Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Дата публикации: 1.07.2018 № 3 (33). С. 312-316. УДК 316.346.32-053.6
А. Г. Карашева, А. Ж. Насипов
Проблема оттока талантливой молодежи из регионов (на примере Кабардино-Балкарской республики)
В предлагаемой статье проводится анализ причин оттока талантливой молодежи из регионов в столичные вузы страны для получения высшего образования. Рассмотрены основные варианты решения этой проблемы, предлагаемые другими исследователями. Выявлены и сформулированы дополнительные меры, направленные на снижение оттока. Приводятся результаты анкетирования школьников, показывающие необходимость оказания помощи школам в организации профессиональных проб и сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. Описана модель института двойного наставничества, реализованного в Кабардино-Балкарском государственном университете: школьник - вуз - работодатель. Показано, что проблема закрепления молодежи в регионах может быть решена только на государственном уровне. При этом, ключевую роль должны играть опорные вузы, выполняющие функции координатора усилий органов власти, бизнеса и гражданского общества. Предложенные рекомендации, а также практика организации сетевого взаимодействия университета со школами-партнерами могут быть полезны для специалистов, занимающихся организацией системы довузовской подготовки и профориентационной работы для учащихся общеобразовательных школ.
Ключевые слова: талантливая молодежь, отток молодежи из регионов, внутренняя миграция, единый государственный экзамен, опорный университет, сетевое взаимодействие, наставничество, профессиональное самоопределение
Perspectives of Science & Education. 2018. 3 (33)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Accepted: 1 June 2018 Published: 1 August 2018
No. 3 (33). pp. 312-316 A. G. Karasheva, A. Zh. Nasipov
Outflow problem of talented youth from the regions (on the example of the Kabardino-Balkarian Republic)
The proposed article analyzes the reasons for the outflow of talented youth from the regions to the capital's universities in the country for higher education. The main variants of solving this problem proposed by other researchers are considered. Identified and formulated additional measures aimed at reducing the outflow. The results of questionnaires of schoolchildren are shown, showing the need to assist schools in organizing professional tests and accompanying professional self-determination of students. A model of the institute of double mentoring realized in the Kabardino-Balkarian State University named after H. M. Berbekov is described: schoolboy - high school - employer. It is shown that the problem of securing youth in the regions can be solved only at the state level. At the same time, the key role should be played by supporting universities, which act as coordinators of the efforts of government bodies, business and civil society. The proposed recommendations, as well as the practice of organizing the network interaction of the university with partner schools, can be useful for specialists involved in organizing the system of pre-university training and career guidance for students in general education schools.
Keywords: talented youth, outflow of youth from regions, internal migration, unified state examination, support university, networking, mentoring, professional self-determination
последнее десятилетие все актуальней становится проблема оттока талантливой молодежи из регионов. В первую очередь речь идет о выпускниках общеобразовательных школ, которые уезжают для продолжения учебы в вузы Москвы и Санкт-Петербурга. Сложность и острота этой ситуации переводит ее в разряд комплексных проблем. Поэтому, поиском её решения специалисты занимаются сразу в нескольких направлениях.
Целью настоящего исследования является изучение сложившейся ситуации, выявление основных причин, заставляющих выпускников с высокими баллами ЕГЭ уезжать из Кабардино-Балкарской республики (КБР), а также поиск механизмов сохранения человеческих ресурсов небольшой многонациональной республики. В статье представлены результаты теоретического анализа и практического изучения внутренней миграции талантливой молодели из КБР.
Под внутренней миграцией мы понимаем территориальное перемещение людей, совершающееся внутри одной страны [1]. Внутреннюю миграцию в РФ чаще всего обуславливают социально-экономические причины: поиск работы, лучшие условия проживания и т.п. В контексте этого, регионов, притягивающих «переселенцев» не так много: Москва, Санкт-Петербург, Сочи и их окрестности. При этом, остальные регионы страны выступают в той или иной степени в качестве доноров [2].
