Научная статья на тему 'Проектная деятельность в условиях хоровых занятий со взрослыми'

Проектная деятельность в условиях хоровых занятий со взрослыми Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
634
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОЕКТ / МЕТОД / СИСТЕМА ДЕЙСТВИЙ / ХОР / ЭТАПЫ ПРОЕКТА / КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИИ / ХОРОВОЙ КОЛЛЕКТИВ / ДОСУГ / РЕФЛЕКСИЯ / ТВОРЧЕСТВО / PROJECT / METHOD / ALGORITHM / CHORUS / STAGES OF A PROJECT / CULTURE / TRADITIONS / CHORAL GROUP / LEISURE ACTIVITIES / REFLECTION / ART

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Критский Борис Дмитриевич, Новоселов Вячеслав Александрович

В статье раскрыт опыт использования метода проектной деятельности в дополнительном образовании взрослых. Демонстрируются этапы работы над проектом, его реализация в концертно-творческой деятельности хорового коллектива. Выявляются ценностные показатели эффективности использования метода проектной деятельности в дополнительном образовании взрослых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals experience of using the method of project activity in additional adult education. The paper demonstrates stages of working on the project, its realization in the performing activity of a chorus. Value indicators of the effectiveness of using the method of project activity in additional adult education are identified

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность в условиях хоровых занятий со взрослыми»

Б. Д. Критский В. А. Новоселов

(Москва)

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ХОРОВЫХ ЗАНЯТИЙ СО ВЗРОСЛЫМИ

PROJECT ACTIVITIES IN THE CONTEXT OF ADULT LEARNERS'

CHORAL SINGING

В статье раскрыт опыт использования метода проектной деятельности в дополнительном образовании взрослых. Демонстрируются этапы работы над проектом, его реализация в кон-цертно-творческой деятельности хорового коллектива. Выявляются ценностные показатели эффективности использования метода проектной деятельности в дополнительном образовании взрослых

Ключевые слова: проект, метод, система действий, хор, этапы проекта, культура, традиции, хоровой коллектив, досуг, рефлексия, творчество

The article reveals experience of using the method of project activity in additional adult education. The paper demonstrates stages of working on the project, its realization in the performing activity of a chorus. Value indicators of the effectiveness of using the method of project activity in additional adult education are identified

Keywords: project, method, algorithm, chorus, stages of a project, culture, traditions, choral group, leisure activities, reflection, art

В настоящее время наблюдается новый виток развития социума. Все чаще проводятся конференции, форумы, научные встречи, предметом которых является обсуждение проблем, связанных с поиском новых форм и методов совершенствования учебного процесса, - в результате одним из самых эффективных методов признается метод проектной деятельности. Многие исследователи уделяют особое внимание проектной технологии как современной образовательной форме, обеспечивающей самореализацию и самоопределение личности обучающегося в постоянно меняющемся социуме [1, с. 2].

Проект в педагогической науке - это метод поэтапной заранее организованной и спланированной деятельности по освоению обучающимся окружающей среды и достижению намеченных целей [2]. Применительно к музыкальной деятельности, «проект -это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, завершающийся соз-

данием творческого продукта» [3, с. 139]. В специальной литературе выделяют структуру метода проекта (К. Кильпатрик, Е. Паркхерст):

- определение предмета проекта, цели проекта;

- планирование способов деятельности по выполнению проекта;

- их коррекция и оценка результатов [4, с. 6].

В преподавании музыки метод проектов может быть использован при изучении практически любой темы. Наиболее распространенные виды проектов на уроках музыки в общеобразовательной школе - это ролевая инсценировка детских песен, разыгрывание фрагментов биографии композиторов, изучение мюзиклов, изучение творчества музыкальных концертных групп, создание сценариев внеклассных музыкальных мероприятий: спектаклей, театрализованных концертов, фестивалей. При разработке проекта возможна интеграция уроков музыки и ми-

ровой художественной культуры. Примеры подобных проектов: «Культура Древней Греции», «Русские народные инструменты», «В песне - душа народа».

Однако все вышеуказанное имеет отношение к образованию детей. Исследований, посвященных организации проектной деятельности на хоровых занятиях со взрослыми, в литературе мы не обнаружили. Между тем есть все основания считать, что внедрение проектного метода в данную область будет способствовать оптимизации, повышению эффективности хорового обучения и воспитания участников любительских коллективов. В предлагаемой статье предпринята попытка обобщить опыт организации проектной деятельности с любительским хоровым коллективом ветеранов труда «Арфа», действующим на базе досугового центра Москвы.

