Научная статья на тему 'Проектная форма организация самостоятельной работы студентов направлений подготовки "Туризм" и "Гостиничное дело"'

Проектная форма организация самостоятельной работы студентов направлений подготовки "Туризм" и "Гостиничное дело" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / DESIGN ACTIVITIES / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / ПРОЕКТНЫЕ УМЕНИЯ / DESIGN SKILLS / НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ / TRAINING COURSE / ТУРИЗМ / TOURISM / ГОСТИНИЧНОЕ ДЕЛО / HOTEL BUSINESS / ПРОБЛЕМА / PROBLEM / ЗАДАЧИ / OBJECTIVES / STUDENTS' SELF-STUDY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анищенко Елена Александровна, Байсултанова Лейла Борисовна, Карашева Аксана Георгиевна, Насипов Артур Жабагиевич

В статье рассматриваются предпосылки и условия использования метода проектов для организации самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Туризм» и «Гостиничное дело». Рассматриваются различные подходы к определению феномена «самостоятельная работа», типы и классификация заданий, используемых для содержательного наполнения этого вида учебно-познавательной деятельности. Предлагается алгоритм осуществления проектной деятельности по выделенным этапам с обсуждением предполагаемых действий преподавателя и студентов в процессе реализации проекта с привлечением знаний из различных научных областей. Показано, что одним из наиболее эффективных технологий формирования конкурентоспособных специалистов в сфере «Туризма» и «Гостиничного дела», является проектная деятельность. На конкретных примерах показана, как в процессе выполнения проекта осуществляется самостоятельная познавательная деятельность студентов, осознанно решаются профессионально ориентированные задачи, развиваются личностные и профессиональные качества, умения и навыки, необходимые конкурентоспособным специалистам, для того, чтобы повысить востребованность на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анищенко Елена Александровна, Байсултанова Лейла Борисовна, Карашева Аксана Георгиевна, Насипов Артур Жабагиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Design Basis in Self-Study Organizing for Students in Training Course “Tourism” and “Hotel Business”

The article investigates prerequisites and provisions to use the method of projects in organizing the self-study of the students educated as per the training courses “Tourism” and “Hotel Business”. Various approaches are being investigated to identify “self-study” phenomenon, types and classification of tasks used for detailed filling of this kind of training and cognitive activities. The algorithm is proposed to execute the design activities as per the highlighted phases with discussion of the estimated actions of teacher and students during the project implementation process with attraction of knowledge from different scientific fields. It is shown that one of the most efficient processes of competitive professionals formation in “Tourism” and “Hotel Business” spheres is the design activities. Specific case studies show, how in process of project execution, the self-cognitive activities of the students is executed, professionally oriented objectives are consciously solved, personal and professional qualities, skills and abilities are developed required for competitive specialists to increase their relevance in labour market.

Текст научной работы на тему «Проектная форма организация самостоятельной работы студентов направлений подготовки "Туризм" и "Гостиничное дело"»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-04/ . .

Дата публикации: 1.09.2018 Е. А. АНИЩЕНК0, № 4 (34). С. 89-95.

удк 378.147.88 Л. Б. Байсултанова, А. Г. Карашева, А. Ж. Ндсипов

Проектная форма организация самостоятельной работы студентов направлений подготовки «Туризм» и «Гостиничное дело»

В статье рассматриваются предпосылки и условия использования метода проектов для организации самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Туризм» и «Гостиничное дело». Рассматриваются различные подходы к определению феномена «самостоятельная работа», типы и классификация заданий, используемых для содержательного наполнения этого вида учебно-познавательной деятельности. Предлагается алгоритм осуществления проектной деятельности по выделенным этапам с обсуждением предполагаемых действий преподавателя и студентов в процессе реализации проекта с привлечением знаний из различных научных областей. Показано, что одним из наиболее эффективных технологий формирования конкурентоспособных специалистов в сфере «Туризма» и «Гостиничного дела», является проектная деятельность. На конкретных примерах показана, как в процессе выполнения проекта осуществляется самостоятельная познавательная деятельность студентов, осознанно решаются профессионально ориентированные задачи, развиваются личностные и профессиональные качества, умения и навыки, необходимые конкурентоспособным специалистам, для того, чтобы повысить востребованность на рынке труда.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, проектная деятельность, компетенции, проектные умения, направление подготовки, туризм, гостиничное дело, проблема, задачи

Perspectives of Science & Education. 2018. 4 (34)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Accepted: 25 June 2018

Published: 1 September 2018 E. A. ANiSHCHENKO,

No. 4 (34). pp. 89-95.