С чем связано усиление внутренней миграции? Каковы основные причины оттока молодежи из регионов? Какие факторы способствуют
этому процессу? Анализ работ, посвящённых рассматриваемой проблеме, позволил выделить пять основных причин оттока талантливой молодежи:
1. Возможность получения высшего образования по более интересным и востребованным программам подготовки.
2. Высокая гарантия качества образования.
3. Привлекательная заработная плата после получения диплома и трудоустройства.
4. Возможность саморазвития и творческой самореализации.
5. Доступность культурных и иных общественных благ.
Основным же фактором, который способствует оттоку молодежи, по мнению большинства исследователей, является Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Действительно, как удержать абитуриента в регионе, если баллы ЕГЭ позволяют ему поступить в один из столичных вузов. О долгосрочных негативных последствиях введения ЕГЭ мало кто догадывался. Сейчас эту проблему косвенно начали признавать все, даже в Минобразовании РФ. Запуск проекта «Опорных университетов» напрямую связан с признанием этой проблемы на самом высоком уровне.
В КБР мы также наблюдаем пока неуправляемый процесс оттока талантливой молодежи, связанный с продолжением учебы в Москве, Санкт-Петербурге и других городах. В восьми из тринадцати административно-территориальных единиц (АТЕ) республики, доля выпускников 2016 года, поступивших в вузы за пределами КБР, составляет 50% и выше (рис. 1).
Рис. 1 Трудоустройство выпускников школ КБР (поступившие в вузы РФ)
На диаграмме не нашли отражение данные по абитуриентам, успешно поступившим в вузы за пределами РФ. Их не так много, общее количество таких абитуриентов 14 человек, что составляет 0,5% от числа первокурсников, поступивших в вузы.
Особую тревогу вызывает то, что из двух АТЕ (г.о. Прохладный, Майский район) практически все выпускники 11-х классов уезжают из республики, а из Прохладненского района - 75%. Результаты опроса учителей и родителей в этих муниципальных округах свидетельствуют о том, что эти дети навсегда уезжают из республики. По мнению опрошенных, не менее важным фактором этой миграции является высокий уровень безработицы, отсутствие возможности трудоустройства в соответствии с полученной профессией. Таким образом, в условиях КБР, проблема трудоустройства - существенный фактор, способствующий оттоку молодежи в центральные регионы.
Усиливающийся отток талантливой молодежи из регионов способен нанести непоправимый ущерб экономике, культуре, кадровому обеспечению различных отраслей высококлассными специалистами. Этот процесс негативно отражается на развитии наукоемких технологий, внедрению инновационных разработок, широкому распространению и внедрению 1Т-технологий. Как следствие, в регионах не получат развитие малый и средний бизнес в перспективных секторах экономики.
С целью выяснения профессиональных намерений обучающихся в одной из школ г.о. Нальчик нами было проведено анкетирование 9-классни-ков, изучающих элективный курс «Мир профессий». В опросе приняли участие учащиеся двух параллельных классов общей численностью 48 человек. Нас интересовало, какую траекторию обучения выберут учащиеся после завершения программы основной школы. Оказалось, что более 30% учащихся планируют продолжить учебу после окончания 9-го класса не в школе, а в колледже. Только 54,2% собираются завершить программу полного среднего образования. Это говорит о том, что многие родители и их дети хотят, таким образом, «уйти» от сдачи ЕГЭ. Примерно столько же ребят (52,1%) заявили, что уже определились с выбором будущей профессии.
Одной из главных задач общеобразовательных учреждений является организация деятельности по профессиональному самоопределению и проведению профессиональных проб. Однако школы с этой задачей не справляются в полной мере по ряду объективных причин. Только чуть больше половины обучающихся отметили, что им удалось попробовать себя в конкретной профессиональной деятельности. Для решения этой задачи Кабардино-Балкарский университет им. Х.М. Бербекова (КБГУ) в рамках сетевого взаимодействия со школами-партнерами соз-
дает университетские профильные классы. Они предназначены для первичного ознакомления обучающихся с профессией, мотивации детей, сопровождения их профессионального самоопределения.
