УДК 371
ПРОЕКТИРОВОЧНЫЕ УМЕНИЯ В СОСТАВЕ ПЕРСОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
© 2011 С.Г.Зоголь
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Статья поступила в редакцию 20.07.2011
В статье раскрывается роль и место проектировочных умений в структуре персональной компетентности будущего учителя.
Ключевые слова. Персонализация образования, персональная компетентность будущего учителя, проектировочные умения.
В условиях совершенствовании системы и содержания образования, поиска эффективных путей организации практики образования все большее значение приобретают идеи персонали-зации образования или персонализирующего образования. Основные положения персонали-зации образования, направленные на становлении личности (В.В.Грачев, В.В.Краевский, Е.В.Бережнова), разработку персональных путей реализации личностного потенциала каждого в образовании (А.В.Хуторской), инициацию образования, подъем сознания и личностного роста (Ю.В.Громыко), по нашему мнению, находят свое выражение в проблеме формирования персональной компетентности специалиста. Сформулированное впервые в 1996 году на симпозиуме «Ключевые компетенции для Европы» в контексте разработки пяти основных групп ключевых компетенций1, понятие «персональная компетентность» в настоящее время активно разрабатывается в менеджменте, в теории управлении персоналом (С.Пери, Г.Минт-зберг), в психологии (С.Гринспен, Дж.Дрискол в рамках теории практического интеллекта Р. Дж.Стернберга), в профессиональном образовании (Э.Ф.Зеер, С.А.Новоселова, Л.В.Тур-кина, А.Шелтен, Л.Ю.Шемятихина). Опираясь на идеи компетентностно-ориентированного образования, теорию развития субъективной реальности В.И.Слободчикова и Е.И.Исаева, представления отечественных и зарубежных исследователей о понятии «персональная компетентность», мы пришли к выводу о том, что персональная компетентность будущего учителя есть целостное личностное образование, интегрирующее индивидуально-ориентирован-
Зоголь Светлана Геннадьевна, ассистент кафедры педагогики и психологии художественного образования. E-mail: zogolswetlana@gmail. com
1 Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию. [Электронный ресурс] Режим доступа: http: / /www .urorao.ru/konf2005.php (Дата обращения 22.06.2008).
ные способности, психологическую готовность к профессионально-личностному развитию и саморазвитию, умения и навыки самоорганизации в учебной и развивающейся профессионально-педагогической деятельности.
В структуру персональной компетентности будущего учителя входят когнитивный, мотива-ционно-ценностный и деятельностно-рефлек-сивный компоненты. Практическую составляющую персональной компетентности будущего учителя несет в себе деятельностно-рефлек-сивный компонент, содержание которого, наряду с индивидуально-ориентированными способностями, уровнем самоорганизации, образуют рефлексивные и проектировочные умения. Исходя из того, что персональная компетентность будущего учителя является результатом образования - следствием саморазвития индивида, обобщения личностного и деятельностного опыта (В.А.Болотов, В.В.Сериков), а также следуя положениям исследователей о том, что нацеленность на получение практического результата характерна для процесса проектирования (И.А.Колесникова и М.П.Горчакова-Сибирская), являющегося ценностным механизмом процесса ориентации на активную жизнедеятельность (А.В.Кирьяковова), проектировочные умения позволят студентам целенаправленно выстраивать собственную жизненную стратегию, а в условиях профессионально-педагогической деятельности, сформированные проектировочные умения будут содействовать материализации результатов педагогического прогнозирования в конкретных планах обучения и воспитания (В.А.Сластенин).
Исследованием вопросов педагогического проектирования занимались Р.С.Бондаревская, Е.С.Заир-Бек, И.А.Колесникова, В.М.Лопат-кин, В.Е.Родионов, Г.П.Щедровицкий и др. Раскрывая сущность проектирования в образовании, Н.Г.Алексеев отмечает, что проектирование представляет собой идеальное промысли-вание и практическое воплощение того, что
возможно, и того, что должно быть, характерной особенностью которого является «создание новых продуктов и одновременно познание того, что лишь может возникнуть»2. Под педагогическим проектированием в психолого-педагогической литературе понимается 1) творческий процесс мысленного моделирования, умственное предвосхищение учителем процесса обучения каждого ученика и его результатов; вид дидактической деятельности, предшествующий организации дидактического процесса (Л.Клин-берг)3; 2) осуществление инноваций, глубокий рефлексивный анализ реализации каждого этапа деятельности (Р.С.Бондаревская)4; 3) полифункциональная деятельность, возникающая в связи с необходимостью преобразований в образовательных системах, объекты которой обладают способностью к самоорганизации (В.Е. Радионов)5.
