выполнение задач по защите суверенитета и территориальной целостности страны, безопасности государства;
2. Формирование ценностных ориентаций личности военнослужащих обусловлено объектом их деятельности и предопределяет осознание ими значимости и смысла своего предназначения во времени и пространстве;
3. Военная организация как специфическая область общественных отношений обеспечивает формирование ценностных ориентаций в результате воинского труда, в процессе выполнения военнослужащими своих служебных обязанностей и воинского долга;
Библиографический список
4. Ценностные ориентации личности военнослужащего формируются на основе военного (боевые традиции, слу-жебно-профессиональная деятельность, система взаимодействия военнослужащих) и переосмысленного через него социального опыта (социальное воспитание в военных организациях), отличных от других сфер жизнедеятельности людей.
5. Современная военная организация располагает возможностями формирования ценностных ориентаций личности военнослужащего в процессе взаимодействия с другими социальными институтами и воспитательными организациями.
1. Образцов И.В. Aрмия как социальный институт государства: российский опыт в контексте мировых тенденций. Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2013; 2: 151 - 171.
2. Оборский A^., Кривенко AM. К вопросу о сущности и структуре военной организации России. Вестник военного университета. 2012; 2: 119 - 125.
3. Бельков ОЛ. Политология военного управления. Минск: Военный университет, 2008.
4. Николаев A.K Оборона России. Москва, 2003.
5. Бельков ОЛ. Политология военного управления. Москва: Военный университет, 2008.
6. Пузикова С.М. Aрмия как социальный институт: проблемы и перспективы. Вестник КазГУ. Серия экономическая. Длматы. 1998; 7: 35 - 38.
7. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Москва: Педагогика, 1990.
8. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания. Педагогика. 1998; 3: 8 - 12.
9. Блинова АВ. Педагогические основы становления социального опыта студентов Эмиссия. Оффлайн. Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал). 2010; декабрь. Available at: http://www.emissia.org/offline/2010/1492.htm
10. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). Москва: Издательство МГУ, 1984.
11. Додонов Б.И. О системе «личность». Психология личности в трудах отечественных психологов. Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. Санкт-Петербург, 2002: 110 - 119.
12. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. Москва, 1978.
13. Моисеенко В.Г. Традиции и ритуалы в контексте формирования патриотических ценностей у военнослужащих. Социологический альманах. 2015; 6: 221 - 233.
14. Никулин A.A. Ценностные ориентации в структуре мотивационной сферы личности военнослужащего. Международный студенческий научный вестник. 2013.
15. Гришин М.Л. [и др.]. Проблемы пограничной политики государства и пути их решения. Москва: БДЦ-пресс, 2001. References
1. Obrazcov I.V. Armiya kak social'nyj institut gosudarstva: rossijskij opyt v kontekste mirovyh tendencij. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. 2013; 2: 151 - 171.
2. Oborskij A.Yu., Krivenko A.M. K voprosu o suschnosti i strukture voennoj organizacii Rossii. Vestnik voennogo universiteta. 2012; 2: 119 - 125.
3. Bel'kov O.A. Politologiya voennogo upravleniya. Minsk: Voennyj universitet, 2008.
4. Nikolaev A.I. Oborona Rossii. Moskva, 2003.
5. Bel'kov O.A. Politologiya voennogo upravleniya. Moskva: Voennyj universitet, 2008.
6. Puzikova S.M. Armiya kak social'nyj institut: problemy i perspektivy. Vestnik KazGU. Seriya 'ekonomicheskaya. Almaty. 1998; 7: 35 - 38.
7. Ushinskij K.D. Pedagogicheskie sochineniya: v 6 t. Moskva: Pedagogika, 1990.
8. Nikandrov N.D. Cennosti kak osnova celej vospitaniya. Pedagogika. 1998; 3: 8 - 12.
9. Blinova A.V. Pedagogicheskie osnovy stanovleniya social'nogo opyta studentov 'Emissiya. OfflaJn. 'Elektronnoe nauchnoe izdanie (nauchno-pedagogicheskij internet-zhurnal). 2010; dekabr'. Available at: http://www.emissia.org/offline/2010/1492.htm
10. Vasilyuk F.E. Psihologiya perezhivaniya (analiz preodoleniya kriticheskih situaciJ). Moskva: Izdatel'stvo MGU, 1984.
11. Dodonov B.I. O sisteme «lichnost'». Psihologiya lichnosti v trudah otechestvennyh psihologov. Sost. i obsch. red. L.V. Kulikova. Sankt-Peterburg, 2002: 110 - 119.
