Научная статья на тему 'ПРОЕКТНАЯ МОДЕЛЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ'

ПРОЕКТНАЯ МОДЕЛЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
435
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ / ПРОЦЕСС / ПРОЕКТ / АГРЕГИРОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭКОНОМИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / ДЕКОМПОЗИЦИЯ / АЛГОРИТМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глущенко В.В.

Предметом статьи является проектная модель функционирования организаций, объектом статьи выступают коммерческие и некоммерческие организации, целью статьи является рост эффективности функционирования организаций в коммерческой и некоммерческой сферах, для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: изучается сущность проектного способа функционирования организаций; разрабатывается модель проектного представления организации; развиваются положения общей теории функционирования организаций в рамках проектной модели (проектного дела, проектологии); формируется общий алгоритм реализации проекта в организации; исследуются варианты повышения эффективности деятельности организаций в рамках проектной модели их деятельности, развития проектного дела; научными методами в статье являются: теория моделирования; методология и философия науки, сравнительный, системный и логический анализ; системный метод, теория прогнозирования; научная новизна статьи определяется синтезом проектной модели деятельности организации, разработкой основных методологических аспектов проектного дела (проектологии), формированием типового алгоритма осуществления реального или образовательного проекта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT MODEL OF FUNCTIONING OF THE ORGANIZATIONS

The paper discusses the design model of the functioning of organizations, the object of study are the commercial and noncommercial organizations, the aim of the article is the increase of efficiency of functioning of organizations in commercial and non-profit sectors to achieve the set goal the following tasks: study the essence of project method of functioning of the organizations; the development batiwala model design to represent the organization; develop provisions for-soup theory of the functioning of the organizations within the design model (design de La, of proktologii); the General algorithm of project implementation in the organization is formed; options for improving the efficiency of organizations in the framework of the project model of their activities, the development of project business are studied; scientific methods in the article are: modeling theory; methodology and philosophy of science, comparative, system and logical analysis; system method, forecasting theory; scientific but-curvature of the article is a synthesis of design models of the organization, the development of key methodological aspects of design business (proctology), a generic algorithm implementing a real or educational project

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНАЯ МОДЕЛЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ»

URL:

http://ape.fmm.kpi.ua/article/viewFile/73394/68771 [in Ukrainian] (accessed 26 October 2020).

15. World economic forum. Global Competitiveness Reports. URL: https://www.weforum.org/reports/global-competitiveness-report-2019 [in English] (accessed 26 October 2020).

16. World economic forum. The Global Enabling Trade Index report. URL:

http://reports.weforum.org/global-enabling-trade-report-2016/enabling-trade-rank-

ings/?doing_wp_cron=1493986336.86150193214416 50390625 [in English] (accessed 26 October 2020).

ПРОЕКТНАЯ МОДЕЛЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ

Глущенко В.В.

доктор технических наук, доцент, Московский политехнический университет, Профессор, Центр проектной деятельности

PROJECT MODEL OF FUNCTIONING OF THE ORGANIZATIONS

Glushchenko V.

doctor of technical Sciences, associate Professor, Moscow Polytechnic University, Professor center for project activities

Аннотация

Предметом статьи является проектная модель функционирования организаций, объектом статьи выступают коммерческие и некоммерческие организации, целью статьи является рост эффективности функционирования организаций в коммерческой и некоммерческой сферах, для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: изучается сущность проектного способа функционирования организаций; разрабатывается модель проектного представления организации; развиваются положения общей теории функционирования организаций в рамках проектной модели (проектного дела, проектоло-гии); формируется общий алгоритм реализации проекта в организации; исследуются варианты повышения эффективности деятельности организаций в рамках проектной модели их деятельности, развития проектного дела; научными методами в статье являются: теория моделирования; методология и философия науки, сравнительный, системный и логический анализ; системный метод, теория прогнозирования; научная новизна статьи определяется синтезом проектной модели деятельности организации, разработкой основных методологических аспектов проектного дела (проектологии), формированием типового алгоритма осуществления реального или образовательного проекта

Abstract

The paper discusses the design model of the functioning of organizations, the object of study are the commercial and noncommercial organizations, the aim of the article is the increase of efficiency of functioning of organizations in commercial and non-profit sectors to achieve the set goal the following tasks: study the essence of project method of functioning of the organizations; the development batiwala model design to represent the organization; develop provisions for-soup theory of the functioning of the organizations within the design model (design de La, of proktologii); the General algorithm of project implementation in the organization is formed; options for improving the efficiency of organizations in the framework of the project model of their activities, the development of project business are studied; scientific methods in the article are: modeling theory; methodology and philosophy of science, comparative, system and logical analysis; system method, forecasting theory; scientific but-curvature of the article is a synthesis of design models of the organization, the development of key methodological aspects of design business (proctology), a generic algorithm implementing a real or educational project

Ключевые слова: модель, организация, функционирование, процесс, проект, агрегирование, эффективность, экономика, образование, инновации, декомпозиция, алгоритм.

