Научная статья на тему 'ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ'

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
МедиаVектор
Область наук
Ключевые слова
ПРОЕКТ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ПРИНЦИП МЕТАПРЕДМЕТНОСТИ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ / МЕТАДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Везетиу Екатерина Викторовна

В статье рассматривается проблема поиска методологических и методических основ процесса освоения будущих издателей метапредметных образовательных результатов. В исследовании обосновывается мысль о том, что внедрение в учебно-воспитательный процесс проектной технологии и привлечение будущих издателей к проектной деятельности позволит повысить уровень освоения учениками метапредметных образовательных результатов. В статье рассмотрены теоретические аспекты проектной деятельности и метода проектов, обоснована роль проектной технологии относительно решения проблемы повышения уровня освоения обучающимися метапредметных образовательных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Везетиу Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT ACTIVITY AS A WAY OF FORMING META-SUBJECT RESULTS IN THE LEARNING PROCESS

The article deals with the problem of searching for methodological and methodological foundations of the process of mastering metasubject educational results by students. The study substantiates the idea that the introduction of project technology in the educational process and the involvement of students in project activities will increase the level of development of metasubject educational results by students. The article considers the theoretical aspects of project activity and the project method, justifies the role of project technology in solving the problem of increasing the level of students ' development of metasubject educational results.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ»

включенными в пространство смыслов культурного наследия, они приобретают определенную специфику, переставая быть мифом, обрядом и ритуалом - самими по себе, внутренне самостоятельными, самодостаточными, существующими вне времени.

Установлено, что миф, ритуал, обычай и обряд - культурные универсалии, аккумулировавшие достижения культуры (Лихачев: «культура есть память») и ставшие основой формирования новых культурных «символических форм», в том числе, нематериального культурного наследия.

Обозначено, что миф, ритуал, обычай и обряд играют важную роль в сохранении и трансляции нематериального культурного наследия народа.

Список литературы:

1. Андрющенко, И. А. Сохранение культурного наследия как приоритетная задача региональных стратегий культурной политики / И. А. Андрющенко // Культура народов Причерноморья с древнейших времен до наших дней: Материалы конференции. ХЫ1 Международные научные чтения. - Симферополь: Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, 2017. - С. 26-29.

2. Жигульский, К. Праздник и культура / К. Жигульский; [пер. с польск.]. - М.: Прогресс, 1985.-336 с.

3. Леви-Брюль, Л. Первобытный менталитет / Л. Леви-Брюль. — СПб.: Европейский дом, 2002. - 399 с.

4. Лихачев, Д. С. Избранное: Мысли о жизни, истории, культуре / Д. С. Лихачев. -М.: Российский Фонд Культуры, 2006. - 336 с.

5. Лотман, Ю. М. Семиосфера / Ю. М. Лотман. - СПб.: Искусство-СПБ, 2000. -704 с.

6. Мелетинский, Е. М. Поэтика мифа / Е. М. Мелетинский. - М.: Восточная литература; РАН, 1995. - 408 с.

7. Хоруженко, Н. М. Культурология. Энциклопедический словарь / Н. М. Хоруженко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - С. 640.

8. Элиаде, М. Аспекты мифа / Мирча Элиаде; [Пер. с. фр. В. Большакова]. - М.: Инвест-ППП, 1995. - 240 с.

УДК 371

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Везетиу Екатерина Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» в г. Ялте.

Аннотация. В статье рассматривается проблема поиска методологических и методических основ процесса освоения будущих издателей метапредметных образовательных результатов. В исследовании обосновывается мысль о том, что внедрение в учебно-воспитательный процесс проектной технологии и привлечение будущих издателей к проектной деятельности позволит повысить уровень освоения учениками метапредметных образовательных результатов. В статье рассмотрены теоретические аспекты проектной деятельности и метода проектов, обоснована роль проектной технологии относительно решения проблемы повышения уровня освоения обучающимися метапредметных образовательных результатов.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, программа «Приоритет-2030» № 075-15-2021-1323.

Ключевые слова: проект, метод проектов, проектирование, проектная деятельность обучающихся, метапредметные образовательные результаты, принцип метапредметности,

метапредметный подход в образовании, метадеятельность обучающихся, образовательные стандарты, современные требования к результатам образования.

Annotation. The article deals with the problem of searching for methodological and methodological foundations of the process of mastering metasubject educational results by students. The study substantiates the idea that the introduction of project technology in the educational process and the involvement of students in project activities will increase the level of development of metasubject educational results by students. The article considers the theoretical aspects of project activity and the project method, justifies the role of project technology in solving the problem of increasing the level of students ' development of metasubject educational results.

This study was financially supported by the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, Priority-2030 programm N 075-15-2021-1323.

Keywords: project, project method, design, project activity of students, metasubject educational results, metasubject principle, metasubject approach in education, students ' meta-activity, educational standards, modern requirements for educational results.

Постановка проблемы. Методологическими ориентирами современного образования является его личностно-ориентированный характер, принципы гуманизации и гуманитаризации. Сегодня содержание образования рассматривается как одно из условий становления личности, успешного вхождения ее в жизнь общества.