L. B. B A i S u LTA N O VA, A. G. KARASHEVA, A. Zh. NASiPOV

Design Basis in Self-Study Organizing for Students in Training Course "Tourism" and "Hotel Business"

The article investigates prerequisites and provisions to use the method of projects in organizing the self-study of the students educated as per the training courses "Tourism" and "Hotel Business". Various approaches are being investigated to identify "self-study" phenomenon, types and classification of tasks used for detailed filling of this kind of training and cognitive activities. The algorithm is proposed to execute the design activities as per the highlighted phases with discussion of the estimated actions of teacher and students during the project implementation process with attraction of knowledge from different scientific fields. It is shown that one of the most efficient processes of competitive professionals formation in "Tourism" and "Hotel Business" spheres is the design activities. Specific case studies show, how in process of project execution, the self-cognitive activities of the students is executed, professionally oriented objectives are consciously solved, personal and professional qualities, skills and abilities are developed required for competitive specialists to increase their relevance in labour market.

Key words: students' self-study; design activities; competence; design skills; training course; tourism; hotel business; problem; objectives

А ктуальность проблемы организации // самостоятельной работы студентов (СРС) объясняется необходимостью перехода:

- от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь»;

- от «парадигмы обучения» к «парадигме учения»;

- к новым образовательным стандартам на основе компетентностного подхода [1].

Традиционная парадигма обучения основывается на трансляции готовых знаний от преподавателей к студентам. Компетентностная же парадигма, в значительной степени, может быть реализована благодаря созданию творческой среды и формированию навыков самостоятельного решения учебных и жизненных проблем. Поэтому, ключевой идеей новой парадигмы выступает тезис о постоянном повышении качества и продуктивности обучения, главным образом, за счет интенсивной самостоятельной работы. Следовательно, организация СРС в вузе - наиболее важная и одновременно сложная проблема в условиях современного образовательного процесса. Самостоятельная работа, по существу, стала ведущей формой организации учебной и познавательной деятельности студентов, в связи с чем, необходимо искать пути ее активизации и повышения эффективности.

Предлагаемое исследование посвящено поиску ответа на вопросы, о том, как организовать самостоятельную работу студентов в процессе профессиональной подготовки бакалавров и магистров направлений «Туризм» и «Гостиничное дело» и как можно повысить эффективность самостоятельной работы в образовательном процессе.

Прежде всего, рассмотрим значение термина «самостоятельная работа» и его сущностные характеристики.

Как указывают исследователи [2-6], в психолого-педагогической литературе нет однозначной трактовки этого феномена. Однако, можно выделить четыре основных подхода к определению указанного выше понятия.

1. Самостоятельная работа - это вид учебной деятельности, направленная на формирование знаний, умений и навыков.

2. Самостоятельная работа - это средство обучения, используемое для различных целей.

3. Самостоятельная работа - это форма учебной деятельности.

4. Самостоятельная работа представляет собой одновременно средство, способ и метод обучения.

Под самостоятельной работой студентов мы будем понимать деятельность, направленную на получение новых знаний, их закрепление и систематизацию, а также формирование умений и навыков, в процессе выполнения различного вида заданий под руководством, контролем и

оценкой преподавателя. Главная цель самостоятельной работы - формирование познавательной активности и мотивации к учебе.

Резюмируя вышеизложенное, можно констатировать, что самостоятельная работа направлена на решение комплекса взаимосвязанных задач, в числе которых:

- систематизация, закрепление и углубление уже рассмотренных теоретических вопросов и зафиксированных практических умений;

- развитие познавательной потребности и познавательных способностей, а также исследовательских навыков;

- актуализация творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирование критического мышления, способностей к самосовершенствованию и самореализации.

Организация самостоятельной деятельности студентов осуществляется с помощью специально подобранных или разработанных преподавателем заданий. При этом, они по своему содержанию и характеру должны соответствовать специфике направления подготовки, изучаемой дисциплине, индивидуальным особенностям студентов. Известно очень много разновидностей заданий, используемых в педагогическом процессе для организации и управления СРС [7].

