Научная статья на тему 'Проектная деятельность как условие формирования практического интеллекта'

Проектная деятельность как условие формирования практического интеллекта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
416
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПРОЕКТОВ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАКТИЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА / ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА / ПРЕДМЕТНЫЕ ЗНАНИЯ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильина И.В., Акмамбетов С.А., Акмамбетова М.Е.

В статье рассматривается проектная деятельность, являющаяся активным методом обучения, как условие формирования практического интеллекта обучающихся. Практический интеллект предполагает наличие способности погружения в образовательную проблему, находящуюся в окружающей среде, определения ее субъектной значимости и ценности, формирования навыков сбора, анализа, синтеза научной информации с целью ее превращения в собственный жизненный опыт. Такой опыт ориентирован на развитие личности как цели и смысла образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильина И.В., Акмамбетов С.А., Акмамбетова М.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность как условие формирования практического интеллекта»

УДК 378.147.88

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ИНТЕЛЛЕКТА

© 2019 И. В. Ильина1, С. А. Акмамбетов2, М. Е. Акмамбетова3

1докт. пед. наук, профессор, директор Института непрерывного образования

e-mail: fpkkursksu@yandex.ru

Курский государственный университет

2вожатый детского лагеря «Морской» e-mail: akmambettov@,maiLru

ФГБОУ МДЦ «Артек»

3канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и непрерывного образования,

доцент

e-mail: akmambetova@mail.ru.

Астраханский государственный университет

В статье рассматривается проектная деятельность, являющаяся активным методом обучения, как условие формирования практического интеллекта обучающихся. Практический интеллект предполагает наличие способности погружения в образовательную проблему, находящуюся в окружающей среде, определения ее субъектной значимости и ценности, формирования навыков сбора, анализа, синтеза научной информации с целью ее превращения в собственный жизненный опыт. Такой опыт ориентирован на развитие личности как цели и смысла образования.

Ключевые слова: метод проектов, проектирование, проектная деятельность, практический интеллект, проектное обучение, учебная задача, практическая задача, предметные знания, метапредметные знания.

Способность активно и продуктивно мыслить, характеризующаяся критичностью, самостоятельностью и состоятельностью, актуальна и востребована человеком современного общества. Мировые тенденции социально-экономического характера свидетельствуют о необходимости деятельных людей: активных, гибких, самообразовывающихся и саморазвивающихся. Для современного успешного человека активная мыслительная деятельность, сопряженная с умением приобретать знания самостоятельно, является обязательным результатом обучения, что позволяет утверждать: на образование возлагается функция не простой ретрансляции научной информации, а субъективизации знаний, развитие субъектной активности обучающихся.

Неизменный вопрос лица, включенного в образование, для чего это надо знать и как это пригодится в жизни, должен быть и должен иметь ответ. Образовательные стандарты, определяя компетенции обучающегося, требуют системного использования знаний по расширению жизненного опыта, что придает практическую значимость характеру учебной деятельности и способствует конкурентоспособности выпускника и его самореализации в жизни [Акмамбетова 2018: 89].

Проектная деятельность является развивающей и в связи с этим значимым методом образовательного процесса. Проектирование по праву может быть универсальным средством и способом организации жизнедеятельности,

обеспечивающим ее системность, интегративность, учебную активность, целеориентированность и результативность, соответствие технологии развивающего обучения. Являясь средством формирования широкого спектра компетенций и компетентностей, проектная деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность его участников, что определяется самой природой деятельности, взаимообусловленностью компетентности и деятельности.

Проектный метод, имея исторические корни в США второй половины XIX в., использовал в своей основе прагматические идеи американского философа и педагога Д. Дьюи, который, в свою очередь, определял, что обучение должно быть активным, когда знания детей обусловлены личным интересом последних и практикоориентированы [Акмамбетова 2018: 92].

Американский педагог У.Х. Килпатрик, последователь школы Д. Дьюи, разработчик метода проектной деятельности учащихся, установил, что его метод гарантирует обучающимся свободу в определении проблемы и ее решении, тем самым способствует формированию активной образовательной позиции.

