УДК 373
Есенжанова Ардак Амангельдовна
соискатель Оренбургского государственного педагогического университета
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ПРОДУКТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА
Esenzhanova Ardak Amangeldovna
PhD applicant, Orenburg State Pedagogical University
A PROJECT TECHNOLOGY AS AN EFFECTIVE MEANS OF PRODUCTIVE THINKING DEVELOPMENT OF CONTEMPORARY TEENAGERS
Аннотация:
В статье рассматривается содержание понятий «мышление», «продуктивное мышление», «проектная технология». Выявлены сущностные и содержательные характеристики продуктивного мышления подростка на основе анализа психологических, философских, педагогических оснований исследуемого феномена; уточняется компонентный состав и характеристики исследуемого качества, обосновывается его значение и функции в образо-вательном процессе школы. Выдвинуто предположение о том, что проектная деятельность является эффективным средством развития продуктивного мышления современного подростка; приведены педагогические условия, обеспечивающие реализацию этого процесса.
Ключевые слова:
мышление, продуктивное мышление, проектная деятельность, проектная технология, подросток, продуктивное мышление подростка.
Summary:
The article covers the content of such concepts, as: thinking, productive thinking, and project technology. The author reveals intrinsic and substantial characteristics of the productive thinking of a teenager on the basis of the analysis of psychological, philosophical, educational grounds of a studied phenomenon. The component structure and features of the productive thinking are specified, and its value and functions in the school’s educational process are explained. The author makes an assumption, that the projecting activity is an effective means for development of the productive thinking of the modern teenagers, and states the educational conditions encouraging the implementation of this process.
Keywords:
thinking, productive thinking, projecting activity, project technology, teenager, productive thinking of a teenager.
В условиях высокой динамики общественных процессов, информационного потока последних десятилетий, актуальной становится задача активности и самостоятельности подростка, его способности к познанию нового и решению практических ситуаций (учебных, социальных, информационных и других). Школа призвана создавать условия, в которых современный ученик развивает умения: адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях; критически мыслить; быть коммуникабельным и контактным в различных социальных группах; способным осуществлять рефлексивный отбор способов достижения цели, продуктивно мыслить.
Отличительной особенностью нового ФГОС является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника, готового к выполнению различных проектных, исследовательских работ. Важным становятся не репродуктивные способы передачи знаний школьнику, а его возможности в самостоятельном овладении новыми знаниями и видами деятельности. В новых образовательных стандартах формирование и развитие продуктивного мышления относятся к группе универсальных действий, имеющих особую значимость в жизни человека в силу ряда причин. Среди них: влияние на учебную успешность ученика, адаптация в различных условиях, нравственное, эмоциональное благополучие как в классном коллективе, так и в социуме.
Основой понятия «продуктивное мышление подростка» является термин «мышление». Это сложная философская, педагогическая, психологическая категория, которая обуславливает наличие множества разнообразных подходов к ее интерпретации. В отечественной и зарубежной литературе даются различные его определения и толкования.
С философской точки зрения типичным является широко распространенное определение мышления как «процесса опосредованного и обобщенного воспроизведения существенных связей между явлениями». Это рационалистическая способность человека как субъекта познания повседневной жизни к общению, изучению культуры и истории.
В педагогике термином «мышление» обозначается «процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением предметов и явлений действительности в их существенных свойствах, связях и отношениях» [1].
В отечественной психологической науке, основанной на учении о деятельностной природе человека, мышление стали понимать как особый вид познавательной практики [2]. В теории деятельности данное понятие рассматривают как прижизненно формирующуюся способность к решению разнообразных задач и целесообразному преобразованию деятельности.
Представители зарубежной гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка и другие) рассматривают мышление как чисто продуктивный процесс.
Таким образом, философский аспект понятия «мышление» подчеркивает его специфические признаки: «опосредованность», «обобщенность» и «восприятие существенных связей»; психологический аспект - активный характер отражения действительности и направленность на разрешение противоречий в познании; педагогический аспект - потребность в познании и преобразовании конкретных условий и обстоятельств жизни.