Дидакты и методисты, как правило, для классификации этих заданий используют два признака: дидактическое назначение либо степень самостоятельности студентов при их выполнении. Не вдаваясь в подробности данного вопроса, ограничимся следующей классификацией (таблица 1) за основу которой принята дидактическая цель.

Таблица 1

Классификация и виды заданий для СРС

Дидактическая цель Виды заданий

Приобретение новых знаний - работа с текстом на бумажном носителе; - учебная и научно-исследовательская работа; - работа с аудио- и видеоинформацией; - работа с электронным текстом;

Формирование умений - решение задач и упражнений; - работа с графической информацией; - участие в деловых играх; - выполнение проектов (творческих, курсовых, дипломных);

Закрепление и систематизация знаний - работа с конспектом, книгой, справочником, словарем; - аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, контент-анализ); - подготовка доклада, реферата; - подготовка учебных материалов (тестовых заданий, тематических кроссвордов, библиографических списков)

Регерес^еБ с^ Science & Education. 2018. 4 (34)

Организация СРС по учебной дисциплине связана со стороны преподавателя с решением следующих основных задач:

- постановка задания (цель, содержание, средства, объем, сроки выполнения, формы контроля) по самостоятельной работе;

- консультативная помощь (индивидуальная, групповая);

- контроль качества выполнения и оценка результатов СРС.

К эффективным формам организации СРС, обладающим наиболее высоким потенциалом формирования и активизации познавательной деятельности, следует отнести выполнение проектных работ. Именно этому виду деятельности мы уделяем особое внимание в процессе подготовки профессионалов по направлениям «Туризм» и «Гостиничное дело». Это обусловлено, в первую очередь, тем, что в условиях конкуренции возрастают требования со стороны работодателей к практико-ориентированным профессиональным компетенциям выпускников.

Благодаря модернизации образования, переходу к компетентностной парадигме, мы стали свидетелями широкого и всестороннего интереса к проектированию. Объясняется это явление тем, что базовую характеристику компетенции нельзя рассматривать в отрыве от способа ее формирования. Компетенция может формироваться и проявляться только в деятельности, а показателем ее качества служит мера включенности субъекта в эту деятельность. В связи с этим ведутся поиски вариантов использования огромного потенциала, заложенного в проектной технологии обучения и направленного на развитие компетенций. Состав компетенций, формируемых в процессе проектирования, может различаться в зависимости от дидактической цели и задач, поставленных в рамках реализуемого проекта.

Проектный метод обучения ориентирован на развитие профессионально важных компетенций, в том числе, исследовательских умений:

- анализ проблемной ситуации;

- выявление проблем;

- построение гипотез;

- осуществление отбора необходимой информации;

- проведение наблюдения;

- фиксация и анализ результатов исследования;

- формулировка выводов.

Помимо этого, в процессе работы над проектом формируются коммуникативные умения (способность к точному выражению своей точки зрения, к пониманию позиции другого, к конструктивной критике), а также умение работать в коллективе (понимание роли и значения командной деятельности для достижения результата, значимости сотрудничества, совместной работы).

Проектная деятельность существенно отличается от традиционной практики обучения, в частности, по вовлеченности участников в сферу сотрудничества. Если в одном мы имеем дело с исполнением, то в другом речь идет о личной вовлеченности в проектные инициативы и замыслы. В компетенциях, формирование которых происходит в проектной деятельности, осуществляется постепенное разворачивание и отражение вовлеченности в различные процессы [8]:

- рождаются проектные и образовательные инициативы;

- разрабатываются и реализуются проекты;

- организуется рефлексия и построение проектной деятельности.

Формирование компетенций может происходить не только в условиях, когда проектирование выступает в качестве содержания образования, но, как и средство. Например, для организации СРС в рамках отдельных учебных дисциплин. В результате вырабатываются умения по постановке и решению проблем, вхождению в процесс проектирования, самостоятельной организации познавательной деятельности.

В зависимости от степени сформированности «проектных» компетенций можно выделить три уровня самостоятельности студента. На первом уровне он является лишь участником проекта, исполнителем проектных задач. Второму уровню соответствует студент, принимающий участие в разработке проекта, постановке проблем, цели, а также в разработке средств проектной деятельности. Третий уровень характерен для организаторов проекта, занимающихся управлением по разработке замысла и реализации проекта.