Целью деятельности коллектива является культурно-досуговое просвещение, направленное на «... удовлетворение духовных потребностей человека, пропаганду музыкальной культуры ...» [5, с. 389], изучение музыкальных традиций разных народов мира. Задачами по достижению поставленной цели можно назвать следующие: вовлечение любителей пения в массовое коллективное творчество; пробуждение интереса к певческой деятельности; совершенствование и корректировка вокально-хоровых навыков; организация продуктивной концертной деятельности хора; развитие эстетического вкуса, музыкальности, интереса к творчеству; развитие коммуникативной культуры. Для эффективного решения данных задач требуется внедрение инновационных форм работы с участниками коллектива, среди которых приоритетная роль отводится проектной деятельности.

Изначально хор «Арфа» - это многонациональный коллектив, состоящий из людей пенсионного возраста: закончивших трудовую деятельность, продолжающих работать, возобновивших работу после выхода на пенсию [6, с. 431].

Изучив организационный, мотивацион-ный, психологический, художественно-творческий аспекты коллектива и применив на практике различные методы работы, описанные в нашей статье «Choral music performance in supplementary education for adults» [5, с. 389-393], мы решили, что пришла

пора обратиться к методу проектов.

В процессе организационно-

подготовительного этапа участников коллектива ознакомили со смыслом проектной деятельности. Большинство хористов с воодушевлением приняли идею. В ходе совместного обсуждения была найдена и сформулирована тема проекта: «Праздники, обряды и традиции еврейской культуры». Затем были определены исходные данные проекта: его направленность, назначение, целевая аудитория, вид, сроки реализации, заявитель, место реализации, руководитель. Цель проекта: силами участников хорового коллектива «Арфа» подготовить культурно-творческую программу для подопечных Благотворительного фонда «Шаарей Цедек», с тем чтобы привлечь внимание слушателей к музыке. Основные задачи проекта: знакомство с музыкальной культурой еврейского народа; привлечение членов хорового кружка и зрителей к участию в сценической инсценировке; развитие умения осуществлять музыкально-исполнительскую деятельность; формирование навыков сценического поведения; развитие творческих способностей и художественно-эстетическое воспитание участников средствами музыкального искусства.

На поисковом этапе определялись источники информации по выбранной теме. Хористы отбирали информацию из книг, журналов, справочников; обращались к электронным ресурсам. Затем были установлены процедура и критерии оценки результатов проекта; распределены обязанности между членами рабочей группы на всех этапах реализации проекта:

- отбор участников; составление расписания занятий по работе над музыкальным репертуаром (ответственный - руководитель хора];

- выбор творческого элемента;

- составление сценарного плана проекта и определение временных рамок его реализации (совместно с участниками проекта];

- изготовление афиши (участники];

- создание презентации проекта в программе Power Point для трансляции ее на мультимедийном экране (ответственный - руководитель];

- определение даты демонстрации проекта;

- демонстрация проекта (представление

его итогов на суд зрителей); - подведение итогов совместного творчества и определение перспективы.

Важным было то, что хористы уже имели жизненный опыт и опыт участия в различных мероприятиях, концертах. Они приносили тетради с описаниями праздников и традиций. В ходе коллективного просмотра и анализа материалов отбиралось то, что могло стать содержанием будущего музыкально-театрализованного действа.

Аналитический этап работы над проектом был посвящен совместным обсуждениям, где осуществлялось составление сценарного плана представления.

Практический этап проекта связан с выполнением технологических операций: разучивание песенного музыкального репертуара в рамках темы («Шалом алейхем!», «Коль а олам кулом», «Тумбалалайка», «Чирибим-чирибом», «Осе Шалом», «Эвейну шалом алейхем»), инсценировка песни «Розочка» (с использованием национального костюма). Поскольку в коллективе есть представители еврейской национальности, обращались к ним, чтобы понять тонкости языка, перевести тексты, выполнить транскрипцию для остальных хористов. Этот момент был весьма важным, так как способствовал сплочению представителей различных культур, развитию толерантности. В процессе разучивания движений танцевальных мелодий «Клезмер-ская танцевальная» и «Хава Нагила» также обращались к опыту участников хора, знающих еврейскую культуру, приглашали хореографа. Важно, что на этом этапе руководитель организовывал согласование действий всех участников проекта, а также осуществлял постоянный контроль качества работы над произведениями, совместно со всеми участниками выверял, а при необходимости и корректировал последовательность этапов проекта.

