Научная статья на тему 'Проектная деятельность в обучении иностранному языку'

Проектная деятельность в обучении иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1317
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНОЯЗЫЧНАЯ МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демченко Ангелина Ивановна, Алипулатова Надежда Синибековна

В статье рассматриваются вопросы формирования у учащихся старших классов иноязычной коммуникативной компетенции как совокупности языковой, речевой, социокультурной, учебно-познавательной, компенсаторной составляющих, возможностей современных педагогических технологий в языковом образовании, в частности, проектной деятельности, способствующей повышению познавательной творческой активности учащихся, готовности к иноязычному межкультурному общению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демченко Ангелина Ивановна, Алипулатова Надежда Синибековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность в обучении иностранному языку»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

УДК 378.01

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

© 2013Демченко А.И., Алипулатова Н.С.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье рассматриваются вопросы формирования у учащихся старших классов иноязычной коммуникативной компетенции как совокупности языковой, речевой, социокультурной, учебно-познавательной, компенсаторной составляющих, возможностей современных педагогических технологий в языковом образовании, в частности, проектной деятельности, способствующей повышению познавательной творческой активности учащихся, готовности к иноязычному межкультурному общению.

The article deals with issues concerning the formation of foreign language communicative competence of seniors as a complex of language, speech, social-cultural, educational, cognitive, compensatory components, potential of modern educational technologies in language education, particularly, project work improving cognitive creativity of learners, readiness for intercultural foreign language communication.

Ключевые слова: творческая личность, языковое образование, проектная деятельность, личностно-ориентированное обучение, иноязычная межкультурная компетенция.

Keywords: creative personality, language education, project work, student-centered learning, foreign language intercultural competence.

Одной из целей обучения иностранному языку, обозначенной программой общеобразовательных

учреждений, выступает формирование у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции, включающей совокупность речевой, языковой, социо-культурной, учебно-познавательной, компенсаторной составляющих [4]. Реализация данной цели предполагает участие в иноязычном речевом взаимодействии на социокультурном и коммуникативно-достаточном уровнях.

При этом обучение иностранному языку в отличие от методик преподавания других

школьных предметов ориентировано на овладение учащимися не только знаниями, но и умениями межкультурного речевого общения, что требует формирования иноязычной коммуникативной

компетенции учителя.

При этом приобретение таких личностных качеств, как ответственность, вежливость, сострадание, толерантность, уважение чести и достоинства представителей других народов и, в частности, страны изучаемого языка, сотрудничество, готовность к участию в диалоге культур дает возможность

самореализоваться как свободной личности.

С этих позиций вся методическая линия обучения должна быть ориентирована на формирование личности студента, готового обеспечить направленность урока на овладение культурой речевого поведения, создание оптимальных условий и потребность в самовыражении, исключающей

однозначность в оценках и суждениях. Речь идет о создании условий для аутентичного речевого общения, что весьма важно не само по себе, а как путь развития способностей, столь важных для участия в диалоге культур.

В этой связи на занятиях по иностранному языку должна быть обеспечена микросреда, позволяющая студенту в естественной ситуации использовать язык как средство речевого общения, вступая в следующие виды диалогов: диалог-этикет, диалог-обмен мнениями, диалог-расспрос.

При этом обучение предусматривает овладение основными

коммуникативными намерениями,

составляющими операционный механизм приведенных видов диалога.

Вышеизложенное доступно учителю иностранного языка с высоким инновационным потенциалом, под которым мы понимаем совокупность социально-культурных и творческих характеристик личности, выражающих готовность к педагогической

деятельности.

Учитель иностранного языка должен не только в совершенстве владеть языком, методикой его преподавания, но иметь возможность повысить

профессиональный уровень в областях предметных знаний.

Кроме того, значимым является поиск нетрадиционных моделей организации педагогического процесса, воплощение существующих нестандартных подходов в языковом образовании и в инновационной школе. При этом представляется важным использование учителем на уроках иностранного языка социально-значимых проектов,

основанных на сотрудничестве, речевом общении и т. д.