Выполнение студентами проектных и исследовательских заданий и подведение итогов работы может быть осуществлено организационно в различных формах: в виде участия в работе научного кружка, научно-практической конференции, выполнения проекта по индивидуальному плану или в проектной группе и т.д.

На основе проведенного нами анализа работ, посвященных технологии проектной деятельности, проведено уточнение алгоритма выполнения проекта для организации СРС по дисциплинам учебного плана студентами направлений подготовки «Туризм» и «Гостиничное дело»: выявление потребности; постановка и обоснование проблемы; формулировка задач; планирование работ; поиск средств и способов достижения проектной цели; выполнение проекта; анализ и оформление результатов; защита проекта, оценка и самооценка.

Рассмотрим более подробно необходимые действия преподавателя и студентов на этих этапах.

1. Выявление потребности. Отправной точной любого учебного процесса проектирования является выявление потребности (познавательной или преобразовательной), обладающей общественной или личной значимостью. Под по-

требностью мы понимаем нужду в чем-либо для группы людей или одного человека на данном промежутке времени.

Исходным условием возникновения потребности является некая конфликтная обстановка: недостаток в каких-либо предметах, знаниях или услугах, избыток чего-либо, возможно, наличие того и другого обстоятельства. В нашем сознании такая обстановка воспринимается как нужда, направленная на устранение соответствующего конфликта. Достигнув определенного состояния напряжения, называемого интересом или мотивом, потребность выступает в роли побудителя к конкретным действиям.

На этом этапе задача преподавателя научить студентов правильно выявлять свои потребности в профессиональной сфере, научить их видеть разницу между потребностью и желанием. Началом проектирования является определение потребности в создании новой материальной или интеллектуальной продукции, направленной на удовлетворение этой потребности. При этом студенты на основе собственных знаний и обобщения различных источников информации должны изучить потребности в определенных туристических продуктах или услугах. Для этого им нужно заниматься проведением мини-маркетинговых исследований, изучением своих интеллектуальных и материальных возможностей.

2. Постановка и обоснование проблемы. Следует отметить, что не любая познавательная или преобразовательная потребность может вызвать определённый поведенческий акт. Это происходит только в том случае, когда мы имеем или может создать средства и условия, необходимые для удовлетворения соответствующей потребности. Сюда следует отнести наличие предмета и орудия деятельности, знаний и способов действий. Именно тогда, когда у нас нет необходимых средств и условий для удовлетворения потребности, перед нами встает проблема.

Постановка проблемы - один из важных звеньев проектной деятельности. Студенты на этом этапе должны сформулировать и обосновать проблему [9]. Проблема выражается в форме вопроса, на который нет ответа по тем или иным объективным причинам в исходный момент времени. При этом необходимо отличать проблемные вопросы от не проблемных. В проблемном вопросе всегда присутствует скрытое противоречие.

Существуют различные виды противоречий, в том числе:

- между имеющимися и актуальными знаниями;

- между выбранным способом выхода из проблемной зоны и его целесообразностью;

- между многообразием фактов и отсутствием общей картины (модели) происходящего явления или процесса.

Задача преподавателя научить студентов правильной формулировке проблемных вопросов,

поскольку «вскрытие» противоречия является мощным импульсом к развитию познавательной активности.

Не менее важная задача, которую предстоит решить совместно на этом этапе, состоит в том, чтобы обосновать проблему, т.е. определить содержательные и ценностные связи искомой проблемы с другими и найти аргументы в пользу необходимости ее решения в сложившихся условиях.

3. Формулировка задач. Сформулированную проблему затем необходимо «разложить» в систему или «веер» учебных задач, направленных на развитие личностно-волевого и образовательного потенциала обучающегося. При решении задач наиболее полно может быть реализована методология деятельностного и личностного подходов [10].

В работе [11, с.19] выделены основные «требования к построению системы задач:

1. Конструироваться должна не одна отдельная задача, а система задач.

2. При конструировании системы задач надо стремиться, чтобы она обеспечивала достижения не только ближайших целей, но и отдаленных.

3. Учебные задачи должны обеспечить усвоение системы средств, необходимой и достаточной для успешного осуществления учебной деятельности.

4. Учебные задачи должны конструироваться так, чтобы соответствующие средства деятельности, усвоение которых предусматривается в процессе решения задачи, выступали как прямой продукт обучения».