Интересно, что на практическом этапе мы столкнулись с некоторыми трудностями. К примеру, отдельные песни, в частности «Шалом алейхем!», ранее уже исполнялись коллективом. Нужно было убедить хористов, что иная интерпретация их исполнения является наиболее подходящей для будущего представления. В таких ситуациях хормейстеру требовалось проявить актерские способности, продемонстрировать вкус, горячую заин-

тересованность в результатах совместной работы, желание сделать песню «новой» как для коллектива, так и для зрителя.

В ходе заключительного этапа организовывалось скрепление всех составляющих проекта в единый организм. Еще раз выверялась целесообразность включения информационной составляющей, определялось качество исполнения каждого звена будущего представления, определялась последовательность представления иллюстративного ряда презентации в программе Power Point. Данная работа производилась ненавязчиво, без утомительных повторов одних и тех же действий, чтобы исключить формирование негативного отношения к проекту, что впоследствии может уменьшить мотивационную составляющую в результате творческого представления проекта (его презентации перед аудиторией). На заключительных занятиях проводилась генеральная репетиция, «прогон» без остановок. Заранее оговаривалось обязательное присутствие на генеральной репетиции всех хористов, поскольку нужно было четко определить обязанности каждого участника проекта на представлении работы зрителю.

Наконец, презентационный этап проекта заключался непосредственно в его реализации, проведении музыкально-театрализованного представления. Здесь раскрывались такие константы содержания представления, как история возникновения еврейского народа; языковые особенности идиш и иврит; праздничная и обрядовая атрибутика; национальные костюмы; исполнение инсценировки песни «Розочка»; национальные головные уборы; фольклор и народные поверья; народная песня; современная еврейская музыка. Важно то, что в ходе представления его участники одеты в национальные костюмы. Так, при инсценировке песни «Розочка» происходило «театральное действо», в котором участвовали мужчина и женщина. Национальный костюм мужчины: покрытая кипой голова и обязательно длиннополый черный лапсердак. Костюм женщины: платье с длинными рукавами, присобранными у плеча, сужающимися к запястью; отделанный кружевами стоячий воротник, плотно облегающий шею. Эти особенности костюмов ярко проявились в общем хоровом исполнении мелодии «Хава Нагила», которая начиналась

медлительным Lento и заканчивалась стремительной пляской Presto.

По ходу реализации проекта использовались потенциальные возможности нотного редактора Sibelius 7, микрофон, звукоусиливающая аппаратура; производилась видеосъемка с целью последующего просмотра готового материала и его критического анализа.

В завершении презентации проекта «Праздники, обряды и традиции еврейской культуры» с благодарственным словом и пожеланиями удачи и процветания к хоровому коллективу обратился заказчик проекта, президент Благотворительного фонда «Шаарей Цедек» Л. М. Ратнер. Каждому хористу были вручены небольшие памятные подарки и благодарственные письма за художественно-просветительскую деятельность и существенный вклад в проект. Руководитель досу-гового центра публично предложила нашему коллективу подготовить еще один проект, который будет посвящен теме «Ничто на земле не проходит бесследно».

Контрольный этап реализации проекта -рефлексия. На этом этапе был организован «круглый стол», в ходе которого участники проекта обменялись впечатлениями, проанализировали, что получилось, а что нет. В ходе «круглого стола» был выявлен ряд проблем, возникших в ходе проекта, предложены способы их решения, а также намечены дальнейшие цели и задачи. Важным условием встречи за «круглым столом» было выступление каждого участника.

Интересно то, что в «круглом столе» выразили желание принять участие люди «из зала». В ходе общей оживленной беседы они положительно отозвались о представлении: «Это было эмоционально!», «Здорово!», «Увлекательно!» Затем к участникам обсуждения присоединился заказчик проекта. Он дал развернутый отзыв о проекте: «Меня заинтересовало то, что вы так красочно и ярко смогли представить традицию еврейской культуры. При этом все участники действовали очень слаженно. Последовательность этапов была выстроена по принципу эмоциональной драматургии, что на протяжении всего представления удерживало внимание зрителей. Вам еще раз спасибо. До новых встреч!»

