Научная статья на тему 'Проектная деятельность как одна из продуктивных форм работы по патриотическому воспитанию студентов'

Проектная деятельность как одна из продуктивных форм работы по патриотическому воспитанию студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проект / форма работы со студентами / патриотическое воспитание / архив / творческая лаборатория / проектная деятельность / олимпиады / конференции / Интернет-выставка / публикации / исторический источник / формирование патриотизма / гражданственность.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность как одна из продуктивных форм работы по патриотическому воспитанию студентов»

Фионова Л.Р.

д.т.н., профессор Пензенского государственного университета

flr@pnzgu.ru

Ладанова О.Ю.

к.п.н., доцент Пензенского государственного университета

Мапоуа.2011 @шаП.ги

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ПРОДУКТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ

Ключевые слова: проект, форма работы со студентами, патриотическое воспитание, архив, творческая лаборатория, проектная деятельность, олимпиады, конференции, Интернет-выставка, публикации, исторический источник, формирование патриотизма, гражданственность.

Патриотическое воспитание молодежи в настоящее время - одно из приоритетных направлений образования. Согласно государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (далее - Программа) целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России. Совершенствование и развитие успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по патриотическому воспитанию с учетом динамично меняющейся ситуации, возрастных особенностей граждан - важная задача реализации данной Программы.

В 2012-2016 годах в рамках Программы в Пензенском государственном университете разработан и реализован ряд проектов, направленных на совершенствование патриотического воспитания студентов. Одной из продуктивных форм работы является создание творческой лаборатории - архива «Учебный».

Архивы являются важнейшей частью социальной памяти, культурного наследия человечества. Проходят столетия, одно поколение сменяет другое, и память о содеянном каждым из них сохраняется в таком уникальном и бесценном источнике, как архивный документ. В настоящее время далеко не все наши граждане имеют достаточно четкое представление о работе архивов. А между тем их деятельность представляет как для общества в целом, так и для любого его гражданина значительный интерес. Знакомясь с архивным документом, студенты испытывают особое чувство прикосновения ко времени. Листая архивное дело или знакомясь с публикацией на основе архивных документов, студенты как бы переворачивают живые страницы далекой и одновременно близкой истории нашей родины. Чтобы на долгие годы сохранить эту историю и передавать ее из поколения к поколению, нужно «продлить жизнь» документу, то есть обеспечить его правильное хранение и использование. Вот почему в Пензенском государственном университете (ПГУ) на кафедре Информационного обеспечения управления и производства (ИнОУП) разработан и реализован проект «Творческая лаборатория» - создан архив «Учебный», целью работы которого является познание студента-ми-документоведами и архивоведами работы архивных служб на практике, приобщение к сохранению лучших традиций общества и государства.

Метод проектов - это способ организации самостоятельной деятельности студентов по достижению определенного результата, проектирование — это целенаправленная деятельность, позволяющая найти решение проблем и осуществить изменения в окружающей среде.

Проект проходил в несколько этапов:

• создание архива «Учебный» (то есть условий, максимально приближенных к профессиональной деятельности работника архивной службы, которые позволяют студентам в ходе учебного процесса работать с архивными документами);

• организация комплектования архива копийными документами, хранения и учета архивных документов;

• организация использования документов архива «Учебный».

Для осуществления цели был реализован ряд задач:

- Определена и изучена нормативно-методическая база, регулирующая вопросы организации архива.

- Разработаны нормативные документы архива «Учебный» ПГУ (положение, должностные инструкции работников, положения о структурных подразделениях, годовой план работы архива).

- Осуществлены комплектование архива копийными документами, в частности, создана коллекция архивных документов сотрудников кафедры ИнОУП ПГУ; хранение и учет архивных документов (заполнены книга учета поступления и выбытия документов, список фондов и листы фондов).

- Определена и изучена нормативно-методическая база, регулирующая вопросы использования документов архива.

- В соответствии с намеченными целью и задачами составлен план мероприятий.

При реализации проекта студенты под руководством преподавателей изучили нормативные методические документы:

1. Федеральный закон от 22.10.2004 №125-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об архивном деле в Российской Федерации». Из данного закона были взяты сведения об источниках комплектования государственного архива, виды архивных фондов.

2. ГОСТ Р 7.0.8-2013 СИБИД. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. (Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.10.2013 №1185-ст.). Из ГОСТа были взяты определения: архив, архивная коллекция, публикация архивных документов.

3. «Основные Правила работы архивов организаций» (одобрены решением Коллегии Росархива от 06.02.2002). На основании требований, прописанных в данном нормативно-методическом документе, были оформлены дела, принимаемые в архив, составлены описи дел, обзоры и исторические справки.

4. Приказ Минкультуры РФ от 18.01.2007 №19 (ред. от 16.02.2009) «Об утверждении Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 06.03.2007 №9059). Из данного документа были взяты формы акта приема-передачи архивных документов на хранение; листа-заверителя дела. Также на основании него производилось комплектование архива документами.

5. Приказ Минкультуры от 31 марта 2015 г. «Об утверждении Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях». (Зарегистрирован в Минюсте 7 сентября 2015 г. Рег. № 38830). В соответствии с этим документом в архиве «Учебный» были организованы хранение, комплектование, учет и использование документов.