Исследуя персональную компетентность будущего учителя, мы изучали следующие проектировочные умения (Н.В.Кузьмина): 1) осуществлять перспективное планирование стратегических, тактических и оперативных задач и способов решения; 2) предвидеть возможные варианты решения системы педагогических задач в течение всего образовательного времени, на которое ведется планирование; 3) намечать результаты, которые необходимо достичь к окончанию выполнения той или иной работы; 4) проектировать содержание учебного предмета; 5) проектировать собственную педагогическую деятельность; 6) научить учащихся ставить и реализовывать цели самостоятельной работы; 7) научить учащихся ставить цель учебной работы, планировать ее достижение, предусматривать возможные трудности.
Для изучения степени развитости проектировочных умений у будущих учителей, мы обратились к студентам 2 курса факультета художественного образования отделения «Музыка» ПГСГА с предложением проранжировать представленные проектировочные умения в порядке их субъективной значимости. Математическая обработка с помощью статистической программы SPSS 14.0 (Statistical Package for Social Science) позволила определить средние значения проектировочных умений, их стандартное отклонение и ранги. Ведущим проектировочным умением для студентов отделения
2 Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: 1996. - С.50.
3 Клинберг Л. Проблемы теории обучения. - М.: 1984.
4 Бондаревская Р. С. Педагогическое проектирование в контексте инновационной образовательной деятельности // Человек и образование. - 2009. - №4. - С.94 - 96.
5 Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проек-
тирование. - СПб.: 1996.
«Музыка» является умение осуществлять перспективное планирование стратегических, тактических и оперативных задач и способов решения (1 ранг - 3,31); затем следуют умения: намечать результаты, которые необходимо достичь к окончанию выполнения той или иной работы (2 ранг - 3,50); предвидеть возможные варианты решения системы педагогических задач в течение всего образовательного времени (3 ранг - 3,81); проектировать собственную педагогическую деятельность (4 ранг - 4,00); проектировать содержание учебного предмета (5 ранг - 4,00); научить учащихся ставить и реали-зовывать цели самостоятельной работы (6 ранг -4,50); научить учащихся ставить цель учебной работы, планировать ее достижение, предусматривать возможные трудности (7 ранг - 4,75).
Из представленных выше результатов видно, что низкие ранги занимают умения, связанные с проектированием педагогической деятельности. Студенты 2 курса рассматривают проектировочные умения односторонне, связывая их только с деятельностью учителя, не учитывая при этом, что процесс обучения носит двухсторонний характер, а самое главное, направлен на «обеспечение условий для творческого самовыражения и личностной самореализации учени-ка»6. В этой связи перед нами встала необходимость формирования у студентов понимания значимости владения проектировочными умениями в процессе педагогической деятельности. С целью достижения этой задачи мы разработали и включили в курсы учебных дисциплин задания на формирование способности переакцентировать будущего учителя на деятельность ученика, его творческие силы и возможности. Анализ учебного плана специальности «Музыкальное образование» показал, что большими возможностями в этом плане обладают учебная дисциплина «Музыкально-педагогические практикумы» и педагогическая практика в общеобразовательной школе. С понятием «проектировочные умения» и их ролью в профессионально-педагогической деятельности учителя музыки, студенты знакомятся в курсах «Педагогика», «Теория музыкального образования». Однако дисциплина «Музыкально-педагогические практикумы» и педагогическая практика позволяют студенту приблизиться к реальной педагогической действительности в условиях учебной деятельности. Одним из видов работы на «Музыкально-педагогических практикумах» (2 курс) является практическое освоение всех видов музыкальной деятельности, имеющих место на уроках музыки в школе. Студенты учатся
6 Смоляр А.И. Формирование профессионального самосознания учителя: теория и методика: Монография. -М.; Самара: 2002. - С.139.