В истории русской педагогики метод проектной деятельности развивается с 1905 г. под руководством С.Т. Шацкого и признается как один из вариантов развития учащихся, хотя свое развитие он получил несколько позднее. Разработанные и активно используемые в обучении комплексные программы 20-30-х гг. ХХ в. - «Природа и человек», «Труд», «Общество» - были связаны с проектной деятельностью.

Системно-деятельностный подход середины XX в., объясняя интерес к проектному методу, обеспечил еще одно рождение данного метода и данного вида деятельности в связи с переходом к так называемой новой образовательной парадигме. Проектная деятельность способствовала решению вопроса мотивации учебной деятельности, результатом которой становились собственные знания. Знания, согласно

A.А. Вебицкому, должны быть самостоятельно поняты и усвоены.

Концептуальные разработки о проектной деятельности и о методе проектов содержат труды Б.В. Игнатьева, М.В. Крупенина, А.М. Матюшкина, Н.В. Матяш, М.И. Махмутова, В.В. Пасечника, Е.С. Полат, И.Н. Пономаревой, В.А. Самковой,

B.Д. Симоненко, Т.И. Шамовой, В.Н. Шульгина и др. Одни из ученых утверждают, что проектная деятельность гарантирует значительный уровень интереса к познаванию, интегрирование теории и практики и развитие творчества. Другие рассматривают проектную деятельность как метод и средство индивидуального развития.

Анализ научной литературы показывает, что рассматриваемые в ней разносторонние вопросы организации проектной деятельности ещё недостаточно раскрыты, поэтому есть место для их дальнейшего теоретического осмысления и экспериментального изучения.

Современные исследования, рассматривающие вопросы проектирования, метода проектов, проектной деятельности, исследовательской деятельности, мотивации в обучении, практического интеллекта, формирования умственных действий, проектного обучения, учебной проблемы, предлагают новое понимание и назначение проектной деятельности в образовании. Справочная литература понятие «проект» определяет как образ будущего результата; совокупность документов для создания чего-либо; совокупность проблемы, замысла, средств его реализации и результатов; мероприятие, ограниченное временем, ресурсами, указаниями по выполнению, но предполагающее внедрение нового; работа, имеющая начало и конец, обладающая уникальным результатом и др.

Применение проектной деятельности, безусловно, решает дидактические задачи, но большой потенциал проектирования как вида учебной деятельности используется неэффективно из-за ограничения его области применения [Акмамбетова 2018: 84]. Модернизация образовательной системы позволяет существенно изменить содержание

и формы проектов. Содержательно проект должен состоять из традиционных компонентов (проблема, цель, план действий, механизм управления реализацией планов, ресурсы, результаты, команда проекта) и самой деятельности по достижению результата, деятельности на всех стадиях.

Проектная деятельность как обязательное условие формирования «практического интеллекта» - развитой способности субъекта ориентироваться в действительности - предполагает поиск и решение проблем в любой сфере жизнедеятельности обучающегося. Поиск проблемы не ради проблемы, а для решения проектировочных задач и оценивания их результатов. Результатом такой работы становится адекватное понимание ситуации, адекватные цели и действия, реальные планы, принятие решений и прогноз возможных последствий. Именно в таком случае проектная деятельность становится проектным обучением, когда совмещаются производственная и самообразовательная деятельность, а обучение становится персонализированным. Согласно дорожной карте «0бразование-2030», персональное обучение, персонально ориентированный подход, являясь неким трендом современного российского образования, предлагает за точку отсчета в обучении принимать личные установки субъекта. Наличие персональных, личных установок является обязательным для проектной деятельности. Запросы общества относительно образовательных результатов формируют современные требования к качеству образования, для которого характерно владение процессом, способами и средствами деятельности [Давыдов 1996].