Перед современным образованием стоит задача обучить, воспитать и подготовить будущего гражданина и специалиста к активной продуктивной жизнедеятельности в стремительно изменяющихся социокультурных, экономических, политических и мировоззренческих условиях. В этой связи возникает потребность формирования у будущих издателей метапредметных знаний и компетенций, универсальных учебных действий, гибкого мышления, что в совокупности направлено на развитие у них умения обучаться и применять полученные навыки и информацию для поиска оптимальные решений типичных и нестандартных жизненных и профессиональных ситуаций [1].

Так, современное образование берет курс на реализацию подготовки будущих издателей в образовательных организациях различного типа с учетом принципа метапредметности.

Для освоения будущими издателями метапредметных образовательных результатов, наряду с предметными и личностными, необходимо не только обновление содержание образовательных программ, но и технологий, методов и форм обучения подрастающего поколения. Одной из эффективных педагогических технологий, применение которой в учебно-воспитательном процессе учреждений образования позволит повысить уровень освоения обучающимися метапредметных образовательных результатов, современные исследователи обосновывают проектную технологию.

Целью данной статьи является обоснование дидактического потенциала проектной технологии в контексте решения проблемы повышения уровня освоения метапредметных образовательных результатов.

Изложение основного материала статьи. Проектная деятельность строится на применении в образовательном процессе метода проектов. Данный метод был разработан и внедрен в образовательную практику в первой половине XX века (Дж. Дьюи, В. Килпатрик) [5; 6]. Он обрел новую актуальность в современном информационном обществе. В частности, возросла популярность обращения к методу проектов в учебно-воспитательном процессе в контексте внедрения образовательных стандартов второго поколения.

В основу метода проектов положена идея, которая составляет суть понятия «проект» -то, что можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. С педагогической точки зрения, проект - это самостоятельно планируемая и реализуемая обучающимися работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности [12].

Современными теоретиками педагогической науки метод проектов определяется как личностно-ориентированный. В контексте данного метода реализуется обучение, основанное на самостоятельной деятельности учеников по разработке проблемы и оформлению ее практического результата [2; 10; 12].

Согласно определению Е. С. Полат, метод проектов представляет собой способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне определённым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [11].

В рамках данного исследования нам импонирует подход Р. А. Галустова и Н. И. Зубова, которые определяют метод проектов как систему обучения, гибкую модель организации учебного процесса, ориентированную на творческую самореализацию личности, благодаря развитию ее интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем педагога новых товаров и услуг, которые имеют субъективную или же объективную новизну, а также практическую значимость [3].

Метод проектов как педагогическая технология включает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своему содержанию.

Систему целеполагания метода проектов составляют

— формирование познавательных навыков у обучающегося;

— развитие умения независимо конструировать свой багаж знаний, ориентируясь в информационном пространстве;

— воспитание собственного критического и творческого мыслительного процесса.

По словам И. В. Домбровской, «важнейшей сущностной характеристикой метода проекта является его способность вовлекать в процесс эмоциональную, этическую, эстетическую сферы личности участников, которые зачастую остаются вне фокуса внимания» [4, с. 132].

На основе изложенного, под термином «проектная деятельность» будем понимать конструктивную и продуктивную деятельность личности, направленную на решение жизненно значимой проблемы, достижение конечного результата в процессе целеполагания, планирования и осуществления проекта.

В рамках образовательной деятельности, в отличие от иных видов проектной деятельности человека, работа обучающихся над проектом - это одновременно и процесс, и результат. Иными словами, педагог, привлекающий учеников к проектной деятельности, заинтересован не столько тем результатом (продуктом), на достижение (создание) которого направлены усилия обучающегося, сколько теми личностными образованиями (система знаний, умения, навыки, компетенции), которые сформируются у него в ходе работы над проектом.

В структуре проектной деятельности можно определить следующие компоненты: мотив, цель, способы, средства, предмет, результат. Главной характерной составляющей проектной деятельности является проблема, а точнее - проблемная ситуация, которая является типичной для определенной социальной группы или культурного явления [2].

Анализ требований современных государственных образовательных стандартов позволяет прийти к выводу, что ведущей задачей школы и учреждений дальнейшего обучения юных граждан России является формирование умения учиться. Данное умение выступает существенным фактором повышения эффективности освоения будущими издателями знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Новые требования к результатам образования обосновывают необходимость реализации реформирования и совершенствования содержания и форм обучения с опорой на принцип метапредметности, который выступает сегодня ведущим условием достижения высокого качества образования [7].

Так, в современных условиях актуализируется потребность обращения к метапредметному подходу в образовании. Данный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. Реализация обучения с опорой на принцип метапредметности позволяет интегрировать содержание учебных дисциплин, компилировать наиболее эффективные дидактико-методические направления развития предметного формы знания, открывает новые перспективы развития форм образовательной деятельности [7].

Реализация обучения, воспитания и развития подрастающего поколения, согласно ведущим актуальным педагогическим концепциям, направлена на достижение будущими

издателями не только предметных и личностных, но и метапредпретных результатов, комплексно направленных на формирование устойчивого умения учиться и иных универсальных учебных действий.