6. Приказ Росархива от 11.03.1997 №11 «Об утверждении Регламента государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.07.1997 №1344). На основе данного Регламента был определен порядок ведения книги учета поступлений документов; списков фондов; списков дел и документов или их разновидности; листов фондов или заменяющие их документы, а также другие учетные документы.

Для изучения учетных документов по интересующей тематике был организовано посещение Государственного архива Пензенской области и Отдела архивного хранения документов Пензенского государственного университета.

7. Составление архивных описей. Методические рекомендации / Федеральная архивная служба России Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела. - М., 2005. На основе данных рекомендаций производилась классификация фондов архива «Учебный», в том числе по типовой схеме для фондов личного происхождения.

8. Примерное положение об архиве государственного учреждения, организации, предприятия (утверждено приказом Роскомархива от 18.08.1992 года № 176). В соответствии с этим документом определены состав документов, задачи, функции и права учебного архива.

9. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников государственных архивов, центров хранения документации, архивов муниципальных образований, ведомств, организаций, лабораторий обеспечения сохранности архивных документов». Согласно этому документу квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации». В соответствии с этим документом были разработаны должностные инструкции работников учебного архива.

10. Информационное письмо Росархива от 04.09.2015 «О планировании работы архивных учреждений Российской Федерации на 2016 год и их отчетности за 2015 год». В соответствии с этим документом составлен План работы архива «Учебный».

В результате этой работы совместными усилиями преподавателей и студентов были созданы условия для работы творческой лаборатории-архива «Учебный».

С целью организации работы архива «Учебный» были разработаны Положение об архиве, Должностные инструкции работников, Положения о структурных подразделениях архива, Годовой план работы архива.

Согласно этим документам учреждение архив «Учебный» создано по инициативе преподавателей и студентов кафедры Информационного обеспечения управления и производства Пензенского государственного университета с целью эффективной организации процесса обучения архивному делу 1 октября 2012 года как архив копий документов Государственного архива Пензенской области (ГАПО) и копий личных фондов архивных документов, сдаваемых фондообразователями в архив «Учебный» ПГУ с целью систематизации и последующей передачи в ГАПО.

Полное наименование структурного подразделения, закрепленное в Положении об архиве: Архив «Учебный». Местонахождение учреждения: ул. Красная, д.40, корп. 7, ауд. 305А, г. Пенза, 440026, Россия.

В соответствии с Положением архив не является юридическим лицом, создан с целью эффективной организации процесса обучения архивному делу в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.

По своей организационно-правовой форме архив является структурным подразделением кафедры ИнОУП. Учредителем является кафедра Информационного обеспечения управления и производства Пензенского государственного университета.

Архив не осуществляет бухгалтерский учет, предоставляет информацию о своей деятельности Учредителю. Финансовое обеспечение деятельности архива осуществляется за счет средств кафедры ИнОУП ПГУ на основании бюджетной сметы.

Архив не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), ведет статистическую отчетность, отчитывается о результатах деятельности в установленные сроки перед Учредителем. Архив «Учебный» имеет свой штамп, бланки.

Согласно Положению об архиве основной целью создания архива «Учебный» является эффективная организация процесса обучения архивному делу; осуществление деятельности по хранению, комплектованию, учету и использованию копий архивных документов и архивных фондов.

Целями деятельности архива являются:

• предоставление копий документов с целью обучения студентов архивному делу;

• постоянное хранение архивных копий документов и архивных фондов, хранящихся в архиве;

• обеспечение сохранности и учет копий документов, хранящихся в архиве;

• комплектование архива копиями документов Архивного фонда Российской Федерации, иными архивными документами на различных видах носителей в соответствии с законодательством Российской Федерации;

• создание информационно-поисковых систем, банков и баз данных о документах архива;

• ведение научно-исследовательской и методической работы в области архивоведения, документоведения и археографии;

• предоставление услуг в установленной сфере деятельности.

Для достижения указанных целей архив «Учебный» осуществляет следующие виды деятельности:

• осуществляет хранение и учет архивных копий документов и архивных фондов, поступивших в архив на законном основании;

• проводит работу по улучшению физического состояния копий документов, их реставрацию, консервационно-профилактическую обработку;

• проводит мероприятия по соблюдению особого режима хранения, учета и использования копий документов;

• составляет список организаций - источников комплектования; осуществляет прием документов на постоянное, долговременное и временное хранение, в том числе на договорной основе;

• проводит экспертизу научной, исторической и практической ценности документов, хранящихся в архиве;

• создает пользователю архивными документами условия, необходимые для поиска и изучения архивных документов;

• временно, до устранения повреждений, ограничивает использование копий архивных документов, признанных в установленном порядке находящимися в неудовлетворительном физическом состоянии;

• организует документальные выставки;

• выявляет архивные материалы и подготавливает к изданию сборники архивных документов, путеводители, перечни, указатели, справочники о составе и содержании документов архива и иные справочно-информационные издания;

• проводит совместно с научными учреждениями или самостоятельно научные исследования по архивоведче-ской и документоведческой тематике, участвует в научно-практических конференциях;

• разрабатывает перспективные и годовые планы работы архива.