Keywords: model, organization, functioning, process, project, aggregation, efficiency, economy, education, innovation, decomposition, algorithm.

Актуальность данной статьи связана с необходимостью роста эффективности проектной деятельности организаций. В частности, важно увеличить эффективность проектов по разработке и внедрению в практику работы организаций новых технологий, составляющих технологический базис организаций в шестом технологическом укладе. Речь идет о таких видах технологий: информационные, нанотехнологии, технологии цифровизации, «зеле-

ные» (ресурсосберегающие и экологически чистые) технологии, нейротехнологии.

Гипотезой статьи является предположение о том, что развитие теоретических положений проектной модели деятельности организаций (проектного дела, проектологии) может позволить повысить эффективности практического использования проектного подхода (модели) в работе организации

в коммерческом и некоммерческом секторах и высшей школе.

Целью статьи является рост эффективности функционирования организаций в коммерческой и некоммерческой сферах.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

- изучается сущность проектного способа функционирования организаций;

- разрабатывается модель проектного представления организации;

- развиваются положения общей теории функционирования организаций в рамках проектной модели (проектного дела, проектологии);

- формируется общий алгоритм реализации проекта в организации;

- исследуются варианты повышения эффективности деятельности организаций в рамках проектной модели их деятельности, развития проектного дела.

Объектом статьи выступают коммерческие и некоммерческие организации.

Предметом статьи является проектная модель функционирования организаций.

В 2020 году при проектировании и анализе работы коммерческих и некоммерческих организаций наиболее часто применяют процессный и проектный подходы. Процессный подход основывается на декомпозиции (разделении) организации и ее представлении в виде комплекса бизнес-процессов и/или технологических процессов. Разделение технологических процессов организации на основные, вспомогательные и обеспечивающие было обосновано около 1920-го года классиком менеджмента Анри Файолем. Процессная модель подходит для описания работы организации, которые на протяжении большого периода времени используют непрерывные и/или неизменные бизнес-процессы и/или технологические процессы.

Можно считать, что именно процессная модель организации взята за основу при разработке современных положений базовых экономических наук. В частности, это находит отражение в такой концепции финансового менеджмента организации как, концепция временной неограниченности функционирования хозяйствующего субъекта [1, с. 91-93].

При таком представлении организаций в ходе их анализа обнаруживается, что у значительного числа организаций есть виды деятельности (бизнес-процессы), которые характеризуются разными уровнями и стадиями развития. Часто бизнес-процессы одной организации находятся на различных этапах жизненного цикла и пребывают в различном состоянии. Как следствие этого, бизнес-процессы не достигшие своей точки безубыточности приносят организации убытки (оттоки денежных средств). Другие бизнес-процессы создают для предприятия притоки денежных средств. Одни бизнес-процессы организации могут находиться в стадии развития, модернизации, а другие могут быть в кризисном состоянии.

Ускорение в начале 21 века научно- технического прогресса и, как отражение этого, развитие

инноваций, привели к тому, что доля непрерывных и/или неизменных в течение длительного времени бизнес- и/или технологических процессов уменьшается. Дополнительным источником инноваций является развитие шестого технологического уклада [2, с. 488-504].

Дополнительный динамизм внешней среды организаций создается и продолжающимся с 2008 года глобальным финансовым кризисом [3, с. 2-11].

Исследование литературных источников, размещенных в Елайбрари вероятно свидетельствует о снижении публикационной активности по тематике процессного подхода после 2009 -го года. Предположительно, это указывает на снижение эффективности процессной модели деятельности организаций в условиях кризиса и продуцируемой кризисом динамичной внешней среды.

Это позволяет сформулировать частную гипотезу данной статьи о том, что в ситуации продолжающегося с 2008 года глобального финансового кризиса, динамичной структурной перестройки экономики эффективность такого инструмента анализа как процессная модель организации может уменьшаться. Это делает процессную модель организации менее продуктивной и, как следствие, менее популярной у практиков и исследователей.

В условиях продолжающегося кризиса все более активно используется проектный подход. Это может объясняться тем, что проектный метод выступает как ключевой организационный инструмент внедрения инноваций в практику работы предприятий.

