Научная статья на тему 'ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВЫСОКОЭФФЕКТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ ДЛЯ УСИЛЕНИЯ ВОВЛЕЧЕННОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА В ПРОЦЕСС ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВЫСОКОЭФФЕКТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ ДЛЯ УСИЛЕНИЯ ВОВЛЕЧЕННОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА В ПРОЦЕСС ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенческая вовлеченность / образовательная среда / неязыковой вуз / проектная деятельность / результаты обучения студента многозадачность / активное обучение / student engagement / educational environment / non-linguistic university / project activities / student learning outcomes / multitasking / active learning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н С. Николаева, Т Ю. Бородина, Т Д. Маргарян, И В. Лысенко

В представленной статье исследуются основные положения теории студенческой вовлеченности и влияние студенческой вовлеченности на результаты изучения английского языка студентами неязыкового вуза. Рассматривается роль университета, администрации и преподавателей в организации образовательной среды, способствующей усилению вовлеченности студентов в учебный процесс. Отмечается роль проектной деятельности (ПД) как высокоэффективной образовательной технологии, объединяющей в себе компоненты, способствующие студенческой вовлеченности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT ACTIVITY AS A HIGHLY EFFECTIVE STRATEGY OF ENHANCING THE NON-LINGUISTIC UNIVERSITY STUDENTS ENGAGEMENT IN THE EDUCATIONAL PROCESS

The presented article examines the main provisions of the student engagement theory, and the influence of student engagement on the results of learning English by students of a non-linguistic university. The role of the university, administration and teachers in the organization of the educational environment, contributing to the strengthening of student engagement in the educational process, is considered. The role of project activity (PA) as a high-impact educational practice combining components promoting student engagement is noted.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВЫСОКОЭФФЕКТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ ДЛЯ УСИЛЕНИЯ ВОВЛЕЧЕННОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА В ПРОЦЕСС ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВЫСОКОЭФФЕКТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ ДЛЯ УСИЛЕНИЯ ВОВЛЕЧЕННОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА В ПРОЦЕСС ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Н.С. Николаева, канд. филол. наук, доцент Т.Ю. Бородина, канд. филол. наук, доцент Т.Д. Маргарян, канд. ист. наук, доцент И.В. Лысенко, доцент

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-2-1-184-187

Аннотация. В представленной статье исследуются основные положения теории студенческой вовлеченности и влияние студенческой вовлеченности на результаты изучения английского языка студентами неязыкового вуза. Рассматривается роль университета, администрации и преподавателей в организации образовательной среды, способствующей усилению вовлеченности студентов в учебный процесс. Отмечается роль проектной деятельности (ПД) как высокоэффективной образовательной технологии, объединяющей в себе компоненты, способствующие студенческой вовлеченности.

Ключевые слова: студенческая вовлеченность, образовательная среда, неязыковой вуз, проектная деятельность, результаты обучения студента многозадачность, активное обучение.

В современной интернациональной профессиональной коммуникации первостепенное значение приобрел английский язык (АЯ) как инструментарий, позволяющий находить, понимать, правильно интерпретировать и излагать профессионально значимую информацию. В связи с этим, изучение АЯ становится значимым фактором при подготовке специалистов в неязыковом вузе. Основная проблема, возникающая в рамках прохождения курса АЯ, состоит в том, что, по результатам вводного тестирования, выявляется градация уровня владения АЯ от А1 до В2 (изредка С1), что вызывает необходимость использования дифференцированного подхода в обучении АЯ. Поэтому перед педагогами стоит задача создания условий как для формирования навыка иноязычно коммуникации у одной группы обучающихся, так и для развития способности к иноязычной речи у другой [1].

Успешность обучения студентов по техническим направлениям подготовки в целом, и преподавания АЯ в неязыковом вузе в частности, в значительной степени характеризуется таким понятием, как вовлеченность в учебный процесс. Это поня-

тие отражает весь комплекс физической и психической энергии, которая затрачивается в процессе приобретения академического опыта [2], и является значимым критерием образовательного успеха и академического развития студентов [3].

Многочисленные исследования,

направленные на изучение отдельных аспектов студенческой вовлеченности, показывают, насколько результат и качество обучения студентов зависят от целой группы факторов: заинтересованности и отношения к учебе, времени и качества усилий, затраченных на получение знаний, того, в какие виды деятельности и каким образом студент был включен в университете [4, 5]. При этом студент рассматривается не как пассивный субъект [6], а как активный участник своего собственного обучения, использующий преимущества образовательных ресурсов университета [7]. Будучи активно вовлеченным в учебный процесс, студент приобретает практический опыт, который влияет на его дальнейшее академическое развитие и результат обучения [8].