Процесс формирования готовности обучающегося к проектной деятельности в условиях обучения должен быть направлен на системную, логически выверенную, проектную деятельность при погружении в содержание образования и его освоения. Обязательным условием будет являться соблюдение требования о первичности деятельности самого обучающегося, ведущей к творческому проектированию и личностному росту субъекта учебно-воспитательного процесса.

Образовательные стандарты придают важное значение достижению как предметных, так и метапредметных результатов. Наличие их вызывают большое сомнение, если происходит некая деятельность обучающихся, далекая от проектной. Своеобразным результатом проектной работы считается не столько знание по предмету, сколько качественное изменение в обучающемся: формирование умения сотрудничать, способность функционировать самостоятельно, выделять проблему в потоке информации, выявлять причинно-следственные связи, делать умозаключения, аргументировать, доказывать и правильно планировать. Поиск материала, его отбор, анализ и синтез, презентация обнаруженного и найденного в анналах истории и теории вопроса может быть псевдопроектной деятельностью [Лазарев 2012: 294]. Речь идет об условиях деятельности, которая гарантирует освоение культуры проектной деятельности. Другими словами, включаясь в таковую деятельность, субъекты образования должны быть обучены проектировать: научиться исследовать окружающий мир путем использования сформированных культурных способов познания, путем решения осознанных практических проблем, который приводит к решению учебных.

Психология развития интеллекта уточняет, что для познания действительности недостаточно решать исследовательские задачи, необходимо в процессе их решения субъективизировать культурные способы познавательной деятельности. «Действие формируется в действии. Это условие необходимое, но не достаточное» [Давыдов 1996]. «Характерной особенностью проектирования является не изучение того, что уже существует, а созидание новых продуктов и одновременно познание того, что лишь может возникнуть» [Давыдов 1996]. Вхождение обучающихся в разработку проекта еще не свидетельство проектной деятельности: включение в проектирование для развития проектного мышления требует одновременного решения учебных задач и

освоения способов проектной деятельности. Исследовательский и практический интеллект наблюдается у обучающихся, способных дифференцировать проекты, использовать способы и средства оценки качества проектов, анализировать свой метод проектирования. Для развития практического интеллекта и практического мышления необходимо усвоение обучающимися комплекса метапредметных понятий: проект, проблема, алгоритм решения проблемы, измерение, критерии, цель, план, результат, эффективность, показатели эффективности, условия эффективности и др. Усвоение каждого понятия, его присвоение, его становление субъектным, является особой учебной задачей. Именно проектная деятельность дает возможность такую учебную задачу решить путем первоочередного решения практических задач.

Образовательный процесс цикличен, учебные задачи освоения способов реализации проекта решаются в ходе его проблематизации, проектирования, целеполагания, планирования, выполнения и завершения. Данный цикл многоуровневый и состоит из шести этапов. Для первого этапа характерно принятие задачи, понимание необходимости осваиваемых действий. Например, освоение одного из понятий проектной деятельности.

На втором этапе создается образ результата действия, предъявляются требования к результату, определяется способ оценки планируемого результата.

Третий этап определяет алгоритм действий по достижению желаемого результата.

Решить профессиональную задачу, определенную на первом этапе, дать оценку результата на соответствие требованиям - суть четвертого этапа.

Пятый этап проектной деятельности предполагает обсуждение результатов работы: что, как, почему и что делать дальше?

Шестой этап заключается в рефлексии освоенного способа действия.

Обозначая трудности в работе над созданием проекта, необходимо отметить проблемы, вызванные описанием объекта, выделением его структуры, определением критериев, обоснованием и построением измерительных шкал, пробелами в оценочной деятельности, что является основанием для определения обучающимися собственных ограничений, которые могут стать стимулом для самообразования и саморазвития.

Существующая дидактическая система, которая неоднократно в своей истории претерпевала изменения, сегодня актуализирует активные виды самостоятельной индивидуальной работы. Самостоятельная работа, являясь обязательной составной частью образовательного процесса, способствует формированию у обучающихся навыков организации собственной деятельности. Грамотная самостоятельная деятельность гарантирует переход от репродукции знаний к процессу их созидания, что очень важно в условиях современного образовательного процесса. Ведь не столько важны знания, сколько ценны способности воображения, творчества и созидания.