Исследователи отмечают, что проектный подход внедряется и в практику работы государственных органов России в целях ускорения инновационной трансформации экономики [4, с. 166-170]. Высказывается точка зрения, что процессный и проектный подходы могут представлять принципиально различные идеологии организации бизнеса предприятий [5, с. 12-17]. В этой связи выполняют сравнительный анализ процессного и проектного подходов [6, с. 91-96]. В рамках развития проектного подхода эксперты исследуют особенности управления инновациями и инвестициями [7, с. 544550]. Изучаются требования к квалификации менеджеров и способы повышения эффективности систем управления проектами [8, с. 45-50]. Обсуждается необходимость создания корпоративных систем управления проектами [9, с. 57-61]. В этой связи исследуются и проблемы и системы управления проектами [10, с. 141-145]. В интересах поддержки управленческих решений развивается рынок программного обеспечения в сфере менеджмента проектов. В свою очередь, это приводит к развитию процедур выбора оптимального варианта программной поддержки системы управления проектом [11, с. 293-295].

При этом анализ показывает, что сами методологические проблемы проектного подхода исследованы пока не полностью. Теоретическая неопределенность проектной модели деятельности организаций затрудняет решение не только науч-

ных, но и практических проблем использования этой модели в деятельности организаций.

Все это подтверждает актуальность, научную новизну и практическую ценность данной статьи.

В 2020-м году в практическом смысле проектом называют временное (ограниченное во времени) предприятие, целью, которого является создание услуги или товара, обеспечение определенного финансового или иного результата. При этом конечный результат проекта может быть осязаем (товар, объект, строение) или неосязаем (услуга). Такое подход к определению понятия «проект» может считаться направленным на объект этого проекта и поэтому может называться объектным определением проекта.

Вместе с тем, и одновременно с этим под проектом может пониматься еще и множество согласованных между собой, взаимосвязанных мероприятий, работ, ориентированных на получение некоего уникального продукта (товара или услуги) в условиях существования ограничений. В таком определении проекта акцент сделан на деятельностную составляющую проекта.

К характерным свойствам (признакам) проекта можно отнести: существование определенных целей; особенности постановки проектной задачи; собственное наименование проекта; существование определенного набора документации по проекту; наличие известных временных, ресурсных и иных ограничений при реализации проекта; известный период времени реализации проекта; исполнение проекта определенной группой лиц, называемой командой проекта и другое.

Сущность любой социально-экономической категории отражают ее функции и роли. В виде функций проектов можно признать: повышение эффективности деятельности отдельных элементов, сторон, направлений функционирования организаций; сосредоточение ресурсов организации на наиболее важных проектах; основы, фактора декомпозиции процесса функционирования организации путем вычленения относительно самостоятельных проектов; смысла деятельности участников проектной команды (группы); способа реагирования на проблемы во внешней и внутренней среде организации; способа коммерциализации инноваций путем их внедрения в работу организации и другое.

Социально-экономическими ролями проектов следует признать: уменьшение риска снижения конкурентоспособности организации; повышение эффективности социально-экономических процессов в обществе; снижение потерь от неэффективного расходования ресурсов организаций; выделение и социальное продвижение эффективных проектных команд и другое.

Проектной моделью деятельности организации условимся называть упрощенное представление деятельности организации, основанное на выделении в структуре деятельности такой организации в качестве относительно самостоятельных неделимых, элементарных частей, именуемых проектами.

При этом сами проекты рассматриваются как сложные объекты и операции.

Проектная модель деятельности организации создается для решения задач проектирования и анализа функционирования организации на уровне проектов. Проектная модель функционирования организации может иметь описательный характер, например, она может включать перечисление всех реализуемых организаций проектов, в совокупности представляющих все функционирование организации в целом.

При большем объеме информации о проектах, выполняемых организацией ее проектная модель может иметь вид двухмерной таблицы (матрицы). В строках данной таблицы могут быть представлены наименования, реализуемых определенной организацией проектов (второй столбец таблицы). Столбцы описываемой таблицы могут содержать: первый столбец- номера проектов; второй столбец-название проекта; третий столбец- время начала проекта; четвертый столбец- планируемую дату завершения проекта; пятый столбец -наименование заказчика проекта; шестой столбец-соисполнителей (подрядчиков проекта); седьмой - этап (стадию) реализации проекта; восьмой- суммарные затраты на проект; девятый - уже полученный доход от проекта; десятый столбец - прогнозируемый доход от проекта; одиннадцатый- срок окупаемости проекта; двен-надцатый столбец- чистый приведенный эффект от проекта; тринадцатый- фамилию руководителя проекта; четырнадцатый -всю команду проекта и другие характеристики проекта. В состав столбцов этой таблицы могут включаться любые характеристики проекта, важные с точки зрения решаемой задачи (задачи для которой разрабатывается данная модель). Как уже отмечалось к задачам, решаемым с использованием такой модели относят, прежде всего в целом задачи проектирования и анализа функционирования организации. При этом могут разрабатываться и модели для решения частных задач проектной деятельности организаций, например, для решения задач распределения ресурсов, в том числе, трудовых ресурсов организации.