Приведенные исследователями фактические данные подтверждают ценность

сотрудничества в учебном коллективе, когда обучающиеся могут обсуждать, задавать вопросы и прислушиваться к точке зрения своих одногруппников [9]. При этом доказана на практике важность использования стратегий саморегулирования при обучении (Self-Regulated Learning (SRL) strategies), которые увеличивают вовлеченность студентов [10].

Таким образом, сделан вывод, что вовлеченность студентов является одной из ключевых детерминант качественного образования [11].

Из положений рассмотренной теории вовлеченности следует необходимость создания образовательной среды, способствующей усилению вовлеченности студента в процесс обучения, поскольку знания и навыки, которые получают студенты - это результат их деятельности в рамках вуза [12]. Подчеркивая роль учащихся и их ответственность за формирование собственных знаний, исследователи отмечают значимость образовательных учреждений, администрации и преподавателей в создании условий, стимулирующих вовлеченность [7]. Таким образом, нужно акцентировать внимание на политике и практиках, которые учебные заведения используют, чтобы побудить студентов принимать активное участие в образовательном процессе [13]. В этом случае роль педагога, как организатора учебного процесса и образовательной среды приобретает все большее значение. Причем преподавателю стоит концентрироваться не на своей деятельности, а на том, что (и насколько активно, и качественно) делают студенты [2]. При этом подчеркивается необходимость повышения уровня преподавательской заинтересованности в учебном процессе, как основного средства повышения студенческой вовлеченности [3]. Развивая эту идею, МакКормик полагал, что для успешного академического развития необходимо решить триединую задачу, а именно, наладить контакт студент/преподаватели, сотрудничество в студенческих сообществах и внедрить активное обучение [7]. В рамках достижения данной задачи предполагается расширение внеаудиторной деятельности студентов и

активное их участие в формировании структуры образовательного процесса через партнерские отношения преподавателя и студента [14].

Большую роль в усилении студенческой вовлеченности отводится продвижению высокоэффективных образовательных практик (High-Impact Educational Practices) [15], которые делают обучение более осмысленным и, следовательно, более полезным, т.к. студенты узнают больше, когда направляют усилия на решение важных вопросов, которые имеют значение «за пределами аудитории» [16].

Наилучшим стратегическим приемом, увеличивающим вовлеченность студентов в процесс изучения АЯ, по нашему мнению, является проектная деятельность (ПД). Это высокоэффективная образовательная технология, объединяющая в себе передовые современные приемы, способствующие повышению качества образования. В ходе ПД малым группам студентов дается академическое задание, направленное на решение конкретной практической проблемы в рамках профессионально-значимой предметной области. При этом гуманитарные знания (АЯ) намеренно связываются с профессиональными курсами, что позволяет учащимся расширять свои возможности и осознавать собственный прогресс в обучении, развивая при этом навыки многозадачности. Для успешного выполнения задания требуется приложение совместных усилий всех членов группы, использование положительных качеств каждого, с учетом имеющегося уровня владения АЯ, интересов и способностей и личностных характеристик, при этом мы отмечаем проявления синергетического эффекта, когда общий результат выше, чем сумма вклада отдельных участников команды.

В рамках ПД сочетаются две ключевые цели: научиться работать коллегиально, прислушиваясь к мнению других людей, имеющих разную профессиональную и языковую подготовки и свой взгляд на обсуждаемые вопросы, и выстроить индивидуальный вектор развития, т.е. углубить собственное понимание проблемы через использование уже имеющихся знаний и

навыков. При этом используются основ- дента. Создание среды, способствующей ные принципы сократического метода, ко- проявлению всех положительных качеств торые побуждают студентов общаться в студента и его активному вовлечению, яв-«кооперативной манере», обмениваясь ляется главной задачей университета, ад-мнениями и обсуждая идеи, дополняя друг министрации и преподавателей вуза. Та-друга [17]. кой высокоэффективной средой является

При работе над проектом большой объ- ПД, которая дает возможность студенту ем работы участников осуществляется во вкладывать больше времени и усилий в внеаудиторное время, что включает поиск, решение практических задач (в рамках изучение, анализ и отбор актуального ма- многозадачности), активно взаимодей-териала. Такого рода многозадачность ак- ствуя с членами команды по актуальным туализирует активное обучение и сотруд- вопросам и применяя того, чему они учат-ничество и, как следствие, вносит значи- ся, к решению конкретных проблем. Ак-мый вклад в улучшение обеспечения со- тивность учебной деятельности студента временными учебными материалами через также немаловажна, т.к. только повыше-их постоянное обновление. ние временных и качественных затрат в

Итак, студенческая вовлеченность и об- процессе обучения способствует получе-разовательная среда являются взаимосвя- нию качественных знаний и практического занными факторами, непосредственно опыта, необходимых в будущей професси-влияющими на результаты обучения сту- ональной деятельности.

