Научная статья на тему 'ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ'

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
51
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОДРОСТКИ / ФОРМИРОВАНИЕ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Певцаева А.Г.

В статье рассматриваются проблемы поиска педагогических условий, способствующих формированию творческих способностей подростков с использованием проектной деятельности. В основу исследования проблемы формирования творческих способностей положены результаты тестирования, анкетирования опросников, позволяющие выявить уровень творческих способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Певцаева А.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT ACTIVITY AS A MEANS OF FORMATION OF CREATIVE ABILITIES OF TEENAGERS

The article deals with the problems of finding pedagogical conditions that contribute to the formation of creative abilities of adolescents using project activities. The study of the problem of the formation of creative abilities is based on the results of testing, questionnaires, allowing to identify the level of creative abilities

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ»

УДК 37

Певцаева А.Г.

магистрант Елабужский институт Казанский федеральный университет (Елабуга, Россия)

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы поиска педагогических условий, способствующих формированию творческих способностей подростков с использованием проектной деятельности. В основу исследования проблемы формирования творческих способностей положены результаты тестирования, анкетирования опросников, позволяющие выявить уровень творческих способностей.

Ключевые слова: проектная деятельность, подростки, формирование, творческие способности.

Проблема развития творческих способностей является одной из ключевых в системе современного образования. Творчество - самый сильный импульс в развитии человека. Л.С. Выготский отмечал: «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее»[4]. Творчество запрашивает от личности высокой информированности в той области, в которой она желает творить.

Я считаю, что проектная деятельность дает большие возможности для формирования творческих способностей подростков. Понятие «проектная деятельность» тесно связано с такими дефинициями как «проект», «деятельность» и «творчество». Эти термины имеют различный характер с точки зрения разных отраслей науки.

В ходе реализации проектной деятельности формируется проектное мышление. Проектное мышление - процесс обобщенного познания действительности, в ходе которого учащиеся используют технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения проектов по созданию товаров и услуг от идеи до ее реализации.

Мне импонирует точка зрения Д.Б. Богоявленской, что творчество - это деятельность человека, в результате которой рождается что-то новое, неповторимое, оригинальное, представляющее культурную или материальную ценность, уникальность [1].

Мной было проведено исследование, целью которого являлось теоретическое обоснование и реализация педагогических условий, инициирующих формирование творческих способностей подростков средствами проектной деятельности. Экспериментальное исследование осуществлялось на базе общеобразовательной школы №3 г. Елабуга. В исследовании приняли участие учащиеся седьмых классов в возрасте 14 лет в количестве 30 человек. На первом этапе нашего исследования мы провели диагностику творческих способностей подростков.

Для диагностики уровня творческих способностей подростков мы выделили следующие критерии: когнитивно-эмоциональный, личностно-креативный. Показателями когнитивно-эмоционального критерия являются: беглость, сопротивление замыканию, гибкость, точность, оригинальность, разработанность идеи. Личностно-креативный критерий предполагает выявление уровня личностной креативности. С целью диагностики уровня личностной креативности подростков мной использован метод тестирования по опроснику «Уровень личностной креативности» Джонсона в адаптации Е.Е. Туник. По результатам адаптированного опросника Джонсона мы получили результаты, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1. Уровень творческих способностей подростков

Уровень Группы

творческих Экспериментальная Контрольная

способностей Количество % Количество %

Низкий 4 26,7 4 26,7

Средний 8 53,3 9 60

Высокий 3 20 2 13,3

Анализ результатов позволяет заметить, что высокий уровень творческих способностей имеют 3 человека (20%) в экспериментальной группе и 2 в контрольной группе (13,3%). Низкий уровень творческих способностей имеют по 4 человека (26,7%) в экспериментальной и контрольной группе. Большинство испытуемых продемонстрировали средний уровень творческих способностей: 8 испытуемых (53,3%) в экспериментальной группе и 9 испытуемых (60%) в контрольной группе. По результатам полученных данных можно сделать вывод о преобладании у испытуемых обеих групп среднего уровня развития творческих способностей.