По прогнозам Министерства экономического развития РФ к 2030 голу трудоспособное население страны сократится на 12%. Это приведет к серьезному дефициту на рынке труда, особенно -квалифицированных рабочих. Острую нехватку в кадрах с начальным профессиональным образованием экономика испытывает уже сегодня. Около 13% всех вакансий приходится на долю специалистов рабочих профессий - электросварщиков, токарей, механиков и т.д. В связи с этим, ответ учащихся на вопрос «Считаешь ли ты рабочую профессию удачным стартом для профессионального карьерного роста?» несколько обнадеживает. Более 65% опрошенных ответили «Да».
Самым неожиданным результатом анкетирования школьников, на наш взгляд, явилось желание подавляющего большинства (87,5%) получить образование, а затем организовать собственное дело. Это свидетельствует о том, что многие современные юноши и девушки рассматривают этот вопрос вполне осознанно. В условиях нашей республики, вариант обеспечения самозанятости молодых специалистов, пожалуй, самый актуальный и перспективный.
В настоящее время идет процесс активного поиска различных способов выхода из сложившейся ситуации. В первую очередь, этим занимаются вузы, которые первыми почувствовали признаки этой складывающейся проблемы на себе. Проявилось это в том, что резко снизилось качество подготовки абитуриентов, поступивших на первые курсы. В качестве возможных вариантов ее решения, чаще всего, предлагаются следующие меры:
- создание филиалов и кафедр ведущих вузов страны в регионах;
- развитие науки, создание научных кластеров в регионах;
- практико-ориентированная подготовка студентов;
- создание опорных вузов в регионах.
Однако нетрудно понять, что комплекс предлагаемых мер, является далеко не полным. Кроме того, речь может идти лишь о частичном решении проблемы. Все они по отдельности и даже вместе, никак не смогут повлиять на основные факторы: систему итоговой государственной аттестации в форме ЕГЭ и проблему трудоустройства. Поэтому, необходимо обсуждать проблему с более широких позиций.
Опыт работы в системе довузовской подготовки и профориентационной работы КБГУ позволяет нам сформулировать ряд дополнительных мер, направленных на сокращение оттока молодых людей из республики. Остановимся кратко на каждом из них.
1. Подготовка кадров в регионах должна осуществляться на основе регионального заказа. При этом должны учитываться социально-экономические, демографические и инвестиционные факторы развития региона [3]. Системные вызовы, вставшие перед российской экономикой, являются отражением, как мировых тенденций, так и внутренних барьеров развития. Один из них -усиление роли человеческого капитала, выступающего основным фактором экономического развития. Ответ на этот вызов в условиях регионов связан с преодолением негативных тенденций, обусловленных рассогласованием образовательных программ и потребностей рынка труда. Это приводит к разрыву между системой образования и проблемами социально-экономического развития, как регионов, так и в целом страны.
2. Создание системы профессиональной ориентации, организации профессиональных проб, а также постшкольного сопровождения обучающихся через институт «двойного» наставничества. В отличие от традиционного наставничества, при двойном наставничестве взаимодействие с субъектами профессионального самоопределения одновременно осуществляют представители вуза и работодателя. Такая система предоставляет школьнику возможность осознанного выбора профессии, ее апробации и дальнейшего трудоустройства по избранной сфере профессиональной деятельности. В нашем университете уже с прошлого года реализована аналогичная система в области подготовки 1Т-специалистов.
Реализация этого проекта стала возможной благодаря сотрудничеству университета с компанией занимающейся производством программного продукта. Ниже приводится обращение к детям Генерального директора этой компании Мурата Алтуева: «Сейчас большинство молодых ребят, которые хотят получить современную востребованную профессию, стремятся после школы уехать из Кабардино-Балкарии. В первую очередь потому, что не видят здесь для себя перспектив. Мне очень хочется, чтобы эта ситуация изменилась. Чтобы у ребят появилась
возможность получить профессию, работать и жить в родной республике. Первый образовательный проект нашей компании, связанный с привлечением на практику заинтересованных студентов КБГУ уже успешно работает. Сегодня мы даем старт новому проекту "Япрограммист», нацеленному на заинтересованных школьников 6-11 классов. Для ребят республики, которые хотели бы стать программистами, мы строим профессиональную лестницу: школа («Япрограммист») - университет (практика в компании 1ТУ) - работа в офисе компании в Нальчике» [4].
