Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №5, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 5, 2017
УДК 72.01(07) (Теория, философия, эстетика архитектуры. Учебные пособия и руководства. Пособия для преподавания и практической подготовки)
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗДАНИЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ СРЕДЫ В ЗАДАННОЙ ПРОПОРЦИИ
© 2017 Г.Н. Рассохина
Рассохина Галина Николаевна, кандидат архитектуры, доцент. E-mail: [email protected]
Самарская региональная организация Союз архитекторов России. Самара, Россия Самарский государственный технический университет. Самара, Россия
Статья поступила в редакцию 12.05.2017
В статье поднимается вопрос о принципах проектирования «в заданных пропорциях» - основном в проектировании исторической среды. Данный принцип позволял увязать все городские сооружения с человеком и окружающим пространством, делая среду «гармоничной». Вывод. Можно и далее рассматривать принципы проектирования архитектурных объектов в любой заданной пропорции, но очевидны такие закономерности: 1) чем выше объект, тем меньше зона его фактического влияния. Это объясняет расположение вертикальных доминант на площадях, где пересекаются транзитные людские потоки: занимая мало места, они не являются «психологическим» препятствием; 2) чем «горизонтальнее» объекты, тем более «мощный» фронт застройки они формируют, сглаживая силуэт и делая неощутимыми «ритмические шаги»; 3) все пропорции по значимости идентичны, нет «плохих» и «хороших»; их использование подчиняется конкретным градостроительным задачам. Важно научиться проектировать объект в «заданной пропорции» и уметь изменять пропорцию в пределах одного объекта - для получения определённого психологического эффекта, как это делали зодчие прошлых веков; 4) часто величину пропорции задаёт сам рельеф, поэтому проектирование нужно начинать с построения модульной сетки рельефа, которая укажет, в какое число целых квадратов вписываются горизонтали.
Ключевые слова: геометрическая модульная сетка, возрастающие и убывающие ряды подобных геометрических фигур, контрольные точки, силуэтообразующие линии, симметричные и асимметричные объекты.
Наложение геометрической модульной сетки города на планы и фасады памятников архитектуры, на конструкции сводов свидетельствует о том, что без неё не создавался ни один шедевр мирового зодчества. Универсальность и широчайшее её применение в архитектуре объясняется древними мерами, связанными со строением (пропорциями) канонического человека, и довольно простыми методами строительства - с использованием трости, мерной верёвки и т.п.
На рис. 1 показан «человек», вписанный в «квадрат»: мы видим прямые и диагональные «сажени», меры, использующие треугольники в 30 и 45 градусов. Поэтому проектирование на геометрической модульной сетке, исходным модулем которой является человек, устанавливает гармоническую связь всех объектов, как между собой, так и с Землёй, Вселенной.
Рис.1 «Человек есть мера всех вещей» (Протагор) ("The person is a measure of all things" (Protagor))
Рис.2 Возрастающие и убывающие статичные и динамичные ряды подобных геометрических фигур (The increasing and decreasing static and dynamic ranks of similar geometrical figures)
«Простая» геометрическая модульная сетка выводит на довольно сложное формообразование. На рис. 2 показаны возрастающие и убывающие статичные и динамичные ряды подобных геометрических фигур, которые могут быть использованы на фасадах, планах и разрезах. Разработанные автором принципы композиционного проектирования в заданных пропорциях
(горизонтальных и вертикальных) позволяют по-новому взглянуть на процесс проектирования зданий в архитектурной части (рис. 3, 4). Каждая пропорция имеет собственную модульную сетку и свои принципы построения, связанные с так называемыми «контрольными точками» и «силу-этообразующими линиями».
Рис.3 Модульный принцип силуэтообразующих линий в различных исторических стилях (The modular principle the siluetoobrazuyushchikh of lines in various historical styles)
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №5, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 5, 2017
Рис. 4 Стилеобразующий принцип архитектуры в готическом стиле (The style forming principle of
architecture in Gothic style)
Контрольные точки располагаются в местах пересечений главных диагоналей с диагоналями каждого квадрата. Через них могут проходить вертикальные и горизонтальные членения объекта, границы фигур, они также могут служить центрами визуальных пауз. Все линии фасада, параллельные главным диагоналям, «соединяют» объект в единое целое, а проведённые под углом 45 градусов - делят его на число пропорции. Отметка чистого пола проходит по нижней стороне квадратов, через верхние углы крайних квадратов проводятся «силуэтообразующие» линии параллельно главным диагоналям, через нижние - «цокольные» линии.