Таким образом, реализация проекта в виде музыкально-театрализованного представления в дополнительном образовании взрос-

лых имеет свои критерии оценки: словесные и письменные отзывы зрителей, руководства, организаторов, самих участников, которые они дают в ходе «круглого стола». Важнейшим критерием оценки результатов проекта является дальнейшее плодотворное сотрудничество с организациями, на базе которых проводилось мероприятие.

Чтобы определить дальнейшую заинтересованность в использовании метода проекта, на завершающем этапе «круглого стола» предложили хористам ответить на вопрос: каким образом музыкальный фольклор еврейского народа нашел преломление в творчестве отечественных композиторов-классиков? Участники назвали композиторов (М. Глинка, М. Балакирев, Н. Римский-Корсаков], которые вносили в свое творчество еврейские мотивы, производя художественную обработку еврейского музыкального фольклора.

Проект «Праздники, обряды и традиции еврейской культуры», который реализовы-вался в течение двух месяцев, позволяет сделать вывод, что проектная деятельность способствовала возрождению творческих занятий коллектива и решению ряда проблем хора «Арфа»:

- продвижение интонационного настроя на певческую деятельность;

- повышение эффективности взаимодействия участников хора в активной групповой деятельности;

- лучшее понимание замысла песен через инсценировку;

- активизация ответственного отношения к выполнению проектных задач;

- проявление эмоционально-ценностного отношения, потребности (мотивации] к действиям и деятельности;

- повышение сознательности хористов, выразившееся в ответственном отношении к посещению занятий;

- обогащение опыта творческой деятельности;

- трансформирование стандартных хоровых занятий в вариативную творческую деятельность.

- Отметим наиболее существенные результаты реализации проекта:

- пришло понимание того, что представители разных культур могут делать одно общее дело, обогащая собственный духовный мир;

- использование информационно-коммуникативных средств (нотного редактора Sibelius 7, микрофона, проектора, камеры] явилось толчком для успешного овладения хористами навыками работы с нотным текстом, микрофоном, системой действий по созданию презентаций в программе Microsoft Power Point;

- люди пенсионного возраста почувствовали себя нужными, проявили в полной мере свои возможности, получили необ-

ходимую поддержку, вместе выполняя сложный проект, и при этом нашли не только товарищей по интересам, но и собеседников, - все это позволило им преодолеть чувство одиночества.

Реализация проекта «Праздники, обряды и традиции еврейской культуры» показала, что метод проектной деятельности, широко внедренный в общеобразовательную школу, может успешно применяться в дополнительном образовании взрослых.

Литература

1. Шевцова Т. В. Музыкально-проектная деятельность как фактор творческого развития учащихся: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2005. - 20 с.

2. Корнийчук Е. Г., Котова Е. А. Проектная деятельность младших школьников как способ организации образовательного пространства // Урок музыки в современной школе: методологические и методические проблемы современного музыкального образования: материалы межд. науч.-практич. конф. 12-13 апреля 2011 г. / отв. ред.-сост. Б. С. Рачина. - СПб.: РГПУ, 2012. - С. 132-140.

3. Проектная деятельность в рамках реализации ФГОС: материалы Всероссийской науч.-практич. конф. 21 ноября 2015 г. [текст] [Электронный ресурс]. - URL: http://xn-80ahidd3a1k.xn-80aaij4akk4i.xn-plai/publications//9785903889556.pdf (дата обращения 12.01.2017)

4. Лушников И. Д., Ногтева Е. Ю. Проектная и учебно-исследовательская деятельность в образовательных организациях дополнительного образования: метод. рек. - Вологда: Виро, 2013. - 48 с.

5. Новоселов В. А. Хоровое музицирование в дополнительном образовании взрослых // Молодой ученый. - 2016. - №30. - С. 389-393.

6. Дашковская О. Д. Организация досуговой деятельности: лекции. - Ярославль: ЯрГУ, 2009. - 75 с.

7. Аванесова Г. А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: учеб. для студ. вузов. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 236 с.

8. Возрастная психология: учебник / под ред. А. К. Белоусовой. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - С. 394-413.

9. Сироткин А. С. Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по использованию проектной деятельности: метод. разработка. -СПб., 2015. - 13 с.

10. Полонский С. Мессия в еврейских праздниках и традициях. Образ Мессии в

праздниках Израиля. - Киев, 2007. - 72 с.

->-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.