные навыки и умения;
— оценка, выставленная не за воспроизведение пройденного материала, а за старание самостоятельно расширить свои знания, найти им практическое применение, умение работать в коллективе, является хорошим стимулом для дальнейшего обучения;
— появляются реальные условия для бесконфликтной педагогики, воспитания самокритичности, обучения самоанализу и рефлексии.
— метод проектов дает возможность организовать практическую деятельность в интересной для учеников форме, направив усилия на достижение значимого для них результата.
Проектная деятельность становится ведущей на уроках информационного цикла в старших классах. Но рассчитывать на ее успешность, на наш взгляд, можно тогда, когда удается построить работу на значимом для учеников материале. И самым сложным становится именно процесс проявления и уточнения интересов учащегося, совместного с ним формулирования замысла будущего проекта. Обычно нами используется введение общей содержательной рамки при сохранении абсолютной свободы выбора внутри ее. Проект может помочь решению личностной проблемы или оказаться способом проникновения в новую заинтересовавшую сферу, к которой до этого было непонятно, с какой стороны подойти. В старших классах проекты по информатике могут выступать в роли интегрирующих факторов, их целевой установкой является практическое применение накопленных знаний по различным предметам.
Литература
1. Образовательные ресурсы сети Интернет (каталог). - М., 2007.
2. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
3. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://ict.edu.ru