УДК 378
Vinogradova M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Public Educational Institution of Higher Professional Education, The Ural State University of Railway Transport
(Yekaterinburg Russia), E-mail: vinmarvlad@yandex.ru
lakobiuk L.I, senior teacher, Northern Trans-Ural State Agricultural University (Tyumen, Russia), E-mail: Lyakobuk@yandex.ru
PROJECT ACTIVITY IN AGRICULTURAL EDUCATION. This article examines an impact of project activities on the formation of universal and professional competencies of students. The authors note that project activity in education belongs to the category of innovation, as it involves the transformation of reality. At the same time, this activity is based on the appropriate technology that can be unified, mastered and improved. The work of students on the project "Building a correlation matrix with the help of signs (at least 3) having a professional orientation" shows that project activity is one of the effective teaching methods. As a result of the application of this type of activity, students acquire a large amount of knowledge, both professional and in a separate discipline. Solving the tasks of the project, students gain research experience, experience of independent work with various sources of information, which makes them more successful in further educational activities.
Key words: competence, correlation, correlation matrix, project activity, agricultural education, project, design.
М.В. Виноградова, канд. пед. наук, ФБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения», г. Екатеринбург,
E-mail: vinmarvlad@yandex.ru
Л.И. Якобюк, ст. преп., ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», г. Тюмень, E-mail: Lyakobuk@yandex.ru
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В АГРАРНОМ ОБРАЗОВАНИИ
В данной статье рассматривается влияние проектной деятельности на формирование универсальных и профессиональных компетенций студентов. Авторы отмечают, что проектная деятельность в образовании относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности. При этом данная деятельность строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Работа студентов над проектом «Построение корреляционной матрицы с помощью признаков (не менее 3), имеющих профессиональную направленность», показала, что проектная деятельность является одним из эффективных методов обучения. В результате применения данного вида деятельности студенты овладевают большим багажом знаний, как профессиональных, так и по отдельной дисциплине. Решая задачи проекта, студенты приобретают исследовательский опыт, опыт самостоятельной работы с различными источниками информации, что делает их успешнее в дальнейшей учебной деятельности.
Ключевые слова: компетенция, корреляция, корреляционная матрица, проектная деятельность, аграрное образование, проект, проектирование.
В настоящее время серьезными вызовами перед университетами и регионом стали следующие факторы: во-первых, скорость обновления знаний во всех профессиональных сферах настолько высока, что они объективно не успевают проникать в систему профессионального образования; во-вторых, показатель выпускников вузов, работающих по специальности, стремительно снижается; в-третьих, наиболее талантливая и перспективная молодежь уезжает из региона в крупные города (Москву, Санкт-Петербург) или другие страны.
В то же время современные работодатели уделяют повышенное внимание подбору кадров с требуемыми профессионально-квалификационными характеристиками, повышению лояльности персонала к предприятию и руководству и активизации инновационной деятельности. Одним из современных квалификационных требований к работнику любой профессии, предъявляемых рынком труда, является способность к проектной деятельности, которая, в свою очередь, имеет прямое отношение к инновационной, обусловленной необходимостью генерирования и внедрения инноваций [1]. Перечисленные выше причины определяют актуальность данного исследования.
Целью нашего исследования является изучение вопроса о применении проектной деятельности в аграрном образовании, а также выявление влияния проектной деятельности на формирование универсальных и профессиональных компетенций обучающихся. Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи: проанализировать изученность данной темы в научной и методической литературе; провести педагогический опыт по использованию проектной деятельности в педагогическом процессе. Новизна данного исследования заключается в углублении представлений о проектной деятельности, выявлении потенциала целесообразности ее использования для формирования компетенций. Как следствие, теоретическая и практическая значимость исследования состоят в расширении представлений о проектной деятельности обучающихся аграрного профиля, разработке комплекса заданий, позволяющих реализовы-вать проектную деятельность.