12. Dodonov B.I. 'Emociya kak cennost'. Moskva, 1978.
13. Moiseenko V.G. Tradicii i ritualy v kontekste formirovaniya patrioticheskih cennostej u voennosluzhaschih. SociologicheskiJ al'manah. 2015; 6: 221 - 233.
14. Nikulin A.A. Cennostnye orientacii v strukture motivacionnoj sfery lichnosti voennosluzhaschego. MezhdunarodnyJ studencheskiJ nauchnyJ vestnik. 2013.
15. Grishin M.L. [i dr.]. ProblemypogranichnoJpolitikigosudarstva iputiih resheniya. Moskva: BDC-press, 2001.
Статья поступила в редакцию 28.11.16
УДК 374.32
Zhdanov E.R, Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Bashkir State University n.a. M. Akmulla (Ufa, Russia),
E-mail: [email protected]
Yafizova R.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Bashkir State University n.a. M. Akmulla (Ufa, Russia),
E-mail: [email protected]
Barinova N.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Bashkir State University n.a. M. Akmulla (Ufa, Russia),
E-mail: [email protected]
Salimova E.S., MA student, Physico-Mathematical Department, Bashkir State University n.a. M. Akmulla (Ufa, Russia),
E-mail: [email protected]
Galiev A.F., MA student, Physico-Mathematical Department, Bashkir State University n.a. M. Akmulla (Ufa, Russia),
E-mail: [email protected]
PROJECT AND RESEARCH ACTIVITIES AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF ENGINEERING AND TECHNICAL ABILITIES AND INNOVATIVE POTENTIAL OF CHILDREN AND YOUTH IN THE ADDITIONAL EDUCATION. The article is dedicated to an up-to-date problem of development of technical skills and innovative potential of youth in conditions of additional education through project and research activities. Project and research activity generates personality learning, aimed at their intellectual development, broaden their mind, knowledge, development of original thinking, creative self-development and personal fulfillment. The basis for the development of technical skills is the common project activity of youth and research teams for the use of technical and
engineering projects. The article presents a model of a circuit including the steps described in detail. The most important conditions for the development of the students' activity in the technical work are the presence of an enthusiastic and highly qualified specialist and logistics activities.
Key words: additional education, engineering skills, innovation potential, scientific research.
Э.Р. Жданов, канд. ф.-м. наук, доц. БГПУ им. М. Акмуллы, г. Уфа, E-mail: [email protected]
Р.А. Яфизова, канд. пед. наук, ст. преп. БГПУ им. М. Акмуллы, г. Уфа, E-mail: [email protected]
Н.А. Баринова, канд. пед. наук, доц. БГПУ им. М. Акмуллы, г. Уфа, E-mail: [email protected]
Е.С. Салимова, магистрант физико-математического факультета БГПУ им. М. Акмуллы, г. Уфа,
E-mail: [email protected]
А.Ф. Галиев, магистрант физико-математического факультета БГПУ им. М. Акмуллы, г. Уфа, E-mail: [email protected]
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме развития инженерно-технических способностей и инновационного потенциала детей и молодежи в условиях дополнительного образования с помощью проектно-исследовательской деятельности. Проектно-исследовательская деятельность формирует личностные качества обучающегося, направлена на их интеллектуальное развитие, расширение кругозора, эрудиции, развитие нестандартного мышления, творческое саморазвитие и самореализацию личности. В основу развития инженерно-технических способностей положена совместная проектная деятельность молодёжных исследовательских коллективов по реализации технических и инженерных проектов. В статье представлена модель в виде схемы, включающей подробно описанные этапы. Важнейшими условиями развития активности учащихся в техническом творчестве являются наличие увлеченного и высококвалифицированного специалиста и материально-техническое обеспечение деятельности.
Ключевые слова: дополнительное образование, инженерно-технические способности, инновационный потенциал, научно-исследовательская деятельность.
Развитие инновационного потенциала и инженерно-технических способностей - это динамический, многоступенчатый, специально организованный педагогический процесс, направленный на развитие склонности к технике и техническому творчеству, творческого мышления, пространственного воображения, креативности, технической наблюдательности, зрительной и моторной памяти, точности глазомера, ручной умелости (ловкости), технической активности, которые дают возможность человеку при благоприятных условиях сравнительно легко и быстро усвоить систему знаний, умений и навыков [1; 2].
