Научная статья на тему 'Проектная деятельность профессиональной направленности в языковом образовании как внешний и внутренний факторы обеспечения качества профессиональной подготовки инженеров'

Проектная деятельность профессиональной направленности в языковом образовании как внешний и внутренний факторы обеспечения качества профессиональной подготовки инженеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1686
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ / ОСОЗНАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ ПРОФЕССИИ / МОТИВАЦИЯ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елсакова Наталья Николаевна

В статье отмечается, что на начальном этапе обучения в университете ведущей деятельностью является учебно-познавательная деятельность, в процессе которой формируется учебно-познавательная компетентность, которая является внешним фактором обеспечения качества профессиональной подготовки инженеров. Мотивация к учебно-познавательной деятельности является внутренним фактором обеспечения качества профессиональной подготовки инженеров и зависит от осознания обучающимися социальной значимости будущей профессии. По мнению автора, проектная деятельность профессиональной направленности в языковом образовании инженеров является средством, обеспечивающим внешний и внутренний факторы качества профессиональной подготовки инженеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность профессиональной направленности в языковом образовании как внешний и внутренний факторы обеспечения качества профессиональной подготовки инженеров»

УДК 378. 147

Елсакова Наталья Николаевна

соискатель, старший преподаватель. Северный (Арктический) федеральный университет им. МБ. Ломоносова natalyaelsakova@yandex.ru

Проектная деятельность

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ЯЗЫКОВОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ ФАКТОРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРОВ

Natal’ya N. Elsakova

applicant, senior lecturer.

Northen (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov natalyaelsakova@yandex.ru

Project activity of

PROFESSIONAL FOCUS IN LANGUAGE EDUCATION AS EXTERNAL AND INTERNAL FACTORS OF THE QUALITY OF PROFESSIONAL TRAINING OF ENGINEERS

Аннотация. В статье отмечается, что на начальном этапе обучения в университете ведущей деятельностью является учебнопознавательная деятельность, в процессе которой формируется учебно-познавательная компетентность, которая является внешним фактором обеспечения качества профессиональной подготовки инженеров. Мотивация к учебнопознавательной деятельности является внутренним фактором обеспечения качества профессиональной подготовки инженеров и зависит от осознания обучающимися социальной значимости будущей профессии. По мнению автора, проектная деятельность профессиональной направленности в языковом образовании инженеров является средством, обеспечивающим внешний и внутренний факторы качества профессиональной подготовки инженеров.

Ключевые слова: языковое образование, ведущая деятельность, учебно-познавательная компетентность, личностный смысл, осознание значимости профессии, мотивация, проектная деятельность, качество профессиональной подготовки.

Annotation. At the initial stage of university studies the leading activity is a cognitive activity, that forms cognitive competence, and that is an external factor of the quality of professional training of engineers. Motivation for cognitive activity is an internal factor of the quality of professional training of the engineers and it depends on the student awareness of the social importance of the future profession. Project activity of professional focus in language education of engineers is a tool that provides external and internal factors of the quality of professional training of the engineers.

Keywords: language education, leading activity, cognitive competence, personal meaning, awareness of the importance of the profession, motivation, project activity, quality of professional training.

При рассмотрении проблемы обеспечения качества профессиональной подготовки инженеров мы исходили из принципов системного подхода о функциональном взаимодействии, взаимосвязи и взаимозависимости структурных элементов любой системы, в результате чего слабость или неразвитость какого-либо структурного элемента отрицательно влияет на всю сложную систему, а также из принципа иерархичности, когда на основе какого-то структурного элемента формируется другой, более сложный элемент.

Это активно проявляется как в теории, так и в практике образовательной деятельности. Если у студентов первого курса низка мотивация к учебно-познавательной деятельности и недоста-

точно сформирована учебно-познавательная компетентность, то это отрицательно влияет на учебно-профессиональную деятельность и, в результате, на готовность выпускников к профессиональной деятельности.