В Современном толковом словаре русского языка, выпущенном в 2001 году С.А. Кузнецовым, слово «проект» больше ассоциируется с планированием чего-либо материального, технического, например, план сооружения, постройки, изготовления или реконструкции. Однако метод проектов как обучение в процессе «делания» возник во второй половине 19 в. в сельскохозяйственных школах США и явился, по существу, альтернативой абстрактному, оторванному от жизни школьному обучению, поскольку осуществлял его связь с жизнью. Метод проектов как система обучения получил распространение во многих странах. Так, в Великобритании он использовался в начальных школах в сочетании с другими методами обучения: дети выполняли конкретные задания, связанные с учебным материалом. В России идеи Д. Дьюи, одного из основателей метода проектов, наиболее полно были реализованы в педагогической практике А.С. Макаренко. Однако отношение отечественной педагогики к методу проектов было далеко неоднозначным. Сначала метод был признан перспективным, и в 1929 - 30 гг. были разработаны комплексно-проектные программы, в которых систематическое усвоение знаний под руководством учителя подменялось работой по выполне-
нию заданий проектов, в том числе и такого как «Поможем ликвидировать неграмотность». Современные исследователи отечественной педагогики отмечают, что чрезмерное увлечение в 20-е годы проектированием в ущерб другим методам обучения действительно привело к недопустимому падению его качества по причинам отсутствия педагогических кадров, способных работать с проектами, слабой разработанностью проектной методики и др. По этим причинам через пять лет метод проектов был объявлен «легкомысленным прожектерством», его универсализация признана «вредной», а использование в обучении запрещено Постановлением ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» в 1931 г.
Переосмысление идей Д. Дьюи и его последователей, возрождение интереса к методу проектов в России произошло в 80-е годы XX века [2]. В настоящее время большое число научных и методических разработок посвящены изучению проектирования. Так, проектированием педагогических систем занималась Гурье Л.И., по ее мнению, проектирование - это создание идеального описания будущего объекта, предшествующее его реализации [3]. Другой научный деятель, Б.Р. Мандель, своем труде «Основы проектной деятельности» определяет проектирование как процесс создания проекта и его фиксация в какой-либо внешне выраженной форме [4]. В последнее десятилетие проектной деятельности посвящены труды Ивановского Н.А. [5], Ступницкой М.А. [6], Макаровой Е.А. [7] и др.
Проектная деятельность в образовании относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности. При этом данная деятельность строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Как технология, проектирование имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования и позволяет более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции, обеспечивая в итоге более высокую конкурентоспособность специалиста [8].
Работа над проектом предполагает изучение актуальности и социальной значимости изучаемой проблемы, формулировку целей и осознание конечного результата, понимание предмета и методов исследования, разработку структуры проекта, способов обработки результатов. Работа, связанная с исследовательским проектом, совпадает с научным исследованием: она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы, анализ источников информации, поиск способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов.
В результате проведенной проектной работы обучающийся овладевает умениями: формулировать научную проблему в исследуемой сфере; адекватно подбирать средства и методы для решения поставленных задач при написании проекта; пользоваться различными методиками для сбора необходимой информации; владеть способами обработки полученных данных и их интерпретацией; делать обоснованные заключения по результатам проводимых исследований и оформлять их в виде презентации [9].
В Федеральных государственных образовательных стандартах подготовки бакалавров различных направлений аграрного профиля о проектировании упоминается в следующих вопросах:
- в рамках освоения программы бакалавриата выпускники могут готовиться к решению задач профессиональной деятельности следующих типов: проектный, проектно-конструкторский, проектно-технологический.
- одним из типов учебной и производственных практик может быть проек-тно-технологическая практика;
- одно из наименований категории (группы) универсальных компетенций звучит «Разработка и реализация проектов», а общепрофессиональных компетенций - «Проектно-аналитические».
Кроме того, утвержденная в 2018 году «Стратегия развития аграрного образования в Российской Федерации до 2030 года» гласит:
- с целью развития компетенций в области проектной, коммуникативной и организационно-управленческой деятельности выпускников образовательных учреждений аграрного профиля должно быть увеличено число часов образовательной нагрузки, отводимых на проектную работу а также развитие информационных интерфейсов, позволяющих студентам аграрных вузов участвовать в прикладных научно-исследовательских и консалтинговых проектах, реализуемых сотрудниками университета (единые внутривузовские, вузовско-производствен-ные биржи проектной работы);
- с целью развития механизмов вовлечения студентов в исследовательскую деятельность должны быть созданы новые форматы научно-образовательного синтеза (проектно-учебные лаборатории, студенческие бизнес-инкубаторы) [10].
Как следствие появления понятия «Проектирование» в Федеральных государственных образовательных стандартах и других нормативных документах, в учебных планах подготовки бакалавров вводятся новые дисциплины, связанные с проектированием. Так, в ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья» в учебных планах всех направлений подготовки внедрена дисциплина «Основы управления проектами». В зависимости от направления подготовки ее изучение планируется на втором или третьем курсах. Кроме этого, студентов знакомят с проектной деятельностью, начиная с первого курса, в рамках изучения различных дисциплин.