В настоящее время преобладает тенденция поиска интегрирующего и системообразующего подхода, всестороннего развития личности школьников в образовательном процессе. Конечно же, в рамках одних только школьных предметов эту задачу решить невозможно. В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года подчеркивается, что учреждениям дополнительного образования принадлежит особая роль в развитии склонностей и способностей, социального и профессионального самоопределения молодежи [3].
К социальным институтам воспитания в нашей стране относится сложившаяся в практике и получившая научное подкрепление система внешкольной работы с детьми. Эта система проектировалась и формировалась в практике как система педагогически организуемой разнообразной деятельности детей в свободное от основной учёбы время. Прежде всего, речь идёт о созданных для детей, подростков и юношества внешкольных учреждений во всем их видовом разнообразии, о клубах и подобных им любительских объединениях по интересам, о детских и юношеских общественных объединениях и организациях. Основная задача учреждений дополнительного образования - создать такие условия, чтобы ребёнок с раннего возраста активно развивался в соответствии с его интересами, желаниями и имеющимся потенциалом, постоянно стремился узнать что-то новое, изучал окружающую среду, пробовал свои силы в изобретательстве, творческой технической деятельности.
Одна из главных задач учреждения дополнительного образования детей и молодежи состоит в том, чтобы не просто передавать знания, а развивать у учащихся ценные качества ума, научить приобретать знания самостоятельно, сформировать стремление к самообучению и раскрыть их способности. Как писал известный психолог С.Л. Рубинштейн, «развитие человека... - это и есть развитие его способностей, а развитие способностей человека... - это и есть то, что представляет развитие как таковое» [4].
Сегодня динамично развиваются многие сферы общества, в частности промышленность, малый бизнес, частное предпринимательство и др., все это сопровождается внедрением в производство высоких технологий. В связи с этим создание современных условий для развития инженерно-технических способностей и инновационного потенциала детей, учащейся молодежи становится особенно актуальным.
Наиболее распространенной организационной формой развития инженерно-технических способностей и инновационного потенциала детей и молодежи является проектно-исследова-тельская деятельность в рамках специально организованного образовательного пространства, учитывающего разнообразие интересов к различным отраслям техники или науки. Она реализуется в научно-практических и творческих лабораториях, кружках, исследовательских группах. Совместная работа формирует у обучающихся чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности за порученное дело, развивает мыслительные способности, воспитывает дисциплинированность, целеустремленность и четкость в работе, аккуратность и настойчивость [5].
Наиболее простой и естественный способ выявления уровня групповой совместимости и сплоченности является совместное решение различного рода задач под наблюдением. В основу развития инженерно-технических способностей нами была положена совместная проектная деятельность молодёжных исследовательских коллективов по реализации технических и инженерных проектов. Модель представлена в виде схемы, включающей несколько этапов:
Проектно-исследовательская деятельность чаще всего дидактически опирается на проблемный принцип когнитивной деятельности учащегося [6]. Чем больше самостоятельности в работе учащегося, чем активнее его самодеятельность, тем быстрее и ярче проявляются результаты их воспитания и самовоспитания, тем эффективнее могут быть действия педагога. Активностью учащихся можно управлять надежно только в том случае, если они сами участвуют в создании условий для проявления и развития их активности в требуемом направлении.
Непременным условием развития активности учащихся в техническом творчестве является [7]:
- наличие увлеченного и высококвалифицированного специалиста;
- материально-техническое обеспечение деятельности.
Поэтому неоценимо значение новых инновационных программ, тем проектов и исследований, которые могут быть применены в практике проектно-исследовательской деятельности на современном этапе модернизации образования для дальнейше-
Таблица 1
Модель совместной проектной деятельности
Этапы проектной деятельности Цели и задачи Развиваемые компоненты инженерно-технических способностей и инновационного потенциала Результат
Представление о конечном результате деятельности 1. Первое знакомство с проблемой 2. Формирование конечного результата, т.е. цели совместной деятельности 1. Личностная креативность 2. Творческое мышление 3. Мотивация достижения успеха Понимание цели деятельности и представление о конечном продукте
Этап проектирования 1. Изучение теоретического материала по теме 2. Подбор необходимых методов исследования 1. Техническое мышление 2. Инженерное мышление 3. Инженерно-технические способности 1.Сформулированы основные теоретические выводы 2. Сформирован исследовательский аппарат
Этап реализации проекта ^Непосредственное осуществление проекта 1. Инженерно-технические способности 1. Обработаны полученные данные 2. Получен результат
Осмысление полученных результатов исследования 1. Обобщение полученных данных 2. Изучение основных закономерностей 3. Формулирование выводов 1. Инженерно-технические способности 2. Личностная креативность 3. Творческое мышление 4. Мотивация достижения успеха 1. Полученные собственные результаты осмыслены 2.Сформулированы основные выводы исследования 3. Результат представлен в доступном виде
го развития инновационного потенциала и инженерно-технического творчества учащихся и их эффективной профориентации.
В Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы есть все условия для реализации про-ектно-исследовательской деятельности, которая может осуществляться в рамках дополнительного образования учащейся молодежи. ВУЗ оснащен высокотехнологичным оборудованием прямого цифрового производства (станки с ЧПУ, 3й-принтеры, робототехнические конструкторы), позволяющим осуществлять проведение школьниками занятий-погружений, мастер-классов и т.д.
Подготовка к проектно-исследовательской деятельности обладает высоким инновационным потенциалом, обеспечивая их профессиональную мобильность и самореализацию, возможность критически и творчески мыслить через расширение области научного знания и становление практико-ориентированных динамических умений и навыков с использованием современных технологий.
Практика показывает, что последовательность подготовки учащейся молодежи к исследовательской и инновационной деятельности целесообразно осуществлять в несколько этапов.
Первый этап - развитие творческой индивидуальности будущего специалиста, формирование у обучающихся способности выявлять, формулировать, анализировать и решать творческие профессиональные задачи, совершенствование общей технологии творческого поиска.
Библиографический список
Второй этап - овладение методологией научного познания, введение в инновационную деятельность.
Третий этап - освоение технологии инновационной деятельности.
Четвертый этап - практическая работа в лаборатории или на экспериментальной площадке по введению новшества, отслеживание результатов эксперимента, самоанализ профессиональной деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность всегда являлась важной и неотъемлемой составляющей частью дополнительного образования в нашей стране. Постоянный творческий настрой, жажда знаний, обстановка напряженного научного поиска способствует формированию у учащихся высокой культуры мышления. Проектно-исследовательская деятельность пробуждает у них сознательность и активность в выборе и проведении определенных решений, стремление к проникновению в сущность вещей, а именно эти качества столь необходимы в современном обществе.
Статья публикуется при поддержке гранта Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы (соглашение 09.43.25.0118 от 20 октября 2016 г.) мероприятие 3.1. «Обновление содержания и технологий дополнительного образования и воспитания детей» задачи 3 «Реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие эффективной системы дополнительного образования детей».
1. Владимиров А.И. Об инженерно-техническом образовании. Москва: ООО «Издательский дом Недра», 2011.
2. Делия В.Г. Инновационное образование, формирующее инновационное мышление: монография. Балашиха: Институт соц.-экон. прогнозирования и моделирования, 2005.
3. Концепция развития дополнительного образования детей. Москва, 2014.
4. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. Москва: Педагогика, 1976.
5. Афлятунова Н.А. Подходы к пониманию сотрудничества в психологической науке. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2013; 3 (7): 43 - 46.
6. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии: проектное обучение. Москва: Академия, 2011.
7. Жданов Э.Р., Яфизова Р.А., Салимова Е.С., Хурматуллина Р.И., Галиев А.Ф. Инновационная активность студентов. Глобальный научный потенциал. 2015; 12(75):11 - 13.
References
1. Vladimirov A.I. Ob inzhenerno-tehnicheskom obrazovanii. Moskva: OOO «Izdatel'skij dom Nedra», 2011.
2. Deliya V.G. Innovacionnoe obrazovanie, formiruyuschee innovacionnoe myshlenie: monografiya. Balashiha: Institut soc.-'ekon. prognozirovaniya i modelirovaniya, 2005.
3. Koncepciya razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Moskva, 2014.
4. Rubinshtejn S.L. Problemy obschejpsihologii. Moskva: Pedagogika, 1976.
5. Aflyatunova N.A. Podhody k ponimaniyu sotrudnichestva v psihologicheskoj nauke. Vestnik Sibirskogo instituta biznesa i informacionnyh tehnologij. 2013; 3 (7): 43 - 46.
6. Matyash N.V. Innovacionnye pedagogicheskie tehnologii: proektnoe obuchenie. Moskva: Akademiya, 2011.
7. Zhdanov 'E.R., Yafizova R.A., Salimova E.S., Hurmatullina R.I., Galiev A.F. Innovacionnaya aktivnost' studentov. Global'nyj nauchnyj potencial. 2015; 12(75):11 - 13.
Статья поступила в редакцию 01.12.16