Э.Ф. Зеер [2], отдавая ведущей деятельности приоритет в становлении личности, включает ведущую учебно-профессиональную деятельность во внешний фактор, а мотивы и смыслы профессиональной деятельности, потребности в реализации своего профессионально-психологического потенциала, потребность в самореализации во внутренний фактор, влияющий на профессиональное становление личности, которое является критерием качества профессиональной подготовки обучающихся.

251

Исходя из данного положения, и то, что ведущей деятельностью на начальном этапе обучения в университете является учебно-познавательная деятельность, мы относим ее к внешнему фактору, а ее мотивы и смыслы - к внутреннему фактору становления профессиональной личности.

Необходимо учитывать, что для успешной учебно-профессиональной деятельности обучающиеся по инженерным направлениям подготовки должны обладать учебно-познавательной компетентностью, которая формируется в самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Важно отметить, что развитие способностей к самостоятельной работе признается основным в профессиональной подготовке бакалавров [8].

Однако, как показало исследование, проведенное нами среди первокурсников технических направлений подготовки, в связи с интересом к выбранной профессии у них более развита мотивация к учебно-профессиональной, нежели к учебно-познавательной деятельности, причем разница в процентном соотношении составляет в среднем 20 %. Возникает ситуация, когда для успешного овладения профессией необходима учебно-познавательная компетентность, формирующаяся в процессе учебно-познавательной деятельности, а мотивация к данной деятельности, к самостоятельному учению у студентов развита недостаточно.

Следовательно, задачей преподавателей является развитие мотивации студентов к учебнопознавательной деятельности с самого начала обучения в университете, с использованием, при этом, профессионального интереса студентов.

Для обнаружения у себя мотива к какой-либо деятельности, необходимо сначала его осознать, осознать личностный смысл выполнения своих действий и целей этих действий [5]. Осознание мотива трактуется как понимание цели, понимание потребности и понимание смысла действий [3].

Необходимо отметить, что при признании важности формирования у обучающихся, в первую очередь, именно учебно-познавательной мотивации [6, 7], в научной литературе предлагается недостаточно конкретных средств для решения данной проблемы.

Мы полагаем, что осознанию первокурсниками мотива к учебно-познавательной деятельности может способствовать осознание ими на начальном этапе обучения значимости будущей профессии, что поможет им понять цель учебнопознавательной деятельности, понять свои потребности в данной деятельности и понять смысл своих познавательных действий. Наше предположение подтверждается формулировкой общекультурной компетенции «Осознавать социальную значимость своей будущей профессии, иметь высокую мотивацию к выполнению профессиональной деятельности», включенную во ФГОС-3 для инженерных направлений подготовки [9].

Осознание обучающимися социальной значимости своей будущей профессии возможно в специально организованной деятельности, уже на раннем этапе обучения, в процессе изучения иностранного языка.

Такой специально организованной деятельностью мы считаем проектную деятельность профессиональной направленности в языковом образовании инженеров, которая к тому же, сама является совместной учебно-познавательной, творческой деятельностью обучающихся [4], служит развитию познавательных навыков [1] и в результате которой появляется познавательная компетентность.

Поскольку целью любой проектной деятельности является создание какого-либо продукта, главной целью, в данном случае, будет создание идеального продукта - осознания первокурсниками социальной значимости будущей профессии и, как следствие этого, осознания личностного смысла в учебно-познавательной деятельности и развития к ней мотивации.

Кроме того, другим идеальным продуктом проектной деятельности будет углубление обучающимися знания иностранного языка, который, в свою очередь, способствует познавательной компетентности, ведь, как известно, процесс познания возможен лишь посредством языка как инструмента общения [6].

Для научного подтверждения наших теоретических умозаключений на данном этапе времени мы продолжаем исследование и накопление статистической информации, которая будет в дальнейшем нами обработана, на основе которой будут сделаны окончательные выводы.