В качестве примера рассмотрим применение проектной деятельности при обучении дисциплине «Математика» студентов ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья» направления «Зоотехния». Математика - это наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира, определяющая разностороннее развитие логического мышления, она имеет четкую прикладную направленность. Поэтому при ее изучении уместно использование проектной деятельности. Согласно поставленным нами целям и задачам исследования была выбрана тема проекта - «Построение корреляционной матрицы с помощью признаков (не менее 3), имеющих профессиональную направленность».
Реализация данного проекта осуществлялась в несколько этапов. Ведущую роль в ней играет преподаватель:
- в рамках занятия вводит понятие линейного коэффициента корреляции, дает формулу для его вычисления;
- в качестве примера приводит задачу профессиональной направленности: «Определить тесноту и направление связи между показателями: длина туши свиньи и толщина шпика»;
- знакомит студентов с темой проекта;
- проговаривает основные этапы проектирования: анализ проблемы; постановка целей и задач; подбор методов и средств достижения поставленной цели; сбор необходимой информации; обработка полученных данных; подведение итогов.
На выполнение проекта было предусмотрено 10 дней. Работа носила индивидуальный характер. После завершения работы на занятии были обобщены
Библиографический список
результаты проектирования, рассмотрены наиболее существенные замечания. Часть работ была презентована на занятие.
Представим обобщенный проект по теме «Построение корреляционной матрицы с помощью признаков (не менее 3), имеющих профессиональную направленность».
1. Проблема проекта: отсутствие знаний о понятии «корреляционная матрица», способах ее построения.
2. Цель проекта: построить корреляционную матрицу с помощью признаков, имеющих профессиональную направленность.
Задачи проекта:
- изучить, что такое «корреляционная матрица», способы ее нахождения;
- подобрать для изучения численно измеримые признаки, имеющие профессиональную направленность;
- по каждому признаку собрать необходимую информацию.
3. Методы, используемые для реализации проекта: частично-поисковый метод, статистические методы исследования.
С помощью подобранных методов, а также путем изучения научной и методической литературы (в том числе в сети Интернет) изучено понятие «корреляционная матрица», способ ее нахождения.
4. Для сбора необходимой информации используются методы наблюдения и опроса.
На данном этапе были определены признаки, имеющие профессиональную направленность: зависимый признак y - удой молока (л), независимый признак xt - количество корма в сутки (кг), независимый признак x2 - потребление воды (л). Для получения количественных показателей по указанным признакам случайным образом были выбраны 20 коров.
5. Для обработки полученных данных используются статистические методы обработки, такие, например, как корреляционный анализ.
Используя пакет анализа в Microsoft Excel, построили корреляционную матрицу.
y X2
y 1
x, 0,85 1
X2 0,92 0,18 1
Анализ полученной корреляционной матрицы показывает, что тесная и прямая связь существуют между признаками у - удой молока и х1 - количество корма, а также между признаками у - удой молока и х2- потребление воды. Между признаками х1 - количество корма и х2 - потребление воды связь прямая, но очень слабая.
Реализация данного проекта способствовала развитию у студентов познавательного интереса к предмету, мотивировала на дальнейшее изучение [11]. Студенты овладели навыками построения корреляционной матрицы, усвоили цель ее построения. Полученные навыки работы с признаками, имеющими профессиональную направленность, способствуют формированию универсальных и профессиональных компетенций.
В заключение можно отметить, что проектная деятельность является одним из эффективных методов обучения математике в агарном образовании. В результате применения данного вида деятельности студенты овладевают большим багажом знаний, как профессиональных, так и по отдельной дисциплине. Решая задачи проекта, студенты приобретают исследовательский опыт, опыт самостоятельной работы с различными источниками информации, что делает их успешнее в дальнейшей учебной деятельности.
1. Дубровская Е.Н., Чуланова О.Л., Куприянова Е.В. Мотивация преподавателей-наставников и студентов в проектной деятельности (на примере проекта «Сквозные компетенции проектной деятельности» Сургут). Материалы Ивановских чтений. 2020; № S4 (31): 91 - 97.
2. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: учебное пособие. Москва: ФЛИНТА, 2014.
3. Гурье Л.И. Проектирование педагогических систем: учебное пособие. Казань, 2004.
4. Мандель Б.Р Основы проектной деятельности: учебное пособие для обучающихся в системе СПО. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2018.
5. Ивановский Н.А. Подготовка инженера садово-паркового и ландшафтного строительства к проектной деятельности средствами компьютерной графики. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Волгоград, 2013.