Так проекты в сфере морской деятельности, реализованные в рамках проектной смены «Большие вызовы» в образовательном центре «Сириус» в июле 2017 г., представляют опыт проектной деятельности [Зенкин, Козик 2018: 18]. Авторы статьи придерживаются мнения, что интерактивность, являясь главной характеристикой учебного процесса, обеспечивает персонально ориентированный подход и определяет осознанный индивидуальный образовательный маршрут. Такая персонализация обучения объясняется личной заинтересованностью и жизненным опытом обучающегося, способствующим переходу теоретических знаний в ценный для разработчиков практический продукт.

В описываемом проекте принимали участие более 400 ребят старшей школы, успешных в области точных наук, по 12 направлениям, разработчиками которых были крупные компании и вузы страны. В каждом из направлений могло быть до 13 проектов.

На первом этапе участники самостоятельно распределились по проектам, мотивируя свой выбор личным интересом и наличием опыта работы с имеющейся

информацией. Проект, от замысла до конечного продукта, от формулирования проблемы и формирования плана работы, от анализа ресурсов и до испытания конечного продукта, был пройден участниками в условиях активной деятельности. Безусловно, работу участников над проектами курировал педагогический состав, обладающий профильным образованием и опытом профессиональной деятельности в предметной области; руководители проектов - лица, прошедшие подготовку в сколковской «Школе наставников проектного обучения».

Результатом проектной деятельности стал труднооценимый практический интеллект школьников в виде научного подтверждения выдвинутой гипотезы, разработки карты зонирования российской части Черного моря, математической модели изучаемого явления (модель дрейфа пленочных загрязнений), компьютерной игры, создания радиоуправляемого дрона и прочего.

Подтверждением возможности организации современной проектной деятельности в условиях школы является опыт работы Н.Н. Кайгородцевой, учителя химии СОШ ФГБОУ МДЦ «Артек» [Кайгородцева 2017: 33]. Учебное занятие -экспериментариум по химии на тему «Мир красок глазами химика», являясь апробацией своеобразного аналога экспериментального исследования и создания условий раскрытия творческого потенциала обучающихся, решает задачи учебной программы по химии в соответствии с тематикой артековской смены. Ход занятия, представленный автором, свидетельствует о наличии самостоятельного исследования. Данное исследование в первую очередь связано с жизнью, процессами окружающего мира в прямом и переносном смыслах. Занятие - экспериментариум способствует осознанию и постановке проблемы, поиску необходимой информации, планированию и совершению действия, гарантирующего важный, личностно значимый результат.

Таким образом, практический интеллект, характеризуясь как способность ориентироваться в социуме, готовность решать задачи прикладного и реального свойства, формируется в условиях проектной деятельности. Повышение уровня учебной мотивации и интереса к процессу проектирования собственной жизнедеятельности повышает уровень заинтересованности в целом, способствует самореализации обучающихся и изменению культуры образования.

Библиографический список

Акмамбетова М.Е. Опыт студента как средство формирования его профессиональной компетентности // Психолого-педагогический поиск. 2018. № 1 (45). С. 88-95.

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 506 с.

Дьюи Д. Школа и общество. М.: Госиздат, 1924. 168 с.

Зенкин М.А., Козик С.В. Проектное обучение как драйвер инноваций в сфере ранней профориентации детей (на примере проектов направления «Освоение Мирового океана» в рамках проектной смены «Большие вызовы» в образовательном центре «Сириус») // Артек-Со-бытие. 2018. № 1(17). С. 14-18.

Кайгородцева Н.Н. Учебное занятие - экспериментариум по химии в «Артеке». Особенности и возможности // Артек-Со-бытие. 2017. № 2(16). С. 30-35.

Лазарев В.С. Метод проектов в образовании: новое понимание // Народное образование. 2012. №8. С. 203-211.

Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе: неиспользуемые возможности // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 292-307.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.