Тем не менее, положительные практические результаты проектной деятельности профессиональной направленности, практикуемой нами на занятиях по иностранному языку с обучающимися по техническим направлениям подготовки с целью осознания ими значимости своей профессии, осознания самостоятельной учебнопознавательной деятельности, развития учебнопознавательной мотивации и формирования учебно-познавательных компетенций, очевидны уже сейчас и подтверждаются в беседах и опросах обучающихся.

Таким образом, проектная деятельность профессиональной направленности в языковом образовании инженеров служит как внешним, так и внутренним факторами обеспечения качества подготовки инженеров, так как в процессе такой деятельности у будущих инженеров появляется учебно-познавательная компетентность, формируется осознанная мотивация к дальнейшей учебно-познавательной и учебно-профессиоО-нальной деятельности при осознании социальной значимости будущей профессии и, в результате, повышается качество их профессиональной подготовки.

252

Литература:

1. Артеменко НА. К вопросу о формировании умений проектной деятельности будущих специалистов в области словесности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Выпуск 2, 2014. URL: http://online-science.ru/iTi/-products/pedagogical_sciense/pg10/ (дата обращения: 20.01.14)

2. Зеер Э.Ф. Психология профессий : учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб., доп. М. : Академический Проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2003. 336 с.

3. Ильин ЕЛ. Мотивация и мотивы. СПб., 2002. 512 с.

4. Курнешова Л.Е. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы. URL: http://yandex.ru/-yandsearch (дата обращения: 20.10/2014).

5. Леонтьев АЛ. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971. URL: http://flogiston.ru/library/leontev (дата обращения: 11.08.2014).

6. Нам ТА. Психолого-педагогическое обоснование системы факторов, определяющих учебную успешность студентов технического вуза: На материале обучения иностранным языкам : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08: Санкт-Петербург, 2005. 242 c.

7. Рыжов В.П. Инженерное творчество и проблемы современного инженерного образования // Открытое образование 2005 № 5. С. 80-83.

8. Толстенееа АА. Информационно-проектный метод как средство организации самостоятельной работы студентов / А.А. Толстенева, В.К. Винник // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Выпуск 6, 2014. URL: http://online-science.ru/m/products/pedagogical_sciense/pg4/ (дата обращения: 21.01.14)

9. ФГОС (ВПО)-03 № 503 от 28 октября 2009. 31 с.

Literature:

1. Artemenko N.A. On the formation of skills of project activity of future specialists in the field of literature // Humanities, Social Economic and Social Sciences. Issue 2, 2014. URL: http://online-

science.ru/m/products/pedagogical_sciense/pg10/ (date of access: 20.01.14)

2. Zeer E.F. Psychology of professions : manual for students. 2nd ed., rev. and exp. M. : Academic Project; Ekaterinburg : Business book, 2003. 336 p.

3. Il’in E.P. Motivation and motives. SPb., 2002. 512 p.

4. Kurneshova L.E. Methodological recommendations on organization of design and research activities of students in educational institutions of Moscow // Moscow Government. URL: http://yandex.ru/-yandsearch (date of access: 20.10/2014).

5. Leontiev A.N. Needs, motives and emotions. M., 1971. URL: http://flogiston.ru/library/leontev (date of access: 11.08.2014).

6. Nam T.A. Psycho-pedagogical study of factors determining the academic success of students of technical University: learning foreign languages: diss. ... cand. of ped. Sciences: 13.00.08: SPb., 2005. 242 p.

7. Ryzhov V.P. Engineering creativity and problems of modern engineering education // Open Education, 2005. № 5. P. 80-83.

8. Tolsteneva A.A. Information-project method as a mean of organization of independent work of students / A.A. Tolsteneva, V.K. Vinnik // Humanities, Social Economic and Social Sciences. Issue 6, 2014. URL: http://online-science.ru/m/products/pedagogical_scien-se/pg4/ (date of access: 21.01.14)

9. FGOS (VPO)-03 № 503 dated of 28 October, 2009. 31 p.

253

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.