6. Ступницкая М.А. Проектная деятельность и развитие учебной мотивации у учащихся основного звена школы. Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва, 2013.
7. Макарова Е.А. Формирование гражданско-патриотических ценностей у будущих педагогов средствами проектной деятельности. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Брянск, 2014.
8. Михалкина Е.В., Никитаева А.Ю., Косолапова Н.А. Организация проектной деятельности: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2016.
9. Кравченко А.Г., Мандрыка Ю.С. Проектная деятельность в системе самообразовательной деятельности студентов. Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2021; № 2: 64 - 68.
10. Стратегия развития аграрного образования в российской федерации до 2030 г. Available at: http://www.bsaa.edu.ru/sveden/files/Strategiya_AO.pdf
11. Бирюкова Н.В. Метод проектов как способ повышения мотивации к изучению непрофильных предметов у студентов вуза. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 6 (85): 140 - 143.
References
1. Dubrovskaya E.N., Chulanova O.L., Kupriyanova E.V. Motivaciya prepodavatelej-nastavnikov i studentov v proektnoj deyatel'nosti (na primere proekta "Skvoznye kompetencii proektnoj deyatel'nosti" Surgut). Materialy Ivanovskih chtenij. 2020; № S4 (31): 91 - 97.
2. Yakovleva N.F. Proektnaya deyatel'nost' v obrazovatel'nom uchrezhdenii: uchebnoe posobie. Moskva: FLINTA, 2014.
3. Gur'e L.I. Proekiirovaniepedagogicheskih sistem: uchebnoe posobie. Kazan', 2004.
4. Mandel' B.R. Osnovy proektnoj deyatel'nosti: uchebnoe posobie dlya obuchayuschihsya v sisteme SPO. Moskva; Berlin: Direkt-Media, 2018.
5. Ivanovskij N.A. Podgotovka inzhenera sadovo-parkovogo i landshaftnogo stroitel'stva k proektnoj deyatel'nosti sredstvami komp'yuternoj grafiki. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Volgograd, 2013.
6. Stupnickaya M.A. Proektnaya deyatel'nost'irazvitie uchebnojmotivacii u uchaschihsya osnovnogozvena shkoly. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2013.
7. Makarova E.A. Formirovanie grazhdansko-patrioticheskih cennostej u buduschih pedagogov sredstvami proektnoj deyatel'nosti. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Bryansk, 2014.
8. Mihalkina E.V., Nikitaeva A.Yu., Kosolapova N.A. Organizaciya proektnoj deyatel'nosti: uchebnoe posobie. Rostov-na-Donu: Izdatel'stvo Yuzhnogo federal'nogo universiteta, 2016.
9. Kravchenko A.G., Mandryka Yu.S. Proektnaya deyatel'nost' v sisteme samoobrazovatel'noj deyatel'nosti studentov. 'Ekonomicheskie i gumanitarnye issledovaniya regionov. 2021; № 2: 64 - 68.
10. Strategiya razvitiya agrarnogo obrazovaniya v rossijskoj federacii do 2030 g. Available at: http://www.bsaa.edu.ru/sveden/files/Strategiya_AO.pdf
11. Biryukova N.V. Metod proektov kak sposob povysheniya motivacii k izucheniyu neprofil'nyh predmetov u studentov vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 6 (85): 140 - 143.
Статья поступила в редакцию 30.09.21
УДК 378
Nikolenko V.N., Doctor of Sciences (Medicine), Professor, Head of Department of Human Anatomy, I.M. Sechenov First MSMU Ministry of Health Care of Russia (Sechenov University) (Moscow, Russia), Head of Department Normal and Topographic Anatomy, Moscow State University named after M.V. Lomonosov (Moscow, Russia), E-mail: Expedition@mma.ru
Rizaeva N.A., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, Department of Human Anatomy, I.M. Sechenov First MSMU Ministry of Health Care of Russia (Sechenov University) (Moscow, Russia), E-mail: rizaevan@yandex.ru
Bolotskaia A.A., student, I.M. Sechenov First MSMU Ministry of Health Care of Russia (Moscow, Russia), E-mail: NastasiaBolotskaia@mail.ru Bolotskaia M.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Russian Language and Methods of its Teaching, Penza State University (Penza, Russia), E-mail: margarita_bolotskaya@mail.ru
CONFLICTS AND THEIR SOLUTION IN CLASSES AT A UNIVERSITY. The article is devoted to problems of conflict management. Some of the reasons for the conflicts that arise during practical classes at the university are highlighted. The necessity of using modern pedagogical technologies at a university, providing maximum employment of students in practical classes, is noted; creating conditions for professional training of students, mastering specific professional competencies. The necessity of using methods and techniques involving live communication (the type "teacher - student" and "student - student") is proved. The authors confirm the effectiveness of tutoring, used in the process of teaching academic disciplines with an effort of motivation, which helps to level and nullify the occurrence of various conflicts in higher education. The ways of resolving conflicts in the process of teaching at the university, ways of organizing productively oriented conflict behavior of students are determined.