В контексте современного взгляда на исследуемую проблему нам представляется значимой позиция М.В. Глебовой: «В процессе продуктивного мышления происходит постепенное усложнение уровней умственной деятельности, которая носит системный характер, а не сводится к отдельным мыслительным операциям в виде анализа, синтеза и их производных. Наоборот, эти многообразные операции в их конкретном проявлении определяются системой сформировавшихся знаний и отношений, характеризующих определенный уровень умственных возможностей человека» [3].
Поэтому, в аспекте исследования приоритетное значение имеет подход, связанный с функциями развитого продуктивного мышления, который обеспечивает подростку самостоятельное решение новых для него проблем, глубокое усвоение знаний, быстрый темп овладения ими, широту их переноса в относительно новые условия. З.И. Калмыкова, анализируя и интерпретируя понятие «продуктивное мышление», акцентирует: «там, где удельный вес продуктивности достаточно высок, говорят о собственно продуктивном мышлении как особом виде мыслительной деятельности. В результате продуктивного мышления возникает нечто оригинальное, принципиально новое для субъекта, то есть степень новизны здесь высока» [4].
Исходя из всего многообразия инновационных направлений современной дидактики, педагогической технологией, которая в большей степени способствует развитию продуктивного мышления, является технология проектной деятельности. Как инструмент для развития продуктивного мышления, она воплощает исследовательский принцип (на основе которого и развивается продуктивное мышление), имеет в себе эвристическое, экспериментальное, научное начало.
Подростковый возраст - переход от детства к взрослости, когда происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности: мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. На основе развития нового уровня мышления происходит перестройка всех психических процессов, то есть, как заметил Д.Б. Эльконин, «память становится мыслящей, а восприятие думающим»; идет интенсивное нравственное и социальное формирование личности, становление личностных характеристик [5]; появляется новый вид учебного мотива - мотив самообразования, понимание смысла учения «для себя».
Совокупность перечисленных оснований позволяет сформулировать суть и сущностное содержание исследуемого феномена. Продуктивное мышление подростка - это мышление, проявляющееся как интегративное качество личности, характеризующееся ориентацией на продуктивное мышление как ценность, осознанным стремлением к овладению механизмом проектной деятельности как средством его развития, позволяющее самостоятельно решать учебно-познавательные задачи, глубоко и быстро усваивать знания, переносить их в новые условия и создавать продукт высокой новизны.
Нами определены компоненты продуктивного мышления подростка как единство:
- мотивационно-ценностного, характеризующегося стремлением к овладению способами развития продуктивного мышления, ориентацией на него как ценность, потребность в углублении знаний о проектной деятельности как средстве его достижения;
- когнитивного, содержащего весь спектр знаний и теоретических умений, необходимых для эффективного развития продуктивного мышления;
- рефлексивно-деятельностного, определяющего умение планировать и решать учебнопознавательные задачи средствами проектной деятельности, выделять противоречия и формулировать проблемы; оценивать результаты своей деятельности, осуществлять рефлексию.
В рамках теоретико-экспериментального исследования нами было выдвинуто предположение о том, что проектная деятельность, характеризующаяся целенаправленным процессом и результатом, является эффективным средством развития продуктивного мышления подростка при реализации следующих педагогических условий:
- включение в содержание образования понятий «мышление», «продуктивное мышление», «проект», «проектная деятельность» с целью актуализации их смысла и значения, создания положительной мотивации в овладении проектной деятельностью;
- использование в образовательном процессе проектной технологии, включение подростка в разработку, создание и реализацию проектов, обеспечивающее развитие продуктивного мышления ученика;
- подготовленность педагога к развитию продуктивного мышления подростка средствами проектной деятельности.
Ссылки:
1. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. Ю.К. Бабанского. М., 1983. 608 с.
2. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1981.
3. Глебова М.В. Психолого-педагогические условия развития продуктивного мышления старшеклассников в процессе обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2000.
4. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981.
5. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студентов высш. учеб. заведений: в 2 кн. М., 2003.