Описываемая матрица относится к категории типовых представлений объектов проектирования и анализа. Типовым представлением объекта управления, проектирования, анализа называют минимальный объем информации, позволяющий решать эти задачи (управления, проектирования, анализа) в отношении данного объекта [12, с. 40-42].

Проектная модель организации как ее такое типовое представление организации на уровне реализуемых проектов достаточно наглядно и будет давать общую информацию о состоянии дел в организации и по отдельным проектам. После этого могут быть исследованы свойства каждого из проектов как сложной системы. В рамках экономического анализа каждый из проектов организации может быть подвергнут анализу. При таком анализе могут быть использованы известные методики анализа, например, SWOT- анализа, GAP -анализа, анализа с использованием модели БКГ ( Бостонской

консалтинговой группы) или другими методами анализа [13, с. 170-195].

При изучении проекта, как сложной с участием человека системы проект в своем объектном и/или деятельностном проявлениях обладает следующими свойствами [12, с. 89-90]:

1) свойство эффективности, как способность проекта достигать заранее определенные цели в условиях существования ограничений на временной период осуществления и объемы расходуемых ресурсов;

2) физическая неоднородность и большое количество составных частей (элементов) проекта;

3) связи между частями (составляющими) проекта сильней, чем связи между составляющими проекта и элементами внешней среды;

4) эмергентность проекта отражает свойство несводимости характеристик составных частей проекта к характеристикам(свойствам) всего проекта как единого целого;

5) в проекте иерархию можно определить как наличие нескольких находящихся в отношениях подчинения уровней целей проекта, а так же методов и инструментов выполнения целей проекта различных уровней;

6) в проекте его многофункциональность отражает способность проекта выполнять заданный набор функций при определенной структуре проекта;

7) гибкость проекта отражает его способность изменять цели и/или показатели функционирования при изменении внешних или внутренних условий его осуществления;

8) адаптивность проекта определяется его способностью к изменению целей и характеристик деятельности в случае изменении внешних условий реализации проекта;

9) живучесть проекта определяется способностью этого проекта к трансформации целей и/или показателей деятельности в случаях отказа или повреждении элементов данного проекта;

10) надежность проекта можно характеризовать как свойство данного проекта реализовывать свои функции на протяжении определенного периода времени с показателями качества не ниже установленного уровня;

11) безопасность проекта определяется его свойством не наносить недопустимые ущербы окружающей среде (экономике, обществу), персоналу собственной проектной группы (команды);

12) стойкость проекта характеризует возможности проекта реализовывать свои функции в случае выхода характеристик внешней среды и/или объема потребляемых ресурсов за установленные диапазоны (ограничения);

13) в проекте его уязвимость может быть определена как свойство данного проекта получать повреждения под воздействием внутренних или внешних опасных (поражающих) воздействий;

14) присущее проекту свойство устойчивости может быть описано как способность данного проекта возвращаться в исходное состояние, если внешнее вредное воздействие прекращено.

Полной теорией проектной модели функционирования организаций будем именовать научную дисциплину, формируемую для получения и эффективного применения в практике проектной деятельности организаций научных знаний. Другими названиями этой же научной дисциплины могут быть «проектное дело» и «проектология». Наименование «проектология» в большей мере применимо в сфере научных исследований проектной модели деятельности организаций. Название «проектное дело» в значительной мере отражает практическую значимость и практическую составляющую использования знаний о проектной деятельности в обществе и реальной экономике.

Развиваемая научная дисциплина включает весь комплекс научных аспектов, проблем проектов, философию и методологию исследования проектной деятельности, идеологию и политику осуществления проектов, способы, инструменты, технологии исследования и применения на практике знаний, методы анализа, прогнозирования и синтеза элементов и/или всего проекта в целом, мотивы и стимулы для проектных групп и другое.

Значение для практики общей теории проектной модели функционирования организаций заключается в повышении степени социально -экономической эффективности проектов, уменьшении рисков при осуществлении проектов.