С целью изучения творческих способностей, таких как беглость (легкость, продуктивность), гибкость, оригинальность я провела тестирование по методике Дж. Гилфорда «Варианты употребления предметов» точность.

Уровень творческих способностей (беглость, гибкость, оригинальность, точность)

Уровень творческих способностей Группы

Экспериментальная Контрольная

Количество % Количество %

Низкий 6 40 10 66,7

Средний 6 40 3 20

Высокий 3 2 2 13,3

Из полученных данных мы видим, что высокий уровень имеют 3 человека (20%) в экспериментальной группе и 2 человека в контрольной группе (13,3%). Средний уровень у 6 человек (40%) в экспериментальной группе и у 3 человек (20%) в контрольной группе. Низкий уровень у 6 человек (40%) в экспериментальной группе и у 10 человек (66,7%) контрольной группе.

В результате полученных результатов мы можем прийти к выводу, что у большинства подростков контрольной группы по данной методике преобладает низкий уровень творческих способностей, тогда как у экспериментальной группы равное количество испытуемых показали низкий и средний уровень творческих способностей.

Мы предположили, что формирование творческих способностей подростков с использованием проектной деятельности будет эффективным, если реализовать следующие педагогические условия: мотивационную направленность на самореализацию участников проектной деятельности; использование активных методов взаимодействия педагогов и учащихся, организация группового взаимодействия; установление педагогически целесообразных субъект-субъектных взаимоотношений между педагогом -педагогом и учащимися.

Для оценки защиты выполненного проекта я использовали следующие критерии:

- качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность,

- объем и глубина знаний по теме (или предмету), эрудиция

- культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, импровизированное начало, удержание внимания аудитории.

- ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и убежденность, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон проекта.

- деловые и волевые качества докладчика: ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность[3,7].

Данное исследование дает возможность констатировать, что реализованные педагогические условия способствуют успешному формированию творческих способностей у подростков с использованием проектной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] М.: Академия, 2002. -320 с.

2. Вдовина С.А. Проблемные ситуации как средство развития креативности школьников // Культура и образование.2014.- №12(16).- С.25.

3. Воронина Е.В., Музыченко О.В. Социальное проектирование как средство профессионального самоопределения // Молодой ученый.2016.- №6.- С.30.

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 2001.-356с.

5. Дереча И.И. Этапы педагогической поддержки развития творческой одаренности младших школьников // Концепт.-2013.-№05(май).- ART13108.-0,4п.л.- URL:http:// e-koncept.ru /2013/13108.htm.- Гос.рег.Эл № ФС77- 49965.-USSN2304-120X.

6. Дереча И.И. Технологии организации воспитательного процесса. - Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П.Ершова, 2012. - 186с.

7. Дереча И.И., Линник Н.Н. Аутентичный способ оценивания ключевых компетенций школьников в условиях перехода на ФГОС // межвузовский сборник научных статей. - Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2013. С. 189 -191.

8. Комарова Ю.В., Слизкова Е.В. Технология «дебаты» в формировании мыслительных операций у подростков: от теории к практике //Научный поиск в современном мире. - Махачкала.2015.- С.209-210.

9. Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе: неиспользуемые возможности // Вопросы образования. - 2015.- №3. - С. 292-307.

Pevtsaeva A.G.

Master's student Yelabuga Institute Kazan Federal University (Yelabuga, Russia)

PROJECT ACTIVITY AS A MEANS OF FORMATION OF CREATIVE ABILITIES OF TEENAGERS

Abstract: the article deals with the problems of finding pedagogical conditions that contribute to the formation of creative abilities of adolescents using project activities. The study of the problem of the formation of creative abilities is based on the results of testing, questionnaires, allowing to identify the level of creative abilities.

Keywords: project activity, teenagers, formation, creativity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.