«Силуэтообразующие» линии, доведённые до уровня земли, определяют зону фактического психологического влияния здания, которая может не совпадать с границами участка. При помощи этой линии определяют высоту примыкающих объёмов, оград, ворот и других объектов проектируемого ансамбля, что проводится путём проведения горизонтальных линий из контрольных точек.
Различают верхнюю и нижнюю части объекта проектирования, а также главную вертикальную ось, проведённую через точку пересечения главных диагоналей. На вертикальной оси желательно располагать самые крупные и самые выразительные формы, к числу которых относятся шар (круг, овал) и шатёр (треугольник, трапеция). Проектирование симметричных и
асимметричных объектов можно свести к перестановке местами вертикальных осей - главной и второстепенной. Используя закономерности композиционного проектирования объектов в разных пропорциях, можно регулировать фронты застройки, делая их «рыхлыми» или «плотными». «Лес» доминант получается при использовании зданий вертикальной композиционной структуры, так как чем выше объект, тем меньше у него зона фактического влияния. С другой стороны, преобладание горизонтально структурированных зданий может свести трёхмерное архитектурное пространство к «одномерному».
Практика застройки исторических городов с формированием различных типов фронтов застройки даёт очень интересный материал для анализа, результаты которого можно с успехом использовать в учебных целях, создавая фронты застройки, в которых зона фактического влияния совпадает с «границами» участка, при этом большую роль в визуальном сокращении размеров участка играет высота заборов. Следует отметить, что выбор «заданной пропорции» тесно связан с уклоном участка (нужно посмотреть в какое число квадратов вписывается горизонталь).
Пропорция 1:1 (рис. 5) узнаётся по углу наклона выступающих элементов в 45 градусов, сочетанию двух взаимодействующих цветов, наличию одной «контрольной точки» на фасаде. Сооружения в данной пропорции могут иметь любые габаритные размеры (собор Нотр-Дам,
многоэтажный «круглый дом» в Париже, одно-двухэтажные исторические здания). При работе с цветом важно помнить, что цветовой круг, состоящий из 12, 24 или иного количества частей, использует всего три чистых цвета: голубой (синий), жёлтый (золотистый) и красный (алый).
ПРОШИВ И
Рис. 5 Пропорция 1:1 (Proportion 1:1)
Для учёта ориентации по сторонам света синий сектор (цвет севера) располагается вверху круга, жёлтый - справа, красный - слева. Цветовой круг выполняется последовательным наложением трёх основных цветов методом лессировки.
Рис. 6 Пропорция 1:5 (Proportion 1:5)
В пропорции 1:2 используются три цвета (например, один основной и два дополнительных), количество «контрольных точек» увеличивается до пяти, взаимодействуют между собой одна основная форма и две дополняющих её. В пропорции 1:3 также пять точек, но изменились характер членения объекта, наклон «силуэтообразую-щих линий», количество взаимодействующих цветов (один и три) и взаимодействующих форм
(одна и три). В пропорции 1:4 число «контрольных точек» увеличивается до 13, взаимодействующих цветов и форм - до пяти. В пропорции 1:5 (рис. 6) также 13 точек, но они не совпадают с «предыдущими» по вертикальным и горизонтальным отметкам. И так - в каждой пропорции: изменяется число контрольных точек, используемых цветов и взаимодействующих форм.
шпорцм г t
Рис. 8 Пропорция 2:1 Рис. 7 Пропорции 2:1; 3:1; 4:1 Пропорции в главных исторических доминантах городов, где есть колокольни церкви, башни (Proportions in the main historical dominants of the cities where there are bell towers of church, towers)
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №5, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 5, 2017
В вертикальных пропорциях вертикальное построение изменяет наклон диагоналей и «си-луэтообразующих» линий, преобладает много-цветие и разнообразие форм. В пропорции 2:1 парные цвета (и две формы) более важны, чем один цвет (и одна форма), взаимодействующий с ними. В пропорции 6:1, как и в горизонтальной 1:6, 21 «контрольная» точка, но динамическая устремлённость вверх, наклон силуэтообразую-щей линии, формообразование, количество взаимодействующих форм и цветов совершенно отличают её от всех остальных. В таких пропорциях выполняются главные доминанты городов, колокольни церквей, башни (рис. 7, 8).