Рассмотрим функции проектного дела по общенаучной схеме, одной схеме с функциями технологических укладов [14, с. 60-74]. При таком подходе проектному делу (проектологии) будут присущи следующие функции:

1) в создании понятийной базы, теоретической основы, методологии объективного (научного) исследования фактов, процессов и явлений при реализации проектов состоит методологическая функция проектного дела;

2) процесс исследования, извлечения знаний, регистрации, классификации, анализа знаний, оценки значимости знаний в проектной модели деятельности организации отражает познавательная функция;

3) в синтезе эффективных инструментов, концепций, приемов, способов осуществления проектов, управления в проектном деле заключается его инструментальная (регулятивная) функция;

4) формирование законодательной основы проектной деятельности составляет содержание законотворческой функции проектного дела;

5) сравнение методов формирования проектов, анализ, оценку и выбор наилучшего варианта проекта включает оптимизационная функция;

6) прогнозирование изменения роли проектного подхода в социально-экономическом развитии, получение вероятностных оценок характеристик будущих состояний проектов и их частей является содержанием прогностической функции;

7) исследование причин вероятных отклонений при реализации проектов и разработка системы мер, направленных на минимизацию рисков проектов относится к предупредительной функции;

8) в создании ощущения, восприятия полезности развития методологии проектной модели функционирования организаций в обществе и экономике состоит психологическая функция проектного дела;

9) в классификации, структурировании, представлении и трансляции в общество и экономику информации о преимуществах проектной модели функционирования организаций состоит функция социализации знаний о проектном подходе в обществе и экономике;

10) в формировании системы и платформы знаний, комплексном практическом применении знаний в проектном деле заключается системообразующая (агрегативная) функция в теории проектного дела.

Ролями научной теории проектной модели функционирования организаций есть основания признать: увеличение социально-экономической эффективности проектной модели функционирования организаций в обществе и экономике; уменьшения уровня рисков и ущербов в процессе реализации проектов; дальнейшую систематизацию знаний и развитие методологии и практики проектного подхода и его применения в обществе и экономике.

Анализ показывает, что описаны следующие законы научной теории проектной модели функционирования организаций:

1) социально-экономическая роль проектной модели функционирования организаций увеличивается в шестом технологическом укладе по причине дальнейшего развития инновационной деятельности в условиях ускорения научно-технического прогресса в обществе и экономике;

2) проектная модель позволяет описать функционирование любой организации как набора реализуемых этой организацией проектов;

3) любой проект организации проходит этапы возникновения (зарождения), развития (молодости), стабильной работы (зрелости), ухудшения характеристик (старения), которые и образуют жизненный цикл проекта;

4) осуществление любого проекта имеет свои временные рамки, обеспечивается расходованием определенного объема достаточно разнообразных ресурсов, и связано с характерным для проекта уровнем рисков;

5) чем выше сложность проекта, тем больше риски данного проекта;

6) чем больше доходность проекта, тем выше риски данного проекта;

8) в проектном деле рекомендуется соблюдать баланс между рисками и доходностью реализуемого проекта;

7) период реализации проекта не может быть бесконечно большим, любой проект связан с ограниченным по времени периодом осуществления;

8) для осуществления каждого проекта создается проектная группа (команда) наделенная полномочиями по принятию решений и несущая ответственность за социально-экономические результаты проекта;

9) эффективность проектной модели функционирования организации определяется способностью проектов проводить заранее оговоренные изменения в организации и минимизировать потери ресурсов в организации.

Теоретические основы и особенности функционирования проектных групп описаны в работе [15, с. 272-287].

Ключевыми теоретическими и практическими задачами научной теории проектной модели функционирования организаций:

- развитие философии и методологии проектной деятельности в экономике и обществе (коммерческом и некоммерческом секторе);

- сбор информации, определение значимых факторов, разбиение всей массы проектов на определенные категории (с определенным результатом или открытые проекты; индустриальные или постиндустриальные проекты; коммерческие, некоммерческие; общественные, научные, производственные, образовательные; краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные; высокотехнологичные, низкотехнологичные; другое);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- регистрация, анализ, системное объединение научных знаний, относящихся к определенным видам проектов для их практического использования в проектах;

- сбор информации о проектной деятельности, статистическая обработка и анализ результатов выполнения проектов различной направленности;

- совершенствования методов организации и осуществления проектной деятельности различной направленности;

- формирование рекомендаций и прогнозов, направленных на увеличение социально-экономической эффективности реализации проектов;

- совершенствование методологии диагностики и анализа процесса и результатов осуществления реальных проектов;

- исследование рисков проектов и формирование системы мер, направленных на уменьшение рисков проектов;

- анализ источников финансирования проектов, их стоимости и рисков, разработка новых финансовых схем и создание инновационных финансовых институтов рискового (венчурного) финансирования проектов и другое.