На этом этапе важное место должно быть отведено обучению студентов умению формулировать задачи исходя из рассматриваемой проблемы.

4. Составление плана. Процесс реализации любого проекта начинается с составления плана. Этот этап должен быть посвящен прогнозированию последовательности действий, обсуждению средств реализации проекта, определению способов коммуникации его участников. План представляет собой последовательность шагов, в котором отражены действия, которые предстоит совершать каждому участнику. В нем приводится описание способов управления проектом, примерные сроки завершения отдельных этапов и контрольных точек. Решения по частным задачам выступают в качестве промежуточных результатов.

Важность установления контрольных точек объясняется тем, что в процессе выполнения проектных работ необходимо осуществлять текущий контроль и сравнивать промежуточные результаты с конечными показателями. Благодаря анализу промежуточных результатов можно своевременно корректировать ход действий, вносить изменения в план.

5. Поиск средств и способов достижения цели проекта. На этом этапе участники проект-

ной деятельности должны заниматься поиском различных вариантов решения проблемы, их анализом, выбором наиболее приемлемого из них, а также адекватных им средств и способов достижения цели. Так, например, для проекта «Термальные источники КБР» (Иругова Милана, магистратура 1 год обучения, направление «Туризм») было принято решение: основной материал представить в виде гипертекста, содержащего текстовую числовую, графическую и звуковую информацию. Для реализации же проекта «Нальчик - курорт» (Махошева Алеся, магистратура 1 год обучения, направление «Гостиничное дело») был запланирован и разработан сайт https://alesya9494.wixsite.com/mysite (дата обращения 12.07.2018 г.). В проекте «Парадром Чегем» (Тлугачева Альбина, магистратура 1 год обучения, направление «Туризм») в качестве конечного продукта был предусмотрен буклет, в электронном приложении которого фильм А. Тимакова о Чегемском парадроме.

Во всех рассмотренных случаях преподаватель выступает в роли консультанта. Студент, исходя из собственного опыта, умений, технологических знаний, выбирает ту или иную форму обработки и подачи материала. При этом, студенты овладевают новыми знаниями, технологиями, исследовательскими умениями, необходимыми для выполнения своего проекта.

6. Выполнение проекта. Для успешной реализации проекта в соответствии с планом, участникам необходимо выполнять скоординированные действия, способные привести к намеченному результату. Количество действий определяется сложностью проекта. Задача преподавателя состоит в осуществлении контроля выполнения плана путем сравнения реализованных промежуточных итогов с запланированными показателями. Завершается этот этап тем, что студент создает продукцию, предусмотренную проектом.

Практика показывает, что благодаря системному внедрению метода проектов в организацию СРС обеспечивается достижение высокого уровня общекультурных и профессиональных компетенций.

7. Анализ и оформление результатов. На этом этапе студенты анализируют полученные результаты, выявляют недочеты и намечают пути их исправления. Затем оформляют проект на основе установленных требований.

В одном из разделов необходимо рассчитать себестоимость продукции (изделия или услуги), определить цену изделия, предполагаемую прибыль и сроки реализации. Кроме того, важно определить возможные способы реализации продукции, для чего проводится мини маркетинговое исследование. Документы должны содержать и экологическую экспертизу проекта. Суть ее в том, чтобы дать обоснование, что производимые в рамках проекта технологические операции, а также изделие или услуга не представляют

опасности для окружающей среды и организма человека. При этом природные ресурсы используются бережно и рационально.

8. Защита проекта, оценка и самооценка. Защита проекта осуществляется в форме публичной презентации основных результатов и выводов по их применению на практике. Защиту лучше всего проводить с использованием мультимедийных технологий. Презентация проекта считается важнейшим элементом процесса его защиты. Требования к изложению материала: логичность, последовательность и аргументированность. В процессе защиты участникам необходимо продемонстрировать насколько четко они понимают проблему и ее актуальность, умеют излагать и аргументировать свою позицию. Успешная защита предполагает наличие хорошо структурированного выступления на основе логики проектирования и установленного регламента.

Проект оценивают как члены экспертной комиссии, так и товарищи по студенческой группе в соответствии с установленными критериями. В числе наиболее важных из них, можно назвать: насколько обоснован выбор и актуальна тема проекта; как полно и самостоятельно раскрыта тема; насколько завершенной является деятельность по реализации проекта; какова степень практической направленности проекта. Важное место уделяется также эстетичности оформления, структурированности информации, качеству подачи материала, наличию ссылок на использованные источники и соблюдению регламента.