Библиографический список

1. Николаева Н.С., Бородина Т.Ю. Методы развития языковых способностей одаренных студентов технического вуза // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. - 2021. -№ 04 (07). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://scipress.ru/fam/artides/metody-razvitiya-yazykovykh-sposobnostej -odarennykh-studentov-tekhnicheskogo-vuza.html (Дата обращения: 19.02.2024)

2. Astin A. W. Student involvement: A developmental theory for higher education //College student development and academic life. - Routledge, 2014. - P. 251-262.

3. Newmann F. Student Engagement and Achievement in American Secondary Schools / F. Newmann // Teachers College Press, 1992. - 231 p.

4. Coates H. The value of student engagement for higher education quality assurance // Quality in higher education. - 2005. - Т. 11. - № 1. - P. 25-36.

5. Krause K. L., Coates H. Students' engagement in first-year university // Assessment & Evaluation in Higher Education. - 2008. - Т. 33. - № 5. - P. 493-505.

6. Pace C. R. Measuring the Quality of College Student Experiences. An Account of the Development and Use of the College Student Experiences Questionnaire. - 1984.

7. McCormick A. C., Kinzie J., Gonyea R. M. Student engagement: Bridging research and practice to improve the quality of undergraduate education // Higher Education: Handbook of Theory and Research: Volume 28. - Dordrecht: Springer Netherlands, 2013. - P. 47-92.

8. Pascarella E. T. Students' affective development within the college environment //The Journal of higher education. - 1985. - Т. 56. - № 6. - P. 640-663.

9. De Grandi C., Mochrie S. G. J., Ramos R. Pedagogical strategies to increase students' engagement and motivation // Concepts, Strategies and Models to Enhance Physics Teaching and Learning. - Cham: Springer International Publishing, 2019. - P. 215-227.

10. Bernardo A. B. et al. A path model of university dropout predictors: the role of satisfaction, the use of self-regulation learning strategies and students' engagement // Sustainability. -2022. - Т. 14. - № 3. - P. 1057.

11. Малошонок Н. Г. Вовлеченность студентов в учебный процесс в российских вузах // Высшее образование в России. - 2014. - № 1. - P. 37-44.

12. Pike G. R., Kuh G. D. A typology of student engagement for American colleges and universities // Research in higher education. - 2005. - Т. 46. - P. 185-209.

13. Kuh G. D. What we're learning about student engagement from NSSE: Benchmarks for effective educational practices // Change: The magazine of higher learning. - 2003. - T. 35. -№ 2. - P. 24-32.

14. Fletcher A. Meaningful student involvement // Guide To Students As Partners In School Change (II Ed.). Olympia: Freechild Project. - 2005.

15. Kuh G.D. What student engagement data tell us about college readiness. - 2007.

16. Kuh G.D. High-impact educational practices: What they are, who has access to them, and why they matter // Peer Review. - 2012. - T. 14. - № 3. - P. 29-30.

17. Stojkovic N., Zerkin D. G. Pedagogy of Socratic method of teaching ESP // Journal of Teaching English for Specific and Academic Purposes. - 2023. - P. 555-565.

PROJECT ACTIVITY AS A HIGHLY EFFECTIVE STRATEGY OF ENHANCING THE NON-LINGUISTIC UNIVERSITY STUDENTS ENGAGEMENT IN THE EDUCATIONAL PROCESS

N.S. Nikolaeva, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

T.Yu. Borodina, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

T.D. Margaryan, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor

I.V. Lysenko, Associate Professor

Bauman Moscow State Technical University

(Russia, Moscow)

Abstract. The presented article examines the main provisions of the student engagement theory, and the influence of student engagement on the results of learning English by students of a non-linguistic university. The role of the university, administration and teachers in the organization of the educational environment, contributing to the strengthening of student engagement in the educational process, is considered. The role of project activity (PA) as a high-impact educational practice combining components promoting student engagement is noted.

Keywords: student engagement, educational environment, non-linguistic university, project activities, student learning outcomes, multitasking, active learning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.