Большое значение в проектном деле будет иметь классификация проектов на основе выявления наиболее влияющих на реализацию проекта факторов. К таким наиболее существенным факторам могут быть отнесены следующие факторы.

Классификация по виду результата проекта. По этому фактору классификации выделяют проекты с заранее определенным результатом или проекты с заранее не известным (открытым) результатом. Последние проекты могут быть названы поисковыми проектами.

Индустриальный или постиндустриальный проект. Деление по этому фактору основано на отправной точке проекта. Отправной точкой индустриального проекта является неудовлетворенная

известная личная или общественная потребность. В качестве отправной точки постиндустриального проекта выступают существующие технические и технологические возможности (результат научно-технического прогресса), которые могут стать основой создания новых потребностей человека или общества.

В процессе развития шестого технологического уклада прогнозируется повышение доли поисковых и постиндустриальных проектов.

Разделение проектов на коммерческие и некоммерческие основано на характере целей проекта. Целью некоммерческих проектов является удовлетворение социальных, бытовых, культурных потребностей человека и общества. Целью коммерческого проекта выступает получение прибыли (положительного чистого приведенного эффекта -№У).

Аналогично может быть развернута классификация проектов и по другим факторам. Особенности проекта, отраженные в его классификации влияют на все стороны проекта, состав и квалификацию проектной команды.

В качестве методов полной теории проектной модели функционирования организаций следует признать: выделение факторов и способов декомпозиции всего множества проектов на сегменты; способы и инструменты системного объединения элементов проекта в единое целое- проект; прогнозный, структурный, системный, параметрический, сравнительный анализ; математическое и эвристическое прогнозирование; методы и способы, инструменты проектного синтеза; способы моделирования и представлений проектов и процессов их реализации; методы формирования и стратегического управления деятельностью проектных групп; психологию проектного подхода; социально-профессиональные отношения в проектном подходе; организационное поведение и методы теорий организации; методология инвестиционного проектирования и анализа; финансовые отношения и менеджмент в проектной деятельности; проектную организационную культуру; методологию бережливого производства в проектной деятельности; методы исследования и минимизации рисков в проектной деятельности и другие.

Анализ позволяет говорить о существовании типового алгоритма реализации проекта в любой области деятельности, который включает этапы:

1. Изучение правовых основ проектной деятельности, предпринимательства, инновационной деятельности, разработка учредительных или других организационных документов проекта.

2. Усвоение содержательных основ инновационной деятельности, классификации инновационных проектов, формирование идеи проекта, маркетинг метода реализации проектов, определение емкости рынка для инновационного продукта проекта.

3. Исследование организационных и содержательных основ инвестирования в проекты, классификации инвестиций, анализ стоимости и рисков источника инвестиций, отбор и определение источников финансирования инновационного проекта.

4. Анализ содержания и этапов жизненного цикла проекта, формирование облика объекта (структуры и основных характеристик) проекта, определение основных этапов деятельностной составляющей в реализации проекта.

5. Формирование и описание миссии, целей, видения, задач и этапов реализации инновационного проекта, блок-схемы управления проектом, составление сметы затрат на проект, определение точи безубыточности проекта.

6. Формирование оценки конкурентоспособности объекта (товара или услуг) инновационного проекта, прогнозирование в ценообразовании на продукцию в проектной деятельности.

7. Исследование рисков инновационного проекта, формирование оценок уровня риска, разработка методов и приемов снижения рисков проекта.

8. Изучение возможностей: государственной поддержки и/или государственной гарантии проекта; создания пула андеррайтеров при проведении IPO; возможностей перехода на «зонтичный режим» работы в интересах заинтересованной в проекте корпорации; возможностей привлечения в проект венчурных инвестиций с участием венчурных инвестиционных фондов, бизнес-ангелов, акселераторов.

9. Анализ методов формирования проектных команд и методов стратегического планирования их деятельности, выбор лидера команды проекта и создание ядра проектной команды.

10. Синтез организационной структуры для реализации и развития инновационного проекта, составление штатного расписания и должностных инструкций ключевых членов команды проекта.

11. Исследование систем мотивации, разработка системы мотивации персонала (проектной группы) инновационного проекта.

12. Разработка системы контроля реализации проекта и деятельности проектной команды.

13. Формирование маркетинговой политики проекта, разработка PR -кампании и рекламной кампании по продвижению проекта.

14. Разработка мероприятий по улучшению репутации и имиджа проекта, создание и управление брендом проекта (продукции), при необходимости формирование программы ребрендинга проекта.

15. Прогнозирование финансовых и других результатов инновационного проекта.

16. Описание и формирование плодотворной организационной культуры в проектной деятельности и команде проекта.