Вывод. Можно и далее рассматривать принципы проектирования архитектурных объектов в любой заданной пропорции, но очевидны такие закономерности: 1) чем выше объект, тем меньше зона его фактического влияния. Это объясняет расположение вертикальных доми-
нант на площадях, где пересекаются транзитные людские потоки: занимая мало места, они не являются «психологическим» препятствием; 2) чем «горизонтальнее» объекты, тем более «мощный» фронт застройки они формируют, сглаживая силуэт и делая неощутимыми «ритмические шаги»; 3) все пропорции по значимости идентичны, нет «плохих» и «хороших»; их использование подчиняется конкретным градостроительным задачам. Важно научиться проектировать объект в «заданной пропорции» и уметь изменять пропорцию в пределах одного объекта - для получения определённого психологического эффекта, как это делали зодчие прошлых веков; 4) часто величину пропорции задаёт сам рельеф; поэтому проектирование нужно начинать с построения модульной сетки рельефа, которая укажет, в какое число целых квадратов вписываются горизонтали.
1. Рассохина, Г.Н. Методика проектирования здания-памятника в составе историко-культурного комплекса (на примере «дома игумении» Иверского монастыря) // Исследования в области архитектуры, строительства и охраны окружающей среды: тез. докл. Областной научно-техн.конф. Самара, САМГАСА, 1998.
2. Рассохина, Г.Н. Код развития Самары заключен в древнейшей ее части // СамАРХ, №6, 1998 (июнь).
3. Самара историческая: историко-градостроительное развитие в конце XVI - начале XX века (Буклет) / сост. Рассохина, Г.Н. Самара, АртКолор, 2001.
4. Самарский женский Иверский монастырь / сост. Рассохина, Г.Н. Самара, Самарский Дом печати, 1998. 16 с.
5. Рассохина, Г. Н. Метод композиционного проектирования: монография. Самара, Самарск. гос. арх. -строит, ун-т, 2006. 176 с.
BUILDING DESIGNING OF THE HISTORICAL ENVIRONMENT IN GIVEN ARCHITECTURAL PROPORTIONS
© 2017 G.N. Rassokhina
Galina N. Rassokhina, Candidate of architecture, Associate professor. E-mail: [email protected]
Samara Regional Organization Union of Architects of Russia. Samara, Russia Samara State Technical University. Samara, Russia
The article addresses the principles of designing "in given architectural proportions" - the main idea behind building historical environment. This rule allowed designers "to combine" all city constructions with the person and the surrounding area in a balanced manner. Conclusion. It is possible to consider further principles of designing architectural objects in any set proportions, but the following regularities are obvious: 1) the higher the object, the smaller the area of its actual influence. It explains the arrangement of vertical dominants on squares, where human transit streams meet: taking not enough place, such buildings are not a "psychological" obstacle; 2) the more horizontal lines there are in the objects, the more "powerful" front of the building they form, smoothing the silhouette and making "rhythmic steps" less perceptible; 3) all proportions are equally important, there are no "bad" or "good" ones; their use reflects specific town-planning objectives. It is important to learn to project an object in "the given proportions" and to be able to change a proportion within one object - for obtaining a certain psychological effect as it was done by architects of the last centuries; 4) the size of any proportion is often set by the building relief itself; therefore designing should begin with the creation of the relief's modular grid, which will specify the number of the perfect squares for the horizontal contours to fit.
Keywords: the geometrical modular grid, the increasing and decreasing ranks of similar geometrical figures, control points, silhouette-making lines, symmetric and asymmetric objects.
1. Rassokhina, G.N. Metodika proektirovaniya zdaniya-pamyatnika v sostave istoriko-kul'turnogo kompleksa (na primere «doma igumenii» Iverskogo monastyrya) (Technique of the Memorial Building Design as a Part of a Historical and Cultural Complex (on the Example of "The House of Abbesses" of Iversky Monastery)). Issledovaniya v oblasti arkhitektury, stroitelstva i okhrany okruzhayushchei sredy: tez. dokl. Oblastnoi nauchno-tekhn.konf. Samara, SAMGASA, 1998.
2. Rassokhina, G.N. Kod razvitiya Samary zaklyuchen v drevneishei ee chasti (The Code of Development of Samara Lays in its Most Ancient Part). SamARH, №6, 1998 (iyun').
3. Samara istoricheskaya: istoriko-gradostroitel'noe razvitie v kontse XVI - nachale XX veka. (Buklet) (Historical Samara: Historical and Town-planning Development at the End of 16th - the Beginning of the 20th century (Brochure)) / sost. Rassokhina, G.N. Samara, ArtKolor, 2001.
4. Samarskii zhenskii Iverskii monastyr' (Iversky Women's Monastery in Samara) / sost. Rassokhina, G.N. Samara, Samarskii Dom pechati, 1998. 16 s.
5. Rassokhina, G. N. Metod kompozitsionnogo proektirovaniya: monografiya (Method of the Composite Design: monograph). Samara, Samarsk. gos. arkh. -stroit, un-t, 2006. 176 s.