планировать, разрабатывать серии уроков, т.е. проектировать педагогическую стратегию в целом. С учетом основных положений ФГОС начального общего образования (Стандарты второго поколения), мы предложили студентам задания, направленные на разработку планируемых результатов (личностных универсальных учебных действий и метапредметных: познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий) предмета «Музыка». На основе требований ФГОС к результатам обучающихся, примерной программы начального общего образования по предмету «Музыка», авторских программ по музыке (Д.Б.Кабалевского, Г.П.Сергеевой, Г.С.Риги-ной и т.д.) студенты учились прогнозировать результаты развития учащихся в ходе изучения темы или раздела.
Для педагогической практики в школе нами были разработаны следующие учебно-исследовательские задания: «Прогнозирование учебных возможностей школьников» (учебно-методическая практика, 3 курс, VI семестр), «Организация учебно-познавательной деятельности школьников» (технологическая практика, 4 курс, VII семестр), «Изучение художественно-эстетической среды образовательного учреждения» (преддипломная практика, 4 курс, VIII семестр).
Учебно-исследовательское задание «Прогнозирование учебных возможностей школьников» направлено на изучение трудностей, с которыми могут столкнуться учащиеся в процессе изучения темы. Для выполнения задания студентам предлагался следующий план работы: 1) Изучите содержание программы по музыке четвертой четверти. 2) Изучите методические рекомендации к этой части программы. 3) Выделите круг знаний, умений, навыков (УУД), которыми должен овладеть школьник в четвертой четверти. 4) Предположите трудности в обучении, с которыми могут встретиться школьник и учитель. 5) Смоделируйте методы и приемы работы, которые позволили бы преодолеть предполагаемые трудности школьников. 6) Оцените знания, умения, навыки (УУД), которыми овладели школьники к концу четверти. Насколько оправдались ваши предположения.
Учебно-исследовательское задание «Организация учебно-познавательной деятельности учащихся» направлено на формирование умений планировать учебно-познавательную деятельность школьников. Ориентиром в работе для студентов был следующий план: 1) Изучите содержание программы по музыке второй четверти (цель, задачи, основные вопросы, темы, количество часов, отводимых на изучение
тем). 2) Изучите календарно-тематическое планирование второй четверти учителя музыки. 3) Сравните количество часов, отводимых на изучение темы по программе «Музыка» и по календарно-тематическому плану учителя музыки. 4) Выделите темы (и основные вопросы к ним) на изучение которых, по вашему мнению, необходимо выделить большее количество времени. 5) Обоснуйте сделанный вами вывод. 6) Составьте календарно-тематический план работы (с указанием дополнительного материала).
Учебно-исследовательское задание «Изучение художественно-эстетической среды образовательного учреждения» направлено на выявление роли и места художественного образования в образовательном пространстве школы. Студентам предлагался следующий план работы: 1) Изучите статью Ю.Б.Алиева «О видах искусства, базовых для школьной практики художественного образования» (актуальность, основные идеи). 2) На основе собственных наблюдений, интервьюирования учителей художественно-эстетического цикла, опишите, какова роль художественного образования в школе. 3) Соотнесите идею Ю.Б.Алиева о базовом художественном образовании с опытом работы школы. 4) Опишите, насколько находит свое воплощение в школе идея базового художественного образования. 5) Выделители дополнительные меры, которые, по вашему мнению, необходимо предпринять.
Результаты повторно проведенного нами ранжирования (4 курс) показали значительные изменения в самооценке проектировочных умений студентов: умение проектировать собственную педагогическую деятельность переместилось с четвертого на первое место (2,87); умение проектировать содержание учебного предмета - с пятого на третье место (3,31); умение научить учащихся ставить и реализовывать цели самостоятельной работы - с шестого на четвертое место (4,18); умение научить учащихся ставить цель учебной работы, планировать ее достижение, предусматривать возможные трудности - с седьмого на пятое место (4,56) и т.д. Результаты исследования позволяют нам говорить об эффективности выбранного нами направления в работе по формированию проектировочных умений будущего учителя, входящих в состав его персональной компетентности.
THE PROJECT ABILITIES IN THE PERSONAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS
© 2011 S.G.Zogol°
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
The role and place of the project abilities in the structure of future teachers' personal competence reveal in the article.
Key words. Education personalization, future teachers' personal competence, project abilities.
Svetlana Gennadievna Zogol, assistant professor of the department of pedagogy and psychology of the artistic formation. E-mail: zogolswetlana@gmail. com