17. Формирование и верификация стратегического или бизнес-плана инновационного проекта.

18. Реализация стратегического плана осуществления проекта.

19. Контроль результатов выполнения проекта.

Данный алгоритм реализации проекта показывает, что для успешного участия и руководства проектом необходимы комплексные знания из таких областей знания: юриспруденция; маркетинг; рекламное дело; управление финансами; управление брендами; собственно методы проектирования конкретных объектов, например, в машиностроении;

менеджмент организаций; управление персоналом и других. Таким образом описанный алгоритм позволяет решать задачу определения необходимой компетентности персонала проекта [8, с. 45-50]. При этом дополнительно может быть использована методика определения необходимой компетентности персонала, описанная в работе [16, с. 12-17]. Эта методика предусматривает оценку компетентности персона по результатам оценки конкурентоспособности разработанной данной проектной группой продукции с использованием четырехуровневой модели продукции (товара или услуги). При этом все проблемы инновационного проекта разделяются на внешние и внутренние проблемы инновационного проекта.

Полученные в результате анализа необходимой компетентности персонала данные могут быть использованы при формировании кадровой политики инновационного проекта и политики мотивации персонала инновационного проекта [17 с. 135-137; 18, с. 95-98].

Результаты, полученные в данной работе могут использоваться и для дальнейшего развития про-ектоориентированного подхода в высшем профессиональном образовании [19 с. 25-37].

В статье исследуются и развивается теоретические основы проектной модели функционирования организаций в обществе и экономике, обсуждаются функции и роли проектов в деятельности организаций, описана проектная модель деятельности организаций, основанная на представлении организации в виде совокупности проектов, в работе описаны функции, роли, законы и задачи полной теории проектной деятельности организаций, представлен типовой алгоритм осуществления проектов, описана возможность использования содержания работ в проекте при формировании кадровой политики проекта и формировании систем мотивации персонала, обоснована тенденция повышения социально-экономической значимости проектного подхода в связи с ускорением научно-технического прогресса в рамках формирования нового (шестого) техукла-да.

Список литературы

1. Нагибин В.Г. Роль базовых концепций финансового менеджмента в современном миропо-нимании//В сборнике: Актуальные проблемы современной экономики. Материалы VIII международной научно-практической конференции: В 2 частях. 2020. С. 91-93.

2. Глущенко В. В. Научная теория технологических укладов и исследование направлений ее практического применения // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №4. С. 488-504. https://doi.org/10.33619/2414-2948/53/59

3. Глущенко В. В. Методологические аспекты системного анализа глобального финансового кризиса //Финансы и кредит, № 45, 2008, с. 2-11

4. Асауленко Е.В., Струк А.Ю. Использование проектного подхода органами государственной власти в целях стимулирования инновационной

деятельности//Вестник университета. 2016. № 6. С. 166-170.

5. Бурылова Л.Г., Баяндина Е.С. Процессный и проектный подходы к управлению компанией как идеология ведения бизнеса//В сборнике: Теория и практика корпоративного менеджмента. Сборник научных статей. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный университет». Пермь, 2010. С. 12-17.

6. Борисов С.А., Плеханова А.Ф. Сравнительный анализ проектного и процессного подходов в управлении инновационной деятельно-стью//Российское предпринимательство. 2013. № 13 (235). С. 91-96.

7. Чехунов Е.И., Белякова А.П. Особенности управления инвестиционными проектами при внедрении инновационных методов управления проектами AGILEZ/Синергия Наук. 2018. № 24. С. 544-550.

8. Колпакова М.А. Совершенствование системы управления проектами в организации: функциональные сферы управления проекта и требования к квалификации менеджера проекта//В сборнике: Научный форум: Экономика и менеджмент. Сборник статей по материалам XI международной научно-практической конференции. 2017. С. 45-50.

9. Гнедых В.А. Что такое корпоративная система управления проектами и зачем она нужна компании//Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4-4 (48). С. 57-61.

10. Федяева О.О., Бунтовский С.Ю. Обзор рынка программных средств управления проектами и основные проблемы управления проекта-ми//В сборнике: Научные исследования: теоретико-методологические подходы и практические результаты. Материалы международной научно-практической конференции НИЦ «Поволжская научная корпорация». 2018. С. 141-145.

11. Казангапова Б.А., Нысанова А.С. Обзор современного программного обеспечения по управлению проектами и критерии выбора программного обеспечения для корпоративного управления проектами//В книге: Национальные экономические системы в контексте формирования глобального экономического пространства. материалы II международной научно-практической конференции. 2016. С. 293-295.