Управление архивом «Учебный» осуществляется в соответствии с Положением на принципах демократичности, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности, единоначалия и самоуправления.

Структура и численность назначенных ответственными за работу архива студентов определяется в соответствии с Положением и закрепляется специальным документом - структурой учреждения, в котором указываются все структурные подразделения, наименование должностей и количество штатных единиц по каждой из должностей.

В архиве «Учебный» действуют следующие структурные подразделения: отдел хранения и комплектования, отдел учета, отдел использования. За документационное обеспечение архива отвечает заместитель куратора.

Организационная структура архива «Учебный» представлена на рис. 1.

Куратор

Заместитель куратора

Отдел хранения и комплектования

Отдел учета

Отдел использования

Рисунок 1.

Организационная структура архива «Учебный»

Отделы являются структурными подразделениями архива «Учебный». Каждый отдел возглавляет свой начальник, назначаемый и освобождаемый от должности куратором архива «Учебный».

В архив «Учебный» принято на хранение (вид приема - выборочный) копии 6-ти фондов различных организаций, содержащие документы как по основной деятельности, так и по личному составу (кадровые) и 13-ти фондов личного происхождения.

После того, как архив «Учебный» был создан, стало возможно использование архивных документов в реализации других проектов.

Формы использования архивных документов: информационное обеспечение пользователей в соответствии с их запросами и в инициативном порядке; представление документов пользователям для исследований; экспонирование документов на выставках; использование документов в средствах массовой информации; проведение информационных мероприятий; выдача документов во временное пользование; публикация документов.

Имея под руками архивные материалы, можно организовать исследовательскую работу студентов, работу по патриотическому воспитанию. Фонды архива «Учебный» позволяют организовать конкурс между командами студентов, который стал традиционным на кафедре ИнОУП ПГУ, начиная с 2013 года. Все студенты третьего и четвертого курсов, разделившись на бригады по 3-4 человека, работают над какой-либо проблемой, связанной с функционированием учебного архива. В конце первого семестра учебного года (по Положению с 20 по 28 декабря) результаты работы представляются в торжественной обстановке с использованием презентации на празднике-конкурсе по архивоведению. Архивные фонды личного происхождения преподавателей кафедры ИнОУП уже выставлялись на конкурсе по архивоведению, проходившем под названием «Загадочные архивы Шерлока Холмса» в 2015 году. Информация о проведении данного конкурса опубликована на официальном сайте Пензенского государственного университета (http://fVt.pnzgu.ru/news/2015/12/22/1133848).

В марте 2016 г. проект «Научно-техническая обработка коллекции архивных документов сотрудников кафедры «Информационное обеспечение управления и производства» Пензенского государственного университета» был представлен на II Межвузовской студенческой олимпиаде в номинации «Документоведение и архивоведение» и занял первое призовое место.

В июне-июле 2016 г. по результатам проекта была написана статья, представленная на 27 научно-практической конференции «Актуальные проблемы науки и образования студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава университета».

В августе 2016 г. дипломная работа выпускницы Журавлевой Л. А. «Научно-техническая обработка коллекции архивных документов сотрудников кафедры ИнОУП ПГУ» участвовала в III Международном конкурсе научно-методических и выпускных квалификационных работ «ГНОЗИС» среди студентов, бакалавров и магистрантов в области социальных, гуманитарных, естественных и технических наук» и заняла первое призовое место.

Было принято решение на основе документов коллекции разработать проект по созданию Интернет-выставки, посвященной юбилею сотрудника кафедры ИнОУП. К 1 октября 2016 г. работа была закончена. Интернет-выставка на основе коллекции архивных документов сотрудников кафедры ИнОУП размещена на официальном сайте кафедры ИнОУП (http://dep_inoup.pnzgu.ru). Результаты проделанной работы были представлены на XIII Всероссийском конкурсе научно-исследовательских и творческих работ молодежи «Меня оценят в XXI веке», проходившем в октябре 2016 года. Студентка Исаева Ю.И. стала лауреатом заочного этапа этого конкурса, представив проект в секции Краеведение «Создание Интернет-выставки на основе коллекции архивных документов сотрудников кафедры ИнОУП ПГУ». Тезисы работы опубликованы в сборнике по материалам конференции.

Параллельно велась работа по реализации проекта «Подготовка публикаций». Статья к 70-летию сотрудника кафедры ИнОУП Г.М. Тростянского сдана в набор в редакцию газеты «Университетский вестник». Номер вышел 10 ноября 2016 года.

Реализуемые в рамках проектной деятельности на кафедре ИнОУП мероприятия позволяют сформировать у студентов чувство гордости за свою страну, достижения российской науки, культуры и государственности, отечественного спорта, за трудовые свершения граждан, подвиги защитников Отечества.

Актуальность проектной деятельности обусловлена инновационной направленностью экономического развития: владение логикой и технологией проектирования позволит более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции и обеспечивает не только конкурентоспособность специалиста, но и формирует чувство патриотизма, гражданственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.