Разделяя мнению А. А. Кузнецова, термин «метапредметные результаты образовательной деятельности» будем понимать как способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов [8].

К обобщенным образовательным результатам, имеющим метапредметный характер, исследователи относят следующие:

— группы умений, которые в совокупности направлены на развитие способности личности организовывать собственную деятельность;

— знания, умения, навыки, способности, мотивы, составляющие ключевые компетенции, имеющие универсальное значение;

— готовность к профессиональному выбору и непрерывному совершенствованию в рамках профессии [7; 8].

С целью достижения будущими издателями метапредметных образовательных результатов в учебно-воспитательный процесс необходимо внедрение эффективных традиционных и инновационных технологий, методов и форм обучения.

Повышение уровня освоения метапредметных знаний и универсальных учебных действий, по мнению В. С. Лазарева, возможно путем обращения к проектированию в образовательной деятельности, так как оно «содержит специальные средства, позволяющие лучше анализировать проблемные ситуации, понимать, в чем состоит проблема, выявлять возможности для ее решения, оценивать, какие из существующих возможностей использовать предпочтительней, проектировать реалистичные цели, разрабатывать эффективные планы достижения целей, оценивать риски и снижать их» [9, с. 302]. В данном контексте проектирование понимается в значении категории преобразовательной деятельности, которая конструируется проектом.

В ходе работы над проектами у обучающихся формируются необходимые метапредметные умения, а именно:

— анализировать проблемные ситуации;

— проектировать цели;

— выдвигать и проверять гипотезы;

— планировать достижение целей;

— оценивать решения и делать обоснованный выбор;

— ставить и решать познавательные задачи;

— эффективно работать в творческом коллективе [9].

Выводы. Реализованное исследование позволяет прийти к выводу, что технология проектирования на сегодня — одна из наиболее распространенных видов обучающей и исследовательской работы. Она рассматривается как альтернатива классно-урочной системе в учебных заведениях, средство расширения познавательного кругозора обучающихся, возможность разнообразить и оптимизировать формы и методы обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Проектная деятельность будущих издателей эффективна, когда применяется как дополнение к другим видам урочного или внеурочного обучения, как средство ускоренного роста в личном и академическом плане.

Вовлечение обучающихся в проектную деятельность обеспечивает приоритет метапредметных социально значимых знаний и умений, что соответствует парадигме личностно-ориентированного гуманистического образования, так как именно такие знания и умения позволяют личности успешно реализоваться в социуме и профессиональной деятельности на протяжении жизни.

Список литературы:

1. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. - М. : Просвещение, 2010.

2. Балабанова О. И. Метод проектов при формировании технологической мобильности студентов техникумов // Современные проблемы науки и образования. -2012.-№ 1

3. Галустов Р. А., Зубов Н. И. Творческие проекты студентов ТЭФ. Под ред. Р. А. Галустова. - Брянск: Издательство БГПУ, НМЦ «Технология», 1999. - 152 с.

4. Домбровская И. В. Проектная деятельность в практике обучения профессиональному английскому языку: возможности и ограничения // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2017. - № 3. - С. 132-137.

5. Дьюи Дж. Мое педагогическое кредо // На путях к новой школе — на стороне подростка. - 2002. - № 3 http://www.altruism.rU/sengine.cgi/5/7/8

6. Килпатрик В. X. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе; [пер. с англ. Е. Н. Янжул]. - Л.: Брокгауз-Ефрон, 1925. - 43 с.

7. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М. : Просвещение, 2008

8. Кузнецов А. А. О школьных стандартах второго поколения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2.

9. Лазарев В. С. Проектная деятельность в школе: неиспользуемые возможности // Вопросы образования. - 2015. - № 3. - С. 292-307.

10. Лебедева А. И., Иванова Е. В. Метод проектов в продуктивном обучении // Школьная технология. - 2002. - №5. - С. 116-120.

11. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / под ред. Е. С. Полат. - М: Издательский Центр «Академия», 2001.

12. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 3. - С. 3-9.

УДК 339.138

НЕЙРОННЫЕ СЕТИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В СОЗДАНИИ МЕДИАКОНТЕНТА/У18иАЬСО]ЧТЕ]ЧТ

Вовк Екатерина Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь);

Бакаев Никита Сергеевич, студент 4 курса, направление подготовки «Реклама и связи с общественностью» Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь).

Аннотация. В данной статье рассматриваются нейронные сети как инструмент для создания медиаконтентаМзиакойеп! Авторами раскрыты ключевые понятия -нейронные сети и медиаконтент. Проанализированы нейронные сети как инструмент создания медиаконтента. Отражены возможности применения искусственного интеллекта для создания медиаконтента. Приведена аргументация актуальности применения искусственного интеллекта в медиасфере. Подробно рассказаны положительные стороны применений нейронных сетей в медиасфере. Исследование развивает наше представление о медиатрансформации контента в социальных сетях. В статье раскрывается специфика создания уникального визуального контента. Выделяются и описываются характерные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.