12. Глущенко В. В. Глущенко И.И. Исследование систем управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования: Учеб. Пособие для вузов. -г. Железнодорожный, Моск. обл., ООО НПЦ «Крылья», 2004. -416 с. Изд. 2-е испр. и доп.

13. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Методические основы анализа управленческой деятельности [Электронный ресурс] // Молодежный научный вестник. 2018. № 1(25), с.170-195.

14. Глущенко В.В. Задачи общей теории технологических укладов // Kazakhstan Science Journal, 2020, № 2 (15), с. 60-74.

https://sciencejoumal.press/sj/article/view/154/13 1 (дата обращения 13.02.2020).

15. Глущенко В. В. Научная теория команд и стратегического управления работой команд // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №4. С. 272287.

16. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Контроль и диагностика компетентности участников инновационной деятельности// Компетентность, № 910, 2014, с. 12-17.

17. Глущенко В.В., Глущенко И.И. , Павлова В.А. Кадровая политика инновационно активной организации//Новая наука: стратегии и векторы развития: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (19 марта 2016 г., г.

Ижевск)./в 2 ч. Ч.1- Стерлитомак: РИЦ АМИ, 2016, с. 135-137.

18. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Влияние политики мотивации на инновационное поведение персонала научной организаций////Торюа1 areas of fundamental and applied research XV: Proceedings of the Conference. North Charleston, 9-10.04.2018, Vol. 1—North Charleston, SC, USA:CreateSpace, 2018, p. 95-98.

19. Глущенко В.В. Проектная модель высшего инженерного образования // Kazakhstan Science Journal. 2020. Т. 3. № 9 (22). С. 25-37., https://sciencejournal.press/sj/article/view/210/175. (дата обращения 28.09.2020).

DIRECTIONS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP DEVELOPMENT IN HIGHER EDUCATION

IN UZBEKISTAN

Rejapov Kh.

Phd,

National University of Uzbekistan named after Mirzo Ulugbek, Lecturer at the Department of Macroeconomics at the Faculty of Economics.

Uzbekistan

Abstract

The article analyzes the main indicators of the higher education system, the state of higher education. Also, scientific and practical proposals for the development of higher education and educational services through the development of public-private partnerships have been developed.

Keywords: higher education, higher education services market, specialist.

Formation and sustainable development of the market of higher education services in the world, commercialization of higher education system, interrelation of higher education services with the labor market and improvement of quality and mechanisms of development of education, provision of youth with higher education, on the basis of public-private partnerships on methodological and methodological aspects of market development a number of research works are underway.

According to the Organization for Economic Cooperation and Development, "the proportion of people aged 25-34 with higher education is 69.6% in the Republic of Korea, 61.8% in Canada, 60.7% in Japan, 56.2% in Ireland, 55.6% in Lithuania and Switzerland. 51.2 percent, 50.8 percent in the United Kingdom, 49.4 percent in the United States and 46.9 percent in France. The market of educational services, which is an important factor in increasing the intellectual level of workers and labor productivity, allows to involve the population in the educational process and strengthen the human position in the relevant segment of the labor market in the future. The labor market, in turn, affects the education market, forming a social order in relation to the quality and quantity of educational services.1

On the directions of the development of public-private partnerships in the system of higher education, the directions of development, the legal and institutional basis M. V. Lybaneva (Lybaneva, 2017), E. A.

1 https://data.oecd.org/chart/5Hc6

Fedosenko (Fedosenko, 2012), E.A Dmitrieva(Dmitrieva, 2012, 2), E. A. Gari-bova(Garibova, 2014), Kh. Kh. Rejapov(Rejapov, 2015, 11) conducted research works.

The main task of higher education institutions providing educational services in the market of educational services is to ensure their socio-economic interests through the provision of educational services to the population, along with the training of highly qualified personnel that will ensure the effective development of sectors of the national economy.

Legal framework of public-private partnership mechanism in higher education are regulated by Decision of the President of the Republic of Uzbekistan dated September 15, 2017 No PP-3276 «On measures for further development of non-governmental educational services», the decision of Cabinet of Ministers of the Republic of Uzbekistan «On improvement of licensing procedures in the field of non-governmental educational services» of March 27, 2018, and the Law of the Republic of Uzbekistan from May 10, 2019»About public-private partnership" № LRU-537.

According to the decision of Cabinet of Ministers of the Republic of Uzbekistan dated March 27, 2018 No 241 «On improvement of licensing procedures in the field of non-governmental educational services» establishment of favorable conditions for legal entities operating in the field of non-governmental educational services, expansion of the network of educational institutions on the basis of public-private partnership, as well as licensing of activities in the field of non-state educational services were established.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.