Участники проекта должны также сами оценить процесс и результат деятельности, осуществить рефлексию. Самооценка собственных достижений в рамках проектной деятельности может быть дана с помощью ответов на вопросы: Что нового я узнал? Какие умения приобрел? Какова степень самостоятельности и ответственности, проявленная при выполнении заданий? Насколько работа в проекте была интересной и полезной для меня?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ниже приведены еще несколько тем проектов, выполненных в 2017-2018 учебном году студентами магистратуры в рамках часов, отводимых на самостоятельную работу:

1. «Туристу в ТУРЦИЮ».

2. «Развитие событийного туризма в ГЕРМАНИИ».

3. «ДЖИЛЫ-СУ - вершина семи родников».

4. «Гора ЭЛЬБРУС».

5. «Водопад ГЕДМИШХ».

6. «Курорт ЕСЕНТУКИ».

7. «Голубое озеро».

8. «Гастрономический тур по «ШАТО ЭРКЕН».

9. «Основные достопримечательности Нальчика».

10. «Безенгийская стена - Кавказские Гималаи».

11. «Лермонтовские места ПЯТИГОРСКА».

12. «Туристический маршрут к водопаду «ДЕ-

ВИЧЬИ КОСЫ» в Приэльбрусье.

13. «ДАРГАВС - город мертвых».

14. «Экспедиционный тур по ущельям и перевалам КБР «9 ВОДОПАДОВ».

15. «Художественное оформление интерьера гостиницы».

16. «Построение экскурсионного маршрута по территории КБГУ».

17. «Гастрономический маршрут «Путь НА-РТОВ».

18. «Проект мини-гостиницы <ОаппаЪ>.

19. «Полеты на воздушных шарах в КБР».

20. «Туристский маршрут к озеру КАЗЕНОЙ-АМ».

Каждый студент сам выбирал тему проекта в соответствии со своими интересами и

потребностями, знаниями и умениями, обосновывал ее актуальность и значимость. При этом, темы тесно коррелировали с будущими профессиональными интересами. Подавляющая часть проектов имела практическую направленность, и была ориентирована на приобретение профессионально важных компетенций.

Таким образом, деятельность студентов на каждом этапе проекта подразумевает формирование и развитие определенных проектных умений. Интеграция этих умений способствует выработке обобщенных проектных умений, которые необходимы современным выпускникам направлений подготовки «Туризм» и «Гостиничное дело».

ЛИТЕРАТУРА

1. Насипов А.Ж. О цели системы самостоятельной работы студентов с позиций культуроцентричного подхода // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. - Август 2010, ART 1440. - СПб., 2010 URL: http // www.emissia.org/offline/2010/1440.htm (дата обращения: 15.07.2018).

2. Разливинских И.Н. Самостоятельная работа студентов как психолого-педагогический феномен // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2017. № 3 (35). С. 33-41.

3. Прохорова М.П., Семченко А.А. Организация самостоятельной работы обучающихся в форме проектной деятельности // Вестник Мининского университета. 2017. №2 (19). С.4.

4. Петрова Л.А., Берестнева Е.В., Бригадин А.А. Организация самостоятельной работы студентов в контексте реализации ФГОС ВО // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-1.; URL: http://www. science-education.ru/ru/article/view?id=19211 (дата обращения: 15.07.2018).

5. Троянская С.Л. Савельева М.Г. Компетентностный подход к реализации самостоятельной работы студентов. Учебное пособие. Ижевск, Изд-во УдГУ, 2013. 110 с.

6. Фидарова М.Г. Модель организации проектной деятельности студентов при компетентностном подходе // Дискуссия. 2014. № 6 (47). С. 104-112.

7. Агибова И.М., Куликова Т.А. Самостоятельная работа студентов в вузе: виды, формы, классификации // Вестник Ставропольского государственного университета. 2010. №6. С. 221-227.

8. Иванова Т.В. Проектная технология как средство организации самостоятельной работы студентов // Профессиональное образование в России и за рубежом, 2013. №2 (10), с. 51-54.

9. Пак В.В. Метод проектов как способ формирования обобщенных проектных умений студентов инженерных вузов // Профессиональное образование. 2016. №1. С.68-74.

10. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. 272 с.

11. Машбиц Е.И. Психологический анализ учебной задачи // Сов. Педагогика. 1973. №2. С.58-65.

REFERENCES

1. Nasipov A.Zh. On the goal of the system of independent work of students from the standpoint of the culture-centric approach. Letters to the Issue. Offline (The Emissia. Offline Letters): an electronic scientific journal. 2010. ART 1440. St. Petersburg, URL: http // www.emissia.org/offline/2010/1440.htm (accessed 15 July 2018). (in Russian)

2. Razlivinsky I.N. Independent work of students as a psychological and pedagogical phenomenon. Bulletin of Shadrinsky State Pedagogical University. 2017. no. 3 (35). pp. 33-41. (in Russian)

3. Prokhorova M.P., Semchenko A.A. Organization of independent work of students in the form of project activities. Bulletin of the Minin University. 2017. no 2 (19). p.4. (in Russian)

4. Petrova L.A., Berestneva E.V., Brigadin A.A. The organization of self-study work to students in the context of implementation FSES HE. Modern problems of science and education. 2015. no 2-1 .; URL: http://www.science-education.ru/en/article/view?id=19211 (accessed 15 July 2018). (in Russian)

5. Troyanskaya S.L. Savelyeva M.G. Competent approach to the implementation of independent work of students. Tutorial. Izhevsk, Publishing House of the Udmurt State University, 2013. 110 pp. (in Russian)

6. Fidarova M.G. Model of the organization of project activity of students with a competent approach. Discussion. 2014. no. 6 (47). pp. 104-112. (in Russian)

7. Agibova I.M., Kulikova T.A. Independent work of students in the university: types, forms, classifications. Bulletin of the Stavropol State University. 2010. no. 6. pp. 221-227. (in Russian)

8. Ivanova T.V. Project technology as a means of organizing independent work of students. Vocational education in Russia and abroad, 2013. no. 2 (10), pp. 51-54. (in Russian)

9. Pak V.V. The method of projects as a way to form generalized design skills of students of engineering universities. Vocational education. 2016. no. 1. pp. 68-74. (in Russian)

10. Serikov V.V. Education and personality. Theory and practice of designing pedagogical systems. Moscow, The publishing corporation "Logos", 1999. 272 p. (in Russian)

11. Mashbits EI Psychological Analysis of the Academic Problem. Sov. Pedagogy. 1973. no. 2. pp. 58-65. (in Russian)

12. Nekrasova T.P. Self-education is an inalienable part of the teacher's life. Electronicjournal "Concept". 2013. pp. 246250. Available at: www.e-concept.ru/2013/5305 (accessed 15 July 2018). (in Russian)

Информация об авторах Анищенко Елена Александровна

(Россия, Кабардино-Балкарская респ., г. Нальчик) Старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента в туризме Кабардино-Балкарский государственный университет им.Х.М.Бербекова E-mail: [email protected]

Байсултанова Лейла Борисовна

(Россия, Кабардино-Балкарская респ., г. Нальчик) Доцент кафедры экономики и менеджмента в туризме,

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова E-mail: [email protected]

Карашева Аксана Георгиевна

(Россия, Кабардино-Балкарская респ., г. Нальчик) Кандидат экономических наук, зав. кафедрой, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова E-mail: [email protected]

Насипов Артур Жабагиевич

(Россия, Кабардино-Балкарская респ., г. Нальчик) Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента в туризме Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова E-mail: [email protected]

Information about the authors

Anischenko Elena Alexandrovna

(Russia, Kabardino-Balkarian Republic, Nalchik) Senior Lecturer of the Department of Economics and Management in Tourism Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov E-mail: [email protected]

Baisultanova Leyla Borisovna

(Russia, Kabardino-Balkarian Republic, Nalchik) Associate Professor of the Department of Economics and Management in Tourism, Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov E-mail: [email protected]

Karasheva Aksana Georgievna

(Russia, Kabardino-Balkarian Republic, Nalchik) PhD in Economic sciences, Head of the Department, Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov E-mail: [email protected]

Nasipov Artur Zhabagievich

(Russia, Kabardino-Balkarian Republic, Nalchik) PhD in Physical and Mathematical Sciences, Associate

Professor of the Department of Economics and Management in Tourism. Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.