Key words: conflict management, university, tutoring.
В.Н. Николенко, д-р мед. наук, проф., зав. каф. анатомии человека, ФГАОУ ВО «Первый МГМУ имени ИМ. Сеченова Минздрава России (Сеченовский университет)», г. Москва; зав. каф. нормальной и топографической анатомии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва, E-mail: expedition@mma.ru
Н.А. Ризаева, канд. мед. наук, доц, ФГАОУ ВО «Первый МГМУ имени И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский университет)», г. Москва, E-mail: rizaevan@yandex.ru
А.А. Болотская, студентка, Международная школа «Медицина будущего», ФГАОУ ВО «Первый МГМУ имени И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский университет)», г. Москва, E-mail: NastasiaBolotskaia@mail.ru
М.П. Болотская, канд. пед. наук, доц., ФГАОУ ВО «Пензенский государственный университет», г. Пенза, E-mail: margarita_bolotskaya@mail.ru
КОНФЛИКТЫ И ИХ РЕШЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Статья посвящена проблемам конфликтологии. Освещаются некоторые причины конфликтов, возникающих на практических занятиях в вузе. Отмечается необходимость использования в высшей школе современных педагогических технологий, обеспечивающих максимальную занятость студентов на практических занятиях; создания условий для профессиональной подготовки студентов, овладения ими конкретными профессиональными компетенциями. Доказывается необходимость использования методов и приемов, предполагающих живое общение (типы «преподаватель - студент» и «студент - студент»). Подтверждается действенность тьюторства, используемого в процессе преподавания учебных дисциплин с целью усиления мотивации, которое помогает нивелировать и свести на нет возникновение различных конфликтных ситуаций в высшей школе. Определяются пути разрешения возникающих конфликтных ситуаций в процессе преподавания в вузе, способы организации продуктивно ориентированного конфликтного поведения обучающихся. Ключевые слова: конфликтология, высшая школа, тьюторство.
Актуальность данного исследования определяется, прежде всего, тем, что, находясь в плену совершенных технических устройств, современный человек оказывается беспомощным при встрече с реалиями жизни, в связи с чем встает проблема разрешения конфликтов конструктивными способами.
Стрессам подвержены люди всех возрастов, а особенно самая важная составляющая нашего общества - молодежь. Поступив в вуз, первокурсник сталкивается, прежде всего, с проблемой адаптации в студенческой группе: мощный поток информации и высокие требования, сложные отношения со сверстниками -это реальная почва для депрессии, страха и погружения в состояние психоза у студентов; как следствие, возникновение конфликтных ситуаций (адаптационного конфликта) и серьезных проблем. Находясь в состоянии постоянного сравнения своих личных качеств и профессиональных возможностей (недостаточно ясное понимание первокурсником своих роли и места в научно-исследовательском процессе, трудность выполнения задания), студенты вынуждены работать еще интенсивнее (необходимость одновременного выполнения разнородных заданий, не связанных между собой и одинаково трудных), доказывая свое преимущество перед остальными, что зачастую провоцирует развитие стресса [1].
Стресс для абсолютного большинства студентов и явился причиной развития конфликтных ситуаций, разрешить которые предстояло конструктивным путем.
Профессионализм преподавателя высшей школы предполагает наличие у него «конфликтной компетентности» [2] как важнейшей характеристики психологического профессионализма, части общей коммуникативной компетентности, которая требует знания возможных стратегий поведения в конфликтной ситуации и навыки грамотной реализации указанных стратегий в процессе преподавания. Владея умением удерживать противоречие в продуктивной конфликтной форме, способствующей его разрешению, преподаватель может и должен не только увидеть признаки конфликтной ситуации, но и способствовать ее разрешению.
Целью настоящего исследования явилось определение путей разрешения возникающих конфликтных ситуаций в процессе изучения анатомии человека студентами Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова, способы организации продуктивно ориентированного конфликтного поведения обучающихся.
Задачами исследования в соответствии с поставленной целью исследования были: вычленить исходные теоретические предпосылки для организации