Проектная методика, основанная на сотрудничестве субъектов деятельности, обладает значительными возможностями для формирования иноязычной компетенции и личностной культуры, приобщения их к продуктивным способам познания реальной

действительности. В проектной деятельности формируется личность, способная не просто передать содержание той или иной заученной информации, а всякий раз выстраивать свое мировоззренческое поведение, применяя при этом аргументированные высказывания и оценочные суждения. На всех этапах урока учитель должен инициировать самостоятельную

поисковую деятельность учащегося, направлять его на определение проблемы, составляющей основу проекта, и поиск путей её решения [3].

В результате обеспечивается готовность вступать в иноязычное речевое общение на межкультурном уровне, готовность к успешному взаимодействию в коллективе, отстаиванию своих убеждений, уважению личностного мнения собеседников, а на уровне языкового обучения приобретаются активная жизненная позиция, способность жить в мире людей с разным мировоззрением.

Межличностное речевое

взаимодействие предполагает

использование материалов

страноведческого и

лингвострановедческого содержания, знакомство с иностранным языком, историей, культурой, бытом различных народов, что на практике реализует принципы взаимопонимания и сотрудничества. Расширение знаний о народах, живущих в родном крае и в стране изучаемого языка, дает возможность формировать толерантность и естественную готовность к продуктивному межнациональному и межкультурному речевому

взаимодействию.

Организованный нами

международный проект со студентами по теме «Энергетический кризис и проблемы экологии» имел целью: формирование представления о мире как о едином пространстве во всем

многообразии культур, где язык выступает как средство межкультурного общения; повышение межкультурной грамотности и развитие умений использовать иностранный язык как средство межкультурной коммуникации; совершенствование языковой и речевой компетенции.

Достижение вышеназванной цели обеспечивалось через проектную деятельность посредством участия в качестве представителей иностранной делегации (Италия, Индия, Япония, Испания, Франция, Россия, Англия) на съезде, для чего была проведена предварительная работа по поиску статей, репортажей в сети интернет, а также из журналов на английском языке.

Таким образом, работая в рамках проекта, группа студентов получила аутентичную необходимую информацию по интересующей их проблеме, состоялось ее обсуждение на английском языке в рамках «Съезда иностранной делегации».

Представители съезда выражали обеспокоенность проблемой экологии, которая приобретает в настоящее время международный характер. Отмечалось, что научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации. В этой связи была затронута проблема экологии в Японии - трагедия на атомном реакторе «Фукусима». В заключение участники съезда приходят к

общему выводу о том, что осознание единства человечества - одно из основ экологической нравственности и гуманизма, способных противостоять экологическим кризисам.

Презентация проекта была оформлена в виде портфолио, включающего видеозапись съезда, учебные материалы, фотоснимки, красочные серии картин из журналов.

На подготовительном этапе преподаватели инициировали идеи проекта, создали условия для планирования проектной деятельности.

На начальном этапе обеспечивается регулятивно-организационная функция учителя, на этапе реализации проекта его функция носит консультационно-координирующий характер. На заключительном этапе возрастает роль контрольно-оценочной функции,

поскольку учитель принимает участие в подведении итогов проектной

деятельности учащихся.

Полученные нами результаты свидетельствуют о том, что проектная работа, основанная на сотрудничестве, активизирует речемыслительную

деятельность школьников, повышает их познавательную и творческую

активность. Именно на данного рода занятиях создаются наиболее

благоприятные условия для погружения учащихся в языковую среду благодаря совместному речевому взаимодействию по обсуждаемым проблемам.

Примечания

1. Бим И. Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе. 2002. № 2. С. 11-14. 2. Полат Е. С. Обучение в сотрудничестве // Иностранные языки в школе. 2000. № 1. С. 4-7. 3. Полат Е. С. Метод проектов на уроке иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2. С. 3-10 4. Сборник нормативных документов // Иностранный язык. М., 2008.

Статья поступила в редакцию 18.04.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.