3. Предоставление всем желающим получения бизнес образования по ускоренным программам с целью обеспечения самозанятости студентов после завершения учебы в университетском комплексе на программах высшего или среднего специального образования. Для реализации этого мероприятия необходимо наличие устойчивой долгосрочной политики государства по вовлечению бизнеса и гражданского общества в решение проблемы оттока талантливой молодежи из регионов. Очень важно, чтобы были созданы со стороны всех государственных институтов благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса. Наличие таких условий - необходимая предпосылка закрепления молодежи в регионах.
4. Предоставление льготных условий при решении жилищного вопроса молодым специалистам, решившим связать свою профессиональную деятельность с потребностями регионального рынка труда. Такая мера позволит удержать талантливую молодежь на малой Родине и повысить качество человеческого потенциала, столь необходимого для развития экономики в наукоемких отраслях.
Таким образом, мы видим, что решение проблемы оттока талантливой молодежи из регионов может быть найдено только на государственном уровне. Необходимо повысить экономическую и социально-культурную привлекательность регионов. Конечно же, важное место в системе мероприятий по их поддержке и профессиональной самореализации отводится вузам.
ЛИТЕРАТУРА
1. Юдина Т.Н. Миграция: словарь основных терминов: Учеб. пособие. М.: Издательство РГСУ; Академический Проект, 2007. 472 с.
2. Краткие результаты исследования АНКОРа - 2015 «Мобильность населения в России» [Электронный ресурс]. URL: https://www.ancor.ru/Mobility_Brief.pdf (дата обращения: 1.05.2018)
3. Филимоненко И.В., Разнова Н.В. Концепция формирования регионального заказа на подготовку специалистов с учетом изменений социально-экономической, демографической и инвестиционной ситуаций // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. №4 (11). Часть 2. С. 50-55.
4. Официальный сайт Кабардино-Балкарского государстьвенного университета им. Х.М. Бербекова. Программист. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kbsu.ru/programmist/ (дата обращения: 1.05.2018)
REFERENCES
1. Yudina T.N. Migration: dictionary of basic terms: Textbook. allowance. Moscow, Publishing house RGSU; Academic Project, 2007. 472 p. (in Russian)
2. Brief results of the ANCOR study - 2015 "Mobility of the population in Russia" [Electronic resource]. URL: https:// www.ancor.ru/Mobility_Brief.pdf (accessed 1 May 2018) (in Russian)
3. Filimonenko I.V., Raznova N.V. The concept of the formation of a regional order for the training of specialists, taking into account changes in socio-economic, demographic and investment situations. International Scientific and Research Journal. 2013. № 4 (11). Part 2. P. 50-55. (in Russian)
4. Official site of the Kabardino-Balkarian State University named after H. M. Berbekov. Programmer. [Electronic resource]. URL: http://www.kbsu.ru/programmist/ (accessed 1 May 2018) (in Russian)
Информация об авторах Карашева Аксана Георгиевна
(Россия, г. Нальчик) Доцент, кандидат экономических наук Заведующий кафедрой экономики и менеджмента в туризме, начальник управления по довузовской подготовке и профориентационной работе Кабардино-Балкарский государственный университет им.Х.М.Бербекова E-mail: [email protected]
Information about the authors
Karasheva Aksana Georgievna
(Russia, Nalchik) Associate Professor, PhD in Economic Sciences Head of the Department of Economics and Management in Tourism, Head of the Department for pre-university training and career guidance work Kabardino-Balkarian State University named after H. M. Berbekov E-mail: [email protected]
Насипов Артур Жабагиевич
(Россия, г. Нальчик) Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента в туризме, директор Малой школьной академии при КБГУ Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова E-mail: [email protected]
Nasipov Artur Zhabagievich
(Russia, Nalchik) PhD in Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Management in Tourism, Director of the Small School Academy. Kabardino-Balkarian State University named after H. M. Berbekov E-mail: [email protected]
b16