ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ С УРОВНЯ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Газиева А.А.1, Ефимова Н.Н.2, Киселева Ю.С.3, Никитская М.П.4, Чернова С.И.5, Руфеева И.А.6
1 Газиева Анна Андреевна - учитель английского языка;
2Ефимова Надежда Николаевна - учитель русского языка и литературы;
3Киселева Юлия Сергеевна - учитель английского языка; 4Никитская Марина Петровна - учитель английского языка;
5Чернова Сусанна Игоревна - учитель английского языка, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 64, г. Новокузнецк; 6Руфеева Илария Анатольевна - учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 11, г. Новосибирск
Аннотация: статья посвящена вопросу применения методов проектов как оптимального инструмента при переходе с уровня начального общего образования на основное общее образование. В качестве основных компонентов рассматриваются основные понятия технологии метода проектов. Автор подчеркивает, что применение данной технологии дает возможность продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких образовательных результатов.
Ключевые слова: проект, проектный метод, продуктивная деятельность.
Современная парадигма образования предусматривает значительное увеличение доли самостоятельности ученика как субъекта учебного процесса, способного успешно самореализоваться в стремительно изменяющемся мире, и осуществлять непрерывное образование в течение всей жизни.
Знания ученика будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и проб и закреплялись в результате его собственной творческой деятельности над учебным материалом.
Инновационный поиск новых средств привел к пониманию того, что для построения образовательного процесса, опирающегося на потребности, способности и возможности всех субъектов, нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико -ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Среди разнообразных направлений современных методик и технологий наиболее оптимальным поставленным целям является метод проектов. Метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские поисковые и прочие методики [4, 5].
В начальной школе 1-4 классы проектная деятельность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время. Практикуются проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные совместно с родителями, индивидуальные проекты.
В основной школе 5-9 классы проекты чаще всего носят творческий характер. Метод проектов на данном этапе дает возможность накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребенка движущей силой, от которой зависит направление дальнейшего
58
интеллектуального и социального развития личности. Особенностью проектов на старшей ступени образования 10-11 класс является их исследовательский, прикладной характер.
Данная технология позволяет формировать ключевые компетентности у учащихся более эффективно. Важным условием в этом процессе является профессиональная готовность учителя, который может применять метод проектов при организации как элективных курсов, так и в предпрофильную подготовку.
Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся [1].
В педагогической литературе можно встретить различные определения учебного проекта. В любом случае учебный проект основывается на следующих аспектах:
- развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно искать информацию, развитии критического мышления;
- самостоятельная деятельность учащихся: индивидуальная, парная, групповая, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени;
- решение какой-то значимой для учащихся проблемы, моделирующей деятельность специалистов какой-либо предметной области;
- представление итогов выполненных проектов в форме конкретных результатов, готовых к внедрению;
- сотрудничество учащихся между собой и учителем.
Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Его можно использовать в любой школьной дисциплине, где решаются большие по объему задачи.
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению роли и функции педагога. Учитель при таком подходе выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности своих учеников. В процессе работы над проектом у учащихся появляется потребность в приобретении новых знаний и умений [2].
Для рациональной организации работы необходимо понимать, что проекты бывают разные.
По комплексности (предметно-содержательные области) можно выделить два типа проектов:
- монопроекты - реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета;
- межпредметные проекты - выполняются исключительно во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы.
Классификация проектов по характеру контактов может иметь следующие типы:
- внутриклассные,
- внутришкольные,
- региональные,
- международные.
Последние два являются телекоммуникационными, так как требуют координации участников, их взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, использования современных компьютерных технологий.
По продолжительности проекты могут делиться на:
- минипроекты - укладываются в один урок или часть урока.
Их разработка наиболее продуктивна для курса иностранного языка.
- недельные проекты - выполняются в группах 30 в ходе проектной недели.
- долгосрочные (годичные) проекты - могут выполняться как в группах, так и индивидуально.
Проектная работа состоит из двух частей: теоретическая и практическая. Продуктами такой деятельности выступают презентации, электронные журналы, буклеты, брошюры и др.
Основная работа по реализации проекта осуществляется: объединениями учителей и творческими лабораториями учащихся.
В процесс вовлекаются: учащиеся, родители, учителя-предметники, классные руководители.
Проектная деятельность позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов.
Список литературы
1. Дворецкий С. Формирование проектной культуры // Высшее образование в России, 2003. № 4. 193 с.
2. Ломакина О.Н. Этапы проектирования деятельности // Высшее образование в России, 2003. № 3. 168 с.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е.С. Полат и др. / Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 1999.
4. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности // Учитель, 2000. № 4.
5. Палецкий С.В. Педагогическая технология освоения учащимися исследовательской деятельности: Учебно-методическое пособие. Омск, 2004. 71 с.
ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Яшенева А.С.
Яшенева Алина Сергеевна - бакалавр, направление: юриспруденция, Первый московский юридический институт, г. Москва
Аннотация: в статье рассматривается проблема повышения учебной мотивации обучающихся в процессе изучения иностранного языка, а также рассматриваются понятия «мотив», «мотивация» в психолого-педагогической литературе. Ключевые слова: мотивация, учебная мотивация, иностранный язык, мультимедийные технологии.
Отечественными педагогами-практиками и теоретиками ведется детальная разработка концепции обновления образовательной структуры, основных элементов и технологий обучения. Особую актуальность в современных условиях развития образования приобретает мотивация к инновационным изменениям в учебно-воспитательном процессе.
В психологических исследованиях проблема формирования мотивации учебной деятельности рассматривалась в работах Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.М. Якобсона и других, в которых обосновано понятие «мотив», «мотивация», «мотивационная сфера »; канадских ученых Р. Гарднера, В. Ламберта в области социальной психологии, в которых отмечено мотивации как одному из действенных факторов повышения эффективности обучения иноязычной деятельности.
В философии понятие «мотив» (лат. «Мотео» - «толкаю, двигаю») понимают как побудительную причину действий и поступков человека (то, что заставляет его действовать) [3].
В «Философском словаре» (под ред. И. Фролова) мотив трактуют как осознанное побуждение, что приводит действие для удовлетворения какой-либо человеческой потребности. Мотивы непосредственно предшествуют конкретному поведению человека и